Газета «Военно-промышленный курьер». №11 (675) 22-28 марта 2017 года - page 8

ПРЕССА
Армия Чехии закупила новейшие винтовки
Desert Tech Hard Target Interdiction
для подразделений спецназа: за 30 стволов
по схеме «булл-пап» чехи заплатят
три миллиона долларов. Заменой ствола
или затвора стрелок может конвертировать
винтовку под калибр 9,3 или 12,7 миллиметра
США поддержат Великобританию
«Адским огнем»
Военное ведомство Великобритании планирует полностью
обновить арсенал противотанковых управляемых ракет AGM-114
Hellfire II. По официальному сообщению американского Агентства
по военно-техническому сотрудничеству (US Defense Security and
Cooperation Agency), Госдеп США одобрил запрос английских
военных на поставку тысячи ПТУР серии AGM-114R1/R2. Они
будут оборудованы полуактивными головками самонаведения.
Британское военное ведомство заказало также обслуживание и
технический контроль закупаемых «Хеллфайров». Ракеты войдут
в арсенал ранее закупленных вертолетов АН-64 Apache и ударных
беспилотников MQ-9 Reaper. Контракт оценивается в 150 миллио-
нов долларов. Как заявили представители американского АВТС,
продажа новейших ракет полностью отвечает национальным ин-
тересам США и позволит многократно увеличить возможности
британских вооруженных сил по поддержке наземных войск.
Английская «Королева» может задержаться
Нерешенные технические проблемы могут задержать пере-
дачу ВМС Великобритании новейшего авианосца «Королева Ели-
завета» (Queen Elizabeth). Об этом заявили в военном ведомстве
страны, сославшись на доклад Офиса национального аудита. От-
мечен прогресс британских военных в строительстве авианосца,
наземной инфраструктуры, а также закупке его авиационного
крыла. Но Минобороны сталкивается со стратегическими риска-
ми, которые могут серьезно сказаться на сроках сдачи. К сожале-
нию, этот тезис в сообщении британского военного ведомства не
раскрывается. 
Английские военно-морские силы отложили на три месяца
(до лета 2017 года) выход «Королевы Елизаветы» из верфи в
шотландском Росайте. Причина переноса – неготовность некото-
рых ключевых систем корабля.
На стороне саудитов будут воевать «Апачи»
Корпорация Boeing заключила несколько долгосрочных конт-
рактов с армиями США и Саудовской Аравии на поставку новей-
шей модификации ударного вертолета AH-64E «Апач Гардиан»
(Apache Guardian). Сумма сделки оценивается в 3,4 миллиарда
долларов. 
По контракту с Пентагоном 244 из 268 вертолетов будут мо-
дернизированы. При этом военным обещаны сервисное обслужи-
вание, снабжение запчастями, а также переподготовка экипажей
и наземного персонала. Саудовская Аравия заказала 24 машины.
Пока неизвестно, поступят ли новые геликоптеры в сухопутные
войска или национальную гвардию КСА. Ранее королевство уже
закупило несколько десятков AH-64E Apache Guardian для своих
пехотинцев и гвардейцев.
Бронетранспортеры бундесвера
отступают перед «Волками»
Бронетранспортеры Boxer («Боксер») для Минобороны Литвы
получат новейшие 30-мм автоматические пушки Мk44 с повы-
шенной точностью ведения огня, сообщила компания Orbital ATK
Armament Systems. Вильнюс заказал 90 таких систем, первые
поставят в середине года. Мk44 будут устанавливаться на дис-
танционно управляемый модуль вооружения Samson Mk II, раз-
работанный и выпускаемый израильской корпорацией Rafael. В
комплектацию войдет 7,62-мм пулемет. По мнению специалистов,
Samson позволит лучше всего реализовать высокие показатели
точности Мk44. В Минобороны Литвы планируют закупить 88 но-
вейших восьмиколесных бронетранспортеров, которые получили
национальное название Vilkas («Волк»). Они должны заменить
БТР М113, ранее переданные литовскому военному ведомству
бундесвером.
Источник:
all4shooters.com
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра
анализа геополитики,
войн и военной истории
О размахе японского кораблестрое-
ния можно судить по числу крупных
предприятий отрасли. Их 75, в том
числе такие гиганты, как «Сасебо»,
имеющая заводы в одноименном
городе-порте, и известная на весь мир
«Мицубиси», которой принадлежат
пять верфей в Хиросиме, Нагасаки,
Кобе, Симоносеки и Иокогаме. Есте-
ственно, в государстве идеально орга-
низована координация деятельности
всех этих промышленных объектов,
которая осуществляется Ассоциацией
судостроительных компаний Японии.
Строительство кораблей кормит в
настоящее время около 400 тысяч
японцев. 100 тысяч заняты непосред-
ственно на верфях и стапелях, а еще
300 тысяч обеспечивают деятельность
дочерних и сопутствующих предприя-
тий, поскольку все суда начиняются
только собственным оборудованием.
ИЗ АДМИРАЛОВ –
В ТОП-МЕНЕДЖЕРЫ
После Второй мировой войны Япо-
ния, лишенная почти всего торгового
флота, оказалась в критической ситуа-
ции, выходом из которой явилась серия
программ по национальному судостро-
ению, заработавшая в 1947 году. Благо-
даря льготным и долгосрочным креди-
там, предоставленнымправительством,
отрасль не просто встала на ноги, а су-
мела совершить скачок и занять лиди-
рующие позиции в мире, обойдя в 1956
году Великобританию.
В настоящее время высокие техно-
логии производства позволяют япон-
скимпромышленникам выпускать суда
любого водоизмещения, начиная от
лодок и катеров и заканчивая танкера-
ми, сухогрузами, контейнеровозами.
Почти все крупные верфи выполняют
заказы морских сил самообороны. На-
пример, на заводах компании «Каваса-
ки Дзюкоге» в Кобе производится
около половины подводных лодок. Не
случайно западные аналитики отзыва-
ются о военном кораблестроении Япо-
нии как о наиболее трудном вызове за-
падному миру в XXI веке.
К слову, судопромышленники
Страны восходящего солнца охотно
выполняют заказы Управления нацио-
нальной обороны (УНО) по двум при-
чинам: в первую очередь привлекает их
плановость, а значит, предсказуемость.
Второй плюс – в расчетах с производ-
ственниками УНО платит живыми
деньгами, а не векселями, при которых
верфи несут определенные убытки.
По качеству выпускаемой продук-
ции военного назначения к японским
судостроителям, а также к компаниям-
подрядчикам, производящим электрон-
ную начинку кораблей, рекламаций не
бывает. Следует обратить внимание на
сращивание исполнителей с заказчиком,
главным штабом МССЯ через систе-
му «Амакудари» («Схождение с небес»).
Это предоставление высокооплачива-
емых постов в советах директоров граж-
данских верфей и фирм-подрядчиков
уходящим в отставку высшим военным
чиновникам УНО.
Японские производственники ком-
ментируют «Амакудари» следующим об-
разом: «Каждый раз, когда мы получаем
большой контракт из УНО, оно выража-
ет надежду на предоставление работы
двум или трем отставным генералам».
Причина появления такой системы по-
нятна: личная связь производственников
с заказчиком, лоббирование интересов
«своей» фирмы отставниками.
СЕУЛ ЗАСТЫЛ
Основным конкурентом японских
корабелов долгое время оставались
их коллеги из Южной Кореи. Напри-
мер, по роботизации отрасли они
были первыми в мире. Однако на
данный момент есть основания счи-
тать, что южнокорейское судострое-
ние находится в глубоком кризисе.
Причин несколько. Прежде всего не-
эффективный менеджмент, проявля-
ющийся в непродуманных, убыточ-
ных экспортных программах. И ко-
нечно, коррупция, выражающаяся в
манипуляциях с финансовой отчет-
ностью под девизом творческого под-
хода. К технологическим факторам
кризиса следует отнести нежелание в
отличие от японских коллег зани-
маться созданием новых типов судов.
Корабелы Южной Кореи разучились
делать простые суда. С другой сторо-
ны, не научились проектировать
сложные, а всю документацию поку-
пали у США, Норвегии, Франции. В
итоге оказались вытесненными с
рынка дешевого судостроения, соот-
ветствующие заказы уходят в Китай.
На верфях Южной Кореи в отли-
чие от японских коллег пошли по пути
наименьших затрат, до критической
черты упростив процесс производства,
ограничив его исключительно корпус-
ными технологиями, а все остальное
ввозя из-за рубежа. С падением спроса
на крупнотоннажный флот отрасль, не
освоившая другие типы судов, потеря-
ла свою привлекательность, заказов
стало меньше, а научно-технической и
производственной базы для маневра в
отрасли просто нет.
ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВАЖНОСТИ
Специалистов в области мирового
судостроения поражает стремитель-
ное движение китайского судострое-
ния к прогрессу и овладению мировой
конъюнктурой. Китай, как и Турция,
во многом копировал японский и юж-
нокорейский опыт. Набор инструмен-
тов государственной поддержки от-
расли стал стандартным: помощь в
закупке технологий и оборудования,
льготное кредитование производства,
субсидирование НИОКР и поощре-
ние структурных реформ.
В 1999 году Генеральная государ-
ственная компания судостроительной
промышленности Китая, объединяв-
шая все профильное производство,
включая ремонт, была реорганизова-
на. В процессе акционирования созда-
ны две крупные вертикально-
интегрированные структуры: Китай-
ская государственная судостроитель-
ная корпорация (КГСК) и Китайская
судостроительная промышленная кор-
порация (КСПК). Вскоре после этого
отрасль получила режим льготного
кредитования. Условия предоставления
займов китайским судовладельцам на
покупку продукции КГСК и КСПК
предусматривают рассрочку платежа
80 процентов стоимости на 8,5 года
под 5,1 процента годовых при страхо-
вании 12 процентов суммы. В порядке
оказания поддержки КГСК и КСПК
на получение заказов в смежных отрас-
лях внутри Китая и за рубежом этим
корпорациям ежегодно выделяются
средства на маркетинговую и консуль-
тационную деятельность. Вместе с тем
судостроительные компании Подне-
бесной освобождены от уплаты трех-
процентного налога на землю, направ-
ляемого в местные бюджеты.
С 2000 года, когда в очередной пя-
тилетний план развития была впервые
заложена поддержка отрасли, объемы
производства выросли почти в 17 раз.
В качестве мер государственной помо-
щи предоставлялись субсидии по кре-
дитам, лизинговым операциям, стра-
хованию и другие традиционные шаги,
которые имеются в арсенале любого
правительства. В результате количе-
ство верфей превысило три тысячи.
Ивсе же специалисты из Китайской
ассоциации судостроения прогнозиру-
ют в скором будущем наступление
кризиса перепроизводства. Глобаль-
ная рецессия подходит к концу, поэ-
тому заказчики наверняка перестанут
руководствоваться низкой ценой как
приоритетом. Япония производит
суда более дорогие, но в то же время
превосходящие китайскую продук-
цию по таким параметрам, как каче-
ство, начинка, универсальность.
ТРАМП ПРОТИВ ФЛОТА
То, что в Америке судостроитель-
ная отрасль переживает глубокий за-
стой, ни для кого не секрет. «Наш флот
находится почти на таком же низком
уровне, как в Первую мировую войну»,
– заявил Дональд Трамп, выступая на
базе Центрального командования во
Флориде. Тема флота давно тревожит
нынешнего президента США: о планах
запустить масштабную программу ко-
раблестроения и увеличить боевой со-
став военно-морских сил с 272 до 350
единиц он говорил и во время избира-
тельной кампании.
Объявил еще об одном новшестве
– Трамп потребовал снизить стои-
мость строительства новых кораблей
для ВМС США. Однако такая пози-
ция есть не что иное, как удар по аме-
риканскому судпрому, который толь-
ко и перебивается на военных заказах.
А картина состояния отрасли не
радужная. По тоннажу спускаемых на
воду торговых судов США занимают
5-е место. Значительные объемы имеет
лишь военное кораблестроение. Основ-
ные типы – авианосцы, атомные под-
водные лодки, сторожевики.
Характерной особенностью граж-
данской судостроительной промыш-
ленности США является то, что ком-
пании специализируются на проектах
средних и малых размеров, большие и
сложные конструкции, обеспечиваю-
щие современные виды перевозок (су-
хогрузы, контейнеровозы, суда типа
«ро-ро», лайнеры), производятся, как
правило, на военных предприятиях,
обладающих соответствующими техно-
логическими возможностями. Круп-
нейшими в гражданском сегменте
считаются заводы компаний «Акер
Филадельфия» (Филадельфия), «Кеп-
пел офшор энд марин» (Браунсвилл),
«Сигнал интернэшнл» (Орандж) и
«Джефбоут» (Джефферсонвилл). На
них строятся транспортные, служебно-
вспомогательные и суда технического
флота. Представляет определенный
интерес технология корпусной сбор-
ки. Она называется модульной. По
этой технологии до 70 процентов мон-
тажных работ выполняется на берегу.
Собранный из модулей корабль с по-
мощью специального устройства
(слипа) выкатывается из цеха в плаву-
чий док, в котором и достраивается.
Следует отметить, что имеющаяся
в США огромная научно-техническая
база способна к быстрому возрожде-
нию гражданского судостроения на
самом современном уровне. Поэтому
говорить о каком-либо отставании от-
расли в Америке от Японии нельзя.
ВЕРФИ ШЕСТОГО УКЛАДА
Роль локомотива в развитии мор-
ской индустрии на период до 2030
года отводится так называемым на-
рождающимся отраслям морского хо-
зяйства. К ним относятся офшорная
ветроэнергетика, генерация за счет те-
чений, приливов и отливов, морская
биофармацевтика, извлечение метал-
лов из морской воды, индустрия отды-
ха, развлечений и туризма.
Указанный срок обоснован. Кора-
белы Китая готовят свою отрасль к
шестому экономическому укладу,
основу которого будут составлять
нано- и биотехнологии. Есть все осно-
вания предполагать: и Япония, и
Китай подойдут к этому рубежу с рав-
ными показателями и возможностя-
ми. Но лишь при условии, что не ввя-
жутся в вооруженный конфликт в
угоду своимвеликодержавнымустрем-
лениям и историческим амбициям.
МОРСКИЕ
ЛОКОМОТИВЫ
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
ОБЕСПЕЧИВАЮТ ЛЬГОТЫ
И СХОЖДЕНИЕ С НЕБЕС
Япония обычно
ассоциируется с электроникой
и машиностроением.
На самом деле едва ли
не ведущей отраслью
национальной индустрии
является судпром, традиции
которого уходят корнями
в глубину веков.
bunkerist.com
08
«ОБОРОНКА»
№ 11 (675) 22–28 марта 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
ЭКСПЕРТИЗА
реклама
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook