11
АРКТИКА. ИСТОРИЯ
Роман ИЛЮЩЕНКО
Первыми из русских
мореплавателей, кто осваи-
вал высокоширотные мор-
ские просторы, конечно,
следует считать бесстраш-
ных поморов. Уже в конце
XVI века Россия держала в
северных водах свой флаг.
ПЕТР БЫЛ ПЕРВЫМ
К этому времени в рус-
ском Поморье строилось
до 300 различных судов в
год для морской охоты,
промысла и каботажного
плавания. Но на военную,
государеву службу их по-
ставил царь Петр Алексее-
вич. Впрочем, очарованный
Западом, он не сумел по до-
стоинству оценить преиму-
щества поморских лодок для пла-
вания в суровых водах Арктики и
основал в Соломбале первую на
Севере государственную верфь.
Корабли на ней закладывались по
голландской технологии. И уже в
1694 году первый из шести по-
строенных здесь 24-пушечный
фрегат «Святой Павел» вместе с
купленным в Голландии 44-пу-
шечным кораблем «Святое проро-
чество» и яхтой «Святой Петр» во
главе с Петром вышел в море, со-
провождая восемь английских ку-
печеских судов.
Однако после смерти импе-
ратора судостроение на Белом
море сошло на нет. В 1728 году
шведский посланник в России
доносил своему правительству:
«Несмотря на ежегодную по-
стройку галер, русский галерный
флот сравнительно с прежним
сильно уменьшается, корабель-
ный же приходит в прямое разо-
рение, потому что старые кораб-
ли все гнилы, так что более четы-
рех или пяти линейных кораблей
вывести в море нельзя, а построй-
ка новых ослабела. В адмиралтей-
ствах же такое несмотрение, что
флот и в три года нельзя приве-
сти в прежнее состояние, но об
этом никто не думает».
ОТ ВЗЛЕТА ДО РАЗВАЛА
Как ни покажется странным,
ситуация начинает меняться к
лучшему с восшествием на рос-
сийский престол племянницы
Петра – курляндской принцессы
Анны Иоанновны. В 1730 году
военная коллегия приняла по-
становление об учреждении Ар-
хангельской верфи для построй-
ки военных кораблей и содержа-
ния судов для крейсерования в
северных водах. И за 10 лет со
стапелей сошло несколько 66-пу-
шечных фрегатов и два 54-пу-
шечных корабля. Для их базиро-
вания избрали удобную Екатери-
нинскую гавань в Кольском за-
ливе. Так была заложена первая
русская военно-морская база в
Заполярье.
К началу Первой мировой в
Александровске (ныне Поляр-
ный) имелась постоянно действу-
ющая ВМБ флотилии Северного
Ледовитого океана, которая сое-
динялась железной дорогой с
только что построенным неза-
мерзающим портом Романов-на-
Мурмане («Календарь «ВПК»,
№ 38, 2016). Формирование
флотилии началось в сентябре
1916-го, и на начало следующего
года в ней числилось 66 боевых и
вспомогательных судов, среди
которых линкор, два крейсера,
шесть эсминцев и подлодка. На-
ходился в их числе и легендарный
«Варяг», выкупленный у Японии.
Во время войны большой актив-
ности флотилия не проявляла, за-
нимаясь в основном конвоирова-
нием судов союзников.
После октября 1917-го рево-
люционные матросы подняли
было красные флаги на кораблях,
но не повезло: советская власть
сюда пришла позже, чем интер-
венты – бывшие союзники Рос-
сии по Антанте. Они фактически
приватизировали оставшиеся без
экипажей суда. Можно сказать,
что флотилия прекратила свое
существование, на боеспособных
судах командующий Северным
фронтом генералМиллер с остат-
ками своей немногочисленной
армии эвакуировался за границу.
В конце 1920 года Рабоче-
крестьянскому Красному флоту
на Белом море досталось лишь
несколько эсминцев и тральщи-
ков. По окончании Гражданской
войны все непригодные к службе
и устаревшие суда были списа-
ны, а ледоколы переданы торго-
вым портам. Несколько траль-
щиков включили в состав мор-
ских погранчастей ОГПУ. Из
остатков образовалась Беломор-
ская флотилия, однако уже в
1922 году ее расформировали
из-за отсутствия средств на со-
держание.
ПРИКАЗАНО КОПАТЬ
Вернуться к вопросу возрож-
дения флота на Крайнем Севере
пришлось к концу 20-х годов,
когда международная обстановка
начала резко осложняться и остро
встал вопрос защиты морских ру-
бежей Страны Советов. Также
требовалось положить конец
произволу, творимому в наших
территориальных водах норвеж-
скими и британскими рыбаками.
Правительство тогда посчитало,
что перебрасывать суда с Балти-
ки – основного донора возрож-
даемой флотилии – безопаснее по
внутренним путям, избегая пла-
вания вдоль враждебных берегов
Северной Европы.
Для этого весной 1930 года в
Совете труда и обороны (СТО)
СССР была подготовлена до-
кладная записка о сооружении
Беломорско-Балтийского водно-
го пути (ББВП), необходимого
по
военно-политическим
и
хозяйственно-экономическим со-
ображениям. С его строитель-
ством три флота из четырех ока-
зывались связанными между
собой внутренней водной систе-
мой, что позволяло маневриро-
вать ограниченными тогда сила-
ми. Предполагаемая глубина ка-
нала планировалась 5,5 метра.
Она допускала прохождение судов
класса река-море. Протяженность
канала – 227 километров. Затраты
на его постройку определялись в
60–70 миллионов рублей. Общее
руководство сооружением водно-
го пути предполагалось замкнуть
на СТО (ответственный – Ян
Рудзутак), непосредственно орга-
низацией работ должен был зани-
маться НКПС. Однако уже на
втором заседании СТО было
признано, что рабочей силы в не-
обходимых количествах НКПС
предоставить не сможет. А посе-
му принято решение о выполне-
нии всех тяжелых работ силами
заключенных. Таким образом, на
ОГПУ сначала было возложено
лишь обеспечение стройки, по-
лучившей статус всесоюзной,
дармовой рабочей силой. Но со
временем и НКПС, и СТО фак-
тически отошли от руководства,
единственными кураторами про-
екта остались будущий сталин-
ский нарком Генрих Ягода и на-
чальник ГУЛАГа Матвей Бер-
ман.
АРМИЯ БЕЛОМОРСТРОЯ
Хотя окончательный проект
Беломорканала был утвержден в
феврале 1932 года, к работам при-
ступили еще в конце 1931-го, а
длились они год и девять месяцев.
В рекордно короткие сроки было
построено более ста сложных ин-
женерных сооружений, проложе-
но 2500 километров железнодо-
рожных путей. Строили почти без
техники, в основном вручную.
Применялись главным образом
местные строительные материа-
лы: дерево, камень, грунт, торф.
Непосредственно строитель-
ством канала с 1931 по 1933 год
руководил Нафталий Френкель.
Именно ему приписывают идею
использования заключенных на
крупных народно-хозяйственных
объектах. Подразделение ГУЛАГа
на канале называлось Беломоро-
Балтийский лагерь (БелБалтЛаг),
а подневольных строителей име-
новали каналоармейцами. Кроме
них здесь на правах ссыльных ра-
ботали спецпоселенцы и вольно-
наемные, в основном специали-
сты. Условия жизни заключенных
были тяжелыми, но ненамного
отличались от тех, в которых на-
ходились спецпоселенцы или
даже «вольняшки». Норма пита-
ния первых зависела от фактиче-
ской выработки, за ударный труд
пайку увеличивали. Обычный ра-
цион заключенного-строителя
составляли 500 граммов хлеба и
баланда из морских водорослей.
Общая численность каналоар-
мейцев, задействованных в одно
время, не превышала 126 тысяч.
А всего сюда было отправлено
более четверти миллиона заклю-
ченных. Они выполнили земля-
ные работы объемом 21 миллион
кубометров, соорудили 37 кило-
метров искусственных путей. В
частности, была перенесена Мур-
манская железная дорога, кото-
рая мешала проведению земля-
ных работ. На строительство по-
тратили 101 316 000 рублей, из
которых 17 316 000 покрыто за
счет выполнения Беломорстроем
работ по договоренности с други-
ми организациями. По данным
архива УФСБ по Карелии, общее
число погибших при строитель-
стве и эксплуатации ББВП с 1930
по 1940 год составило 86 тысяч.
ОБЫЧНЫЕ ГЕРОИ
Открытие объекта, получив-
шего
гордое
наименование
Беломорско-Балтийский канал
имени Сталина, состоялось в авгу-
сте 1933 года. Но не дожи-
даясь официальной сдачи
в эксплуатацию, уже в мае
по ББВП начали переход
боевые корабли Балтфло-
та. В состав первой экспе-
диции особого назначения
(ЭОН-1) вошли эсминцы
«Урицкий» и «Куйбышев»,
сторожевики «Ураган» и
«Смерч», подлодки «Декаб-
рист» и «Народоволец». Пере-
ход сопровождался опреде-
ленными трудностями, свя-
занными в основном с мел-
ководьем, и длился 2,5
месяца. Следом прошла
ЭОН-2 в составе эсминца
«Карл Либкнехт», подлодки
«Красногвардеец» и сторо-
жевика «Гроза». Корабли с
Балтфлота составили основу
Северной военной флоти-
лии. Однако к началу Зимней
войны из 54 эсминцев ВМФ
СССР на Севере было только
восемь, а из 212 подводных
лодок – всего 15. К 22 июня
1941 года по ББВП удалось
переправить еще восемь под-
лодок, а к ее концу количество
эсминцев увеличилось до 17, сто-
рожевиков – до 51.
Подвиги
моряков-северо-
морцев в годы Великой Отече-
ственной войны хорошо извест-
ны. Силами Северного флота
уничтожено 413 вражеских
транспортов, 214 кораблей и
вспомогательных судов кригсма-
рине, сбито около 1300 самоле-
тов противника. Перевезено 1,7
миллиона тонн различных гру-
зов, спасено 59 терпящих бед-
ствие боевых кораблей и транс-
портов. Поднято со дна 196 еди-
ниц морской техники, извлечено
с затонувших судов 22 тысячи
тонн ценностей. В том числе
объем воинских перевозок соста-
вил свыше миллиона человек и
более 1,6 миллиона тонн грузов.
Корабли СФ провели 2568 судов
в 1471 конвое. При этом потери
составили лишь 0,47 процента от
общего количества транспортов.
Родина оценила своих героев по
достоинству. Первыми гвардей-
скими кораблями ВМФ СССР
стали четыре североморские под-
лодки, а одна из них – Д-3 «Крас-
ногвардеец» – еще и первой крас-
нознаменной. Бригада СФ стала
первым соединением подводных
лодок ВМФ СССР, награжден-
ным орденом Красного Знамени.
Она же первой получила и орден
Ушакова 1-й степени.
И еще малоизвестный факт. В
районе приграничного села Титов-
ка на берегу Баренцева моря перед
самой войной строился аэродром,
где также использовался труд не-
скольких сотен заключенных. С
началом боевых действий их не
успели эвакуировать в тыл, а в
первом же бою охрана лагеря
была перебита. Дальше, по вос-
поминаниям командира бригады
охраны водного района (ОВР)
Главной базы Северного флота
адмирала Василия Платонова,
случилось следующее: «Несмотря
на отсутствие стражи, репресси-
рованные организованно отсту-
пили вместе с войсками к Запад-
ной Лице. Ни один из них не
сдался в плен, не остался у врага.
Прибыв на кораблях в Поляр-
ный, они обратились к командо-
ванию с просьбой разрешить им
сражаться против фашистов и
честно воевали всю войну».
математическую школу-интернат при Ново-
сибирском госуниверситете. Требовалась
лишь легитимация этого события, но она за-
тягивалась из-за настроя, царившего в Ми-
нистерствах просвещения и высшего образо-
вания и среднего специального образования.
Чиновники готовились к проведению в Мо-
скве Международного конгресса, посвящен-
ного школьной математике, где один из ру-
ководителей собрался выступать босиком
для иллюстрации архаичности популярных
русских и советских учебников, написанных
еще в 1880-е годы А. П. Киселевым и адре-
сованных изначально босоногим крестьян-
ским детям. Академик Лаврентьев избегал
политизированных дискуссий о методике
математического образования, зато прекрас-
но знал, что во многом именно благодаря
доступным и понятным учебникам Киселева
была решена проблема неграмотности в
огромной стране. Лаврентьев разделял идеи
выдающегося педагога-математика и мето-
диста, стремясь на лекциях в ФМШ при
НГУ к простоте изложения, иллюстративно-
сти, уходу от абстрактного стиля.
Однако с Запада на физико-математическое
образование СССР широким фронтом над-
вигались не просто идеи и мода постмодер-
низма, но требования реформ, абстрактности
и формализации, дедуктивного метода «от
общего к частному», что плохо учитывало
особенности детского и подросткового вос-
приятия, но широко включалось в европей-
ские и американские учебники.
Понимая опасность волокиты, Лаврентьев
– кандидат в члены ЦК КПСС и депутат Вер-
ховного Совета СССР – своевременно про-
бил на самом высоком уровне право Прези-
диума СОАН утверждать учебные програм-
мы и планы НГУ, что позволило вузу как со-
ставнойчастиНовосибирскогоакадемгородка
выскользнуть из чиновничьих объятий Ми-
нистерства высшего и
среднего специального
образования и сфор-
мироваться в универ-
ситет нового типа,
включавший к тому же
специализированный
учебно-научный центр
для работы с талантли-
выми подростками.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
ИНТЕРНАТ
К настоящему вре-
мени в 33 российских
вузах созданы и работа-
ют специализированные
школьные подразделе-
ния физико-математи-
ческого и естественно-
научного профиля. Од-
нако особое место на
протяжении полувека
сохраняют три СУНЦ
при флагманских уни-
верситетах России и дополняемые Академиче-
ской гимназией им. Д. К. Фаддеева (СПбГУ),
образующие своеобразную систему.
За 53 года ее деятельности дипломы о
среднем образовании получили около 50
тысяч учащихся. 80 процентов из них продол-
жили обучение в ведущих отечественных вузах.
Среди выпускников – около 15 тысяч кандида-
тов и почти две тысячи докторов наук, не-
сколько десятков членов-корреспондентов и
академиков РАН.
Особенность физматшкол, которые с 1988
года стали называться специализированными
научно-учебными центрами, в следующем:
– многоэтапный конкурсный отбор луч-
ших старшеклассников;
– интеграция учебы с исследовательской
деятельностью (с участием большинства пре-
подавателей), в которую с учетом формирую-
щихся интересов включаются школьники;
– интернатная система жизни, формирую-
щая у подростков навыки коллективной дея-
тельности, самостоятельности, в итоге со-
ставляющая дополнительный ресурс личност-
ного развития.
Сегодня выпускники СУНЦ легче других
категорий молодежи поступают на престиж-
ные специальности, не только связанные с бу-
дущей деятельностью в науке, высокотехно-
логичном бизнесе и высшей школе, но и по-
пулярные сегодня IT, экономические, финан-
совые. К молодым людям, обладающим
навыками мышления и самообучения, прояв-
ляют повышенный интерес крупнейшие госу-
дарственные и частные корпорации.
ПЛЮС ЧУТЬЕ ДМИТРИЯ УСТИНОВА
Особая роль в создании физматшкол при
ведущих университетах принадлежит акаде-
мику М. А. Лаврентьеву и первому замести-
телю председателя Совета министров СССР
Д. Ф. Устинову. Многое объединяло этих
близких по духу людей, выдающегося ученого
и организатора науки с советским военачаль-
ником, крупным государственным деятелем.
Дмитрий Федорович Устинов, сталинский
нарком вооружения, возглавивший в марте
1953-го всю оборонную промышленность Со-
ветского Союза, прославился способностью
выбирать из предложенных проектов отлича-
ющиеся наивысшей эффективностью. Как
один из кураторов ОПК СССР привел его в
70-е годы к вершинам экономического и по-
литического могущества, однако в историю
отечественного образования вошел благода-
ря подписанию в 1963 году постановления
№ 905, посвященного организации работы с
талантливыми детьми и молодежью и факти-
чески давшего зеленый свет созданию школ
при ведущих университетах страны.
Что же касается Михаила Алексеевича
Лаврентьева – лауреата Ленинской и Государ-
ственных премий, Героя Социалистического
Труда, плодотворно работавшего в области
приложений математики и механики к обо-
ронным сферам народного хозяйства, то он
определенное время руководил исследовани-
ями прочности деталей конструкций авиаци-
онных моторов и других механизмов. Его от-
крытия в области теории колеблющегося
крыла, газовой динамики, механики сплош-
ных сред, теории взрывов, отмеченные высо-
кими государственными наградами, позволи-
ли в годы Великой Отечественной и позже
сохранить жизнь тысячам советских летчиков
и моряков. В 50-е годы Лаврентьев возглавил
работу по созданию ядерного артиллерийско-
го снаряда, успешно испытанного на Семипа-
латинском полигоне.
В организации работы с талантливыми
детьми и молодежью Лаврентьев выступил
идеологом и инициатором, а Устинов как зам-
предсовмина взял на себя ответственность.
Так решались стратеги-
ческие вопросы в СССР,
проявлялось реальное
доверие к ученым, вы-
страивались механизмы
взаимодействия науки и
власти.
Возникает вопрос:
есть ли сегодня доста-
точные основания для
привлечения в курсант-
ские ряды самых лучших
выпускников специали-
зированных
физико-
математических школ и
классов? Да, многие из
этой когорты молодежи
настроены на иную жиз-
ненную траекторию. Но
об
обнадеживающих
тенденциях свидетель-
ствует
возрастающий
конкурс в военные вузы.
В них все чаще поступа-
ют и выпускники специ-
ализированных физико-математических клас-
сов и школ, хотя вряд ли этот поток абитури-
ентов можно назвать достаточным.
Проблема заслуживает углубленной про-
работки с участием социологов, политологов,
военных аналитиков. В порядке обсуждения
оправданны следующие предложения:
– вынести на рассмотрение Общественно-
го совета при Минобороны вопрос о привле-
чении лучших выпускников специализиро-
ванных физико-математических классов и
СУНЦ флагманских университетов России в
военно-учебные заведения;
– сформировать заказ от имениМиноборо-
ны для проведения серии социологических ис-
следований по изучению жизненных планов
выпускников упомянутых классов и подразде-
лений университетов с целью выявления фак-
торов, позитивно или негативно влияющих на
военно-профессиональную ориентацию;
– по итогам исследований выработать
комплекс мер для целенаправленной и долго-
временной деятельности в данном направле-
нии органов образования, военного управле-
ния, военкоматов, администраций учебных
заведений;
– подготовить и выпустить печатное изда-
ние с результатами социологических исследо-
ваний в помощь организаторам военно-
профессиональной ориентации и руководите-
лям учебных заведений;
– открыть в изданиях Минобороны специ-
альную рубрику «Новое поколение военной
элиты России» с целью привлечения талант-
ливой молодежи в офицерский корпус.
Пополнение военных вузов перспектив-
ными курсантами, способными в короткие
сроки достичь высокой планки кандидатов и
докторов наук, – амбициозная, но при развер-
тывании мощной социологической «артпод-
готовки» вполне реальная задача.
С Запада
на физико-
математическое
образование СССР
широким фронтом
надвигались
требования
абстрактности
и формализации
ТАЛАНТЫ –
В КУРСАНТЫ
ГАЛЕРЫ
СЕВЕРНОГО
ФЛОТА
НАСЛЕДИЕ
Северный флот России –
самый молодой. Официальной датой
его рождения считается 1 июня 1933 года,
когда постановлением СНК СССР
была создана Северная военная флотилия.
Продолжателем
дела Петра стал
Нафталий Френкель
Настил пола в камере шлюза
Справа налево в первом ряду: начальник строительства ББК
Нафталий Френкель, начальник ГУЛАГа Матвей Берман
и начальник южного участка ББЛАГа Григорий Афанасьев
Требовалось положить конец
произволу, творимому
в наших территориальных водах
норвежскими и британскими
рыбаками
Коллаж Даниила НЕЖИНСКОГО
meduza.io
meduza.io