10
ИСТОРИЯ
ЦЕНА ВОПРОСА
Алексей ЧИЧКИН,
кандидат экономических наук
В 1941-м Тегеран не проявлял агрессив-
ных намерений, но для СССР было жизненно
важно упредить вторжение в Иран нацист-
ской Германии с союзниками, включая Тур-
цию.
В 50-е и более позднее время иранские со-
бытия 1941 года в СССР замалчивались.
Послесталинское руководство и подконтроль-
ная пресса при активном развитии уже почти
дружественных отношений с Анкарой пред-
почитали не вспоминать о германо-турецких
планах 1941–1942 годов. И соответственно
об ирано-советском военно-политическом
взаимодействии в годы Великой Отечествен-
ной, предотвратившем в том числе вторже-
ние Турции в СССР. Линия забвения тех со-
бытий проводится и в новой России.
Между тем о роли военно-политического
союза Москвы и Тегерана в годы Второй ми-
ровой помнили даже в Эфиопии. Император
Хайле Селассие отмечал в беседе с прибыв-
шим в начале июня 1968-го в Аддис-Абебу
шахиншахом Мохаммедом Резой Пехлеви:
«Мы в годы войны с итальянскими оккупан-
тами (
1935–1941 гг.
–
А. Ч.
) получали по-
мощь по налаженным британцами и де Гол-
лем сухопутным коридорам через Француз-
ское Сомали, британские Южный Судан и
Кению. Вероятно, этот опыт был использован
при создании коридора через Ирак и Иран в
СССР». Шахиншах согласился: это «реальное
свидетельство союзнических отношений
Ирана, Великобритании и СССР».
ПОСЛЕ КОРОТКИХ БОЕВ НА ГРАНИЦЕ
В ночь на 26 августа 1941 года в соответ-
ствии с 5 и 6-й статьями бессрочного советско-
иранского договора «О дружественных отно-
шениях» (от 26 февраля 1921-го), предусмат
ривавшими сотрудничество в военной сфере
в случае угрозы безопасности одной из стран-
подписантов, советские войска были введены
в северный, северо-западный и северо-
восточный Иран, а также в Тегеран. Они раз-
местились, контролируя 85 процентов ирано-
турецкой границы (общей протяженностью
около 400 километров). 31 августа передис-
локация завершилась, что позволило создать
единственно безопасный канал как для снаб-
жения СССР, так и для советской внешней
торговли. По трансперсидскому коридору
было доставлено около трети объема всех гру-
зов из США, Великобритании, ее доминио-
нов и колоний (а также из Бельгийского
Конго, Либерии, Ирака, ряда стран Южной
Америки) по ленд-лизу и другим программам
союзнической помощи. Доля этого пути в
объеме внешнеторговых перевозок СССР в
тот период превышала 70 процентов.
Операция осуществлялась по плану «Со-
гласие», оперативно подготовленному на
основе советско-британского договора от 12
июля 1941 года «О совместных действиях в
войне против Германии». Одной из задач была
защита нефтегазовых месторождений Ирана.
Он, напомним, к тому времени занимал в
мире одно из первых мест по добыче углево-
дородов. Свою часть операции на юге и юго-
западе, начатую 27 августа, британцы завер-
шили ко 2 сентября.
Германо-турецким
войскам, готовым
вторгнуться в Иран,
ответили «Согласием»
В конце августа – начале
сентября 1941 года СССР,
осуществив операцию в Иране,
одержал крупнейшую
военно-политическую победу
на Ближнем Востоке. Это было
повторением выдающегося
успеха отечественной дипломатии
и военной стратегии в период
наполеоновского нашествия,
когда на западном фронте Россия
завершила освободительную
войну в Париже, а на восточном
разгромила османских
и персидских захватчиков.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
ведущий рубрики, доктор исторических наук
Отличился 269-й пехотный Новоржевский полк вто-
роочередной 68-й пехотной дивизии. Роты полка уже при
формировании комплектовались по «земляческому» прин-
ципу – жителями одних волостей, сел и деревень. Коман-
дир охотно шел навстречу просившимся служить в одном
подразделении. Потому сплоченность и спайка были у бой-
цов изначально. Полк имел прекрасный офицерский со-
став и в течение трех с половиной лет войны ни разу не
cнимался с передовой для «приведения в порядок».
СОВСЕМ ПОЛЕВОЙ ТЕЛЕФОН
В ночь на 7 сентября 1-й батальон новоржевцев полу-
чил от полковника К. Сакена приказ атаковать на рассвете
и захватить город Сморгонь.
«Будет взят», – ответил комбат подпоручик Первы-
шин. Вызвав командиров рот и фельдфебелей, он ознако-
мил их с обстановкой, поставил боевую задачу. К 7 часам
утра с линии железной дороги Сморгонь – Вилейка долж-
но было начаться наступление. Для огневой поддержки
батальону придали пулеметный взвод. Под прикрытием
утреннего тумана роты залегли у железнодорожного по-
лотна, а затем начали наступать на шоссе.
Местность позволяла германцам обстреливать правый
фланг батальона. 3-я рота под командованием прапорщи-
ка Савицкого получила приказ выбить немцев из деревни.
Противник встретил атаку пулеметным огнем, наши за-
легли. Комбат по полевому телефону пытался вызвать ар-
тиллерию, но у телефонистов не хватило провода, чтобы
дотянуть линию до канавы. В итоге трубка осталась ле-
жать в поле шагах в ста от шоссе. Батальонный адъютант
под огнем добрался до нее и попросил полковника Сакена
об артиллерийской поддержке. В это время тяжелая бата-
рея уже вставала на позицию, готовясь открыть огонь.
Но первая серия тяжелых снарядов разорвалась поза-
ди канавы, забросав новоржевцев землей. Опасаясь, что
второй залп придется по ним, комбат бросился к телефо-
ну, так и лежавшему посреди поля. Схватив трубку, он
закричал, что орудия бьют по своим, в ответ услышал
просьбу корректировать огонь. Следующая серия снаря-
дов разорвалась в деревне, и немцы поспешили ее поки-
нуть. Батальон начал решительное наступление на Смор-
гонь.
До города оставалось не более двух километров. Две
роты развернулись на Сморгонь, а 3-я осталась в баталь
онном резерве.
ИЗ ФЕНДРИКОВ В ЛЕЙТЕНАНТЫ
1-й батальон ворвался в город. Комбат с группой
солдат вышел на Большую улицу, и первое, что броси-
лось в глаза, – масса немецких велосипедов, прислонен-
ных к стенам городских домов. Их владельцы сража-
лись на южной окраине Сморгони, откуда доносился
гул боя: это наступали другие полки 68-й дивизии, одо-
левая сопротивление неприятеля.
На улице не было ни души. И вдруг через открытую
дверь одного из домов Первышин заметил немецких сол-
дат, чистивших картошку. Дополнял почти мирную кар-
тину толстый повар, стоявший у плиты. Он был в воен-
ной форме, но с большим белым колпаком на голове.
Немец усердно пек блины.
Левее главной улицы стояла группа германских офи-
церов. Они упорно смотрели под ноги, будто в ожидании
смертного приговора. Старший в чине, увидев русского
комбата, стоявшего с рукой под козырек, вытянулся и
также отдал ему честь. Примеру командира последовали
другие германские офицеры. Подпоручик снял перчатку
и за руку поздоровался с каждым из них, а затем, пред-
ставив им своего адъютанта, вынул портсигар и угостил
российскими папиросами. Двое пленных сдали свои брау-
нинги и цейсовские бинокли.
Германские солдаты начали строиться позади своих ко-
мандиров. Старший по званию обратился к Первышину с
просьбой: среди солдат имелся фендрик, недавно ставший
лейтенантом, но форму надеть еще не успевший – не раз-
решат ли ему присоединиться к офицерской группе. Под-
поручик разрешил и даже поздравил молодого человека.
7 сентября к полудню Сморгонь оказалась полностью
в руках русских. Трофеи 1-го батальона 269-го пехотного
Новоржевского полка: 7 офицеров, 147 солдат, пулемет,
несколько зарядных ящиков, повозки и значительное ко-
личество велосипедов. 270-й пехотный Гатчинский полк
чуть позже новоржевцев прорвался в город с юга. В горо-
де было много раненых – русских и немцев. Всем без раз-
бора русские и немецкие фельдшера и врачи делали пере-
вязки прямо на улице.
За бой 7 сентября подпоручик Первышин получил
орден Святого Георгия 4-й степени и телефонограммы –
поздравления от императора, командующих фронтом и
армией, корпусного и дивизионного командиров. А смор-
гонские блины офицер запомнил на всю жизнь.
Пленные германцы
Игорь ХОДАКОВ,
кандидат исторических наук
Одна из причин неудовлетво-
рительного состояния русского
офицерского корпуса – пробуксов-
ка социальных лифтов. После ли-
беральных реформ Александра II
они, конечно, заработали, приме-
ром чему – судьба Антона Деники-
на и его отца Ивана Ефимовича.
Последний, отданный в рекруты из
крепостных, завершил военную
карьеру майором и личным дво-
рянством. В результате к Первой
мировой войне Императорская
армия, вплоть до дивизионных на-
чальников, не уступала германской,
что представляло собой прогресс
по сравнению с Русско-японской
войной – тогда подготовка была
неплохой, но отсутствовала иници-
атива. Однако социальные лифты
работали, хоть и не идеально, в
армии, только не на флоте.
СТРАТЕГИ-НЕДОУЧКИ
Несомненная проблема, связан-
ная с командным составом Импера-
торской армии, заключалась в заня-
тии ключевых должностей в ней
представителями дома Романовых,
среди которых, увы, в последних
двух столетиях не оказалось по-
настоящему талантливых полковод-
цев. Не буду голословным: в войне с
Турцией Главнокомандующим был
великий князь Николай Николае-
вич Старший. Сын императора Ни-
колая I, он был личностью экстрава-
гантной. Когда ему исполнился
31 год, стал генерал-майором и ком-
бригом. Для сравнения: Деникин в
этом возрасте был капитаном.
Младший брат Николая – Михаил в
двадцать лет носил мундир генерал-
фельдцеймейстера и также уже ко-
мандовал бригадой. Братья не полу-
чили академического военного об-
разования. Во время войны с Турци-
ей должность начальника штаба
возглавляемой Михаилом Кавказ-
ской армии занимал генерал-лейте
нант Платон Павлов. Под его та-
лантливым руководством и была
осуществлена блестящая кампания
на Кавказе.
А Николай Николаевич Стар-
ший не только не блистал талантом
стратега и необходимым для полко-
водца кругозором, но и в отличие от
брата советников себе подбирал со-
ответствующих. В статье, посвящен-
ной офицерам Генштаба в Русско-
турецкую войну, историк Олег
Гоков пишет: «Ставленником вели-
кого князя Николая Николаевича
был и помощник начальника штаба
К. В. Левицкий – генерал-майор
ГШ. В своих воспоминаниях слу-
жившие под его началом офицеры
ГШ единодушно отрицательно оце-
нивают его деятельность, неспособ-
ного принять верное решение или
перепоручавшего его другим».
В Первую мировую дело на
уровне главного командования об-
стояло не лучше. На начальном ее
этапе Императорскую армию воз-
главил Николай Николаевич Млад-
ший. В 40 лет – уже генерал-
адъютант, в 44 – генерал от кавале-
рии. Для сравнения: Алексей Бруси-
лов, будучи одним из самых
талантливых русских полководцев
прошлого века, генералом от кава-
лерии стал в 59. Николай Николае-
вич Младший, впрочем, окончил
академию и даже с серебряной меда-
лью, но о его военном кругозоре
свидетельствует случай, описанный
Деникиным: «Как туго входила в со-
знание военных верхов идея необхо-
димости учиться, свидетельствует
эпизод, случившийся в 1911 году.
По инициативе военного министра
Сухомлинова была организована в
Зимнем дворце военная игра с уча-
стием вызванных для этой цели ко-
мандующих войсками округов – бу-
дущих командующих армиями.
Игра должна была вестись в присут-
ствии государя, который лично при-
нимал участие в составлении перво-
начальных директив. В залах дворца
все было приготовлено... Но за час
до назначенного срока Главноко-
мандующий войсками Петербург-
ского военного округа великий
князь Николай Николаевич добил-
ся у государя ее отмены…Сухомли-
нов, поставленный в неловкое поло-
жение, подал в отставку, которая не
была принята». Комментарии из-
лишни.
АКАДЕМИКИ-РЕТРОГРАДЫ
Не менее существенная пробле-
ма, связанная с командным соста-
вом Императорской армии в рас-
сматриваемый период, – подготов-
ка офицеров Генштаба – с одной
стороны и с личностью главы Ака-
демии ГШ – с другой. Я имею в
виду военного теоретика генерала
от инфантерии Михаила Иванови-
ча Драгомирова. Академия, кото-
рую он возглавлял с 1878 по 1889
год, была его alma mater – Драго-
миров с отличием окончил ее в
1856-м. Как и его предшественник
генерал-лейтенант Александр Ле-
онтьев, Михаил Иванович был бо-
евым генералом, отличившимся в
Русско-турецкую войну и раненым
на Шипке. В учебном процессе он
стремился делать ставку на при-
кладной аспект.
В известной степени Драгоми-
ров стал продолжателем суворов-
ских традиций, считал необходи-
мым воспитание сознательности
среди солдат, выступал против
муштры, но как военный мысли-
тель имел серьезные недостатки.
Он оказался противником военных
игр, и они почти полностью исчез-
ли из учебного курса академии; вы-
ступал против введения в армии
магазинных ружей, скорострель-
ной артиллерии, пулеметов, щитов
на орудия – считал, что они будут
способствовать распространению
трусости среди солдат; игнориро-
вал шанцевый инструмент; настаи-
вал, чтобы цепи производили
стрельбы не одиночным порядком,
а залпами, по команде и только по
крупным целям, что в начале XX
века снижало эффективность
стрельбы по рассыпавшемуся про-
тивнику... Эта устаревшая тактика
привела к неоправданным потерям
во время войны с Японией, когда
солдаты противника двигались
ползком и безнаказанно подходили
к нашему расположению на близ-
кое расстояние. Скорострельная
артиллерия и пулеметы из-за нега-
тивного отношения к ним Драго-
мирова стали поступать в действу-
ющую армию слишком поздно.
После тяжелых потерь под Плев-
ной в 1877 году в войсках началось
увлечение военно-саперным делом.
Однако Драгомиров выступил про-
тив. В саперном деле наступила
стагнация, оплаченная кровью рус-
ских солдат в Маньчжурии.
Драгомирова сменил генерал
от инфантерии Генрих Антонович
Леер, возглавлявший академию с
1889 по 1898 год. Его научно-
педагогическая деятельность при-
шлась на вторую полови-
ну XIX столетия, когда
после поражения в Крым-
ской войне начался пере-
смотр многих военных
вопросов, а число слуша-
телей увеличилось. Леер
выступал за необходи-
мость изменений в воен-
ной тактике вследствие
появления
нарезного
оружия.
Работы Леера повлия-
ли на перевооружение
Императорской армии. Однако
если Драгомиров пытался силой
своего авторитета в войсках затор-
мозить – невольно, разумеется –
переоснащение и совершенствова-
ние тактики русских войск, то при
Леере произошла стагнация в раз-
витии стратегических взглядов
офицеров-генштабистов. Дело в
том, что военное искусство эпохи
войн, которые вела Пруссия про-
тив Дании, Австрии и Франции за
воссоединение Германии, не было
как следует понято Леером, несмо-
тря на то, что в 1867 году он по-
бывал в Берлине.
Впрочем, даже положительные
результаты, вынесенные Леером из
поездки в Германию, впоследствии
сошли на нет. Я имею в виду прак-
тиковавшийся в Берлинской воен-
ной академии метод изложения
военно-исторических лекций. Его
принцип заключался в том, что
преподаватель очерчивал перед
слушателями обстановку какого-
нибудь сражения так, как ее видел
полководец, после чего слушателю
предлагалось принять самостоя-
тельное решение и выразить его в
форме распоряжений, исходящих
из штаба, затем озвучивалось дей-
ствительное распоряжение самого
полководца, на основе которого
анализировалось решение слушате-
ля. Увы, эта увлекательная форма
занятий в русской академии не при-
вилась. Напомню, что стратегиче-
ское и тактическое мышление
японского офицерского корпуса
формировалось на базе германской
модели, что и ощутила на себе рус-
ская армия в 1905 году. И лишь в
1907-м по указанию начальника
Главного управления Генерального
штаба генерала от инфантерии Фе-
дора Палицына в академии начали
изучать особенности военного ис-
кусства эпохи войн 1866 и 1870–
1871 годов.
ОФИЦЕРСТВО ВТОРОГО СОРТА
Однако не только отсталость в
оперативном мышлении русских
офицеров послужила причиной
огромных и часто неоправданных
потерь в Русско-турецкую кампа-
нию и военных неудач России на
Дальнем Востоке. Не в последнюю
очередь к поражению в Русско-
японской войне привела и помяну-
тая выше боязнь ответственности
со стороны наших офицеров.
Нельзя признать удачной и
принятую в академии систему при-
числения ее выпускников к Гене-
ральному штабу, в рядах которого
оказывалась только половина офи-
церов, окончивших обучение по
1-му разряду. Среди них хватало
карьеристов и людей, военными та-
лантами не блиставших. Анализи-
руя причины неоправданно высо-
ких потерь нашей армии в Русско-
турецкую войну 1877–1878 годов,
Олег Гоков отмечает: «Что касается
офицеров ГШ высшего звена, то
среди них преобладали люди, как
правило, малых знаний, нереши-
тельные, слабо разбиравшиеся в
тактике и стратегии ведения войны,
выдвинувшиеся на свои посты бла-
годарясвязям,интригам,происхож
дению. Таковыми, например, были
генерал-лейтенант ГШ К. Ф. Гер-
шельман, начальник 24-й пехотной
дивизии, прозванной «замерзшей»,
так как потеряла на Шипке за
месяц 5500 человек обмороженны-
ми и заболевшими, поскольку ее
начальник не позаботился о пере-
обмундировании только что при-
бывшей из России дивизии по зим-
нему образцу; это и «герои» Плев-
ны – генералы П. Д. Зотов и
Н. П. Криденер, а также генерал-
майор ГШ А. К. Имеретинский,
лишь номинально командовавший
порученными ему отрядами при
взятии Ловчи и осаде Плевны, но
получивший два ордена Святого
Георгия за то, что делали состояв-
шие под его командованием
генерал-майоры ГШ В. М. Добро-
вольский и М. Д. Скобелев».
Подтверждением данного пе-
чального вывода служит и то, что
среди офицеров-генштабистов вто-
рой половины XIX века, окончив-
ших академию по 1-му разряду,
нам хорошо известен только гене-
рал Куропаткин – человек храбрый
и честный, но посредственный вое-
начальник. Что было с теми, кто
выпускался из академии по 2-му
разряду? Они возвращались в вой-
ска. Именно ко второй категории
относились такие генералы, как
Михаил Скобелев и Николай Юде-
нич. И дело не только в учебе. Не-
редко во 2-й разряд отчислялись
сильные и независимые характеры.
Однако можно ли только на
основе критического анализа взгля-
дов генералов Драгомирова и
Леера делать вывод об отсталости
русской военной мысли от передо-
вой в то время германской школы?
На этот вопрос нельзя ответить
однозначно, но о кризисе русской
военной науки во второй половине
XIX века свидетельствует следую-
щий эпизод. Когда в 1870 году
вспыхнула Франко-прусская война,
возглавлявший в тот период акаде-
мию генерал Леонтьев решил орга-
низовать публичные лекции о про-
исходивших событиях. Однако ни
один из отечественных профессо-
ров оказался не в силах справиться
с поставленной задачей, за исклю-
чением Леера.
Русские всегда были прилежны-
ми учениками, умеющими превра-
щать поражения в победы. Так, без
Нарвы не было бы Полтавы. Неу-
дачная Крымская война способ-
ствовала перевооруже-
нию русской армии. По-
ражение в войне с Япо-
нией дало импульс
развитию отечественной
военно-научной мысли,
отказу от устаревших
драгомировских взгля-
дов, благодаря чему ока-
зались возможны раз-
гром австрийских войск
в Галиции в 1914 году.
Наконец,
поражения
Красной армии на на-
чальном этапе войны обернулись в
конечном счете блестяще прове-
денными операциями в 1943–1945
годах и завершением Великой Оте-
чественной в Берлине.
Замечу, что именно генштаби-
сты бывшей Императорской армии
стояли у истоков создания Военной
академии РККА и были ее первы-
ми преподавателями. Имею в виду
таких выдающихся генералов, как
Андрей Снесарев, Александр Све-
чин, Павел Лебедев – воспитанни-
ков школы Леера. Нельзя не упо-
мянуть и Бориса Шапошникова.
Благодаря их знаниям Военная ака-
демия РККА стала самой передо-
вой в мире.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Проанализировав войны России второй половины
XIX века, генерал от инфантерии Алексей Куропаткин
писал: «В особенности можно было подчеркнуть
неуменье со стороны командного состава согласовать
действия различных групп войск для достижения одной
и той же цели, неуменье правильно решать вопрос
о направлении главного удара в зависимости от знания сил
и расположения противника (эти знания были большей
частью недостаточны)».
Группа генералов и адъютантов перед резиденцией
Александра II в Пордиме, октябрь-ноябрь 1877 года
ГЕНЕРАЛЫ
ОТ ИНФАНТИЛЬНОСТИ
БЕЛЫЕ ПЯТНА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ
РУССКИХ СОЛДАТ ОТЛИЧАЛИ УВАЖЕНИЕ К НЕПРИЯТЕЛЮ
И ДОБРОДУШИЕ
Прорвав 28 августа 1915 года русский фронт
у Новосвенцян, германская 10-я армия начала
наступление на Вильно – Сморгонь. В то же
время конная группа фон Гарнье вышла в тыл
русской 10-й армии. Бои за Сморгонь имели
важнейшее значение в переломе событий
в пользу нашего оружия.
К НЕМЦУ НА БЛИНЫ
Царским военачальникам
не хватало инициативы и кругозора
АРХИВ
Леер был поклонником
наполеоновских методов
ведения войны, в XIX веке
уже безнадежно устаревших
№ 33 (697) 30 августа – 5 сентября 2017 года
img-fotki.yandex.ru.