Газета «Военно-промышленный курьер». №2 (715) 16-22 января 2017 года - page 6

№ 2 (715) 16–22 января 2018 года
06
АРМИЯ
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Известный американский бизнесмен в области астро-
навтики (и не только), надо отметить, весьма высоко под-
нял планку разработки новых технологий и устройств.
Чего же добивается Маск, каковы его цели? И кто он на
самом деле: гениальный менеджер, талантливый изобре-
татель, выскочка-авантюрист, технологический провока-
тор или все вместе взятое в одном лице?
Его недавнее выступление относительно создания на
Марсе крупного поселения, рассчитанного на миллион
жителей, с предварительным показом ролика, как это
будет происходить, впечатлило многих, однако относи-
тельно предложенного проекта сразу же возникла масса
вопросов как чисто технического, так и гуманитарного
характера.
Первое, что сразу приходит на ум: вся эта затея – чи-
стой воды авантюра. Но так могут думать только те, кто
не следит за деятельностью Маска. Ведь специалисты пре-
красно понимают, что освоение Марса по объективным
причинам никак не состоится в ближайшем будущем. Ре-
ально это середина ХХI века и далее, а колонизация Крас-
ной планеты вообще дело ХХII века.
Так чем же тогда является марсианский проект? Ответ
на поверхности. И хотя на первый взгляд это, повторим,
выглядит авантюрой, на деле – элементарный блеф. Ведь
в чем отличие этих двух понятий? Авантюра – необдуман-
ное, спонтанное действие. Блеф – хорошо продуманная и
тонко просчитанная комбинация. Маск не авантюрист, он
прагматик до мозга костей. Может быть, в душе немного
провокатор, но все свои слова и действия он просчитыва-
ет на несколько ходов вперед.
Предложенный им марсианский проект – хитрая ком-
бинация, преследующая несколько целей. Во-первых, за
громкими амбициозными планами всегда легче скрыть
свои ошибки, просчеты и неудачи, от которых никто не
застрахован. Во-вторых, есть чисто финансовый интерес.
Был сделан классический психологический ход: проси
миллиардов сто – глядишь, один и дадут. А то в американ-
ском конгрессе уже стали косо поглядывать на новые
частные фирмы, которые вышли на рынок космических
запусков, потеснив таких грандов, как «Боинг» и «Лок-
хид». Ведь могут и финансирования лишить. Поэтому
Маск и сделал упреждающий информационный выпад,
чтобы подстраховаться от возможных негативных послед-
ствий, а блефовать он умеет.
БОЛЕЗНЕННЫЕ УСПЕХИ
При всех талантах Илон Маск остается живым челове-
ком, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Соз-
дав компанию SpaceX, он сразу же развил такой фантасти-
ческий темп работы, какой до этого вообще не был свой-
ственен космической отрасли, ей по определению присущ
здоровый консерватизм. Профессиональная деятельность
умело сдабривалась мощной пиар-кампанией. Многие
СМИ настолько очаровались обаятельным и энергичным
бизнесменом, что были готовы считать его богом космо-
навтики.
Поначалу все шло просто идеально: старт за стартом,
контракт за контрактом. За доставкой грузов для МКС
SpaceX получает разрешение на запуски военных спутни-
ков и наконец вершина – марсианский проект. Однако
жизнь вносит коррективы в любые планы. Безмятежный
и уверенный космический курс Маска начал давать сбои.
Легкость первых стартов и доля везения подействовали,
как дурман. Ничто не предвещало беды, но…
Первый старт РН «Фалькон» в 2006 году был аварий-
ным, что восприняли как должное. Потом череда удачных
пусков. В 2015-м вновь
авария – ладно, бывает.
Но в 2016-м носитель
взрывается прямо на
стартовом столе, чего
уж совсем никто не
ожидал. При пожаре
сгорели и носитель, и
полезная нагрузка, и сам
стартовый
комплекс.
Триумфально прошел
2017 год – было осу-
ществлено 18 успешных
пусков РН. На 2018-й
планировалось порядка
30 пусков, но – новая
авария уже в январе: не
вышел на орбиту и раз-
бился при падении в
океан секретный и дико
ПРОВОКАТОР
ОТ АСТРОНАВТИКИ
ВЗБОДРИЛ РОСКОСМОС
В последние три-четыре года в дискуссиях,
касающихся развития космонавтики,
часто упоминается Илон Маск. Действительно,
личность неординарная, явно не обделенная
талантами. Дела и громкие, подчас очень
спорные выступления Маска не оставляют
равнодушными ни специалистов,
ни общественность.
ПОД МАСКОМ СК
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Камбоджа пережила диктатуру
Пол Пота с тотальным геноцидом
собственного населения, вторжение
вьетнамской армии, длительную
гражданскую войну, свержение и
восстановление монархии. К настоя-
щему времени внутренняя обстанов-
ка стабилизировалась, но это одна из
самых слабых в экономи-
ческом и военном отноше-
нии стран АСЕАН.
С ПОЛПОТОВСКИМ
НАСЛЕДИЕМ
Армия весьма архаич-
на, собственного ВПК нет.
Военный потенциал Кам-
боджи (особенно ВВС и
ВМС) гораздо ниже, чем у
главного потенциального
противника – Таиланда, с
которым имеются серьез-
ные пограничные конфлик-
ты («Сиамские хитрецы»,
«ВПК», № 46, 2017). Однако осо-
бые отношения с Ханоем вроде бы
гарантируют безопасность.
ВСКамбоджи оснащены в основ-
ном старым советским оружием, по-
ставки которого из стран Восточной
Европы и Вьетнама продолжаются
до сих пор. В последние годы возоб-
новился ввоз техники из Китая, его
влияние на страну постепенно уси-
ливается.
Сухопутные войска разделены
на 6 военных округов. В их составе
4 пехотные дивизии, 11 пехотных
бригад и по одной – королевской
гвардии и спецназа.
Танковый парк включает от 213
до 262 советских Т-55 и китайских
Туре 59, а также от 25 до 50 легких
ПТ-76. На вооружении – до 34
БРДМ-2, до 79 БМП-1, до 150 БТР.
Артиллерия: до 150 буксируемых
орудий – советские ЗИС-3 (до 50
единиц), М-30 (12) и Д-30 (13), аме-
риканские М101А1 (25), китайские
Туре 59-1, а также несколько сот ми-
нометов и более 250 РСЗО. В соста-
ве армейской ПВО – 50 современ-
ных китайских ПЗРК FN-6 и до 20
старых HN-5А, около 400 зенитных
орудий – советские ЗУ-23, 61-К,
С-60 (примерно по 100 каждой
марки), КС-19 (8), до 100 китайских
Туре 65 и Туре 74.
Кроме китайских ПЗРК, все воо-
ружение сильно устарело.
В составе ВВС не более 4 боевых
самолетов, советских истребителей
МиГ-21, 6 транспортников (европей-
ский А320, английский BN-22 и по
2  китайских МА60 и Y-12-II), 11 учеб-
ных (до 7 чехословацких L-39С,
4 итальянских Р-92). Зато есть 4 но-
вейших китайских боевых вертолета
Z-9WЕ, созданных на базе француз-
ского AS365. Многоцелевые и транс-
портные вертолеты: 3 французских
AS350, 8 китайских Z-9, до 6 россий-
ских Ми-17, до 8 советских Ми-8.
Наземная ПВО включает 1 дивизион
советского ЗРК С-125 (4 ПУ).
ВМС состоят из старых стороже-
вых катеров – советских проекта
205П (4 единицы), проекта 206 (2),
проекта 206М (2), китайских проек-
та 062 (4). Образцы проектов 206 и
206М изначально были торпедны-
ми, но ТА демонтированы. Кроме
того, есть 3 малых катера китайской
постройки.
Морская пехота включает 7 пехот-
ных и 1 артиллерийский батальон.
УСЛОВНО БОЕСПОСОБНЫЙ
Из 10 стран АСЕАН лишь Бру-
ней уступает Лаосу по своему воен-
ному потенциалу. Из-за крайне низ-
кой платежеспособности Вьентьян
неспособен приобретать никакие со-
временные вооружения. В наличии
лишь незначительное количество со-
ветской техники, полученной из
СССР и Вьетнама, а также давно
устаревшая американская в еще
меньшем количестве плюс немного
оружия из Поднебесной. Пока Лаос
остается в основном в сфере влия-
ния Вьетнама, но китайское проник-
новение в страну нарастает.
Сухопутные войска делятся на 4
военных округа, в составе которых
имеется 5 пехотных дивизий и не-
сколько отдельных полков и ба-
тальонов.
Танковый парк включает до 15
старых советских Т-54 и до 15 Т-55,
до 10 совсем древних Т-34-85, до 10
легких ПТ-76 и до 10 китайских
Туре 62. На вооружении имеется до
10 БРДМ-2 и до 90 БТР, по большей
части советских. Артиллерия: до 95
буксируемых орудий – английские
М116А (10), американские М101
(25) и М114 (10), советские М-30
(20), Д-30 (20), М-46 (10), а также
70 минометов – 50 советских М-43
(82- и 120-мм), 20 американских
М2А1. В составе войсковой ПВО
около 120 советских ПЗРК «Стре-
ла-2» и 25 российских «Игла-1», до
10 советских ЗСУ-23-4 «Шилка» и
84 зенитных орудия (48 ЗУ-23-2, 18
61-К, 18 С-60).
Приведенные выше количе-
ственные значения весьма условны,
реально боеспособной техники
почти нет.
ВВС находятся в еще худшем со-
стоянии, чем сухопутные войска.
Боевых самолетов в строю
нет, на хранении до 23 со-
ветских истребителей МиГ-
21. Есть транспортники –
1 украинский Ан-32, ки-
тайские МА60 (3) и LE-500
(4), учебные самолеты – до
8 старых советских Як-18
и, возможно, 2–3 россий-
ских Ил-103. Боевых вер-
толетов также нет, имеются
лишь многоцелевые и
транспортные – до 6 рос-
сийских Ка-32Т и до 15
Ми-17, 2 европейских
ЕС155 и 4 китайских Z-9.
Наземная ПВО включает 2 дивизио-
на советских ЗРК С-125 (8 ПУ).
Вьетнам пытается сохранить
Камбоджу и Лаос в сфере своего
влияния, однако его медленно, но
уверенно отодвигает Китай. Воен-
ный и тем более экономический по-
тенциал Пекина и Ханоя несопоста-
вим, что для бедных и слабых Пном-
пеня и Вьентьяна оказывается реша-
ющимфактором. Именно Камбоджа
и Лаос наряду с Мьянмой становят-
ся главными проводниками интере-
сов КНР в ЮВА.
technobuffalo.com
technobuffalo.com
Камбоджу и Лаос
пытается сохранить
в сфере своего влияния
Вьетнам, однако
его отодвигает Китай
СДАТЬСЯ
НА МИЛОСТЬ
БОГАТОГО
Лаос и Камбоджа еще три десятилетия назад считались
социалистическими странами. Их «старшим братом» был
СССР, «средним» – Вьетнам («Ханоев ковчег», «ВПК»,
№ 23, 2016).
БЕДНЕЙШИЕ СТРАНЫ ЮВА ВЫБИРАЮТ
МЕЖДУ ВЬЕТНАМОМ И КИТАЕМ
Флагман французского военно-морского
флота авианосец «Шарль де Голль»
уже год как на капитальном ремонте и
обещанное его возвращение в строй в
середине 2018-го вряд ли состоится.
В ходе работ должен быть переза-
правлен ядерный реактор и заменено
покрытие летной палубы. Боевые
системы корабля также переустановят,
современное оборудование даст
возможность более слаженно взаи-
модействовать с союзными флотами.
Изменения претерпит и авиакрыло. Все
боевые задачи решено возложить на
палубные истребители «Рафаль М»,
тогда как ранее в составе числились и
штурмовики «Супер Этандар». Как раз
ситуация с авиакрылом и наводит на
мысль, что французские корабелы не
уложатся в сроки с ремонтом: на сайте
Военно-морского института ВМС США
появилась информация о том, что ис-
требители с «Шарля де Голля» примет
американский авианосец «Джордж
Буш» (CVN-77). «Переезд» намечен на
апрель-май. На борту «Джорджа Буша»
разместятся 350 человек из состава
французского авиакрыла – пилоты, авиа-
механики и обслуживающий персонал,
а также неназванное количество «Ра-
фалей». На время базирования фран-
цузские истребители будут действовать
как часть авиакрыла «американца»,
отрабатывая сценарии совместных
полетов с палубным разведчиком E-2C
«Хокай». При этом представители
Минобороны Франции отмечают, что
проблем с использованием залетной
военной техники на американском
корабле не возникнет, поскольку «они
на 95 процентов совместимы».
ФРАНЦУЗСКИЕ ПАЛУБНИКИ МЕНЯЮТ ПРЕЗИДЕНТА
supercoolpics.com
google.com
РЕАЛИИ
самое популярное
космическое детище
Илона Маска –
возвращаемая
первая ступень ракеты-
носителя «Фалькон-9».
С 4 июня 2010 года
совершено 47 запусков,
из них согласно
официальным данным
45 удачных. Выполнено
26 посадок первой
ступени, из них 21 удачная
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook