Газета «Военно-промышленный курьер». №4 (717) 30 января - 5 февраля 2017 года - page 7

Сергей КАРПАЧЕВ
...Оказался удачной разработкой
Рыцарь XXI века
Робот-разведчик...
07
«ОБОРОНКА»
АКТИВЫ
Научно-исследовательские
работы по определению
требований к боевой индиви-
дуальной экипировке третьего
поколения для военнослужа-
щих закончены.
Специалисты ЦНИИточмаша
(входящего в Ростех) проана-
лизировали накопленный
отечественный и зарубежный
опыт, изучили результаты
войсковой эксплуатации эки-
пировки второго поколения
«Ратник», определили и обо-
сновали тактико-технические
требования к комплекту-
преемнику. «Одной из основных задач, которые ставились
Министерством обороны перед разработчиками комплекта
«Ратник», являлось использование только отечественных
материалов и технологий», – цитирует «Интерфакс»
слова генерального директора Центрального научно-
исследовательского института точного машиностроения
Дмитрия Семизорова. В комплект третьего поколения
входит уникальный, самый легкий в мире бронешлем с
интегрированной системой прицеливания, управления
и связи. При массе один килограмм он не уступает по
защитным характеристикам лучшим мировым аналогам.
Панель бронежилета выдерживает до 10 попаданий, такого
результата зарубежные разработчики пока не добились.
Уже апробированы технологии, позволяющие создавать
специальные комплекты боевой экипировки для операторов
роботизированных комплексов. Как пояснил Дмитрий Семи-
зоров, в состав «Ратника-3» войдут боевой защитный ком-
бинезон, модульные элементы усиленной баллистической
защиты, специальная обувь и стрелково-гранатометный
комплекс. Командир подразделения сможет в режиме ре-
ального времени контролировать местоположение и степень
боеготовности всех подчиненных. Для усиления физических
возможностей военнослужащего будет создан и боевой
экзоскелет. По словам Семизорова, пассивные конструкции
уже обкатываются саперами, снаряжение которых весит
десятки килограммов.
«Ратник-3» обретает плоть
Владимир ВЛАДИМИРОВ
Подлила масла в огонь недавняя публи-
кация американского журналиста Мэтью
Боднера, опубликованная в Space News, о
перспективах финансового состояния
Роскосмоса. Автор с изрядной долей зло-
радства пророчит, что после завершения
контрактов на запуски американских
астронавтов на космических кораблях
«Союз» и прекращения закупок ракетных
двигателей для РН Atlas 5 к 2020 году
многие наши предприятия окажутся в
критическом положении.
Не сгущены ли краски, не вводятся ли
в заблуждение читатели да и специалисты?
Попробуем разобраться.
ЯМЩИК, ПРИСТРЕЛИ ЛОШАДЕЙ
Американский журналист, надо при-
знать, правдиво описывает вещи, на кото-
рые следует обратить внимание. Напри-
мер, космический извоз, когда российские
средства доставки используются на ком-
мерческой основе при ротации экипажей
МКС. Скорее всего в ближайшие годы –
по мере создания и завершения испытаний
в США новых пилотируемых кораблей –
он будет постепенно сходить на нет. Хотя
сегодня приносит приличный доход, за
доставку каждого зарубежного астронавта
Роскосмосу перепадает порядка 80 мил-
лионов долларов.
Без прикрас отражена экономическая
ситуация в ГКНПЦ имени Хруничева –
завод в долгах, как в шелках. Дело в том,
что после известной череды аварий резко
сократилось количество заказов, включая
коммерческие, на РН «Протон-М» – основ-
ную продукцию предприятия. В этом году
планируются лишь четыре пуска носителя,
из которых только один коммерческий. А
минимальное расчетное число пусков для
поддержания рентабельности предприятия
– шесть. Повлияло на сокращение заказов
и усиление конкуренции, прежде всего со
стороны компании Илона Маска. В резуль-
тате перечисленных факторов, а также
большой задолженности перед банками
новый генеральный директор вынужден
просить правительство России оказать хру-
ничевцам финансовую поддержку в разме-
ре 30 миллиардов рублей. Вся надежда на
государство.
А ведь в лучшие годы Центр им. Хру-
ничева только коммерческих пусков
«Протонов-М» осуществлял до восьми в
год, а всего и по 12 делал. Это ж какой
талантище надо иметь, чтобы разбазарить
такой потенциал!
Относительно благополучно обстоят
дела с РН «Союз-2». Этот универсальный
носитель используется для вывода на ор-
биту как пилотируемых, так и грузовых
кораблей, а также спутников самого раз-
ного назначения: военных, научных, ДЗЗ,
телекоммуникационных. Выполняет он и
коммерческие миссии. Что инте-
ресно, это единственный в мире
носитель, имеющий стартовые
площадки сразу на четырех космо-
дромах – Байконуре, Плесецке,
Восточном, Куру. И сегодня, и в
ближайшей перспективе за его
судьбу можно не беспокоиться: у
заказчиков он пользуется заслу-
женной популярностью и работы
ему хватит еще на долгие годы.
Что касается российских ракет-
ных двигателей для США, то осо-
бой трагедии в прекращении поста-
вок РД-180 для РН Atlas 5 нет. Во-
первых, продолжатся закупки дви-
гателей РД-181 для РН Antares 2, пусть и в
несколько меньших объемах. Во-вторых,
на американских заказчиках свет клином
не сошелся. Есть Китай, выказавший заин-
тересованность в ракетных двигателях за-
вода «Энергомаш». Не случайно подписан
российско-китайский договор по взаим-
ной охране технологий. Это серьезная
юридическая гарантия от нелицензионно-
го копирования наших высокотехнологич-
ных изделий. И в-третьих, начнется же в
конце концов серийное производство
новых носителей «Ангара» и «Союз-5», для
которых потребуется массовое производ-
ство двигателей класса РД-190/191 и РД-
170/171. Хочется верить, что это дело бли-
жайших лет.
«ФЕДЕРАТИВНЫЙ» ПЛАН
Все прекрасно понимают, что если ни-
чего не предпринимать, прогнозы автора
статьи в Space News могут и сбыться. Вряд
ли, однако, руководство России допустит
такое развитие событий. Государство долж-
но сделать все возможное, чтобы не только
сохранить достигнутое, но и приумножить
список космических достижений.
Прежде всего необходимо в обязатель-
ном порядке решить триединую задачу:
построить и испытать пилотируемый кос-
мический корабль нового поколения «Фе-
дерация», создать и запустить в серийное
производство РН «Союз-5» и построить
на Восточном стартовый комплекс для
«Ангары-5». Это программа-минимум, на
которую отводится не более пяти лет.
Если все три пункта выполнить, осталь-
ные проблемы, гораздо меньшего мас-
штаба, будут решаться в рабочем порядке.
А самое главное – указанный задел позво-
лит российской космонавтике не зависеть
от зарубежных заказов, которые из сред-
ства спасения предприятий превратятся в
финансовый довесок. Хотя он, конечно,
лишним не будет.
Отсюда следует вывод, что в ближай-
шую пятилетку финансирование Феде-
ральной космической программы должно
идти без сбоев и в полном объеме. Попыт-
ки подлатать государственный бюджет за
счет недофинансирования отрасли чрева-
ты хроническим отставанием от конку-
рентов в области, критически влияющей
на безопасность и обороноспособность
страны. Рецепт развития прост – надо
вкладываться в космос по-крупному, а не
держать его на голодном пайке. Без пол-
ноценного финансирования и на старом
багаже мы худо-бедно протянем макси-
мум до начала 2020-х. Но дальше-то что
делать будем?
УРОКИ ЧЕЛОМЕЯ
Представляется разумным для блага
российской космонавтики иметь двух
стратегических космических производи-
телей, как в США («Боинг» и «Локхид»),
ведь определенная внутренняя конкурен-
ция должна быть по всему спектру произ-
водимой продукции. При этом никаких
дополнительных расходов не потребуется.
С РКК «Энергия» все понятно – это чисто
космическая фирма, с Центром им. Хру-
ничева сложнее.
Так уж получилось, что в первые пост-
советские годы каждый выживал поодиноч-
ке и существовавшее тогда НПО машино-
строения фактически было разделено на две
части: головное предприятие в Реутове и се-
рийное производство ракет-носителей
«Протон» в Москве. Фирма еще при ее соз-
дателе Владимире Челомее задумывалась
как многопрофильная, и ее продукцией
были крылатые ракеты, МБР, РН, военные
спутники… Что касается непосредственно
космоса, то это уже упоминавшийся «Про-
тон» и уникальная орбитальная станция
«Алмаз» военного назначения («1971–1975.
Волшебники страны ОС», «ВПК», № 40,
2017). Она и сегодня, по прошествии почти
сорока лет с технической точки зрения вы-
глядит очень впечатляюще и современно.
Потерять этот задел было бы непроститель-
ной расточительностью.
Сегодня НПО машиностроения вхо-
дит в корпорацию «Тактическое ракетное
вооружение». Это понятно, ибо постав-
лена задача создать и провести полный
комплекс испытаний гиперзвуковой ра-
кеты «Циркон» и других изделий подоб-
ного класса. Но в среднесрочной перспек-
тиве (после 2025 года) имеет смысл вер-
нуть НПО машиностроения, предвари-
тельно воссоединив с хруничевцами, в
лоно Роскосмоса. На повестке дня будет
стоять освоение Луны, которое потребу-
ет концентрации усилий.
Вспомним историю. Отчасти мы про-
играли американцам лунную гонку по той
простой причине, что не было единого
руководящего центра программы. Коро-
лев работал сам по себе, Челомей тоже.
Давайте извлекать уроки из ошибок про-
шлого.
Единственный вопрос по хруничев-
цам – это отношения с Южной Кореей.
Почему прервалось сотрудниче-
ство? В 2009–2013 годах с корей-
ского космодрома были осущест-
влены три пуска ракеты-носителя
KSLV-1, по сути являющейся мо-
дификацией легкой РН «Ангара-1».
Ведь с наземной инфраструктурой
и готовым носителем можно осу-
ществлять коммерческие запуски
в интересах заказчиков из стран
Юго-Восточной Азии.
ЗАВЕТ БУХАРИНА
Короче говоря, не все так плохо,
любую проблему можно решить,
если на то есть воля и разум. Если
правительство России хочет сохранить
отечественную космонавтику не на сло-
вах, а будет заниматься этим на деле, то
никаким самым мрачным прогнозам не
суждено сбыться. Хочется верить, что
слова вице-премьера Дмитрия Рогозина
«Российское государство создавало и будет
развивать ракетно-космическую промыш-
ленность» наполнятся конкретным содер-
жанием.
А что касается публикации в Space
News насчет якобы спасительных для нас
американских заказов, можно твердо ска-
зать: автор прав лишь отчасти. Вспомина-
ется поучительная фраза, сказанная когда-
то известным политическим деятелем
Николаем Бухариным: «Иностранный ка-
питал начнет к нам приливать в значи-
тельных размерах только тогда, когда мы
сами окрепнем». В переводе на язык за-
тронутой нами проблемы будет так: сами
себе не поможем – никто не поможет.
Не счесть «Алмазов»
Нынешнее состояние дел в отечественной космонавтике вызывает большое беспокойство.
Причин более чем достаточно. Страна, проложившая дорогу в космос, может оказаться на задворках
научно-технического прогресса. Вероятность такого сценария, к великому сожалению, реальна.
С корейского космодрома
были осуществлены
три пуска ракеты KSLV-1,
по сути модификации
РН «Ангара-1»
Американцы торопятся
похоронить российский космос
blogspot.com
Стране кенгуру захотелось
поиграть мускулами
Власти Австралии обнародовали стратегию,
направленнуюна увеличение продаж в сфере меж-
дународной безопасности, и намерены привести
страну к 2028 году в десятку крупнейших мировых
поставщиков продукции военного назначения.
Стратегия оборонного экспорта, объявлен-
ная премьер-министром Малком Тернбуллом,
включает инициативы и средства для стимули-
рования роста продаж вооружений в соответ-
ствии с начатой в 2016 году программой во-
енной модернизации страны, оцениваемой в
200 миллиардов австралийских долларов. По
словам главы правительства, это амбициоз-
ный, позитивный план по стимулированию на-
циональной промышленности, увеличению
инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Международные продажи будут поддержи-
ваться за счет экспортных кредитов на сумму
три миллиарда долларов США и ряда новых
инициатив.
У Франции и Японии
появилось общее дело под водой
Токио и Париж договорились об увеличении
военно-технического сотрудничества, сообщили
чиновники оборонного ведомства Японии.
Стороны начнут с совместной разработки
технологий обнаружения морских мин. Об этом
говорится в заявлении, опубликованном 26 ян-
варя после состоявшихся в Токио встреч руко-
водителей Министерств обороны и иностран-
ных дел. Как ожидается, эта программа приве-
дет в перспективе к совместному производству
беспилотного подводного аппарата – минного
тральщика.
Кроме того, военные и ученые обеих стран
намерены сообща искать другие возможности
развития оборонных технологий.
В Лондоне показали БМП
с квалифицированной
активной защитой
Корпорация BAE Systems представила на
международной выставке IQPC International
Armoured Vehicles 2018 в Лондоне новую бое-
вую машину пехоты.
БМП CV90 MkIV, по сообщениям пресс-
службы корпорации, позволяет выиграть две
тонны дополнительной полезной нагрузки. Ма-
шина оснащается новым тысячесильным дви-
гателем фирмы Scania и модернизированной
трансмиссией Х300, которая поддерживает ак-
тивную систему демпфирования, обеспечиваю-
щую повышенную стабильность. Автомобиль
оснащен новейшей электронной архитектурой.
Основным орудием станет пушка калибром
до 120 миллиметров. На боевую машину пехо-
ты могут быть установлены модульные турели
под широкий спектр огневых средств, а также
противотанковые управляемые ракеты.
БМП CV90 MkIV станет первой западной
боевой машиной пехоты с квалифицированной
системой активной защиты.
Английские «Тайфуны»
решено пустить на запчасти
Королевские ВВС Великобритании должны
отказаться от 16 двухместных истребителей
«Еврофайтер» (Eurofighter Typhoon) и таким об-
разом сэкономить на эксплуатационных расхо-
дах 800 миллионов фунтов стерлингов (1,13
миллиарда долларов США).
После демонтажа собранные с планеров са-
молетов детали и системы будут использовать-
ся как запчасти. Об этом сообщает авиационное
командование в Хай-Уикоме (Бакингемшир).
Американским верфям
предстоит переоснащение
Корпорация General Dynamics в ближайшие
годы инвестирует почти два миллиарда долла-
ров в верфи, чтобы удовлетворить потребности
растущего флота США.
Около 1,7 миллиарда планируется вложить
в переоснащение предприятия Electric Boat в
штате Коннектикут, где будут производить
части подводной лодки класса Columbia («Под-
водные камни нового поколения», «ВПК», № 48,
2017). Об этом сообщил главный исполнитель-
ный директор GD Фиби Новакович.
Компания также разделит 200 миллионов
долларов инвестиций между заводом Bath Iron
Works в Мэне, выпускающим эсминцы, и пред-
приятием NASSCO в калифорнийском Сан-
Диего, где строят вспомогательные корабли.
Источник: janes 360.com
ИНОПРЕССА
Боевая машина пехоты
пятого поколения
от BAE Systems
google.com
1,2,3,4,5,6 8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook