Переяславская Рада – продолжение в веках. Часть 1
Валерий Николаевич Ганичев – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России. |
Мы помним Венский мирный договор после свержения Наполеона и установленный порядок в Европе, который, однако, недолго просуществовал и сменился чредой других договоров. В начале XX века был Версальский договор и опять – новый порядок, завершившийся крахом и капитуляцией Германии; границы послевоенной Европы, казалось, закрепились Хельсинским договором... и опять эти границы рухнули, новые конфигурации государств появились в Европе.
Ну так что же: государства не способны поддерживать договоры? На некоторый взгляд – да. Но если исходить из правильного взгляда на историю, то не только способны, но и обречены, если хотят остаться в мире и благополучии. И это происходит чаще с теми народами, которые объединены Верой, общими святыми и святынями, противостоящими всякого рода злу и врагам. Наверное, таким светоносным, путеводным договором души, и мысли чаяний, и вековечных надежд явилась Переяславская Рада 1654 года.
Наши народы – украинский, белорусский, русский – народы родного гнезда, как нас твёрдо учили в Киевском университете – «Кыивска Русь – колыска трёх братних народив» (то есть колыбель). И как бы не разгоняли, не запихивали наши народы в разные часовые пояса, углы земли, а они были единым порождением, общей «колыски», общей судьбы.
Светоносная Христианская Вера пришла сюда из Эллады – Византии и одухотворила многочисленные восточнославянские племена, объединила животворным и восприимчивым языком в довольно крепкое, подвижное сообщество.
Этой Верой и соединились эти многочисленные восточнославянские племена и княжества в одно их самых просвещённых и динамичных государств Европы и передней Азии – Киевскую Русь. Тут, на этих лесостепных просторах востока Европы, и выстроилась величайшая восточнославянская цивилизация.
Она выстроилась вокруг православия, сумевшая впитать многие духовные и материальные достижения других народов.
Дав высочайшие цивилизационные образцы, она пала под ударом тоталитарных сил востока, под ударом монголо-татарского нашествия, сохранив тем самым Западную Европу. Однако эта восточно-европейская славянская цивилизация снова возродилась в различных церковных, княжеских, общественных объединениях, сохраняя эту единительную сущность в объединениях русского, украинского, белорусского народов.
Сейчас, когда народы этой цивилизации имеют свои суверенные государства, было бы самоубийством для их истории, сути, духа, культуры, будущего каждого их этих народов – отказаться от великого цивилизационного наследия, не желая его развивать и приумножать.
Принадлежность к Европе отнюдь не требует погрома этого наследия, переплетающегося в веках и судьбах.
Продолжение цикла публикаций «Переяславская Рада» >>
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.