№ 47 (711) 6–12 декабря 2017 года
06
«ОБОРОНКА»
Олег ФАЛИЧЕВ
«Основные задачи конференции – оценка уровня раз-
вития систем наземной навигации и определение направ-
лений создания новой техники, – подчеркнул генераль-
ный директор АО «ВНИИ «Сигнал» Владимир Орленко.
– Тема чрезвычайно важная. Интерес к ней с каждым
годом все больше. Поэтому мы проводим уже третью
конференцию. И видим, что сегодня много желающих
выступить с докладами, донести свое видение, идеи».
Вработе конференции приняли участие 145 человек. Были
представители Военно-промышленной комиссии, Миноборо-
ны, Российской академии ракетных и артиллерийских наук,
предприятий ОПК – наших и белорусских, ведущих вузов.
О значении форума емко сказал генеральный директор
НПО «Высокоточные комплексы» Александр Денисов:
«Надеюсь, что итогом станет наша совместная работа с
3-м Центральным научно-исследовательским институтом
Министерства обороны РФ по обновлению исходных дан-
ных, необходимых для оценки параметров навигацион-
ных систем. Уверен, вместе с Минпромторгом РФ мы
продолжим активную работу по разработке технологии
создания элементов и программного обеспечения, позво-
ляющих превзойти импортные аналоги».
Итоги форума еще долго будут обсуждаться и анализи-
роваться научным сообществом. А что касается организато-
ра встречи – ВНИИ «Сигнал», институт хорошо известен
как разработчик комплексов и средств автоматизированно-
го управления огнем артиллерии; систем наведения и стаби-
лизации, навигации и топопривязки вооружения Сухопут-
ных войск, ВМФ и ВВС; гидрообъемных трансмиссий,
электрогидравлических систем управления и гидромашин.
Выполнено более 800 НИОКР, почти 250 изделий внедре-
но в производство. Ноу-хау ВНИИ «Сигнал» защищены
1300 авторскими свидетельствами и патентами на изобрете-
ния. Опубликовано 1150 научных трудов и статей.
Открывая конференцию, главный конструктор – заме-
ститель генерального директора по научной работе Сергей
Филиппов особо отметил, что участником и вдохновите-
лем таких слетов всегда был доктор технических наук, про-
фессор, заслуженный деятель науки Российской Федера-
ции, руководитель направления ВНИИ «Сигнал» Борис
Новоселов. Его идеи и сегодня воплощаются в научных
трудах, конкретных делах и разработках. Только что из
Воздушно-десантных войск пришло сообщение: в 2017
году согласно плану оснащения частей и подразделений
ВДВ современными системами топогеодезического и на-
вигационного обеспечения в войска было поставлено более
двух тысяч образцов новейших средств индивидуального
пользования. В оперативной и боевой подготовке голубых
беретов большое внимание уделяется геоинформацион-
ным системам и пространственным моделям для изучения
и оценки местности. В войсках действует единая автомати-
зированная система геопространственной информации.
НПО «Высокоточные комп-
лексы»
образовано в 2009
году с целью консолидации
научно-технического потен-
циала группы профильных
предприятий для создания на
основе инноваций и техноло-
гической модернизации пер-
спективных ВВСТ в области
высокоточных систем и ком-
плексов вооружения тактиче-
ской зоны боевых действий.
Входит в состав госкорпора-
ции «Ростех».
Ростех
– российская корпо-
рация, созданная в 2007 году
для содействия разработке,
производству и экспорту вы-
сокотехнологичной промыш-
ленной продукции граждан-
ского и военного назначе-
ния. В ее состав входят более
700 организаций, из которых
в настоящее время сформи-
ровано 11 холдинговых ком-
паний в ОПК и 3 – в граждан-
ских отраслях промышлен-
ности. Предприятия Ростеха
расположены на территории
60 субъектов РФ и поставля-
ют продукцию на рынки
более 70 стран. Согласно
новой стратегии основная
задача корпорации – обес-
печение технологического
преимущества России на вы-
сококонкурентных мировых
рынках.
СПРАВКА «ВПК»
Игорь БАРИНОВ,
начальник отдела
Владимирской
областной
администрации
От лица администра-
ции Владимирской обла-
сти приветствую гостей
Суздаля и хочу пожелать
успешной работы.
Находиться среди вас
– огромная честь. Ваша
работа крайне важна для
всей страны, ее обороноспособности. Не сомневаюсь, что
обсуждение выносимых на конференцию вопросов будет
крайне интересным и полезным, потому что в дебатах и
дискуссиях рождается истина.
В ПОИСКЕ
ПОЛЕЗНЫХ ИСТИН
Владимир НИКОЛАЕВ,
ученик Бориса Новоселова
Хотя бы кратко расскажу о
Борисе Васильевиче Новоселове
– докторе технических наук, про-
фессоре, действительном члене
Академии инженерных наук Рос-
сийской Федерации. Родился он
18 мая 1933 года в деревне Ежиха
Брусовского района Калинин-
ской области в семье агронома.
Как писал сам: «Если предста-
вить генеалогическое древо Но-
воселовых, то оно было бы гу-
стым и развесистым. Больших
высот никто не достиг, но все
были хорошими тружениками».
Отец из крестьянской семьи,
был требователен к детям. До
учебы в техникуме создал первую
в районе сельскохозяйственную
коммуну им. С. М. Буденного.
В 1941 году Борису предсто-
яло идти в первый класс. Пом-
нит, как после посевной в дерев-
не по-праздничному накрыли
столы, а тут всадник с черной ве-
стью: «Война». Слушали Моло-
това по радио, провожали пер-
вую колонну мужчин на стан-
цию. А уже через несколько дней
эшелоны, проходящие через
Брусово, попали под бомбежку.
Фронт оказался в 40 километрах,
и их школа перебазировалась в
деревню Ишутиха.
Борис Васильевич вспоминал,
как работал школьником на тру-
довом фронте: переборка карто-
феля, вспашка на быках. Еще –
про одежду из мешковины, ва-
ленки круглый год, холщевую
сумку из-под противогаза, один
учебник на группу и чернила из
золы. Говорил так: «Это детство я
не променяю. То было крайне тя-
желое, но интересное время».
В 1951-м после средней
школы поступил в Ленинград-
ский военно-механический ин-
ститут, который окончил с отли-
чием в 1957-м по специальности
«Автоматические приводы». В
том же году был принят на рабо-
ту в недавно образованный фи-
лиал ЦНИИ АГ (с 1968 года –
ВНИИ «Сигнал») в Коврове. О
студенческих годах в Ленингра-
де вспоминал: «Шесть с полови-
ной лет учебы в Военмехе и об-
щения с прекрасным во всех от-
ношениях городом оставили бо-
гатые воспоминания на всю
жизнь и во многом определили
мою судьбу».
То действительно была Судь-
ба. На распределении в коридоре
встретил Е. Комарова, который
соблазнил предложением: в Ков-
рове будут заниматься созданием
следящих систем во вновь фор-
мируемом НИИ да еще и обще-
житие пообещали.
Первоочередной задачей ин-
ститута было оказание техпомо-
щи КЭМЗу по изготовлению
первых отечественных стабилиза-
торов танкового вооружения.
Здесь приобретались первые
практические навыки работы с
металлом. Потом – участие в соз-
дании электрического привода
вертикального наведения пушки
зенитной самоходной установки
«Шилка». Ему поручили произ-
вести динамический расчет при-
водов наведения и стабилизации.
Здесь очень пригодилась хоро-
шая школа Военмеха.
Первая самостоятельная про-
ектная работа – приводы круго-
вого вращения антенны локаци-
онной станции «Створ». Приня-
тые решения стали основой буду-
щей кандидатской диссертации.
Еще не закончился «Створ», а
Борис Васильевич назначается ве-
дущим по приводам наведения и
автоматического
установщика
взрывателя трубки ПУ ЗИФ-121
(входит в комплекс постановки
пассивных помех ПК-2). Дальше
– оптико-электронный комплекс
обнаружения и сопровождения
высокоорбитальных космических
объектов «Окно», системы контро-
ля космического пространства.
Это была сложнейшая работа,
требовалось обеспечить точность
слежения до пяти угловых секунд
без рывков по скорости. Тогда
такие требования казались фанта-
стикой. Осваивались новые двига-
тели двойного питания, 20-раз-
рядные оптические ииндуктивные
цифровые датчики, новые несо
осные механические передачи,
многоканальные следящие приво-
ды, АЦП и ЦАП, электромагнит-
ные муфты и многое другое. От-
сутствие задела потребовало нала-
дить связи с вузами страны, уче-
ными. Б. В. Новоселову пришлось
выступать с докладами перед
Д. Устиновым, министром С. Зве-
ревым, заведующим отделом ЦК
КПСС И. Дмитриевым, предсе-
дателем ВПК Л. Смирновым.
По результатам работ были
оформлены многие изобретения,
опубликованы десятки статей. Но-
воселов освоил все должности от
инженера-исследователя до началь-
ника научно-производственного
комплекса – главного конструкто-
ра направления по созданию си-
стем автоматического регулирова-
ния (с 2012 года – главный науч-
ный сотрудник).
В 1964-м защитил диссерта-
цию на соискание ученой степени
кандидата, в 1971-м стал доктор-
ом технических наук. В 1969 году
утвержден Высшей аттестацион-
ной комиссией в ученом звании
старшего научного сотрудника, в
1979-м – профессора по кафедре
«Приборы точной механики».
2 декабря1994 года избрандействи-
тельным членом Международной
академии информатизации, а 19 ян-
варя 1995-го–действительнымчле-
ном Академии инженерных наук
Российской Федерации.
Борисом Новоселовым разра-
ботана теория систем комбини-
рованного регулирования с само-
настройкой и двухканальных си-
стем с силовым опорным кана-
лом, предложеныновые критерии
оценки плавности работы следя-
щих приводов. Он автор 483 на-
учных трудов, в том числе 17
книг, 202 статей, 264 изобрете-
ний и патентов.
Им создана научная школа по
разработке, исследованию, эксплуа-
тации прецизионного высокоди-
намичного следя-
щего приво-
да, работающего с высокой плавно-
стью в широком диапазоне
регулирования скорости. Б. В. Но-
воселовым и его учениками вы-
сказаны идеи, реализованные на
практике, о создании автоматов-
настройщиков следящих систем.
Под его непосредственным руко-
водством и с личным участием
внедрены в серийное производ-
ство приводы наведения и стаби-
лизации для объектов оборонной
и гражданской техники.
Работы, выполненные под его
руководством и при непосредствен-
ном участии, в числе ряда других до
сих пор обеспечивают стабильное
финансово-экономическое положе-
ние предприятия.
Многолетний плодотворный
труд Бориса Васильевича отме-
чен высокими государственными
наградами. За создание и внед
рение в серийное производст-
во образцов новой техники, ак-
тивное участие в научно-изоб-
ретательской деятельности он
награжден орденом Трудового
Красного Знамени, медалями «За
трудовую доблесть», «За доблест-
ный труд» и многими другими.
Ему присвоены почетные зва-
ния «Заслуженный изобретатель
РСФСР», «Заслуженный деятель
науки Российской Федерации» и
«Заслуженный конструктор Рос-
сийской Федерации».
В 2006 году в составе авторско-
го коллектива он стал лауреатом
Первой премии в номинации «Луч-
шее предприятие-соисполнитель»
национальной премии «Золотая
идея», а в 2008-м – лауреатом пре-
мии им. С. И. Мосина.
Признанием заслуг и достой-
ной оценкой многогранной дея-
тельности Новоселова стало
присвоение ему в 2002 году зва-
ния «Почетный гражданин горо-
да Коврова».
Борис Васильевич ушел из
жизни 11 февраля 2016 года. Его
портрет помещен в Галерее славы
выпускников Военмеха. А на
стене административного корпу-
са ВНИИ «Сигнал» установлена
мемориальная доска.
В книге «Записки провинци-
ального инженера» Борис Василье-
вич пишет: «Уверяю, что жизнь
моя – инженера провинциального
городка – удалась. И на другую ее
я не променял бы». Прекрасные
слова влюбленного в свою про-
фессию человека. Я бы к ним до-
бавил, что его жизнь не просто
удалась, она была и остается при-
мером беззаветного служения делу
для многих поколений, которые
идут следом за нами.
«Я был инженером,
жизнь моя удалась»
Василий
МАТАХИН,
АО «ВНИИ
«Сигнал»
Задача повышения точности интегрированных
систем навигации (СН) для наземных подвижных
объектов (НПО) сводится в основном к коррект-
ному определению калибровочных коэффициен-
тов (поправке к цене деления импульса путевого
канала – одометра и/или доплеровского датчика
скорости) и угловой поправки к дирекционному
углу. Эти калибровочные коэффициенты опреде-
ляются путем многократных проездов по специ-
ально подготовленному в топогеодезическом от-
ношении прямолинейному мерному участку (МУ)
дороги протяженностью один-два километра.
В большинстве случаев местоположение НПО
определяется текущими координатами (X
i
, Y
i
), ко-
торые вычисляются в одометрической системе на-
земной навигации.
Но процедура калибровки наземных СН с ис-
пользованием МУ имеет ряд недостатков, а именно:
– временные ресурсные и материальные затра-
ты на проведение калибровки;
– сложность выбора протяженного прямоли-
нейного участка дороги в непосредственной близо-
сти от места базирования НПО, оснащенных СН;
– временные и финансовые затраты на топогео-
дезическую подготовку МУ и поддержание его в
процессе эксплуатации НПО;
– возможное изменение в межрегламентный
период коэффициента корректуры пути из-за из-
менения радиуса качения колеса (для колесных
НПО), растяжения траков (для гусеничных
НПО), смены дорожного покрытия и т. п.
В процессе калибровки в большинстве случаев,
как сказано выше, определяются два основных коэф-
фициента: поправка к цене деления импульса путево-
го канала и угловая поправка к дирекционному углу,
при этом не учитываются следующие факторы:
– скоростная зависимость цены деления им-
пульса путевого канала в связи с изменением ра-
диуса качения колеса от скорости НПО;
– систематический уход дирекционного угла
из-за дрейфа азимутального гироскопа;
– изменение дирекционного угла при поперечном
наклоне шасси НПО из-за нежесткой связи шасси и
кузова НПО, так называемый боковой снос;
– изменение дирекционного угла при резких
поворотах (значительной угловой скорости в си-
стеме, связанной с НПО), в том числе при воз-
действии сил инерции.
Все перечисленные недостатки устраняются
уточнением математической модели интегриро-
ванной СН, а также решением задач определения
и корректировки калибровочных и поправочных
коэффициентов в процессе марша путем сравне-
ния и соответствующей обработки массивов инфор-
мации, поступающих от АСН и от неоткалиброван-
ного одометрического канала наземной СН, с по-
следующим уточнением.
С учетом вышеизложенного выражения для
определения текущих координат (X
i
, Y
i
) местопо-
ложения НПО, вычисляемых в одометрической
системе наземной навигации, можно записать в
виде соответствующих формул.
Эффективность данной математической модели
была проверена с неоткалиброванной на МУ инте-
грированной системой наземной навигации в соста-
ве подвижного стенда на участке специальной испы-
тательной трассы протяженностью 15,3 километра с
промежуточными остановками в трех контурных
точках. В процессе марша на технологическую ЭВМ
каждые 50 мс формировалась запись данных инфор-
мации от АСН (текущие координаты, скорость, ази-
мут и др.) и от одометрического канала СН, всего
около 40 тысяч записей. По результатам обработки
данных получены сравнительные точностные пока-
затели, представленные в таблице.
Использование навигационного поля, создавае-
мого спутниковой навигационной системой, кор-
ректной математической модели, учитывающей
разнохарактерность курсовых и путевых погрешно-
стей в зависимости от условий движения и динами-
ческих свойств объекта, а также методов обработки
и оптимальной фильтрации первичной навигаци-
онной информации позволило не только исклю-
чить необходимость калибровки интегрированных
систем навигации на специализированном МУ, но
и существенно повысить точность определения те-
кущих координат и дирекционного угла НПО.
НЕТРАДИЦИОННАЯ КАЛИБРОВКА
ПОВОДЫРИ
ДЛЯ БЕСПИЛОТНИКА
Валерий ПОГОРЕЛОВ,
доктор технических наук,
ФГУП «РНИИРС» ФНПЦ
(Ростов-на-Дону)
Основу систем навигации беспи-
лотных
летательных
аппаратов
(БЛА) составляют бесплатформен-
ные инерциальные навигационные
системы (БИНС). Их использование
обеспечивает автономное функцио-
нирование БЛА в тех случаях, когда
применение спутниковых навигаци-
онных или корреляционно-экстре-
Пройден-
ный
путь (S),
км
Погрешность определения координат
в автономном (без использования
информации от АСН) режиме
Неоткалиброванная
СН
Калиброванная
по АСН на начальном
участке (1 км) СН
М % от S
М % от S
4,2
33,8
0,80
8,0
0,19
8,1
55,2
0,68
2,8
0,03
15,3
105,6
0,69
15,6
0,10
АО «ВНИИ «Сигнал» (холдинг АО «НПО
«Высокоточные комплексы») провело
III Всероссийскую научно-техническую конференцию по перспективам развития систем ориентирования,
навигации и управления движением наземных подвижных объектов, которая была посвящена памяти доктора
технических наук, профессора Бориса Васильевича Новоселова. Наряду со специальными вопросами отрасли
рассматривались важнейшие проблемы развития ОПК, взаимоотношения с главным заказчиком, кадровые
аспекты. «ВПК» представляет материалы форума с некоторыми сокращениями – без математических расчетов
и формул, которые звучали во многих выступлениях. Главное – уникальный опыт, прикладное значение сделанных
докладов и сообщений.
СИГНАЛ
К НАУЧНОМУ
ПОИСКУ
НАУЧНО-
ПРАКТИЧЕСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ
«НАВИГАЦИЯ-2017»
СОБРАЛА ВЕДУЩИХ
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ЭКСПЕРТОВ
ПИОНЕРЫ