03
ГЕОПОЛИТИКА
ПОДРОБНОСТИ
реклама
Межличностное доверие
Бизнес
СМИ
Власть
63 65
35
35
58
70
18
18
64
73
22
22
75
79
10
9
Китай, 2015
Китай, 2016
США, 2015
США, 2016
Источник: Гэллап, «Барометр доверия», Эделман
Доверие к властям, бизнесу,
СМИ и друг к другу
испытаний. Сегодня инновационными испы-
таниями охвачены все отрасли экономики и
сферы деятельности – от здравоохранения до
сокращения бедности, образования, энергети-
ки, торговли и транспорта. В каждом из 662
городов Китая ведутся эксперименты. В Шан-
хае – со свободными торговыми зонами, в
Гуйчжоу – с сокращением бедности, в 23 горо-
дах – с образованием, в северо-восточных про-
винциях – с реформами государственных пред-
приятий. Пилотные школы, города, больницы,
рынки. Пилотное все. Мэры и губернаторы,
эти первичные исследователи, делятся резуль-
татами своих «лабораторных исследований» на
учебе в Центральной партийной школе и пуб
ликуют их в «научных журналах» и принадле-
жащих государству газетах. Крупные полити-
ческие инициативы проходят «клинические
испытания», начинаясь в маленьких городках.
Эти инициативы генерируют объемные дан-
ные. Они затем анализируются. Если статисти-
ка выглядит хорошо, число участников экспе-
римента увеличивается. Тесты проводятся на
протяжении 10–30 лет, затем 3000 членов
съезда Всекитайского собрания народных
представителей предлагается рассмотреть по-
лученные данные и провести государственный
эксперимент в трех основных провинциях.
Если он завершается успехом, Госсовет (мозго-
вой трест Китая) отшлифует план и вернет его
3000 членов съезда на заключительное голосо-
вание. Это очень прозрачная процедура. И
если у вас данные положительные, а у меня от-
рицательные, то ваш законопроект пройдет, а
мой – нет. Съезд Всекитайского собрания на-
родных представителей голосует фактически
единогласно, поскольку законопроекты под-
крепляются огромным количеством данных.
Это позволяет Китаю совершить очень многое
в очень короткое время – ваше победившее ре-
шение будет быстро распространено по всей
стране, вы станете героем первых полос газет,
вас будут приглашать в Пекин на встречи вы-
сокого уровня и вы получите повышение. И
как вы можете представить, конкуренция за то,
чтобы найти решение, весьма высока». С точки
зрения оперативности, законотворчество,
основанное на производстве данных, выигры-
вает вчистую. Счет – 5:0 в пользу Китая.
КНР одержала победу в битве за выжива-
ние и сейчас неуязвима с военной и экономи-
ческой точек зрения. Так что нужды в таких
авторитарных гигантах, как Мао и Дэн, уже
нет. Сегодня повестку дня определяют иссле-
дователи, эксперты, ученые, акционеры и обес
покоенные граждане. После 2000 года в КНР
иностранцам позволено проводить исследова-
ния и публиковать неполитизированные ре-
зультаты, не предоставляя самих анкет. Иссле-
дователь из Гарвардского университета Тони
Сеик, проводивший опросы в Поднебесной
более десяти лет, сообщает, что 96 процентов
населения удовлетворены деятельностью вла-
стей страны. А согласно докладу Edelman’s
2016 Report им доверяют почти 90 процентов
граждан. По данным организацииWorld Values
Surveys, 83 процента считают, что страной
управляют в их интересах. Сравните это с 38
процентами в Америке. Счет – 6:0 в пользу
Китая.
С финансовой точки зрения 95 процентов
бедных китайцев владеют своими домами и
землей. Командные высоты в экономике – в
банках, страховых компаниях и коммунальной
сфере – в коллективном владении. И с нера-
венством здесь борются предметно. В опубли-
кованном в 2017 году докладе «Динамика не-
равенства в глобальном масштабе» Нацио-
нального бюро экономических исследований
США указывается, что хотя после 1980 года
доля самой бедной половины китайцев в на-
циональном доходе и снизилась с 27 до 15 про-
центов, тот же показатель в США упал с 20 до
12 процентов. Одновременно с этим один про-
цент самых богатых людей в Китае владеет 13
процентами личных доходов населения. Но
элита Америки (1 процент населения) отхвати-
ла себе 20 процентов доходов. С тех пор, как
были собраны эти данные, Китай избавился от
бедности в городах и, как добавляет Всемир-
ный банк, «у нас имеются все основания ожи-
дать, что крайняя бедность в сельской местно-
сти будет полностью ликвидирована к 2022
году». Доход каждого китайца (не только бед-
ного) удваивается каждые 10 лет на протяже-
нии последних 40 лет. Это уникальное дости-
жение мировых масштабов. В США, как от-
мечает исследователь из Стэнфордского уни-
верситета Радж Четти, в тот же период у
среднего класса наблюдается самое массиро-
ванное падение доходов. Счет – 7:0 в пользу
Китая.
Хотим мы или нет называть созданную в
XX веке китайскую систему демократической,
все равно ясно, что они улучшили нашу при-
чудливую модель XVIII века. Интересно,
сколько времени пройдет, прежде чем они
начнут продавать свою версию?
Перевод Сергея ДУХАНОВА
Публикуется с разрешения издателя
Автор – журналист, писатель, путеше-
ственник. Родился и вырос в Австралии, по-
лучил степень доктора педагогических наук
в Университете Массачусетса (Амхерст,
США).
СПРАВКА «ВПК»
Премьер-министр Израиля Беньямин Нетанья-
ху назвал главной причиной срочной встречи с Вла-
димиром Путиным изменение ситуации на
сирийско-израильской границе. Разговор касался
предотвращения столкновений между нашими вой-
сками. Но обратим внимание: основное время бесе-
ды заняла тема усиления Тегерана в Сирии.
Понятно особое внимание Нетаньяху к
этому вопросу – вражда между Исламской
Республикой Иран и Израилем уже ка-
жется вечной, причем последний
проводит в этом противостоянии
политику Соединенных Штатов. А
те в свою очередь объявляют
Иран – наравне с Россией и КНДР
– одной из трех стран, которые
несут наибольшую угрозу миру в
целом и США в частности. Это офи-
циальная позиция Вашингтона.
Потому, с одной стороны, Нетанья-
ху поддерживает эту агрессивную,
наступательную политику США, а с
другой – не может игнорировать
усиления позиций России в регионе
Большого Ближнего Востока, вклю-
чающего помимо арабских госу-
дарств также Турцию, Иран, Афга-
нистан и ряд сопредельных стран.
Как по сирийскому, так и по
другим направлениям наше влия-
ние наращивается с опорой на вза-
имодействие с Ираном. Вовлекает-
ся в эти отношения и Турция, что в
перспективе может привести к соз-
данию некоего альянса. А позиции
Израиля в регионе соответственно
ослабевают. Иран активно действу-
ет на поле боя в Сирии и скорее
всего после завершения нынешней
кровавой войны усилит свое при-
сутствие в стране. Это не может не
беспокоить Израиль, тем более на
фоне абсолютно непонятной ситуа-
ции в Соединенных Штатах: никто
не знает, какое будущее у Трампа и
у самой Америки.
Потому Нетаньяху и примчался в Сочи, чтобы
постараться привлечь Москву на свою сторону. Но
с Россией так играть нельзя. В ближневосточном
конфликте она определенно не будет брать чью-то
сторону. При этом Россия может многое. Скажем,
разработать некую систему коллективной безопас-
ности для Большого Ближнего Востока. И предло-
жить этот проект Лиге арабских государств, Ирану,
Турции и, конечно же, Израилю. Это должна быть
некая дорожная карта примирения двух ветвей ис-
лама – шиитской и суннитской с подключением к
восстановлению Ближнего Востока таких мощных
игроков, как Египет и Саудовская Аравия. Система
безопасности должна дать определенные гарантии
и для Ирана, и для Израиля, и для всех других госу-
дарств, ныне вовлеченных в конфликт. Такой про-
ект наверняка натолкнется на противодействие
США, которым в первую очередь выгодно именно
сохранение нынешнего положения, но это не озна-
чает, что идея нежизнеспособна: на Ближнем Вос-
токе достаточно государств, которые заинтересова-
ны в стабилизации и способны повлиять на разви-
тие ситуации, опираясь при этом на авторитет Рос-
сии в регионе. Единственное, что надо предложить
Штатам – участие в этом процессе: мол, давайте
работать совместно. Тогда и Россия, и США могут
выступить гарантами исполнения достигнутых мир-
ных договоренностей.
Наверное, пока нельзя говорить о полном при-
мирении Израиля и Ирана, максимум, на который
можно рассчитывать, – «холодное» противостоя-
ние на уровне борьбы идеологий. С Израилем еще
придется говорить – откровенно, но не публично,
объясняя, что ислам как мировая религия имеет
масштабные перспективы. Пока Израиль если
и понимает это, то отказывается принять.
Но нравится ему это или нет, воевать с
исламом бессмысленно. Нужно его
возвращать к нормальным перво
основам религии, которая никому
не угрожает. Это уже данность:
ислам пришел в Европу, придет и
в США. А в России эта религия
благополучно живет уже столетия.
Израилю в принципе давно
пора начать менять свои привычки.
И если возвращаться к разговору Не-
таньяху и Путина о предотвращении
столкновений израильских и россий-
ских войск в Сирии, надо отметить,
что вероятность подобной «встречи»
довольно высокая и именно еврей-
ское государство должен отвечать за
то, чтобы она не произошла. В воз-
душном пространстве уже создана
совместная российско-сирийская си-
стема ПВО, теперь надо просто уве-
домить Израиль о взятых Россией
обязательствах в этом вопросе. На-
падать мы ни на кого не собираемся,
но залетать в охраняемое простран-
ство без разрешения не позволим,
нарушители будут сбиваться. До по-
следнего времени израильские само-
леты чувствовали себя в сирийском
небе достаточно вольготно, но пора
начать соблюдать нормы междуна-
родного права. То же и с наземными
действиями в районе Голанских
высот: ругайтесь с сирийцами сколь-
ко хотите на дипломатическом уров-
не, но к военным действиям не пере-
ходите. И если израильтяне возьмут
на себя обязательства соблюдать эти нехитрые
правила, никакого столкновения с нашими ВКС не
случится. Сейчас надо всеми силами наступать на
войну, заменяя вооруженное противостояние мир-
ными переговорами. И тогда не придется, бросив
все дела, срочно лететь в Сочи.
ДВА БЕРЕГА
ИЗРАИЛЮ ПОРА
ПРИНЯТЬ ИСЛАМ
ШТАБ
НАСТУПЛЕНИЯ
НА ВОЙНУ
Президент Академии
геополитических проблем,
генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ
«
Россия может
разработать
систему
коллективной
безопасности
для Большого
Ближнего
Востока.
И предложить
этот проект Лиге
арабских
государств,
Ирану, Турции,
Израилю
»
Неблагоприятная для ХАМАС регио-
нальная политическая динамика – следствие
серии просчетов руководства организации,
включая возникший в 2011 году разлад с
главным спонсором – Ираном, отношения с
которым, несмотря об объявлении в 2015
году о преодолении разногласий, в прежнем
объеме не были восстановлены, а также рух-
нувшие надежды на поддержку Египта, Тур-
ции и Катара.
Однако главной проблемой ХАМАС обе-
щает стать обострение конфликта с ПНА,
под контролем которой находятся не только
палестинские анклавы Западного берега реки
Иордан (Иудея и Самария), но официально
и Газа. Конфликт между ООП и движением
«светских национал-радикалов» ФАТХ и
ХАМАС достиг пика в июне 2007 года, когда
ПНА распалась на «Хамасстан» И. Хании в
секторе Газа и «Фатхленд» М. Аббаса на За-
падном берегу Иордана. В мае 2017-го Аббас
объявил Газу «мятежной провинцией», пред-
приняв шаги, которые затруднили жизнь на-
селения и работу местного управления.
Все это дезавуирует курс, которого Аббас
(чьи полномочия формально истекли более
семи лет назад) придерживался прошедшее
десятилетие. Несмотря на распад ПНА, он
настаивал на своем статусе официального ли-
дера всего палестинского народа, где бы тот
ни находился – на Западном берегу, в Газе или
диаспоре. Причиной, по мнению коммента-
торов, является поиск Рамаллой средств дав-
ления на ХАМАС с тем, чтобы заставить его
лидеров вернуть сектор под власть ПНА или
отказаться от подрывной деятельности в от-
ношении нее на Западном берегу. С этой
целью лидеры ПНА пытались убедить прави-
тельство Израиля сократить поставки в Газу
электричества.
ФАКТОР ДАХЛАНА
Причина, на наш взгляд, в появлении у
ХАМАС нового союзника – М. Дахлана, в
прошлом соратника и сначала одного из
возможных наследников Аббаса, а затем его
главного противника в движении ФАТХ.
Чтобы избавиться от опасного конкурента,
в 2011 году Аббас обвинил Дахлана в при-
частности к убийству Я. Арафата и добился
его исключения из ФАТХа. Дахлан эмигри-
ровал с Западного берега в ОАЭ и поселился
в Дубае, где наладил устойчивые связи с
местной элитой. Именно он стоит за при-
знаками готовности Каира скорректировать
отношение к ХАМАС, уровень враждебно-
сти которого (включая изоляцию границы
сектора со стороны Синая много более жест-
кую, чем «блокада» Израиля) ставит под во-
прос перспективу выживания режима исла-
мистов в Газе. Индикатором перемен стала
готовность Египта «вернуть свет» в дома и
учреждения сектора в обмен на выполнение
лидерами ХАМАС условий Каира в сфере
безопасности.
Летом 2007-го Дахлана, возглавлявшего
Службу превентивной безопасности в секто-
ре Газа, хамасовцы изгнали оттуда вместе со
сторонниками, уцелевшими во время исла-
мистского переворота. Но именно он в июне
2017-го, используя связи в Каире и Абу-Даби,
разрешил, пусть временно, энергетический
кризис в Секторе, убедив Египет ежедневно
отправлять в Газу сотни тонн топлива для ге-
нераторов местной электростанции, а власти
ОАЭ – оплатить эти поставки. Интерес Дах-
лана и лидеров ХАМАС к сотрудничеству на
почве вражды с Аббасом и его кланом взаи-
мен. Он свел представителей ХАМАС с гла-
вой разведки АРЕ Х. Фавзи и видными деяте-
лями Абу-Даби, когда их разочарование гла-
вой ПНА дошло до максимума.
Дахлан видится арабским лидерам тем,
кто может его заменить, запустив механизм
«нормализации» режима ХАМАС в Газе. Он
может стать человеком, с которым в отли-
чие от нового лидера ХАМАС в секторе
Я. Сануара (земляка Дахлана из Хан-Юниса
и однокашника по Исламскому университе-
ту в Газе) прозападные суннитские режимы
смогут иметь дело, тем самым обеспечив
спокойствие в тылу формирующегося анти-
иранского блока из АРЕ, Иордании, КСА и
ОАЭ, с возможным неформальным участи-
ем Израиля.
Итогом состоявшихся в конце июня в
Каире под эгидой генерала Фавзи серии кон-
тактов людей Дахлана с переговорной груп-
пой ХАМАС стало соглашение, сформулиро-
ванное на встрече Дахлана с Сануаром. В со-
ответствии с договоренностью «теневой ка-
бинет» ХАМАС в Газе будет распущен, а
контроль над институтами власти в Секторе
перераспределят между ХАМАС и командой
Дахлана.
Лидеры ХАМАС продолжат контроль
безопасности, в случае выполнения требова-
ния учтут «пожелания» Каира в отношении
борьбы со структурами ИГ в секторе Газа и
на границе с Синайским полуостровом, а
также согласятся на строительство стометро-
вой буферной зоны, оборудованной средства-
ми электронной защиты, видеокамерами и
вышками наблюдения.
Сферой влияния Дахлана должны стать
гражданская администрация, а также
финансово-экономический блок и иностран-
ные дела. Что открывает перед ним перспек-
тивы получить доступ к ресурсам, которые
он имел до изгнания из сектора в 1997–2005
годах.
Полномочия, которые согласно одобрен-
ному АРЕ соглашению с ХАМАС получает
Дахлан, создают впечатление согласия руко-
водителей сектора вернуть ему минимум
часть инфраструктуры, которую он имел в
Газе 10 лет назад. Достижению этой цели по-
могут уцелевшие в перевороте 2007 года
сторонники Дахлана, которых он получил
право взять с собой в сектор. Взамен новый
глава зарубежного «политбюро» ХАМАС
И. Хания, и лидеры группировки, унаследо-
вавшие его посты в секторе, надеются на
способности Дахлана долгое время поддер-
живать режим открытых пограничных пере-
ходов в Рафахе между Египтом и Газой, на
продолжение финансирования (союзниками
Дахлана в ОАЭ) поставок в сектор диз
топлива, выезда из Газы и возвращения туда
местных жителей, что актуально для лиде-
ров политического и военного крыльев
группировки и их приближенных.
НОВАЯ ДОКТРИНА ИЗРАИЛЯ
Просматривается перспектива форми-
рования в Газе квазигосударства, независи-
мого от ПНА. Такое развитие событий
может устроить многих в Израиле, что объ-
ясняет его готовность прислушаться к
просьбе Аббаса помочь ему «финансово и
политически высушить ХАМАС». Тенден-
ция укладывается в очевидную израильтя-
нам исчерпанность «парадигмы Осло» и по-
иска единой линии поведения по отноше-
нию к ПНА в свете ее окончательного рас-
пада. Что касается Газы, то в руководстве
Израиля, судя по всему, доминирует мне-
ние: «политика сдерживания», варианты ко-
торой применялись к анклаву после захвата
там власти ХАМАС летом 2007 года, исчер-
палась.
Новая доктрина исходит из того, что Из-
раиль не намерен инициировать войну в
секторе Газа (как и на Западном берегу Иор-
дана, в Ливане и Сирии), но если конфликта
избежать не удастся, для ХАМАС он должен
стать последним.
Демонтаж режима исламистов в Газе и
ликвидация условий для его восстановления
потребуют долгосрочного прямого админи-
стративного контроля Израиля над Секто-
ром, чего в Иерусалиме также хотят избе-
жать. Предложенная Каиром схема реструк-
туризации власти в Газе в обмен на обеспече-
ние поставок в Сектор и его связи с внешним
миром через границу с АРЕ при ожидаемом
пресечении использования этих каналов для
террористической активности может озна-
чать постепенное втягивание Египта в про-
цесс установления внешнего контроля над
Сектором.
Появившийся в Газе вариант политиче-
ского самоопределения палестинских арабов
может устроить Израиль и потому, что реа-
лизуется вне договоренностей Израиля и
ООП.
Появление в секторе палестинской авто-
номии позволяет закрыть эту тему. Особен-
но если во главе ее при реализации соглаше-
ния между Дахланом и ХАМАС будет сто-
ять «правительство палестинского арабского
единства», чего не удалось достичь при пе-
реговорах ХАМАС и ПНА. Появлению
такой опции способствовал сам Аббас,
устроивший в Газе финансовый и энергети-
ческий кризис, отправивший на досрочную
пенсию шесть тысяч госслужащих и совер-
шивший ряд шагов по «удушению» режима
ХАМАС, попытавшись втянуть в это Изра-
иль и Египет. Тем самым он фактически за-
явил о снятии с Рамаллы ответственности за
ситуацию в Секторе.
ШАТКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Шансы на реализацию описанного сцена-
рия остаются хрупкими. Осознав направле-
ние процесса, его пытается торпедировать
Аббас, использующий обострение кризиса на
Храмовой горе для усиления антиизраиль-
ской риторики, стремящийся перехватить
инициативу у исламистов, параллельно обра-
тившись к их руководству с предложением
начать очередной диалог о примирении.
Союз с Дахланом для лидеров ХАМАС –
тактический маневр, который теряет смысл,
если первоочередные проблемы выживания
режима исламистов будут решены. Кроме
того, создание «государства Газа» будет озна-
чать отмену положенной в основу «процесса
Осло» идеи прямых «мирных» переговоров
Израиля с ООП как «единственным предста-
вителем палестинского народа».
Тем не менее «арабская весна» дала дорогу
ранее немыслимым геополитическим схемам.
Не исключено, что лозунг «вначале Газа» (и
Иерихон), на базе которого покойные
И. Рабин и Ш. Перес в начале 90-х продвига-
ли идею договоренности с ООП по модели
«мир в обмен на территории», может полу-
чить новое содержание. Что в немалой степе-
ни будет зависеть от итогов противостояния
ведущих палестинских лидеров – Аббаса и
Дахлана.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
СХЛЕСТНУЛИСЬ
ВЕТКИ ПАЛЕСТИНЫ
Начало на стр. 01
bp.blogspot.com