Газета «Военно-промышленный курьер». №11 (724) 20-26 марта 2018 года - page 5

05
Константин СИВКОВ,
заместитель
президента РАРАН
по информационной
политике,
доктор военных наук
На открытии выставки «Инно-
пром-2017» было сказано о необхо-
димости увеличить производство
высокотехнологичной
продукции
гражданского назначения оборонно-
промышленным комплексом страны
в целях развития отечественной ин-
дустрии. На съезде Союза машино-
строителей президент развил мысль:
«Пик загрузки ОПК в рамках гос-
оборонзаказа произойдет в следую-
щем году, и потом все это будет по-
степенно снижаться. Рассчитываю,
что оборонные предприятия исполь-
зуют накопленный потенциал для
конверсии и диверсификации произ-
водства, наладят выпуск конкурент-
ной и, подчеркну, высокотехноло-
гичной продукции гражданского на-
значения».
Определены сроки конверсии. Их
неоднократно называли президент и
ответственные министры. К 2020
году долю гражданской продукции
предстоит довести не менее чем до 17
процентов, к 2025-му – до 30 процен-
тов. А к 2030 году предприятия ОПК
как минимум половину своей про-
дукции должны выпускать для граж-
данского сектора. При этом глава
Минпромторга РФ Денис Мантуров
отметил, что предприятия ОПК
могут достичь к 2020 году показателя
20 процентов. Прямо социалистиче-
ское перевыполнение плана.
При этом расходы на конверсию
должны покрываться из средств, вы-
деляемых на обновление производ-
ственных мощностей «оборонки» с
учетом того, чтобы в дальнейшем на
этих же предприятиях велся выпуск
конкурентоспособных гражданских
изделий.
Конверсия предусматривает ре-
шение четырех основных задач, кото-
рые президент сформулировал как
приоритеты. Во-первых, предприя-
тия ОПК должны стать активными
участниками масштабных общегосу-
дарственных программ, на-
пример таких, как модерни-
зация электроэнергетики и
развитие цифровой эконо-
мики, оснащение медучреж-
дений, экологическое оздо-
ровление территорий, созда-
ние индустрии переработки
и утилизации отходов. Во-
вторых, устранение барье-
ров, в частности законода-
тельных, препятствующих
диверсификации оборонных
производств, в том числе
при госзакупках. В-третьих,
стартовые заказы, которые
помогут
предприятиям
более уверенно пройти на-
чальный этап. Для этого компании с
госучастием должны переориентиро-
ваться на закупку существующих и
создаваемых отечественных аналогов
вместо иностранных. В-четвертых,
обеспечить сбалансированное разде-
ление рисков и затрат между государ-
ством и предприятиями ОПК, в
частности механизмы специальных
инвестиционных контрактов.
За конверсию отвечают Мин-
промторг России как регулятор и
Внешэкономбанк как государствен-
ный институт развития. Согласно
программе требовалось создать ком-
мерческую организацию по продви-
жению гражданской продукции ОПК
на российском и международном
рынках. В результате на базе ООО
«Национальный центр информатиза-
ции» (НЦИ), дочки Ростеха, и ОАО
«Федеральный центр проектного фи-
нансирования» (ФЦПФ) создано
НПО «Конверсия». Основная его за-
дача – выявление потребностей рынка
и поиск возможностей для продвиже-
ния продукции предприятий ОПК,
их аналитическое сопровождение, со-
действие в привлечении финансиро-
вания. Кроме того, НПО «Конвер-
сия» будет участвовать в переподго-
товке сотрудников предприятий
ОПК, в частности по вопросам мар-
кетинга, промышленного дизайна,
рыночной аналитики.
Возникает вопрос: а что с Госпро-
граммой вооружения? Объемы фи-
нансирования на 2018–2019 годы
столь велики, что начиная с 2020-го
их можно сокращать, причем значи-
тельно? Обратимся к цифрам. Со-
гласно действующей ГПВ на 2018–
2027 годы Россия должна потратить
19 триллионов рублей только на
производство новых видов оружия и
боевой техники для армии. Это по
1,9 триллиона в год. Между тем в
2017 году на эти цели было выделе-
но чуть более 1,5 триллиона рублей,
что на пять процентов меньше, чем
в 2016-м. Объем ГОЗ-2018 сопоста-
вим. А далее возможное сокращение
ГОЗ на 30–40 процентов, звучат
тревожные голоса. Президент заяв-
ляет, что снижения объемов ГОЗ до
2027 года (до конца действующей
ГПВ) не будет. Но с учетом планов
сокращения объемов ГОЗ после
2018 года получается, что за 10 лет
объем средств на Госпрограмму воо-
ружения 2018–2027 годов составит
менее 15 триллионов рублей, что
почти на 27 процентов меньше, чем
предусмотрено программой. То есть
ГПВ недофинансируют, причем в
значительных объемах.
А если вспомнить, что «к 2020
году доля гражданской продукции
должна быть доведена не менее чем
до 17 процентов, а к 2025-му – до 30
процентов от общего объема произ-
водства российского ОПК» и это не-
обходимо, чтобы «обеспечить пол-
ную загрузку предприятий ОПК и
их финансовую устойчивость, после
прохождения пика объемов гособо-
ронзаказов и их последующего со-
кращения после 2020 года», стано-
вится понятно, что и 15 триллионов
рублей на ГПВ-2018–2027 не будет:
объемы ее финансирования сокра-
тятся значительно более чем на 27
процентов. По сути это означает рез-
кое урезание ГПВ. И процесс уже
пошел. В частности, ВС РФ отказа-
лись от одной из приоритетных про-
грамм развития СЯС – развертыва-
ния БЖРК «Баргузин».
«Кинжалов» мало
Но может, это обоснованно? Фор-
мируются более благоприятные и
безопасные условия существования
нашей страны? Оценим. Начнем с
геополитики. Основные глобальные
противоречия в сравнении с 2014
годом, когда начался активный про-
цесс перевооружения наших ВС, усу-
губились. При этом остались антаго-
нистическими по своей природе. И
агрессия направлена именно против
России как главного препятствия в
стремлении к глобальному домини-
рованию.
Составим собственное представ-
ление о целесообразности полномас-
штабного выполнения ГПВ 2018–
2027 годов и допустимости плани-
руемой конверсии. Для этого срав-
ним боевой и численный состав
наших ВС, оснащенность их боевой
техникой и вооружением с основным
противником – США. Перечислять
ВВТ в российских и американских
ВС нет смысла – данные легко найти
в Интернете. Зафиксируем главное:
значительное превосходство США
по количественному составу боевой
техники. Так, по авианос-
цам американский флот
превосходит российский в
12 раз (при этом «Кузнецов»
по боевому потенциалу со-
ответствует примерно по-
ловине американского со-
брата), по крейсерам – в 6,5
раза, по эсминцам – впяте-
ро, по многоцелевым АПЛ
– вчетверо.
В воздушно-космической
сфере дела не лучше. По
боевым самолетам (истре-
бители, бомбардировщики,
штурмовики) американские
ВВС и ВМС почти в четы-
ре раза превосходят рос-
сийские ВКС и морскую авиацию.
При этом последняя уступает аме-
риканской примерно на два поряд-
ка. С учетом самолетов обеспечения
общее количественное превосход-
ство авиации США – почти восьми-
кратное. Тут уместно вспомнить о
нашем Су-57. Первоклассная ма-
шина, достойный соперник амери-
канскому F-22. Но их всего четыре,
а F-22 – более 200! В авиации обе-
спечения выделяются самолеты
ДРЛО, без которых обнаружить
маловысотные цели типа «Томагав-
ка» и «Калибра» невозможно. У Рос-
сии – около 16 таких машин, у США
– более 60. Велико американское
превосходство и в самолетах ВТА,
значение которой ярко показала
Сирия.
Мне могут возразить: России до-
статочно, мы не собираемся воевать
на всем земном шаре, как США. Да,
это так. Но мы имеем глобальные
экономические интересы, которые
надо защищать.
Констатируем: наше вооружение
и боевая техника первоклассные, есть
образцы, не имеющие аналогов за ру-
бежом. Но их мало до неприличия.
Нам нужны Вооруженные Силы, хотя
бы близкие по количественным пока-
зателям к американским.
Наши образцы ВТО лучше аме-
риканских. Но в войсках они в дефи-
ците. Российская армия испытывает
серьезный дефицит боеприпасов к
ВТО. По открытым данным, число
«Томагавков» в американских ВС –
4500–7500 единиц. И ежегодно за-
купается около 500 таких ракет. То
есть в течение 9–12 лет происходит
полная замена арсеналов. «Калиб-
ры» стали в массовом порядке по-
ступать в войска примерно с 2013
года. Открытых данных об объемах
производства и наличии нет. Оце-
ночно на основании информации о
закупках боевой техники по ГОЗ
ежегодные поставки «Калибров» –
от 30–40 до 50–60 единиц в год.
Это вполне соответствует интенсив-
ности их применения в Сирии.
Общие запасы такого оружия в
наших ВС можно оценить от 150–
200 до 300–400 единиц. Этого хва-
тит на одну полноценную воздуш-
ную операцию, подобную тем, кото-
рые проводят США.
Сложная ситуация с боеприпаса-
ми к ствольной и реактивной артил-
лерии. Опыт и расчеты показывают,
что для ведения всего одной опера-
ции фронтового масштаба продол-
жительностью 15–20 суток (на пер-
вом этапе вооруженного конфликта
или локальной войны) потребуется
более миллиона различных боеприпа-
сов калибром свыше 76 миллиметров.
Нам сейчас хотя бы годовое произ-
водство довести до этой цифры. С
зенитными и противокорабельными
ракетами для флота, ВКС, СВ дела не
лучше.
МБР «Сармат», гиперзвуковой
«Кинжал» и КР особо большой даль-
ности с ядерной энергетической
установкой – образцы, безусловно,
прорывные. Против них бессильны
все существующие системы ПВО и
ПРО. Но стратегически значимым
фактором
прорекламированные
президентом изделия станут только
при массовой поставке в войска. КР
«Кинжал» должно быть порядка
500, МБР «Сармат» – 100–150. На-
лаживание их выпуска в таком коли-
честве в приемлемые сроки никак не
коррелируется с предполагаемой
конверсией.
И с этой точки зрения впору не
сворачивать военное производство и
объем ГОЗ, а наращивать. Запросы
Минобороны в объеме 30 триллио-
нов рублей на новую ГПВ представ-
ляются весьма скромными.
Конверсия имеет смысл лишь как
процесс создания новых мощностей
на предприятиях ОПК без свертыва-
ния военного производства ни в ма-
лейшей мере, а может, даже и с его
увеличением. Но для этого нужна ре-
альная поддержка государства с инве-
стированием значительных ресурсов.
А это возможно только в отношении
казенных предприятий – с какой
стати общество должно финансиро-
вать частный бизнес.
Деньги есть, их не там ищут
Предвижу крокодиловы слезы
либералов и рыночников, «радею-
щих» за бедный народ, предостере-
жения типа «СССР от этого разва-
лился». Во-первых, этим господам
стоит напомнить, что нищим народ
сделали они, бросив страну в дикий
капитализм. А во-вторых, деньги
надо искать не в бюджете науки, об-
разования, медицины и других соци-
альных сфер. На порядки большие
суммы «гуляют» в других областях.
Например,
в
доходах
топ-
менеджмента государственных и
частных предприятий и корпораций,
у их собственников.
В заключение стоит вспомнить
горбачевско-ельцинскую конверсию.
С точки зрения военно-политических
условий она выглядела оправданной
– с Западом мы замирились, строили
общеевропейский дом, вооружения и
боевой техники в СССР было вполне
достаточно. И главное – советский
ОПК уже был частично конверсиро-
ван. Сегодня гражданский сектор
ОПК усилиями реформаторов почти
полностью уничтожен. И как все
помнят, та конверсия, несмотря на
намного более благоприятные пред-
посылки, привела к печальным ре-
зультатам…
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
СТРАТЕГИЯ
ЦЕНА ВОПРОСА
реклама
С учетом самолетов
обеспечения общее
количественное
превосходство
авиации США
почти восьмикратное
Бьемся
в конверсиях
Разрекламированные президентом изделия
станут стратегически значимым фактором
только при массовой поставке в войска
ОПК ждет конверсия. Наш президент неоднократно делал в различных аудиториях заявления
об этом. Способствуют ли сокращению производства оборонной продукции военно-
политические условия и состояние отрасли?
google.com
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
– В мире происходят серьезные из-
менения, против России ведется откры-
тая, целенаправленная и согласованная
атака. Свое влияние санкции оказывают
и на отношения России со странами СНГ,
потому что они наложены на нас, но не
на партнеров. В этой ситуации довольно
трудно развивать экономическое сотруд-
ничество. И если учесть то, что амери-
канцы пригрозили карать всех, кто поль-
зуется российским оружием, в области
военно-политической возникает сложная
коллизия. Пока она решается достаточно
успешно, но с напряжением.
–Если исходить из того, что говорил
Владимир Путин после завершения вы-
боров: Россия должна совершить рывок,
думается, за нами последуют и наши
партнеры из постсоветских государств?
– Полагаю, они присоединятся, по-
тому что достаточно глубоко интегриро-
ваны с нами. Другое дело, что есть Укра-
ина: политически она отдаляется от Рос-
сии, но экономически остается в доста-
точно серьезном симбиозе. Думаю,
постепенно эта связь будет ослабляться
– киевские власти переориентируются на
европейский рынок. Но мы видим, что
там им не удалось получить свободную
нишу. Если говорить о республиках За-
кавказья – Армении и Азербайджане, за-
мечу: Ереван не без основания проводит
многовекторную политику. Есть много-
численные и влиятельные диаспоры в
нашей стране, Франции и Соединенных
Штатах. Но в военно-политическом плане
Армения как была, так и остается под
влиянием России. Никто гарантий, кото-
рые Ереван получает в Москве, ему в Ев-
ропе, а тем более в США не давал и не
даст. В Баку также понимают, что только
на основе баланса отношений с Турцией,
Западом и Россией смогут успешно про-
водить свою политику. Не стоит забывать
и о наличии в России почти двухмилли-
онной армии гастарбайтеров, которые во
многом поддерживают азербайджанскую
экономику.
–Как будут выстраиваться отноше-
ния с Белоруссией?
– Нормально. Все экономические
«сучки и задоринки» связаны, с моей
точки зрения, с недостаточностью реаль-
ного включения белорусского руковод-
ства в наши политические кланы. Так на-
зываемые торговые войны всегда ведут-
ся даже достаточно тесно интегрирован-
ными государствами. Между Германией
и Францией, к примеру, такие битвы по-
лыхают, просто они не выносятся на
самый верх. А белорусское руководство
очень любит экономические конфликты
поднимать до политического уровня. Но
в итоге все заканчивается прагматично.
– Каких шагов вы ждете от прези-
дента?
– Чтобы поставленная и публично ак-
центированная для элиты страны сверх-
задача рывка перешла в плоскость дей-
ствия.
–Особое место в этом должно быть
отведено Дальнему Востоку?
– Сегодня у нас попросту нет иных
вариантов того, как приступить к круп-
номасштабным
инфраструктурным
проектам, фактически к проектирова-
нию новых молодежных городов. Это
центральная задача на ближайшие
двадцать лет. За это время требуется
построить тысячу обновленных горо-
дов. И начинать нужно именно с Даль-
него Востока.
Во Владивостоке на промышленном
форуме «Локомотивы роста» 22 февра-
ля серьезно поддержана идея строи-
тельства на юге Приморского края био-
экополиса Хасан. Предстоит создавать
город с условным названием Лазарев
там, где будет мост на Сахалин. Нужно
доводить до ума наукоград Циолков-
ский. Строительство молодежных ульт-
расовременных городов на основе но-
вейших мультиинфраструктур – главная
задача.
– Но для молодежных современных
городов нужны жители и работники, а где
их брать, если на Дальнем Востоке депо-
пуляция?
– Депопуляция, как это прекрасно по-
казал один из лучших исследователей
Дальнего Востока Владимир Ефременко,
впрямую зависит от сокращения занято-
сти в регионе. Поэтому, только создавая
перспективные, высококвалифицирован-
ные рабочие места для молодежи, мы
сможем остановить ее и начать разви-
ваться.
– По вашему мнению, глава государ-
ства, элита действительно настроены на
рывок?
– Президент настроен, но каждый раз,
когда он говорит о рывке, возникает ощу-
щение, что сидящие в зале думают о чем
угодно, но не о сути. В этом случае между
Путиным и элитой существует колоссаль-
ный разрыв.
– Как, с вашей точки зрения, решить
эту проблему?
– Думаю, требуется создать штаб
рывка, найти человека, который будет
персонально ответственен. Следует выде-
лить мобилизационный коллектив и дать
ему полномочия. Должна быть сформу-
лированная подробная программа рывка.
За президентом – кадровые решения,
чтобы у него появился инструмент дей-
ствия, иначе все останется по-прежнему.
– XXI станет в России веком Дальнего
Востока?
– Нам нужно, как говорит президент,
сделать Дальний Восток приоритетом. Ре-
гион должен стать центром, где возника-
ют эффекты развития, откуда они будут
переноситься на запад государства. Не
дальневосточники должны уезжать туда,
а новые идеи. Без этого мы не расшеве-
лим страну и не сможем выстоять в тяже-
лой геополитической ситуации.
Беседовал Сергей КАРПАЧЕВ
Во главе
постсоветского пелетона
Как изменения у нас могут сказаться на отношениях
с государствами Содружества, «Военно-промышленному
курьеру» рассказал заместитель директора Института стран
СНГ Владимир ЖАРИХИН.
Эффект тысячи городов
Председатель наблюдательного совета Института демографии
и регионального развития политолог Юрий Крупнов
рассказал «Военно-промышленному курьеру», как может
развиваться страна, где находятся точки прорыва и роста.
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook