Газета «Военно-промышленный курьер». №10 (723) 13-19 марта 2018 года - page 8

08
ОРУЖИЕ
ПРОРЫВ
№ 10 (723) 13–19 марта 2018 года
Сергей КЕТОНОВ
Максимальная заявленная скорость полета
ракеты на траектории – 10 Махов (реально
выше – 12–13 М). Дальность полета – две тыся-
чи километров. Комплекс «Кинжал» способен
преодолеть все существующие и перспективные
системы противоракетной обороны.
ПРОВЕРЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ
По сути это ракета 9М723-1Ф комплекса
ОТРК 9К720 «Искандер-М», модифицирован-
ная для запуска с воздушной платформы и, что
важно, без радикального вмешательства в кон-
струкцию. Добавлен только хвостовой обтека-
тель в виде усеченного конуса. Этот элемент
конструкции уменьшает аэродинамическое со-
противление ракеты на внешней подвеске
самолета-носителя. Конструкция одноступен-
чатая, с неотделяемой БЧ. Большое внимание
уделено снижению ЭПР – отсутствуют высту-
пающие части, отверстия и заметные стыки, ка-
бельный гаргрот минимизирован и выполнен в
виде тонкого шлейфа на поверхности корпуса,
аэродинамические рули вместо решетчатых за-
менены на стреловидные плоскости. Использу-
ется специальное теплозащитное керамическое
покрытие корпуса, которое также значительно
снижает ЭПР ракеты. Наземный вариант по-
ступил на вооружение в 2006 году, комплекс
полностью освоен и отработан в войсках, имеет
высокий коэффициент надежности – 0,94–0,95.
Это было подтверждено еще на тестовых пусках
предсерийной программы испытаний, а также в
ходе многочисленных учений Сухопутных
войск. Траектория полета ракеты настильная
(квазибаллистическая) с возможностью манев-
рирования на конечном участке. Ракета оснаще-
на инерциальной навигационной системой
управления, скомплексированной с активной
радиолокационной системой наведения. Длина
корпуса – 7,3 метра, диаметр миделя – 0,92
метра, стартовый вес – 4650 килограммов. Ра-
кета снаряжается четырьмя типами БЧ: обыч-
ной осколочно-фугасной массой 480 килограм-
мов, ядерной 9Н72/
АА-75
регулируемой
мощностью от 5 до 50
килотонн и двумя типа-
ми
кассетной
9Н722К5 (на 54 боевых
осколочных элемента) и
9Н722К1 (на 45 куму-
лятивных).
Запуск с воздушной
платформы позволяет
сэкономить значитель-
ную массу ракеты, осо-
бенно если ее носитель
способен разгоняться
до трех Махов с доволь-
но крупным объектом на внешней подвеске.
Дополнительные прибавки в скорости тысяча
метров в секунду и в высоте 20–25 километров
позволяют отказаться от первой ступени, а это
реальный выигрыш в стартовой массе 60–65
процентов при той же дальности и забрасывае-
мой массе. Можно поздравить коллектив спе-
циалистов КБМ под руководством главного
конструктора Олега Мамалыги с блестяще реа-
лизованной идеей.
Внезапность появления нового оружия объ-
ясняется минимальным объемом подготови-
тельных работ по проекту. На продемонстриро-
ванном президентом анимационном ролике по-
казана условная цель, по которой наносился
удар. Визуально она напоминает эсминец ВМС
США класса «Орли Берк», являющийся частью
американской системы ПРО.
В СТАРЫХ КУЗНИЦАХ
«Кинжал» не имеет современных аналогов,
однако его история уходит корнями в 50-е,
когда появилась система WS-199, исследова-
тельская программа развития ракетного ору-
жия, проводимая ВВС США для стратегиче-
ского командования. Тогда были разработаны
две БРВЗ и одна БРСД. Несмотря на то, что
они не пошли в серию, программа создала
научно-технический задел для баллистической
ракеты ВВС GAM-87 Skybolt. Получив в 1957-м
одобрение конгресса, проект WS-199 предоста-
вил контракты трем компаниям, взявшимся за
экспериментальные работы над гиперзвуковым
оружием.
Bold Orion – первая в истории баллистиче-
ская ракета воздушного базирования из «звезд-
ной» серии под размещение на внешней подвеске
переоборудованного стратегического ракетонос-
ца B-47B Stratojet. Предназначалась для уничто-
жения советских спутников на низкой околозем-
ной орбите и была разработана компанией «Мар-
тин» в Орландо и Балтиморе по заказу ВВС
США. Разработкой подкрыльевого пускового
устройства, бортовой системы управления воо-
ружением и интеграцией ракеты занималась
компания «Боинг» в Сиэтле. Ракета с пусковым
устройством и системой наведения, интегриро-
ванной в бортовую систему управления вооруже-
нием самолета-носителя, представляла собой
комплекс, которому был присвоен общевойско-
вой индекс WS-199B. Первоначально ракета
проектировалась одноступенчатой. Впослед-
ствии была добавлена вторая ступень класса
«Альтаир», разработанная для применения в се-
мействе «Вэнгард». В период с 26 мая 1958 года
по 13 октября 1959 года проведено 12 испыта-
тельных пусков. Последний был боевым, мише-
нью стал спутник «Эксплорер-6». Маршрут
самолета-носителя пролегал вдоль побережья
Флориды в направлении острова Уоллопс (Вир-
джиния). Космическая цель была перехвачена,
данные бортовой телеметрической аппаратуры
вместе с показаниями наземных оптических и
радиолокационных станций слежения подтвер-
дили факт выполнения задачи испытаний.
High Virgo – американская баллистическая
ракета воздушного базирования под размещение
на внешней подвеске переоборудованного стра-
тегического ракетоносца B-58A Hustler. Также
предназначалась для уничтожения спутников на
низкой околоземной орбите. Была разработана
корпорацией «Локхид» в Пало-Альто по заказу
ВВС США. Разработкой подфюзеляжного пу-
скового устройства, бортовой системы управле-
ния вооружением и интеграцией ракеты занима-
лась компания – изготовитель самолетов-
носителей «Конвэир» в Сан-Диего (подразделе-
ние «Дженерал дайнемикс»). Ракета с пусковым
устройством и системой наведения представляла
собой комплекс с индексом WS-199C. По про-
грамме летных испытаний прошло четыре пуска,
все – при полете на сверхзвуковой скорости. На-
чальные два были проведены на автопилоте с за-
программированной траекторией. Первый пуск
оказался аварийным, второй и третий стали
успешными. Для четвертого в качестве мишени
предполагалось использовать спутник «Экспло-
рер-4», однако постав-
ленная задача по пере-
хвату космической цели
не была выполнена.
Причина произошед-
шей аварии не установ-
лена ввиду потери связи
с ракетой из-за отказа
бортовой телеметриче-
ской аппаратуры, а об-
наружить точку падения
головной части с три-
надцатью встроенными
фотокамерами и отсня-
той пленкой не удалось.
Douglas
GAM-87
Skybolt, переименованная в AGM-48 в соответ-
ствии с системой буквенно-цифровых кодов,
принятой в США в 1962 году, – баллистическая
ракета «воздух-земля» (ALBM), разработанная в
конце 50-х. Основная идея заключалась в том,
чтобы позволить американским стратегическим
бомбардировщикам применять оружие на дис-
танции до тысячи миль (1600 км) от своих
целей вне зоны действия советскойПВО. Чтобы
уложиться в техзадание, для ракеты стартовой
массой 10 тысяч фунтов (4500 кг) требовалась
легкая термоядерная боеголовка и была выбра-
на W59 от Minuteman.
В 1960 году к программе Skybolt присоеди-
нилась Великобритания. В составе королевских
воздушных сил насчитывалось до 50 стратеги-
ческих бомбардировщиков V-класса – Vickers
Valiant, Avro Vulcan и Handley Page Victor. Ряд
конструктивных решений в американской бое-
головке заставил британское командование
усомниться в ее надежности, поэтому оно на-
меревалось использовать собственные БЧ с ко-
довым именем «Красный снег». Однако более
тяжелая боеголовка уменьшала дальность раке-
ты до 600 миль (970 км).
Тестирование ракеты началось в 1962 году и
первоначально было отмечено чередой сбоев.
Эти неудачи, а также отсутствие перспектив
после успешного развития программы балли-
стических ракет на подводных лодках привели к
аннулированию проекта уже в декабре 1962-го,
что вызвало серьезные разногласия между Ве-
ликобританией и США, известные как
«Скайболт-кризис». В конце концов удачная
БРПЛ UGM-27 Polaris стала могильщиком це-
лого класса ракетного оружия в США и Вели-
кобритании. «Лучшее – враг хорошего» – выра-
жение, как нельзя лучше описывающее положе-
ние дел с БРВЗ. В СССР тогда этот класс ору-
жия не вышел даже из стадии эскизных
проектов.
Условная цель,
по которой
наносился удар,
напоминает эсминец
«Орли Берк»
«КИНЖАЛ» –
МЛАДШИЙ БРАТ
«ИСКАНДЕРА»
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ГИПЕРЗВУК ДОЛГО ЗАПРЯГАЛИ
«Кинжал» – новейшая высокоточная баллистическая ракета воздушного
базирования. Устанавливается на боевые самолеты МиГ-31ДЗ. На Западе
ракета уже получила собственное наименование Х-47M2 Kinzhal, возможно,
это индекс ГРАУ, но официально он пока не объявлен. С 1 декабря 2017 года
оружие находится на опытно-боевой эксплуатации в Южном военном округе.
Константин СИВКОВ,
заместитель президента РАРАН
по информационной политике,
доктор военных наук
Разработка такой системы вооружения
в России получила огласку около девяти
лет назад. Возможность установки подоб-
ного блока на легкие ракеты «Тополь» и
«Ярс» обсуждалась даже на телешоу. Одна-
ко о характеристиках «голов» можно было
только догадываться, разве что вес оцени-
вался примерно в 1,6 тонны с последую-
щим выводом о невозможности использо-
вания на легких МБР. Сегодня известно,
что боевой блок тянет на две тонны и его
основным носителем должна стать УР-
100УТТХ – знаменитый «Стилет», жид-
костная МБР тяжелого класса. Скорость
полета этой МБР достигает пяти-шести ки-
лометров в секунду. Она сообщается «Аван-
гарду» после его отделения от разгонного
блока. Известно, что ББ может маневриро-
вать по направлению и высоте, причем в
достаточно больших пределах. Некоторые
эксперты говорят об отклонении от гене-
рального курса в тысячу километров и
более. Однако эта цифра явно завышена,
поскольку она того же порядка, что и пре-
дельная дальность стрельбы ракетного
комплекса. Реальнее оценка в пределах
100–300 километров, и этого более чем до-
статочно для полноценного противоракет-
ного маневра.
ББ «Авангард» – аэробаллистическая
головная часть МБР, осуществляющая
после отделения от ракеты-носителя полет
по инерции без двигательной установки
для дополнительного его разгона. Ракета
УР-100УТТХ, имея забрасываемый вес
около четырех тонн, с учетом более круп-
ных габаритов блока «Авангард» в сравне-
нии с обычной боеголовкой может обеспе-
чить гарантированное размещение одного
такого блока. На «Сармате» с его забрасы-
ваемым весом 7–10 тонн количество разме-
щаемых блоков можно грубо оценить в два
– четыре. Большая масса боевого блока и
возможность размещения ограниченного
их числа на МБР дают основания предпо-
лагать, что основным вариантом оснаще-
ния «Авангарда» могут стать термоядерные
боеприпасы мегатонного класса. Хотя воз-
можно и использование зарядов среднего
или даже малого калибра для решения
определенных задач.
«Авангард» неуязвим для существую-
щих и даже перспективных систем ПРО.
Это обусловлено тем, что современные
средства обнаружения и слежения, а также
возможности систем самонаведения ракет
ПРО не обеспечивают попадание в манев-
рирующую цель, идущую с такой скоро-
стью. Точность определения места цели
самыми совершенными РЛС по направле-
нию на расстоянии несколько тысяч кило-
метров измеряется сотнями метров сред-
неквадратического отклонения. ГСН ра-
кеты ПРО захватывает цель на расстоянии
до нескольких десятков километров, что
определяет время на выполнение маневра
самонаведения в две – четыре секунды при
движении на встречных курсах. Для пора-
жения даже неманеврирующей боевой
части этого очень мало. Американские
GBI к настоящему времени дают весьма
низкую вероятность захвата боеголовок
МБР даже первых поколений. При стрель-
бе по маневрирующей цели противоракете
придется «выбирать» отклонения, измеря-
емые километрами, а это низводит шанс
поражения цели до 0,2–0,4 процента.
Остается возможность воздействия на
такие блоки оружием на новых физиче-
ских принципах, например лазерным. В
космосе это весьма перспективно, однако
пока нет соответствующих устройств. Как,
впрочем, и других видов оружия на новых
физических принципах. Так что амери-
канская ПРО даже в отдаленной перспек-
тиве останется неэффективной против
«Авангарда».
ДВЕ ТОННЫ
НЕОЖИДАННОСТИ
РУССКИЙ «АВАНГАРД» ОПЯТЬ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
В числе новых образцов вооружения, упомянутых в президентском
Послании Федеральному собранию, назван планирующий боевой блок
«Авангард».
УСПЕХ
ntv.ru
google.com
ПОДРОБНОСТИ
Первые прототипы устройств по-
следнего типа британские военные
планировали развернуть в 1982 году
на кораблях авианосной группы, уча-
ствовавших в освобождении Фол-
клендских островов. Но до сих пор
точно неизвестно, дошло ли это ре-
шение до конкретной реализации.
Эпизодические сообщения о
развертывании вооруженными си-
лами США боевых лазерных систем
появлялись в ходе операции «Буря
в пустыне» и при вторжении в Ирак
в 2003 году. Правда, как и в случае с
Фолклендами, достоверного под-
тверждения эти сообщения не по-
лучили. В настоящее время США
планируют оснастить лазерной си-
стемой один из боевых кораблей.
Проходит испытания наземная БЛС.
Между тем еще в 80-е годы ли-
дирующее положение в области соз-
дания лазерного оружия занимал
Советский Союз. В частности, были
проведены испытания и даже дове-
дены до серийного производства не-
сколько проектов корабельных уста-
новок. Для Сухопутных войск были
выпущены наземные лазерные си-
стемы 1К11 «Стилет» и 1К17 «Сжа-
тие». По разным сведениям, изго-
товлено более десятка таких машин.
Лазер нашел применение и в
противоракетной обороне. С его по-
мощью нагревается корпус ракеты,
содержащий взрывоопасные ком-
поненты, и она самоликвидируется.
Такая система была реализована на
американской летающей лаборато-
рии YAL-1 Aladin. Правда, в настоя-
щее время проект закрыт, а самолет
находится на приколе.
Проблема Aladin в том, что
взрывоопасные компоненты, то
есть топливо, содержат только сту-
пени ракеты, боеголовка нагрева не
боится и необходимо подходить до-
статочно близко к месту запуска.
Это подвергает самолет необосно-
ванному риску быть перехваченным
силами противовоздушной обороны
противника. Поэтому после доста-
точно успешных испытаний в 2010
году через два года YAL-1 отправил-
ся на базу хранения, а в 2014-м ра-
зобран. Между тем проект воздуш-
ного лазера закрыт не был.
В настоящее время ВВС США
ведут работы по созданию БЛС на
базе стратегического беспилотного
разведчика RQ-180 (по другой вер-
сии – самолета Boeing-777). Пред-
полагается, что новинка сможет на-
гревать цели уже вне пределов зем-
ной атмосферы, что должно дости-
гаться за счет радикального
увеличения мощности лазера. Прав-
да, пока проект находится в режиме
максимальной секретности. Заат-
мосферный перехват позволяет из-
бежать уничтожения летающего ла-
зера средствами ПВО. Второй целью
американской новинки, несомнен-
но, станут спутники. Помимо осле-
пления оптико-электронных систем
космических аппара-
тов лазер должен их
нагревать и выводить
из строя.
Но как и в случае с
наземными и морски-
ми системами, пионе-
рами в этой области
стали советские и рос-
сийские ученые. Еще в
конце 80-х на базе
транспортного Ил-76
создана уникальная
система А-60 «Сокол-
Эшелон». Она не на-
гревала баллистиче-
ские ракеты, но могла бороться со
спутниками.
Пока повсеместное внедрение
боевых лазерных систем останавли-
вают две причины. Первая – необхо-
димость обеспечить БЛС мощными
электрогенераторами, в силу чего
изначально такие системы устанав-
ливались на корабли и самолеты.
Если посмотреть на YAL-1, то сам
лазер – это шарообразный объект,
смонтированный в носовой части
лайнера. А все остальное место в
фюзеляже Boeing-747 занимают си-
стемы электропитания.
Вторая причина – дороговизна
лазера. Чтобы он заработал, требу-
ются сложнейшие и весьма дорогие
линзы, а также многокилограммо-
вые искусственные рубины. Но при
этом лазер имеет несомненное преи-
мущество перед традиционными си-
стемами вооружения – почти беско-
нечный боекомплект да и один вы-
стрел обходится достаточно дешево.
ЛУЧИ ЕЗДЯТ, ПЛАВАЮТ
И ЛЕТАЮТ
В 90-е работы по лазерам в Рос-
сии были приостановлены, но тем
не менее не свернуты. Первые отры-
вочные сведения о создании новых
боевых систем появились в сред-
ствах массовой информации еще в
середине нулевых годов, а в 2010-х
стало известно, что проект «Сокол-
Эшелон» выходит на новый этап,
попутно начинается модернизация
летающей лаборатории А-60.
В 2016-м СМИ сообщили о на-
чале работ по мобильному лазерно-
му комплексу (МЛК). Это идеологи-
ческое развитие 1К17 «Сжатие».
Ожидается, что комплекс будет
смонтирован не на громоздком гу-
сеничном тягаче, а на обычных тан-
ках, бронеавтомобилях и другой
бронетехнике.
И наконец, разработку россий-
ской БЛС официально подтвердил
Владимир Путин. Итак, что известно
о новинке? Это достаточно большая
система, смонтированная на базе
многоосного автомобильного при-
цепа, длинна которого – несколько
десятков метров. Сама «лазерная
пушка», небольшая высокоподвиж-
ная конструкция, размещена в зад-
ней части изделия. Скорее всего
остальной объем прицепа занят под
электроэнергетические установки.
Конечно, вряд ли стоит ожидать,
что новая БЛС сможет поражать
объекты за пределами земной ат-
мосферы. Вероятно, речь идет о
целях, действующих на высотах
пять – десять тысяч метров.
Помимо прицепа с лазером в
БЛС входит несколько машин обес­
печения – пункт управления, систе-
ма связи. На ролике хорошо видно,
что один из автомобилей несет
спутниковую антенну. С большой
долей вероятности машина связи
служит для выдачи целеуказаний
«лазерной пушке». А значит, БЛС
способна поражать высокоскорост-
ные цели со сложной траекторией
полета на большой дальности.
Новая БЛС вряд ли отличается
высокой подвижностью, необходи-
мой для действий в боевых поряд-
ках войск, поскольку для ее пере-
движения требуются относительно
ровные участки местности с хоро-
шим грунтом. Скорее речь идет о
некой мобильной системе обороны
важных объектов.
Еще в прошлом году в СМИ по-
являлась информация о создании в
России оружия на новых физиче-
ских принципах. В частности, его
планировалось использовать для
уничтожения крылатых ракет – «вы-
жигать» их начинку.
Тогда высказывалось мнение,
что речь о неких электромагнитных
системах. Но с появлением видео
БЛС можно предположить, что ору-
жие на новых физических принципах
может быть и лазерным. Не исклю-
чено, что мощность новинки позво-
ляет ей не только ослеплять оптико-
электронные системы ракет, но и
вызывать их избыточный нагрев,
приводящий к отказу оборудования.
С какими целями кроме КР
может справиться БЛС? Скорее
всего это широкий спектр авиаци-
онных средств поражения, начиная
от беспилотников и
заканчивая сверхзву-
ковыми истребителя-
ми, дальними бом-
бардировщиками
и
вертолетами. Если у
БЛС действительно
высокие энергетиче-
ские показатели, то
помимо ослепления
оптико-электронных
систем она сможет
наносить серьезные
повреждения борто-
вому оборудованию.
Показанный в ви-
деоролике пульт управления БЛС
говорит о том, что система работает
как в ручном, так и в автоматиче-
ском режиме. Не исключено, что
она способна самостоятельно пора-
жать объекты по координатам, вы-
данным другими средствами обна-
ружения, в частности РЛС и само-
летами ДРЛО.
Также можно предположить, что
представленная Владимиром Пути-
ным БЛС – система межвидовая, га-
бариты позволяют разместить ее на
борту не только наземного носителя,
но и корабля, самолета.
Россия в очередной раз под-
твердила свое лидирующее поло-
жение в области создания лазерно-
го оружия. В других развитых стра-
нах мира эти разработки пока не
вышли из стадии опытных работ. А
в ВС РФ система уже на стадии ис-
пытаний.
СВЕТ В КОНЦЕ ПОЛЕТА
Еще в 80-е для Сухопутных
войск были выпущены
наземные лазерные
системы 1К11 «Стилет»
и 1К17 «Сжатие»
Начало на стр. 01
3mv.ru
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook