Газета «Военно-промышленный курьер». №45 (660). 23-29 ноября 2016 года - page 8

08
Олег ФАЛИЧЕВ
Систему управления жизненным
циклом (ЖЦ) формирует комплекс
направленных воздействий ее участ-
ников (субъектов) на объекты в дей-
ствующем правовом поле. Далеко не
последнее место в ней занимает стои-
мостная составляющая. Насколько
хорошо работает эта система?
Параметрами ее эффективности
выступают:
– стоимость ЖЦ с разбивкой по
этапам;
– сроки разработки до принятия
на вооружение;
– качественные показатели (безот-
казность, сохранность, эксплуатаци-
онная технологичность, ресурсоем-
кость, ремонто- и контролепригод-
ность и т. д.);
– производственные возможности
предприятия.
СИСТЕМА ТРЕБУЕТ ПОПРАВОК
Минобороны России как головной
потребитель ВВСТ, выпускаемых
предприятиями промышленности по
госконтрактам, занимает ведущую по-
зицию в системе управления (СУ)ЖЦ.
Наработана статистика по эксплуата-
ции техники и вооружения. Она гово-
рит о том, что ряд направлений требует
совершенствования существующей СУ.
Какими они могут быть?
Первое: повышение надежности
образцов. Можно условно выделить
две ее составляющие: начальная на-
дежность и эксплуатационная. Первая
закладывается на стадиях разработки и
производства ВВСТ, определяется
особенностью конструкции, приме-
ненными технологиями, качеством
материалов и комплектующих, квали-
фикацией персонала. Что касается
эксплуатационной, то она напрямую
связана с режимами использования
изделия, эффективностью системы
МТО, обеспечением необходимыми
запчастями и эксплуатационными ма-
териалами, созданием в войсках ре-
монтной базы. Именно на этом на-
правлении надо внедрять передовые
технологии, совершенствовать норма-
тивы, диагностику, контроль техниче-
ского состояния.
Второе: увеличение производ-
ственных возможностей штатных
ремонтно-восстановительных орга-
нов (РВО), поскольку в военное
время силы РВО будут выполнять
основной объем работ по восстанов-
лению и возвращению в строй неис-
правных образцов.
Третье: рациональное распределе-
ние функций и обязанностей по под-
держанию надежности ВВСТ между
предприятиями-изготовителями, ре-
монтными мастерскими и штатными
подразделениями МО РФ.
Если говорить оих взаимодействии,
следует выделить три принципиально
возможные схемы. Это починка техни-
ки штатными силами и средствами
ремонтно-восстановительных органов
войсковых частей МО РФ, специализи-
рованными предприятиями (техцентра-
ми) ОПКлибо силами РВОс привлече-
нием для выполнения наиболее слож-
ных работ отраслевой промышленно-
сти (смешанный способ).
Каждая из схем имеет преимуще-
ства и недостатки. Первая обеспечи-
вает оперативное выполнение техни-
ческого обслуживания и ремонта
(ТОиР) в стационарных и полевых
условиях квалифицированным пер-
соналом, нужные запасы ремфонда,
сосредоточенного непосредственно в
воинских частях и соединениях. Но
она весьма затратна из-за необходи-
мости содержания штатных РВО, а
также избыточных запасов запчастей
и комплектующих для большой но-
менклатуры ВВСТ. Вторая дает боль-
шую экономичность, но увеличивает
время ожидания ремонта. Третья –
золотая середина. Она основана на
рациональном разделении обязанно-
стей и зон ответственности по ТОиР
между РВО и специализированными
предприятиями. Однако и тут не все
однозначно.
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ
Применение смешанного подхода к
распределению обязанностей между
предприятиями промышленности и
штатными подразделениями Минобо-
роны по поддержанию исправного со-
стояния новых и находящихся в эксплу-
атации образцов ВВСТв условиях пере-
хода с 2017 года на контракты жизнен-
ного цикла потребует многих изменений.
Прежде всего определения и обоснова-
ния зон ответственности специализиро-
ванных предприятий и штатных сил
РВО.Минобороны должно быть готово
к завышению объема плановых работ
предприятиями-изготовителями. Это в
свою очередь приведет к увеличению
стоимости эксплуатации.
Потребуется создать эффектив-
ные схемы логистической поддержки,
обеспечивающие в воинских частях
наличие необходимого оборотного
(ремонтного) фонда для оперативно-
го восстановления образцов ВВСТ
силами штатных РВО.
Не обойтись без внедрения эф-
фективных схем объективного кон-
троля, обеспечивающих в единой СУ
ЖЦ текущее и перспективное плани-
рование ТОиР, а также прогнозиро-
вание объемов ремфонда на предсто-
ящий период, как и механизмов взаи-
морасчетов между Минобороны и
головными исполнителями работ по
сервисному обслуживанию ВВСТ.
Это должно войти в практи-
ку контрактования. Придет-
ся кардинальнопересмотреть
подход к подготовке специа-
листов РВО и обеспечению
воинских частей стационар-
ными и подвижными сред-
ствами ТОиР.
Зарубежный опыт распре-
деления обязанностей между
эксплуатантом ВВСТ и орга-
низациями промышленности
показывает: цель совершен-
ствования СУ ЖЦ – сниже-
ние расходов на обслужива-
ние ВВСТ. Так, в Министер-
стве обороны США сегодня
активно внедряется новый
механизм сервисной под-
держки. Подрядчик или не-
сколько обслуживают ВВСТ
на протяжении всего ЖЦ. А
предметом контракта с экс-
плуатантом являются не по-
ставки и работы, а конечный
результат сервисной под-
держки – обеспечение боего-
товности стоящих на воору-
жении систем.
Новый подход предпола-
гает такие варианты распре-
деления функций и финан-
совых рисков.
1. Заказчик, являющийся
эксплуатантом, самостоятель-
но следит за боевой готовно-
стью ВВСТ, наличием на
складах запчастей и расходных
материалов, сроками плано-
вого обслуживания. В обязанности
подрядчика входят бесперебойная по-
ставка комплектующих по минималь-
ной цене, ТОиР.
2. Частичная передача прав на
управление ЖЦ от эксплуатанта к
сервисному предприятию. Подряд-
чик самостоятельно планирует и орга-
низует поставки запчастей и комплек-
тующих, управляет их запасами на
складах, осуществляет ТОиР. За экс-
плуатантом остается право прини-
мать окончательное решение о сро-
ках и объемах закупок согласно пре-
доставляемой ему сметы.
3. Возложение на подрядчика пол-
ной ответственности за обслуживание
ВВСТ. В функции исполнителя входят
обеспечение работоспособности всех
основных блоков и узлов изделия, их
своевременное тестирование и замена,
ремонт, управление конфигурацией
боевой системы при ее модернизации.
Во всех случаях сервисный контракт
носит долгосрочный характер и имеет
фиксированную стоимость. При не-
соблюдении договора в отношении
подрядчика действуют штрафные
санкции (использование понижающе-
го коэффициента суммы оплаты или
полное возмещение убытков).
Заключать соглашения на комплекс-
ное обслуживание ВВСТ уполномочен
специально назначенный представитель
Минобороны (руководитель програм-
мы). Он контролирует эксплуатанта и
подрядчика на протяжении всего
срока действия договора, привлекает
при необходимости дополнительные
компании к поставкам комплектую-
щих и расходных материалов, несет
перед МО полную ответственность за
контроль исполнения условий.
Именно такой механизм отрабо-
тан на обслуживании боевых систем
армии США и показал свою эффек-
тивность. По оценкам Пентагона,
экономия средств может составить до
15 процентов по сравнению с тради-
ционными схемами. Кроме того, в
мировой практике управления пол-
ным жизненным циклом ВВСТ сегод-
ня внедряется концепция Performance
Based Logistic (PBL, «Логистика, ори-
ентированная на результат»). PBL – это
экономически оправданное приобре-
тение услуг поддержки как интегри-
рованного пакета нормированных
показателей, нацеленное на оптими-
зацию готовности, достижение задан-
ных ТТХ и базирующееся на долго-
срочных сервисных соглашениях с
четким разделением сторонами пол-
номочий и ответственности.
Основные особенности PBL, от-
личающие ее от традиционного под-
хода к управлению полным ЖЦ: ре-
шение задач в тесном сотрудничестве
с промышленностью (государственно-
частное партнерство), предмет сер-
висного контракта – нормируемые
показатели конечного результата,
важные для конечного потребителя –
боевого подразделения.
Ключевые моменты по организа-
ции взаимодействия заказчика и про-
мышленности в ходе выполнения тех-
нической поддержки образцов ВВСТ
фиксируются в PBL-контракте.
По мнению западных специали-
стов, применение концепции PBL для
оборонного ведомства должно повы-
сить готовность парка техники, со-
кратить стоимость ЖЦ, преодолеть
или минимизировать проблемы сня-
тия устаревших комплектующих с
производства, риски исчезновения
предприятий-поставщиков, пробле-
мы секвестра бюджета и нестабильно-
сти финансирования.
В ПОИСКЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ГАРАНТИЙ
В основу поддержания ВВСТ в
готовности к боевому применению в
Российской армии положена планово-
предупредительная система, основан-
ная на обязательном проведении опре-
деленных видов обслуживания, регла-
ментных работ, ремонта и контроля
технического состояния в зависимо-
сти от наработки, сроков и условий
эксплуатации техники.
Ранее основную часть задач по их
планированию и исполнению, комплек-
тации ЗиП осуществляли органы управ-
ления войскового звена и ремонтные
заводы Минобороны. В начале 2000-х,
например, в Вооруженных Силах
было 266 предприятий, способных
обеспечивать потребности войск в
капремонте ВВСТ до 90 процентов
по объему и номенклатуре, в том
числе более 60 процентов образцов,
за которые не бралась промышлен-
ность. Войсковые РВО существовали
во всех звеньях управления тактиче-
ского, оперативного и оперативно-
стратегического уровня, на которые
возлагались задачи проведения всего
комплекса мероприятий по обслужи-
ванию и ремонту ВВСТ за исключе-
нием капитального.
В результате реформирования ВС
РФ в 2010 году был осуществлен ча-
стичный переход на систему из двух
самостоятельных составляющих: за-
водского обслуживания и ремонта
ВВСТ (средний, капитальный, мо-
дернизация) на предприятиях про-
мышленности и ОАО «Оборонсер-
вис», войскового ТОиР в стационар-
ных и полевых условиях силами рем-
подразделений (экипажей, расчетов и
т. д.), специализированных бригад
того же «Оборонсервиса».
Но сегодня для оптими-
зации стоимостных показате-
лей требуется совершенство-
вание СУЖЦ. В Миноборо-
ны в соответствии с решением
коллегии Военно-промыш-
ленной комиссии организова-
на такая работа с учетом рас-
ширения функций и ответ-
ственности
предприятий
промышленности. Начаты
пилотные проекты по раз-
личной номенклатуре (об-
щевойсковой, морской и
авиационной). Цель – фор-
мирование и апробация
нормативных, организаци-
онных, технологических и
информационных решений
на всех стадиях ЖЦ.
Реализация этих проек-
тов должна обеспечить за-
ключение с 2017 года опыт-
ных контрактов по постав-
кам и сервисному обслужи-
ванию ВВСТ, а с 2019-го
– полный переход Минобо-
роны к контрактам ЖЦ
ВВСТ, поступающих с пред-
приятий ОПК.
Конечно, возможны и дру-
гие новшества, различные до-
полнения и поправки. Но это
уже детали. Главное, что Мин-
обороны, думается, пришло к
окончательному выводу: аут-
сорсинг может успешно при-
меняться в различных сферах
бытовой деятельности в тылу, но никак
не в зоне боевых действий. Подобную
точку зрения уже высказывал экс-
начальник Главного автобронетанково-
го управления генерал-полковник Сер-
гей Маев («ВПК», №37, 2016).
Как в итоге поступит наше воен-
ное ведомство, покажет время. Сей-
час идет оценка возможностей и
поиск наиболее эффективных путей
сопряжения по формуле «цена-
эффективность».
«ОБОРОНКА»
№ 45 (660) 23–29 ноября 2016 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
В соответствии с ГОСТом
жизненный цикл вооружения
и военной техники состоит
из следующих стадий:
исследование и обоснование
разработки, разработка,
производство, эксплуатация
и капитальный ремонт
ПИЛОТЫ
ЖИЗНЕННОГО
ЦИКЛА
ТЕМА
Начало на стр. 01
Первый наземный запуск перспек-
тивного двигателя для истребителя
пятого поколения Т-50 провела
Объединенная двигателестроитель-
ная корпорация.
Тестовое включение прошло успешно.
Запуск двигателя-демонстратора, в
проектной документации именуемого
«изделием 30», был проведен на
Лыткаринском машиностроительном
заводе. Разработку ведет ОКБ
им. А. Люльки под руководством ге-
нерального конструктора – директора
Евгения Марчукова. При изготовлении
демонстратора были применены
новые конструктивные решения, не
имеющие аналогов в отечественном
двигателестроении. Для стендовых ис-
пытаний отдельно произведены газо-
генераторы новой силовой установки.
Как сообщалось ранее, российский
истребитель пятого поколения Т-50
(ПАК ФА) начнет полеты с двигателем
второго этапа в последнем квартале
2017 года. ПАК ФА впервые поднялся
в небо в 2010-м. Как ожидается, он
поступит на вооружение в 2017 году.
Сейчас эти истребители оснащаются
так называемыми двигателями перво-
го этапа – АЛ-41Ф1С («изделие 117»).
ДВИГАТЕЛЬ Т-50
ПЕРЕШЕЛ НА ВТОРОЙ ЭТАП
Условия приема на работу
Устойчивый интерес к текущим военно-
политическим событиям в России и
за рубежом, широкая эрудиция или
углубленные знания в области во-
енной истории и военно-технической
терминологии, достаточно полное пред-
ставление о вооруженных силах России
и иностранных государств.
Опыт репортерской работы от двух лет
(желателен).
Коммуникабельность, способность на-
лаживать и поддерживать длительные
и продуктивные отношения с источ-
никами.
Понимание особенностей и навыки на-
писания и структурирования журналист-
ских текстов. Хорошее знание русского
языка.
Оперативность, пунктуальность, умение
неукоснительно соблюдать установ-
ленные сроки выполнения заданий.
Навыки работы со статистической
информацией.
Высшее образование, уверенное владе-
ние компьютером. Сбор информации,
обработка материалов, предоставление
их в виде новостей, интервью, публика-
ций, комментариев по определенной те-
матике, написание и подготовка статей.
Резюме направлять по адресу:
с пометкой
«Обозреватель» в теме письма.
ТРЕБУЕТСЯ ОПЫТНЫЙ
ВОЕННЫЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ
tatarstan.ru
ato.ru
mediaspy.ru
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook