КТО ЗАКАЖЕТ МОДЕРНИЗАЦИЮ
Одним из главных направлений совершенствова-
ния боевых и эксплуатационных характеристик ранее
поставленных за рубеж ВВТ ПВО является разверты-
вание и проведение работ по их модернизации. Без ее
перманентного проведения темпы совершенствова-
ния ВВТ ПВО не будут отвечать на угрозы переосна-
щенных СВКН. Закупать только ВВТ ПВО нового
поколения практически невозможно и нецелесоо-
бразно. Однако состояние дел по модернизации ранее
поставленных за рубеж ВВТ ПВО далеко от требуе-
мых.
Понятно, что развертыванию работ должна пред-
шествовать реализация целого ряда мероприятий.
Это в первую очередь проведение соответствующих
ОКР по тактико-техническим заданиям гензаказчи-
ка, создание опытных образцов модернизированных
ВВТ, проведение испытаний, принятие решения о
целесообразности использования в дальнейшем, вы-
работка форм и способов совершенствования средств
ПВО, находящихся у инозаказчика, и ряд других.
Важное место занимает вопрос финансирования
работ.
По действующим положениям официальным и
монопольным генеральным заказчиком ВВТ ПВО
является Минобороны РФ. Но оно по ряду причин
потеряло интерес к ОКР по модернизации этого воо-
ружения и финансированию работ. ОАО «Рособорон-
экспорт», кроме декларативного возложения на него
обязанностей по модернизации, техническому обслу-
живанию и ремонту ранее поставленных ВВТ, реаль-
ными возможностями, в первую очередь правовыми,
не обладает.
ПОКУПАЙ СОВЕТСКОЕ!
Эти проблемы возникли не сегодня. Еще в конце
прошлого столетия была предпринята попытка создать
правовое поле для проведения работ в области модерни-
зации вооружения, поставленного за рубеж. В 1998 году
ГК «Росвооружение» совместно с Минобороны РФ раз-
работала и утвердила совместное «Решение о порядке
взаимодействия Министерства обороны России и феде-
рального государственного унитарного предприятия
«Государственная компания «Росвооружение» при орга-
низации и проведении модернизации вооружения и во-
енной техники, поставленной инозаказчикам». Это юри-
дический документ, определяющий права и обязанности
сторон при проведении ОКР по модернизации ВВТ.
Согласно этому решению при проведении работ по
модернизации ГК «Росвооружение» стала выступать в
роли созаказчика, а также решать вопросы инвестирова-
ния этих работ. Кроме того, были определены и согласо-
ваны основные принципы взаимодействия Минобороны
России и ГК по модернизации поставленного за рубеж
вооружения, в том числе порядок внесения предложе-
ний, определение головного исполнителя и соисполни-
телей, проведение переговоров с инозаказчиками после
заключения Минобороны о возможности и целесообраз-
ности проведения этих работ, а также приглашения на
переговоры специалистов военного ведомства и про-
мышленности. Также предусматривалось, что тактико-
технические задания на ОКР по модернизации утверж-
даются совместно Минобороны России и ГК «Росвоору-
жение».
Были определены, согласованы и начали внедряться
в жизнь основные направления (концепции) модерниза-
ции различных видов ВВТ, суть которых сводилась к
следующему:
– достижение наиболее полного использования по-
тенциальных возможностей, заложенных в ранее постав-
ленное вооружение. Внедрение современных способов и
средств обработки информации, в том числе цифровых;
– повышение тактико-технических характеристик и
помехозащищенности систем оружия и комплексов, реа-
лизация более сложных алгоритмов боевой работы и
управления ракетами. Автоматизация процессов, сведе-
ние до минимума влияния человеческого фактора на ре-
зультаты боевого применения модернизированных ВВТ;
– перевод модернизируемой и вновь разрабатывае-
мой аппаратуры на современную твердотельную эле-
ментную базу;
– сокращение расходов на эксплуатацию за счет обе-
спечения стабильности характеристик ВВТ и сведения к
минимуму необходимости проведения регламентных и
настроечных работ;
– возможность реализации доработок и модерниза-
ции в местах эксплуатации ВВТ, то есть непосредственно
у инозаказчика, с привлечением его научно-
промышленного потенциала для проведения указанных
работ.
Ряд образцов, работы по модернизации которых
прошли успешно, ГК «Росвооружение» и Миноборо-
ны РФ продемонстрировали потенциальным иноза-
казчикам.
Проведенная работа позволила в последующем за-
ключить с рядом стран контракты на модернизацию
ранее поставленных ВВТ.
Но на этом эпопея модернизации ранее поставлен-
ных за рубеж ВВТ ПВО фактически закончилась. Изме-
нение структуры и форм собственности ГК «Росвоору-
жение», бесконечная смена руководства компании, при-
дание Минобороны РФ нового облика привели к тому,
что это направление ВТС заинтересованными организа-
циями не стало рассматриваться как одно из главных, во
всяком случае в части ВВТ ПВО.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ БУМАГА
Пришло время, когда развертывание работ по мо-
дернизации ранее поставленных за рубеж вооружения
и военной техники должно рассматриваться как одно
из главных направлений ВТС. Вместе с тем единой го-
сударственной политики в этом вопросе нет.
Представляется, что в первую очередь необходимо
разобраться между своими организациями, причаст-
ными к модернизации ВВТ. Начать необходимо, ви-
димо, с отработки «Положения о порядке взаимодей-
ствия уполномоченных организаций и предприятий
при организации и проведении модернизации воору-
жения и военной техники, поставленных инозаказчи-
кам», которое явилось бы юридическим документом,
определяющим права и обязанности сторон при про-
ведении ОКР и другого вида работ по модернизации
ВВТ, а также их финансирования. Кроме того, пред-
ставляется целесообразным подготовить программу
наших действий, в которой предусмотреть разработку
перечня поставленных за рубеж ВВТ с привязкой к
странам-импортерам, его модификаций, количества.
В ней должны быть отражены виды вооружений, на
которые уже имеется техническая документация на
модернизацию, и те ВВТ, для улучшения характери-
стик которых требуется проведение ОКР с указанием
ожидаемых сроков проведения этих работ и их стои-
мости. В целом в основу должен быть положен опыт
по модернизации ВВТ, накопленный ГК «Росвооруже-
ние» в 90-е.
Основным инициатором и исполнителем этих
работ, видимо, должен быть Ростех, а лучше бы Рос-
оборонэкспорт, которые наиболее заинтересованы в
решении этих вопросов. Конечно, свою лепту в работу
могла бы внести и Федеральная служба по ВТС, но, по
моему мнению, это амбициозная организация, не вно-
сящая практического вклада. Достаточно прочитать
статью заместителя ее руководителя, в которой, на-
пример, сказано, что в России сейчас выстроена и дей-
ствует оптимальная модель государственного управ-
ления ВТС в виде трехуровневой структуры: прези-
дент Российской Федерации – правительство Россий-
ской Федерации – Федеральная служба по
военно-техническому сотрудничеству…
Оказывается, что головная организация по ВТС –
это Федеральная служба ВТС, а остальные даже не на-
званы, они перечислены вскользь («спецэкспортеры,
предприятия-разработчики и производители продук-
ции военного назначения», как названо в статье).
ИНОЗАКАЗЧИКУ – ИНОСЕРВИС
Несколько слов о снабжении инозаказчиков ЗИП.
Это также не новый вопрос, возник он еще в 90-е, так
как старая элементная база, на которой в основном
были созданы ВВТ ПВО первых поколений, постав-
ленные за рубеж, перестала производиться. Одним из
способов решения этого вопроса было опять-таки со-
вместное решение ГК «Росвооружение» и Миноборо-
ны РФ. Этим решением предусматривалось при ути-
лизации выслуживших установленные сроки ВВТ
Минобороны той номенклатуры, которая поставля-
лась за рубеж, отбирать узлы и блоки, сохранившие
ресурс, и использовать их после проверки и настройки
в качестве ЗИП.
Однако из-за сложности реализации и имеющей
место бюрократии это решение не прижилось. Сте-
пень удовлетворения заявок инозаказчиков на ЗИП
стали определять не по факту восстановления боего-
товности конкретного образца ВВТ, а по процентному
выполнению работ, что далеко не одно и то же.
В этой связи представляется правильной тенден-
ция создания за рубежом сервисных центров по обслу-
живанию, ремонту и модернизации поставленных
ВВТ.
ПРОТИВ «ПЭТРИОТИЗМА»
05
«ОБОРОНКА»
Петр КАМНЕВ
Насущность изменений в ФЗ-275
«О государственном оборонном заказе»
обсуждалась в июне прошлого года на
заседании Совета по законодательному
обеспечению ОПК и ВТС при Совете
Федерации. Для многих предприятий,
заявил тогда Олег Лавричев, представ-
ляют огромную трудность получение
прибыли при поэтапном выполнении
заказа и даже возврат собственных
средств, затраченных на закупку сырья,
материалов, комплектующих. Кроме
того, «оборонщиков» не устраивают
сроки согласования контрактов, сло-
вом, все то, что требует от них ФЗ-275.
Как председатель Комитета по эко-
номике и промышленности Заксобра-
ния Нижегородской области Олег
Лавричев представляет весь регио-
нальный ОПК. Для защиты его инте-
ресов активно используется площадка
Экспертного совета ФАС. Исходя из
требований ФЗ-275, констатировал
Лавричев на очередном заседании,
предприятия не могут обслуживать
кредиты, лишены возможности воз-
врата с отдельного счета займов и про-
центов по ним, если деньги взяты в
неуполномоченных банках или при-
влечены на создание производствен-
ных мощностей и страховых запасов
под выполнение ГПВ.
Гендиректор АПЗ предлагает снять
эти барьеры. Кроме того, необходимо
дополнить закон нормой, позволяю-
щей не только «головникам», но и ис-
полнителям низших уровней коопера-
ции закрывать госконтракт поэтапно,
получая при этом причитающуюся
часть прибыли и не дожида-
ясь, когда сделка с заказчиком
будет закрыта окончательно.
Требует изменений методоло-
гия учета расходов по гособо-
ронзаказу, связанных со спец-
испытаниями. Ранее они
включались в себестоимость
на уровне цеха, затраты на хра-
нение и утилизацию в расчет
не брались. Также необходи-
мо, как подсказывает опыт,
разрешить предприятиям воз-
мещение с отдельного счета
командировочных, расходов на выпла-
ты стимулирующего характера.
Все предложения главы АПЗ осно-
вываются на опыте работы предприя-
тий Нижегородской области. Многие
вопросы, волнующие промышленни-
ков: ценообразование, финансирова-
ние и авансирование ГОЗ, оптимиза-
ция некоторых механизмов, обеспечи-
вающих его своевременное выполне-
ние, проработаны и поддержаны.
На недавнем заседании Совета по за-
конодательному обеспечению ВПК и
ВТС при Совфеде Лавричев заявил: «Я
второй раз выступаю на этой площадке:
в июне этого года как докладчик, а се-
годня уже как член Совета по законода-
тельному обеспечениюОПК в Комитете
по безопасности и обороне Совета Феде-
рации. Первое мое участие как раз каса-
лось вопросов и инициатив, связанных с
необходимостью внесения изменений в
ФЗ-275 «Огособоронзаказе». Тогда были
сформулированы конкретные поправки
в этот закон, после рассмотрения кото-
рых Советом Федерации в июле прези-
дентом РФ были приняты некоторые
изменения».
Есть у главы АПЗ предложения и
по совершенствованию механизмов
стимулирования конструкторского по-
тенциала ОПК. Практика показывает,
что прежние заделы исчерпаны. «Сей-
час новые условия, время и угрозы, ко-
торые испытывает наше государство.
Чтобы обеспечить военный паритет,
нужно применять самые передовые
средства вооружения, разрабатывае-
мые в кратчайшие сроки и обеспечи-
вающие высокое качество. Поэтому
развитие конструкторского потенциа-
ла, безусловно, связано с необходимо-
стью государственной поддержки
ОКР, выделением федеральных и ре-
гиональных средств, субсидий, льгот
тем предприятиям, которые занима-
ются инициативными разработками
пока большей частью за свой счет», –
подчеркнул Лавричев.
Многие задачи требуют решения на
федеральном уровне. Гендиректор АПЗ
считает, что таргетирование инфляции,
чем упорно занимается Центробанк, –
ложная цель. Для того чтобы достичь
главной – развития экономики, надо
делать доступными механизмы креди-
тования, понижая ставку рефинанси-
рования. Инвестиции в обрабатываю-
щей промышленности в 2016 году
снизились по сравнению с 2013-м на
50 процентов. Предприятия фактиче-
ски прекратили банковские заимство-
вания на эти цели. В основном инве-
стиции идут за счет собственных
средств, которых не хватает на удовлет-
ворение всех потребностей. Предприя-
тиям нужна господдержка. По идее ее
оказывают общероссийский и регио-
нальные фонды развития промышлен-
ности. В 2015–2017 годах в федераль-
ный ФРП поступили заявки нижего-
родских промпредприятий на сумму
11,5 миллиарда рублей. Но льготные
займы составили всего 1,15 миллиар-
да. Дело в том, отмечают эксперты,
что предприятия не знают, как
подступиться к средствам
фондов. По мнению Лавриче-
ва, качественная подготовка
пакета документов на выделе-
ние финансирования требует
много времени и не всегда
дает ожидаемый результат:
«Наши промышленники смо-
гут решить все поставленные
президентом задачи по транс-
формации и повышению эф-
фективности экономики. Но
для этого нужна не лозунго-
вая, а реальная и грамотная государ-
ственная поддержка на федеральном
уровне. Только в этом случае будет
обеспечено поступательное развитие
как промышленности и экономики ре-
гиона, так и всей страны в целом».
В 2018 году будет возобновлена
практика проведения выездных засе-
даний совета на предприятиях
оборонно-промышленного комплек-
са. В октябре такое заседание плани-
руется провести на Арзамасском
приборостроительном заводе имени
Пландина.
ЗАКОНЫ И ЗАДЕЛЫ
КОНСТРУКТОРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТРЕБУЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПОДРОБНОСТИ
Подрядчиков по контрактам гособоронзаказа необходимо
уравнять в правах с головным исполнителем. Предложения
об этом внесены в план работы на 2018 год группы
Экспертного совета Федеральной антимонопольной
службы по совершенствованию законодательства в сфере
ГОЗ. Их инициатор – генеральный директор Арзамасского
приборостроительного завода Олег Лавричев.
Предприятия не знают,
как подступиться
к средствам фондов
развития промышленности
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ
ПОВЫШЕНИЯ
БОЕВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
И БОЕВЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ГРУППИРОВОК
ПРО-ПВО,
СОЗДАННЫХ
НА БАЗЕ БОЕВЫХ
СРЕДСТВ
РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Прирост боевого потенциала мобильной разведывательно-огневой группировки ПРО-ПВО
Годы эксплуатации
Снижение боевого потенциала
из-за старения ВВТ ПВО
Выборочная инновационная
модернизация ВВТ ПВО
Поставки современных
ВВТ ПВО и ВВТ на НФП
Исходный уровень боевого
потенциала СВКН и средств ПВО
Начало поставок современных
ВВТ ПВО
Построение группировок ПРО-ПВО
по принципу разведывательно-огневых
модулей (МАРОГ)
Начало модернизации
имеющихся ВВТ ПВО
1 2
3
Б
п ост
Б
п мод
Б
п пос
Б
п гр
Б
п
= [
Б
п мод
+
Б
п пос
+
к
упр
(
Б
п мод
+
Б
п пос
)]