Газета «Военно-промышленный курьер». №49 (713) 20-26 декабря 2017 года - page 9

смогут. «Американка» даст один-два залпа по двум ПКР
«Гарпун» с дистанции до 50–60 километров или выпустит
две торпеды Mk-48. В итоге будут уничтожены один-два
корабля из группы, что соответствует эффективности
0,3–0,5. Российская «Акула» может рассчитывать только
на торпеды. Залп двумя-тремя из ТА обоих калибров даст
примерно тот же эффект – уничтожение одного-двух ко-
раблей из группы.
В бою с надводным соединением в крупномасштабной
войне обеим подлодкам придется иметь дело с мощным
противолодочным вооружением, в частности эффектив-
ными средствами обнаружения, а также с развитой систе-
мой ПВО. В этих условиях «американка» своим двухра-
кетным залпом «Гарпунов» (четырьмя не стрельнешь –
надо иметь еще две торпеды в ТА для самообороны) мало
что сможет сделать. Придется сближаться для атаки тор-
педным оружием на дистанцию эффективной стрельбы
(12–15 км). А это уже соответствует дальности обнаруже-
ния лодки корабельными ГАК. Во всяком случае россий-
ские МГ-335 обладают примерно такой энергетической
дальностью. С обнаружением подлодки корабельная
группа предпримет маневр уклонения с последующей ата-
кой противника вертолетами и ПЛУР. Поэтому вероят-
ность успешного решения «американкой» задачи уничто-
жения групп надводных кораблей мала – 0,15–0,2. «Акула»
же имеет возможность применить специальные противо-
корабельные торпеды 65-76 с расстояния 30–40 километ­
ров, что должно соответствовать эффективной дальности
стрельбы этим оружием (скорость 50 узлов). Залп из двух
таких торпед позволит с большой вероятностью уничто-
жить один корабль из ордера, а то и два (шансов удер-
жаться на плаву у эсминца и даже крейсера, не говоря уже
о фрегате, после попадания торпеды с боевой частью,
имеющей более полутоны взрывчатки, почти никаких).
Эффективность проекта 971 – 0,3–0,35.
В бою с авианосной группой обеим подводным лод-
кам придется преодолевать всю систему ПЛО, создавае-
мой вокруг такого соединения. У американской АУГ
дальняя зона начинается с 200–300 миль, достигая до-
статочно высокой плотности противолодочных сил в
60–80 милях от центра ордера. Ближняя зона ПЛО АУГ
может иметь глубину до 20 миль. В этих условиях шан-
сов выйти в торпедную атаку по полностью боеспособ-
ной АУГ США у «Акулы» немного – 0,1–0,15. Еще мень-
ше вероятность попасть торпедой в авианосец: она
может быть обнаружена заблаговременно и корабль ядра
уклонится от удара. Наше авианесущее корабельное сое-
динение во главе с ТАКР «Адмирал Кузнецов» имеет су-
щественно меньшие показатели глубины ПЛО – силы у
нас не те. Однако и «Лос-Анджелесу» для успешной
атаки торпедами («Гарпуны» и здесь ничего не дадут –
корабли охранения имеют мощные средства ПВО да и
сам авианосец проекта 1143.5 способен успешно отра-
жать такие удары) надо приблизиться к цели существен-
но ближе, чем нашей подводной лодке. Фактически
войти в зону, полноценно контролируемую кораблями
охранения. Поэтому шансов занять позицию для успеш-
ной атаки у «американки» еще меньше, чем у нашей.
Зато выдать целеуказание по обнаруженному авианосцу
лодка может. Собственно, в составе ударных группиро-
вок это будет их главная задача при разгроме авианосных
сил. В этой связи эффективность следует оценивать по
вероятности выдачи целеуказания ракетному оружию
других. Оценки для «Акулы» дают значение 0,3–0,5 в за-
висимости от района боевых действий и состава АУГ
США, для «американки» – 0,5–0,6.
В локальной войне против слабого противника обе
подлодки, решая противолодочные задачи, будут действо-
вать против ДЭПЛ относительно старых типов, которые
часть времени патрулирования находятся в районах под-
зарядки аккумуляторных батарей, будучи чрезвычайно
уязвимы для АПЛ. При сопоставимых возможностях ГАК
шансы уничтожить подлодку противника примерно оди-
наковы – 0,7–0,8.
В крупномасштабной войне противником «Акулы»
будут в основном американские «Лос-Анджелесы» (воз-
можность столкновения оценивается исходя из их доли в
боевом составе ВМС США в 0,55), «Вирджиния» (0,4), а
также английские и французские (0,05). Соответственно
усредненная вероятность уничтожения подлодки против-
ника нашим проектом 971 в типовом районе поиска за
трое суток – 0,44–0,52. «Американка» будет действовать
против наших проекта 971 (возможность встречи – 0,2),
проекта 671РТМ (0,1), проекта 955 (0,15), проекта
667БДРМ (0,1), проекта 949А (0,2) и китайских АПЛ
(0,25). Усредненная вероятность решения задачи лежит в
пределах 0,55–0,62.
Остается оценить возможности подводных лодок по
поражению наземных объектов. «Лос-Анджелес» может
нанести удар 12 КР «Томагавк», российская «Акула» – во-
семью КР «Калибр-ПЛ». Результативность такого удара
«американки» оценивается в 0,4–0,6 (доля уничтоженных
точечных целей), а проекта 971 – 0,33–0,45.
Проведенный анализ позволяет вывести интегральный
показатель соответствия. У «Акулы» он составляет 0,44
применительно к локальным войнам и столько же к круп-
номасштабным. У «американки» эти показатели слегка
разнятся: 0,50 и 0,51. То есть по степени соответствия
боевой эффективности корабля его предназначению
«Акула» уступает около 12 процентов. Между тем в дуэль-
ной ситуации наш корабль примерно равносилен оппо-
ненту, превосходя его в благоприятных гидрологических
условиях и чуть уступая в сложных. То есть лодки равно-
ценны. Наша несколько уступает по показателям соответ-
ствия условиям боевого применения в связи с тем, что у
«Лос-Анджелеса» противники во многих ситуациях сла-
бее. Сказывается и больший боекомплект ракетного ору-
жия «американки».
09
«ОБОРОНКА»
По уровню физических полей
971-й проект сопоставим
с американскими
подлодками
4-го поколения
USS Los Angeles Class
проект 971 «акула»
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Дословно это прозвучало так: «Сло-
жилось такое сочетание параметров стар-
тового стола космодрома, азимутов поле-
та ракеты-носителя и разгонного блока,
которое не встречалось ранее».
Симптоматичная, надо заметить, фор-
мулировка. Будто бы не конкретные люди
совершили ошибку, недоработали, а все
сложилось само по себе. Прямо полтер-
гейст, потусторонние силы. Хотя очевид-
но, что никто из руководителей и специа-
листов не удосужился провести более глу-
бокую работу при подготовке космиче-
ской миссии, что ставит под вопрос
уровень их компетенции и ответственно-
сти за порученное дело.
Российская космонавтика в последнее
время не особо радует достижениями. На-
против, все чаще приходится слышать о
неполадках или даже об авариях отече-
ственной техники. Невольно закрадыва-
ется мысль: что-то уж слишком часто в
последнее время стали приходить подоб-
ные пугающие новости из недр россий-
ской космической отрасли. Видимо, на-
стала пора делать правильные выводы и
принимать конкретные меры, ибо в про-
тивном случае проблемы будут загнаны в
тупик, выбраться из которого с течением
времени все сложнее. Это чревато реци-
дивом бесконечных аварий, катастроф и
как следствие огромными финансовыми
потерями и полным крахом репутации
отечественной космонавтики.
СПУТНИКОПАД
Статистика космических аварий удру-
чает. Не было года, чтобы техника не
подвела. Особенно капризной в плане
надежности оказалась ракета-носитель
«Протон-М». Вот ее черный список толь-
ко за последние годы.
2010 год. РН «Протон-М» вывела три
спутника системы ГЛОНАСС с критиче-
ским отклонением от курса. Орбита ока-
залась неверной, и спутники не смогли
работать по предназначению.
2011 год. Спутник «Экспресс-АМ4»
не добрался до орбиты.
2012 год. В августе не долетели до орби-
ты наш «Экспресс-МД2» и индонезийский
«Телстар», а в декабре снова недолет спутни-
ка «Ямал-402». Благо, «Ямал-402» сумел за
счет своих двигателей добраться до геоста-
ционарной орбиты, но его ресурс по при-
чине расхода топлива резко снизился.
2013 год. РН «Протон-М» угробила
три спутника ГЛОНАСС в первые секун-
ды после старта. Запуск показывали в
прямом эфире. Оказывается, при сборке
поставили вверх ногами какой-то датчик
копеечной стоимости. В итоге ущерб в
миллиарды рублей.
2014 год. Сначала РН «Протон-М» не
смогла вывести на орбиту «Экспресс-
АМ4R», а позже вывела с отклонениями
«Экспресс-АМ6».
2015 год. До орбиты не добрался мек-
сиканский спутник MexSat1.
В 2016-м аварий не было, потому что
«Протоны» не летали.
В последние годы несколько
подмочила репутацию и казавша-
яся ранее сверхнадежной ракета-
носитель «Союз».
В 2015 и 2016 годах эти РН
по причине аварии третьих сту-
пеней не смогли вывести на ор-
биту грузовые корабли «Про-
гресс». В итоге на МКС не были
доставлены необходимые полез-
ные грузы.
28 ноября – очередная авария.
Это был второй запуск с нового
космодрома и в отличие от пер-
вого завершился полным прова-
лом. Уже на первом витке зато-
пленными в океане оказались КА
«Метеор-М» со товарищи. На
этот раз подвели специалисты,
которые разрабатывали и закла-
дывали программу полета в си-
стему управления разгонного
блока.
Вся эта убийственная стати-
стика выглядит еще более трагич-
ной на фоне успехов зарубежных
конкурентов России. Американец
Илон Маск со своим носителем
грозится забрать себе почти все
коммерческие запуски космиче-
ских аппаратов.
ЭФФЕКТИВНЫЙ
САПОЖНИК
Можно не сомневаться, что
виновные в аварии будут найдены
и наказаны – надо же отчитаться
перед вышестоящим начальством
о проделанной работе. Только
одно это вовсе не гарантирует от
повторения случившегося в буду-
щем – причины подобных аварий
глубоки и носят системный харак-
тер. Поскольку по большей части
это человеческий фактор, возни-
кает вопрос: а почему те самые
люди, призванные добросовестно
относиться к служебным обязан-
ностям и обеспечивать высокое
качество на своем участке работы,
допустили халатность, приведшую к столь
печальным последствиям?
Сегодня так называемые эффективные
менеджеры, дорвавшиеся до руководящих
должностей на предприятиях космиче-
ской отрасли, уже стали притчей во язы-
цех. Сам этот термин подразумевает неких
руководителей, имеющих высокие долж-
ности, но не обладающих компетенцией,
организаторскими способностями и необ-
ходимым опытом, чтобы эффективно
управлять порученными орбитами.
По каким-то необъяснимым причи-
нам сегодня считается нормой, когда
предприятием космического направле-
ния рулит некий юрист-экономист – че-
ловек, крайне далекий от производства,
имеющий о технике весьма смутное пред-
ставление. В то же время такой руково-
дитель абсолютно не готов нести персо-
нальную ответственность за провалы в
работе, при этом обладая явно завышен-
ными амбициями в плане денежного воз-
награждения своего, с позволения ска-
зать, труда.
Чем чревата подобная кадровая поли-
тика, указывал еще лет двести назад бас-
нописец Крылов: «Беда, коль пироги нач-
нет печи сапожник, а сапоги тачать пи-
рожник». Сейчас мы имеем неудоволь-
ствие созерцать в космической отрасли
работу сапожников.
В итоге после провалов приходится
судорожно искать на замену «эффектив-
ным менеджерам» людей с опытом рабо-
ты. Достаточно вспомнить одну из по-
следних таких кадровых перестановок в
руководстве Воронежского механическо-
го завода и Конструкторского бюро хим-
автоматики, вызванную системным бра-
ком двигателей третьих ступеней РН
«Протон-М» и «Союз». Пока дело не
дошло до многочисленных аварий, вы-
шестоящее начальство не удосужилось
проверить состояние дел на этих пред-
приятиях. В конце концов прежних ру-
ководителей по-тихому уволили, но оста-
лись те, кто их прежде настойчиво про-
двигал.
ВОЕННЫХ ХОРОШО УЧИЛИ
Однако есть и хорошие новости. К
примеру, у военных, а конкретнее – в
Космических войсках совершенно иная
ситуация в плане надежности. Они тоже,
как и гражданские, осуществляют подго-
товку к запуску и вывод аппаратов на ор-
биту. Статистику у них за последние годы
надо признать исключительно положи-
тельной. Никакого секрета успеха здесь
нет: все военнослужащие – от рядовых
контрактников до командующего – явля-
ются профессионалами своего дела. Ви-
димо, будущие офицеры, поступив в
высшие военные учебные заведе-
ния, слушали лекции, а не отсыпа-
лись после посещения ночных клу-
бов, как многие студенты граждан-
ских университетов. Дисциплина,
понимаешь!
В то же время в руководстве Рос-
космоса продолжают упрямо счи-
тать, что управлять предприятиями
отрасли могут даже кухарки (прав-
да, не абы какие, а свои, доверен-
ные), ибо все решают выделенные
деньги, а другие формы управления,
опыт и стимулы не имеют значения.
Но практика показала: руководите-
ли, умеющие лишь направлять де-
нежные потоки, и то обычно в нуж-
ную для себя сторону, неспособны
грамотно решать сложные техниче-
ские задачи.
Есть еще примечательный опыт,
а именно государственной корпо-
рации «Росатом». Это ее привел в
пример в выступлении на конфе-
ренции «Космос как бизнес» по-
мощник президента РФ Андрей
Белоусов, призвав учиться зараба-
тывать деньги. В этом есть опреде-
ленный резон, поскольку Росатом
развивается стабильно и устойчи-
во, имеет много контрактов на
строительство АЭС за рубежом. И
в России ритмично вводит в строй
новые энергоблоки. В общем, ра-
ботает с прибылью и имеет хоро-
шие перспективы. Чем не пример
для подражания?!
У Роскосмоса также есть воз-
можности для поступательного
развития. Но сначала нужно завер-
шить внутренние реформы, прове-
сти техническую реконструкцию
всех предприятий госкорпорации,
обновить модельный ряд космиче-
ских изделий и, наконец, навести
порядок в кадровом вопросе. А го-
сударство, если оно хочет иметь
стабильно работающую отрасль,
должно оказать необходимую по-
мощь. И не сокращать расходы по
Федеральной космической про-
грамме, а как минимум восстановить их
в полном объеме.
Возвращаясь же к теме аварий косми-
ческой техники, можно сказать лишь
одно: случилось то, что по логике и
должно было. И серьезные выводы, нра-
вится это кому-то или нет, делать все-
таки придется.
КАРЬЕРА НА ОБЛОМКАХ
Специальная аварийная комиссия Роскосмоса, созданная по причине
нештатной ситуации при запуске с космодрома Восточный 28 ноября
аппарата «Метеор-М» вместе с сопутствующей полезной нагрузкой
из 18 микроспутников, огласила предварительные выводы.
Причиной случившегося явилась, как заявили официальные
представители госкорпорации, некорректная работа алгоритмов
программного обеспечения в совокупности с неучтенными
при его составлении особенностями азимутов пуска с новой стартовой
площадки.
КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
НЕ ВЕЗЕТ СО СПУТНИКАМИ ЖИЗНИ
Илон Маск
со своим носителем
грозится забрать себе
все коммерческие запуски
космических аппаратов
google.com
google.com
СИТУАЦИЯ
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12
Powered by FlippingBook