Газета «Военно-промышленный курьер». №5 (718) 6-12 февраля 2017 года - page 8

Увеличение финансирования науки позволит ликвидиро-
вать наше отставание от передовых стран в важнейших сфе-
рах жизнедеятельности.
Один из путей решения этой задачи в смене существую-
щей экономической парадигмы. В России длительное время
основные доходы приносит продажа углеводородов. Ориен-
тация на «нефтяную иглу» по существу тупиковый вариант.
За рубежом интенсивно разрабатываются и внедряются энер-
госберегающие технологии, что приведет в конечном итоге к
сокращению потребности в сырье, значит, и к существенно-
му уменьшению доходов от его добычи.
Чтобы не потерять темпа в технологической гонке, сле-
дует концентрировать усилия на производстве высококаче-
ственной и конкурентоспособной продукции, создании вы-
сокоэффективного и высокоточного оружия, промышлен-
ных роботов, всемерно развивать наземный, морской и воз-
душный транспорт.
В популярном журнале нашел такую формулировку:
«Сейчас в мире нет ничего, что определяло бы конкуренто-
способность страны больше, чем наука». Трудно не согла-
ситься. Конкуренция распространяется на все сферы челове-
ческой деятельности, требующие непрерывного развития и
совершенствования. А прогресс и успех возможны только на
основе научных изысканий и открытий.
Они требуют финансирования. Однако выделяется оно
не самым лучшим образом. По данным «Полит.ру», в 2015-м
объем внутренних затрат на науку (исследования и разработ-
ки) составлял 914,7 миллиарда рублей (40,5 миллиарда дол-
ларов США). По этому показателю Россия уступает США,
Китаю, Японии, Германии, Республике Корея, Франции,
Индии и Великобритании. Траты Соединенных Штатов на
науку – 457 миллиардов долларов, в 11 раз больше, чем у
нас. По сравнению с 1995 годом, то есть за 20 лет, ситуация
не улучшилась. Были на 10-м месте, перешли на 9-е.
Отсюда выводы. Россия существенно отстает от передо-
вых стран по вложениям в науку, необходимо принимать
срочные меры. Увеличение финансирования даст простор
разработке большого набора инноваций, на основе которых
будут идти развитие и совершенствование важнейших сфер
жизнедеятельности. Одно из ведущих мест принадлежит со-
временным информационно-коммуникационным технологи-
ям. Применение их в различных областях и сферах позволит
успешно решать многие важные и сложные задачи. Неоправ-
данная экономия на финансировании ведет к потере отече-
ственных научных школ.
Валентин ФАРАДЖЕВ,
кандидат технических наук,
полковник в отставке
ОТКЛИКИ
№ 5 (718) 6–12 февраля 2018 года
все номера «впк» – на сайте vpk-news.ru
Автор почему-то решил, что в статье «Танк на воздушной по-
душке» (ВПК, № 46, 2017) речь идет о легкомоторной авиации.
Нет, всего лишь – об альтернативных транспортных средствах
(ТС) и об отношении к инициативе самодельного (и на свои день-
ги) их создания (на примере самолета).
Получается, автору неизвестно о том, что сейчас в мире актив-
но ведутся разработки аэромобильных ТС, то есть способных пе-
ремещаться по суше, по воде и по воздуху. Амфибии у нас какие-
то есть, хотя современные американские разработки показывают
качественно возросшие характеристики при движении по воде. А
вот соединить «крыло» с автомобилем пока не очень получается.
Ведь для самых маленьких самолета, дельтаплана, вертолета раз-
мах крыла (диаметр ротора) не менее 10 метров. Куда на земле в
нашей большей частью лесистой стране с таким габаритом.
Пока работают стереотипы. Как у автора статьи – только ВАЗ и
«Нива». Он также считает, что создание альтернативных ТС – дело
несерьезное и даже неразумное. Когда-то только Жюль Верн писал
о подводной лодке и акваланге (хотя в это время и опыты проводи-
лись – Джевецкий и др.). Не только «думать», но представлять себе
и людям конкретные конструкции альтернативных ТС необходимо!
(Кстати, такие публикации «ВПК» я вырезаю и храню.)
Так что же за «джип» ВАЗ-2122 «Река», предлагаемый автором к
обеспечению населения глубинки? Годы разработки и испытаний –
1971–1987-й. То есть продукт 40-летней давности, от которого с об-
легчением отказались еще в 1987-м и МО, и ВАЗ, что всех устроило.
По конструкции – та же «Нива» ВАЗ-2121. Только что держаться на
воде научили да тент вместо жесткой крыши. Шасси – безрамное, то
есть несущая способность слабая. Отсутствует самоблокирующийся
межколесный дифференциал. При сравнении с ближайшими анало-
гами ВАЗ-2122 проигрывает: УАЗ-3907 «Ягуар» (разрабатывавшийся
параллельно в те же годы) «имеет более высокие амфибийные каче-
ства и способен преодолевать широкие водные пространства, ско-
рость на воде – девять километров в час (ВАЗ-2122 – 4 км/час), гру-
зоподъемность выше ~ в два раза, рамная конструкция шасси с высо-
кой несущей способностью», что позволяет устанавливать на нем тя-
желое пехотное оружие (12,7-мм пулемет «Корд», 30-мм
автоматический гранатомет АГС-17) с максимально увеличенным по
сравнению с носимым боекомплектом. Аналогичный по массе и габа-
ритам ЛуАЗ-967М имеет более высокую проходимость в тяжелых
дорожных условиях (больше клиренс, наличие блокировки межко-
лесного дифференциала, полная масса легче на 350 кг) и рамную кон-
струкцию шасси с высокой несущей способностью.
Оцене. «Нива» ВАЗ-2121 ~ 480 тысяч рублей. «Нива-Шевроле»
ВАЗ-2123 ~ 560 тысяч рублей. Вряд ли ВАЗ-2122 будет стоить
дешевле «Нивы». Скорее дороже, как все кабриолеты, созданные
на базе седанов. Для примера: Rolls-Royce Phantom, седан класси-
ческой компоновки, шасси на раме, кузов алюминиевый – 18 570
тысяч рублей. Rolls-Royce Drophead Coupe, кабриолет на базе
Phantom, – от 21 600 тысяч рублей.
И тут появляется бывший замминавтопрома и пытается всех убе-
дить, что без 40-летней старушки – ВАЗ-2122 «Река» – жизни нет. Да
еще давит на психику читателя удаленностью на 50 километров фельд-
шерского пункта. При благоприятных дорожных условиях (асфальт,
сухая грунтовка или накатанный зимник) для любого а/м время
преодоления этого расстояния ~ один час. Обычный а/м (4x2) доедет
даже быстрее, так как у внедорожника (4x4) при одинаковой мощ-
ности двигателя, как в нашем случае, более «тяжелый» ход (и выше
расход топлива, где его брать в глубинке). В тяжелых дорожных усло-
виях время преодоления 50 километров ~ три-четыре часа.
Для оказания медицинской помощи в современных условиях
лучше всего надежная связь и беспилотник с медикаментами и
диагностической аппаратурой. Связь мгновенно дает совет, а бес-
пилотник при необходимости преодолеет 50 километров за 10–15
минут. В тяжелых случаях – санитарный вертолет. А еще лучше –
шаговая доступность медпункта. При чем тут ВАЗ-2122?!
Владислав МЕЛЕШИН,
инженер-механик, конструктор,
начальник сектора АО КБ точного машиностроения
им. А. Э. Нудельмана (Климовск, Московская область)
НА СТАТЬЮ «РЫНОК ДВОЙНОГО
НАЗНАЧЕНИЯ» (№ 1, 2018)
Жюль с ружьем
Для успеха разработок
альтернативного транспорта
нужен преемник французского фантаста
Утверждения о том, что большинство репрес-
сированных в 1937–1939 годах были изгнаны из
армии справедливо, абсолютно бездоказательны.
Автор ссылается на анализ каких-то архивных до-
кументов, но их названий не приводит. Обвине-
ния репрессированных в пьянстве или непрофес-
сионализме по сути кощунственны.
Не выдерживает даже самой поверхностной
критики попытка минимизировать потери Крас-
ной армии вследствие «чисток». Ведь ясно, что
подсчет доли репрессированных в 1937–1939 годах
командиров должен производиться от списочного
состава именно того периода. А не кануна Великой
Отечественной войны, когда численность личного
состава выросла более чем в два раза, и командно-
начальствующего (офицеров тогда не было!) тоже.
Логично использовать соответствующие сведения
за 1939 год, то есть сразу после спада масштабной
волны репрессий. Такие данные хорошо известны.
Некомплект личного состава в Красной армии и
флоте в 1939-м превысил все показатели за период
с 1935 по 1938-й и достиг 68 943 человек или 31,6
процента от штатной численности (РГВА,
ф. 37837, д. 886, л. 64–70). Очевидно, что отсут-
ствие в войсках почти трети командно-
начальствующего состава не могло не сказаться на
боеспособности Вооруженных Сил.
Арифметический подход к подсчетам доли ре-
прессированных относительно общего количества,
безусловно, важен. Но при этом обязательно надо
учитывать категорию качества выбывших из строя,
поскольку в результате репрессий был потерян цвет
советской военной элиты, «красный генералитет»,
те, кто по должностному предназначению мог бы
командовать фронтами, армиями, корпусами и ди-
визиями, возглавлять управления и штабы в годы
Великой Отечественной войны.
Определенно не в ладах с фактами возвеличива-
ние вклада НКВД в становление АН СССР. «До-
статочно вспомнить Арзамас-16. Он создавался под
личным руководством Берии», – утверждает автор.
Во-первых, комплекс научно-исследовательских и
опытно-конструкторских организаций, созданный
при реализации так называемого атомного проекта
вблизи города Арзамаса, никогда не входил в состав
АНСССР. А свое общеизвестное в СССР наимено-
вание данный населенный пункт получил уже после
того, как Берия перестал чем-либо руководить.
Во-вторых, фантазируя о вкладе НКВД в развитие
советской науки, автор упускает действительно
неоспоримую заслугу отечественных спецслужб.
Речь о деятельности по освещению исследований
американских физиков-ядерщиков, создававших
атомную бомбу, и добыче технической документа-
ции. По масштабу и военно-политической значи-
мости это была самая грандиозная и успешная раз-
ведоперация всех времен и народов.
Владимир МИЛЬБАХ,
доктор исторических наук, профессор,
полковник в отставке
НА статью «Академический писк» (№ 2, 2018) 
Потерянный генералитет
За пьянство не репрессировали
На сегодня в состав ВМФ США
входит 14 стратегических АПЛ
(ПЛАРБ, SSBN) класса «Огайо. Четы-
ре лодки постоянно находятся в про-
цессе перезагрузки ядерного топлива и
профилактического ремонта, дляще-
гося около четырех лет.
Всего за период 1974–1991 годов
было профинансировано строитель-
ство 18 АПЛ этого класса, которые
вводились в строй с 1981 по 1997-й с
номинальным сроком эксплуатации
30 лет. Впоследствии он был продлен
до 42 лет, разделенных на два периода
по 19 лет каждый с промежутком в
четыре года для перезагрузки ядерно-
го топлива и профилактического ре-
монта оборудования. «Огайо» способ-
на нести 24 баллистические ракеты
(БРПЛ), однако в 2018 году четыре
ракетные шахты на каждой из лодок
будут деактивированы с тем, чтобы
размер американского ядерного арсе-
нала вписался в лимиты Договора
СНВ-3 по носителям и боезарядам.
Первые восемь лодок были изначаль-
но оснащены БРПЛ Trident I C4, но
последние 10 бортов получили более
мощную ракету Trident II (D5). В от-
личие от большинства надводных ко-
раблей ВМС США лодки «Огайо»
имеют два сменных экипажа («Голу-
бой» и «Золотой») с целью увеличения
совокупного времени патрулирова-
ния (экипаж находится на боевом де-
журстве в среднем 100 суток).
В обзоре ядерной стратегии, обна-
родованной администрацией Клинтона
в 1994 году, было рекомендовано со-
кратить количество ПЛАРБ до 14 еди-
ниц в соответствии с лимитами Дого-
вора СНВ-2. Это решение привело в
свою очередь к идее конверсии несколь-
ких лодок раннего выпуска в носители
крылатых ракет в неядерном оснаще-
нии (ПЛАРК, SSGN) с тем, чтобы не
оставить неиспользованным остаю-
щийся 20-летний эксплуатационный
резерв борта. В 2002–2008 годах идея
получила практическое воплощение.
Четыре ПЛАРБ преобразованы в
ПЛАРК, несущие около 150 крылатых
ракет типа «Томагавк» каждая.
Первая из 14 ПЛАРБ класса
«Огайо» завершит свой 42-летний
жизненный цикл в 2027-м. Остающи-
еся 13 будут поочередно выводиться
из эксплуатации с темпом одна едини-
ца в год вплоть до 2040-го.
Учитывая эти реалии, администра-
ция США и приняла в 2012 году ре-
шение о начале финансирования раз-
работки и производства ПЛАРБ клас-
са «Колумбия» (SSBNX) на замену
уходящего поколения стратегических
атомных подводных лодок. Проект
предусматривает строительство 12
ПЛАРБ нового класса, не требующих
замены ядерного топлива в течение
всего жизненного цикла длительно-
стью 42 года. Финансирование работ
прописано отдельной строкой в еже-
годных бюджетных ассигнованияхМО
США и идет по нарастающей. Если в
2018-м на предзакупку технологиче-
ского оборудования для проекта было
запрошено 840 миллионов долларов,
то в 2019 финансовом году эта цифра
должна возрасти до 3,5 миллиарда.
Планируется, что головная лодка
SSBNX будет заложена в 2021 году
после завершения НИОКР. По рас-
четам головного подрядчика компа-
нии «Дженерал Дайнэмикс» на завер-
шение ее строительства потребуется
84 месяца и она сможет быть введена
в состав ВМФ в 2031-м после прове-
дения ходовых испытаний. Сооруже-
ние последующих бортов займет 70
месяцев. Значительную экономию
времени при разработке производ-
ственной документации предполага-
ется получить за счет использования
в конструкции «Колумбии» до 70 про-
центов компонентов многоцелевой
АПЛ класса «Вирджиния».
ТТХ ПЛАРБ «Колумбия» прош-
ли межведомственное согласование.
Водоизмещение в погруженном со-
стоянии – около 21 тысячи тонн (19
тысяч тонн у «Огайо»), экипаж – 155
человек. 16 баллистических ракет
Trident II (D5) на борту. Не требую-
щий перезагрузки активной зоны
ядерный реактор. Однократный в те-
чение срока эксплуатации профилак-
тический ремонт неядерного обору-
дования, длящийся не более двух лет.
Специалисты Счетной палаты
США критически оценивают намере-
ние создателей включать «сырые» кри-
тические технологии в процесс рабо-
чего проектирования до получения
ими официальной сертификации. Это
чревато такими неприятными сюр-
призами, как удлинение сроков реали-
зации проекта и его удорожание.
В. РЫБАЧЕНКОВ,
советник МИДа РФ в отставке
НА статью «Подводные камни нового поколения» (№ 48, 2017)
Аудиторы считают проект недоработанным,
но Пентагон настроен решительно
Гребной
винт
Рули
Ядерный реактор
Баллистические ракеты
Спасательная капсула
Жилые помещения и камбуз
Горизонтальные рули
Носовой
гидролокатор
Ракеты «Томагавк»
Парус
Турбинный отсек
Машинное отделение
Шлюзовая камера
Когда студент на экзамене отвечает
не по теме, становится ясно: он перевол-
новался и не вдумался в суть вопроса в
билете. Так и наши читатели, ознако-
мившись со статьей про Лавра Корни-
лова, остались в недоумении, а как, соб-
ственно, правильно называть боевого
генерала после всех похвал в его адрес по
ходу повествования. По мнению автора,
он г-н Никто, потому что
«не был ни пол-
ководцем, ни политиком»
. А как же тогда
с хвалебными оценками, цитирую:
«врожденный бойцовский характер»
,
«вы-
пустился из училища с золотой медалью»
,
«знаток Туркестана»
, в Николаевской
академии Генерального штаба
«учился
блестяще, свидетельством чему серебря-
ная медаль»
,
«разведчик и этнограф проя-
вил себя еще и как писатель, чей труд бла-
гожелательно приняло научное сообще-
ство»
(по поводу книги Л. Корнилова
«Кашгария или Восточный Туркестан»).
Не буду утомлять читателя перечисле-
нием доблестей, приведу лишь еще одну:
«В апреле 1915 года 48-я
(армия)
попала в
очередное окружение, а ее командир – в
плен, из которого бежал уже в следующем
году, став в Первую мировую единствен-
ным генералом, сумевшим это сделать
(по
некоторым данным, таких генералов
было 62. –
В. В.
).
В России его встречают
как героя. И начинается головокружи-
тельная карьера: едва ли не за год он про-
ходит путь от комкора до командующего
Петроградским военным округом – имен-
но это назначение стало последним при-
казом, подписанным императором Нико-
лаем II за несколько часов до отречения»
.
И вдруг вывод – господин Никто. Ока-
зывается, причина здесь такая:
«Взлет
Корнилова был обусловлен отнюдь не про-
явленным им талантом полководца
(просьба обратить внимание на эту кон-
статацию. –
В. В.
).
Ведущее место в рос-
сийской военной элите обеспечила попу-
лярность в экзальтированном обществе»
.
Вот как! Ошиблось общество, сделав его
своим героем.
Хотя Корнилов и является моим кол-
легой по военно-дипломатическому цеху,
для меня он идеологический противник.
Но сегодня не это главное. Корнилов
хотел прежде всего остановить разложе-
ние внутри страны, вернуть боеспособ-
ность армии и продолжить участие в
Первой мировой войне до победного
конца. Тем самым он восстал против сил,
которые вели Россию, как считал генерал,
к катастрофе. Но попытавшись устано-
вить военную диктатуру, выбрал не тот
путь и в этом смысле был действительно
плохим политиком.
Но сегодня, спустя 100 лет, для мно-
гих он остается народным героем, челове-
ком бесспорной офицерской чести, вер-
ным солдатскому долгу. И здесь нельзя не
согласиться с выводом, который сделал
об этой личности А. Шишов: «Корнилов
привнес в отечественную историю соб-
ственное «я», хотя и проиграл на воен-
ном поприще в противостоянии Белого
и Красного дела. Он «метил в диктато-
ры» в августе и декабре 1917 года. Но
переустроить новую Россию «на белый
лад» не смог даже ценой собственной
жизни, которую выходец из сибирских
казаков положил на алтарь Гражданской
войны без колебаний» («Несостоявшийся
диктатор России», «ВПК», № 5, 2009).
В. Винокуров,
вице-президент Лиги
военных дипломатов,
доктор исторических наук
НА статью «Генерал Никто» (№ 1, 2018)
Лавр
сделал
свое дело
Но Россия не могла
вручить свою судьбу ему,
знатоку Туркестана
НА статью «Сибирский задел»
(№ 37, 2017)
На полуголом
энтузиазме
По инвестициям в науку Россия
с трудом обогнала Бразилию
Двадцатка стран – лидеров по объему
внутренниХ затрат на исследования и разработки
в 2015 году (млрд долл. в расчете по паритету
покупательной способности)
Россия
США
Китай
Япония
Германия
Республика
Корея
Франция
Индия
Велико-
британия
Бразилия
Тайвань
Италия
Канада
Австралия
Испания
Нидерланды
Турция
Швеция
Швейцария
Австрия 12,9
13,6
13,9
15,1
16,3
19,2
23,1
25,8
27,7
32,4
39,7
40,5
44,2
48,1
58,8
72,3
108,8
166,9
368,7
457,0
0
100
200
300
400
500
Гребной
винт
Рули
Ядерный реактор
Баллистические ракеты
Спасательная капсула
Жилые помещения и камбуз
Горизонтальные рули
Носовой
гидролокатор
Ракеты «Томагавк»
Парус
Турбинный отсек
Машинное отделение
Шлюзовая камера
В «Колумбиях»
обнаружена
сырость
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook