Газета «Военно-промышленный курьер». №12 (725) 27 марта - 2 апреля 2018 года - page 12

№ 12 (725) 27 марта – 2 апреля 2018 года
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
А ТАКЖЕ...
12
СОБЫТИЕ
Иван
ШЕВЦОВ
Пройдя через служебные помеще-
ния, зритель попадает в лофт с оран-
жевыми трубами, серыми каменными
стенами, старыми деревянными пола-
ми и лестницей из лиственницы –
такое неожиданное решение выбрал
художник Алексей Трегубов, чтобы со-
вместить хайтек и сталинский ампир,
стиль, в котором в 30-е построен театр.
Об основной идее создания до-
полнительной
сцены
рассказал
Борис Морозов, главный режиссер
ЦАТРА. По его словам, эта площадка
с небольшим (на 75 мест) зритель-
ным залом предназначена для моло-
дых режиссеров и актеров – здесь
они смогут творить, проводить ма-
стер-классы, экспериментировать.
Главреж выразил надежду, что она
привлечет в театр и новую молодую
публику. Планов на эксперименталь-
ную сцену у театра много – уже сей-
час в ее репертуаре шесть спектак­
лей. Первый показ прошел 25 марта
– отечественный зритель увидел
«Пятую колонну» Эрнеста Хемингуэя
в постановке режиссера Галины
Зальцман. До нее никто не брался за
постановку этой пьесы не только в
России, но и в Советском Союзе.
Спектакль не разочаровал, хотя
некоторые из гостей ожидали чего-то
провокационно-современного, в трен-
де международной политики. А между
тем это пьеса о любви и выборе
между долгом и личным счастьем,
между жизнью и смертью, и рассказы-
вает великий писатель о временах
мятежа Франко в Испании.
Мельпомена, как известно, ни-
когда не отдыхает, пребывая в веч-
ном творческом поиске. И следую-
щий проект, который планируется
реализовать в ЦАТРА, – «Лаборато-
рия молодой режиссуры». Что это
такое и как выглядит, широкой публи-
ке пока неизвестно. А раз есть интри-
га, интерес гарантирован.
МЯТЕЖ НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЦЕНЕ
«ПЯТУЮ КОЛОННУ» ПРИВЕТИЛИ В АРМЕЙСКОМ ТЕАТРЕ
После года реставрационных
работ и при финансовой
поддержке Министерства
обороны к большой и малой
сценам Центрального
академического театра
Российской армии добавили
еще одну – экспериментальную,
на месте бывшего бутафорского
цеха.
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Максим Кустов
©
«Военно-промышленный курьер», 2018 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Выходит по вторникам
Номер подписан в печать
26 марта 2018 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 380
Цена свободная
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
Сосредоточься мастер спорта СССР Алексей Несте-
ренко на лыжной карьере, мог бы добыть множество золо-
тых медалей. Его картины выдают недюжинного мастера
кисти, утверждают искусствоведы. На одном дыхании чи-
тается написанная им книга «Огонь ведут катюши»…
В 1929 году поступил в Томскую артиллерийскую
школу. Выпуск совпал с захватом правителем Маньчжу-
рии Чжан Сюэляном контроля над Китайско-Восточной
железной дорогой. В последовавших боевых действиях
Красная армия разгромила агрессора, а командир огне-
вого взвода гаубичной батареи 21-го артполка Нестерен-
ко получил боевое крещение. Пришлось прямой навод-
кой поражать наступающего врага, участвовать в руко-
пашных. За храбрость и умелые действия молодого ко-
мандира наградили ценным подарком от командующего
Особой Дальневосточной армией Василия Блюхера.
С 1930 по 1936 год краском Нестеренко служил ко-
мандиром взвода, начальником топоотряда полка, курсо-
вым командиром Томской артиллерийской школы. Не
прерывая службу, окончил курс низшей геодезии Томско-
го госуниверситета, стал дипломированным специали-
стом-топографом.
Перспективного офицера направили учиться в Воен-
ную академию РККА имени Фрунзе. В апреле 1939 года
выпускник-майор получил назначение командиром 170-го
артполка 37-й стрелковой дивизии. Вместе с вверенной
частью воевал с белофиннами, награжден орденом Крас-
ной Звезды.
По окончании кампании передислоцированный в Бе-
лорусскую ССР полк в апреле 1941-го был признан луч-
шим в округе, а 6 июня Нестеренко пошел на повышение
– стал начартом 86-й дивизии. Уже 23 июня он отражал
атаки фашистов, искал контраргументы против мощного
напора танковых колонн панцерваффе северо-западнее
райцентра Лида. Бои были жаркие, батареи несли потери,
Нестеренко приходилось вставать к орудию наводчиком.
Через полтора месяца его отозвали в тыл, на полиго-
не Алабино сформировался 4-й гвардейский минометный
полк реактивной артиллерии. Возглавить его поручили
Нестеренко. Через месяц личный состав ошеломит гитле-
ровцев катюшами.
В книге «Огонь ведут катюши» Нестеренко вспоми-
нал бой 25 сентября 1941 года: «…тишину утра нарушил
мощный гул, эхом прокатившийся над рощей, над Ди-
канькой, над ближними и дальними хуторами. Слева,
сзади нас, из-за леса непрерывным потоком вылетали
огненные кометы. Шум летящих снарядов, сопровождае-
мый каким-то особенным скрежетом, грохот разрывов, а
также громадное черное облако, мгновенно окутавшее
рощу, произвели сильное впечатление. Когда дым немно-
го рассеялся, мы увидели, как из рощи в разные стороны
бежали обезумевшие от страха гитлеровцы, скакали по
полю лошади без всадников. Психологическое воздей-
ствие залпа было настолько велико, что даже мы, знав-
шие, что это такое, были потрясены. Ведь это был первый
«полнокровный» залп дивизиона». С мая 1942 года Не-
стеренко возглавлял оперативные группы ГМЧ фронтов,
их посылали на ключевые направления. Воевал на
Южном, Северо-Кавказском, Брянском, 2-м Прибалтий-
ском, Ленинградском фронтах, в Черноморской группе
войск.
В 1946 году Совмин СССР принял историческое ре-
шение – создать НИИ реактивного вооружения. Алексею
Ивановичу поручили сформировать и возглавить этот ин-
ститут.
Генерал-лейтенант артиллерии исходил из сталин-
ского лозунга «Кадры решают все!». У него было фено-
менальное чутье на подходящих для дела людей. В наи-
кратчайшие сроки НИИ-4 обрел мощный интеллектуаль-
ный костяк. Здесь заработал способный на стратегиче-
ские решения ученый совет. Выстроились продуктивные
отношения со многими компетентными специалистами,
не входившими в штат.
Как вспоминают люди, работавшие с Нестеренко,
на первых порах не хватало помещений для лаборато-
рий. Был страшный дефицит оборудования. Все необхо-
димое генерал выбивал благодаря авторитету, многое
– за счет репараций. Ветераны НИИ-4 вспоминают, как
начальник прямо-таки перехватил эшелон из Германии с
металлоконструкциями, из которых потом смонтирова-
ли здание экспериментального завода. Об опыте соз-
дания реактивного оружия Алексей Иванович знал не
понаслышке, он ездил в Нордхаузен, был в курсе по-
слевоенных работ немецких специалистов, вывезенных
в СССР.
19 марта 1955 года приказом № 0053 министра обо-
роны маршала Жукова Нестеренко назначен начальни-
ком испытательного полигона № 5 Минобороны СССР
(НИИП № 5 МО СССР). Тогда мало кто знал, что в казах-
станской степи, в местечке Тюратам строится космодром.
Теперь его название – Байконур – известно всему миру.
И вновь приходилось решать кадровые вопросы. Не-
стеренко вспоминал: «Исключительно большую роль в
подборе молодых офицерских кадров для полигона сы-
грало то обстоятельство, что я был начальником реактив-
ного факультета в Академии им. Дзержинского, где в
апреле произведен большой выпуск слушателей. Это
были мои воспитанники, которых я знал, и они знали
меня. Так как я первым дал согласие выехать из Москвы
на формирование полигона, это давало мне большое мо-
ральное право агитировать молодежь ехать со мной ос-
ваивать «целину» – важнейший участок оборонного зна-
чения. Для этой цели я собирал целые курсы выпускни-
ков и проводил с ними разъяснительную работу, расска-
зывал о роли, месте и перспективах реактивной
артиллерии и особенно баллистических ракет большой
дальности». Вторым источником кадров стали офицеры
из Капустина Яра. Они помнили Нестеренко в бытность
его начальником НИИ-4 и посчитали за честь служить под
его руководством в НИИП № 5.
Алексей Иванович начальствовал здесь три года.
Оперативно очертил в полигонном массиве земельные
участки для стартового комплекса и поселка, баз паде-
ния отделяемых частей, пунктов радиоуправления поле-
том и телеметрии. На нем замыкался весь круг вопросов
при запусках искусственных спутников Земли.
Работая в Госкомиссии по испытаниям комплексов
Р-7, Р-11, внес весомый вклад в формирование военно-
стратегического паритета между СССР и США.
Генерал-лейтенант Нестеренко награжден орденами
Ленина (1941, 1950, 1957), Красного Знамени (1942,
1945, 1956), Красной Звезды (1940, 1944), Отечественной
войны 1-й степени (18 мая и 27 августа 1943, 1985), Суво-
рова (1944) и Кутузова 2-й степени (1945), Трудового
Красного Знамени (1961), медалями.
Михаил
СТРЕЛЕЦ
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
110 ЛЕТ НАЗАД РОДИЛСЯ БУДУЩИЙ
ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК КОСМОДРОМА БАЙКОНУР
«Опыт работы показывает, что
в подъеме культуры, подготовке
высококвалифицированных советских кадров
исключительное значение имеет овладение
русским языком… Это могучее средство
межнационального общения дает возможность
достижения культуры братских народов СССР
сделать достоянием всех наций, населяющих
нашу великую Родину».
Мир-Джафар Багиров, глава компартии
и правительства Азербайджанской ССР
(в 1934–1953 годах), единственный из
руководителей союзных республик публично
осудил пропагандистскую кампанию, развязанную
хрущевцами зимой 1951–1952-го в журнале
«Вопросы истории», против «российского
неоколониализма» на окраинах царской
империи. Огульная критика национальной
политики самодержавия была прекращена
после выступления Багирова на XIX съезде
КПСС (7 октября 1952 года): «Для многих
народов в тех конкретных исторических
условиях, когда им угрожала опасность полного
порабощения и истребления со стороны
отсталых Турции и Ирана, за спиной которых
стояли англо-французские колонизаторы,
присоединение к России было единственным
выходом и имело исключительно
благоприятное значение в их дальнейшей
судьбе. Не видно, чтобы журнал «Вопросы
истории», руководствуясь высказываниями
товарища Сталина о роли великого русского
народа в братской семье советских народов,
всесторонне разрабатывал и освещал
вопрос, жизненно важный для дальнейшего
укрепления дружбы народов нашей страны, –
о неоценимой помощи, которую оказывал и
оказывает всем народам нашей страны наш
старший брат – русский народ!».
«Российский неоколониализм» вновь возник
в советском дискурсе и стал периодически
муссироваться уже после смерти Багирова.
Прислал Игорь ВЕЛЕНКО
ЦИТАТА НА ВСЕ ВРЕМЕНА
ЖИЗНЬ – ЗА СТАРШЕГО БРАТА
30
марта
Мир-Джафар Багиров
– Что для вас значит присуждение премии
«Щит и меч Отечества»?
– Это большое и важное событие в моей
жизни. К премии «Щит и меч Отечества» я шел 17
лет. Потому что первая книга о Василии Петрови-
че Грязеве – нашем выдающемся конструкторе –
была начата еще в 2000 году. Жизнь предприятия
ОПК, за отражение которой меня отметили, – моя
тема. Ведь я сам из Тулы – города оружейников.
Как говорится, сам Бог велел этим заниматься. К
тому же сейчас работаю в Тульском военно-исто-
рическом музее.
И конечно, я благодарен своему герою. Васи-
лий Петрович Грязев, можно сказать, сам себя сде-
лал. В детстве, когда ему еще не исполнилось трех
лет, остался без матери. Отец умер в 1944-м, в день
снятия блокады Ленинграда. Читать то, как он вспо-
минает все это, без слез невозможно. Парень мог
пойти по наклонной, но выбрал путь инженера под
влиянием одноклассника Юры Почухаева, сына из-
вестнейшего тульского мастера, который гравиро-
вал ружье по заказу еще для Ленина в 1923 году, а
в 1944-м – для Сталина, за что удостоился высокой
награды. И еще удивительный поворот судьбы: уже
в зрелые годы Грязев оказался в связке с нашим
великим конструктором, разработчиком знаменито-
го ЗРПК «Панцирь-С» Аркадием Шипуновым. Пол-
века они шли рядом, плечом к плечу.
– Кто из авторов, героев представленных
сегодня или в прошлом книг вам особенно ин-
тересен?
– Знаю, что лауреатом был Михаил Ножкин.
Он известен и фильмами, и песнями, но самое
главное – духом патриотизма, который несет по
жизни.
– Какая книга еще не написана, но очень
важна?
– Заканчиваю работу над биографией Лео-
нида Викторовича Степанова. Он делал самые
лучшие станки для пулемета Калашникова, АГС-
17, АГС-30, АГС-57. Поступил на работу в 1955-м
и до сих пор, уже 63-й год трудится на одном
месте. Удивительно разносторонний человек,
знаток искусства, любитель музыки... Хочу таким
и показать его в новой книге, которая, надеюсь,
выйдет в следующем году.
А вообще Тула настолько богата творцами
оружия, что жизни не хватит обо всех рас-
сказать.
Беседовал Олег
ФАЛИЧЕВ
Александр Белов удостоен премии за убедительность и яркость художественного
отражения современной жизни предприятия ОПК. Книга «Главный конструктор
стрелково-пушечного вооружения В. П. Грязев» посвящена создателю более трех
с половиной десятков непревзойденных образцов. К 90-летию со дня рождения
великого мастера, Героя Социалистического Труда читатели получили прекрасный
подарок.
«ЩИТ И МЕЧ ОТЕЧЕСТВА».
СЛОВО ЛАУРЕАТА
АЛЕКСАНДР БЕЛОВ:
«САМ БОГ ВЕЛЕЛ
РАССКАЗЫВАТЬ
О ВЕЛИКИХ ОРУЖЕЙНИКАХ»
Юлий НЕЖИНСКИЙ
БОРИС МОРОЗОВ,
ГЛАВНЫЙ РЕЖИССЕР ЦАТРА
«ПЯТАЯ КОЛОННА» –
ПЬЕСА О ЛЮБВИ
ИНТЕРВЬЮ РЕЖИССЕРА
ГАЛИНЫ ЗАЛЬЦМАН
НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
СЦЕНЕ ТЕАТРА
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 12
Powered by FlippingBook