Газета «Военно-промышленный курьер». №16 (729) 24-30 апреля 2018 года - page 10

№ 16 (729) 24–30 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
КОНЦЕПЦИИ
10
КОНКУРЕНЦИЯ
Валентин
ФАРАДЖЕВ
,
кандидат технических наук
Внедрение инноваций как магистраль-
ный путь развития впервые декларировано
федеральным правительством 16 лет
назад в «Основах политики РФ в области
развития науки и технологий до 2010 года и
дальнейшую перспективу». К 2020-му
предполагалось изменить направленность
экспорта, войти в пятерку лидеров мирово-
го экономического развития и торговать
преимущественно наукоемкой высокотех-
нологичной продукцией.
К назначенному сроку эти задачи явно
не будут выполнены. Единственное исклю-
чение – ОПК, где достигнуты значительные
успехи как раз на инновационном пути раз-
вития. В Послании Федеральному собра-
нию Владимир Путин заявил: «После одно-
стороннего выхода США из Договора по
ПРО мы усердно работали над перспектив-
ной техникой и вооружением. Это дало нам
возможность сделать стремительный,
большой шаг в создании новых образцов
стратегического оружия». Достижения в
военной сфере важны, но не должны проис-
ходить за счет отставания в экономике, со-
циальной и других сферах жизни. Нужно в
срочном порядке ликвидировать этот пере-
кос. Если переход на путь инноваций в пол-
ном объеме не состоится, Россия останется
страной с примитивным хозяйствованием и
низким уровнем жизни.
Чтобы изменить сценарий, следует
формировать благоприятные условия для
производства широкого круга инноваций
различного назначения и применения (что
потребует существенного увеличения ас-
сигнований на науку). Особая роль отво-
дится информационно-коммуникационным
технологиям (ИКТ). Для этого необходимы
благоприятные условия деятельности (ин-
формация, новейшее оборудование, дру-
гие ресурсы) и жизни ученых и специали-
стов, присутствие в стране таких работни-
ков в требуемом количестве. В этом на-
правлении уже кое-что сделано. Но
масштабы необходимо существенно рас-
ширить, в том числе с учетом планируемого
возврата на Родину научных работников-
эмигрантов.
ДОНОРЫ ИНТЕЛЛЕКТА
Одной из основных причин отъезда уче-
ных стало то, что на родине они не могли в
полной мере реализовать свои возможно-
сти, способности, талант и достичь того, на
что вправе были рассчитывать. Имеются в
виду не только профессиональные успехи,
но и достойные жизненные условия.
Родное государство не особо волновала
убыль умных и образованных людей, даже не-
смотря на то, что в их обучение вложены
огромные средства. В то же время в странах
оседания были весьма довольны быстрым и
эффективным пополнением научными кадра-
ми, причем с минимальными затратами. Там
позаботились о том, чтобы предоставить
поле деятельности, соответствующее спо-
собностям и возможностям, обеспечили
эмигрантам высокий уровень жизни.
По официальным данным, с 1989 по
2004 год из России уехали около 25 тысяч
ученых. Еще 30 тысяч работали за рубежом
по временным контрактам. А если верить
неправительственным источникам, только
за первую половину 90-х эмигрировали не
менее 80 тысяч научных работников. Стра-
ну покинули 70–80 процентов математиков,
40 процентов физиков-теоретиков. По
оценкам ректора МГУ Виктора Садовниче-
го, за 90-е годы Россия растратила около
трети интеллектуального потенциала.
Исследования информационно-анали-
тического агентства «МиК» показали, что
наши эмигранты, живущие в США, обеспе-
чивают до четверти американского и около
10 процентов мирового хайтека. Ректор
Российского нового университета Влади-
мир Зернов заявил, что если бы те специа-
листы, которые выехали за границу начи-
ная с 70-х годов, обучались в университе-
тах США и Западной Европы, на их подго-
товку пришлось бы потратить более
триллиона долларов.
Утечка умов привела к тому, что для
решения глобальной задачи перехода Рос-
сии на новый путь развития явно не хватает
ученых и специалистов. Как увеличить их
число? В первую очередь создать, как уже
многократно сказано, самые благоприят-
ные условия для творческой деятельности
и жизни. Это делается достаточно быстро и
сразу существенно уменьшит утечку моло-
дых ученых и выпускников вузов.
Кроме того, следует в срочном порядке
готовить специалистов по ИКТ. Но этого
явно недостаточно. Если ограничиться про-
стыми решениями, переход на инновацион-
ный путь будет крайне медленным. Уско-
рить процесс позволит возвращение уче-
ных с солидным стажем, богатым опытом
исследований. Некоторые уже вернулись:
Борис Величковский из Германии – ныне
директор Института когнитивных исследо-
ваний РНЦ «Курчатовский институт», Кон-
стантин Северинов из США возглавил груп-
пу в Институте биологии гена РАН, Николай
Адонин поменял работу в немецком уни-
верситете на Институт молекулярной гене-
тики РАН. Однако это единичные случаи,
требуется же, чтобы возвращение ученых
стало массовым.
Много наших эмигрантов трудятся в
Кремниевой долине. Именно здесь созда-
ется огромное число новейших ИКТ, успе-
шен процесс их промышленного освоения,
внедрения и коммерциализации. Надо по-
стараться привлечь наших людей из США и
других стран для работы на Родине. Это не
только позволит решить проблему нехватки
кадров, но и даст приток ноу-хау.
Страна получит готовые инновации
различного назначения и примене-
ния. Необходимо будет лишь пу-
стить их в дело.
ЛЕЙТЕНАНТЫ ДЛЯ ИННОВАЦИЙ
Предлагаемый вариант утоле-
ния кадрового голода особый. На-
прашивается аналогия с ускорен-
ной подготовкой недостающих про-
фессионалов в области ракетной
техники (спецнабор-1953). Когда в
войсках стали появляться ее пер-
вые образцы, дефицит грамотных
специалистов был огромным. Его
требовалось ликвидировать в крат-
чайшие сроки. Выход был найден:
21 января 1953 года Совмин СССР
принял постановление № 170-80сс,
в соответствии с которым 900 лучших сту-
дентов ведущих технических вузов страны
призвали в армию (с присвоением звания
техник-лейтенант) и зачислили на пятый
курс факультета ракетного вооружения Во-
енной артиллерийской инженерной акаде-
мии им. Дзержинского. Специальная прави-
тельственная комиссия отбирала «сливки»
студенчества – с крепкими знаниями и
стремлением к творчеству. Ускоренное обу-
чение длилось 15 месяцев (включая практи-
ку на полигоне и заводе). Как показали
дальнейшие события, спецнабор-1953 пол-
ностью себя оправдал. 900 выпускников
внесли огромный вклад в совершенствова-
ние и развитие ракетной техники, создание
новейшего эффективного высокоточного
вооружения и автоматизированных систем
управления, подготовку прорыва в космос
(«От спецнабора 1953-го к спецнабору
2014-го», «ВПК», № 37, 2013).
Ученых-эмигрантов, безусловно, может
заинтересовать перспектива работы в Рос-
сии. У многих здесь остались родные и близ-
кие, друзья. Однако этого явно недостаточ-
но. Сорваться с насиженного места, где есть
работа, где все налажено и освоено, трудно.
Идея возврата у российских ученых-
эмигрантов должна вызреть. Им придется
преодолеть сомнения и страхи. Желатель-
но помочь людям в этом. Эффективнее
всего подействовало бы обращение к эми-
грантам президента Владимира Путина. С
четкими аргументами и гарантиями оно,
безусловно, поспособствует тому, что мно-
гие решатся вернуться.
В Послании Федеральному собранию
наш президент говорил о необходимости
создать условия, чтобы лучшие зарубеж-
ные выпускники наших вузов, иностранные
ученые и специалисты оставались рабо-
тать в России. Но это касалось чужих
людей. А теперь речь идет о своих.
Государство, приглашая ученых вернуть-
ся, должно предоставить им право выбора по-
стоянного или временного проживания в стра-
не, длительности своего пребывания здесь.
Если же ученый принимает решение выбрать
Россию на жительство, ему и его семье предо-
ставляется гражданство РФ, а выделенное
жилье передается в собственность.
Обеспечение возврата научных кадров
следует поручить специальной правитель-
ственной комиссии.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ
СПЕЦНАЗ
КАК ВЕРНУТЬ УМ В РОССИЮ
В стране явно не хватает специалистов в области
информационно-коммуникационных технологий. И связано
это прежде всего с утечкой умов. Ее пик пришелся на время
крушения СССР и последующие годы, когда Россия резко
сократила поддержку научной деятельности.
З
а
первую
половину
90-
х
страну
покинули
70–80
процентов
математиков
,
40
процентов
физиков
-
теоретиков
Константин
СИВКОВ
,
заместитель президента РАРАН
по информационной политике,
доктор военных наук
Начало 80-х. Военная наука ищет новые формы ведения
вооруженной борьбы. Понимание значимости для победы ин-
формационной сферы уже есть. Однако механизмы ее влия-
ния на ход боевых действий еще не осознаны. Качество
управления оценивается через некие показатели, наиваж-
нейшим среди которых становится коэффициент реализации
боевых возможностей сил и средств. Однако опыт боевых
действий показывает огромный разброс значений. В одном
случае потеря на короткое время управления не приводит к
фатальному исходу, в другом при существенно более благо-
приятных условиях – катастрофа. Подход, основанный на со-
поставлении боевых потенциалов противоборствующих груп-
пировок с учетом коэффициентов управления ими, не объяс-
нял многочисленные примеры разгрома формально слабой
стороной более мощного противника да еще с минимальны-
ми для нее потерями.
БОЕВАЯ СИСТЕМА
И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
Осознание ключевого значения оперативности и досто-
верности функционирования системы управления ударными
силами в сочетании с появлением относительно малогаба-
ритных вычислительных устройств и высокоскоростных, хо-
рошо защищенных средств связи привело к идее создания
РУК и РОК – разведывательно-ударных и разведывательно-
огневых комплексов. Для каждого подбирались специаль-
ные решения. Примером может служить американский само-
лет Е-8, главным исходным назначением которого было стать
частью РУКа. Интеллект таких систем достаточно примити-
вен (с современных позиций) – выявить, правильно
классифицировать объект и выдать по нему целеука-
зание ударному комплексу. Ни о каких сетецентриче-
ских войнах речи нет.
Именно в это время появляются разработки капи-
тана 1-го ранга Эдуарда Шевелева, уже маститого уче-
ного, относительно боевых систем. Под таковыми по-
нималась совокупность сил и средств, частных техни-
ческих и организационно-технических решений, от-
дельных единиц, которые принимают участие в
выполнении определенной боевой (оперативной, стра-
тегической) задачи. В официальной военной термино-
логии ничего подобного не было. Боевыми системами
неформально могли называть отдельные технические
подсистемы или даже устройства. Здесь же речь шла о
существенно большем.
Шевелев впервые выделил как нечто целое органи-
зационно-технический комплекс – совокупность средств
и систем, разнообразных ВВТ, а также личного состава вне
зависимости от вида вооруженных сил или рода войск, объе-
диненных в единый организм. Мне могут возразить: ничего
нового, стратегия и оперативное искусство того времени
уже оперировали понятием группировок вооруженных сил,
включающих компоненты разных родов войск и даже видов
вооруженных сил. Отличие подхода Шевелева от существо-
вавших тогда представлений (и продолжающих доминиро-
вать в мировоззрении военных кадров) состоит в том, что он
видел в этих группировках нечто, обладающее определен-
ными целостными свойствами. Именно признание наличия у
внешне разрозненных соединений, частей, тактических еди-
ниц и технических средств неких общих свойств и было на-
учным прорывом. Ведь из признания факта существования
этих свойств, на показатели которых прямо влияют структу-
ра и информационная сфера группировок войск (сил), вы-
текает несостоятельность потенциального подхода к оценке
боевых возможностей. Основанный на представлении груп-
пировки войск (сил) как простой совокупности единиц бое-
вой техники, он предполагал, что каждая обладает своим
боевым потенциалом, а общий является простой суммой.
Система управления рассматривается как инструмент. Бу-
дучи идеальной, она реализует весь потенциал составляю-
щих группировку единиц. Действительная – некоторую
часть. Так возникает идея о коэффициенте управления. При
этом влияние обеспечивающих сил и средств, особенно не
входящих в структуру вооруженных сил, количественно
никак не может быть учтено.
Представление совокупности войск, сил и средств, со-
ставляющих группировку, в сочетании с ее обеспечением как
единой боевой системы, решающей определенную задачу
(тактическую, оперативную или стратегическую), обладаю-
щей целостными свойствами, не присущими отдельным эле-
ментам, предполагает детальное рассмотрение динамики
процессов, протекающих внутри нее. Именно в этом случае
появляется методическая основа для того, чтобы получить
адекватные оценки степени взаимного влияния сфер матери-
ального (в частности традиционного огневого) и информаци-
онного противоборства. Фактически это представление про-
странственно разрозненной совокупности элементов как це-
лого. Подобно тому, как мы привычно рассматриваем едини-
цу вооружения – танк или корабль. Ведь ни у кого не
возникает мысли оценивать его боевой потенциал как про-
стую сумму характеристик оружия, средств наблюдения,
управляющих систем и других элементов. Из этого ничего
путного не получится.
То есть введением понятия «боевая система» с вытека-
ющими из него подходами Шевелевым была создана еди-
ная методологическая основа для оценки боевых возмож-
ностей – от технического средства до стратегической груп-
пировки. Надо заметить, что при потенциальном подходе,
когда влияние информационной сферы невозможно оце-
нить количественно, наиболее эффективные приемы и ме-
тоды ведения вооруженного противоборства, в частности,
основанные на введении противника в заблуждение и воз-
действии иными методами на систему управления его
группировкой, оказываются в сфере чистого искусства.
Предложенный Шевелевым подход позволяет науке полно-
ценно вторгнуться в нее. То есть радикально расширяет
сферу научного участия в выработке и обосновании реше-
ний на применение группировок вооруженных сил и их
формирование.
Но введение понятия «боевая система» в том смысле,
как это сделал Шевелев, имело не только теоретико-мето-
дическое, но и огромное мировоззренческое значение. Ведь
фактически уже не на уровне морально-этическом, а на
строго научном следовал вывод: элементы должны рабо-
тать на систему в целом, общее важнее частного, индивиду-
ального. При этом становилось ясно, что информационный
и материальный аспекты в равной степени влияют на спо-
собность боевой системы решать возлагаемые на нее за-
дачи. Из этого следовало, что необходимо пересматривать
традиционные два ответа на основной вопрос философии:
что первично? Дух (в современном понимании информаци-
онная сфера) или материя? Как известно, один из ответов
отдает приоритет духу (идеализм), другой – материи. Есть и
третий ответ, признающий их равноправное сосуществова-
ние как отдельных сущностей, но он также при дальнейшем
осмыслении сводится либо к идеализму, либо к материализ-
му. Вводимое понятием «боевая система» единство влияния
на ее способность выполнять возлагаемые задачи как мате-
риальной, так и информационной сфер противоборства
вело к четвертому ответу на основной философский вопрос.
Духовный и материальный аспекты мира неразделимы. К
сожалению, именно эта глубина, затрагивающая основы ми-
ровоззрения современников, привела к тому, что научно-те-
оретическое наследие Эдуарда Шевелева до настоящего
времени (то есть через 30 с лишним лет после появления
его первых работ на эту тему в печати) не осмыслено и не
принято в полном объеме.
А ведь он предвосхитил многое. Так, например, одним
из первых ввел понятие интеллекта боевой системы как
способности вырабатывать целесообразную реакцию в
ответ на внешние воздействия. Казалось бы, что нового:
речь идет о собирании, хранении, накоплении и переработке
информации. Открытие состоит в том, что это понятие вы-
вело интеллектуальную составляющую боевой системы за
пределы только штабов и иных органов управления. Теперь
в нее оказались включенными центры вторичной обработки
информации, системы связи между органами управления,
другие компоненты и подсистемы, которые прямо или кос-
венно определяют выработку решения на действия. Стало
ясно, что командир, сколь бы талантливым он ни был, не
определяет в полной мере интеллект боевой системы. Он
формируется как свойство системы в целом, как правило,
большей частью составляющих ее элементов, порой не име-
ющих формально к этому процессу никакого отношения.
Фактически Шевелев показал, что совокупность взаимосвя-
занных людей и технических средств обработки и передачи
информации с неизбежностью порождает системный интел-
лект организационно-технической совокупности. И он уже
существенно отличается от суммы привлеченных умов. При
этом с неизбежностью должен приводить к модификации
интеллекта входящих в систему людей, формируя обратные
информационные связи. В 80-е еще только шла съемка
фильма «Терминатор», который виделся как неосуществи-
мая фантастика, а Шевелев уже со строгих научных позиций
показывал, что суперинтеллект любой организационно-тех-
нической или чисто технической системы неизбежно возни-
кает с момента ее создания и развивается по мере жизнеде-
ятельности.
Помимо интеллекта ученый вывел еще шесть основных
свойств системы: наблюдаемость, управляемость, органи-
зованность, скрытность, боевые возможности и боевая
устойчивость. В своих работах он подробно раскрыл суще-
ство каждого и описал подсистемы, их формирующие. Важ-
ным в методологическом отношении достижением была вы-
работанная им иерархическая система критериев, связыва-
ющих состояние системы как совокупности элементов с ее
свойствами. Наверное, впервые столь размытые с методо-
логической точки зрения понятия обрели четкую критери-
альную основу.
ОТЕЦ ВОЕННОЙ СИСТЕМОЛОГИИ
В концентрированном виде идеи и разработки в области
теории боевых систем Эдуард Геннадьевич изложил в фунда-
ментальной статье «Системология национальной безопасно-
сти России: современное состояние и перспективы разви-
тия», напечатанной в шестом номере журнала «Военная
мысль» за 1996 год. На эту тему он неоднократно выступал в
открытых СМИ, благодаря чему обрел мировую известность
как отец военной системологии. В данном качестве его при-
знают в Соединенных Штатах.
Анализ направленности военного строительства раз-
витых стран свидетельствует, что, к счастью (по причинам,
вероятно, фундаментального характера, о которых написа-
но выше), в полной мере принять на вооружение идеи Эду-
арда Геннадьевича там не смогли. Впрочем, полагаю, что
как настоящий патриот России он не выдавал свои нара-
ботки в полном объеме. А полученные фрагменты идей не
позволили нашим «партнерам» эффективно применить
подходы Шевелева на практике. К сожалению не получили
его идеи должного внимания и применения в наших Воору-
женных Силах. Возможно, по той причине, что современни-
ки были не готовы мировоззренчески. Как ученик и после-
дователь Шевелева, я неоднократно сталкивался с тем,
что даже маститые ученые недоумевали: а зачем все эти
сложности со свойствами? Не вникая в сущность боевой
системы, некоторые военные специалисты, порой на очень
высоких должностях, фактически приравнивали ее к типо-
вым войсковым формированиям. Боевой системой называ-
ли, например, общевойсковую дивизию, что, естественно,
вызвало недоумение у большей части командного состава
ВС РФ.
Однако сегодня, знакомясь с материалами военно-мето-
дологического характера в открытой печати, с радостью на-
чинаю замечать, что идеи Эдуарда Геннадьевича укладыва-
ются в молодых умах новой военной элиты России. Термин
«боевая система» вновь появился в статьях ученых. Они на-
чинают оперировать и ее свойствами. Пока далеко не все до-
стижения Шевелева приняты и осмыслены новым поколени-
ем. Вероятно, по той причине, что не удалось ознакомиться с
его трудами и люди вынуждены сами проходить путь, кото-
рый мой учитель преодолел более 30 лет назад. Надеюсь, эта
статья привлечет внимание к его работам и поможет поднять-
ся выше в мировоззренческом и методологическом отноше-
нии. Ведь то, что ищут сегодня все, – принципиально новые
методы ведения войн, невозможно выработать в старой па-
радигме. Необходим методологический рывок, который
может быть основан только на более совершенной мировоз-
зренческой базе. Именно такую основу и выработал крупней-
ший военный ученый Эдуард Геннадьевич Шевелев. Он за-
глянул за горизонт текущих событий. Полное осмысление
наследия Шевелева – удел новых поколений военных (и не
только) ученых.
Жизненный путь Эдуарда Геннадьевича стандартен
для первых послевоенных десятилетий. По окончании в
1958 году Высшего военно-морского инженерного училища
он был направлен на Северный флот в части, занимавшие-
ся хранением и подготовкой к боевому применению
ядерного оружия. Стоит напомнить, что в конце 50-х
это была весьма рискованная служба, ведь эффек-
тивной системы от негативного воздействия таких
боеприпасов на обслуживающий персонал еще не
было создано. Многого просто не знали. Далее – уча-
стие в операции «Анадырь» с первого до последнего
дня ее проведения. В 1964-м Шевелев окончил Во-
енно-морскую академию, в 1966-м – Ленинградский
госуниверситет, в 1989-м – Военную академию Гене-
рального штаба. В 1971-м защитил кандидатскую
диссертацию и направлен в научную группу Военно-
морской академии. В 1981-м становится доктором
военных наук. Именно с этого момента начинается
работа над теорией боевых систем, которая в мето-
дологическом отношении вырастала из докторской
диссертации. В 1986 году Шевелева приглашают в
Академию Генерального штаба на кафедру опера-
тивного искусства ВМФ, где он и прослужил до увольнения
в запас по достижении предельного возраста. Но ВС РФ
Шевелев не покинул, а перешел работать в Центр военно-
стратегических исследований Генерального штаба, где и
прослужил длительное время. В 2002-м получил приглаше-
ние в Российскую академию госслужбы при президенте
РФ. Там работал почти до самой кончины в январе 2011-го.
Эдуард Геннадьевич подготовил 20 дипломированных уче-
ных, в числе которых посчастливилось быть и мне. Он
стоял у истоков Академии военных наук, оставаясь на
посту ее вице-президента до последних дней. Его труды на
благо Отечества в 1998 году отмечены званием «Заслу-
женный деятель науки Российской Федерации». Эдуард
Геннадьевич – автор более 180 работ, опубликованных в
различных авторитетных научных журналах, в том числе
зарубежных.
В моей жизни он сыграл судьбоносную роль и как на-
ставник, мудрый учитель, и как старший товарищ, в значи-
тельной степени сформировавший меня как военного уче-
ного. Его подходы существенно повлияли на мое мировоз-
зрение. Поэтому, отмечая значение теории боевых систем
Шевелева, я точно знаю, о чем говорю: испытал на себе и
благодарен ему за это. Я счастлив, что судьба свела меня с
этим действительно Великим Человеком.
Расширенная версия – на vpk-news.ru
У
ченый
вывел шесть
основных
свойств
системы
:
наблюдаемость
,
управляемость
,
организованность
,
скрытность
,
боевые
возможности
и
боевая
устойчивость
ВПЕРЕДИ
«ТЕРМИНАТОРА»
ЭДУАРД ШЕВЕЛЕВ – УЧЕНЫЙ,
ЗАГЛЯНУВШИЙ ЗА ГОРИЗОНТ
Профессор Шевелев опередил время на несколько десятилетий.
Созданная ученым теория боевых систем не только позволяет
принципиально по-новому понять процессы вооруженной
борьбы и, следовательно, выработать качественно иные методы,
способы ее ведения. Она имеет мировоззренческое значение.
НЕЗВЕЗДНЫЕ ИСТОРИИ
Фото из семейного архива Эдуарда ШЕВЕЛЕВА
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12
Powered by FlippingBook