04
ПОВОДОК ДЛЯ ИРАНА,
ОШЕЙНИК ДЛЯ ЕВРОПЫ
№ 45 (660) 23–29 ноября 2016 года
ГЕОПОЛИТИКА
Евгений САТАНОВСКИЙ,
президент Института
Ближнего Востока
Американские СМИ писали о финансировании ее пред-
выборной кампании через саудовские государственные и
коммерческие структуры, пожертвованиях в Фонд семьи
Клинтон и прямом лоббировании интересов королевства.
Общественное мнение КСА также было на стороне
кандидата от демократов. Около 68 процентов саудовских
респондентов в опросах были за нее. Победа Д. Трампа
вызвала в Эр-Рияде шок. Его крайне негативно выстав-
ляли в саудовском медийном пространстве – победа
«ярого исламофоба» представлялась коренным измене-
нием ближневосточной политики США в свете его заяв-
ления, что Саудовская Аравия долго не просуществует
без Америки.
Что до королевской семьи, принц Турки аль-Фейсал
призывал американцев не голосовать за него. Взаимный
троллинг Трампа и принца Аль-Валида бин Талаля в твит-
тере вызвал большой отклик в саудовских СМИ и соци-
альных сетях. В декабре 2015 года из магазинов саудов-
ской книжной сети «Джарир» убрали все книги Трампа,
включая арабский перевод Think Like a Champion. Однако
одним из первых мировых лидеров, поздравивших Трам-
па с победой, был король Сальман. Он послал телеграм-
му и переговорил по телефону с избранным президентом
США. Трамп выразил благодарность и признательность
королю и подчеркнул заинтересованность развивать
двусторонние отношения между двумя дружественными
странами. Поздравительные телеграммы ему послали
также наследный принц Мухаммед бин Найеф и наслед-
ник наследного принца Мухаммед бин Сальман.
Саудовская блогосфера панически отреагировала на
новость об избрании Трампа президентом США. Однако
затем подобно политикам Запада представители саудов-
ского политикума, критиковавшие республиканца, изме-
нили мнение. Пресса и аналитики в последующем были
не столь радикальны, как вначале. По данным диписточ-
ников, в ряде столиц Залива уверены, что политика
Трампа будет отличаться от публичных заявлений, кото-
рые он делал накануне избрания. Арабские СМИ отмеча-
ют, что вряд ли можно ожидать резкого изменения
ближневосточной стратегии США.
Одной из проблем им видится неискушенность Трампа
в тонкостях ближневосточной политики. Ему придется из-
бавиться от «тяжелого наследия» Обамы, которого обвиня-
ют в поддержке «Братьев-мусульман», хаосе «арабской
весны», «страданиях сирийского народа» и много в чем
еще. Победа Трампа с этой точки зрения видится как воз-
можный отход от провальной политики демократов, а несо-
стоявшееся президентство Х. Клинтон стало бы третьим
сроком Обамы или третьим сроком Клинтона, при кото-
рых она играла ключевую роль (в первом случае как гос-
секретарь, во втором как жена президента). КСА опасает-
ся, что новая администрация сосредоточится на внутрен-
них проблемах, оставив Эр-Рияд без политической помощи
и поддержки, но увеличив плату за военную защиту.
Саудитов беспокоит, что Трамп может изменить по-
зицию США по ряду проблем. Это касается Йемена и
Сирии. Особенно если он пойдет на соглашение с Мо-
сквой, которое для Эр-Рияда будет неприемлемым. КСА
волнует, кто возглавит внешнюю политику США. Един-
ственное, что обнадеживает Эр-Рияд, – негативное отно-
шение Трампа к заключенной при Обаме ядерной сделке
с Ираном, в которую он намерен внести поправки. Для
КСА ближневосточная политика Трампа – уравнение со
многими неизвестными.
ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ
Показательно характеризует изменение системы
саудовско-египетских отношений история получения
Каиром первого транша из общего кредита МВФ в 12
миллиардов долларов. КСА пыталось заблокировать его,
что привело бы к приостановке переговоров АРЕ с ЕС о
кредите в 800 миллионов евро, Всемирным банком и Аф-
риканским банком развития. Основную роль в противо-
стоянии сыграли ОАЭ с планом дополнительного финан-
сирования Египта. 13 ноября АРЕ получила 2,75 милли-
арда долларов, что остановило девальвацию националь-
ной валюты. На документе, который одобрял выдачу
кредита АРЕ, отсутствовала подпись представителя КСА.
Абу-Даби пошел на открытый осознанный конфликт
с Эр-Риядом. Разногласия между ОАЭ и КСА начались
вскоре после начала операции аравийской коалиции в
Йемене. Задачи, решаемые КСА, не совпали с интереса-
ми ОАЭ. Эмираты не волнует усиление проиранских зей-
дитов на севере Йемена. Им необходимо исключить при-
ход к власти местных «Братьев-мусульман» – партии
«Ислах» (КСА начало заигрывать с ними) и установить
свой контроль над южнойеменскими морскими портами.
ОАЭ не устраивали и амбиции Мухаммеда бен Сальмана
как «главнокомандующего» силами аравийской коали-
ции в Йемене. Отсюда начался запущенный Абу-Даби
процесс децентрализации командования коалиции, что
означало ее конец как военного формирования.
Эр-Рияд отомстил ОАЭ, поддержав власти Джибути,
когда они разорвали отношения с Абу-Даби. Саудовцы
заменили эмиратовцев на месте главного финансового
инвестора Джибути и взяли на себя обустройство буду-
щей военной базы КСА, на которую претендовали ОАЭ.
Абу-Даби ответил, когда спас Каир, и дал ему время для
передышки и перегруппировки сил. Вместо протестных
выступлений из-за девальвации фунта в АРЕ прошли
проправительственные демонстрации, проплаченные
ОАЭ. Следующий транш кредита от МВФ ожидается в
мае 2017 года. «Наказание Египта» не состоялось во
многом из-за неприязни руководства Эмиратов к принцу
М. бин Сальману – как провалился шантаж Ливана, кото-
рому КСА отказало в финансовой помощи.
Таким образом, на БСВ возник новый центр силы:
связка ОАЭ – АРЕ. Его влияние будет распространяться в
Африке, Магрибе и на юге Аравийского полуострова. Кон-
курентами для этого тандема будут Эр-Рияд и Доха. Но в
своем «саудоскептицизме» ОАЭ в ССАГПЗ не одиноки. Ку-
вейт в результате переговоров 16 ноября согласился про-
давать Каиру два миллиона тонн нефти-сырца в месяц с 1
января 2017 года и готов увеличить объем в случае необ-
ходимости. Египет подписал меморандумы о намерении
заключить соглашения о продаже нефти с Ираком и Азер-
байджаном. При этом закрепленные в этих документах
объемы предполагаемых поставок не превышают саудов-
ские. Это приводит к выводу, что соглашения в немалой
степени демонстративны, как и визит министра нефти АРЕ
в Иран. Они сигнализируют КСА, что гегемонии Эр-Рияда
на принятие решений в ЛАГ наступил конец.
Одновременно в Каире начали готовиться к откры-
тию лоббистской кампании в США с учетом прихода к
власти нового президента. Соединенные Штаты долго
были основным спонсором Египта: каждый третий дол-
лар в экономике АРЕ был из прямой финансовой помо-
щи американцев. В каденцию президента Обамы эти от-
ношения были в основном заморожены: свернулась до
минимума финансовая поддержка, прекратилась по-
мощь по линии ВТС. ЦРУ и Пентагон после военного пе-
реворота в АРЕ ротировали сотрудников резидентур в
Каире, направив туда людей, имевших доверительные
контакты с египетскими военными, которые начали за-
нимать различные должности в аппарате исполнитель-
ной власти, но эти контакты Белым домом не были вос-
требованы.
В ССАГПЗ назрел
раскол. Поддержка ста-
бильности в АРЕ – одна
из приоритетных задач
организации. За по-
следние пять лет по-
мощь Каиру от стран,
которые
входят
в
ССАГПЗ,
составила
около 30 миллиардов
долларов. Причем в по-
следнее время основ-
ным донором выступа-
ли ОАЭ, поддержавшие свержение «Братьев» и удвоив-
шие экономическую поддержку Каира сразу после пере-
ворота. Абу-Даби выиграл этот раунд борьбы за влияние
в АРЕ у Эр-Рияда не только в Египте, но и в ССАГПЗ и ЛАГ.
Сейчас КСА находится в ССАГПЗ в меньшинстве. Его по-
зицию поддерживает только Бахрейн. Оман – в конфликте
с Эр-Риядом из-за Йемена. Катар ни при каких обстоя-
тельствах не будет союзником Саудовской Аравии. Так
что политика Эр-Рияда, направленная на укрепление ге-
гемонии в ССАГПЗ, провалилась.
БУМАЖНЫЙ ГРОМ
Павлоградский химический завод получил от Эр-
Рияда около 40 миллионов долларов на доработку в инте-
ресах КСА комплекса «Гром-2», в который входят балли-
стические и крылатые ракеты. По задумке украинских
оружейников «Гром-2» – мобильная пусковая установка с
двумя ракетами типа «земля-земля», стреляющими на
280 километров (с возможностью увеличения до 500 ки-
лометров). Комплекс будет использовать КР, разработан-
ную на базе проекта «Коршун» для поражения наземных
целей. По заверениям украинцев, «Гром-2» сможет прео-
долевать ПВО любой сложности, в том числе российские
С-300 и С-400. При этом КСА нужен доступ к технологиям
производства ракет оперативно-тактического назначения
с радиусом от 1500 до 2000 километров для создания
средств доставки ядерного оружия до цели.
После соглашения по иранской ядерной программе Эр-
Рияд принялся за создание своей собственной системы без-
опасности, гарантирующей паритет в наступательных воору-
жениях с Тегераном. В КСА сделали вывод, что США будут
охладевать к военному альянсу с королевством и из-за акти-
визации добычи сланцевой нефти, и из-за ослабления роли
саудитов как стратегического поставщика углеводородов на
американский рынок, и в отношении саудовской роли в обе-
спечении стабильности Ближнего Востока.
«Арабская весна» показала, что в случае потрясений
в Саудовской Аравии из-за иранского экспорта «шиит-
ской революции» Вашингтон займет выжидательную по-
зицию. Единственное, что может вынудить США отно-
ситься к угрозам безопасности КСА серьезно, – наличие
у него ядерного оружия и средств доставки. Причем США
блокируют саудовские попытки купить ракетные техно-
логии. Эмбарго было ослаблено лишь на продажу неко-
торых видов беспилотников.
Отсюда интерес Эр-Рияда к украинскому и белорус-
скому рынкам вооружений. В Минске КСА прорабатыва-
ет вопрос об изготовлении передвижных шасси для ра-
кетных комплексов. Ракеты пообещали сделать на Укра-
ине. По оценкам экспертов, украинские производители
сейчас не могут изготовить ракету в «железе», испытать
и запустить в серию. Мы имеем дело с аферой незалеж-
ных оружейников (откуда упоминание о способности но-
вого комплекса преодолевать С-300, которой обладает
ИРИ) либо продажей под видом проектных работ старой
советской документации. В КСА предусматривается соз-
дание заводов по производству ракет только у себя, то
есть украинский ВПК торгует подобными технологиями
со странами, входящими в список государств, которым
импорт подобного рода вооружений США запретили.
АЛЖИР НА ЦЕННИКЕ
Визит премьер-министра АНДР Абдельмалека Сел-
лаля в Эр-Рияд 16–17 ноября подчеркнул изменение от-
ношения алжирского руководства к Саудовской Аравии.
Селлаль подтвердил наличие официального распоряже-
ния правительства относительно облегчения доступа са-
удовских бизнесменов в АНДР для установления истин-
ного партнерства между деловыми кругами двух стран, в
первую очередь в развитии энергетического сектора. Ал-
жирский министр промышленности и шахт А. Бушераб
перечислил меры стимулирования для инвесторов из
КСА. Показательно демонстрирующее заинтересован-
ность Алжира в получении саудовских денег заявление
Селлаля в поддержку Саудовской Аравии «в ее борьбе
против терроризма».
Речь идет о попытке пересмотра прежнего негатива в
условиях финансово-экономического кризиса в АНДР.
Алжирское руководство надеется привлечь саудовские
инвестиции для модернизации нефтяной отрасли, при-
том что отношения между странами до последнего вре-
мени были напряженными. В годы холодной войны ал-
жирское руководство выступало с лозунгами в поддерж-
ку арабского социализма, враждебными монархии Сау-
довской Аравии. Лидеры АНДР пытались конкурировать
с КСА за влияние в арабском мире. Еще дальше вражда
зашла в 90-е, когда Эр-Рияд полуофициально, через
частные фонды поддерживал орудовавших в Алжире са-
лафитских радикалов, боровшихся против правящего
светского режима. Эта помощь не прекратилась после
разгрома президентом Абдельазизом Бутефликой в 2001
году джихадистов-подпольщиков. Поддержка в нулевые
годы со стороны саудовских спецслужб во многом пре-
допределила живучесть исламских радикалов Алжира,
воспрепятствовав их окончательной ликвидации. В по-
следние годы накал в алжиро-саудовских отношениях
достиг апогея: руководство АНДР резко высказалось
против саудовской идеи создания «суннитской» армии
для борьбы против вооруженных формирований «шиит-
ского Ирана» в Йемене и отказалось предоставить Эр-
Рияду военно-транспортную авиацию для переброски на
йеменскую территорию сил союзных КСА стран.
Во многом позиция Алжира определялась тем, что в
пику Эр-Рияду он стал налаживать отношения с Тегера-
ном, торпедируя идею саудовского руководства возгла-
вить суннитский мир против иранской шиитской угрозы.
В ответ Эр-Рияд обвинил АНДР в потворстве терроризму
и выступил с угрозами. После этого были отмечены по-
пытки активизации в Алжире радикальных исламских
группировок, включая «Аль-Каиду в странах исламского
Магриба» (АКИМ), традиционно поддерживаемую спец-
службами КСА. Не способствовала потеплению и под-
держка режима Асада, которую Алжир оказывал ему в
ЛАГ и других международных организациях, в том числе
исходя из опасений, что после Сирии именно он станет
мишенью для исламских радикалов.
В первой половине 2016 года ситуация стала менять-
ся. Стороны начали прорабатывать возможность улучше-
ния отношений. В Эр-Рияде понимают, что при наличии
множества «фронтов» у границ КСА отвечать на диплома-
тические действия Алжира, разжигая там новую граждан-
скую войну, опасно. Куда более действенным может
быть вариант «покупки Алжира», который испытывает
сложности из-за кризиса, спровоцированного падением
цен на углеводороды. Пример в этом продемонстриро-
вал Катар, с которым КСА продолжает конкурировать за
влияние в арабо-мусульманском мире.
В этой связи началось обсуждение визита в Алжир
саудовского монарха, который, как ожидалось, мог состо-
яться в мае 2016-го. Однако при изменившихся обстоя-
тельствах, обусловленных во многом ухудшением
социально-экономической ситуации в АНДР, ехать с покло-
ном в КСА пришлось алжирским лидерам. Что показатель-
но: за минувшие два года, несмотря на оптимистичные за-
верения властей об
успехах в преодолении
кризиса, реальная ситу-
ация тревожна. За
2014–2016 годы страна
потеряла более 40 про-
центов золотовалютных
резервов и, несмотря на
заявления о решении
проблемы стагнирую-
щей
энергоотрасли,
продолжаетиспытывать
проблемы с пополнени-
ем казны.
Попытки Алжира получить заем на льготных услови-
ях, в том числе у Китая, ни к чему не привели. После про-
вала в Ливии КНР не готова тратить миллиарды долларов
на рискованные, с точки зрения Пекина, проекты. Не-
смотря на заверения алжирских официальных лиц отно-
сительно политической стабильности страны, китайские
аналитики менее оптимистичны исходя из среднесроч-
ных прогнозов развития ситуации в Северной Африке в
целом. Что до МВФ, кредит которого недавно получил
Египет, АНДР идти тем же путем пока не собирается, счи-
тая условия предоставления денег кабальными.
При наметившемся двустороннем «потеплении» воз-
никают вопросы: как это отразится на поддержке алжир-
ских джихадистских группировок саудовскими спец-
службами и о линии АНДР на йеменском и сирийском
направлениях. При прекращении финансирования Эр-
Риядом исламских радикалов в Алжире КСА скорее всего
утратит контроль над ними (как и влияние на ситуацию в
стране). С учетом инвестиционных возможностей сау-
довцев реальный приход Эр-Рияда в Алжир приведет к
существенному увеличению там нефтедобычи, что ска-
жется на конъюнктуре рынка углеводородов и отразится
на политических связях АНДР и России.
Впрочем, сценарий такого рода будет угрожать и
КСА, зависящему от цен на нефть не меньше. В любом
случае последние события демонстрируют попытки пе-
рехода Алжира к ведению прагматичной политики, ис-
ходящей не из симпатий и антипатий руководства, а из
стратегических интересов страны.
КСА нужен доступ
к технологиям создания
средств доставки
ядерного оружия до цели
НОВЫЕ БЕРЕГА
ЗАЛИВА
До истечения срока своих президент-
ских полномочий Барак Обама намерен
предпринять ряд мер для укрепления
ядерного соглашения с Ираном. Зачем
ему это нужно и куда торопится амери-
канский президент?
Ответ в принципе
лежит на поверхности
– Иран со времен пре-
зидента Дж. Картера
является едва ли не
самым громким прова-
лом демократической
партии США. Захват по-
сольства,
попытки
освобождения залож-
ников, операция «Ор-
линый коготь» в апреле
1980 года, закончив-
шаяся громким конфу-
зом элитных спецна-
зовцев… Демократы с
того времени считают
Иран и все с нимсвязан-
ное своей ответственно-
стью. А республиканцы
держали Тегеран на по-
водке санкций, не спе-
шили расширять его общение с миром и де-
лали это главным образом для того, чтобы
всегда был под рукой громкий провал демо-
кратов.
Второй момент – различие стратегий
американских элит. Для демократов США
– часть мирового глобалистского проек-
та, в котором Америка является владель-
цем если не контрольного, то как минимум
блокирующего пакета акций. В этой схеме
миром правят не США, а некие консорциу-
мы мировых олигархов, в первую очередь
финансовых, перекраивающие мир под
глобальное общее будущее человечества.
Иран, один из столпов ближневосточной
цивилизации, является в этой политике
очень важным фактором, в первую оче-
редь как один из крупнейших экспортеров
нефти. И Обама вел переговоры с Ираном
именно от лица глобалистского проекта,
который в свою очередь полностью соот-
ветствует запросам Ирана, поскольку от-
крывает путь к расширению торговли неф-
тью, выходу из-под санкций, а в дальней-
шем и к неким либеральным обществен-
ным преобразованиям. Огромное, если не
подавляющее число иранцев уже устало от
клерикального режима, муллократии, дви-
жение к светскости все заметнее в здеш-
нем обществе с каждым годом. Сейчас
страной правят «ветераны захвата амери-
канского посольства», только тогда им
было по 19 лет, а сейчас за шестьдесят…
Без их ведома в стране ничего не проис-
ходит, и то, что началось некое движение
к светскости, можно рассматривать как
попытку власти выпустить пар.
У республиканцев, которые в ближай-
шее время займут Белый дом, совсем дру-
гой проект – амери-
канское лидерство. А
главным конкурентом
США всегда была, есть
и будет Европа. По-
нятно, что вернувший-
ся в мировое сообще-
ство Иран будет тор-
говать нефтью в двух
направлениях – с Ев-
ропой и Китаем. Поэ-
тому
блокирование
Ирана Соединенными
Штатами нужно рас-
сматривать в геополи-
тическом контексте
«придушивания» и Ев-
ропы, и Китая, являю-
щегося для США кон-
курентом номер два.
Поэтому исключение
Ирана из игры –
серьезное
препят-
ствие на пути создания глобального мира
и как следствие фактор, работающий на
достижение Америкой единоличного ли-
дерства в мире.
ПОДРОБНОСТИ
АКЦЕНТ
«
Блокирование
Ирана Соединенными
Штатами нужно
рассматривать
в геополитическом
контексте
«придушивания»
и Европы, и Китая,
являющегося
для США конкурентом
номер два
»
В БИТВЕ ЗА ТЕГЕРАН РЕШАЕТСЯ,
КАКИМ БЫТЬ МИРУ
Начало на стр. 01
Коллаж Андрея СЕДЫХ
МАЙДАННОЕ
ГОСУДАРСТВО
УРОКИ
Официальный Киев отметил третью
годовщину начала евромайдана в Киеве.
Итоги этого трехлетия печальны.
Евромайдан стал катастрофой для
Украины. За три года страна потеряла
почти половину своей экономики, уровень
жизни снизился вдвое. Потеряны два клю-
чевых региона: Крым, имеющий важней-
шее стратегическое значение, и наиболее
промышленно развитый Донбасс. Из 45
миллионов населения пять миллионов
оказались на потерянных территориях,
столько же уехали из несчастной страны –
кто в Россию, кто в Белоруссию, кто в
Польшу. Ликвидированы демократия, сво-
бода слова, свободные выборы, в стране
тысячи репрессированных. На руках у не-
счетного количества криминальных банд
сотни тысяч единиц оружия. Неонацизм
стал официально разрешенным в стране,
неонацистские вооруженные группы –
важным политическим фактором. В граж-
данской войне, по данным немецкой раз-
ведки, убиты 60 тысяч человек… Один из
главных негативных итогов – страна пол-
ностью утратила суверенитет, оказавшись
в жесткой зависимости от воли своих по-
кровителей, при этом умудрившись за это
время стать им фактически ненужной. И
все эти три года идет непрерывное разво-
ровывание страны в невиданных размерах.
В парламенте Украины сидят большей ча-
стью маргиналы и поднявшаяся на войне
шпана. Как результат – во всем мире слово
«украинский» стало синонимом «катастро-
фический и очень глупый».
За три года ни одного позитивного до-
стижения, впереди мрак и неизвестность. Я
считаю, что майдан – кара за глупость и
распад морали. И говорить, что все худшее
у Украины уже позади, нет никаких основа-
ний – дальше будет еще хуже. Всеми сила-
ми радуясь грядущей победе Хиллари
Клинтон, нынешняя власть после подведе-
ния итогов выборов в США оказалась в
шоке. А это значит, что с ее стороны можно
ожидать самых страшных преступлений.
Ведь хунта есть некий европейский вариант
«Джебхат ан-Нусры», она не остановится
ни перед чем, чтобы сохранить себя и свою
власть – ни перед какими преступлениями.
Пока они будут ждать, но если почувствуют
угрозу своему существованию, могут прои-
зойти страшные вещи. Единственное – они
не посмеют что-либо делать без санкций
американских спецслужб, но ведь ЦРУ и им
подобные структуры вовсе не однородны и
там весьма влиятельны силы, которые про-
тивятся улучшению отношений между США
и Россией. Если и этим силам, и украинской
верхушке окажется выгодной грандиозная
провокация, которая заведомо не позволит
Трампу как-то договариваться с Москвой –
сродни уничтожению пассажирского «Бо-
инга», то велика вероятность, что нечто по-
добное произойдет.
Идеальным для Киева было бы сбить
самолет с Трампом. И обвинить в этом
Россию.
ТРИ ПРОШЕДШИХ ГОДА ПОКАЗАЛИ:
НЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
НА КОТОРОЕ НЕ СМОГЛА БЫ ПОЙТИ
КИЕВСКАЯ ХУНТА
Политолог, телеведущий
Максим ШЕВЧЕНКО
Политолог,
директор Института
политических
исследований
Сергей МАРКОВ