04
№ 29 (693) 2–8 августа 2017 года
ГЕОПОЛИТИКА
Джеймс ПЯТРАС,
профессор социологии
Университета Бингхэмтон
(Нью-Йорк)
Общепринятое определение Империи
неспособно описать переплетения и кон-
фликты между институциями, вовлеченны-
ми в проецирование разнообразных аспектов
политической силы США. В этом очерке мы
очертим современные разногласия внутри
власти, интересы и устремления конкуриру-
ющих групп влияния.
В сложившейся инфраструктуре эти силы
вышли на радикальный поворот. Одна груп-
па стремится узурпировать власть и свер-
гнуть другую. К настоящему моменту груп-
пировка, стремящаяся узурпировать власть,
прибегает к использованию юридических,
медийных и процессуально-законодательных
механизмов, призванных изменить политику.
Однако глубинной главной целью является
устранение врага, засевшего во власти.
КТО ПРАВИТ ИМПЕРИЕЙ?
С восхождением на президентство До-
нальда Трампа имперское правление стало
территорией, оспариваемой в открытой
форме. Борьбу неотступно ведут претенден-
ты, стремящиеся свергнуть демократически
избранный режим. Притом что президент
правит, вся государственная структура в
целом сегодня разрываема противоборствую-
щими центрами силы.
Самое главное состоит в том, что зани-
мающий стратегическое место аппарат служб
безопасности больше не находится под кон-
тролем президента. Он осуществляет свои
операции в координации с мятежными цен-
трами силы в конгрессе, в СМИ и во внегосу-
дарственных властных группировках среди
олигархов (бизнес, торговцы, производители
вооружений, сионисты и многочисленные
лобби, работающие на различные группы ин-
тересов).
Ряд секторов государственного аппарата
и бюрократии ведет расследования в отно-
шении представителей исполнительной вла-
сти, свободно поставляя в СМИ утечки ин-
формации, наносящие значительный ущерб,
искажая, фабрикуя и/или преувеличивая те
или иные инциденты. Они публично держат
курс, имеющий целью смену режима.
ФБР, Министерство внутренней безопас-
ности, ЦРУ и другие властные структуры
выступают в качестве критически важных
союзников для участников государственно-
го переворота, стремящихся подорвать кон-
троль президента над Империей. Нет ника-
кого сомнения в том, что разнообразные
фракции в региональных подразделениях
этих ведомств нервно смотрят на все, ожи-
дая, потерпит ли президент поражение от
оппонирующих ему властных группировок
или проведет чистку.
Пентагон содержит в себе оба элемента
властных группировок – как про-, так и ан-
типрезидентскую. Некоторые генералы, на-
ходящиеся на действительной военной
службе, состоят в союзнических отношени-
ях с главными инициаторами движения за
смену режима. В то же самое время другие
генералы вступили в оппозицию этому дви-
жению. Обе соперничающие силы оказыва-
ют влияние на имперскую военную полити-
ку и осуществляют диктат конкретных ее
направлений.
Наиболее явные и агрессивные адвокаты
смены режима находятся в милитаристском
крыле Демократической партии. Они давно
внедрены в конгресс и наладили союзниче-
ские отношения с милитаристами внутри по-
лицейского государства в Вашингтоне и за
его пределами. Занимая выгодные позиции,
заговорщики инициировали целую серию
«расследований» с тем, чтобы произвести
пропагандистский фураж для СМИ и подго-
товить массовое общественное мнение к бла-
гоприятному восприятию чрезвычайных мер
по «смене режима».
Антипрезидентский комплекс, состоя-
щий из Демократической партии, конгресса
и СМИ, черпает свою информацию из под-
готовленных в спецслужбах «откровений»,
ценность которых с точки зрения нацио-
нальной безопасности весьма сомнительна.
В их число входят грязные и непристойные
слухи, которые тем не менее весьма значимы
для свержения нынешнего режима.
Имперская же власть президента раско-
лота на отдельные островки влияния среди
законодателей, в Пентагоне и аппарате безо-
пасности. Возможности для безжалостной
борьбы по поводу имперского могущества и
поляризации всей политической системы в
целом находятся в зависимости от кабинета.
ПРЕЗИДЕНТ КОНТРАТАКУЕТ
У режима Трампа множество стратеги-
ческих врагов и мало могущественных сто-
ронников. Его советники под ударом: неко-
торых удалили, другие находятся под след-
ствием и ждут повесток на слушания в мак-
картистском стиле, а третьи, хоть и лояльны,
но некомпетентны и уступают противникам
в классе. Лица, назначенные в состав каби-
нета, постарались следовать заявленной пре-
зидентом повестке дня. Так было с отклоне-
нием гибельной обамовской программы ре-
формы здравоохранения и со сворачиванием
федеральных регуляторных систем. Но осо-
бого успеха на этом пути не достигнуто, не-
смотря на тот факт, что эта повестка дня
обеспечивалась сильной поддержкой со сто-
роны банкиров с Уолл-стрит и крупных
фармацевтических корпораций.
Поскольку у президента отсутствует под-
держка со стороны СМИ, ему приходится
прибегать к услугам Интернета и личному
обращению к общественности, что СМИ
немедленно разносят в пух и прах.
Основных союзников президента следу-
ет искать в Республиканской партии, кото-
рая располагает большинством как в палате
представителей, так и в сенате. Но эти зако-
нодатели не выступают единым блоком:
республиканцы-ультрамилитаристы блоки-
руются с демократами в их стремлении до-
биться вытеснения президента. С точки зре-
ния стратегической перспективы все при-
знаки указывают на ослабление президент-
ской власти, даже если бульдожье упорство
самого Трампа и позволяет ему сохранять за
собой формальный контроль над внешней
политикой. Но его высказывания по этим
вопросам отфильтровываются враждебны-
ми ему СМИ, которым удалось закрепить за
собой право и способность назначать союз-
ников и противников, а также определять,
какие из решений являются провальными.
РЕШАЮЩЕЕ СТОЛКНОВЕНИЕ –
В СЕНТЯБРЕ
Власти предстоит серьезный экзамен.
Его суть в том, что в ближайшем будущем
придется решать вопросы о повышении по-
толка государственного долга и продолже-
нии финансирования федерального государ-
ственного аппарата. Если согласия по этим
вопросам достичь не удастся, будет проведе-
но массированное «закрытие» государствен-
ных органов – своего рода «генеральная за-
бастовка», которая парализует все суще-
ственные госпрограммы внутри страны и за
рубежом, включая прекращение финанси-
рования миллионов госслужащих и персо-
нала вооруженных сил.
Выступающие за «смену режима» силы
(заговорщики) решили обанкротить госу-
дарство с тем, чтобы обеспечить успех праг-
матичной капитуляции режима Трампа или
его вытеснение.
Властная пропрезидентская элита может
выбрать вариант правления с помощью ука-
зов – на основании неизбежно грядущего
экономического кризиса. Этот вариант будет
поддержан призывами и криками с Уолл-
стрит, где воцарится коллапс. А утверждения
об угрозе национальной безопасности, навис-
шей над государственными границами и за-
морскими базами, могут привести к объявле-
нию чрезвычайного и военного положения.
Успех этих мероприятий без поддержки со
стороны разведывательных служб весьма со-
мнителен.
Каждая из сторон будет винить другую в
усугублении распада и развала. Временные
уловки Министерства финансов ситуацию
не спасут. СМИ впадут в истерию, перейдя
от политической критики к открытым тре-
бованиям смены режима. Президент, воз-
можно, примет на себя диктаторские полно-
мочия ради «спасения страны».
Положительным моментом станет то,
что внутренний хаос и институциональные
противоречия на некоторое время снимут
все нарастающую угрозу возникновения еще
большего количества заморских войн. Мир
вздохнет с облегчением. Другое дело – мир
фондовых рынков: доллар рухнет, а спеку-
лянты массово разорятся.
Споры о том, кто управляет Империей,
позволят региональным державам выдви-
нуть свои претензии на спорные регионы.
ЕС, Япония, Саудовская Аравия и Израиль
выступят против России, Ирана и Китая.
Никто не станет ждать, пока США решат,
какой центр силы будет править.
Публикуется с разрешения издателя
Перевод Сергея ДУХАНОВА
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
ЗАГОВОР
ПРОТИВ ТРАМПА
АМЕРИКУ ЖДЕТ
ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА
И ОБРУШЕНИЕ
ДОЛЛАРА
Один из наиболее важных результатов президентства Трампа – разоблачения,
описывающие сложность конкурирующих сил и отношений,
участвующих в удержании и расширении глобальной власти империи США.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
19 мая 2017 года в Новом Орлеане
был демонтирован памятник
генералу армии «южан» Роберту Ли
rusvesna.su
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Бесконечные малоосмысленные
попытки встроить Каир в суннитские
военные альянсы, призванные решить
вопрос его военного соперничества с
неизмеримо более сильным, чем КСА,
Ираном под своим командованием
или использовать в развязанных сау-
довцами региональных войнах, не
имеющих никакого отношения к еги-
петским интересам – как с йеменски-
ми хоуситами и подразделениями
экс-президента А. Салеха, подорвала
позиции Эр-Рияда в АРЕ не меньше,
чем сделка по передаче ему островов
Тиран и Санафир, не принятая ни еги-
петской улицей и оппозицией, ни зна-
чительной частью истеблишмента.
Внешняя нормализация отноше-
ний между странами под давлением
США не должна вводить в заблужде-
ние: интересы Каира и Эр-Рияда не
совпадают в Ливии, Судане, на пале-
стинских территориях, в районе Вели-
ких Африканских озер и на Аравий-
ском полуострове. Зато союз с АРЕ
успешно дополняет планы экспансии
ОАЭ, противоречащие не только сау-
довским, но и оси Турция – Катар. Не
стоит забывать и о личностном фак-
торе: экспансивный сын короля Саль-
мана и новый наследник престола
КСА М. бин-Сальман так же не вписы-
вается в систему общения ас-Сиси,
как и авторитарный президент Турции
Р. Эрдоган. Традиционно на Востоке
(и не только) отношения первых лиц
(или их отсутствие) играют важную, а
иногда и главную роль в межгосудар-
ственных связях – как на протяжении
сотен, если не тысяч лет и было в ми-
ровой политике.
При этом союз с ОАЭ для АРЕ до-
полняют хорошие отношения с Росси-
ей и США (администрация президента
Д. Трампа стремится сгладить трения,
возникшие между Каиром и Вашинг-
тоном при Б. Обаме), Китаем и ЕС, а
также устойчивые связи в области
безопасности с Израилем (что не де-
лает мир с ним более теплым). Египет
вопреки попыткам Саудовской Аравии
поссорить его с Ираном поддержива-
ет с ним позитивно-нейтральные от-
ношения (то же самое характерно и
для другого регионального тяжелове-
са – Пакистана, игнорирующего, как и
АРЕ, попытки КСА использовать его в
«суннитских альянсах»). Однако ряд
важнейших для Каира проблем по-
строенная им система связей решить
не в состоянии. Помимо прочего, это
строительство Эфиопией на Голубом
Ниле плотины «Возрождение», ввод
которой угрожает Египту водным,
энергетическим и продовольствен-
ным коллапсом даже при отсутствии
других гидропроектов в верховьях
Нила. Не решены и вопросы борьбы с
терроризмом на Синае, угрожающие
египетской туриндустрии – одному из
важнейших секторов экономики стра-
ны, обеспечивающему приток валюты
и занятости населения. Рассмотрим
состояние дел в этих сферах, опира-
ясь на материалы экспертов ИБВ А.
Быстрова и Ю. Щегловина.
ЕГИПЕТСКАЯ КОСА
И ЭФИОПСКИЙ КАМЕНЬ
Проектам строительства гидроуз-
лов в верховьях Нила не одно десяти-
летие, и попытка реализовать любой
из них (в первую очередь Эфиопией)
всегда вызывала острую реакцию
Каира.
Достаточно
вспомнить
египетско-эфиопский кризис времен
президента А. Садата или попытки за-
ставить египетских военных вмешать-
ся в строительство плотины «Возрож-
дение», которые незадолго до отстра-
нения от власти предпринимал прези-
дент М. Мурси. Разница между
ситуацией 70-х годов и сегодняшней в
том, что строительство плотины за-
вершается. После заполнения водой
четырехкаскадного водохранилища,
которое должно занять шесть лет,
любое силовое вмешательство будет
исключено по естественным причи-
нам: повреждение плотины вызовет
катастрофу в расположенных ниже по
течению странах, включая Египет.
Каир пытался решить проблему ди-
пломатическим путем, добившись со-
хранения статус-кво в объеме полу-
чаемого АРЕ стока Нила. Похоже, ди-
пломатия себя окончательно исчерпа-
ла, не принеся стране результатов.
Попытки Каира найти политиче-
скую поддержку в странах бассейна
Нила для изменения положений дого-
вора о разделе вод реки в нужном для
Египта ключе, судя по всему, прова-
лились. Просто зафиксировать это
как дипломатический провал и разви-
вать дальше экономику и отношения
с соседями АРЕ не может. Плотина,
готовая примерно на 70–80 процен-
тов, грозит обострить проблемы про-
довольственной безопасности АРЕ в
краткосрочной перспективе. Каир в
союзе с Абу-Даби пытается воздей-
ствовать на этот проект в нужном на-
правлении, используя комбинацию
методов подрывной войны и полити-
ческого давления, но совершенно
внезапно для египтян дипломатия ра-
ботать перестала.
Одним из главных инструментов
АРЕ являлось участие в работе кол-
лективных консультативных между-
народных структур для максимально-
го затягивания выхода на новое со-
глашение по условиям разделения
вод, в котором принимают участие
шесть африканских стран нильского
бассейна. Каир стремится провести в
качестве коллективного решения, за-
фиксированного в соглашении, обя-
зательный пункт, который предусма-
тривал бы гарантию сохранения
прежнего объема египетского водо-
сброса в размере 55 миллиардов ку-
бометров в год из общего количества
88 миллиардов (на текущий момент).
Однако этот вариант жестко отрицает-
ся Аддис-Абебой, совершенно не на-
строенной, как бы ни развивались со-
бытия, учитывать интересы Египта,
ограничивая свои собственные. При-
чем изменение демографического
баланса в регионе и Восточной Афри-
ке в целом дает ей все основания для
этого.
Основными партнерами в дипло-
матических баталиях Каир выбрал
Уганду (это автоматически подключа-
ло в число сторонников египетской
инициативы Южный Судан) и Судан.
Обе страны на начальном этапе под-
держали египетскую версию соглаше-
ния, но сейчас резко поменяли пози-
цию. Кампала, которую Каир рассма-
тривал не только как сторонницу, но и
как главного организатора склонения
на свою сторону остальных стран бас-
сейна Нила, начала свою игру, проти-
воречащую всем ранее данным АРЕ
обещаниям, несмотря на беспреце-
дентный формат сотрудничества
Египта с Угандой в области безопас-
ности и экономики. Это организация
учебы угандийских офицеров поли-
ции и спецслужб в АРЕ, постоянное
участие сотрудников египетских орга-
нов безопасности в борьбе против
внутренней оппозиции и противостоя-
щих правящему режиму сторонников
LRA. Посылаемые Каиром военные
советники участвуют в боевых дей-
ствиях против повстанцев в джунглях
на границе Уганды, ЦАР,
Южного Судана. Что до
экономики, здесь можно
выделить сельское хо-
зяйство – организацию
на льготных кредитных
условиях в Уганде агро-
промышленных ското-
водческих ферм.
Позиция президента
Й. Мусевени трансфор-
мировалась
серьезно.
Точка отсчета, с которой
начался разрыв единой с
Египтом позиции по про-
блеме Нила, видимо,
пришлась на 18 июня, когда состоя-
лась четырехчасовая встреча прези-
дентов Мусевени и ас-Сиси. На ней
египетский лидер попытался давить
на партнера, стремясь подвигнуть его
на более решительное лоббирование
необходимой Каиру редакции проекта
нового договора. Коллективный про-
тест стран бассейна Нила мог бы стать
главным условием апелляции на
строительство в международных
судах и в ООН. В ответ Мусевени под-
верг коллегу резкой критике, обвинив
его в архаичных подходах к этой про-
блеме. Встреча Мусевени с главой
египетского МИДа С. Шукри ситуацию
еще более осложнила: Кампала стала
активно налаживать сотрудничество с
Дохой, согласившись за серьезные
инфраструктурные проекты под ее
кредиты выделить Катару территорию
для организации там военной базы (в
явном сотрудничестве с Турцией), что
для силовиков АРЕ означает круше-
ние всей многолетней стратегии в
районе Великих Африканских озер.
Египтянам стало известно, что
Катар планирует инвестировать в ир-
ригационные проекты в Уганде на
востоке и западе страны, в связи с
чем главный распорядитель Угандий-
ского фонда развития и национально-
го богатства генерал Ч. Ангина посе-
тил с инспекцией районы будущего
строительства. Если проекты осуще-
ствят, то, по оценке экспертов, необ-
ходимо ожидать роста дальнейшей
напряженности между странами бас-
сейна Нила и, безусловно, еще более
резкого снижения уровня взаимопо-
нимания между Каиром и Кампалой.
Этот сценарий грозит дополнительно
снизить египетскую квоту по водо-
сбросу, автоматически переведя Уган-
ду в лагерь сторонников Эфиопии.
Первые сигналы развития именно та-
кого варианта налицо: Мусевени от-
казывается встречаться с ас-Сиси, а
спецслужбы АРЕ отмечают блокиров-
ку совместной работы по членам еги-
петского бандподполья, которые соз-
дали тыловые базы в Уганде. Эта ра-
бота успешно велась обеими страна-
ми с 2015 года до самого последнего
времени.
С Суданом дело обстоит еще хуже.
Свидетельство тому кризис в двусто-
ронних отношениях, вызванный дис-
локацией на приграничной с АРЕ су-
данской территории тренировочных
лагерей
египетских
«Братьев-
мусульман» и их рейдами на Синай. И
это не говоря о диаметрально проти-
воположных позициях Хартума и
Каира на перспективах выхода из ли-
вийского кризиса.
Это вкупе с потерей позиций в
Уганде, по оценке экспертов, не остав-
ляет Египту маневра для продолжения
усилий на дипломатическом поприще
и стимулирует Каир на активизацию
подрывной войны в регионе, прежде
всего в Эфиопии: начиная от подго-
товки и засылки из Эритреи боевиков
оппозиции и до разогрева волнений
мусульман-оромо в ряде регионов.
Говоря проще, цена вопроса для Егип-
та столь высока, что Каир вынужден
прибегнуть к силовым методам – пока
без участия армии. Его непосред-
ственному столкновению с Эфиопией
препятствует только отсутствие между
ними общей границы.
ПЕРЕКУПЛЕННАЯ ДРУЖБА
7 июля отряд египетской армии
отразил нападение боевиков близ го-
рода Рафах на севере Синайского по-
луострова. В результате атаки терро-
ристов, по данным источников в
структурах безопасности провинции
Северный Синай, погибли 23 военных
и не менее 30 получили ранения.
Официальный представитель ВС
Египта Т. ар-Рифаи сообщил однако,
что в этих же столкновениях с экстре-
мистами потери египетских военных
составили 26 человек убитыми и ра-
неными. Он информировал об уни-
чтожении более 40 террористов. Для
отражения атаки использовались ар-
мейские вертолеты. Последствия
этого окажут влияние на политику
Каира в отношении сектора Газа в
рамках заключенного недавно ком-
промиссного соглашения между Каи-
ром и новым руководством движения
ХАМАС о сотрудничестве в борьбе с
экстремистами.
Избрание выходца из сектора Газа
И. Хании председателем политбюро
ХАМАС и уход в отставку прокатарской
креатуры Х. Машаля кардинально по-
меняли расстановку сил в террористи-
ческой активности на Синае. Согласно
договоренностям между ХАМАС и еги-
петскими силовиками подразумевают-
ся ликвидация тыловых баз салафит-
ского подполья в секторе Газа и прекра-
щение их материально-технического
снабжения со стороны движения. Ис-
ключено участие палестинских специа-
листов и инструкторов в подготовке и
проведении террористических атак на
территории полуострова. В этой связи
упомянутый выше теракт мог изме-
нить условия соглашения и привести
к срыву всех достигнутых договорен-
ностей.
Согласно данным военного атта-
ше ОАЭ в Каире после событий 7 июля
за закрытыми дверями состоялось
совещание руководителей силовых
ведомств страны под председатель-
ством президента АРЕ А. ас-Сиси.
Причина его проведения – нарастание
террористической активности на
Синае с большими потерями среди
египетских силовиков при минималь-
ном ущербе для нападающих. Приве-
денные официально цифры о потерях
боевиков, надо полагать, сильно за-
вышены для успокоения обществен-
ного мнения. Согласно докладу главы
Управления общей разведки Х. Фаузи
президенту атака 7 июля была прове-
дена салафитами при определенной
поддержке военного крыла ХАМАС в
лице «Бригад Изеддин аль-Кассама».
Министр внутренних дел М. Абдул
Сафар открыто обвинил руководство
ХАМАС в продолжении оказания все-
сторонней помощи террористам на
Синае. Он заявил, что проведение
таких резонансных терактов невоз-
можно без использования системы
подземных туннелей между Египтом и
сектором Газа.
При этом главу МВД уже второй
месяц критикуют руководители раз-
личных египетских силовых ведомств.
Его обвиняют в некомпетентности, не-
желании реформировать ведомство в
соответствии с реалиями и новыми
вызовами, что приводит к резонанс-
ным терактам в крупных египетских
городах. Звучат и обвинения его в по-
литической паранойе, выражающейся
в том, что силовики все время подвер-
гаются проверкам со стороны особой
инспекции министра на предмет при-
частности к «Братьям-мусульманам»,
что дезорганизует оперативную рабо-
ту. Недовольство министром несколь-
ко раз выражала и посольская рези-
дентура ЦРУ США в Каире в связи с
отсутствием желания ведомства нала-
дить конструктивную работу с амери-
канцами по линии антитеррора. Реше-
ние об отставке министра, по ряду
данных, уже назрело, и президента
ас-Сиси удерживает от этого шага ис-
ключительно желание не давать повод
критикам обвинить его в том, что вся
антитеррористическая
концепция
Каира оказалась провальной.
Доклад о спонсорах этого крупно-
го теракта на Синае в данном случае
выглядел солидарным, несмотря на
разногласия между министром вну-
тренних дел и главой Управления
общей разведки АРЕ. Тем неожидан-
нее был общий вывод, который сделал
президент ас-Сиси. Он принял реше-
ние соблюдать условия июньских со-
глашений с ХАМАС и свои личные до-
говоренности о взаимодействии с
новым главой движения в секторе Газа
Я. Синуаром. Таким образом, берет
паузу для того, чтобы убедиться в ре-
альных
намерениях
руководства
ХАМАС. Трудно сказать, сколь долго
она продлится, особенно при отсут-
ствии резонансных терактов на Синае,
которые можно будет связать с Газой,
что в настоящий момент полностью в
интересах руководства ХАМАС. Или по
крайней мере той его части, которая не
завязана напрямую на Катар или Тур-
цию с их более чем негативным отно-
шением к правящему в Египте режиму
и ас-Сиси лично. Или той, которая свя-
зана с саудовцами.
Ряд экспертов убеж-
дены: ас-Сиси не до конца
доверяет оперативным
данным своих силовиков,
которые искажают реаль-
ное положение дел в силу
конъюнктурных интере-
сов. Он решил продол-
жить сотрудничество с
ХАМАС, понимая, что
часть палестинцев из его
военного крыла может
играть с салафитами и по
собственной инициативе.
Вместе с тем, насколько
можно судить, руководство ХАМАС
сделало реальные шаги в сотрудниче-
стве с Каиром. Так, по некоторым дан-
ным, египетские спецслужбы получили
от своих палестинских коллег списки
«добровольцев» из сектора Газа, кото-
рые воюют на Синайском полуострове
на стороне «Ансар Бейт аль-Макдис».
Так что соглашение между Каиром и
ХАМАС пока в силе и продолжает дей-
ствовать.
Отметим, что, как всегда на Ближ-
нем Востоке, любое соглашение есть
величина временная и его соблюде-
ние зависит от того, сколько средств
готовы вложить в процесс его разру-
шения те, кто хочет и может обеспе-
чить срыв. Это на протяжении более
чем двух десятилетий демонстриро-
вал «палестино-израильский мирный
процесс». Так что соглашение Египта
с ХАМАС может рухнуть в тот момент,
как последний будет перекуплен кем-
либо из крупных региональных игро-
ков, если только это не будет угро-
жать руководству движения физиче-
ским уничтожением. За этим Каир в
случае, если посчитает необходимым,
не постоит, и в ХАМАС это знают.
Непосредственному
столкновению с Эфиопией
препятствует
только отсутствие
общей границы
Sepimages.ru
РЖАВЫЙ
КЛЮЧ
АФРИКИ
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
Начало на стр. 01