ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
0
7
«ОБОРОНКА»
АСПЕКТ
Алексей
ЧИЧКИН
,
кандидат экономических наук
Это, с одной стороны, отражение кризиса – российская глубинка
пребывает в нем который год. А с другой – приуроченные к мундиалю
скоростные железные дороги и другие транспортные мегапроекты, все
активнее разрабатываемые и реализуемые в последние годы, едва ли
снимут проблему локального сообщения, в котором нуждается не
только ОПК, но и социальная сфера многих субъектов Федерации и
экономика в целом.
Создание дорожной сети внутри региона не сулит высоких дохо-
дов. Средства на развитие местного транспорта скудны, выделяются
по остаточному принципу. В результате проблемы инфраструктурно-
го обеспечения региональных экономических связей в стране обо-
стряются, что чревато разъединением общероссийского хозяйствен-
ного пространства. Административно-политические последствия
очевидны.
В президентском Послании Федеральному собранию обозначе-
на необходимость комплексного развития железнодорожной ин-
фраструктуры, причем с акцентом на модернизацию действующих
и создание новых межрегиональных артерий, что особенно актуаль-
но для восточного и северных регионов страны. Эти вопросы отра-
жены и в выступлениях главы государства на недавнем съезде
Союза транспортников России, на Сочинском инвестиционном фо-
руме. Последний откликнулся на президентский запрос концессион-
ным соглашением на строительство железной дороги между Тывой
и Красноярским краем, прокладка которой, впрочем, планируется
более 60 лет
.
Значительная часть сибирских и дальневосточных территорий
– около трети страны – и поныне оторвана от Большой земли, что
негативно сказывается на их социально-экономическом состоянии.
Без дорог невозможно ускорить устранение диспропорций в разви-
тии регионов. На 17-м инвестфоруме в Сочи вновь прозвучало, что
транспортная система страны должна полностью обеспечивать
спрос на перевозки, отвечая современным требованиям эксплуата-
ционной надежности и безопасности, экологическим стандартам.
Однако профильный министр Максим Соколов высказался более
приземленно: «С учетом необходимости опережающего развития
транспортной инфраструктуры и ограниченных финансовых воз-
можностей стоит задача обеспечения роста внебюджетных инве-
стиций в инфраструктурные проекты, прежде всего посредством
концессионных механизмов». Чиновник привел в пример соглаше-
ние «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Кураги-
но». Его реализация, по словам Соколова, повысит уровень разви-
тия транспортной сети всей Сибири и в том числе доступность
Тывы, одного из пяти регионов, где вообще нет железной дороги.
Но это единственная концессия, а сам проект, повторим, достался
нам по наследству от 40-х годов
.
Среди стальных магистралей, намеченных к строительству в
1947–1953 годах, но до сих пор остающихся по большей части на
бумаге, – Заполярный Транссиб (Салехард – Надым – Коротчаево),
который откладывался многократно, в последнее время с 2015-го,
Якутск – порт Аян (Хабаровский край), Игарка – Дудинка, «Второй
северокавказский ход» (Восточное Ставрополье – Нижнее Повол-
жье – прикаспийский район Дагестана), Транскрымская (Симферо-
поль – Белогорск – Владиславовка – Керчь с веткой на Арабатскую
косу), БЕЛКОМУР, кратчайшим путем соединяющий Скандинавию
и наш северо-запад с Уралом, Сибирью, Поволжьем и центральноа-
зиатским зарубежьем. Уместно вспомнить и про мост
или
тоннель
на Сахалин. Об этих проектах ничего не говорилось ни на сочин-
ском форуме, ни на съезде транспортников. У правительства на все
один контраргумент – высокая капиталоемкость. Складывается
впечатление, что главная задача транспортной политики – строи-
тельство высокоскоростных магистралей и нефтегазопроводов,
причем с негарантированной рентабельностью. А остальное – как
получится.
В кулуарных дискуссиях на последнем Сочинском форуме в
связи с упомянутым проектом Элегест – Курагино отмечалось, что
развитие транспортной сети и ее качественные параметры остают-
ся головной болью для многих регионов. Длина участков, проблем-
ных в отношении пропускной способности, достигает почти трети от
общей протяженности железных дорог РФ. Остается низким каче-
ство автодорожной сети, причем не только в обширных северных
районах Красноярского края, Приангарье, Забайкалье, Якутии, Ма-
гаданской области, Чукотском автономном округе, но даже во мно-
гих аграрных регионах европейской части страны. Из-за отсутствия
трасс с твердым покрытием как минимум 10 процентов населения,
а это почти 15 миллионов человек, каждую весну и осень остаются
по сути отрезанными.
Проект Элегест – Кызыл – Курагино лишний раз подтверждает,
что примерно в 20 субъектах Федерации прямое сухопутное сооб-
щение с другими территориями России не гарантировано. И самый
проблемный регион – Сибирско-Дальневосточный. Притом что там
сосредоточено до 70 процентов ресурсно-сырьевой базы «оборон-
ки» и двойных отраслей.
Насколько обоснованны в такой ситуации заявления о восточ-
ном векторе в социально-экономическом развитии и в экспортной
политике страны, вопрос риторический. Пока все сводится к нара-
щиванию поставок сырья и полуфабрикатов в соседние государ-
ства. По сути Зауралье становится ресурсным филиалом Китая,
Тайваня, Южной Кореи и Японии.
СВОЯ КОЛЕЯ
Узкоколейные дороги, как и прежде,
имеют большое значение для эконо-
мико-технологической кооперации, и
в последние 10 лет на их развитие об-
ращают особое внимание во многих
странах. Примеры можно найти в
Скандинавии, Турции, ЮАР, Японии,
далеко не богатых Иране, Малайзии,
странах Латинской Америки. Активно
развивает эту сеть Китай, чего не ска-
жешь не только про РФ, но даже про
СССР последних десяти лет его суще-
ствования.
Если нужна дорога по пересечен-
ной местности, весьма характерной
для нашей страны, мосты для узкоко-
леек обходятся дешевле, а обилие
поворотов и петель по склонам увели-
чивает строительные затраты мини-
мально. Тогда как при прокладке нор-
мальной колеи или стандартной авто-
дороги требуются спрямления, выем-
ки, виадуки, тоннели и другие
дорогостоящие объекты. Но в России
уже лет 15 отсутствует производ-
ственная база строительства и экс-
плуатации узкоколеек, а также под-
вижного состава для них. Потому в
дополнение ко многим железнодо-
рожным проектам, уже которое деся-
тилетие замороженным в ущерб ОПК
и экономике в целом, возрождение
узкоколеек также актуально.
СПРАВКА «ВПК»
15 МИЛЛИОНОВ
РОБИНЗОНОВ
ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОЕКТОВ
РЕАЛИЗУЮТСЯ ЛИШЬ САМЫЕ ЗАТРАТНЫЕ
В середине марта открыт высокоскоростной маршрут Москва –
Иваново. Но Ивановская область уже лет 40 числится
среди лидеров по объемам закрытия и ликвидации промышленных
и других узкоколейных железных дорог.
АРЗАМАС
ОТКРЫЛ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
На Арзамасском приборострои-
тельном заводе имени П. И. Пландина
состоялось внеплановое заседание на-
учно-технического совета. На повестке
дня – перспективная научно-исследова-
тельская разработка принципиально
нового для предприятия изделия.
Арзамасский
приборостроительный
завод совместно с Московским авиацион-
ным институтом приступил к разработке
беспилотного летательного аппарата (БЛА)
на вертолетной основе многофункциональ-
ного назначения. По итогам встреч с пред-
ставителями научных организаций, зани-
мающихся авиационной беспилотной тема-
тикой, желающих совместно работать в
рамках НИР, было решено, что основным
разработчиком должно стать АПКБ, а се-
рийным производителем – АПЗ.
Во время заседания конструкторы-
приборостроители обсудили сроки и про-
цесс создания образца НИР, кооперацию
комплектующих, технические характери-
стики летательного аппарата. Генераль-
ный директор АО «АПЗ» Олег Лавричев
утвердил план предстоящих работ.
Ранее заместитель министра оборо-
ны России Юрий Борисов заявил, что во-
енное ведомство испытывает огромную
потребность в различных типах БЛА: «За
последние годы сделан колоссальный
шаг в этом направлении – Российская
армия кратно увеличила наличие беспи-
лотных летательных аппаратов. И эта
ниша еще будет долго для промышленно-
сти привлекательной».
По словам представителей Министер-
ства обороны РФ, в бюджете военного ве-
домства имеются ресурсы, обеспечиваю-
щие финансирование работ в этом направ-
лении. Сегодня ни один военный конфликт
не проходит без применения беспилотной
авиации, в ближайшие 10–15 лет это
будет один из основных трендов в области
развития систем вооружения.
Артем
КАНАШКИН
google.co
товаров, технически близкого к профильному назначению завода, чтобы рабочие не утрати-
ли профессиональные навыки, и в случае мобилизации можно было легко перейти на про-
изводство оружия. Уже к концу 30-х годов оборонная промышленность выпускала текстиль-
ные станки, тракторы, турбины, вагоны, экскаваторы и оптическое оборудование. А в 50-х
многие предприятия оборонной промышленности запустили новые линии потребительского
производства. Хотя основным стимулом послужили указания руководства, рентабельность
также принималась во внимание.
Хрущев развернул кампанию по сокращению оборонной
промышленности, чтобы увеличить ее вклад в потребительский рынок». Именно
эта
«кон-
версия» привела к растущей зависимости ВПК СССР с начала 60-х от импорта из других
стран Варшавского договора многих видов оборудования, а также полуфабрикатов и гото-
вых изделий.
«...Даже Брежнев, стойкий защитник интересов военных, призывал оборонную промыш-
ленность увеличить производство оборудования для сельского хозяйства, а также для меди-
цины, легкой и пищевой промышленности. Во времена Брежнева, а также в последующие
краткие сроки Андропова и Черненко роль оборонной промышленности в потребительском
производстве продолжала расти. К середине 80-х годов она выпускала практически всю бы-
товую электронику и большую часть отечественных предметов длительного пользования,
таких как холодильники и стиральные машины... Советские власти ныне призывают к резкому
росту этой тенденции.
Но более вероятно возникновение проблемы обесценивания развития
оборонной промышленности в связи со стремлением Горбачева к демилитаризации, продол-
жительным процессам упрощения и объединения промышленной бюрократии
(«обесценива-
ние развития» советского ВПК происходило, напомним, со второй половины 80-х. –
А. Б.
).
Прошлогоднее присоединение Минлегпищемаша к оборонной промышленности искусствен-
но завысило объемную долю гражданской продукции в производстве оборонной промышлен-
ности.
При этом административная реорганизация министерств в июле 1989 года еще больше
запутала ситуацию. А дальнейшие административные изменения в оборонной промышлен-
ности, начатые Горбачевым, затруднят достоверное сравнение между прошлой и будущей
структурой объема производства оборонной промышленности».
Словом, в горбачевский период ставилась задача по аналогии с повсеместным кукурузо-
сеянием при Хрущеве рекордных темпов конверсии, хотя предприятия ВПК по очевидными
причинам не могли произвести все, что требовалось, тем более в короткие сроки. В результа-
те советский военно-промышленный комплекс в считаные годы был загнан в системный кри-
зис, последствия которого сказываются по сей день. Кстати, то же случилось с земледелием
и животноводством на большей части РСФСР вследствие кукурузной опупеи середины 50-х
– начала 60-х годов. Симптоматичные совпадения...
такое обширное поле и законодательства, и
нормативов, и практики применения, что на-
скоком задачу не решишь. Зачастую на ме-
стах требуют принятия тех или иных решений,
попросту не зная, что соответствующие поло-
жения уже существуют. Просто информация
не доходит до пользователей. Знаете, сколько
мер государственной поддержки предприятий
сейчас реализует Минпромторг? Семьсот! Во-
прос: кто знает все 700 пунктов этого списка?
Я, будучи в теме, с трудом назову, может
быть, пятьдесят.
Нужно организовать «горячую линию» –
тем, кто решает проблемы диверсификации
на государственном уровне, необходима по-
стоянная подпитка информацией с предпри-
ятий: мы должны знать, что на местах не
удобно, некомфортно или непонятно.
Принято огромное количество прави-
тельственных нормативных актов, направ-
ленных на производство конкретных продук-
тов «Сделано в России». Но зачастую не про-
изводят, а покупают за рубежом – только
шильдик ставят свой. И тут один путь контро-
ля – следить за величиной добавленной сто-
имости каждого выпускаемого товара, и в
последних постановлениях такой параметр
уже появился. Это главный критерий того,
где все-таки произведен товар.
Следует задуматься о создании для пред-
приятий ОПК новой модели бизнеса, ориенти-
рованной на производство гражданской про-
дукции. В классическом формате оборонного
производства мы не получим ожидаемых ре-
зультатов, нужно менять систему управления.
При заказе для нужд обороны главный крите-
рий – сделать эффективное и надежное ору-
жие. Приходится закрывать глаза и на некую
неэффективность производства, и на удоро-
жание производимой продукции – при произ-
водстве военной техники мы вынуждены на
это идти. Рынок подобных вещей попросту не
примет. Тут же возникает и вопрос о скорости
производства того или иного товара, времени
выполнения заказов. Недавно проводили со-
вещание в Санкт-Петербурге на предприятии,
получившем заказ на производство подвод
ного бурового комплекса для «Газпрома».
Минпромторг выделил машиностроителям
государственные деньги, на которые в огово-
ренные сроки требовалось разработать и из-
готовить опытный образец. С начала финан-
сирования прошла едва неделя – говорят:
знаете, и денег как-то мало, и сроки нереаль-
ные, их надо пересмотреть. Для «оборонки»
– классика жанра, а у людей из «Газпрома»
глаза стали больше, чем лицо. Они к такому
не привыкли.
Поскольку против огромного количества
оборонных предприятий России введены
санкции, надо думать, как грамотно их обой-
ти. Понятно, что у гражданского продукта с
маркой «Тактическое вооружение» на зару-
бежном рынке перспектив никаких, что бы
предприятие ни производило, будь то меди-
цинские приборы или детские коляски. Но
сейчас уже построено много технопарков, и
многие из них в силу разных причин являют-
ся недозагруженными. Может, вовлекая в
производство гражданской продукции техно-
парки, оборонные предприятия и придут к
новой бизнес-модели. Юридически получаем
сборочные производства, маркетинговые ор-
ганизации, на которые санкции не распро-
страняются.
В сентябре этого года Минпромторг со-
вместно со Свердловской областью прове-
дет в Нижнем Тагиле выставку и конферен-
цию «Диверсификация-2018». Мы надеемся,
мероприятие будет мощным, но нужно учесть
одну новацию – это «выставка наоборот». Не
«оборонка» придет туда со своими железка-
ми, где каждый хвалится своей. Главными
станут покупатели. Мы хотим, чтобы они нам
рассказывали, в каких товарах нуждаются.
Поручением президента министерствам и
ведомствам поставлены задачи по формиро-
ванию заказов для «оборонки»: Минтрансу –
поезда, корабли, самолеты, Минсельхозу –
тракторы, комбайны, Минсвязи – системы
коммуникации и так далее. В Нижнем Тагиле
производители смогут ознакомиться с тем,
что необходимо продвигать на рынок, узнать,
по каким правилам и на каких условиях. В
традиционные «выставки достижений народ-
ного хозяйства» предприятия ОПК вкладыва-
ются неохотно – затраты большие, пользы
мало. Тут предлагается другой вариант.
цевтика, энергетическое и транспортное
машиностроение – сектор приложения сил
огромный. Мы понимаем, что предприятиям
ОПК будет непросто добиться тех цифр, ко-
торые обозначил президент: 30 процентов
гражданской продукции к 2025 году и 50 про-
центов к 2030-му. Хотя отдельные предприя-
тия уже сейчас достигли таких показателей.
Но речь не об отдельных победах, а о систем-
ных решениях – как обозначил председатель
Госдумы Вячеслав Володин, нам за весен-
нюю сессию предстоит не просто разрабо-
тать, но внести и принять в трех чтениях за-
коны, обеспечивающие выполнение поруче-
ний президента. Мы прекрасно понимаем,
что мировая политическая конъюнктура
весьма неблагоприятна, но это лишь убежда-
ет в том, что находимся на верном пути. По-
литика сдерживания может применяться
только к сильному сопернику. Чрезвычайно
важно то, что президент в Послании Феде-
ральному собранию назвал прагматичным
подходом: мы должны выстраивать наши
международные отношения в первую оче-
редь с точки зрения собственных экономиче-
ских выгод.
Возникает вопрос: не приведет ли госу-
дарственная поддержка предприятий ОПК в
конечном итоге к возрождению плановой
экономики? На мой взгляд, принятие закона
о государственном стратегическом планиро-
вании – это предельный этап плановости,
который, с одной стороны, не позволяет соз-
давать переразмеренные мощности и рацио-
нально относиться к бюджетным средствам,
а с другой – не душить коммерческую пред-
приимчивость и эффективность. Мое глубо-
кое убеждение – одним из основных драйве-
ров диверсификации ОПК станет малый и
средний бизнес, с которым «оборонка» будет
активно развивать свои деловые отношения.
Конверсия выгодна всем – и ОПК, и тер-
риториям, поскольку будет способствовать
появлению большого числа квалифициро-
ванных рабочих мест с высокой заработной
платой, увеличатся отчисления в местные и
федеральный бюджеты. А главное – конвер-
сия и импортозамещение – два параллель-
ных пути, по каждому из которых мы дви-
жемся в сторону технологической, интел-
лектуальной, промышленной, продоволь-
ственной и прочих безопасностей, что в
нынешних геополитических условиях для
нас приобретает критическое значение. Мне
кажется, что в лоббировании закупок им-
портной продукции в противовес собствен-
ной часто превалирует не корыстный инте-
рес того или иного чиновника, а привычка и
комфорт. Потому что разработать, сертифи-
цировать и наладить выпуск изделий, вос-
требованных в реальном секторе, – это в
первую очередь тяжелый труд. Не все руко-
водители, которые могут быть потребителя-
ми такой продукции, по своей воле встанут
на этот путь. Мы имеем опыт введения опре-
деленных преференций для малого и сред-
него бизнеса с увеличением его квот по гос
контрактам с 10 до 15 процентов. Если вни-
мательно присмотреться к поручениям пре-
зидента, видно несколько тезисов, впрямую
отсылающих к нормам протекционизма по
госзакупкам, госконтрактам и заказам круп-
ных монополий с государственным участи-
ем. Упор делается на предприятия ОПК, ко-
торым для налаживания серийного произ-
водства необходима опора на существую-
щий спрос. И первый импульс должны дать
госкомпании, обеспечивающие бюджетные
закупки. Необходим и протекционизм на
внешних рынках, поскольку несмотря на
весьма серьезные меры противодействия
со стороны НАТО, число наших зарубежных
партнеров увеличивается. Это очень хоро-
шо видно по военно-техническому сотрудни-
честву, где для нас открываются рынки, на
которых еще несколько лет назад мы не
присутствовали. А главное – нашим основ-
ным аргументом перестает быть традицион-
ное соотношение цены и качества, что дол-
гие годы было основным козырем. Следую-
щее поколение ВВТ, которое мы предлага-
ем на внешних рынках, независимость и
самостоятельность России делают нас весь-
ма интересным поставщиком. Надеюсь, что
те преференции, которые там имеет наш
ОПК, распространятся и на сегмент граж-
данской продукции.
В текущей политической ситуации объем
гособоронзаказа вряд ли останется неизмен-
ным, особенно если учитывать противодей-
ствие в области военно-технического сотруд-
ничества, направленное на то, чтобы сорвать
заключенные ранее контракты и противосто-
ять достаточно мощной экспансии россий-
ского ОПК на внешних рынках. Поэтому он
нуждается в соответствующем законода-
тельном обеспечении, чтобы не только со-
хранить нынешние объемы ВТС, но и нара-
щивать их. Наряду с другими инструментами
по продвижению вооружений предлагаю рас-
смотреть предоставление Рособоронэкспор-
ту дополнительных возможностей по форми-
рованию запасов для реализации уже произ-
веденных ВВТ – ведь продажа уже имеюще-
гося в наличии вооружения, а не
предлагаемого в некой перспективе, значи-
тельно стимулирует покупателя к увеличе-
нию объемов заключаемых контрактов.
Подготовил Алексей
ПЕСКОВ
ИКАЦИЯ МОЗГОВ
ОЙ ПРОДУКЦИИ
УПОРНО УЧИТЬСЯ
вместное заседание Комиссии Госдумы по правовому
оборонно-промышленного комплекса и Комитета
оциации «Лига содействия оборонным предприятиям».
диверсификации производства.
ЕШНИХ РЫНКОВ
УСПЕХ
Людмила
ФОКЕЕВА
«Для нас получение Штандарта губернатора как высшей оценки
усилий коллектива закономерно, поскольку динамика развития пред-
приятия соответствует высокому уровню. В 2017-м прирост объемов
производства по отношению к 2016 году составил 19 процентов, это
значительно выше показателя по обрабатывающей промышленности
региона. Те планы и цели, которые для себя ставим, мы достигаем.
Приятно и ответственно такие высокие оценки получать от правитель-
ства», – признался после церемонии награждения Олег Лавричев.
Для Арзамасского приборостроительного завода это уже 10-й
Штандарт губернатора, два из них переданы предприятию на вечное
хранение.
«В текущем году мы запланировали рост производства порядка
15 процентов, но постараемся приложить усилия, чтобы превысить
эту планку. Рост финансовых и производственных показателей АПЗ
в 2018 году будет возможен благодаря внедрению в серию новой
гражданской продукции, увеличению объемов выпуска военно-тех-
нических изделий, а также повышению производительности труда и
снижению издержек», – отметил Олег Лавричев.
В совещании, проходившем под председательством главы Ни-
жегородской области Глеба Никитина, приняли участие представи-
тели регионального правительства, депутаты ЗС НО, руководители
заводов, главы муниципальных образований. Выступавшие доложи-
ли об итогах работы предприятий. Врио губернатора поблагодарил
всех промышленников региона за достигнутые в 2017 году результа-
ты и поставил задачу пятипроцентного прироста производительно-
сти труда в 2018-м. Глеб Никитин также обратил внимание участни-
ков совещания на необходимость повышения эффективности за
счет технологий бережливого производства, внедрения цифровых
инструментов.
ПРИБОРОСТРОИТЕЛЯМ —
ФЛАГ В РУКИ
АПЗ УДОСТОЕН ШТАНДАРТА ГУБЕРНАТОРА ПО ИТОГАМ
РАБОТЫ ЗА 2017 ГОД В ОТРАСЛИ «АВИАСТРОЕНИЕ»
Почетным штандартом губернатора Нижегородской области ежегодно отмечаются предприятия
за достижение высоких показателей эффективности. Награду генеральному директору АО «Арзамасский
приборостроительный завод имени П. И. Пландина», депутату регионального Законодательного собрания
Олегу Лавричеву вручил врио губернатора Глеб Никитин на коллегии Министерства промышленности,
торговли и предпринимательства Нижегородской области.
riac34.ru