Газета «Военно-промышленный курьер». №35 (699) 13-19 сентября 2017 года - page 11

Владимир РОЩУПКИН
25 августа 1942 года, 11 часов 47
минут. Карское море, район острова
Белуха. Сквозь туманную дымку на-
блюдатели с ледокола увидели неиз-
вестный военный корабль. С него за-
мигал носовой прожектор: «Кто вы?
Куда следуете? Подойдите ближе!». И
снова требование: «Сообщите состоя-
ние льда в проливе Вилькицкого, где
сейчас караван транспортов и ледоко-
лов». Затем с неизвестного корабля
приказали прекратить работу судовой
рации и спустить флаг.
«Сибиряков» не подчинился при-
казу. Радист Анатолий Шаршавин от-
крытым текстом послал на Диксон
сообщение о появлении вражеского
– в этом уже не было сомнения – во-
енного корабля большого водоизме-
щения. Это был германский линкор
«Адмирал Шеер».
В войну сводки с самого северного
ее фланга звучали нечасто. Между тем
Заполярье, Арктика и Севморпуть
имели тогда огромное значение. Осо-
бая ответственность ложилась на мо-
ряков Северного флота. А флот этот и
зона его боевой ответственности осо-
бенные. Ее протяженность с востока
на запад – около четырех тысяч мор-
ских миль.
Флот выполнял важнейшие задачи
по нарушениюморских коммуникаций
противника, содействию сухопутным
войскам и защите наших морских и
особенно арктических путей. Когда уже
в первый год войны начал действовать
океанский маршрут поставок вооруже-
ний по ленд-лизу, стратегическая зна-
чимость Северного флота и театра во-
енных действий в Заполярье возросли.
«ВУНДЕРЛАНД» БЕЗ ЧУДЕС
Этого не могло не понимать и гит-
леровское командование. В 1942 году
оно разработало специальную опера-
цию с целью сорвать движение по
стратегической океанской трассе и по-
кончить с жизненно важными для
фронта и советского тыла перевозка-
ми в Арктике. «Вундерланд» («Страна
чудес») – такое кодовое наименование
получила операция, намеченная на ав-
густ 1942-го. Месяц был избран не
случайно: в это время на большей
части северных морей лед, растоплен-
ный водами могучих сибирских рек,
сходит почти на нет.
Планом операции «Вундерланд»
предусматривалось, что арктические
«чудеса» будут творить семь подводных
лодок, эскадренные миноносцы и авиа-
ция. Однако их миссия носила скорее
отвлекающий характер. Главная же,
ударная роль в «Стране чудес» отводи-
лась двум линкорам – «АдмиралШеер»
и «Лютцов».
«Адмирал Шеер», построенный в
1939 году, входил в серию германских
кораблей, известных как «карманные
линкоры». Откуда такое странное на-
звание? По Версальскому договору
(1919 год), зафиксировавшему пораже-
ние Германии вПервой мировой войне,
на нее были наложены жесткие ограни-
чения на строительство новых боевых
кораблей. В частности, запрещалось
иметь в составе ВМФ корабли водоиз-
мещением свыше десяти тысяч тонн и
с орудиями калибром более 280 мил-
лиметров. Но немецкие конструкторы
сумели обойти ограничения, разрабо-
тав проекты, имевшие артиллерийское
вооружение мощнее, чем у крейсера, и
скорость, как у линкоров. Отсюда и на-
звание. По сути «Адмирал Шеер» (как
и однотипный «Лютцов») – тяжелый
крейсер. Германия планировала ис-
пользовать их в качестве рейдеров, то
есть кораблей, которые могут вести са-
мостоятельные боевые действия про-
тив торговых судов на дальних комму-
никациях. «Шеер» имел полное водоиз-
мещение 13 700 тонн. Экипаж – 926
человек. Скорость – 26 узлов. Толщина
брони – от 76 до 178 миллиметров.
Вооружение: шесть артиллерийских
орудий калибра 280, 8–150 миллимет­
ров, шесть зенитных 105-мм, восемь
47-мм и восемь торпедных аппаратов.
«Адмиралом Шеером» в то время
командовал морской волк, бывший
подводник, участник Первой мировой
войны 45-летний капитан-цур-зее (1-го
ранга) Вильгельм Меендсен-Болькен.
Он принял крейсер под свое начало в
июне 1941-го, когда Германия напала
на СССР. Но ранее, с началом Второй
мировой «Шеер» уже «прославился»
нападениями на корабли торгового
флота. За 161 день морской охоты – от
Арктики до Антарктики он прошел 46
тысяч морских миль, потопив 19 судов
общим водоизмещением 137 тысяч
тонн.
Операцию «Вундерланд» «Шеер»
начал в одиночку – «Лютцов» был по-
врежден и поставлен в ремонт. 6 авгу-
ста 1942 года крейсер скрытно покинул
военно-морскую базу в Скоменфьорде
(Северная Норвегия). Операция гото-
вилась в глубокой тайне. Только 16 ав-
густа команде зачитали приказ
Меендсен-Болькена: «Наша задача –
нападение на суда противника в Кар-
ском море, главный объект нападения
– конвои, особенно идущие с востока.
Вопрос об обстреле наземных пунктов
командир будет решать на месте».
Хмурый световой день уже был на
исходе, когда пилоты сообщили: обна-
ружен конвой из девяти судов. Линкор
пошел наперерез конвою и занял удоб-
ную для атаки позицию. Все 28 орудий
и 8 торпедных аппаратов «Адмирала
Шеера» по первому сигналу готовы
были открыть огонь. Ведь противосто-
ять такой смертоносной огневой мощи
в то время ни одна наша боевая едини-
ца в регионе не могла: подобного клас-
са кораблей у советского Северного
флота не было. Казалось, караван обре-
чен. Но время шло, а судов не видно.
Хотя данные радиоперехвата говорили
о том, что они где-то рядом.
Но… караван как в воду канул.
Дело в том, что цепочка судов двига-
лась не на запад, а на восток. То есть не
приближалась к немецкому крейсеру, а
уходила от него.
22 августа от командования из Нор-
вегии было получено сообщение о дру-
гом конвое из 19 судов и четырех ледо-
колов, идущем на запад. А 23 августа
бортовой самолет-разведчик «Арадо»
Ar 196 обнаружил 10 судов, стоявших
на якоре.
Но капитан-цур-зее Меендсен-
Болькен опасался, что изменится ветер
и крейсер будет заперт льдами. К тому
же существовала угроза обстрела совет-
скими судами, так как каждый транс-
порт худо-бедно, но был вооружен
двумя пушками и пулеметами.
Меендсен-Болькен то и дело отдавал
команды на смену курса. Началась под-
вижка льдов, а 25 августа потерпел ава-
рию самолет-разведчик, оставив тем
самым крейсер «без зрения». Дело в
том, что по штату на борту должно
было быть два таких самолета, а в поход
по каким-то причинам взяли один. Это
послужило поводом взять курс на юг, в
воды, свободные ото льда.
ФЛАГ НЕ СПУСТИЛИ
По команде капитана ледокола
старшего лейтенанта Анатолия Кача-
равы экипаж приготовился к бою. Ко-
мандир обратился к подчиненным с
краткой речью: «Товарищи! Корабль
поднял фашистский флаг. Сейчас нач-
нется бой. Покажем, что значит доб­
лесть советских людей. Умрем, но не
сдадимся!». Начался неравный бой.
Неравный – даже не то слово. Как
могли две сорокапятки, две 76-мм
пушки и несколько зенитных пулеме-
тов «Сибирякова» противостоять
мощнейшему вооружению тяжелого
крейсера?! Да и скорость составляла
всего восемь с половиной узлов, а бро-
невой зашиты не было вовсе.
Снаряды с ледокола, достигшие
«Шеера», не могли пробить его броню.
Но когда «Сибиряков» поставил ды-
мовую завесу и открыл огонь по не-
мецкому крейсеру, сквозь клочья дыма
моряки увидели, что вражеская палу-
ба вмиг опустела. И откуда только у
немцев, доселе с ухмылками фотогра-
фировавших свою очередную жертву,
взялась такая прыть!
Ошеломленный капитан-цур-зее
Меендсен-Болькен приказал не мед-
лить с уничтожением русского ледо-
кола. Как посмела эта «посудина» про-
тивостоять одному из лучших кораб­
лей кригсмарине!
Все, кто был на борту, проявили
мужество в беспримерном поединке с
врагом. Самоотверженно помогала
раненым врач Валентина Черноус.
Когда разрывом снаряда сорвало со-
ветский флаг, над горящим ледоколом
его снова поднял матрос Александр
Новиков. До последнего сокруши-
тельного удара радист АнатолийШар-
шавин оставался на своем посту в ра-
диорубке. С гибнущего «Сибирякова»
он послал в эфир последнюю радио-
грамму: «Помполит приказал поки-
нуть судно. Горим, прощайте». Это
было 25 августа в 14 часов 5 минут.
Ледокол потерял ход, орудия герман-
ского крейсера безжалостно и мето-
дично добивали его. Поразительно:
«Сибиряков» уже был на краю гибели,
но одна из пушек продолжала вести
огонь! По приказу капитана шифро-
вальщик Михаил Кузнецов уничто-
жил все секретные документы, лишив
немцев шанса заполучить позарез
нужные им сведения о ледовой обста-
новке в Карском море.
Старший механик Николай Бо-
чурко выполнил последний приказ ка-
питана – открыл кингстоны. Сам же
Анатолий Качарава был тяжело ранен.
Командование взял на себя его по-
мощник по политчасти Зелик Элиме-
лах – комиссар, как называли его. Он
приказал всем остававшимся на тот
момент на борту покинуть корабль.
Подобно легендарному «Варягу» «Си-
биряков» флаг перед врагом не спу-
стил. Около 15.00 море поглотило
корабль. А комиссар остался у флаг-
штока…
Сегодня все корабли, идущие по
Севморпути в районе острова Белуха,
в память об этом подвиге северного
«Варяга» и его экипажа в неравном
бою дают долгий гудок и приспускают
флаг.
РОБИНЗОН С МЕДАЛЬЮ НАХИМОВА
Нельзя не сказать о судьбе моря-
ков ледокола. Значительная часть эки-
пажа и пассажиров погибли от снаря-
дов и ожогов еще до того, как ледокол
скрылся в морской пучине. Тех, кто
поодиночке боролся за свою жизнь в
ледяной воде и отказался подняться на
спущенный с немецкого крейсера
катер, «сверхчеловеки» с «Шеера» рас-
стреливали. Кочегар Николай Матве-
ев во время пленения своих товари-
щей метнул в немецкого матроса
топор. В ответ – автоматная очередь.
Из 104 человек, находившихся на
борту ледокола в его последнем рейсе,
лишь 14 дожили по Победы. Порази-
тельна судьба машиниста Павла Ва-
вилова. Ему удалось избежать гибели
и плена. В ледяной воде он ухватился
за кромку борта полуразбитой шлюп-
ки и с большим трудом добрался до
необитаемого скалистого острова Бе-
луха. Более месяца продолжалась его
вынужденная «зимовка» на острове.
Питался Вавилов отрубями, неболь-
шой запас которых оказался на шлюп-
ке. Она и обломки, выброшенные с
затонувшего корабля на берег, пошли
в костер… В костер, спасительный во
всех смыслах: его неровное пламя
увидел с воздуха известный полярный
летчик Герой Советского Союза Иван
Черевичный. Он и вывез Вавилова на
Большую землю. За мужество и стой-
кость моряк с «Сибирякова» был удо-
стоен довольно редкой награды – ме-
дали Нахимова. А в августе 1960 года
в составе большой группы работни-
ков Министерства морского флота
Павел Иванович Вавилов был вновь
награжден. И еще как! Он стал Геро-
ем Социалистического Труда.
Окончание следует
11
ИСТОРИЯ
Сергей КАРПАЧЕВ
Стихотворение Грейнца Der «Warjag», опубликованное
в момент, когда вся Россия переживала гибель крейсера и
его экипажа, сразу перевели на русский. Вариантов было
несколько, но каноническим, ушедшим в народ стал пере-
вод петербургской поэтессы Евгении Студенской. Воспи-
танник 12-го Астраханского гренадерского полка
17-летний Алексей Турищев сочинил музыку. Их творе-
ние стало первым в конкурсе на лучшую песню-марш для
торжественного приема в столице в честь офицеров и
нижних чинов крейсера «Варяг» и канонерской лодки
«Кореец». Турищев сделал инструментовку для духового
оркестра и хора, дирижировал первым исполнением «Ва-
ряга» на перроне Курского вокзала. Как он писал: «К хору
были дополнены лучшие запевалы по три-четыре челове-
ка от роты и таким образом был хор примерно в 100 чело-
век, оркестр – в 40 человек. Исполнялась песня с орке-
стром на перроне Курского вокзала при встрече героев с
«Корейца» и «Варяга», второй раз – на торжественном
обеде в Спасских казармах (около Сухаревой башни)».
Однако в Первую мировую австрийское происхожде-
ние слов «Варяга» стало замалчиваться, а после револю-
ции был объявлен запрет на исполнение песен царской
России. Формально под него попал и «Варяг». Но в наро-
де его по-прежнему пели, а в Великую Отечественную
марш зазвучал как флотский гимн. С ним советские мо-
ряки поднимались в атаку.
Песня, начало которой Рудольф Грейнц написал на
сигаретной коробке, жива. В августе исполнилось 75 лет
со дня его смерти и на могиле была открыта мемориаль-
ная доска – дань памяти Рудольфу Генриховичу Грейнцу
от нескольких поколений советских и российских моря-
ков. На ней – первый куплет «Варяга» на немецком и
русском языках, изображение легендарного непобежден-
ного крейсера.
НА ВЫСОКОЙ НОТЕ
История этого события примечательна. Как рассказы-
вает капитан первого ранга Валерий Новиков, 20 лет
назад он пытался найти ответ на вопрос, как воспитывать
личный состав, когда «потеряны ориентиры, знамена и
гербы». И принял решение, что делать это следует только
на военных традициях предков. Тут, как оказалось, весьма
своевременно, случилась 90-летняя годовщина боя крей-
сера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Новиков
вник в детали событий и обнаружил, что русские народ-
ные слова «Наверх вы, товарищи, все по местам» написал
австриец Грейнц, ныне совершенно у нас неизвестный. С
2007 года сослуживец Новикова – капитан первого ранга,
подводник Сергей Полежаев искал наследников австрий-
ца. В 2016-м он с помощью немецких друзей нашел моги-
лу Грейнца и его живущего в Мюнхене внука Георга Отта.
Нагрянув к нему, Полежаев показал, как под «Варяга»
маршируют по Красной площади российские матросы,
спел с женой и сыном а капелла песню, написанную по
мотивам Der «Warjag», и немец расчувствовался, вспом-
нил деда, против того, чтобы установить памятную доску,
не возражал.
«Идея увековечить память австрийского поэта у нас
давненько была. Сильно мы ожесточились, когда начали
ставить доски всяким Ман-
нергеймам. А тут человек,
написавший гимн Русского
флота», – вспоминает Но-
виков.
Разрешение установить
доску исхлопотали, да вот с
финансами было негусто.
Все, кто идею ранее горячо
поддерживал,
отползли,
что называется, в сторону.
Обращались к депутатам,
сенаторам, руководителям патриотических объединений
– без толку. У Новикова сохранилась переписка с посоль-
ством РФ в Вене и с австрийским в Москве: оба явили
редкое единодушие, не ответив. И тогда Полежаев на свои
деньги заказал в Будапеште доску из мрамора, привез ее в
Ампасс, где упокоился Грейнц, и задрапировав ее Андре-
евским флагом, установил близ могилы.
Во Владивостоке на мемориале погибшим морякам
крейсера «Варяг» прошло торжественное мероприятие: в
капсулу – отполированную
стальную гильзу – заложили
горсть земли. В почетном
карауле выстроилась коман-
да ракетного крейсера «Варяг», ветераны, юные моряки
из военно-патриотических объединений города. Откры-
вал церемонию замкомандующего Приморской флоти-
лией разнородных сил капитан первого ранга Андрей
Тимченко.
Как заметил Валерий Новиков, митинг прошел на вы-
сокой ноте и с явной пользой для юношества. Он реализо-
вал задуманное – отдал дань памяти людям, ставших
творцами гимна российского флота.
«Меня поразило, как горячо этим делом занимался ко-
мандующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Ава-
кянц. Он хороший моряк – я его помню еще капитаном
третьего ранга, когда он командовал крейсером на Север-
ном флоте», – отмечает Новиков.
ЛЮДИ И НОСОРОГИ
После того как церемония во Владивостоке заверши-
лась, перед Новиковым встала проблема перевезти гильзу в
Москву. Общими усилиями решили. В столице для того,
чтобы владивостокская земля попала в Австрию, все воз-
можное сделали директор Третьего европейского департа-
мента МИДа Сергей Нечаев и его сотрудник Алексей
Абрамов.
Однако в этой истории не все так благостно. Новиков
обращался за помощью к депутату Госдумы Елене Драпеко,
полагая, что актриса, сыгравшая Лизу Бричкину в великом
фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...», не
останется равнодушной. Но после трех бесполезных разго-
воров с ее помощницей Новиков понял, в каком направле-
нии его посылают. Герои Отечества ныне не в тренде – Ва-
лерий Сергеевич как-то спросил ведущего РТР: почему в
канун 90-летия боя при Чемульпо 7 февраля в новостях
показали два сюжета о перевозке носорогов из одного бан-
тустана в другой, и получил в ответ: мало ли кораблей у
России было, а носороги – это же круто. Заметим, после
гибели крейсера «Варяг» современники событий – изест-
нейшие японские поэты Исикава Токубоку и Нобуяки
Уцоми написали стихи, посвященные погибшим на той
войне художнику Верещагину и адмиралу Макарову.
Неравнодушные флотские ветераны проделали огром-
ную работу – отдали дань австрийскому автору стихов о
подвиге русского крейсера. В Пензе – там всю жизнь про-
жил Алексей Турищев – установлена мемориальная доска
на здании музыкальной школы, где он директорствовал.
Но до сих пор никто не озаботился тем, чтобы уважить
память Евгении Студенской, а ведь ее вклад в воспитание
поколений огромен. Культурная столица страны удоволь-
ствовалась монументальным откликом на чижика-пыжика.
Примерно десять тысяч долларов потратил живущий
ныне в Будапеште капитан первого ранга Полежаев на
заказ, изготовление и доставку из Венгрии в Австрию па-
мятной доски. Единственно, на чем сэкономил, – сам уста-
навливал ее на месте.
И тут возникает вполне закономерный вопрос: почему
для благого дела ветераны вынуждены были ходить по ин-
станциям с протянутой рукой и везде слышать перепевы
фразы «Денег нет, но вы держитесь». Они и держатся,
пока еще силы есть. Но отчего им даже малости нет, когда
на иные проекты выделяются сотни миллионов и ручейки
из этих бюджетных денег потом растекаются по фирмам-
однодневкам, исчезают без следа. Тому пример скандал в
«Гоголь-центре», когда под следствием оказались главный
режиссер, директор и главбух театра. Их подозревают в
хищениях. Суд, конечно, установит, кто и в какой степени
виноват. Но как так получается, что 750 миллионов руб­
лей получены не самым популярным театром со специфи-
ческим, так скажем, репертуаром, а на проведение Года
литературы ассигновали только 200 миллионов? Может
быть, стоит установить порядок, при котором финанси-
рование культуры чиновниками будет контролировать
общество?
«Варяг» не сдается
Проснувшись после светского приема, сотрудник популярного не только в Германии,
европейских столицах, но и в России журнала «Югенд» Рудольф Грейнц перечитал строки,
записанные им ночью на сигаретной коробке. Это было началом стихотворения о гибели
русского крейсера «Варяг». Как позже писал сам Грейнц, вдохновение не подвело: в редакции
его творение приняли и оно было напечатано в десятом номере за 1904 год. Так началась
история песни, ставшей маршем трех флотов: императорского, советского и российского.
Утром 24 августа 1942 года
ледокольный пароход
«А. Сибиряков» покинул
порт в поселке Диксон
на одноименном острове.
Это в северо-восточной части
Енисейского залива Карского
моря – там, где Енисейская
губа входит в Ледовитый
океан. «Сибиряков» должен
был доставить снаряжение,
продовольствие, топливо,
срубы для двух домов,
комплект радиостанции,
высадить четверых
полярников на мыс
Оловянный и сменить
людей на станции острова
Домашний.
В австрийском Тироле на могиле одного из авторов
неофициального гимна русского флота установлена
памятная доска
Одно из сражений
Великой Отечественной
проходило гораздо восточнее Урала
В годы войны по внутренним
морским путям корабли флота
провели 1548 конвоев, включав-
ших 2951 транспорт. В северные
порты СССР и в обратном направ-
лении в составе 76 союзных кон-
воев последовало свыше 1400 ан-
глийских, американских и совет-
ских транспортов. Врагу удалось
потопить всего 16 наших судов.
Североморцы уничтожили 413
транспортов общим дедвейтом
более миллиона тонн, множество
боевых кораблей и вспомогатель-
ных судов противника.
СПРАВКА «ВПК»
Ледокол
против
крейсера
Наследников Грейнца
подводник Сергей Полежаев
искал с 2007 года
НАСЛЕДИЕ
ПРЕЦЕДЕНТ
polarpost.ru
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12
Powered by FlippingBook