Концептуальные вопросы реструктуризации и финансового оздоровления комплекса промышленных предприятий и научных организаций, связанных с разработкой и изготовлением вооружения и военной техники
д-р техн. наук С. К. Колганов, канд. военных наук В. П. Фефилатьев
В методологическом плане рассмотрена процедура создания интегрированной (корпоративной) промышленной структуры как концептуального принципа реструктуризации и оздоровления предприятий оборонного комплекса.
Опубликовано в научно-техническом сборнике «Вопросы оборонной техники»
Анализ ситуации, сложившейся на рынке разработчиков и производителей вооружения и военной техники (ВВТ), показывает, что сокращение государственного оборонного заказа на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и осуществление серийного производства предопределяет невозможность дальнейшего эффективного функционирования предприятий – участников указанного рынка. Восстановление их работоспособности как в интересах укрепления обороноспособности России, так и просто как хозяйствующих субъектов, невозможно без организационной и финансовой реструктуризации.
Производство сложных систем ВВТ становится всё более наукоёмким. В то же время его объём всё более приближается к мелкосерийному, что может привести к столь существенному снижению объёмов производства на серийных заводах, когда даже необходимость обеспечения мобилизационного потенциала не позволит государству удержать их от банкротства.
Ситуация усугубляется тем, что на практике предприятия-разработчики не имеют устойчивого поступления средств даже за счёт отчислений от продаж серийных образцов разработанной ими техники, в том числе на экспорт, что в значительной степени вызвано проникновением на этот рынок негосударственных фирм-посредников. Законодательно такие отчисления также не регламентированы. Вследствие этого происходит ускоренное финансово-экономическое удушение разработчиков, что сводит практически к нулю перспективы оборонного комплекса в целом.
Также необходимо отметить, что проведённое в последние годы реформирование органов государственного управления привело к существенному снижению влияния государства на деятельность предприятий оборонного комплекса.
В целях положительного разрешения указанных проблем и создания эффективной структуры оборонно-промышленного потенциала, способного обеспечить достаточный уровень обороноспособности и экономической безопасности государства, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года №625 была утверждена «Федеральная целевая программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998 – 2000 годы». Одним из основных направлений реформирования оборонной промышленности этой Программой предусматривается концентрация оборонно-промышленного потенциала путём реорганизации предприятий и организаций за счёт их вертикальной и горизонтальной интеграции.
Рассмотрим в качестве примера совокупность методологических подходов и процедур создания подобной интегрированной (корпоративной) структуры на базе одного из ведущих предприятий оборонного комплекса – головного разработчика зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и систем (ЗРС) противовоздушной обороны (ПВО) – Центрального конструкторского бюро «Алмаз» (ЦКБ «Алмаз»).
В процессе работы по обоснованию рационального облика новой структуры был проделан значительный объём работ. В результате появилась возможность сформулировать цели и задачи интегрированной структуры, однозначно отражающие направления деятельности, которые исторически были присущи входящим в интегрированную структуру предприятиям оборонного комплекса. Одновременно были учтены перспективные потребности системы ПВО страны и Вооружённых сил. Также были предусмотрены необходимые условия для нормализации экономической ситуации на предприятиях.
Потребовали значительных усилий обоснование выбора базовой организации, формирование минимальной, но самодостаточной кооперации, выбор рациональной организационно-правовой формы интегрированной структуры и рациональной схемы интеграции.
Далее с учётом вышеизложенного были сформулированы основы научно-технической политики интегрированной структуры, определена совокупность делегируемых прав предприятиями – её участниками в области управления, обоснованы преимущества предлагаемого проекта реструктуризации, предложена этапность реализации.
Название вновь создаваемой интегрированной структуры – Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина (НПО «Алмаз») – выбрано не случайно. Оно подтверждает преемственность основных целей и решаемых задач одним из старейших предприятий отрасли.
1. Цели и задачи интегрированной структуры
Главная цель создания НПО «Алмаз» была определена как обеспечение реализации государственного оборонного заказа и экспортных контрактов, поддержание и развитие научно-технического, конструкторско-технологического и производственного потенциалов, мобилизационных и экспортных возможностей, решение социально-экономических проблем основных предприятий-разработчиков и изготовителей вооружения и военной техники противовоздушной обороны, сохранение кадров специалистов.
Это может быть достигнуто на основе реструктуризации предприятий, внедрения в интегрированной структуре единой системы планирования, формирования вертикальной составляющей управления предприятиями – участниками НПО «Алмаз», исключения дублирования разработок и проведения жёсткой унификационной политики, сокращения управленческого аппарата, снижения затрат на разработку ВВТ и себестоимости его производства.
Исходя из целей создания интегрированной структуры, в качестве основных задач НПО «Алмаз» можно определить:
- разработку новых и модернизацию существующих образцов ВВТ;
- организацию серийного производства ВВТ и поставку в войска;
- экспорт научных разработок, техники и технологий в государства СНГ и третьи страны;
- оказание услуг внутри страны и за рубежом по поддержанию боеготовности техники, её модернизации, гарантийному и послегарантийному обслуживанию, ремонту и поставке ЗИП;
- производство по единому плану продукции и технологий двойного применения, наиболее рентабельных видов общепромышленной продукции и товаров народного потребления;
- единое планирование развития входящих в интегрированную структуру разрабатывающих предприятий и заводов-изготовителей;
- решение производственных, экономических, социальных и других проблем предприятий.
2. Обоснование выбора базовой организации
Вопрос выбора базовой организации является наиболее важным, поскольку от его правильного решения существенно зависит эффективность интегрированной структуры. Практика показывает, что появление в этой роли экономически неустойчивого предприятия или, что ещё хуже, торгово-посреднической фирмы может в короткие сроки уничтожить всю интегрированную структуру.
В нашем случае после рассмотрения целого ряда вариантов признано наиболее целесообразным учредить интегрированную структуру на базе ЦКБ «Алмаз». Этот выбор обусловлен тем обстоятельством, что именно ЦКБ «Алмаз» на протяжении многих десятилетий традиционно является системообразующим для разработчиков и изготовителей вооружения ПВО. Кроме того, в настоящее время оно имеет наиболее устойчивое научно-техническое и финансово-экономическое положение. За более чем полувековое существование создано доброе имя (Goodwill), столь высоко ценимое особенно на рынке наукоёмкой продукции.
Опыт разработки и серийного производства известных во всем мире зенитных ракетных систем семейства С-3 ООП, научно-технический и технологический прорыв, осуществлённый ЦКБ «Алмаз» в ходе перспективных разработок, означает повышение системообразующей роли головного разработчика – ЦКБ «Алмаз», поскольку оно фактически становится разработчиком не образцов ВВТ, а систем вооружения.
К тому же ЦКБ «Алмаз» обладает развитой инфраструктурой, включающей производственные, административные и офисные площади, обладает развитым станочным парком, современным опытным заводом, собственными объектами энергетики и так далее. За несколько последних лет приобретён значительный опыт внутренней реструктуризации предприятия. К настоящему времени завершено акционирование, созданы необходимые дочерние предприятия инфраструктуры, ликвидированы все излишние и неперспективные подразделения. ЦКБ «Алмаз» как головной разработчик ВВТ ПВО имеет большое количество перспективных наработок, библиотеку патентов и изобретений, новые уникальные технологии, включающие «ноу-хау».
В ЦКБ «Алмаз» трудятся ведущие специалисты и учёные отрасли, в том числе академик РАН, около 20 докторов и более 100 кандидатов наук, 20 лауреатов Ленинской и Государственных премий.
В этом смысле ЦКБ «Алмаз» – оптимальная база для создания интегрированной структуры в области разработки и производства вооружения и военной техники ПВО.
3. Обоснование организационно-правовой формы интегрированной структуры
Решение проблемы выбора рациональной организационно-правовой формы интегрированной структуры потребовало прежде всего глубокого изучения действующего законодательства. Оно предоставляло выбор в основном между финансово-промышленной группой и открытым акционерным обществом. Так, пунктом 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» установлено, что «общество, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, могут быть только открытыми». Поэтому сразу были исключены из рассмотрения другие формы акционерных обществ. Форма финансово-промышленной группы (ФПГ) была отклонена, прежде всего, потому, что она ограничивает возможности по построению вертикали управления, снижает оперативность и действенность управления фондами и оборудованием предприятий-участников, ограничивает сферу их деятельности. Кроме того, она ставит деятельность кооперации в жёсткую зависимость от последствий ошибок центральной компании. ФПГ предусматривает объединение материальных и нематериальных активов участников на двухсторонней договорной основе, что предопределяет неустойчивость научно-технической и производственно-технологической базы ФПГ. Также ФПГ не даёт возможности реструктуризации как отдельных предприятий, так и кооперации в целом, а в целом имеют явно выраженные черты монетаристского подхода применительно к реальному, и притом наукоёмкому, сектору экономики, поскольку предусмотренное законом влияние банковского капитала в ФПГ является чрезмерным.
Вариант формирования интегрированной структуры в виде государственного унитарного предприятия также был отклонён ввиду известного положения с бюджетным финансированием и вследствие несовершенства законодательных норм, регламентирующих деятельность таких предприятий.
Учитывая предоставляемые действующим законодательством возможности, наиболее целесообразно организационно-правовой формой интегрированной (корпоративной) структуры избрать открытое акционерное общество (ОАО).
Другой проблемой, которую пришлось решать, был выбор варианта формирования интегрированной структуры. Очевидно, что выбор невелик: создание нового юридического лица или переформирование базовой организации.
Первый вариант имеет ряд существенных недостатков:
1. При формировании уставного капитала интегрированной структуры обеспечение приемлемого размера уставного капитала денежными взносами проблематично в силу тяжёлого финансового положения предприятий кооперации, а сами денежные средства в условиях инфляции не обеспечивают гарантий стабильности. Внесение в уставной капитал взносов основными фондами и недвижимостью требует сложной и длительной правовой процедуры отчуждения собственности государственных предприятий и акционерных обществ – участников интегрированной структуры, что в итоге приведёт к снижению научно-технического, производственного, имущественного и экономического потенциалов каждого предприятия.
2. Потребуется проведение длительной и сложной работы по получению лицензий на разработку, производство, самостоятельное ведение внешнеторговой деятельности, сохранение государственной тайны, создание службы режима, экологической, пожарной безопасности и так далее. Для решения этой задачи необходимо не только создание самостоятельной имущественной и производственной базы, в основном за счёт отчуждения части собственности предприятий-участников, но и концентрация кадров разработчиков и производителей на новом предприятии, опять-таки за счёт и без того уменьшившегося кадрового потенциала предприятий-участников. Поэтому успешность решения такой задачи сомнительна.
3. Возникает реальная опасность вырождения вновь создаваемого юридического лица в лишнее звено в системе управления, очередную надстроечную посредническую структуру, реализующую чисто бюрократические функции, и ставящую себя над исконными разработчиками и производителями техники.
В случае, когда интегрированная структура создаётся путём преобразования (реорганизации) базовой организации (без создания нового юридического лица), требуется лишь:
- решение общего собрания акционеров ОАО «ЦКБ «Алмаз» об изменении названия предприятия на «НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина» и внесение соответствующих изменений в Устав или утверждение новой редакции Устава;
- решение Правительства (Указ Президента) Российской Федерации о закреплении за государством контрольного пакета акций интегрированной структуры, определении состава её кооперации и статуса;
- техническое переоформление ранее полученных ОАО «ЦКБ «Алмаз» лицензий на различные виды деятельности;
- создание отдельных новых подразделений внутри действующей организации для обеспечения решения задач интегрированной структуры;
- включение представителей предприятий-участников в органы управления интегрированной структуры.
При этом все предприятия кооперации полностью сохраняют не только свою юридическую самостоятельность, но и весь имущественный, производственный, научный, экономический и кадровый потенциал, а также существующий на момент формирования интегрированной структуры государственный оборонный заказ.
Сам же процесс интеграции предприятий кооперации в интегрированную структуру осуществляется в этом случае поэтапно и плавно. При этом дополнительными эмиссиями акций привлекаются свободные денежные средства с рынка.
Стабильность интегрированной структуры обеспечивается в этом случае за счёт трёх составляющих:
1) имущественного, научного, производственного и кадрового потенциала базовой организации – ЦКБ «Алмаз»;
2) пакетов акций предприятий – участников интегрированной структуры, вносимых государством;
3) денежных средств, полученных от стратегических инвесторов при дополнительной эмиссии.
Таким образом, рассматриваемый вариант практически не требует затрат финансовых, временных и других ресурсов, полностью соответствует требованиям Федеральной целевой программы реструктуризации и конверсии оборонной промышленности. Он обеспечивает сохранение в полном объёме материальных и нематериальных активов как самой интегрированной структуры, так и предприятий-участников, а также товарного знака и так называемого «реноме» (Goodwill) ЦКБ «Алмаз» и потому предпочтителен.
4. Схема интеграции
Как отмечалось, организация, выступающая в качестве базовой при создании интегрированной структуры, должна являться системообразующей, создателем и владельцем интеллектуальной собственности наукоёмкой и высокотехнологичной конечной продукции военного назначения, головным исполнителем (разработчиком и производителем) Государственного оборонного заказа и иметь, как правило, экспортную ретроспективу и перспективу.
Основой её деятельности будет создание систем зенитной ракетной обороны. Такое производство является в высшей мере наукоёмким и высокотехнологичным, что предопределяет необходимость чёткого руководства большим числом предприятий кооперации (как входящих, так и не входящих в интегрированную структуру). Очевидно, что эта задача не может быть решена без создания жёсткой вертикали управления. Поэтому её формирование является одной из важнейших и первоочередных задач.
Формирование интегрированной структуры предполагается осуществить в два этапа.
На первом этапе осуществить переформирование базовой организации интегрированной структуры и в основном сформировать её кооперацию. В этих целях планируется провести переформирование ОАО «ЦКБ «Алмаз» в ОАО «НПО «Алмаз» имени академика А. А. Расплетина», доработать и утвердить окончательную редакцию Концепции развития. Формирование кооперации НПО «Алмаз» предлагается оформить подписанием договора об образовании интегрированной структуры и заключением с предприятиями и организациями Генеральных соглашений об участии в НПО «Алмаз». Также планируется сформировать руководящие органы интегрированной структуры.
На этом же этапе должно быть произведено закрепление за государством контрольного пакета акций базовой организации интегрированной структуры.
На втором этапе завершается формирования интегрированной структуры. Планируется провести поэтапное акционирование входящих в интегрированную структуру государственных предприятий и окончательно сформировать её уставной капитал путём внесения государством определяемых в индивидуальном порядке пакетов акций акционированных предприятий – участников интегрированной структуры.
Одновременно будет реализовываться разработанная в интегрированной структуре программа реструктуризации. Необходимость такой программы вызвана тем, что в условиях резкого снижения серийности крупные серийные заводы, составлявшие ранее основу кооперации, вынуждены непомерно увеличивать накладные расходы, что приводит к недопустимому росту стоимости. В свою очередь это ведёт к коллапсу оборонной промышленности и неконкурентоспособности её продукции на международных рынках.
Поэтому в перспективной кооперации должны остаться в первую очередь головные разработчики основных видов ВВТ и «критических» технологий (включая их опытные производства) и лишь отдельные заводы-изготовители. При этом важнейшим требованием является минимальный состав и самодостаточность кооперации для реализации государственного оборонного заказа и экспортных контрактов, а также исключение дублирования разработок и производств.
Для реализации научно-технической политики интегрированная структура должна иметь иерархически организованную кооперацию, в верхний уровень которой включаются головные разработчики и предприятия-разработчики базовых конструкций, технологий и материалов в интересах всей кооперации. Каждое из предприятий этого уровня может формировать свои кооперации (субкооперации) для решения частных задач. Интегрированная структура осуществляет координацию и направляет деятельность предприятий своей кооперации в интересах решения общей задачи, в том числе максимальную межпроектную унификацию основных узлов и элементов различных типов ВВТ и широкое использование иерархического блочно-модульного принципа построения.
При этом интегрированная структура должна обеспечивать формирование идеологии построения систем вооружения, тактико-технико-экономическое обоснование работ (с привлечением научно-исследовательских институтов Министерства обороны), сборку средств системы, проведение их стыковки и отладку системы в целом, разработку и сопровождение конструкторской, программной, технологической и эксплуатационной документации на систему и её основные элементы, распределение работ по предприятиям кооперации и системную увязку всех элементов систем вооружения.
Кроме того, она должна формировать и координировать проведение единой научно-технической политики, патенто-лицензионную работу и управление нематериальными активами, внедрение унифицированных систем автоматизации проектирования и прогрессивных энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Это позволит обеспечить необходимую в новых экономических условиях гибкость производства и адаптивность разрабатываемого вооружения применительно к требованиям как отечественного потребителя, так и международного рынка оружия. Соответствующая этим направлениям деятельности функциональная схема интегрированной структуры представлена на рис. 1.
Особое внимание должно уделяться формированию собственной методологической базы для обоснования роли, места, характеристик и принципов построения создаваемых систем и средств на основе современных информационных технологий.
5. Основы научно-технической политики
Научно-техническая политика интегрированной структуры должна строиться на основе глубокого научно-технического, оперативно-тактического, экономического анализа и обоснования развития ВВТ на всех этапах его жизненного цикла, а также анализа существующих и перспективных иностранных средств нападения.
Она должна базироваться на использовании результатов фундаментальных и прикладных поисковых исследований и обеспечивать опережающее создание и внедрение концептуальных научно-технических, конструкторско-технологических и патенто-лицензионных достижений институтов академий наук. Высшей школы, предприятий и организаций оборонного комплекса, внедрение единых для всей кооперации унифицированных систем автоматизации проектирования, прогрессивных энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.
Это предполагает тесный контакт с научно-исследовательскими организациями Министерства обороны по вопросам обоснования роли, места и основных характеристик перспективных систем и образцов ВВТ, предполагаемых к разработке, а также кардинальное развитие собственной лабораторно-исследовательской и испытательной базы объединения с применением современных информационных технологий.
Наряду с этим должна проводиться работа по созданию и реализации на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичных товаров общепромышленного назначения и товаров народного потребления.
6. Принципиальная схема интегрированной структуры
Интегрированная структура ОАО «НПО «Алмаз» имени академика А .А. Расплетина» строится по принципу государственного холдинга с представлением в ней интересов государства коллегией из представителей Министерства экономики, Министерства государственного имущества и Министерства обороны, других органов государственной власти, основных разработчиков и изготовителей средств ПВО.
Органы управления в интегрированной структуре создаются в соответствии с действующим законодательством. Их права и обязанности определяются Уставом.
Однако специфика интегрированных структур и временная протяжённость процесса их формирования требуют создания и иных органов управления, которые должны обеспечивать жизнедеятельность на переходном этапе. Проработка показала, что таких органов должно быть по крайней мере два.
Так, на переходный период необходимо создание наблюдательного совета, членами которого должны являться руководители предприятий – участников интегрированной структуры. Его главной задачей является оперативное решение возникающих вопросов формирования интегрированной структуры и обеспечение её жизнедеятельности, реального обеспечения интересов и прав всех участников.
Для выработки и проведения единой научно-технической политики и совершенствования кооперационных связей, координации работ по внедрению унифицированных САПР, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий создаётся совет генеральных (главных) конструкторов, в состав которого включаются все генеральные (главные) конструкторы предприятий-участников. Эти советы должны иметь достаточно широкий круг полномочий и права. В частности, их принципиальные решения должны быть обязательны для рассмотрения советом директоров. Вопросы, касающиеся деятельности интегрированной структуры в целом, советы должны быть вправе, по согласованию с советом директоров, выносить на общее собрание акционеров.
Как показал анализ, в целях повышения эффективности реализации принимаемых решений совет генеральных (главных) конструкторов целесообразно объединить с президиумом научно-технического совета интегрированной структуры. При этом собственно научно-технический совет формируется из ведущих специалистов предприятий – участников интегрированной структуры и является рабочим органом совета.
Принципиальная схема интегрированной структуры представлена на рис. 2.
7. Делегирование прав в области управления
Принципиальным для обеспечения эффективной деятельности интегрированной структуры является решение вопроса о делегировании предприятиями-участниками части своих прав с целью объединения экономических интересов, концентрации материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов для осуществления хозяйственной (то есть направленной на получение и максимизацию прибыли) деятельности в ведение интегрированной структуры. Анализ показал, что минимальный перечень таких прав включает:
- разработку стратегии деятельности по работе на внутреннем и внешнем рынках, формирование целей развития интегрированной структуры на среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- выработку единой научно-технической политики по всем направлениям деятельности, исключающей дублирование работ, а также учитывающей интересы и возможности каждого предприятия;
- разработку единого финансово-экономического и производственного планов, обеспечивающих освоение и производство на каждом предприятии максимально рентабельной продукции;
- разработку и реализацию единого плана материально-технического обеспечения и технологического развития производства;
- разработку программы оснащения унифицированными системами автоматизации проектирования;
- разработку программ освоения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
- создание новых научно-технических решений и конструкторско-технологического задела для обеспечения выполнения перспективных планов;
- разработку технических решений и технологий по модернизации ранее выпускавшейся техники;
- формирование и ведение единых баз данных по производственным возможностям, фондам, материальным и нематериальным активам, кадрам и технологиям;
- разработку планов реструктуризации и финансового оздоровления предприятий – участников структуры, включая согласование этих планов с органами государственного (регионального, муниципального) управления и, при необходимости, с органами местного самоуправления;
- организацию единой патенто-лицензионной службы, включая доверительное управление нематериальными активами предприятий – участников структуры и их использование в процессе перспективного и краткосрочного планирования;
- разработку программы привлечения молодых специалистов, повышения их квалификации и распределения на предприятия;
- разработку и реализацию программы решения социальных проблем, включая решение проблем занятости в ходе реструктуризации предприятий;
- организацию единой службы безопасности (включая информационную и экономическую безопасность).
Нерешёнными пока остаются проблемы делегирования интегрированной структуре части прав федеральных органов управления, что жизненно необходимо для обеспечения нормальной работы интегрированных структур. К их числу относятся вопросы определения рационального типажа продукции, организация взаимных финансовых расчётов и ряд других. К числу важнейших проблем следует отнести и предоставление интегрированным структурам квот на отсрочки их работникам от призыва на военную службу, без чего невозможно решить задачу омоложения кадров и их подготовки.
8. Обоснование преимуществ проекта
Многолетний опыт, приобретённый при разработке высокоэффективных ЗРК и ЗРС, научно-технические и конструкторско-технологические заделы, опыт сотрудничества в рамках кооперации разнопрофильных предприятий оборонного комплекса, опыт работы на внутреннем и внешнем рынках оружия, стабильное экономическое положение ЦКБ «Алмаз» как базовой организации – всё это обеспечивает создаваемой интегрированной структуре возможность произвести выделение, реструктуризацию и в последующем обеспечить эффективное управление всеми основными компонентами предприятий (производственное оборудование и технологии, недвижимость, объекты социальной сферы, кадры).
При этом высокая управляемость предприятиями в рамках интегрированной структуры достигается и обеспечивается:
организационно – доминирующей долей государственной собственности; доверительным управлением или владением пакетами акций предприятий – участников структуры;
финансово – концентрацией государственного оборонного заказа и контрактов с другими заказчиками в рамках интегрированной структуры; прямым финансированием объединением локальных производств и творческих коллективов предприятий кооперации; целевым перераспределением доходов от эффективного использования свободной недвижимости; предоставлением кредитных ресурсов;
идеологически – единством целей и задач в рамках комплекса мероприятий по производству военной техники; исторически сложившимися тесными взаимоотношениями между предприятиями; взаимным пониманием, достигнутым по вопросам проведения реструктуризации кооперации в объединении; эффективностью менеджмента, обусловленной сосредоточением в интегрированной структуре лучших специалистов управляющего звена, в том числе от входящих в кооперацию предприятий.
Основными предпосылками, позволяющими предполагать высокую эффективность создания рассматриваемой интегрированной структуры, являются:
- установившиеся десятилетиями взаимоотношения между предприятиями кооперации по производству ВВТ ПВО – потенциальными участниками НПО;
- кадровый потенциал высококвалифицированных специалистов как производственного, так и научно-технического звена, сохранившихся на предприятиях кооперации;
- исходная ориентация предприятий кооперации на производство наукоёмкой продукции;
- высокий международный авторитет участников кооперации как разработчиков и производителей ВВТ ПВО, сложившийся за много лет успешной внешнеторговой деятельности соответствующих ведомств страны;
- значительный научный и производственный задел участников, способный принести положительный результат в условиях жёсткого и энергичного менеджмента;
- накопленный позитивный опыт реструктуризации, имеющийся у базовой организации – ЦКБ «Алмаз», а также у ряда потенциальных участников НПО.
Предварительные расчёты показали, что основными показателями эффективности создаваемой интегрированной структуры могут быть:
- максимизация норматива годового дохода на одного работающего;
- максимизация показателей качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках;
- достижение основных показателей экономической эффективности зарубежных фирм – аналогов в США, Франции, Италии и других;
С военно-экономической точки зрения создание интегрированной структуры может позволить:
- ускорить переоснащение системы ПВО Вооружённых сил Российской Федерации;
- обеспечить проведение унификационной политики в рамках Объединённой системы ПВО СНГ.
По предварительной оценке, выход создаваемой интегрированной структуры на международный рынок оружия, учитывая анализ этого рынка и заинтересованность потенциальных клиентов, позволит заметно расширить спектр предложений и качество их реализации.
Опубликовано в научно-техническом сборнике «Вопросы оборонной техники», серия 3, Управление промышленным производством, научными исследованиями и разработками, выпуск 5 – 6 (295), Москва, 1999 год
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.