Митрополит Рязанский и Михайловский Марк о зарубежном паломничестве. Паломничество к святыням древней неразделенной церкви. Часть 4
Её храмы и монастыри также расположены во многих местах Святой Земли, связанных с библейскими событиями. Кроме того, в первом тысячелетии по Рождестве Христовом на территории нынешних Британии, Испании, Франции, Германии, Бельгии и других европейских государств воссияли сотни подвижников веры и благочестия. Напоминанием об этом благодатном для Европы времени являются древние аббатства и храмы, большая часть которых сегодня, к сожалению, лежит в руинах.
Православный паломник, соприкоснувшийся с христианскими святынями Запада, без труда заметит отличия, существующие между православной и католической поклонническими традициями. Как правило, здесь мощи святых Угодников Божиих хранятся в ризницах больших соборов и монашеских обителей в особых металлических ковчегах, обычно не защищённых стеклом, как это практикуется в России. Иногда ничем не прикрытые костные останки размещаются в особых «групповых» киотах. У католиков в настоящее время традиции поклоняться мощам святых и прикладываться к ним не существует. Однако православный человек вполне может поклониться святыне и помолиться перед ней, если предоставляется такая возможность.
Вместе с тем важно помнить, что со времён Крестовых походов, когда похищенные из Иерусалима и Константинополя останки святых продавались в Европе за немалые деньги, здесь появилось большое число поддельных реликвий. Если нет твёрдой уверенности, что перед вами подлинные мощи того или иного раннехристианского святого, разумнее просто про себя помолиться ему. Разумеется, участие в католических мессах и различных религиозных шествиях для православных людей недопустимо.
Случается, что наши соотечественники пренебрежительно относятся к католикам, воспринимая их как «не вполне христиан». Однако следует помнить, что в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, подчёркивается, что «общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишённые благодати Божией». Этим же документом на каждого члена Церкви возлагается задача православного свидетельства. Эффективность такого свидетельства напрямую зависит от проявляемого нами уважения к другим людям, которые также исповедуют Христа Сыном Божиим и Спасителем мира.
У католиков в настоящее время традиции поклоняться мощам святых и прикладываться к ним не существует.Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Помимо Римско-католической в мире существует ряд христианских, но неправославных Церквей. К их числу относятся Армянская Апостольская, Коптская, Эфиопская, Сиро-Яковитская. (Не должно вводить в заблуждение именование этих Церквей православными. Дело в том, что греческим словом «Ортодокс» в данном случае обозначается отличие этих Церквей от аналогичных униатских, то есть находящихся в состоянии литургического общения с Римом).
В древности их предстоятели не признали деяний проходившего в Халкидоне IV Вселенского Собора, где было подтверждено присутствие во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Церкви эти получили именование «дохалкидонских» (то есть оставшихся на уровне исповедания веры до Халкидонского собора) или «монофизитских» (то есть верующих в то, что во Христе есть только одна Божественная природа). Православному христианину подобает с уважением относится к священным изображениям, находящимся в храмах этих Церквей, однако прикладываться к ним или принимать участие в богослужениях не стоит.
Продолжение цикла материалов о зарубежном паломничестве >>
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.
Спасибо, ваш комментарий добавлен.
После проверки редактора комментарий будет опубликован на сайте.