ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
06
№ 12 (725) 27 марта – 2 апреля 2018 года
«ОБОРОНКА»
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ
Алексей
БАЛИЕВ
, политолог
Ситуация, в которой оказался российский ВПК к началу 2000-х, была прямым следствием
горбачевских реформ, охвативших все отрасли советской экономики и регионы СССР, отме-
чается в докладе. Правда, в нем по понятным причинам не говорится, кто конкретно выполнял
соответствующие директивы западных спецслужб, «ускоряя» горбачевскую политику. В 90-е
западные СМИ признавали наличие эмиссаров такого рода в высшем и среднем звеньях по-
слесталинского руководства страны вплоть до ее разрушения.
«До июля 1989 года военная промышленность состояла из девяти промышленных мини-
стерств. Но в этот момент премьер-министр СССР Рыжков объявил о слиянии: из четырех
оборонно-промышленных министерств образовалось два и таким образом общее количество
министерств военной промышленности сократилось с девяти до семи. В то же время Мини-
стерства гражданской авиации и связи теперь подчинялись ВПК, как и Государственный ко-
митет по вычислительной технике и информатике, хотя они не производили важных систем
вооружения. Более того, Министерство среднего машиностроения, отвечающее за производ-
ство ядерного оружия, из оборонной промышленности было передано в ведомство топливно-
энергетического комплекса.
Причины такой административной реорганизации не совсем
ясны
(
?!
–
здесь и далее курсив мой.
–
А. Б.
)». Похоже, это делалось для ускоренной дезорга-
низации управления советским ВПК. Доклад ЦРУ в дальнейшем подтверждает эту версию.
«Для советского ВПК вполне обычное дело отвечать за производство отдельных видов
товаров народного потребления. Оборонная промышленность СССР никогда не специали-
зировалась только на производстве вооружения. С самого основания она выпускала широ-
кий ассортимент потребительских товаров, начиная от холодильников, радио и станков и
заканчивая, например, мотоциклами. Некоторые предприятия военной промышленности
России выпускали потребительскую продукцию еще до революции…
При Сталине перед
оборонной промышленностью стояла задача развития технологий для производства мирной
продукции, при этом в случае мобилизации производство легко можно было перевести на
военную продукцию. Таким образом военная промышленность заложила основы отече-
ственного производства технологически сложных видов станков. Также военные заводы
получили указания использовать
резервную
мощность для производства потребительских
Олег
БОЧКАРЕВ
,
заместитель председателя
коллегии Военно-промышленной
комиссии
Производство оружия – вопрос безопас-
ности государства, но для развития экономи-
ки важна именно гражданская продукция. По-
тому что это бизнес, предпринимательство,
рабочие места и дополнительные налоги. Се-
годня только через косвенно государственные
бюджетные деньги ежегодно закупается
гражданской продукции на сумму более пяти
триллионов. Но в этих пяти триллионах только
10 процентов – продукция, которая произво-
дится на отечественных предприятиях.
Сложившиеся в ОПК холдинги и корпо-
ративные вертикали препятствуют развитию
производства гражданской продукции. Почти
нет продуктов, которые можно было бы цели-
ком сделать внутри одного холдинга. В воо-
ружении это работает, в гражданском произ-
водстве – нет, нам придется раздвигать кор-
поративные рамки.
На каждом предприятии должно появить-
ся должностное лицо, которое отвечает за ди-
версификацию. Это не означает создания до-
полнительных должностей и раздувания шта-
тов, но вопросом нужно заниматься не от
случая к случаю, а системно и ежедневно. Это
Владимир
ПИМЕНОВ
,
доктор экономических наук,
профессор РЭУ им. Г. В. Плеханова
Это новая экономическая парадигма. Владимир Путин в Посла-
нии Федеральному собранию обозначил предстоящий этап так: про-
рыв к новым технологиям, от устойчивого стабильного состояния к
ускоренному, опережающему развитию. При таком векторе приори-
тетами становятся организационные и структурные преобразова-
ния промышленной базы страны, которые должны качественно из-
менить облик всей нашей экономики.
ПОПЫТКА НОМЕР ТРИ
Следует вспомнить, что для нашей страны представляли кон-
версионные периоды прежних лет. Каждый имел свои особенности.
Наиболее масштабной была послевоенная конверсия в Совет-
ском Союзе, которая имела целью перевести почти всю военную
промышленность страны на гражданские рельсы. По сути речь шла
о необходимости восстановления массового производства товаров
народного потребления. Эта глубокая конверсия плавно перешла в
военно-гражданскую интеграцию, которая затянулась на годы. И по-
рядка 30–35 лет, вплоть до середины 80-х, почти вся высокотехно-
логичная продукция – фотоаппараты, холодильники, телевизоры,
стиральные машины, магнитофоны – выпускалась на оборонных
предприятиях. На протяжении всего советского периода доля про-
изводимой ОПК гражданской продукции составляла около 50 про-
центов. Та конверсия носила сугубо структурный характер. Задей-
ствовались как мощности оборонных предприятий, так и специали-
зированные производства ОПК, использующие технологии военно-
го и двойного назначения.
Вторая конверсия началась в России с конца 80-х и была вы-
звана кажущейся разрядкой международной напряженности и на-
чавшейся приватизацией и разгосударствлением. В начале 90-х
проблема обострилась распадом Советского Союза и необходимо-
стью военного строительства новой России. Основной особенно-
стью конверсии стало также обе-
спечение социальной защищен-
ности работников, высвобожда-
емых
вследствие
резкого
сокращения производства оте-
чественной гражданской продук-
ции, оказавшейся неконкуренто-
способной на фоне хлынувшего
на незащищенный российский
рынок импорта. Во второй поло-
вине 90-х приоритетом становят-
ся конверсионные программы по
созданию технологического обо-
рудования для различных отрас-
лей промышленности, расширение рынка товаров длительного
пользования. Это опять-таки структурная перестройка. В конце 90-х
с большинства заводов был полностью снят гособоронзаказ, а сами
предприятия приватизированы. К этому времени потенциал конвер-
сии в ее начальной форме как инструмент замещения высвобожда-
емого военного производства был исчерпан. В начале 2000-х офор-
милось ядро оборонно-промышленного потенциала – Сводный ре-
естр ОПК.
О возможном начале очередной конверсии Владимир Путин
впервые упоминал еще в Посланиях Федеральному собранию в
2013 и 2014 годах, чтобы по мере завершения ГПВ-2020 предприя-
тия могли своевременно переключиться на выпуск востребованной
на внутреннем и внешнем рынках продукции гражданского назначе-
ния. И если тогда президент лишь напомнил об этом, то в 2016-м он
уже прямо указал на необходимость эффективного использования
высоких технологий военного назначения, призвав развивать циф-
ровую экономику.
ПРОГНОЗ ПРОБЛЕМ
Эта конверсия будет иметь существенные особенности, кото-
рые необходимо учитывать в реальной практике. Так, замещению
производств военной продукции, на которых предполагается вы-
пуск гражданской, будут подлежать мощности оборонных предпри-
ятий, обновленные при техническом перевооружении в 2013–2017
годах. Именно на это и было выделено три триллиона рублей. Что
само по себе должно свидетельствовать о создании новейшего обо-
рудования и высоких технологий. При этом, однако, следует пони-
мать: перевооружение осуществлялось целевым образом под пере-
довые образцы вооружений. И не факт, что большинство мощно-
стей может быть легко адаптировано под выпуск гражданской про-
дукции. Новые производства потребуют и новых управленческих
решений, и соответствующих кадров.
Вдобавок этот конверсионный период будет отягощен санкция-
ми в отношении российской экономики и затруднит получение тех-
нологий, оборудования, комплектующих, прямых инвестиций и за-
емных средств за рубежом. В таких условиях не следует ограничи-
ваться только той моделью конверсии, в которой большинство
гражданской продукции можно непосредственно выпускать лишь в
ОПК. Надо помнить, что оборонно ориентированные предприятия
отличаются высокими внутренними издержками и накладными рас-
ходами, потому в современных рыночных условиях этот высокотех-
нологичный комплекс уже нельзя воспринимать как локомотив, та-
щивший всю экономику в советские времена. Но ОПК должен стать
генератором и заряжать ее высокими технологиями новых поколе-
ний через трансфер в гражданские отрасли промышленности. Ин-
струменты известны: малые предприятия, венчурные компании. Не
зря развитие малого и среднего бизнеса президент выделил в по-
слании как одно из важнейших условий экономического роста.
ОТДАЧА ПО ГЛАЗЬЕВУ
Важно отметить, что за последние годы в отечественной эконо-
мике были сделаны определенные шаги в развитии высоких техно-
логий, направленные на конкретную модернизацию производствен-
ной базы и освоение рынков. Речь идет о создании в 2012 году ини-
циированного вице-премьером Дмитрием Рогозиным Фонда пер-
спективных исследований, ориентированного на финансирование
таких прорывных направлений, как робототехника, микроэлектро-
ника, новые материалы, гиперзвук. По сути о достижениях именно
этого фонда президент страны говорил во второй части послания.
Принятая в 2015-м Национальная технологическая инициатива
(НТИ) как комплекс мер поддержки развития в России перспектив-
ных отраслей и новых рынков с прицелом на 2030–2035 годы свиде-
тельствует о долгосрочном векторе. А утвержденная в июле 2017-го
программа «Цифровая экономика Российской Федерации» опреде-
ляет ее новый облик.
Таким образом, в стране складывается организационно-произ-
водственная и технологическая инфраструктура, благоприятствую-
щая формированию инноваци-
онной среды. В этой связи в
первую очередь речь должна
идти не столько о конверсии,
сколько о глубоко продуманной
стратегии диверсификации, ос-
нованной на гибких и бережли-
вых производствах, внедряемых
на оборонных предприятиях, на
современных
маркетинговых
приемах и организационных
принципах матрицы НТИ (техно-
парки, кластеры).
Такая стратегия требует и
долгосрочного планирования, и прогноза с горизонтом на 15–20
лет, и развития в первую очередь новых – 6–7-го технологических
укладов. Но полную отдачу (по Глазьеву) они принесут только в
том случае, если освоенные новые технологии составляют более
50 процентов. Очень важна также интеграция технопарков с уни-
верситетами, вузами как источниками специалистов новой фор-
мации.
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА
При переходе к цифровой экономике должен быть изменен
облик всей промышленно-технологической базы страны, включая
ОПК. При этом трансформируется вся производственная система,
причем не только организационно, но что наиболее важно – каче-
ственно. Такие инструменты цифровой экономики, как Большие
данные (Big Data), интернет вещей, облачные вычисления, искус-
ственный интеллект, банковские технологии, существенно изменят
всю систему управления. В новую экономику в первых рядах дол-
жен войти именно оборонно-промышленный комплекс, наиболее
технологически и инновационно подготовленный как в производ-
ственном, так и в интеллектуальном плане. Но облик, роль и место
ОПК должны измениться. Он останется инновационным высокотех-
нологичным ядром. Однако при этом следует существенно расши-
рить и укрепить гражданский сектор, возродить такие отрасли, как
станкостроение и приборостроение, микроэлектронику и энергети-
ку, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.
Таким образом, в стране формируется новый облик националь-
ной технологической базы, который должен быть основан на широ-
ком использовании инновационных технологий, генерируемых на-
учными центрами РАН, вузами, высокотехнологичными предприяти-
ями ОПК, крупным и малым бизнесом, венчурными компаниями.
ПУСТЫНЯ ГОРБИ
В США ЦЕЛИ СОВЕТСКОГО ГЕНСЕКА
ПОНИМАЛИ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОН САМ
Наиболее эффективной конверсия/реконверсия в советском ВПК была
в послевоенный сталинский период. Но затем система была искусно сломана.
Это констатация из доклада ЦРУ «СССР: оценка объема производства оборонно-
промышленного комплекса» (USSR: estimating thе composition of the defense
industy output, декабрь 1989-го).
УРОКИ
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
КОНВЕРСИЯ
ПОЗВОЛИТ ПЕРЕЙТИ
К НОВОМУ ОБЛИКУ
ПРОМЫШЛЕННОЙ БАЗЫ
Конверсия не ограничивается
перестройкой производства с военной
продукции на выпуск гражданской.
Пора говорить о глубинном переходе
на новый технологический уклад,
отвечающий концепции Индустрии 4.0.
Если Трамп и хорош в деле увольнения персонала, так это
потому, что он очень плох в деле найма персонала.
Президент США скрылся в пропасти
между словами и делами
Владимир
ГУТЕНЕВ
,
председатель Комиссии Госдумы
по развитию ОПК
В работе отраслевых комитетов Союза
машиностроителей России и соответствую-
щих экспертных советов Государственной
думы РФ, которые создавались симметрично
госпрограммам – есть по авиастроению, су-
достроению, электронно-компонентной базе
и так далее, решаются вопросы синхрониза-
ции государственной поддержки диверсифи-
кации – с одной стороны, а с другой – форми-
рование спроса по всем значимым направле-
ниям. Медицинское оборудование, фарма-
ДИВЕРСИ
ВЫПУСКУ ГРАЖДАНС
ПРЕДСТОИТ МНОГО
В Рособоронэкспорте состоялось с
обеспечению развития организаци
по оборонной промышленности ас
Обсуждались первоочередные мер
КОЗЫРИ ДЛЯ В
ИЗНАНКА
ШИЛЬДИКА
ИЗ ЛОКОМОТИВА –
В ГЕНЕРАТОРЫ
Р
ечь должна
идти
не
столько
о
конверсии
,
сколько
о
глубоко
продуманной
стратегии
диверсификации
rostec.ru
minpromtorg.gov.ru
Диана
ДЖОНСТОУН
,
политолог и публицист (США)
Дональд Трамп пришел в президенты, издавая какие-то звуки в пользу нормализации
отношений с Россией и сокращения числа зарубежных военных авантюр. Несмотря на то,
что при этом он проявлял личные и деловые качества, несовместимые с исполнением обя-
занностей, смутное обещание стало отблеском надежды для определенного количества
прирожденных оптимистов.
Но чтобы развернуть внешнюю политику США столь радикально – допустим, что он
честно желал сделать именно так, президенту потребуется такая команда, которая будет
обладать знаниями, мудростью и смелостью, необходимыми для того, чтобы осуществить
и навязать внятную альтернативу. У Трампа не было вообще никакой команды. И не про-
глядывалось даже хоть какое-то представление о том, где найти тех подходящих людей,
которые сделали бы эту работу. Он метался, рвал и метал, используя каждый свой кадро-
вый выбор для того, чтобы показать, что предыдущий был ошибочным. А «глубинное госу-
дарство» тем временем потворствовало тому, чтобы уничтожить его самого.
И сейчас Трамп в качестве советника по национальной безопасности выбрал челове-
ка, который олицетворяет именно то, чего, будучи кандидатом в президенты, он не хотел:
человека с репутацией наихудшего из выступающих за войну вашингтонских «ястребов».
Джон Болтон не просто враждебно настроен по отношению к Северной Корее, или к Ирану,
или к России, он непомерно враждебно настроен по отношению ко всем. Болтон – такой
советник по национальной безопасности, который исключительно подходит для того,
чтобы втянуть Соединенные Штаты в войну против большей части мира.
Получивший образование юриста, как почти любой в Вашингтоне, Болтон не обладает
никакой специальной подготовкой для того, чтобы совать свой нос в международные дела.
Он скорее совершенный обитатель той галактики «исследовательских организаций», ко-
торые по существу выхватили дело формирования политики из рук научных и серьезных
дипломатических кругов для того, чтобы удовлетворить потребности богатых частных
спонсоров, военно-промышленного комплекса и израильского лобби.
Болтон руководил целой гаммой неоконсервативных исследовательских организа-
ций – таких, как «Проект за «Новый американский век», Институт американского предпри-
нимательства, как разжигающий войну «Комитет за мир и безопасность в Заливе», как
Еврейский институт за национальную безопасность Америки.
Особенно зловещей связью Болтона является то, что на протяжении последних десяти
лет он находился на руководящей должности в Институте Гейтстоун. Эта пропагандист-
ская группировка специализируется на распространении страхов о том, что мир, особенно
Западную Европу, захватывают мусульмане. Самое очевидное в его деятельности – на-
значение палестинцев в качестве составной части «мусульманской угрозы» и укрепление
связей западного альянса НАТО с Израилем. Но антимусульманский крестовый поход
Гейтстоуна не простирается так далеко, чтобы обвинить Саудовскую Аравию за ее спон-
сорство над исламистскими экстремистами во всех странах от Африки до Индонезии. Ана-
логичным образом этот «институт» не выступает за сотрудничество с Россией в осущест-
влении международных полицейских усилий против настоящего исламистского экстре-
мизма. Совсем наоборот.
Болтон выступает против любых сделок с Россией, Китаем, Сирией, Ираном и Север-
ной Кореей на том основании, что это те «режимы, которые заключают соглашения и лгут
по ним». В недавнем интервью телеканалу Fox news он сказал, что любое из этих соглаше-
ний «обречено на провал». Такое отношение исключает дипломатию и означает, что сила
является единственным средством урегулирования разногласий. Это отношение игнори-
рует тот факт, что Москва была и остается намного более преданной международным со-
глашениям, чем Вашингтон. Но в Вашингтоне все эти юристы и существуют для того,
чтобы доказать обратное.
Взгляды Болтона на отношения с Россией сводятся к тому, чтобы «заставить их по-
чувствовать боль», как он не раз заявлял по различным случаям.
Мы хорошие, а они плохие, мы правы, а они нет. Это отношение скопировано из комик-
сов про Супермэна и вполне соответствует американским иллюзиям о том, что обладание
силой определяет право и правоту. Это может привести только к катастрофе.
Пол
РОБЕРТС
,
доктор экономических наук (США)
Президент Трамп (с запозданием) поздравил российского президента Путина с его
сокрушительным переизбранием и сказал снова, что он предпочитает хорошие отношения
с Россией. Тем не менее как может он говорить об этом всерьез, когда вслед за этим на-
значает Джона Болтона, самого отъявленного поджигателя войны в Америке, советником
по национальной безопасности? Болтон уже третий советник по национальной безопас-
ности за последние 14 месяцев. Для него хорошие отношения с Россией требуют того,
чтобы Россия была таким же марионеточным государством, как Соединенное Королев-
ство, Франция, Германия, Канада, Австралия и все остальные. Другими словами, примите
господство Вашингтона или мы вбомбим вас в каменный век.
Россия, отчаянно ищущая признаки надежды, рискует сама уничтожить себя, хватаясь
за один жест Трампа и игнорируя назначение Болтона. Ни один американский президент,
который хотел бы наладить хорошие отношения с Россией, не назначил бы Болтона на
должность своего советника по национальной безопасности.
Постоянный барабанный бой фальшивых утверждений в адрес России и демонизация
Путина, которые дошли до британской школьной системы, где детей учат, что «токсичный»
Путин задался целью отравить Запад», свидетельствует о том, что конфликт с Россией
был на повестке дня еще задолго до назначения Болтона
.
Сейчас, после того как Путин объявил о новых российских системах вооружений, о
наборе, который явно ставит США в невыгодное положение, раздаются голоса гегемони-
стов, что США обязаны нанести удар первыми – до того, как новые системы российского
супероружия будут развернуты.
Россия поступила бы правильно, если бы не стала расслабляться в нереалистичных
надеждах на мир под воздействием дружелюбных слов, исходящих от Трампа.
Публикуется с разрешения издателя
Перевод Сергея
ДУХАНОВА
, специально для «ВПК»
ВЫПУСКНИК
КОМИКСА
ТОКСИЧНЫЙ
ТРАМП
ДЖОН БОЛТОН: «ХУЖЕ НЕ БЫВАЕТ»
ДЖОН БОЛТОН,
СОВЕТНИК ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ВВЕРХ ДНОМ
truepundit.com