Газета «Военно-промышленный курьер». №14 (727) 10-16 апреля 2018 года - page 5

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
05
АРМИЯ
Махмут
ГАРЕЕВ
,
президент Академии военных наук, генерал армии
Только правда нам к лицу, говорил Александр Твардовский. Одна
из задач АВН – продолжать отстаивать правду о нашей победе в Ве-
ликой Отечественной войне. Нельзя терпеть положение, когда по го-
сударственным каналам ТВ, СМИ, в кинофильмах продолжают поро-
чить тех, кто одержал величайшую Победу, отдал жизнь за независи-
мость Родины. Видимо, пора принимать законы и другие государ-
ственные акты, пресекающие такой произвол.
В США, например, еще в 1918 году была принята конгрессом
поправка, где сказано: «Тем, кто высказывается устно или письмен-
но нелояльным, хулительным, грубым и оскорбительным тоном о
форме государственного устройства, или в отношении конституции
США, или в отношении вооруженных сил, грозит до 20 лет тюремно-
го заключения». Этот закон до сих пор действует и строго выполня-
ется. К сожалению, проводя юбилейные мероприятия, мы не всегда
уделяем должное внимание извлечению уроков из опыта важней-
ших операций Великой Отечественной, боевых действий и крупных
учений.
Известно, что представляла собой наша армия в начале войны и
на каком уровне были практические навыки у большинства офицеров
к ее окончанию. Приобретенный в ходе боевых действий опыт Сталин
считал наиболее ценным. Особенно это относится к навыкам ведения
оборонительных операций в самом ее начале.
Надо помнить, что за все предвоенные годы не было проведено
ни одного учения с командованием и штабами армий и округов, не
говоря уже об органах управления стратегического звена. Такая
практика продолжалась и в послевоенное время. Но в современных
условиях, когда операции проводятся не только военными средства-
ми, особенно важны учения с привлечением всех органов государ-
ственного управления.
Вообще планирование оперативной и боевой подготовки только
на один год, как у нас практикуется, надо, видимо, пересмотреть. Это
приводит к тому, что повторяются одни и те же способы действий объ-
единений (соединений) из года в год. А например, перегруппировка
на большие расстояния не отрабатывается. На одном учении невоз-
можно совместить внезапный подъем по тревоге и скрытое приведе-
ние в боевую готовность путем последовательного наращивания
войск (сил). Поэтому возникает необходимость планирования подго-
товки на несколько лет.
В бытность начальником Генерального штаба Николая Огаркова
проводились крупные учения исследовательского характера, опыт-
ные маневры, где новые вопросы военного искусства отрабатыва-
лись на практике. Особенно заметный след оставили учения
«Запад-81», «Дозор-86», где ставились новые подходы к огневому
поражению, применению
оперативных маневренных
групп, вопросы ведения
всеми силами и средства-
ми разведки фронтов.
После чего были приняты
крупные решения по приве-
дению всех разведорганов
и частей в соответствие с
требованиями,
которые
предъявляла реальная об-
становка.
КАК ОСЛАБИТЬ «МЯГКУЮ СИЛУ»
В способах международного противоборства многое изменилось.
Раньше задачи решались главным образом вооруженным путем, хотя
широко применялись также дипломатическая, экономическая, ин-
формационная и другие невоенные формы противодействия. Война
понималась прежде всего как продолжение политики средствами во-
оруженного насилия. В недавно принятом законе «Об обороне» (ст.
18) она и сегодня так трактуется. Но теперь, когда технологические
возможности невоенных средств значительно увеличились, возросли
масштабы их применения, все чаще ставится вопрос о том, что это
уже означает войну. Но тогда надо вводить другие законы или изме-
нять их толкование.
С учетом изменившихся условий определение сущности войны в
какой-то степени необходимо, видимо, уточнить, но такие понятия и
законы не может устанавливать каждая страна только для себя. Нам
же нужно вместе с МИДом, РАН вырабатывать обоснованные пред-
ложения по этому вопросу и выносить их на рассмотрение ООН.
Сейчас настало такое время, когда стремление отдельных стран
сохранить суверенитет объявляется вообще устаревшим. Запад стре-
мится к управлению всем миром из одного центра. На этом фоне те-
ряют значение ООН и другие международные организации.
Осуществляется не только военно-политическая, но и экономиче-
ская экспансия. Особенный упор сделан на разработку альтернатив-
ных энергетических ресурсов, чтобы лишить Россию доходов от про-
изводства и продажи газа и нефти, поставить ее перед угрозой со-
циально-экономического обвала. Мы наблюдаем перенос центра де-
ловой жизни и приложения капиталов в Азиатско-Тихоокеанский
регион и как следствие этого – перемещение военной силы, баз США
и НАТО в Центрально-Азиатский регион. А в Европе, например в
Польше, целые дивизии передислоцируются с запада на восток, за-
трагивая интересы и безопасность России.
Угроза для нашей страны связана также с информационными и
другими подрывными действиями, созданием управляемого хаоса с
целью провоцирования различного рода волнений, свержения неугод-
ных властных структур изнутри и нарушения внутренней устойчивости
государства, как это было в Ираке, Ливии, а в последнее время в
Сирии и на Украине. Как противостоять «мягкой силе»?
В наше время основным фактором, сдерживающим новую круп-
номасштабную войну, является ядерное оружие, но поскольку это
чревато катастрофическими последствиями, главная ставка запра-
вилами современного мира делается на достижение политических
целей двумя путями. Во-первых, подрывными действиями, «цветны-
ми революциями», крупномасштабными информационными акциями.
Во-вторых, когда требуется применение военной силы, достижением
стратегических целей по частям – через развязывание локальных
войн и конфликтов.
Верховный главнокомандующий Владимир Путин в Послании Фе-
деральному собранию убедительно и наглядно показал, каким путем
надо идти, чтобы гарантировать безопасность России. Но это и в бу-
дущем потребует больших усилий в развитии новых оборонных стра-
тегий и технологий. В современных условиях, когда боевые действия
могут возникать одновременно в нескольких регионах, важнейшее
значение в подготовке органов управления и войск приобретает пе-
реброска войск с одних направлений на другие.
Так, с началом Великой Отечественной войны перебрасывались
крупные силы с востока на запад. В 1944–1945 годах – с запада на
восток. Войска, вооружение, техника перемещались своим ходом и
различными видами техники по железным дорогам, авиационным,
морским транспортом. В осуществлении этих грандиозных передис-
локаций участвовали различные государственные ведомства. До-
вольно крупную перегруппировку и переброску сил удалось осуще-
ствить при вводе войск в Афганистан, Чехословакию, Сирию. При
этом требовалось прикрывать их от воздушного, наземного и мор-
ского противника. Нередко при его противодействии и отсутствии
сплошных коммуникаций.
Яркий пример времен Великой Отечественной – Маньчжурская
операция. Она была не просто стратегической, а по существу гео-
политической, что выразилось и в своевременном заключении до-
говора о ненападении с Японией, и его соблюдении до определенно-
го момента. Кроме того, в конце 1944 года состоялся отказ от окку-
пации Финляндии и вывод наших войск из войны в самое нужное
время, когда потребовалось перебросить их с запада на восток. Но
даже в этой, хорошо продуманной серии мер были приняты реше-
ния, которые усложняли наши последующие шаги. Так, по заранее
согласованной договоренности с Китаем японских военнопленных
(около 700 тысяч человек) планировалось освободить и отправить в
Японию к весне 1946 года.
Но глава правительства
Китая Чан Кайши через
наш МИД подписал согла-
шение об освобождении
военнопленных к концу
1945-го. Такой малозначи-
тельный, казалось бы, шаг
привел к осложнениям.
Около 700 тысяч военно-
пленных должны были
оставаться в открытом
поле при морозе минус 20–25 градусов. Среди них появилось много
заболевших. Пришлось большинство наших медицинских частей,
находящихся в Маньчжурии, отправлять для оказания медицинской
помощи в лагеря японских военнопленных.
ПО ПРИЗЫВУ И ПО КОНТРАКТУ
Повышается тактическая самостоятельность частей и соедине-
ний, их готовность к автономным действиям, как считает генерал-
полковник Александр Дворников, на глубину до 500 километров. Это
относится не только к выполнению боевых задач. Такие же требова-
ния предъявляются к средствам связи, разведки, МТО. Особенно
важно это для взаимодействия общевойсковых частей и подразделе-
ний ВВС, что было всегда нашим самым слабым местом еще со вре-
мен Великой Отечественной. Мы вновь убедились в этом в 2008 году.
Надо развивать все стороны боевых возможностей войск более
сбалансированно. Ненормально, когда в мотострелковых или танко-
вых дивизиях имеются огневые средства с дальностью поражения до
120 километров, а дивизионные средства разведки действуют в пре-
делах 12–15 километров.
Требуются срочные меры по созданию высокоточного стратеги-
ческого оружия в обычном снаряжении, дальнейшее качественное
совершенствование СЯС, способных преодолевать ПРО противника.
Вместе с тем нельзя абсолютизировать роль ядерного оружия. Уста-
новка на то, что пока оно есть, безопасность России гарантирована,
уязвима. У Советского Союза было ядерное оружие, оно осталось, а
СССР нет. Поэтому должное внимание необходимо уделять и разви-
тию сил общего назначения, в том числе Сухопутных войскам, Воен-
но-воздушным силам, ВМФ, делать главный упор на асимметричные
средства и способы нейтрализации технологического превосходства
противника. Для этого важно обеспечить решительную концентрацию
финансовых, интеллектуальных, технологических ресурсов на дан-
ном направлении.
Особое значение приобретает ускоренное создание системы
воздушно-космической обороны. Ведущие государства мира глав-
ную ставку делают на завоевание господства в воздухе и космосе с
нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объек-
там на всю глубину страны. Это требует решения задач ВКО не толь-
ко сугубо оборонительными средствами, но и объединенными уси-
лиями всех видов Вооруженных Сил с решительным применением
активных способов действий, ударных средств и централизации
управления под руководством Верховного главнокомандующего и
Генерального штаба.
Организационная структура войск должна быть приспособлена
как к ведению локальных войн, так и (если потребуется) к выполне-
нию задач в крупномасштабных вооруженных столкновениях, напри-
мер, на востоке. Где могут потребоваться не только мобильные бри-
гады, но и более мощные дивизионные структуры, а также авиацион-
ные, артиллерийские, противовоздушные, инженерные, другие ре-
зервные соединения и части для усиления группировок на решающих
направлениях.
Национальные интересы России требуют также при решении во-
просов комплектования войск осуществлять рациональное сочетание
призывной и контрактной систем. Группировки мирного времени надо
подкреплять необходимым мобилизационным резервом. Увеличение
удельного веса контрактной службы имеет не только положительную
сторону. В связи с ростом в последнее время безработицы качество
призывного состава будет все более снижаться.
ДИСБАЛАНС В БОЕВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ
Наука и технологии меняют сам формат войн. Историю, геополи-
тику нашего времени определили ядерное оружие и СЯС. Наличие
таких средств сдерживания позволило более 70 лет обходиться без ми-
ровых войн. По нашему мнению, «большая война» должна рассматри-
ваться в первую очередь как способ разрешения противоречий, свя-
занных с неравномерным распределением ресурсов. Говоря о ее воз-
можном облике (в «оружейной» фазе), мы обязаны обратить внима-
ние на то, что «ядерный фактор» опять в фокусе у наших
геополитических соперников.
В соответствии с Концепцией ограниченной ядерной эскалации
США планируют модифицировать существующие баллистические
ракеты подводного базирования с тем, чтобы иметь возможность ис-
пользовать боеголовки сверхмалой мощности, а в более долгосроч-
ной перспективе перейти к использованию КРМБ. Иначе говоря, США
готовят технологическую базу для «экологически приемлемого»
ядерного удара. Об этом же свидетельствует внезапное решение
американского руководства (в 2014 году) нарастить в Европе потен-
циал тактического ядерного оружия (ТЯО). Предполагается осна-
стить истребители F-16 и «Торнадо» ВВС пяти стран НАТО оборудо-
ванием, позволяющим применять ядерные бомбы В61 «Модель 12».
Это высокоточное ЯО переменной мощности, включая и сверхмалую.
Ими планируется оснастить самолеты стран, ныне неядерных: Бель-
гии, Германии, Италии, Нидерландов, Турции. В том числе все посту-
пающие на вооружение перспективные истребители F-35. Переобо-
рудование предполагается завершить к 2018 году. Совершенно оче-
видно, что решение о радикальном усилении потенциала ТЯО в Евро-
пе можно рассматривать как вероятный признак начавшейся
подготовки США к войне с Россией.
Россия не имеет и в обозримом будущем не сможет иметь анало-
гичные по возможностям (включая приближенность к объектам США)
«тактические» группировки ударных средств. Таким образом, возни-
кает увеличивающийся дисбаланс в боевых возможностях СЯС Рос-
сии и США.
Еще один настораживающий факт – планируемое усиление удар-
ного потенциала так называемых прифронтовых государств – членов
НАТО, направленное на придание им «контрсиловых возможностей».
Так, например, ВВС Польши планируют приобрести новые «тактиче-
ские» крылатые ракеты с увеличенной дальностью полета (до
1300 км) с повышенным «коэффициентом доставки» (вероятностью
преодоления ПРО/ПВО). И это происходит под стенания об «угрозах»,
исходящих от наших «Искандеров», имеющих максимальную даль-
ность стрельбы менее 500 километров.
В современных условиях сокращение СЯС и ТЯО только подтал-
кивает противника к «большой войне».
Проект изменений в законе «Об обороне» предусматривает от-
нести к полномочиям президента РФ утверждение положения о Гене-
ральном штабе. Это крупный шаг вперед в совершенствовании стра-
тегического планирования оборонных мероприятий. Важно обеспе-
чить согласованность стратегических действий ВС с задачами и дей-
ствиями других силовых ведомств, мобилизационного плана с
переводом народного хозяйства на военное положение.
С учетом современных угроз все акции и мероприятия, проводи-
мые по линии МИДа, внешнеэкономических связей, разведыватель-
ных и контрразведывательных органов Минобороны, МВД, ФСБ, на-
циональной гвардии, погранслужбы, должны осуществляться под ру-
ководством Совета безопасности и правительства, исходя из общего
стратегического плана при ведущей роли Генштаба ВС РФ.
Академия военных наук выражает свое согласие с основными
мерами по дальнейшему реформированию и строительству ВС РФ, в
том числе по пересмотру некоторых ранее принятых решений в си-
стеме управления видами Вооруженных Сил, военном образовании,
научной и мобилизационной работе. Весьма актуально постепенное
возвращение к дивизионной системе. Желательно не только восста-
новить, но и поднять роль, права и ответственность военных комисса-
риатов.
В основе статьи – доклад на общем собрании АВН.
На  сайте vpk-news.ru есть расширенная версия
СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ДОЛЖНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ
ПО ОБЩЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
ПРИ ВЕДУЩЕЙ РОЛИ ГЕНШТАБА
«Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления
и потенциальной внешней агрессии», – говорит президент России. Наш долг – быть готовыми
выполнять задачи по обеспечению обороны Отечества в более широком плане.
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
Н
е
только
боевые действия
,
но
и многие
учения могут
служить
развитию
теории
военного
искусства
ЗАКОН СДЕРЖИВАНИЯ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
rusdialog.ru
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook