ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
03
ГЕОПОЛИТИКА
ской оппозиции в центральной и южной ча-
стях страны с переносом основной тяжести
военных усилий не на израильское направле-
ние, а на провинцию Идлиб и регион восточ-
нее Евфрата. Именно там решается вопрос
саудовского присутствия в Сирии, что прио-
ритетно для Ирана по сравнению с израиль-
ским направлением – для создания «шиит-
ской дуги». Иерусалим в долговременном
вооруженном конфликте с Тегераном также
не заинтересован.
РАКЕТНО-БОМБОВЫЙ СПЕКТАКЛЬ
Де-факто Иран и Израиль разыграли на
сирийской арене впечатляющий спектакль с
целью донести до мирового сообщества свои
позиции. Главное – это ядерная сделка с
Ираном (СВПД), выход из нее США и полити-
ческая изоляция американцев со стороны их
союзников. Это тревожит Израиль. Демон-
страция «разведдокументов», организован-
ная Нетаньяху накануне решения Вашингто-
на по выходу из СВПД с обвинением Ирана в
нарушении условий сделки, никакого воз-
действия на ЕС не оказала. ЕС может проиг-
норировать санкции США. Провоцируя иран-
цев, израильтяне поддерживали высокий
градус напряженности, осложняя для евро-
пейцев защиту СВПД на фоне «агрессивных
действий» Тегерана.
Нанесение им ударов по израильским
целям должно было ужесточить позицию США,
стимулируя Америку на прямое противостоя-
ние Ирану в Сирии. Эксперты полагают, что
самостоятельно на серьезные военные дей-
ствия против Исламской Республики Израиль
не готов, что он продемонстрировал в годы
администрации президента Обамы. Это в Пен-
тагоне просчитывали, откуда и относительно
«спокойная» реакция Вашингтона на описыва-
емые события. Соединенные Штаты не ком-
ментируют нанесение ударов иранскими сила-
ми «Аль-Кудс» по передовой линии Армии обо-
роны Израиля на Голанах и рекомендуют об-
ращаться по этому поводу к правительству
Израиля. Это означает дипломатическую под-
держку. Иранцы продемонстрировали Европе
возможные последствия выхода США из СВПД
и негативно отреагировали на шаги израиль-
ского премьера по демонстрации его растуще-
го «понимания» с Москвой.
По оценке американских аналитиков,
Иран и Израиль вряд ли попытаются расши-
рить конфликт за пределы сирийского про-
странства, но остается риск того, что боевые
действия между ними выйдут из-под контроля.
Они полагают, что дипломатический подход к
Москве не дал результатов. Но крайне важно
не доводить в Сирии до конфликта с Россией,
при этом поддерживать тесное сотрудничество
с Соединенными Штатами и занимать более
агрессивную позицию в отношении Ирана.
На востоке Сирии, по данным Пентагона,
участились стычки между поддерживаемы-
ми США отрядами «Сирийских демократиче-
ских сил» и шиитским ополчением. Иранская
и сирийская ПВО рискуют перепутать само-
леты возглавляемой Соединенными Штата-
ми коалиции с самолетами израильских ВВС.
Проиранские боевики в Сирии могут нанести
удар по силам США. Приоритетом России в
этой ситуации, несомненно, будет деэскала-
ция конфликта между Ираном и Израилем,
учитывая риски, которые он представляет
для российских сил и целей в Сирии.
США также настроены на деэскалацию
конфликта, который угрожает вовлечением
их в широкомасштабные военные столкнове-
ния в Сирии, что Вашингтону не нужно. Его
цель – сохранение относительной зоны ста-
бильности в регионе восточнее Евфрата с
созданием там альтернативных Дамаску
структур исполнительной власти среди мест-
ных суннитов. Для этого нужны время и от-
сутствие локальных столкновений.
БОЛЬШЕ ОЗАБОЧЕННОСТИ!
Основные вопросы дискуссии политоло-
гов в международных СМИ: ударят ли США
по Ирану? Будет ли полномасштабная война
в регионе? Приведут ли действия США к
власти в Иране «ястребов» из КСИР, кото-
рые возобновят ядерную программу? Погру-
зится ли регион в хаос, которым на расстоя-
нии будут управлять США, уйдя с Ближнего
и Среднего Востока? Удастся ли США под-
чинить себе ЕС? Что делать в такой ситуа-
ции России?
Похоже, что Вашингтон не будет в насто-
ящее время наносить удары по иранским
целям ни в самой Исламской Республике, ни
в Сирии. Это очевидно в период до 4 ноября,
когда антииранские санкции будут возобнов-
лены: американцы не для того их вводят,
чтобы воевать. Тем более что их удары ниче-
го не решают и ни на что повлиять не смогут.
Основной упор политики США на иранском
направлении заключается не в военном воз-
действии, а в попытках экономического уду-
шения страны и стимулирования социальных
волнений на фоне экономических трудно-
стей. Без США никто из их союзников вое-
вать с Ираном в полной мере не будет.
Такой конфликт означает, помимо потерь
в людях и в экономическом потенциале, отказ
от диверсификации экономики, которую про-
возгласили КСА и ОАЭ. Это справедливо и по
отношению к Израилю, стремящемуся уча-
ствовать в противостоянии с Ираном только
вместе с США, что он и пытается в конечном
счете достигнуть за счет стимулирования Ва-
шингтона к выходу из СВПД и превентивному
удару. Такие шаги пока купируются Пентаго-
ном, выступающим против любых военных
операций минимум до тех пор, пока проиран-
ские силы не начнут активно действовать про-
тив американских военных в регионе.
Иранцы, европейцы и
американцы будут искать
пути достижения удобного
для себя компромисса до
4 ноября. В Тегеране же ста-
нут ждать, не выходя из
ядерной сделки, и зондиро-
вать позицию европейцев.
Разговоры о приходе к вла-
сти «ястребов» из КСИР в
Иране пока не имеют под
собой оснований. Последняя
их попытка усилить позиции
во властной архитектуре
ИРИ в период недавних со-
циальных волнений прова-
лилась. Лидер ультраконсерваторов и бывший
президент Махмуд Ахмадинежад до сих пор на-
ходится под домашним арестом. Фронда КСИР
была подавлена верховным лидеромИРИ аятол-
лой Али Хаменеи, никогда не допускавшим аб-
солютного доминирования во власти КСИР как
основного конкурента духовенства Ирана в
борьбе за верховную власть, которым являются
именно они, а не реформаторы.
Что до ЕС, характерны слова президента
Роухани. В телефонном разговоре с Ангелой
Меркель он произнес: «Я призываю Европей-
ский союз, в частности Францию, Великобри-
танию и Германию, проявить твердую пози-
цию, чтобы гарантировать иранские интере-
сы в рамках заключенного соглашения». Это
касается таких вопросов, как продажа нефти,
газа, нефтепродуктов и банковские отноше-
ния. Меркель подтвердила, что Берлин при-
вержен соглашению по атому, пока Иран
продолжает выполнять собственные обяза-
тельства. Она также высказалась за начало
в расширенном составе государств перего-
воров с Тегераном о его баллистической ра-
кетной программе, а также о действиях в ре-
гионе, в том числе в Сирии и Йемене.
Министр экономики и финансов Франции
Брюно Ле Мэр, комментируя решение США о
выходе из ядерной сделки по Ирану с последу-
ющим восстановлением санкций в отношении
Тегерана, сказал в эфире радиостанции «Ев-
ропа-1»: «Настало время перейти от слов к
действиям с точки зрения экономического су-
веренитета». Европа, по словам министра, не
должна быть вассалом США. Ле Мэр сообщил,
что в конце мая встретится с британским и не-
мецким коллегами, чтобы «посмотреть, что
можно сделать в ответ на решение США». И
отметил, что европейские страны уже ведут
работу над тем, чтобы наделить Европу финан-
совыми инструментами, которые позволят ей
быть независимыми от США.
Что до России, любой серьезный конфликт
на Ближнем Востоке автоматически играет на
долгосрочный интерес Москвы как экономи-
чески (поскольку уходят с рынка источники
углеводородов для Европы и Азии, которые
американский сланцевый газ компенсиро-
вать не смогут), так и политически. В такой
ситуации акцентируются возможности РФ
как военной супердержавы и гаранта спо-
койствия границ той или иной страны, не
говоря уже об активизации экспорта оружия.
При этом конфликт напрямую Россию не за-
трагивает, но определяет конец системы од-
нополярного мира.
Из этого следует ответ на вопрос, что де-
лать Москве. Ничего больше, чем то, что она
делала до сих пор: стояла над схваткой, дово-
дя до логического результата свою линию по-
ведения в Сирии. СВПД – вопрос взаимоотно-
шений между США, ЕС и арабским миром.
Основная задача российских дипломатов тут
– говорить правильные слова и выражать оза-
боченность. Во всем прочем работают иные
формы дипломатии, прежде всего военно-по-
литической, как в Сирии и Афганистане.
Благо, играть на европейском недовольстве
США или стать мостом для Европы в Иран,
как к этому призывают некоторые отечествен-
ные эксперты, у России не получится.
В первой ситуации – не та степень кри-
тичности отношений в атлантическом блоке.
США остаются ключевым партнером Евросо-
юза, несмотря на разногласия в том числе по
торговым вопросам и в свете их выхода из
ядерной сделки с Ираном. Во второй – Евро-
па не нуждается в России для организации
отношений с Ираном.
Дональд Трамп пытается восстановить
полное доминирование Вашингтона над евро-
пейскими и арабскими союзниками США. Это
стратегия, а не тактика. Поэтому разговоры об
уходе американцев с Ближнего Востока бес-
смысленны. Пока там есть Россия, никуда они
из региона не уйдут. Это вопрос геополитики.
Другое дело, что Трамп как бизнесмен прежде
всего старается финансировать это пребыва-
ние за счет союзников, и многое из того, что он
делает, объясняется именно этим. Что не учи-
тывается экспертами, которые пытаются объ-
яснить его деятельность, опираясь на мнения
политологов и дипломатов о том, как должны
строиться международные отношения исходя
из традиционных представлений о «правилах
игры», выработанных ими самими.
Трамп не обращает внимания ни на что,
кроме конечного результата, а если он оказы-
вается иным, чем ожидалось, с легкостью за-
являет, будто добивался как раз того, что про-
изошло, и именно таковой идет на пользу Со-
единенным Штатам. Достаточно вспомнить
историю с противостоянием Катара и «араб-
ской четверки», которое он спровоцировал,
получив прибыль от обеих сторон, заключив-
ших с США военные контракты и взявших на
себя беспрецедентные финансовые обяза-
тельства перед Вашингтоном вопреки их ис-
креннему убеждению, что каждый из амери-
канских партнеров получит от президента
Трампа то, что хотел. Нет сомнений, что и в
ситуации с Ираном он имеет в виду отнюдь не
то, что выдвигает на первый план.
Статья построена на материалах
эксперта ИБВ Ю. Щегловина
ноября состоятся промежуточные выборы, на которых будут переиз-
браны все члены палаты представителей конгресса, обретут новых
владельцев 35 мест из ста в сенате и 39 губернаторских кресел.
Кроме того, как показывает практика, результат промежуточных вы-
боров в конгресс сигнализирует о вероятном результате следующих
президентских выборов, до которых осталось два с половиной года.
Такая связь не носит причинно-следственного характера и скорее
показывает, у кого больше шансов в борьбе за пост главы Белого
дома. Другое дело, если конгресс перейдет под контроль демокра-
тов, которые станут блокировать законопроекты республиканцев и
тем самым в еще большей степени препятствовать решениям До-
нальда Трампа. Таким образом, существует вариант, когда к имею-
щимся противоречиям добавится разделение американской власти
на демократический конгресс и республиканский Белый дом.
Даже перечисленных факторов достаточно, чтобы Трамп поспе-
шил с реализацией намеченных планов, тем более в США наблюда-
ется острейший за последние десятилетия внутриполитический кри-
зис. Президенту активно мешают, особенно на внешнеполитиче-
ском поприще, представители неолиберально-глобалистского
крыла истеблишмента. Если обратиться к регионам Северной Аф-
рики и Ближнего Востока, нетрудно заметить, что серия катастроф
под общим названием «арабская весна» в существенной мере про-
шла там, где у власти долгое время находились режимы, ориентиро-
ванные на Республиканскую партию США. Барак Обама и Хиллари
Клинтон стремились реализовать глобальные планы по переформа-
тированию гигантской территории для создания заслона противни-
кам США, в первую очередь Китаю, в продвижении инфраструктур-
но-логистической сети «Один пояс – один путь». Последний – конку-
рент двум мегапроектам: Трансатлантическому торгово-инвестици-
онному (ТАТИП) и Транстихоокеанскому (ТТП) партнерствам, за
продвижением которых и стоят силы, представляемые г-жой Клин-
тон. Одновременно с этим глобалисты в Северной Африке и на
Ближнем Востоке стремились подорвать позиции своих внутриаме-
риканских противников – республиканцев. Во многом именно с этим
была связана установка на налаживание отношений с Ираном, про-
тивостоящим КСА и его союзникам. Кульминацией усилий глобали-
стов стало принятие летом 2015 года соглашения по иранской ядер-
ной программе (ИЯП).
НЕПОВТОРИМАЯ ИГРА
Трамп и стоящие за ним силы прекрасно видели ситуацию и
после победы на выборах в ноябре 2016 года коренным образом из-
менили подход во внешней политике США, поскольку республикан-
цы – союзники для многих арабских режимов и Израиля, у которого
были весьма натянутые отношения с предыдущим президентом
Обамой и Демократической партией в целом. Кроме того, админи-
страция Трампа выступает с антииранских позиций и активно про-
двигает тезис о том, что соглашение по ИЯП едва ли не катастрофа
для США и следует выйти из совместного всеобъемлющего плана
действий (СВПД).
Нынешний хозяин Овального кабинета отдает себе отчет в том,
что вероятность потерпеть поражение на следующих выборах зна-
чительно отличается от нуля. Значит, следует максимально эффек-
тивно использовать время, особенно на внешнеполитической арене,
в частности на Ближнем Востоке. Поэтому действующая админи-
страция стремится создать такую конфигурацию в Сирии, когда
отыграть назад было бы если не невозможно, то крайне проблема-
тично.
Собственно, необходимость иметь в администрации жестких по-
литиков с антииранскими взглядами в значительной мере и привела к
увольнению Герберта Макмастера и Роберта Тиллерсона с постов со-
ветника по национальной безопасности и госсекретаря соответствен-
но – они не проявляли того уровня решительности, который требовал
от них Трамп.
СОЦЗАКАЗ НА ЯСТРЕБОВ
Их замена на Джона Болтона и Майкла Помпео куда больше со-
ответствовала стремлениям действующего американского прези-
дента. Примечательно, что заявления первого о необходимости соз-
дания арабских «стабилизационных сил» были сделаны в преддве-
рии утверждения второго госсекретарем, а он в свою очередь с 26
по 30 апреля провел встречи с высокопоставленными чиновниками
арабских стран. Одновременно прорабатывается механизм, позво-
ляющий через ООН ввести в Сирию «стабилизационный» контин-
гент из состава некоторых государств, если его создание станет
реальным. Речь идет об использовании резолюции «Единство в
пользу мира» от 3 ноября 1950 года (Резолюция 377), которая при
согласии 9 из 15 членов Совбеза ООН позволяет обойти вето Рос-
сии и передает вопрос на голосование в Генассамблею. Однако
если постоянный член Совбеза, в данном случае наша страна, будет
против рассматриваемого решения, это фактически означает нало-
жение вето на него согласно части 3 статьи 27 Устава ООН. Таким
образом, Запад постарается использовать противоречивую резолю-
цию с тем расчетом, что если все же удастся преодолеть вето Рос-
сии, то можно будет применять этот механизм и в дальнейшем,
вплоть до ликвидации самого этого института. Если же ход не даст
результата, что весьма вероятно, США и их сателлиты попытаются
разработать и реализовать алгоритм действий, который позволил
бы им обойти вето, даже не прибегая к Резолюции 377. В конце кон-
цов американцы неоднократно развязывали агрессию против стран,
игнорируя Совбез ООН, как это было с Югославией в 1999 году и
Ираком в 2003-м, а также, например, с ракетными ударами по Сирии
вместе с британцами и французами.
Вопросы согласования и убеждения сателлитов – процесс для
США небыстрый даже при наличии политической воли и соответству-
ющих ресурсов. Это и вызывает спешку, с которой Трамп и его в оче-
редной раз обновленная администрация стремятся реализовать свой
план. Кроме того, здесь просматриваются подход самого президента
США, считающего, что страны-союзники должны вносить больший
вклад в обеспечение безопасности. Это касается не только членов
НАТО. Например, в последнем совместном стратегическом плане
Госдепартамента и Агентства по международному развитию прямо
говорится о мобилизации глобальной коалиции против «Исламского
государства» (запрещенного в России). Разумеется, борьба с ИГ
лишь ширма, прикрывающая куда более важные для американской
администрации цели.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ГУЛЯЕМ
В Сирии Трамп настаивает на переносе бремени расходов и уча-
стия на местных игроков. КСА в лице министра иностранных дел
Аделя аль-Джубейра заявило, что такое предложение поступало
еще во времена Обамы, но принято не было. При этом, почувство-
вав изменение конъюнктуры при новом президенте США, саудиты
сами стремятся ускорить процесс создания военной коалиции. По-
спешность с их стороны обусловлена тем, что если после ноября
2020 года руководство Белым домом перейдет в руки противников
Трампа, возрастет риск пересмотра всей ближневосточной полити-
ки США. Тогда решение вопроса о прерывании «шиитского пояса»
Ирана может быть отложено на неопределенный срок, за время ко-
торого Тегеран и Москва способны укрепиться в Сирии настолько,
что вернуть ситуацию даже на нынешний уровень окажется крайне
тяжело.
Вопрос еще и в том, что именно американцы могут предложить
саудитам не только за участие в сирийской войне, но и за ее финан-
сирование. Возможно, ответ кроется в ставке на наемников из ЧВК,
что косвенно подтвердил бывший глава Blackwater Эрик Принс, за-
явив о том, что «вся миссия США в Сирии может быть отдана на
аутсорсинг с нулевыми издержками для налогоплательщиков и без
рисков для американского обслуживающего персонала», отмечает
The Wall Street Journal. В таком случае саудовцы должны будут опла-
тить пребывание наемников на освобожденных территориях. Вряд
ли их станут использовать для наступательных операций (максимум
как вспомогательные силы), поскольку при высоких потерях те ма-
лоэффективны, а значит, помимо «псов войны» должны присутство-
вать и регулярные формирования. Так, по данным The Washington
Post, Болтон уже связывался с египетской Службой общей разведки
на предмет готовности Каира выделить военных для «стабилиза-
ции» ситуации в Сирии. По всей видимости, Помпео, отправившийся
в КСА и Иорданию уже госсекретарем, договаривался о том же.
В интересах Москвы задействовать все имеющиеся у нее полити-
ко-дипломатические и военно-технические ресурсы для недопущения
описываемого сценария.
f.azh.kz
реклама
ОБМЕННЫЙ КУРС РАКЕТ
Р
азговоры
об
уходе
американцев
с
Б
лижнего
В
остока
бессмысленны
:
пока
там
есть
Р
оссия
,
никуда
они
не
уйдут
,
это
вопрос
геополитики