Митрополит Рязанский и Михайловский Марк о служении юродивых
Кто такой юродивый? В прямом смысле слова юродивый – это «безумный». Однако юродивый – это не просто безумный человек. Это безумный Христа ради. То есть человек, который добровольно, сознательно принял на себя личину безумия в общественном сознании для собственного смирения, очищения себя от грехов и сокрытия добродетелей.
Что же может побудить человека оставить дом, семью, нарушить привычные с детства правила поведения и ввергнуть себя в состояние нищеты, людского осуждения, насмешек, поношений и опасностей? Мы знаем, что блаженная Ксения Петербургская решилась на этот подвиг ради спасения души своего супруга, который неожиданно почил без покаяния. Ксении Григорьевне было всего 26 лет, когда она потеряла мужа. Блаженная раздала всё своё имущество, переоделась в костюм супруга и стала называться именем мужа – Андреем Фёдоровичем. Друзья и знакомые, полагая, что молодая женщина лишилась от горя рассудка, пытались ей помешать и даже обращались за помощью к начальству.
Ночи блаженная проводила в коленопреклонённой молитве в полях, недалеко от города Санкт-Петербурга. Милостыню не принимала. Брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же всё раздавала. Все издевательства сносила кротко и безропотно. Была прозорливицей, нередко предсказывая людям их дальнейшую судьбу и открывая сокровенные помыслы. Блаженную ещё при жизни народ стал почитать за угодницу Божию.
Но надо сказать, что в большинстве случаев остаётся сокровенным, почему подвижники вставали на столь трудный путь. Возможно, причина заключается в том, что для человека в определённый момент его жизни становились слишком узкими те рамки, в которых он пребывал. И эти рамки не удовлетворяли его горячего желания посвятить Богу всего себя. Очевидно, в данном случае человек ясно слышит прямой призыв Божий, на который невозможно не ответить.
В чём же значение подвига юродства? Это своего рода вид пророчества. Юродивый обличает людские грехи и страсти. Причём слово правды он говорит всем без лицеприятия. Даже самым могущественным людям. На Руси издревле народ особо почитал юродивых. Так что даже Иоанн Грозный милостиво прислушивался к суровым обличениям псковского блаженного Николая (Миколы) и знаменитого московского Василия Блаженного. В то время как митрополита Филиппа за подобные обличения сослал в монастырь, где позднее святитель был убит.
Юродивые – это люди, которые живут как аскеты, как монахи в миру. Как правило, у них нет крова, нет нормальной одежды. И действия их часто кажутся безумными, однако у них есть скрытая причина и свой скрытый до времени смысл. Их главная цель – вскрыть греховный нарыв и тем самым привести человека к покаянию. Вот известная история. Однажды, проходя по рынку, Василий Блаженный опрокинул прилавок с калачами. Торговец сначала избил святого, а потом признался, что подмешивал в муку мел.
Ради вразумления людей юродивые иногда как бы становились на их место. Яркий пример – житие двух новгородских святых Николая Кочанова и Феодора Новгородского, которые как бы «поделили» город на две части и дрались друг с другом, если кто-то «смел» заходить «во владения» другого. Такой мнимой враждой святые обличали постоянные междоусобицы среди новгородцев, часто закачивавшиеся кровопролитием…
Сегодня иногда есть соблазн принять за юродивого кого-то из людей, внешне напоминающих древних юродивых. Однако надо быть крайне осторожными, потому что под личиной юродивого может оказаться либо авантюрист, либо действительно психически ненормальный человек. Подлинное же юродство – явление весьма редкое.
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.