Газета «Военно-промышленный курьер». №13 (677) 5-11 апреля 2017 года - page 4

04
№ 13 (677) 5–11 апреля 2017 года
АРМИЯ
– Игорь Владимирович, каковы функции Департа-
мента жилищного обеспечения.
– ДЖО ведет учет нуждающихся в жилье, в том числе
служебном. Формирует реестр участников накопительно-
ипотечной системы, а также военнослужащих и граждан,
включенных в программу «Государственный жилищный
сертификат». Второе направление работы – предоставле­
ние постоянных и служебных жилых помещений, средств
для их приобретения по накопительно-ипотечной систе­
ме, выдача государственных жилищных сертификатов.
Но сертификаты, подчеркну, уже уходят в прошлое, этим
инструментом мы пользуемся для переселения граждан
из военных городков. Проблема касается главным обра­
зом гражданского персонала, который работал на пред­
приятиях Минобороны и по различным причинам остал­
ся в закрытых населенных пунктах.
– Но есть еще военная ипотека, жилищные субсидии.
Чем они отличаются?
– Военнослужащие получают как постоянные жилые
помещения в натуральном виде, так и денежные средства
на их приобретение. Это так называемая жилищная суб­
сидия. Военная ипотека касается только тех, кто заключил
первый контракт после 2005 года и попадает под действие
117-ФЗ о накопительной ипотечной системе.
– Ситуация в столице, насколько понимаю, находит-
ся на особом контроле Минобороны. Ведь люди в пого-
нах вынуждены по нескольку лет ютиться на съемных
квартирах.
– В список на предоставление служебных жилых по­
мещений в Москве включены порядка 8500 человек. Но
при этом каждый имеет право на получение денежной
компенсации за поднаем. Прапорщики и офицеры – в
увеличенном размере. К примеру, семья из трех человек
получает выплату 36 тысяч рублей в месяц. Это позволяет
снять жилое помещение в так называемых спальных райо­
нах без доплаты своих средств. Чтобы получать компенса­
цию за поднаем, человек должен состоять на учете нуж­
дающихся в служебных жилых помещениях.
Что касается строительства, этот вопрос неоднократно
освещался в средствах массовой информации, в том числе
и по нашей инициативе. В 2011–2012 годах Минобороны
заключило государственные контракты на жилищное стро­
ительство в четырех микрорайонах Москвы. Всего – 60
домов на 16 031 квартиру по улицам Большая Очаков­
ская, Синявинская, Левобережная, Полины Осипенко.
Строительство планировалось завершить к марту
2013-го. Генподрядчик свои контрактные обязательства
не выполнил, срок сдачи объектов был перенесен на март
2014 года. Однако несмотря на полное финансирование,
к концу того года строительство на всех четырех объектах
было остановлено. Большинство домов построено, но
квартиры для заселения до настоящего времени не пере­
даны застройщиком заказчику. Нет подключения к инже­
нерным сетям, не оформлено право собственности, не за­
ключены договоры с ресурсоснабжающими организация­
ми, дома не приняты управляющей компанией. Если бы
мы в 2013 году получили эти жилые помещения, очередь
на получение военнослужащими жилья в Москве давным-
давно перестала бы существовать.
– Есть информация о перечислении Министерством
обороны слишком большого аванса генподрядчику. По-
ясните, почему это было сделано?
– Наверное, вопрос следует адресовать тем, кто при­
нимал решение о перечислении. Повторюсь: Департамент
жилищного обеспечения финансированием и самим стро­
ительством не занимается.
Мне трудно судить, почему было перечислено сразу
95 процентов от суммы контракта в качестве аванса. По
правилам оплата идет поэтапно. По мере выполнения за­
каза все работы акцептуются и проверяются. Не знаю, по­
чему в этот раз все было сделано, повторю, по-другому.
Мы получили эту проблему в таком виде, как есть.
– На пикетах люди в первую очередь заявляют о том,
что жилье было обещано давно, они подписали на этот
счет представленные со стороны военного ведомства до-
кументы, но квартиры так и не получили. Каким видит-
ся выход из ситуации?
– Сейчас найдена схема финансирования. Через про­
дажу активов Минобороны мы планируем получение де­
нежных средств и направление их на дострой. На днях
состоялось совещание под руководством заместителя ми­
нистра обороны, где рассматривались вопросы строитель­
ства на площадках Левобережная и Полины Осипенко.
Приняты решения по порядку строительства и финанси­
рования. Такие выездные совещания на объектах строи­
тельства отныне станут регулярными, на них будут опера­
тивно рассматриваться возникающие проблемы, пригла­
шаться все, кто участвует в строительстве, в том числе и
ресурсоснабжающие организации. Более того, могут прий­
ти все заинтересованные очередники, которым планирует­
ся предоставление жилья. Это позволит получать полный
объем информации из первых рук, знать и видеть план
получения жилья. Кстати, о перспективах – в самое бли­
Александр ЛУЗАН,
доктор технических наук,
лауреат Государственной
премии РФ,
генерал-лейтенант
Такие боевые модули ПВО по­
зволяют в разы увеличить устойчи­
вость систем защиты особо важных
объектов (ОВО) от ударов противо­
радиолокационных ракет (ПРР) и
ВТО, сохранить их способность на­
дежно оборонять прикрываемый
объект от последующих основных
ударов СВКН и поднять эффектив­
ность их поражения в типовых на­
летах (таких, как по Югославии или
Ливии) до уровня 0,9 и более. Есте­
ственно, средства ПВО, входящие в
состав полигамной ЗРС системы
обороны, должны функциониро­
вать в едином информационно-
управляющем пространстве, в со­
ставе создаваемых ими же автома­
тизированных
разведывательно-
огневых группировок ПВО и
управляться с единого командного
пункта.
ЛУЧШЕ С «ТОРОМ»
Практически полигам­
ный боевой модуль, защи­
щенный от ударов ПРР и
ВТО ближнего действия,
создается введением в со­
став ЗРС «Бук-М2», пред­
ставляющей основу, боевых
машин ЗРК «Тор-М2» (две
БМ ЗРК «Тор-М2» вместо
двух СОУ и двух ПЗУ со­
ответственно). Необходи­
ма только доводка КП
ЗРС «Бук-М2» для работы
в едином информационно-
управляющем простран­
стве с БМ ЗРК «Тор-М2».
Расчеты и фрагменты
натурных испытаний сви­
детельствуют: совместное примене­
ние средств ПВО даже предыдущего
поколения – «Бук-М1-2» и «Тор-М1»
– в едином информационно-
управляющем пространстве позволя­
ет повысить эффективность группи­
ровки более чем в 2,5 раза, а устойчи­
вость от поражения ПРР – в 8–12
раз. Прогноз показывает, что со­
вместное боевое применение средств
нового поколения «Бук-М2» и «Тор-
М2» позволит достичь еще более вы­
соких результатов и сохранить за
этим дуэтом статус современного
оружия до 2030–2035 годов.
Кстати, вопрос создания поли­
гамных средств ПВО для их самоза­
щиты от ударов ПРР и обеспечения
живучести группировок противовоз­
душной обороны еще в 1998 году до­
кладывался начальнику Генштаба РФ,
был одобрен, спланирован к реализа­
ции, но в последующем успешно за­
болтан военными чиновниками.
Следует отметить: проведенные
исследования, натурно-цифровое мо­
делирование и результаты опытных
боевых стрельб, о чем уже упомина­
лось, показали, что существенно по­
высить выживаемость систем защиты
(СЗ) критически важных объектов
при массированном воздействии по
ним ПРР и другого ВТО возможно
только с помощью БМ ЗРК «Тор-
М2». ЗРПК «Панцирь-С1» в силу за­
ложенных в него технических особен­
ностей принципиально решить ука­
занные задачи неспособен.
СЗОВОдолжна в первуюочередь
обеспечивать автономный режим
функционирования, в том числе
своевременную разведку всех типов
приоритетных воздушных целей при
любой высоте их полета, включая пре­
дельно малую, и в полном диапазоне
углов места возможных траекторий
ПРР и другого ВТО. Для этого в си­
стему защиты должен входить узел
разведки и целеуказания (УРЦ) с РЛС
разведки воздушных целей, обеспечи­
вающие работу в боевом, дежурно-
боевом и дежурном режимах, а также
средства пассивной радиолокации
(радиотехнической разведки), приема
и обработки радиолокационной ин­
формации (ПОРИ).
Конкретные типы РЛС и других
средств выбираются в зависимости
от решаемых СЗ задач (прикрытие
мобильного или стационарного объ­
екта) и оперативной подчиненности.
Систему связи и обмена данными
УРЦ и СЗ ОВО в целом, как пока­
зывает опыт, необходимо иметь от­
крытого типа, предусмотрев в ней
«шлюзовые» средства получения ин­
формации от СПРН, региональных
соединений и частей ВКО и ПВО
военных командований. Должна
быть также проработана и интегра­
ция при необходимости в системы
ПВО на региональном и общегосу­
дарственном уровне.
ТУЧИ НАД «ДОНАЛЬДОМ КУКОМ»
В состав систем защиты ОВО
должны входить также средства,
обеспечивающие постановку помех
бортовому радиоэлектронному обо­
рудованию пилотируемых и беспи­
лотных СВКН и снижение эффек­
тивности (радиуса действия и точ­
ности) навигационных систем кос­
мического базирования типа GPS.
Ранее подразделения и части РЭБ,
входившие в состав Войск ПВО,
применялись достаточно автоном­
но. Это далеко не всегда обеспечи­
вало требуемую от них эффектив­
ность при решении общих задач.
Вместе с тем возможности РЭБ в
совместной борьбе с СВКН, особен­
но при скоординированных действи­
ях с ЗРС (ЗРК) СЗ ОВО в едином
информационно-управляющем про­
странстве, оценены недостаточно.
Серьезных исследований по этому
поводу не проводилось, хотя вклад
средств РЭБ в повышение эффек­
тивности систем защиты ожидаем.
Достаточно вспомнить, напри­
мер, результаты облета в 2014 году
зашедшего в акваторию Черного
моря американского эсминца «До­
нальд Кук» фронтовым бомбарди­
ровщиком Су-24, оснащенным ком­
плексом РЭБ. Однако информация
по составу и построению подсистемы
РЭБ, в том числе противодействую­
щей СВКН, использующим данные
системы GPS, достаточно конфиден­
циальна и должна рассматриваться и
обсуждаться при формировании кон­
кретных ТТЗ на определенные СЗ.
Это же относится и к подсистеме
защитыОВОот терактов и нападений
наземного противника. Но не из-за
конфиденциальности, а скорее вслед­
ствие особенностей построения в за­
висимости от дислокации самого объ­
екта прикрытия в регионе или иной
структуре. Однако эта подсистема в
СЗ ОВО должна быть и функциони­
ровать в едином информационно-
управляющем пространстве вместе с
другими средствами.
ПАНЦИРЬ БУДУЩЕГО
В современных условиях созда­
ние и развертывание высокоэффек­
тивных систем активной защиты
ОВО, прежде всего районов базиро­
вания СЯС – первоочередных по­
тенциальных целей быстрого гло­
бального удара, весьма актуально.
Конкретный состав, структура
систем активной защиты, принад­
лежность к тому или иному виду ВС
или роду войск – прерогатива Ген­
штаба, важны их создание и боевая
эффективность.
Исследования показали: систему
активной защиты предпочтительно
создавать на базе многоканальной
ЗРС средней дальности «Бук-М2»,
дополненной при необхо­
димости огневыми ком­
плексами (боевыми ма­
шинами) ЗРК малой даль­
ности «Тор-М2», работаю­
щими в едином инфор-
мационно-управляющем
пространстве. Эти предло­
жения базируются на при­
менении серийно выпуска­
емого вооружения и не
требуют значительных до­
полнительных финансовых
и материальных затрат.
«Стратегически важ-
ные, дорогостоящие объек­
ты рано или поздно будут
нуждаться в средствах ак­
тивной защиты и нести на
себе, как панцирь, эти сред­
ства», – считает генеральный конструк­
тор научно-производственной корпо­
рации «КБМ» ВалерийКашин. Сэтим
трудно не согласиться. Хорошо, если
бы это услышали в Минобороны и
сделали соответствующие выводы.
Необходимость создания высо­
коэффективных систем защиты
особо важных объектов, надеюсь,
будет оценена, предложения востре­
бованы, приняты к реализации, а в
СМИ развернутся дискуссии по
поднятым вопросам.
ПЗУ 9А316
ПЗУ 9А316
СОУ 9А317
СОУ 9А317
ПЗУ 9А316
БМП-3
БМП-3
БМП-3
Комплексный
узел разведки
РПН 9С36
ПЗУ 9А316
РПН 9С32
СОЦ
ПОРИ-П3
БМ 9А331М
БМ 9А331М
Ст. РЭП
GPS
Ст. РЭП
GPS
КП 9С510
ОТР
«Искандер»
Прикрываемый
объект
Вероятное направление
БГУ
Возможный наряд КР в БГУ:
от 4–5 до 15–20
в зависимости
от типа цели
Возможности
системы защиты:
от 18 до 32 КР
за пролет зоны поражения
Вопрос самозащиты
средств ПВО еще в 1998 году
докладывался начальнику
Генштаба, был одобрен,
но в последующем
успешно заболтан
военными чиновниками
ОБАНКРОТИВШИЙСЯ
ГЕНПОДРЯДЧИК ОСТАВИЛ
БЕЗ ЖИЛЬЯ
СЕМЬ ТЫСЯЧ ВОЕННЫХ
В 2017 году семь тысяч военнослужащих,
ожидающих жилья в Москве, получат
свои квартиры. По словам первого
заместителя министра обороны
Руслана Цаликова, проблема в том,
что из-за банкротства генерального
подрядчика было заморожено строительство
четырех столичных микрорайонов.
В настоящее время два из них –
на Синявинской и Большой Очаковской
улицах – введены в эксплуатацию.
Как идут дела на других площадках?
Каковы функции Департамента жилищного
обеспечения (ДЖО)? На вопросы «ВПК»
ответил заместитель руководителя ДЖО,
действительный государственный советник
третьего класса Игорь ЛЫСЕНКО.
Быстрый
глобальный
контрудар
ПВО
ОСОБО
ВАЖНЫХ
ОБЪЕКТОВ
ДОЛЖНА
БЫТЬ
ПОЛИГАМНОЙ
Выживаемость средств ПВО и систем обороны
на их основе требует создания из однородных (моногамных)
ЗРК и ЗРС путем информационно-технического
совмещения комбинированных (полигамных) зенитных
ракетных систем (боевых модулей).
возможная структура комплексной системы защитымалоразмерных ОВО
ПРИОРИТЕТЫ
Начало в № 12
vpk-news.ru
ЗЕРНА ОТ ПЛЕВЕЛ
ПОДРОБНОСТИ
ГАДАНИЕ НА ЛИЧНОМ СОСТАВЕ
Причины такого решения российского военно-политического ру-
ководства назывались разные. По одной версии, Владимира Путина
испугали танки НАТО, которые срочно разворачиваются в Прибалтике
для сдерживания русской агрессии. Поэтому политика упреждения,
принятая альянсом, правильная, радуются западные эксперты. Рос-
сия вынуждена серьезно наращивать свою армию и увеличивать
расходы на нее. А значит, скоро развалится, повторив судьбу СССР,
который распался из-за неподъемного военного бюджета.
В качестве другой причины называли возможную подготовку Рос-
сийской Федерации к агрессивным действиям в нескольких горячих
точках. В качестве таковых традиционно рассматривались Украина,
Латвия, Эстония и Литва. Правда, на этот раз к странам возможной
агрессии, по мнению западных аналитиков, добавилась и Сирия.
В своих исследованиях иностранные специалисты практически
повсеместно путались в цифрах, прописанных в документах. Это два
показателя: количество военнослужащих и общая численность ВС РФ.
Поэтому родилась версия о сложностях с переходом на контрактный
способ комплектования и о скором увеличении набора по призыву.
Почему в указе прописаны две цифры? Первая – общая чис-
ленность ВС РФ, включая гражданский персонал и резервистов, а
также генералов, офицеров, прапорщиков, военнослужащих по
призыву и по контракту.
Вторая цифра в указе – численность только военнослужащих. Она
прописывается отдельно. Ведь им согласно закону «О статусе воен-
нослужащего» положены отдельные социальные гарантии, а также
государственное обеспечение. Поэтому данный показатель гораздо
важнее для бюджетного планирования, чем общая численность ВС РФ.
Специалисты, которые все-таки разобрались в цифрах, опреде-
ляя, насколько увеличилась численность ВС РФ, упустили, что в ней
учитываются и военнослужащие. Отсюда появился вывод, что россий-
ские Вооруженные Силы выросли чуть ли не на 50 тысяч человек.
ИСТОРИЯ В УКАЗАХ
Так что же означает увеличение штатной численности россий-
ских Вооруженных Сил? Давайте проанализируем последние
указы президента, чтобы понять, как все-таки изменялась чис-
ленность ВС за последние годы. Ведь согласно федеральному за-
кону «Об обороне» от 1996 года именно Верховный главнокоман-
дующий определяет этот показатель.
Формально с начала 2000-х годов таких указов было три,
фактически – четыре. Причем один документ с юридической
точки зрения вызывает определенные вопросы. Разумеется, все
указы появлялись не просто так. Каждый был опубликован в тот
момент, когда в ВС РФ шли реформы.
Первый Указ под№1372с появился 28 ноября 2005 года. Согласно
документу общая численность Вооруженных Сил была определена
примерно в 2 миллиона 20 тысяч. При этом на военнослужащих при-
ходился 1 миллион 134 тысячи. Документ появился в тот момент,
когда в ВС РФ начался массовый перевод частей постоянной готовно-
сти на контрактный способ комплектования. Эти мероприятия получи-
ли название федеральная целевая программа «Контрактник».
Второй Указ появился 1 января 2008 года и получил номер 1. Он
определил общую численность ВС РФ в 2 миллиона 19 тысяч. При этом
количество военнослужащих осталось прежним. Но уже в декабре того
же года вышел новый указ№1878сс «О некоторых вопросах Вооружен-
ных Сил Российской Федерации». Документ серьезно «подрезал»
общую численность ВС РФ – с двух миллионов до 1 884 829. Количе-
ство военнослужащих сократилось до одного миллиона человек.
Фактически указ зафиксировал планку численности, заданную тог-
дашними министром обороны Анатолием Сердюковым и начальни-
ком Генерального штаба Николаем Макаровым.
Указ «О некоторых вопросах» – очень интересный документ. Он
не отменил январский Указ № 1. В тексте только дается указание
правительству РФ принять необходимые меры для исполнения до-
кумента. Поэтому с юридической точки зрения сложилась странная
ситуация, когда численность ВС РФ определяли два указа. Почему
Дмитрий Медведев принял один документ, оставив в силе другой,
остается загадкой. Забегая вперед, скажем, что в следующем указе
Владимиру Путину пришлось отменять оба документа.
Семь лет численность Вооруженных Сил оставалась неизменной.
Но 8 июля прошлого года Владимир Путин выпустил Указ № 329, где
установил общую численность – 1 885 371 человек, при этом сохранив
количество военнослужащих – один миллион.
Спустя восемь месяцев в документ были внесены изменения.
К 1 января 2017 года численность ВС РФ надлежало довести до
1 897 694 человек, а количество военнослужащих – до 1 013 628.
С 1 июля общее количество ВС РФ вырастет до 1 903 051 челове-
ка, при этом число военнослужащих останется прежним.
ПРОСТЫЕ ВЫВОДЫ
Подведем итоги. Количество военнослужащих выросло всего на
13 628 человек – и это на фоне развертывания новых воинских частей
и восстановления дивизий. А ведь 13 тысяч военнослужащих – числен-
ность всего одной мотострелковой дивизии. Несильно увеличилось и
количество гражданского персонала и резервистов. Путем несложных
математических вычислений эта цифра определяется в 4052 человека.
Итого ВС РФ подросли на 17 680 гражданских и военных.
Нынешний указ показывает, насколько тщательно военно-
политическое руководство России подходит к военному строи-
тельству. Несмотря на активность в этой сфере, резкого роста
военнослужащих мы не наблюдаем. Цифры пополнения доста-
точно скромные и скорее говорят о том, что эффективность ВС
РФ достигается не путем увеличения, а главным образом за счет
оптимизации уже имеющейся численности.
ПОПОЛНЕНИЕ
СТРАХОВ
В качестве жертв
возможной агрессии
традиционно
рассматриваются Украина,
Латвия, Эстония и Литва
Начало на стр. 01
ТЕРРОРИСТЫ
vladimirbulgaru.wordpress.com
rusdialog.ru
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook