Леонтий ШЕВЦОВ,
советник директора Росгвардии,
генерал-полковник
Главной причиной гибели Советского
Союза я всегда считал действия США и
Запада. Да, они, несомненно, активно ра-
ботали в этом направлении и способство-
вали разрушению страны. Но назовите
время, начиная с момента образования
СССР, когда они не вели идеологиче-
скую и информационные войны, не осу-
ществляли интервенцию и экономиче-
скую блокаду.
СССР – ядерная держава с мощными
ВС – разрушился в 1991 году без воору-
женного вмешательства, что стало, по вы-
ражению президента России, главной тра-
гедией ХХ века. Напрашивается вывод,
что есть другие причины. Но все они,
пусть у политологов разные взгляды на
этот счет, производные от главной – от-
сутствие достойного профессионального
руководства государством, ответственно-
сти и державности первых лиц.
Сколько бы ни говорили о демокра-
тии и мудрости толпы, внутреннее управ-
ление любой организации – прерогатива
нескольких человек. Когда оно сосредото-
чено в руках одного, его часто называют
те, кому это выгодно, диктатором, осо-
бенно, если у них есть план разрушения
государства.
В России смена первого лица сравни-
ма с большой или малой революцией в
зависимости от масштаба личности ру-
ководителя и его деяний. Таков наш мен-
талитет.
Нашей страной, как показывает исто-
рия, может успешно руководить лишь че-
ловек выдающихся способностей и что
самое главное – державный, для которого
смысл власти в величии Отечества, все
остальные мотивы вторичны, личные в
том числе.
В бытность мою представителем Рос-
сии в главном командовании ОВС НАТО
в Европе один большой военный чин ска-
зал о своем государстве: руководить
нашим королевством можно и со средни-
ми способностями, но для России нужна
личность, человек выдающийся. Это не
стало для меня чем-то новым. Приведу
слова великого француза Шарля де Голля,
отражающие значимость первого лица
для нашей страны: «Сталинская Россия –
это не прежняя Россия, погибшая вместе с
монархией. Но сталинское государство
без достойных Сталину преемников обре-
чено».
Уточняя задачу на уничтожение Со-
ветского Союза, Гитлер согласно записи
22 июня 1941 года в тесном кругу при-
ближенных откровенничал: «Сила русско-
го народа не в его численности или орга-
низованности, а в его способности порож-
дать личность масштаба Сталина. По
своим политическим и военным каче-
ствам Сталин намного превосходит и
Черчилля, и Рузвельта. Это единственный
мировой политик, достойный уважения.
Наша задача – раздробить русский народ
так, чтобы люди масштаба Сталина боль-
ше не появлялись». Эти слова подтверж-
дают то, что враги хорошо понимают роль
первого лица для нашей страны.
Россия при одних и тех же экономиче-
ских, военных, духовных возможностях
побеждала или проигрывала, имея даже
лучшие показатели. Разве можно сравнить
потенциал Советского Союза в 1941 и
1991-м, особенно военный. Это несопо-
ставимые показатели. Слабая страна об-
разца 1941 года, находясь в политической
и экономической изоляции (тогда слово
санкции не выговаривали), разгромила
сильнейшую армию мира, а могучая Рос-
сия 1991-го с ядерным оружием проигра-
ла холодную войну вчистую.
Причина очевидна: в 1941 году во
главе государства была личность, сумев-
шая сплотить и организовать Отечество
на борьбу, а не серости и болтуны, кото-
рые, красуясь на должности, предавали и
позорили страну.
Обладая прежде 1/6 или сейчас 1/7 ча-
стью земной поверхности и почти всей
номенклатурой таблицы Менделеева, ми-
ровыми запасами сырья, то есть являясь
единственной самодостаточной страной
на планете, Россия при бездарном руко-
водстве целые периоды своей исто-
рии позволяет издеваться над
собой и народом, ставить опыты в
виде революций и перестроек. Я
не имею в виду закономерные
исторические процессы, смену об-
щественных формаций и прочее,
связанное с развитием человече-
ства. Через это проходят почти все
государства.
Обладая прямыми связями по
суше с 18 странами и морскими
со 127, мы умудряемся зависеть
от других. Они должны стоять в
очереди к нам и быть зависимы-
ми от той географии, которую
передали нам активные предки.
Только так. А мы 18 лет кланя-
лись и унижались, чтобы нас при-
няли в ВТО, и до сих пор сомне-
ваемся, зачем нам это.
Спасает Россию то, что перио-
дически во главе страны появляются ве-
ликие люди, а беда – что это случается не
так часто, как хотелось бы.
Как правило, все происходит пример-
но по следующей схеме. Один получает
разваленную страну и за счет таланта, по-
рядочности, державности, нечеловече-
ской самоотдачи делает невозможное –
поднимает Отечество на должную высоту.
Затем приходит человек средних способ-
ностей, но благодаря сделанному до него
государство держится на плаву, что дает
прихлебателям повод говорить о величии
«преемника», а обиженным предшествен-
ником сводить с ним счеты. Хотя часто
заслуга сменщика только в том, что у него
хватает ума не развалить или он просто не
успевает навредить. Но самое опасное,
что в это время идет разложение власти и
элиты, закладываются основы падения го-
сударства. И приходит третий. Как прави-
ло, бездарность, беспринципная особь,
которая завершает развал. Особая траге-
дия для государства, когда два безответ-
ственных первых лица меняют друг друга.
Сталин оставил державу, которую после
него долго разваливали, но удалось это
сделать Горбачеву и Ельцину. Один, при-
крываясь перестройкой и новым мышле-
нием для всего человечества, разваливает
страну, другой, начисто лишенный дер-
жавности, завершает разгром государства,
над созданием которого столетиями, не
щадя сил и жизни, трудились десятки
миллионов его граждан – лучшие сыны и
дочери Отечества. Веками прирастало
могущество России, а разрушили все за
два десятилетия. Страна оказалась на
краю пропасти, как держава пропадала
навсегда. США и не сомневались в этом,
и вели себя с нами как с колонией.
К нашему счастью, нашелся человек,
который начал трудиться за себя и за того
парня, продолжавшего ездить по миру и
хвалиться нобелевским знаком за разруше-
ние державы, как Иуда, предавший Христа
за 30 сребреников.
В сражении за сохранение России как
державы мы почти вышли в военном от-
ношении на позиции Советского Союза,
да и в экономической сфере после много-
летнего спада наметились подвижки. А
это два главнейших показателя великой
страны.
Но наступает очередной важный пери-
од – выборы главы государства.
При царях трон передавался по наслед-
ству. Порой когда не было наследника из
мужчин, законы менялись и престол зани-
мала женщина. Но к подбору первого лица
государства всегда подходили серьезно и
ответственно. Наследника готовили с дет-
ства. Его воспитанием и образованием за-
нимались лучшие умы. В итоге формиро-
валась личность державная, образованная,
ответственная. Народ в выборе не участво-
вал. Но сейчас другое время, у нас не цар-
ская Россия и не халифат. И народ задается
вопросом: а кто вскоре или через шесть лет
будет во главе? Этот вопрос важен даже
для далеких от политики людей.
Мы хотим иметь во главе сильную лич-
ность, которая должна обеспечить нам и
потомкам достойную жизнь, благополучие
государства. Но, к сожалению, добрая
треть или даже более избегают участия в
избирательном процессе, ссылаясь на заня-
тость на приусадебных участках, предпо-
читая гражданскому долгу просмотр теле-
передач и лежание на диване. То есть тре-
буем от первого лица державности и ответ-
ственности, а сами не выполняем
элементарных обязанностей, отказываемся
от конституционных прав. Хотя от нас все
и зависит, особенно от тех, кто находится в
тысячах избирательных комиссий до ЦИК
включительно.
Конечно, очень многое определяется
первым лицом, которое выслужило уста-
новленный срок и должно передать власть
другому. Если глава государства пользует-
ся доверием, заработанным за время своего
руководства, его мнение очень значимо,
особенно для тех, кто несильно увлекается
политикой. Отсюда одна из важнейших
задач, стоящих перед первым лицом, – по-
заботиться о преемнике или преемниках.
Успеть хорошо изучить протеже на прак-
тической работе на федеральном уровне,
чтобы обоснованно высказать свое мнение
электорату. С учетом нашего менталитета
многие согласятся с предложением перво-
го лица, и это очень важно для правильно-
го выбора.
Отсюда один из главных выводов: как
бы гениально и долго ни руководил глава
государства, но если он ошибся в преемни-
ке или не успел его подготовить, значит, не
до конца исполнил державные обязанно-
сти. И в этом будет его неискупимая до-
стижениями и заслугами вина.
Под флагом демократии, при ее пони-
мании элитой и народом мы можем полу-
чить очередного Горбачева, от которого
услышим о новейшем мышлении со всеми
вытекающими для государства послед-
ствиями.
Конечно, каждый руководитель стра-
ны попадает в историю, но по-разному.
Одних потомки называют велики-
ми и они на века остаются в памяти
народа, который ставит им памят-
ники, пишет картины и книги, сни-
мает фильмы. Других презирают.
К сожалению, у нас легкое,
снисходительное отношение к ру-
ководителям, развалившим или
разваливающим страну. А ведь это
государевы преступники, как гово-
рили раньше, а не нашкодившие
школьники. Для примера: высту-
пая на закрытом совещании
ОКНШ 25 октября 1995 года,
президент США Клинтон заявил:
«Используя чрезвычайную само-
надеянность Горбачева и его окру-
жения, в том числе и тех, кто от-
кровенно занял проамериканскую
позицию, мы добились того, что
собирался сделать Трумэн с Совет-
ским Союзом посредством атом-
ной бомбы. Правда, с одним существен-
ным отличием – мы получили сырьевой
придаток, а не разрушенное атомом го-
сударство, которое было бы нелегко соз-
давать». Вот истинная американская
оценка России конца ХХ века, и возра-
зить нечего.
Всем нам надо активно участвовать в
избирательном процессе, чтобы не допу-
стить случайных людей на высшую долж-
ность, потому что талантливый руководи-
тель государства Российского – счастье
для народа и страны. Мы должны сами
позаботиться о себе, выручать и помогать
никто не будет.
Конгресс США разработал гибкий санкционный закон, на
годы вперед определяющий инструменты давления на Россию и
ее руководство. У Вашингтона в таких делах вековой опыт.
Достаточно вспомнить закон о торговле с врагом от 6 октября
1917 года, имеющий многослойный подтекст и действующий,
если что, по сей день. Нам ли в России удивляться подобным при-
мерам, имея за плечами бородатую поправку Джексона – Веника
и пробыв под санкциями почти четверть века! Оттого важно ви-
деть суть подобных инициатив «партнеров» из-за океана, заклю-
чающуюся в правовом обосновании политического давления или
продвижения национальных коммерческих интересов в удобный
для американских элит момент. Именно поэтому такие законы
становятся бессрочными.
Среди претензий к России, упомянутых в тексте закона, –
Крым, Сирия, подрыв кибербезопасности США, вмешательство в
американские выборы, наша энергетическая политика в Европе,
действия в Евразии, нарушения прав человека. Но среди этих из-
битых тем появилась новая: коррупция и финансовые преступле-
ния российских элит. Если раньше адресные санкции были увяза-
ны с украинским или сирийским вопросом, а также с делом Маг-
нитского, то теперь поводом для точечного преследования может
быть просто близость к власти с формальным обвинением в ма-
хинациях.
Инструментами проведения этого положения закона в жизнь
станут ежегодные доклады Минфина США, Госдепа и ЦРУ о со-
стоянии дел в руководстве Российской Федерации. Это будут от-
четы об «олигархах и квазигосударственных структурах», о влия-
нии санкций на операции с нашими долговыми обязательствами
и иными финансовыми продуктами, а также об изучении сомни-
тельных проводок физических лиц и компаний, отмывании денег,
выводе их в офшоры.
То есть американский закон без малейшего стеснения обязы-
вает свои госструктуры вмешиваться во внутренние дела России,
в то время как ранее такая политическая и информационная ин-
тервенция проходила по мелким подведомственным актам и
через некоммерческие организации.
Российские элиты, которые в постперестроечный период вра-
стали в западный мир как политически и коммерчески, так и ми-
ровоззренчески, не говоря уже о бытовом плане (скупая недви-
жимость, отправляя семьи и детей за границу учиться, лечиться,
наслаждаться благами цивилизации), получили четкий сигнал:
давление будет бессрочным, послабления, тем более отката в
обозримом будущем не предвидится. И хотя Владимир Путин еще
в 2002 году предупреждал: «Замучаетесь пыль глотать, бегая по
заграничным судам», а в начале 2010-х и вовсе, как утверждают
некоторые политологи, запустил процесс «национализации
элиты», та надеялась пересидеть посткрымские санкции и вер-
нуться к прежнему комфортному образу жизни и продолжить
личное обогащение.
Здесь уместно отметить, что наши элиты не так просты и
очень упрямы. Их отдельные представители по сей день выстраи-
вают стратегию развития страны с прицелом на широкие связи с
западными финансами и рынком. Их влияние на высшее руковод-
ство страны трудно переоценить. Обратимся к цифрам. Более по-
ловины дохода России достает-
ся десяти процентам самых со-
стоятельных ее граждан. При
этом ничтожный один процент
толстосумов контролирует чет-
верть всего богатства страны. С
точки зрения социального нера-
венства и несправедливого рас-
пределения материальных благ
это худший показатель в мире.
Ситуация усугубляется тем, что
эти десять процентов самых бо-
гатых граждан России платят в
казну только пять – восемь про-
центов общих налогов.
По данным на конец мая,
Россия держала в американских
госбумагах 108,7 миллиарда
долларов. С конца октября про-
шлого года этот портфель увеличился на 34,1 миллиарда долла-
ров или на 46 процентов. Общая сумма для России более чем
значима – в госдолг США закачано почти 27 процентов наших
золотовалютных резервов. Налицо укрепление финансовой си-
стемы врага вопреки здравому смыслу, по сути – прямое пре-
дательство интересов государства. В свете последних событий в
двусторонних отношениях возврат наших денег под большим
вопросом. Прецедент был. В США заморожены иранские активы
на 55 миллиардов долларов. Для Исламской Республики это
баснословная сумма, на которую Тегеран, безусловно, рассчи-
тывал, но так ничего и не получил, даже процентов на вложен-
ный капитал.
Деньги иранцев «пилят» американские суды вплоть до Вер-
ховного под предлогом выплаты компенсаций за теракты, кото-
рые, к слову, имели место даже не на территории Ирана, а в Лива-
не и Палестине. Этот урок ничему не научил наших распорядите-
лей бюджета? И не пора ли забыть легенду о надежности заоке-
анских банков?Видимо, глубоко вросли в американскуювалютную
систему и Набиулина, и Греф, не говоря уже о теневом министре
финансов Кудрине. Ведь без их ведома проведение такого рода
операций с ЗВР просто невозможно.
Следует помнить и о деньгах, выведенных нашими олигарха-
ми в офшоры. Там находится от 700 миллиардов до одного трил-
лиона долларов – несколько годовых бюджетов страны. Безу-
словно, офшорные схемы были бы невозможны в таких масшта-
бах, если бы их не прикрывали сверху.
Но вернемся к закону о санкциях. Если он нацелен на рос-
сийские элиты, возникает резонный вопрос: каким образом они
собираются адаптироваться к новым условиям или противосто-
ять им?
При долгосрочной перспективе непрерывных атак на отече-
ственную экономику, персонифицированном давлении это реше-
ние для многих будет не из легких.
Здесь, на наш взгляд, имеются два варианта. Всемерно иско-
ренять воровство в верхах, дабы не давать повода. Выстраивать
эффективную экономическую и социальную политику, чтобы на-
править энергию и творчество российских элит на решение бли-
жайших и перспективных задач во благо России, а не Запада.
Но как вменить самоотдачу, готовность к самопожертвова-
нию и волю к приумножению индустриальной мощи государства
владельцу офшорных капиталов? Способна ли элита, сформиро-
вавшаяся в 90-е, к новой парадигме существования? Это, на наш
взгляд, главный вопрос сегодняшней России.
«
Национализация
политических
и экономических
элит – это обращение
их к такому
состоянию,
когда реальные
и обязывающие связи
со своей страной
многократно сильнее
внешних
»
Новый Веник
по-старому метет
Финита ля элита
Случайная
власть
Пониманию роли первого лица России
нам надо учиться у врагов
На одном из заседаний
политбюро ЦК партии
Сталин спросил: «Знаете
ли вы, товарищи, почему
погибла Римская империя?».
И не дожидаясь ответа, сказал:
«Потому, что ею стали править
случайные люди».
Как бы гениально
и долго ни руководил
глава государства,
но если он ошибся
в преемнике или не успел
его подготовить, значит,
не до конца исполнил
державные обязанности
Директор Центра анализа геополитики,
войн и военной истории
Анатолий ИВАНЬКО
Коллаж Андрея СЕДЫХ
02
АКЦЕНТ
ГЕОПОЛИТИКА
№ 35 (699) 13–19 сентября 2017 года
УРОКИ
Наталья МЕССОЙЛИДИ
Двойка машин идентифицировала пассажирский са-
молет, который к тому моменту уже восстановил радио-
связь и осуществил положенную регистрацию. Граждан-
ский борт сопроводили до границы воздушного про-
странства Венгрии, и он покинул страну. Так инцидент
описывает агентство MTI на основе информации Мини-
стерства обороны Венгрии.
В сообщении, как заметило другое издание, фигурирова-
ли два истребителя. Реальность же такова, что смог взлететь
только один самолет, который и сопровождал нарушителя
воздушного пространства. Другой из-за технической неис-
правности остался на взлетной полосе. Хотя военные экспер-
ты подтвердили, что в случае вторжения в воздушное про-
странство операция по выпроваживанию нарушителя долж-
на проводиться двумя вооруженными истребителями, по-
скольку речь идет о потенциально конфликтной ситуации.
За последние годы уже не в первый раз возникают
проблемы с техническим состоянием венгерского парка
«Грипенов». Тем не менее, по информации Минобороны,
«машины службы быстрого реагирования пригодны к экс-
плуатации и, как любой может узнать из сообщений для
печати за минувшие периоды, все тревоги, опознания, за-
держания или сопровождение до воздушной границы
были успешно проведены». Таким образом, ведомство ра-
портует о своей способности решать задачи, связанные с
патрулированием, охраной и защитой воздушного про-
странства страны. Однако венгерскую общественность
обеспокоил сам факт наличия неточностей в информации
об инциденте: ведь Министерство национальной обороны
доложило об успешном осуществлении операции именно
парой машин. «Сколько же таких умолчаний было «бра-
вурно подано» не только общественному мнению, но и
НАТО?» – интересуются дотошные журналисты. И то, что
Минобороны соврало в одном конкретном случае, никак
не отменяет «этическую небезупречность» его действий. И
все же дела с информированием общественности о работе
оборонного ведомства в Венгрии вовсе не так уж плохи –
ведь откуда-то журналисты узнали о том, что «Грипен»
был-таки один.
ВВЕРХ ДНОМ
ВЕНГЕРСКИЙ БОЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ
НЕ СМОГ ВЗЛЕТЕТЬ НА ПЕРЕХВАТ
ПТИЧИЙ «ГРИПЕН»
В один из последних дней лета пассажирский
«Боинг», летевший со стороны Австрии,
войдя в воздушное пространство Венгрии,
не установил радиосвязь с местной
«воздушной администрацией». В службе
быстрого реагирования кечкеметской базы
подняли по тревоге истребители «Грипен».
Nationstates.net