Александр
ХРАМЧИХИН,
заместитель
директора
Института
политического
и военного анализа
Принципиальное отличие ИГ от остальных радикальных
исламских группировок в том, что его основатели строили не
сетевую террористическую структуру, а полноценное государ-
ство с постоянно контролируемой территорией и всеми по-
ложенными стране институтами. Кроме иракских исламистов,
аналогичный опыт имелся лишь у движения «Талибан» в Аф-
ганистане в 90-е – начале 2000-х. Но талибы все же были ор-
ганизацией до определенной степени местечковой, почти
чисто пуштунской, что резко ограничивало их возможности
экспансии (даже весь Афганистан им взять под контроль не
удалось). «Исламский халифат» претендовал на контроль сна-
чала над всеми единоверцами, а затем и над миром вообще.
Изначально вооруженную основу ИГ составляли ирак-
ские и сирийские отряды, ранее относившиеся к «Аль-
Каиде», затем потянулись суннитские радикалы отовсюду.
Военную организацию строили офицеры-сунниты ВСИрака
времен Саддама Хусейна, ставшие из-за американской по-
литики дебаасизации Ирака безработными изгоями и поже-
лавшие отомстить. Основную внешнюю помощь оказывали
Турция и Катар, через них же шла внешняя торговля (в пер-
вую очередь нефтью и историческими ценностями).
Роль других аравийских монархий, а также США и, как
это ни удивительно, Израиля в становлении ИГ менее оче-
видна, но, судя по всему, совсем не нулевая. Спонсорская
помощь, внешняя торговля, захват значительных денежных
средств в иракском Мосуле, ограбление местного населения
(включая прямую работорговлю) обеспечивали халифатчи-
кам стабильное финансовое положение, позволяя платить
боевикам хорошую зарплату и перекупать их целыми отря-
дами у «Аль-Каиды» и «Талибана», что привело к смертель-
ной вражде с этими структурами при полном отсутствии
каких-либо идеологических противоречий с ними. Кроме
того, на верность ИГ присягнул ряд радикальных суннит-
ских группировок от Филиппин до Нигерии.
Боевая техника, захваченная у ВС Ирака и Сирии, по-
зволила создать полноценную армию, в которой имелось
не менее 150 танков, до 50 БМП, более 100 БТР и броне-
автомобилей, до 20 САУ и РСЗО, около 100 буксируемых
орудий, не менее 80 средств ПВО, в том числе до 10
ПЗРК. Часть наиболее старой бронетехники использова-
лась как шахид-мобили: машины нагружались тоннами
взрывчатки и смертники таранили объекты противника,
что давало сильный как военный, так и психологический
эффект. Саддамовские офицеры обеспечивали весьма эф-
фективное управление ВС «Исламского государства».
Начавшаяся в августе 2014 года операция «Непоколеби-
мая решимость» армии США, других стран НАТО и ряда
арабских государств носила откровенно имитационный ха-
рактер, совершенно не мешая джихадистам расширять тер-
ритории. Целью операции, как сейчас совершенно очевид-
но, была в первую очередь именно имитация, во вторую –
недопущение захвата исламистами Багдада (в 2014 году такое
развитие событий представлялось реальным) и их проник-
новение на территорию монархий Залива. Реальную борьбу
против исламистов в то время вели лишь курды и шиитские
формирования, поддерживаемые Ираном. Изнемогавшая в
боях на множестве фронтов сирийская армия и почти недее-
способная иракская держали оборону.
Ситуация принципиально изменилась после вступле-
ния в войну России. Она не только переломила ход бое-
вых действий в Сирии, но и постепенно сделала невоз-
можным для других стран имитировать войну с ИГ в
плане политическом.
США после появления российских ВКС над полями боев
в Сирии начали в Ираке всерьез помогать армии этой страны
не только в оборонительных, но и в наступательных действи-
ях, Вашингтон даже перестал стесняться фактического союза с
Ираном. Апофеозом иракской стадии войны стало покорение
Мосула. Его планировалось взять, как это ни комично про-
Василий МИКРЮКОВ,
доктор педагогических наук,
действительный член АВН РФ
Олег ФАЛИЧЕВ,
обозреватель «ВПК»
Оно появилось после Великой
Отечественной, когда стало ясно, что
суровые уроки войны требуют не
только глубокого изучения, но и на-
учного обобщения, систематизации.
Наиболее достоверно и грамотно это
могли сделать военачальники, про-
шедшие горнило боев.
ЖУКОВА НЕ УДОСТОИЛИ
В целях использования знаний и
опыта тех из них, кто завершил службу
по возрасту или болезни на высших
должностях в Министерстве обороны,
было создано особое подразделение,
которым руководил лично глава ве-
домства. Назвали его Группа генераль-
ных инспекторов, а в обиходе вскоре
стали именовать «Райской группой».
Группа генеральных инспекторов
Минобороны СССР была учреждена
Постановлением Совета министров
СССР от 30 января 1958 года № 149-
63, в котором говорилось: «В целях ис-
пользования в Вооруженных Силах на-
копленных знаний и опыта маршалов,
адмиралов, генералов армии, генерал-
полковников и некоторых генерал-
лейтенантов и вице-адмиралов, достиг-
ших такого возраста, когда они по со-
стоянию здоровья и перспективам их
дальнейшего использовании не могут
продолжать работу с полной нагрузкой,
учредить Группу генеральных инспекто-
ров Министерства обороны СССР».
Вприказеминистра обороныСССР
№ 037 от 12 февраля 1958 года уточ-
нялось, что Группа генеральных ин-
спекторов МОСССР является органи-
зацией, выполняющей периодические
задания по отдельным важным вопро-
сам боевой и оперативной подготовки
войск, строительства и дальнейшего
развития ВС, теории и истории воен-
ного искусства и военной техники.
Всоставе группыучреждались долж-
ности генеральных инспекторов (Мар-
шалы Советского Союза, главные мар-
шалы и Адмиралы флота Советского
Союза), военных инспекторов-совет
ников (маршалы родов войск, генералы
армии и некоторые адмиралы) и военных
консультантов (адмиралы, генерал-пол
ковники, генерал-лейтенанты и вице-
адмиралы). Основные задачи:
– периодические выезды в войска
на маневры, командно-штабные и вой-
сковые учения для изучения и провер-
ки отдельных важнейших вопросов по
заданиям министра обороны;
– изучение и разработка важнейших
вопросов по строительству и дальней-
шему развитию Вооруженных Сил;
– разработка отдельных вопросов
теории военного искусства;
– подготовка заключенийпо военно-
теоретическим, военно-техническим и
военно-историческим трудам, а также
отдельным предложениям, связанным с
решением военно-теоретических и
военно-технических проблем;
– чтение лекций в военных акаде-
миях;
– участие в военно-научнойинаучно-
исследовательской работе, а также вы-
полнение других ответственных поруче-
ний по заданиям министра обороны и
начальника Генерального штаба.
Выполнение этих задач не должно
было подменять работы Главной ин-
спекции и других органов Министер-
ства обороны.
В 1958 году в Группу генеральных
инспекторов назначены Маршал Со-
ветского Союза А. Еременко, Адмирал
флота Советского Союза И. Исаков,
Главный маршал артиллерии Н. Во-
ронов, Маршал войск связи И. Пере-
сыпкин, генералы армии А. Горбатов,
С. Поплавский, И. Тюленев, А. Хру-
лев, адмиралы П. Абанькин, Н. Ба-
систый, Г. Левченко, адмирал-
инженер А. Берг, генерал-полковники
В. Белокосков, И. Болдин, И. Сусай-
ков, П. Чечулин, М. Шалин, М. Ша-
рохин, М. Шумилов, генерал-
лейтенанты А. Пронин, М. Пронин.
Но уже через два года распоряже-
нием председателя Совета министров
СССР Н. Хрущева от 20 июля 1960
года в Группу генеральных инспекто-
ров стали зачислять только со звания
генерала армии и лишь в отдельных
случаях «за особые заслуги» – генерал-
полковников. Интересно, что из
живших в то время великих полко-
водцев – героев Великой Отече-
ственной, вышедших на пенсию, в
группу не был зачислен Маршал
Советского Союза Георгий Жуков,
находившийся в опале. К сожалению,
политическая целесообразность для
руководства страны того времени ока-
залась важнее, нежели громадный бое-
вой опыт маршала Победы.
ГЕНЕРАЛЬСКИЙ СЕКВЕСТР
В начале 80-х годов в группе не
стало военных консультантов.
Остались две должности: гене-
ральный инспектор (Маршал
Советского Союза, Адмирал
флота СоветскогоСоюза, глав-
ный маршал рода войск) и
инспектор-советник (генерал
армии, маршал рода войск).
Управление располагалось
в комплексе зданий Министер-
ства обороны на Фрунзенской
набережной на 5 и 6-м этажах.
За каждым генеральным ин-
спектором закреплялись рефе-
рент и помощник-адъютант.
Генеральные инспектора про-
должали служить, ездили в
войска, велидепутатскую, воен
но-научную работу, писали
книги по военному делу и ме-
муары. В разные годы в группу входило
от 30 до 40 бывших военачальников,
почти все Маршалы Советского Союза,
маршалы родов войск СССР и генералы
армии, жившие в то время и уволенные с
высоких постов по возрасту.
В 1988 году министром обороны
СССР Дмитрием Язовым Группа гене-
ральных инспекторов была сокращена
вдвое – из нее были уволены все генерал-
полковники. После распада Советского
Союза наступили еще более тяжелые
времена. Управление было упразднено
указом президента России Бориса Ель-
цина № 13 от 11 января 1992 года, в
отставку отправили 53 человека – глав-
ных маршалов родов войск и маршалов
родов войск, генералов армии, адмира-
лов флота, генерал-полковников, адми-
ралов. Правовой основой ликвидации
Группы генеральных инспекторов стало
установление президентом Российской
Федерации предельного срока службы
для генерал-полковников и генералов
армии – 60 лет.
Старшим группы на момент ее
ликвидации являлся 81-летний Мар-
шал Советского Союза, бывший ми-
нистр обороны СССР С. Соколов.
При этом некоторые генеральные
инспектора – Маршалы Советского
Союза С. Соколов, В. Куликов,
Н. Огарков, В. Петров после ее лик-
видации тем же указом Ельцина не
были уволены с военной службы, а
переведены на должности советников
Главного командования Объединен-
ных вооруженных сил СНГ.
РЕИНКАРНАЦИЯ ИНСПЕКТОРОВ
Но новые вызовы времени, воз-
никший после упразднения группы
некоторый вакуум в осмыслении
новых направлений вооруженной
борьбы, обобщении опыта локальных
войн и конфликтов не могли суще-
ствовать бесконечно. И 28 апреля
2008 года министр обороны Россий-
ской Федерации подписал Директиву
№Д-31 о создании Службы генераль-
ных инспекторов. 26 июня 2008-го
был издан приказ МО РФ № 345 «О
Службе генеральных инспекторов
Министерства обороны».
30 декабря 2008 года в Культурном
центре Вооруженных Сил РФ были вру-
чены первые удостоверения генераль-
ных инспекторов. Первоначально в
Службу генеральных инспекторов
вошли Маршал Советского Союза
С. Соколов, Маршал Советского
Союза Д. Язов, генералы армии
А. Бетехтин, Ф. Бобков, М. Гареев,
Н. Грачев, В. Ермаков, И. Ефре-
мов, адмирал флота И. Капи-
танец, генералы армии К. Ко-
четов, В. Лобов, адмирал
флота К. Макаров, маршал
артиллерии В. Михалкин, ге-
нералы армии М. Моисеев,
С. Постников, В. Прудников,
маршал авиации И. Пстыго,
генерал армии В. Самсонов,
адмирал флота А. Сорокин,
генерал-полковник И. Фу-
женко, адмирал флота В. Чер-
навин, генералыармииВ.Шу-
ралев, Ю. Яшин, Ю. Якубов.
В 2011 году Служба ге-
неральных
инспекторов
была переименована в
Управление генеральных инспекто-
ров. Основной его задачей стало «со-
действие организации боевой и опе-
ративной подготовки войск, строи-
тельству и дальнейшему развитию
Вооруженных Сил Российской Феде-
рации, развитию теории и истории
военного искусства, воспитанию лич-
ного состава». Сегодня управление
располагается в старом здании Гене-
рального штаба МО РФ на Знаменке.
В состав входят бывшие высшие вое-
начальники, находящиеся в отставке:
главкомы видов ВС и родов войск,
командующие военными округами и
флотами, некоторые бывшие началь-
ники главных и центральных управ-
лений Министерства обороны.
Не случайно Сергей Шойгу, толь-
ко приступив к работе на новом
посту, сразу обратился к опыту и зна-
ниям ветеранов-военачальников. В
начале 2013-го он лично встретился с
генеральными инспекторами Управ-
ления генеральных инспекторов, по-
советовался с ними и поделился пла-
нами дальнейшего развития Воору-
женных Сил, ликвидации и исправле-
ния последствий сердюковщины.
В 2017 году разработаны малая
эмблема и знаки различия по принад-
лежности к Управлению генеральных
инспекторов МО РФ. По состоянию
на 1 октября 2017 года в состав
Управления генеральных инспекто-
ров Министерства обороны Россий-
ской Федерации входили 28 человек.
НАШ ОТВЕТ СЕТЕЦЕНТРИЗМУ
В вопросах обеспечения националь-
ной безопасности, управления нацио-
нальной обороной и оборонного стро-
ительства важную роль играет страте-
гическое и технологическое прогнози-
рование. Генеральные инспектора
досконально знают все проблемы ком-
плектования войск, определения по-
требного состава Вооруженных Сил и
мобилизационных ресурсов, управле-
ния войсками и тылового обеспечения
войск, оснащения армии и флота воо-
ружением, военной и специальной тех-
никой. При этом важно, что они и зна-
комы с проблемами, и способны под-
сказать пути их решения.
В вопросах боевой и оперативной
подготовки войск, строительства и
реформирования Вооруженных Сил
нет более опытных экспертов, чем
бывшие военачальники, занимавшие
самые высокие должности. Важная
роль генеральных инспекторов за-
ключается в разработке и продвиже-
нии собственных форм и способов
применения группировок войск не
по западному, а по отечественному
образцу. В настоящее время в созна-
ние военно-политического руковод-
ства России активно внедряется идея,
что будущие войны будут, как прави-
ло, сетецентрическими и бесконтакт-
ными. В основе концепции лежит
отказ от применения больших груп-
пировок войск в пользу главным об-
разом высокоточного оружия и ин-
формационного
противоборства.
Однако анализ боевых действий, ко-
торые вели США в течение послед-
них 20 лет, показывает, что доктрина
хороша в конфликтах малой и сред-
ней интенсивности, причем против
заведомо слабого противника, не
имеющего на вооружении современ-
ных средств разведки, поражения, ав-
томатизации управления и связи.
Поэтому сетецентризм нельзя рас-
сматривать как панацею решения
проблем в Вооруженных Силах Рос-
сии. И если возобладают навязанные
США теории, ВС РФ станут гото-
виться к войне, в которой не будет
шансов на победу. Поэтому генераль-
ными инспекторами предлагается в
качестве «асимметричного ответа»
готовить контактную войну с приме-
нением всего имеющегося в стране
вооружения и военной техники.
Существенна роль генеральных
инспекторов и в свете ожесточенного
военно-исторического противобор-
ства, касающегося Второй мировой.
Зачастую Великая Отечественная
война советского народа, который
освободил Европу от коричневой
чумы, трактуется некоторыми запад-
ными и, увы, нашими историками и
политиками как захватническая война
Сталина, стремившегося распростра-
нить коммунизм на весь мир.
Этих и подобных им измышле-
ний, появившихся за последние годы,
не счесть. И кто как не действующие
генеральные инспектора, являющие-
ся ветеранами Великой Отечествен-
ной войны, способны донести исто-
рическую правду до людей.
К мнению генеральных инспекто-
ров следует прислушиваться и при
подборе кандидатов на высшие долж-
ности в самом оборонном ведомстве.
Невнимание к мнению ветеранов-
военачальников приводит к тому, что
даже к руководству Вооруженными
Силами могут быть допущены диле-
танты, которые наносят огромный
вред. В частности, были ликвидирова-
ны несколько основных военных ака-
демий и вузов, в семь раз уменьшено
количество преподавателей. Офицер-
ский состав Минобороны стали обу-
чать по трехуровневой болонской си-
стеме, что повлекло за собой резкое
снижение качества подготовки офице-
ров. Отголоски этих «реформ» ощути-
мы до сих пор.
№ 41 (705) 25–31 октября 2017 года
06
АРМИЯ
ПРОФЕССИЯ
ТЕРРОРИСТЫ ОКАЗАЛИСЬ
НЕ ГОТОВЫ ГИБНУТЬ ЗА ИДЕЮ
Запрещенное в России «Исламское
государство» возникло в начале 2014 года
в Ираке, где подразделения джихадистов,
отстраивая «новый халифат», нанесли
сокрушительное поражение нескольким
дивизиям армии Багдада. ИГ захватило
значительные территории на севере, в центре
и на западе Ирака, а затем на востоке
и в центре Сирии.
pp.vk.me
РЕАЛИИ
РАДИКАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ
Мелочные счеты
для руководства страны
оказались важнее, нежели
громадный боевой опыт
маршала Победы
МАРШАЛЬСКИЙ
АККОРД
ПЛОХ ТОТ СОЛДАТ, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ
ДОСЛУЖИТЬСЯ ДО ИНСПЕКТОРА
Без малого 60 лет в структуре МО РФ существует управление,
которое решает важные задачи укрепления обороны,
стратегического планирования и анализа самых различных,
в том числе конфликтных ситуаций на границах страны,
обобщения и изучения передового опыта боевой подготовки,
локальных конфликтов.
patriot-expo.ru
БУДУЩИЙ СОСТАВ ИНСПЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ
У ПАМЯТНИКА ИВАНУ КОНЕВУ