08
«ОБОРОНКА»
№ 4 (717) 30 января–5 февраля 2018 года
Алексей ЧИЧКИН,
кандидат экономических наук
Длительное время и соответствующие технологии, и
готовые продукты в этой сфере были в основном импорт-
ными – из Китая и ряда азиатских стран (до 60–65%), а
также с Запада. Притом что советские композитные раз-
работки, по имеющимся оценкам, используются мини-
мум в 30 странах дальнего зарубежья, в том числе члена-
ми НАТО, включая Францию, Германию, Бельгию, США,
Канаду.
Вряд ли нужно доказывать, сколь большое значение
такие материалы имеют в оборонном комплексе, в про-
дукции двойного назначения да и во многих гражданских
отраслях. Потому у нас, как и на Западе, существует тре-
бование максимального самообеспечения по всем состав-
ляющим композитной отрасли, особенно в той ее части,
что используется в ОПК.
Владимир Путин еще в 2008 году определил стратеги-
ческое направление, сказав, что Россия не должна зависеть
от зарубежных поставок при выполнении оборонных зака-
зов. Это касается и композитного сектора, тем более в связи
со все более жестким санкционным режимом. Естественно,
под эмбарго подпадают прежде всего продукция и техноло-
гии, которые могут использоваться в «оборонке».
В июле 2008-го правительство утвердило Федераль-
ную целевую программу производства стратегических
композитных материалов (углепластиков) для вооруже-
ния и военной техники, предусматривающую отказ от за-
купок более 300 видов комплектующих к 2020 году. В по-
следующие пять лет принята «дорожная карта» по углево-
локну, правительство утвердило план развития производ-
ства композитных материалов. В 2012–2016 годах была
реализована российско-белорусская программа «Разра-
ботка инновационных технологий и техники для произ-
водства конкурентоспособных композиционных материа-
лов, матриц и армирующих элементов».
По оценкам, звучавшим на международных форумах,
состоявшихся в 2017 году, в реализации принятых реше-
ний сейчас задействовано свыше 60 предприятий и не
меньше 30 профильных исследовательских центров. Им-
портозависимость в сегментах, связанных с производ-
ством и потреблением композитов, уменьшилась за по-
следние 10 лет примерно на 15 процентов – до 30–35 про-
центов. Американские и британские источники оценива-
ют ее примерно в 40 процентов, отмечая снижение за тот
же период на 10–12 процентов. Но в сравнении со многи-
ми странами Запада, Китаем, Индией, Израилем, где ком-
позиты и их производные широко используются в судо-
строении, нефтегазодобыче и других материалоемких от-
раслях, востребованность углепластиков в России гораздо
ниже. Это обусловлено длительной стагнацией в этом
секторе отечественной экономики и как следствие пока
еще низким спросом, к примеру, потребление композитов
в судостроительном комплексе РФ пока не превышает
одного процента от общемирового.
Так или иначе государство всерьез взялось за обеспе-
чение ресурсной и стратегической безопасности компо-
зитной индустрии (КИ). Тренды в целом положительные,
хотя по-прежнему сказывается пережитое в 90-е забвение
проблем производственных отраслей страны.
Один из основных выводов форума по композитам,
состоявшегося в конце октября 2017 года: среди главных
причин, тормозящих активное импортозамещение, – низ-
кая скорость внесения изме-
нений в стандарты, относя-
щиеся к новым материалам,
неразвитость внутреннего
рынка и недостаток кадров,
разбирающихся в проблемах
отрасли.
Характерно мнение Ки-
рилла Комарова, директора
блока по развитию и между-
народному бизнесу госкор-
порации «Росатом», выска-
занное на том же форуме:
процесс сертификации ново-
го композитного материала для оборудования занимает
до трех лет, вдвое больше, чем за рубежом. Кроме того,
необходим «более компактный порядок разработки стан-
дартов, исследования и тестирования нужно проводить не
последовательно, а синхронно». А чтобы применять новые
материалы, недостаточно разрешить их фиксацию и опи-
сание в регламентах – нужны подготовленные кадры.
Согласно упомянутым программным документам к
2020 году объем производства композитных материалов и
изделий из них должен составить 120 миллиардов рублей.
Предусмотрены разработка и принятие не менее 550
нормативно-технических, нормативно-правовых и других
документов, необходимых для развития отрасли.
Нити заговора?
Наивысшие темпы роста показывает отечественное
производство углеродного волокна (УВ). По данным ди-
ректора по продажам Umatex Group Андрея Игнатьева,
емкость отечественного рынка УВ – порядка 300 тонн с
потенциалом кратного уве-
личения в ближайшей пер-
спективе. В 2015-м введен в
действие крупнейший в
стране завод «Алабуга-
волокно» годовой мощно-
стью 1400 тонн УВ в год. К
2030 году это предприятие
планирует войти в реестр
крупнейших производите-
лей УВ. Хотя завод уже сегод-
ня производит в пять раз
больше углеволокна, чем тре-
буется российскому рынку,
потому значительная часть продукции идет на экспорт. Од-
нако есть опасения, что в связи с прогнозируемым ростом
внутреннего спроса на УВ вывоз войдет в противоречие с
внутренними потребностями.
Что касается термопластичных полимерных компо-
зиций, у России пока лишь двухпроцентная доля на ми-
ровом рынке, объем спроса в стране – не более шести
миллионов тонн в год. Между тем импорт, по оценке
эксперта «Полипластика» Сергея Киселева, в течение по-
следних трех лет составляет минимум 25 процентов и
может увеличиться в основном за счет того, что ино-
странные поставщики, особенно восточноазиатские,
предлагают низко- и среднеценовой ассортимент, рос-
сийские аналоги дороже, хотя в большинстве своем и
более качественные.
Относительно смол для производства композитов
есть нюансы. По итогам прошлого года потребление не-
насыщенных полиэфирных смол составит не менее 45
тысяч тонн, причем около 80 процентов – российская
продукция. Но в сегменте эпоксидных смол при емкости
внутреннего рынка 40–42 тысячи тонн доля отечествен-
ных производителей не превышает 10 процентов. Дан-
ную нишу уверенно занимают зарубежные, в основном
китайские поставщики. Их продукция опять же дешев-
ле, зачастую за счет качества. Так что темпы импортоза-
мещения в данном секторе обусловлены не только физи-
ческим ростом объемов производства, но и снижением
себестоимости.
В сегменте химволокон-химнитей (ХВН), нетканых
материалов и продуктов на их основе ситуация с импор-
тозамещением остается сложной. Как отмечалось на
прошлогоднем форуме «Выстраивание технологической
цепочки выпуска синтетических материалов: от углеводо-
родов до конечного продукта», необеспеченный внутрен-
ний спрос по этим изделиям остается не ниже 60 про-
центов, несмотря на рост российского производства в
данном секторе. Среди причин дефицита – почти пол-
ная потеря в конце 80-х – 90-х годах мало- и среднетон-
нажной химии и ее сырьевой базы, а также близкая к
стопроцентной зависимость большинства секторов хим-
прома от зарубежного оборудования. В товарном им-
порте преобладает все та же демпинговая продукция из
КНР и развивающихся стран. Тем не менее за последние
три года производство нетканых материалов с использо-
ванием ХВН в результате спроса в «оборонке» и других
отраслях возросло на треть.
Но крупнейший проект в означенном сегменте – по-
лиэфирный комплекс в Ивановской области – до сих пор
не реализуется, сроки начала строительства регулярно
переносятся. Впрочем, это частная инициатива, не преду-
сматривающая казенного финансирования. Эксперты от-
мечают, что негосударственный статус проекта сдержива-
ет его осуществление, а это в свою очередь негативно ска-
зывается на внутрироссийском производстве импортоза-
мещающей продукции химпрома, в том числе и
композитной.
На упомянутом форуме было предложено разработать
комплексную «дорожную карту» развития отечественного
производства ХВН и смежной продукции. И вскоре при-
казом Минпромторга была образована межведомствен-
ная рабочая группа во главе с замминистра Сергеем
Цыбом по разработке плана мероприятий по развитию
ПОЛИМЕРЫ И ПОЛУМЕРЫ
Начало на стр. 01
ТЕМА
Производство и применение отечественных
композиционных материалов в последнее
время растет со среднегодовым темпом
три – пять процентов. Таковы зарубежные
оценки. Весьма сложные технологические
процессы изготовления сырья, полуфабрикатов
и собственно композитов не могут быть
в одночасье заменены чисто российскими
разработками, как, впрочем, и сама эта
продукция весьма широкого ассортимента.
Причина дефицита –
зависимость химической
промышленности
от импортного оборудования
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
– В советское время при том уров-
не развития техники и технологий в
полной мере не представляли, чего
можно добиться от композита. К при-
меру, существовала технология так на-
зываемого контактного формования
конструкции, но процесс полностью
не контролировался, и какие свойства
получатся в конечном изделии, можно
было лишь догадываться. Сколько
смолы нужно нанести на ту или иную
поверхность, как вы натянете основу,
ровно или нет наклеите – все зависело
от человеческого фактора. Большую
часть конструкций изготавливали ме-
тодом литья из полимерного материа-
ла. Конфигурация была относительно
простой и не обладала интересными
свойствами, которых можно достичь
сейчас. Когда же это все делается на
основе компьютерных технологий, мы
можем абсолютно точно управлять
процессами чуть выше молекулярного
уровня и прогнозировать нужные ха-
рактеристики.
– Чем ценны композиты для су-
достроения?
– Преимущество композитов –
совмещение нескольких параметров:
легкости, прочности, коррозийной
стойкости, проникновения или отра-
жения сигналов и излучений и мно-
гих других. Скажем, мы определен-
ным образом под разными углами
армируем материал, внедряем внутрь
отдельные элементы, обладающие за-
данными
характеристиками.
И
можем добиваться нужных свойств,
например высокого демпфирования
– подавления вибрации и шума на ко-
раблях рассеиванием энергии за счет
перераспределения направлений ее
движений, которые гасятся внутри
материала. Задавая определенные
свойства, можно добиваться требуе-
мых шумоизоляционных и других ха-
рактеристик. К примеру, по таким
технологиям мы предлагаем выпол-
нять надстройки на новом ледоколе.
Они будут в 1,8 раза легче стальных,
снизят шум и вибрацию.
Из композитов логично изготав-
ливать модули для работы в условиях
Крайнего Севера, выдерживающие
сверхнизкие температуры. И конеч-
но, новые материалы просто необхо-
димы боевым кораблям, где мульти-
функциональные конструкции обе-
спечат целый комплекс защитных
свойств – от бронирования до радио-
прозрачности, радиопоглощения, в
зависимости от того, что требуется.
На Средне-Невском судострои-
тельном заводе построен уникальный
тральщик, корпус которого немагнит-
ный. Он целиком выполнен из стекло-
пластика, что особенно важно для ко-
рабля противоминной обороны.
Композитные материалы лежат в
основе стелс-технологий, благодаря
чему наши новые корветы, что стро-
ятся на Северной верфи, называют
«невидимыми». Причем «стелс» по
техзаданию может быть в разных ипо-
стасях – с точки зрения отражения и
поглощения сигналов и с точки зре-
ния звукоизлучения – либо пропуска-
ет звук насквозь, либо, если нужно,
наоборот, все отражает.
Подобные «невидимые» технологии
сверхвостребованы, разумеется, и на
подводных лодках. Притом что компо-
зит не расчески из пластмассы. Это ма-
териал относительно дорогой, хотя и
дешевле, чем, например, титан. Прав-
да, уже обозначилась тенденция: метал-
локонструкции по мере развития тех-
ники становятся дороже, а композиты,
наоборот, дешевле и доступнее.
– Получается, композитные изде-
лия способны конкурировать с ме-
таллическими аналогами везде?
– У нас есть весьма интересные
разработки, связанные с применени-
ем углепластика, стеклопластика.
Если будут заказы, мы готовы такие
ОТЛОЖЕННЫЕ
КРЫЛЬЯ
Программа внедрения
композиционных материалов
в судостроение одобрена,
но не реализуется
Так сложилось, что исторические эпохи, начиная с каменного
века, даже по названию связаны с материалами, которые
освоил и использует человек. XXI век открывает длительный
период, где будут доминировать материалы с заданными
свойствами, в том числе композитные. К этому подталкивают
и нужды обороны, и гражданская тематика – от освоения
Арктики до автомобилестроения и медицины. Создание
композитов – молодая отрасль, утвердившаяся лишь
с развитием самых современных технологий, напоминает
начальник отделения прочности судов и морских сооружений
ФГУП «Крыловский государственный научный центр»
Валерий ШАПОШНИКОВ.
ТАЙНОЕ И ЯВНОЕ
Коллаж Андрея СЕДЫХ