Газета «Военно-промышленный курьер». №43 (707) 8-14 ноября 2017 года - page 3

реклама
После Второй мировой Советский Союз
сократил армию и занялся восстановлением
разрушенной страны. А США, единственный
на тот момент обладатель ядерного оружия,
начали готовить новую войну против СССР.
Были спланированы уничтожающие удары
по нашим городам-миллионникам, важней-
шим промышленным предприятиям и объ-
ектам жизнеобеспечения. Остановило эти
безумные планы создание ядерного оружия
Советским Союзом. Но США сразу нашли
новый вариант, сколотив 4 апреля 1949 года
блок НАТО под своим руководством вначале
из 9 стран, затем из 16, а после разрушения
СССР довели число членов альянса до 29 во-
преки логике, ведь главный повод – идеоло-
гический – пропал.
В отсутствие государства-антагониста
СоединенныеШтатывроде бызанялись парт-
нерством ради мира (ПРМ). В действитель-
ности это был подготовительный класс для
будущих членов НАТО из Восточной Европы
и бывших республик Советского Союза.
Альянс подтащили к границам России.
Далее США с целью свержения неу-
годных режимов разрушили ряд ближне-
восточных стран, раскололи мусульман-
ский мир и не только взрастили терроризм
в невиданных масштабах, но и вызвали
многомиллионную миграцию. А сами
спрятались на своем большом острове за
спину Европы, для которой это стало пла-
той за блоковую солидарность и хорошим
уроком за отсутствие самостоятельности.
Между тем наша страна, которую почти
похоронили, начала восстанавливаться и
вести себя как великая держава. Видя угро-
зу для себя в этом, США преподнесли ее
другим как необходимость наказания Рос-
сии за отказ от «общечеловеческих» цен-
ностей, нарушение прав человека, отсут-
ствие демократии и т. п.
В настоящее время западная идеология
деградирует. Обществу навязываются цен-
ности откровенно античеловеческие, про-
тиворечащие естеству, религиям, традици-
ям. С демократией там тоже нелады, народ
отделен от власти, мнение населения в рас-
чет не принимается. А
применительно к стра-
нам «незападного ми-
ра» демократией на-
зывается тот режим,
который устраивает
Соединенные Штаты.
Главная опасность в
том, что Вашингтон
навязывает свою мо-
дель, часто военной
силой, государствам,
в отличие от США
имеющим тысячелет-
ние историю, культу-
ру, религию.
Трудно понять,
чем отличается нацистская «высшая раса»
от американской исключительности. Даже
Гитлер вел себя скромнее, не позволяя вы-
ражений, используемых президентами
США. Обама с трибуны ООН в присутствии
представителей более двухсот государств
спокойно говорил об исключительности
американцев. Все различие, как выясняет-
ся, лишь в способе лишения «неправиль-
ных» людей жизни – Гитлер дошел до га-
зовых камер, его американские последо-
ватели готовы удовлетвориться бомбар-
дировками.
Может, кто-то думает, чтоШтаты поща-
дят нас, если опередят с созданием какого-
то нового оружия массового уничтожения?
Не надейтесь. В 1967 году министр оборо-
ны США Роберт Макнамара ввел в военно-
политический лексикон термин «потенциал
гарантированного уничтожения», тесно
увязав его с неприемлемым ущербом. Те-
перь штабы занимаются этой людоедской
арифметикой, формулируют выводы, что
приемлемо в ядерной войне, а что нет.
Удерживает США и спасает весь мир
от катастрофы лишь ядерный щит России.
Это понимают во многих странах. В таких
условиях только ядерное оружие создает
чувство защищенности. Это соображение
для некоторых стран стало даже более
важным, чем риск глобальной катастро-
фы. И можно понять действия Ирана и
КНДР, народ которой, по образному выра-
жению Владимира Путина, «готов есть
траву», лишь бы США не привезли ему на
авианосцах и бомбардировщиках свою де-
мократию.
За XX век и начало XXI Штаты развязали
около 50 войн. Но кто и сколько раз нападал
на США? Никто, ни разу. Империя зла – США.
Им никто не угрожает, но их военный бюджет
больше, чем у восьми государств, которые по
уровню расходов на оборону идут следом,
вместе взятых, включая Россию и Китай.
На Земле не осталось ни одного места,
которое не являлось бы жизненно важ-
ным, по американским понятиям, и для
США это повод для развязывания беско-
нечных войн. Так что
не надо строить из
себя голубя мира и
изображать, как го-
ворил мой наставник
Виталий Иванович
Чуркин, мать Терезу.
Нормализация от-
ношений с Россией и
другими
странами
возможна, но для
этого необходимо:
– в первую оче-
редь выбросить из
головымысль о своей
исключительности;
– не ставить
американское право и понятия выше
международных норм, признанных ООН;
– прекратить дурить народ своей демо-
кратией, пик моды на нее давно прошел, и
это понимают все, кроме американцев;
– перестать накачивать Европу ору-
жием и тащить его к нашим границам.
США в настоящее время – главный по-
тенциальный враг России. Может, со мной
не все согласятся. Но опыт человека, 53
года прослужившего в различных силовых
структурах и плотно работавшего с НАТО,
чего-то стоит.
«
США спрятались
на своем большом острове
за спину Европы,
для которой иммиграция
стала платой
за блоковую солидарность
и уроком за отсутствие
самостоятельности
»
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
РАЗВИТИЕ НАШИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
С США НЕ ВОЗЬМЕТСЯ ПРЕДСКАЗАТЬ НИКТО
ДИПЛОМАТИЯ ПО ПОНЯТИЯМ
Генерал-полковник,
советник директора
Росгвардии
Леонтий ШЕВЦОВ
Последние лет сто
Соединенные Штаты
считают Советский Союз,
Россию своим противником
и даже врагом. Сейчас
это звучит в выступлениях
их руководства, членов сената
и конгресса. И мы должны
относиться к США как к врагу.
Евгений
САТАНОВСКИЙ,
президент
Института
Ближнего Востока
Настоящая статья, описывающая ситуацию в Сахеле,
Судане и Восточной Африке, опирается на материалы
эксперта ИБВ А. А. Быстрова.
СВОЕВРЕМЕННО БИТЫЙ СПЕЦНАЗ
Власти Нигера обратились к США с просьбой исполь-
зовать ударные беспилотники для борьбы с боевиками,
действующими на границе этого африканского государ-
ства с Мали. По данным NBC, еще до нападения на аме-
риканский спецназ в Нигере 10 октября США начали
изучать возможность использования там ударных БЛА.
Атака произошла в 200 километрах к северу от Ниамея,
столицы страны. Погибли четверо бойцов американского
спецназа, двое получили ранения.
Вашингтон долго рассматривал Сахель как второсте-
пенное направление борьбы с терроризмом и наркотра-
фиком, считая, что это зона ответственности Парижа.
Благо, миграция и наркотрафик там нацелены на Европу
и в очень малой степени на США.
Президент Д. Трамп в начале правления указал на
приоритетные направления действий: Афганистан, Ирак,
Сирия и Йемен. После инцидента в Нигере министр обо-
роны США Дж. Мэттис выступил с заявлением в отноше-
нии Сахеля. Эксперты связывают это с тем, что в октябре
исполнилось 10 лет образования Африканского командо-
вания США (AFRICOM), усилия которого были сосредо-
точены на борьбе с исламистами «Аш-Шабаб» в Сомали.
Белый дом урезает бюджеты прямой военной помощи
иностранным государствам и пересматривать эту полити-
ку не намерен. При этом Трамп провел закон о наращива-
нии военной составляющей США за границей без рассмот­
рения в конгрессе. Балансирование между сокращением
расходов на «второстепенных направлениях» и стремлени-
ем Пентагона нарастить там присутствие вступает в про-
тиворечие, характерное для Америки. Инцидент со спец-
назовцами США в Нигере подоспел вовремя. На кону
финансирование AFRICOM и возможный отказ конгрес-
са в просьбах Пентагона по наращиванию сил в Сахеле.
Штабные структуры AFRICOM дислоцируются в ФРГ
по просьбе Парижа – из-за недовольства руководителей
африканских стран перспективой размещения на своей
территории баз США. Но
франко-американская «хо-
лодная война» закончилась.
Париж не может сдержать
исламскую угрозу в зоне
ЭКОВАС (Экономическое
сообщество западноафри-
канских государств) и Сахе-
ле. Он готов нарушить табу
на присутствие силовиков
США в сфере своих интере-
сов в Африке. Министр обо-
роны Франции в ходе визита
в Вашингтон просил увели-
чить поддержку формируе-
мому совместному воинско-
му контингенту стран региона (Мали, Нигер, Чад,
Буркина-Фасо, Мавритания). Пока Трамп согласился вы-
делить на это 60 миллионов долларов. Скорее всего будет
незначительно наращиваться группировка БЛА в регио-
не, поскольку французы испытывают дефицит техники.
Характерно изменение позиции руководства Нигера в
отношении БЛА: ранее Ниамей не разрешал использовать
на своей территории ударные дроны, позволяя задейство-
вать лишь разведывательные. Выбор американцами Ни-
гера обусловлен наличием в стране большого количества
урановых месторождений, которые до сих пор находились
под монопольным контролем французских компаний.
Причем США согласились на размещение ударных дро-
нов в Нигере только при условии, что их база будет рас-
полагаться не в Ниамее, а в Агадесе, на 1130 километров
севернее столицы. Они стараются решить две задачи: уси-
лить присутствие в Нигере, одновременно поставив под
контроль значительную часть Ливии.
Все это означает, что Вашингтону не удалось догово-
риться с Алжиром о размещении на его территории баз
БЛА и использовании воздушного пространства для про-
лета своих беспилотников в зону Сахеля и южнее. Пере-
говоры об этом шли два года, США стимулировали
Алжир на положительное решение этого вопроса путем
активизации ВТС, но безрезультатно. «Алжирский кори-
дор» действует по северу и центральным районам Ливии.
Юг этой страны теперь будет контролироваться за счет
крыла дронов в Агадесе, радиус действия которых покры-
вает всю ее территорию. Последнее значит, что Пентагон
начинает более активно участвовать в ливийском кон-
фликте.
База дронов в Агадесе начнет действовать в середине
или в конце 2018 года. Пока смета строительства превы-
шает 100 миллионов долларов, но, по оценке экспертов,
значительно вырастет. Выбора у Парижа нет. Первое бое-
вое крещение военного контингента стран африканской
«пятерки», которое прошло в треугольнике границ Мали,
Нигера и Буркина-Фасо под командованием французских
военных, провалилось. Пропагандистский итог операции,
приуроченной к визиту в регион президента Э. Макрона,
оказался минимальным.
СУДАН НЕ ПО КЛИНТОН
Постоянный представитель США при ООН Никки
Хейли была эвакуирована из лагеря беженцев в столице
Южного Судана – Джубе, где во время ее визита начались
беспорядки. Об этом сообщил телеканал MSNBC. Ди-
пломат покинула лагерь, но продолжила визит. Произо-
шедшие там события – закамуфлированный ответ Джубы
на предупреждения Вашингтона. Визит Хейли в Южный
Судан носил характер «последнего предупреждения», вы-
раженного в жесткой форме. Вашингтон взял курс на
принуждение президента Южного Судана Салвы Киира к
инкорпорации оппозиции во властные структуры и фор-
мированию единого правительства для подготовки всеоб-
щих выборов.
Кризис в отношениях США и Южного Судана на-
чался после избрания американским президентом До-
нальда Трампа. 6 сентября Департамент по контролю
международных счетов (OFAC) США выдал предписа-
ние о замораживании средств функционеров пропрези-
дентской партии – Суданского народно-освободительного
движения (СНОД), включая президента Киира, что вы-
звало жесткий ответ со стороны МИДа страны. До этого
в мае Киир отказал в приеме спецпредставителю США
по суданскому урегулированию. Упорство президента
объясняется просто – он не желает делиться властью с
оппозицией, которая состоит в основном из представи-
телей племенного союза нуэр. И в этом поддерживается
президентом Уганды Й. Мусевени, которого волнуют не
нуэр, а усиление его главных региональных конкурентов:
Эфиопии и Кении.
Основная причина американо-южносуданского кри-
зиса в том, что Киир представляет собой личный проект
экс-госсекретаря США Х. Клинтон и ее афро-
американского окружения в Госдепартаменте США. В
требованиях США к Хартуму о гарантиях Южному Суда-
ну по предоставлению независимости было много расиз-
ма и мало прогнозирования. Американцы делали все,
чтобы обособить «черный» Южный Судан и противопо-
ставить его «арабскому» Судану. В ответ руководство Су-
данского народно-освободительного движения делилось
с кураторами в Госдепартаменте США имевшимися в его
распоряжении средствами. Фигура Клинтон как главного
конкурента Трампа стала причиной зачистки африкан-
ского лобби в Госдепартаменте США и трансформации
политики США на континенте. Клинтон не любила Хар-
тум, а сейчас с него снимают санкции. Она поддерживала
Киира, а Трамп против него.
ИРАНО-АФРИКАНСКИЙ РОГ
Иран активизирует усилия по распространению влия-
ния в регионе Африканского Рога и Восточной Африки,
конкурируя с Египтом, ОАЭ и КСА. Это не первая по-
пытка Тегерана закрепиться в регионе. Более всего он
продвинулся в этом в ходе установления стратегических
отношений с Хартумом в пе-
риод блокады того КСА на
фоне американских эконо-
мических санкций. Укрепле-
ние отношений шло в воен-
ной сфере – Исламская Ре-
спублика поставляла в Судан
авиабомбы, наладила там их
сборочное
производство,
иранские боевые корабли ре-
гулярно заходили с техниче-
скими и «дружескими» визи-
тами в Порт-Судан. На эко-
номическую экспансию Те-
герана не хватило.
Не исключено, что иран-
ские спецслужбы предупреждали о рисках этого, подо-
зревая, что Хартум разыгрывает комбинацию по подго-
товке условий для сближения с Эр-Риядом. После раз-
рыва с Суданом Иран остался без плацдарма в Восточ-
ной Африке на фоне усиления борьбы между блоками
ОАЭ – АРЕ и Катар – Турция. Плюс КСА, разыгрываю-
щее свою партию. В этой связи иранцы сделали ставку на
Эфиопию. Ее руководители настороженно относятся к
Эр-Рияду после событий двухгодичной давности, когда
власти депортировали из страны десятки саудовских
проповедников по обвинению в разжигании межконфес-
сиональной розни.
Это толкало Эфиопию на усиление контактов со всеми
антисаудовскими игроками для создания регионального
противовеса. После 29-го саммита Африканского союза
(АС) 4 июля глава Департамента Ближнего Востока и Аф-
рики иранского МИДа Хусейн Амир-Абдолахиан стал на-
лаживать и поддерживать рабочие контакты с эфиопскими
партнерами – министрами иностранных дел Воркехеном
Гебейеха, сельского хозяйства Декадом Абраха и торговли
Бекеле Боладо. Первые шаги по усилению кооперации с
Эфиопией Иран начал в 1984 году, но явной эта тенденция
стала после визита в Аддис-Абебу министра иностранных
дел Али Акбара Салехи в 2012-м, по итогам которого были
заложены основы двустороннего сближения.
Одним из его итогов стала поддержка со стороны
Аддис-Абебы позиции Тегерана по ключевым вопросам
внешней политики, в том числе в сделке по иранской
ядерной программе (ИЯП) и праву Тегерана на развитие
«мирного атома». Представитель ИРИ стал постоянным
гостем на ежегодных саммитах АС в Аддис-Абебе. Эфио-
пия рассчитывает на поддержку Ирана в спорах с Егип-
том из-за строительства Великой плотины на Голубом
Ниле. И таковая была продекларирована, вызвав нега-
тивную реакцию АРЕ и ОАЭ. В качестве ответного шага
эфиопский премьер-министр Хайлемариам Десалень
объявил о создании в столичном университете кафедры
фарси и ирановедения с привлечением иранских препо-
давателей.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
Фигура Клинтон
как главного конкурента
Трампа стала причиной
зачистки африканского
лобби в Госдепартаменте
ТЕНИ
НА ЧЕРНОМ
В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ
ОЧЕНЬ ЧАСТО МЕНЯЮТСЯ ВЕТРЫ
Приближение к завершению гражданской войны в Сирии, потеря Иракским Курдистаном
Киркука после референдума о независимости, кризис в ССАГПЗ из-за Катара и приближение
к смене руководства в Алжире и Саудовской Аравии, завязшей в йеменской войне, занимают
основное внимание мировых СМИ. События в Сахеле, Судане и Восточной Африке в целом
остаются в тени «новостей первого ряда». Между тем в регионе идет острое соперничество
внешних игроков.
zastavki.com
03
ГЕОПОЛИТИКА
ГОРЯЧАЯ ТОЧКА
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook