Газета «Военно-промышленный курьер». №27 (691) 19-25 июля 2017 года - page 3

Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
ССАГПЗ в кризисе из-за противо-
речий ОАЭ, КСА и АРЕ с Катаром.
Иран развивает ракетную, а Пакистан
ядерную программы. Алжир готовит-
ся к смене власти. Исламистские
группировки наращивают террори-
стическую активность по всему реги-
ону, хотя в Сирии и Ираке проект
«Исламского государства» (запрещен-
ного в России) проваливается. Объе-
мы наркоторговли, в том числе аф-
ганскими опиатами, и потоки ми-
грантов, движущихся в Европу через
Магриб и Турцию, растут. Иран про-
воцирует прямое столкновение с Из-
раилем. При этом политика США и
ЕС на Ближнем и Среднем Востоке
противоречива и не позволяет обе-
спечить даже их собственную безопас-
ность. Статья, основанная на мате-
риалах экспертов ИБВ А. Быстрова и
Ю. Щегловина, представляет читате-
лям политику США на Ближнем
Востоке на фоне катарского кризиса,
а также в ряде государств Северной
Африки, текущее состояние дел в Ал-
жире, на которые Вашингтон
и Брюссель влияния не ока-
зывают.
КОММИВОЯЖЕР
ИЗ БЕЛОГО ДОМА
11 июля США и Катар
подписали меморандум о
взаимопонимании в проти-
водействии финансирова-
нию
терроризма.
Глава
МИДа Катара призвал Сау-
довскую Аравию, Бахрейн,
ОАЭ и Египет присоеди-
ниться к документу. 5 июля в
Каире состоялось совещание
глав МИДов четырех стран, ранее
введших ограничения против Дохи.
Однако встреча в египетской столице
не принесла результатов. И не могла
принести, поскольку администрация
США делает противоречивые шаги с
самого начала кризиса в ССАГПЗ.
Сначала Д. Трамп объявляет, что
«никому не удастся избежать наказа-
ния за поддержку терроризма», но
спустя две недели после этого в Доху
едет госсекретарь Р. Тиллерсон, кото-
рый подписывает с Катаром соглаше-
ние. Между этими событиями Доха
заключает с США многомиллиард-
ный контракт на закупку вооружения.
То есть сначала КСА и АРЕ дают
карт-бланш атаковать Катар, а затем
занимают позицию над схваткой.
Столь разные сигналы из Вашингто-
на за короткий срок дезорганизовали
КСА, ОАЭ и АРЕ.
Пока только египтяне сохраняют
решительный настрой. Египет считает
неприемлемым участие в междуна-
родной коалиции, борющейся с ИГ,
стран, поддерживающих экстреми-
стов. Представитель Каира А. Абу аль-
Гейт обратил внимание на то, что Еги-
пет, Саудовская Аравия, ОАЭ и Бах-
рейн «приняли решение о введении
ограничений в отношении Катара, ко-
торый является членом международ-
ной коалиции, исходя из того, что этот
эмират поддерживает террористов в
регионе, в частности в Ливии, Сирии
и Йемене». Он не упомянул про
Синай, где Катар спонсирует террори-
стов, а в Йемене исламистов из «Аль-
Каиды» спонсирует не Катар, а Сау-
довская Аравия.
Что касается американской поли-
тики в этой ситуации, Саудовская
Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет счи-
тают недостаточной мерой соглаше-
ние, заключенное между США и Ка-
таром о борьбе с финансированием
терроризма. Неуверенность форму-
лировки свидетельствует о растерян-
ности. КСА и ОАЭ пора привыкать к
тому, что никакой стратегии в адми-
нистрации Трампа нет. Настроение у
главы Белого дома изменчиво, посто-
янство в действиях Вашингтона от-
сутствует. У Б. Обамы оно было – не-
приятное для аравийских монархий,
но предсказуемое. У Трампа на фоне
развала Госдепартамента как систе-
мообразующей структуры политика
напоминает поведение коммивояже-
ра: кто купил больше, тот и союзник.
Это вызывает у партнеров США на
Ближнем Востоке настороженность и
подталкивает страны региона к поис-
ку альтернативного от американцев
центра силы. Что, помимо прочего,
объясняет паломничество их лидеров
в Москву...
ХАРТУМ ПУГАЕТ МОСКВОЙ
Президент Судана О. аль-Башир
12 июля издал указ о приостановке ра-
боты комитета по ведению перегово-
ров с США до 12 октября 2017 года.
Хартум пошел на это после того, как
Вашингтон на три месяца отложил ре-
шение об отмене санкций в отноше-
нии Судана. 13 января бывший прези-
дент США подписал указ о признании
позитивных действий суданского пра-
вительства и отмене ряда запретов в
отношении этой страны. Согласно по-
яснению Минфина США по новому
указу американские санкционные
меры отменят, «если правительство
Судана будет поддерживать те пози-
тивные шаги, которые оно предпри-
нимает на протяжении последних
шести месяцев». Напомним, что с
1997 года авуары Судана в США на-
ходятся под арестом. В 2007-м адми-
нистрация президента Д. Буша-
младшего приняла решение ввести
санкции против должностных лиц Су-
дана, на которых возлагалась персо-
нальная ответственность за события в
Дарфуре, где с 2003 года продолжают-
ся межэтнические столкновения. В
октябре 2016-го Обама продлил
режим санкций на год.
В июне аль-Башир жестко отреа-
гировал на отказ Эр-Рияда принять
его на встрече глав 50 стран в КСА,
приуроченной к визиту Трампа. Он
воспринял это как личный вызов и
невыполнение обещания наследного
принца М. бен Сальмана, посуливше-
го добиться от Трампа отмены санк-
ций во время его визита в королев-
ство. Судан на встрече представлял
бывший вице-президент О. Таха, и
ход его переговоров с американцами
и саудовцами породил у аль-Башира
подозрения, что США и КСА рассма-
тривают его как сменщика действую-
щего главы Судана.
Реакция суданского президента
была оперативной: Таха еле успел
уехать из Судана в КСА через не-
сколько часов после возвращения.
Там он просит защиты у короля Саль-
мана. Он обвинен аль-Баширом в
предательстве в пользу ФБР США
(бюро этой структуры в Хартуме ока-
залось заблокированным, местные
спецслужбы отказываются иметь с
ним дело), что стало серьезным сиг-
налом американцам. Указ о приоста-
новке переговорного процесса с Ва-
шингтоном – второе предупрежде-
ние. Третьим будет предстоящий
визит аль-Башира в Москву по пути в
Пекин, который он планирует совер-
шить в августе. К Москве аль-Башир
апеллирует в двух случаях: когда ему
угрожает МУС и необходимо блоки-
рование его усилий через Совет Безо-
пасности ООН и когда надо подраз-
нить американцев.
В отличие от китайцев, которых
суданский президент планирует вер-
нуть вместе с их кредитами (компании
из КНР три года назад свернули дея-
тельность в стране после прекращения
транзита южносуданской нефти), Мо-
сква необходима только для этого, по-
скольку организовать для Хартума се-
рьезные экономические проекты за
последние шесть-семь лет России не
удалось. Все упирается в финансиро-
вание и нежелание расплачиваться за
модернизацию экономики передачей в
собственность российским компани-
ям золотых приисков. Эту тему кон-
тролирует клан самого президента, и
делиться ни с кем не будет. Но хочет
кредитов, которых Россия давать ему
не собирается.
Что до ссоры аль-Башира с КСА и
США, Эр-Рияд суданский президент
старается не трогать (он и Таху выпу-
стил, чтобы не раздражать саудовцев):
от КСА зависят финансовые транши,
стабилизирующие суданский фунт. Но
США он предупреждает, нажимая на
самую слабую точку двусторонних от-
ношений – сотрудничество в сфере
безопасности. Спецслужбы США по-
лучают значительный массив опера-
тивной информации от Судана, не
афишируя этого.
ДИАЛОГ СОМАЛИ
С ИСЛАМИСТАМИ
Вашингтон стимулирует
начало переговорного про-
цесса между президентом
Сомали М. Абдуллахи Маха-
медом Формаджо и частью
группировки «Аш-Шабаб»,
желая расколоть и фрагмен-
тировать исламистское дви-
жение, выделив из него уме-
ренных и нейтрализовав
крайних радикалов. Амери-
канцы используют опосре-
дованные контакты с исламистами для
снижения репутационного ущерба,
при этом жестко корректируя кон-
сультации. План санкционирован
Трампом. Сопровождение перегово-
ров возложено на оперативный состав
ЦРУ США, а не РУМО Пентагона,
как требовали военные. Основным
партнером по переговорам со сторо-
ны «Аш-Шабаб» стал командующий
военным крылом этой организации
М. Рабоу (Абу Мансур).
Инициатива проведения консуль-
таций с целью изоляции наиболее
экстремистского крыла «Аш-Шабаб»
принадлежит резидентуре ЦРУ США
в Найроби. Идея начала оформлять-
ся в 2015 году после резни студентов
университета Грисса, но окончатель-
но была сформулирована и доложена
президенту после прихода к власти
нынешней администрации.
На выбор основного партнера по
переговорам со стороны исламистов
повлияло несколько факторов. Сбо-
ром досье на потенциальных партне-
ров в «Аш-Шабаб» занималось не-
сколько резидентур ЦРУ США. Фигу-
ра Абу Мансура возникла после анали-
за докладов резидентур не только в
Найроби, но и в Эфиопии и Сомали.
Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли также
активизировала сбор установочных
данных и оперативной информации в
отношении действующих вожаков
«Аш-Шабаб» через свои возможности
среди сомалийской колонии в США.
Абу Мансур является духовным
отцом группировки, а также ее офи-
циальным представителем и опера-
тивным командующим. Он находился
в жестком конфликте с бывшим лиде-
ром «Аш–Шабаб» А. Абди Годане,
ликвидированным
американским
БЛА в 2014 году, и его ближайшими
сторонниками О. Хамами и И. Афга-
ни. С 2013-го дистанцировался от
наиболее радикальной части группи-
ровки. Американцы готовили базу для
переговоров, уничтожая оппонентов
Абу Мансура. Кроме того, США убра-
ли его имя из списка разыскиваемых
террористов (за его голову было обе-
щано пять миллионов долларов).
В конце июня оппоненты Абу
Мансура попытались ликвидировать
его, направив дополнительные силы в
район Худара в регионе Бакуля. В
ответ Могадишо по просьбе Вашинг-
тона срочно перебросило туда около
300 своих военных для его защиты.
Отголосками тех событий стали из-
вестия о боях сомалийской армии с
исламистами на юге страны.
АЛЖИР В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН
Новый глава правительства Алжи-
ра А. Теббун, назначенный на долж-
ность 25 мая, приступил к массирован-
ной ревизии всех заключенных его
предшественником контрактов в пу-
бличном секторе, начав с наиболее
крупных. 2 июля он подписал срочную
директиву, где в качестве одной из при-
оритетных задач обозначил полную ре-
визию всех договоров. Одним из пер-
вых стал контракт предыдущего прави-
тельства на проектирование и строи-
тельство дорожной инфраструктуры на
4,85 миллиарда евро с компанией
ETRHB, принадлежащей объединению
Forum des Chefs d’Entreprise (FCE) под
председательством А. Хаддада. Новый
министр общественных работ и транс-
порта А. Заалане доложил соображения
по этому проекту, в результате чего
премьер-министр заблокировал выпла-
ту ETRHB 900 миллионов евро аванса,
которые должны были обеспечить ве-
дение проектных работ.
Еще одним вопросом, которым за-
нялся Теббун, была ревизия и блоки-
ровка более 50 импортных лицензий,
выданных от имени Минторга Алжира
в период, когда бывший министр тор-
говли Б. Белаит находился на лечении в
Париже в прошлом году. По офици-
альной версии, процедура их выдачи
была абсолютно непрозрачной. Новый
министр торговли А. Саси, который до
этого был губернатором политической
вотчины клана президента Бутефлики
Тлемсена, начал пересмотр докумен-
тов. Эксперты полагают, что основной
его задачей будет перевод всех импорт-
ных операций под контроль президент-
ского клана.
Третьим важным направлением в
экономике, которое сейчас подверга-
ется полной ревизии и пересмотру,
являются контракты прежнего кабми-
на на организацию и развитие более 10
промышленных зон в Алжире.
Все это осуществляется при актив-
ном содействии начальника Генштаба
А. Гаида Салаха, обеспечивающего си-
ловое прикрытие акции, а также кури-
рующего деятельность на этом направ-
лении основной реорганизованной
спецслужбы в лице бывшего Директо-
рата по внутренней безопасности
(DRS), ныне CSS. Ее возглавляет став-
ленник президентского клана А. Башир
Тартаг. Одна из его главных задач –
ликвидация материалов всех антипре-
зидентских дел по коррупции, которые
в свое время инициировал бывший ру-
ководитель DRS А. Медьен.
Все действия нового премьера на-
правлены на решение главной задачи,
поставленной ему президентским кла-
ном, в частности братом А. Бутефлики
Саидом: не допустить концентрации
деловых связей в руках бывших пре-
мьера А. Селлаля и министра торговли
А. Буашареба, который за выдачу ли-
цензий на импорт заручался политиче-
ской поддержкой финансовых и торго-
вых кругов страны, тем самым пытаясь
претендовать на пост премьера, а в пер-
спективе включиться и в президент-
скую гонку. То же самое касается Сел-
лаля, которого с 2013 года (времени
первого инсульта президента Бутефли-
ки) полагали в политической и эконо-
мической элите Алжира одним из глав-
ных претендентов на высший пост.
Озабоченность
президентского
клана вызывали сложившиеся за время
премьерства Селлаля связи с крупны-
ми алжирскими бизнесменами через
его сына Фареса. В этой связи главной
задачей клана Бутефлики является тор-
педирование подобных альянсов, то
есть отрыв наиболее серьезных фигур
политической элиты страны от финан-
совых потоков, без чего невозможно
финансирование президентской кампа-
нии реальных кандидатов. Вторая гене-
ральная задача С. Бутефлики для со-
хранения господствующих позиций в
Алжире после кончины президента (это
может случиться в любой момент) –
разрушение возможного политическо-
го альянса между сильными фигурами
среди политиков и начальником Ген-
штаба А. Гаидом Салахом, которого
президентский клан в свое время воз-
высил для создания противовеса главе
алжирских спецслужб Медьену. После
политического падения последнего
возникла потенциальная опасность для
клана со стороны нового главы Геншта-
ба, которого в Алжире стали звать ал-
жирским Ас-Сиси.
Маневры по возвышению и одно-
временному подтоплению одних поли-
тических фигур за счет других для не-
допущения создания между ними
альянсов, а также диверсификации фи-
нансовых потоков с целью нейтрализа-
ции возможности политиков сконцен-
трировать их в своих руках на сегодня
главная задача президентского клана.
Точнее – С. Бутефлики. Многие экс-
перты высказывают мнение, что он
вряд ли сможет сохранить монополию
своего клана на власть в случае кончи-
ны старшего брата, поскольку сегодня
не имеет в запасе серьезного лояльного
ему политика, способного обеспечить
преемственность власти и пользующе-
гося популярностью среди населения и
политического истеблишмента. Все
нынешние представители военной и
бизнес-элиты страны в качестве прио-
ритетной задачи после кончины А. Бу-
тефлики будут рассматривать вопрос о
нейтрализации позиций во власти
Саида и его окружения, а уже потом
может начаться борьба между ними.
Попытаются ли Париж и Вашинг-
тон вмешаться в борьбу за власть в
Алжире? Несомненно, как это всегда и
происходит. Есть ли у них какой-либо
шанс повлиять на процессы, происхо-
дящие в Алжире? Ни малейшего.
Точно так же, как в Египте, Иране или
Китае. Все, что они могут делать, – на-
блюдать за борьбой и пытаться нала-
дить контакты с тем, кто выиграет.
История Алжира не оставляет
шансов западным игрокам. Тем более
что процессы, разворачивавшиеся в
Ливии, Тунисе и Египте в ходе «араб-
ской весны», чрезвычайно насторо-
жили алжирскую военную элиту. Это
касается и Турции, а также монархий
Залива, в отношениях с которыми
Алжир балансирует, извлекая макси-
мальную пользу из прямой конкурен-
ции Анкары, Дохи, Эр-Рияда и Абу-
Даби, чье усиление в традиционно
близких Алжиру государствах субса-
харской Африки (ярким примером
которого является Уганда) тревожит
его спецслужбы и военные круги.
реклама
У Парижа и Вашингтона
нет ни малейшего шанса
повлиять на исход схватки
алжирских кланов
за наследство Бутефлики
ТРАМПООПАСНЫЙ
РЕГИОН
АМЕРИКАНСКАЯ
ПОЛИТИКА
НА БЛИЖНЕМ
И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ
ВАШИНГТОНУ
БЕЗОПАСНОСТЬ
Текущая ситуация
на Ближнем Востоке
далека от стабильности.
Войны в Йемене,
Ливии, Ираке, Сирии
и Афганистане показывают,
что противостояние
местных центров силы
и внешних игроков нарастает.
03
ГЕОПОЛИТИКА
ИНТЕРЕСЫ
postskriptum.org
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook