В Челябинской области прошла учеба
работников АЭС. Ее организовали концерн
«Росэнергоатом» и ПО «Маяк» во исполне-
ние постановления правительства РФ
«Об утверждении перечня загрязняющих
веществ, в отношении которых применя-
ются меры государственного регулирова-
ния в области охраны окружающей сре-
ды». Прослушать лекции на Южный Урал
приехали специалисты с Балаковской,
Белоярской, Билибинской, Калининской,
Кольской, Курской, Нововоронежской и
Ленинградской АЭС.
Раньше станции отчитывались по
экологической ситуации в районе своего
расположения по суммарным выбросам,
попадающим в воздух. Сегодня в соответ-
ствии с постановлением правительства РФ
требуется радионуклидный контроль, то
есть определение содержания каждого ве-
щества. Всего в списке 94 радионуклида, в
том числе тритий и углерод-14. Маяковцы
по долгу службы знают об этих изотопах
почти все в отличие от сотрудников АЭС,
которые, как правило, с этими вредностя-
ми не сталкиваются. Данное обстоятель-
ство и стало причиной проведения «изо-
топной учебы» в Челябинской области.
«Это крайне малоэнергетические из-
лучатели, приборное оборудование,
находящееся на АЭС, неспособно их реги-
стрировать, – объясняет Ирина Мурашова,
инженер-радиохимик-исследователь ЦЗЛ
ПО «Маяк». – Необходимы специальные
методы отбора, которые покажут, что
радионуклиды в выбросах есть. Установки,
способные проводить контроль вы-
бросов конкретно трития и углерода-14,
изготавливает приборно-механический
завод ПО «Маяк». В прошлом году с
подачи челябинских специалистов на
российских АЭС была апробирована
программа, в соответствии с которой на
ряде станций (Балаковская, Белоярская
и Курская – реакторы ВВЭР, БН-800 и
РБМК) специалисты исследовали выбросы
трития и углерода-14. Работники АЭС
увидели, что оборудование и методики
«Маяка» обеспечивают улавливание и
определение данных радионуклидов во
всех формах, в том числе и в сверхнизких
концентрациях. На основании проведенной
работы концерн «Росэнергоатом» за-
планировал приобретение в 2018 году
до 35 комплектов автоматизированных
установок. Приборно-механический завод
готов к выполнению заказа, сообщают в
пресс-службе «Маяка». Во время учебы
специалисты АЭС, которые будут проводить
контроль, подробнее узнали об этих радио-
нуклидах и попробовали поработать с но-
выми приборами-анализаторами на заводе
химического производства ПО «Маяк».
Сергей БЕЛКОВСКИЙ,
корреспондент «ВПК» (Челябинск)
На экскурсии в информационном центре ПО «Маяк»
специалисты российских АЭС ознакомились
с экспозицией завода химического производства
РОССИЙСКИЕ АТОМЩИКИ
ПОГРУЗИЛИСЬ В ИЗОТОПЫ
Владимир Малышкин
08
«ОБОРОНКА»
№ 23 (687) 21–27 июня 2017 года
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
– В какой последовательности вы
бы выделили главные функции авиа-
ционных выставок?
– На первом месте, конечно, про-
движение новинок. В этом смысле
авиасалон – наилучший инструмент. А
поскольку самолет – продукт высоко-
технологичный, на выставках ведутся
переговоры и заключаются конт-
ракты на межкорпоративном уровне
среди поставщиков отдельных узлов,
агрегатов, комплектующих. Это свое-
го рода клуб, где производители и за-
казчики имеют возможность тесного
и, что важно, весьма продуктивного
общения. Второй плюс – возмож-
ность показать все новинки широкой
публике. Это и летная программа, ко-
торую нигде больше не увидишь, и
гордость за свою страну, за ее дости-
жения – считайте, патриотическое
воспитание. В последние годы мень-
ше полумиллиона посетителей на вы-
ставках не было, а в день доходило до
180 тысяч.
– А считали, какое максималь-
ное количество публики может еди-
новременно принять авиасалон в
Жуковском?
– При нынешних условиях – до
двухсот тысяч. Можно и больше, но
мы не размерами поля ограничены.
Это же население целого города, при-
чем немаленького – в том же Жуков-
ском немногим более ста тысяч чело-
век проживают. И всю публику нужно
привезти, запустить, обеспечить без-
опасность и комфортное пребывание
на поле, организовать доступ ко всем
экспозициям... Надо отдать должное
сотрудникам силовых ведомств, ко-
торые делают все возможное, чтобы
обеспечить безопасность посетите-
лям авиасалона «МАКС».
– Не удобнее было бы проводить
не одну большую, а ряд выставок по
отдельным направлениям?
– Мировая практика, сложившая-
ся на данный момент, как раз и под-
разумевает проведение специализи-
рованных выставок, у нас это «Хели-
Раша», «Джет-Экспо» и так далее, на
которых затрагиваются достаточно
узкие сегменты рынка, и одна боль-
шая, не просто авиационная, а аэро-
космическая. По традиции мы про-
водим ее раз в два года, так же, как
проходит и большинство крупней-
ших авиасалонов в мире – «Ле Бурже»,
«Фарнборо»...
– В этом году случился перепо-
лох – вроде как МАКС собрались
переводить в Кубинку. Потом все
встало на прежние места, народ
успокоился, но вопросы остались.
Может быть, имеет смысл показы-
вать на МАКСе только гражданскую
технику, а военную – на форуме
«Армия»?
– Мы очень благодарны ВКС
России и Министерству обороны за
то, что они самым серьезным обра-
зом подходят к участию в нашей вы-
ставке. Без военной авиации салон
не имел бы такой зрелищности, а
значит, и популярности. Потому
лучший вариант не «или-или», а «и-
и». Министерство обороны пред-
ставляет на МАКС-2017 три пило-
тажные группы – «Стрижи», «Рус-
ские витязи» и «Соколы России», а
также восемнадцать воздушных
судов на статической экспозиции.
Для удобства участников и органи-
заторов в этом году выставки разве-
ли, сдвинув сроки проведения
МАКСа с августа на июль. Оказа-
лось, с точки зрения международно-
го участия это пошло на пользу. Дело
в том, что в западных компаниях ав-
густ – традиционное время отпусков,
потому июль оказался для участни-
ков и бизнес-посетителей гораздо
удобнее. Да и по погодным услови-
ям этот месяц более надежный.
– Какие изменения будут на ны-
нешнем авиасалоне по сравнению с
МАКС-2015?
– В первую очередь те, что на-
правлены на удобство посетителей.
Асфальтируем новые площадки под
автостоянки, совершенствуем систе-
му прохода. Спасибо правительству
Московской области и руководству
города и за удобную подъездную до-
рогу, и за недавно отремонтирован-
ную станцию Отдых, на которую
прибывает большинство посетите-
лей. Собственно, в связи с открыти-
ем аэропорта «Жуковский» подача
поездов на станцию и без выставки
стала достаточно удобной.
– В связи с международной ситу-
ацией зарубежных участников силь-
но поубавилось?
– После 2014 года – заметно. Если
сравнивать МАКС-2013 и -2015, то
число гостей из-за рубежа сократи-
лось. Но если взять нынешний салон
и прошлый, то оно примерно такое
же. В этом году мы ожидаем 150 ино-
странных участников, а всего – более
восьмисот. Десять национальных па-
вильонов: Германия, Франция, Ита-
лия, Швейцария, Чехия, Китай,
Индия, Канада, Белоруссия, Иран.
Из восьми пилотажных групп, при-
нимающих участие, две зарубежные:
«Балтик Биз» из Латвии и «Аль Фур-
сан» из ОАЭ.
– С нетерпением ждем МС-21.
Каковы перспективы его участия в
авиасалоне?
– Скажу так: место под него в ста-
тичной экспозиции мы забронировали,
если программа испытаний позволит
до начала выставки перегнать его в
ЛИИ из Иркутска, то он будет пока-
зан. Но это зависит не от нас. Покажем
Ка-62, МиГ-35. Будет летать Т-50.
О своем участии в авиасалоне уже
заявили крупнейшие российские и
иностранные компании: предприятия
холдинга «Вертолеты России», ПАО
«Корпорация «Иркут», ЗАО
«Гражданские самолеты Су-
хого», АО «РСК «МиГ»,
ПАО «Компания «Сухой»,
Авиационный
комплекс
имени С. В. Ильюшина,
Boeing Company, Airbus
Group, Aircraft Industries,
Pilatus Aircrafts Ltd, Cessna
Aircraft Company, Piaggio
Aero, Diamond Aircraft
Industries, AVIC International
Holding Corporation, Tomark
s.r.o. и другие. Планируется, что кон-
церн «Эйрбас» покажет пассажирский
самолет A350-900.
– Как смотрится МАКС в сравне-
нии с крупнейшими западными авиа-
салонами вроде «Фарнборо» и «Ле
Бурже»? Вы, посещая эти выставки,
чему в первую очередь завидуете?
– Наверное, куда более значимо-
му участию государства в проведении
авиасалонов. У них обычно шире во-
енная экспозиция и больше представ-
лено новой гражданской техники.
Зато у нас гораздо выигрышнее лет-
ная программа – на тех салонах так не
летают. И публика наша лучше.
– На прошлом салоне большой
интерес вызвала историческая экс-
позиция. На этом будут «новинки»
из прошлого?
– Всего в исторической экспози-
ции планируется показать 21 самолет,
в их числе истребители И-15 бис и
МиГ-3, которые заявлены в летной
программе. Наверняка интересным
для многих станет модернизирован-
ный Як-40, который показывает Сиб-
НИА им. С. А. Чаплыгина. Может
быть, и современная модификация
потрясающего самолета Ан-2, его ре-
моторизированная версия.
– Что касается сувениров, буфе-
тов и прочих удобств для публики,
каким образом это все управляется?
– Конечно, мы этим дирижируем.
У нас есть две сувенирные площадки:
одна – это официальные сувениры
МАКСа, выпускаемые совместно с
ОАК, и вторая – частные фирмы, ко-
торые мы также контролируем. Есть
и третья площадка, в зоне питания.
Цены на салоне мы тоже контролиру-
ем, и замечу: стоимость питания у нас
такая же, как на московских площад-
ках, и заметно ниже чем, скажем, на
фестивале «Нашествие».
– Наверняка среди посетителей
будет много детей. Чем вы их пора-
дуете?
– Дети будут не только среди по-
сетителей, но и среди участников.
Программа авиасалона включает фе-
стиваль детского и молодежного
творчества «От винта!». В течение
года проходил всероссийский кон-
курс работ на авиационную и косми-
ческую тематику, его победители
приглашаются на салон. Среди лау-
реатов ректоры профильных вузов с
удовольствием отбирают будущих
студентов. Представлена будет и ву-
зовская наука, которая сейчас очень
быстро развивается. Что же касается
юных посетителей, то для них созда-
ется специальная детская зона. Там
будут и просто развлечения вроде ба-
тутов, и мастер-классы по моделиро-
ванию, и много других интересных
занятий. Работать эта площадка будет
в течение трех дней массовых посе-
щений.
– Выставку нельзя представить
без ветеранов авиации...
– Намечено множество меропри-
ятий, где ветераны станут главными
участниками.
Во-первых,
День
летчика-испытателя, который прой-
дет 20 июля. А на 22-е назначен сбор
выпускников авиационных училищ
разных поколений, съедутся ветера-
ны не только со всей России, но и из
республик бывшего Союза.
– Насколько летная программа
МАКСа влияет на работу москов-
ских аэропортов?
– У нас своя полетная зона, она
не затрагивает трассы регулярных
перевозок. Проблем с совмещением
наших полетов с расписанием аэро-
порта «Жуковский» тоже не будет. В
Шенефельде, Ле Бурже, Дубае авиа-
шоу проходят на территории дей-
ствующих аэропортов, и полеты при
этом не отменяются – система доста-
точно отработана. Даже с ростом
трафика «Жуковского» какие-
то проблемы для будущих
авиасалонов вряд ли воз-
никнут.
– Давайте вернемся к
тому, с чего начали: авиа-
салон для развития отрас-
ли. Расскажите о бизнес-
программах.
– Мы поставили перед
собой задачу позициони-
ровать в этом году МАКС
в
качестве
бизнес-
площадки, для чего рас-
ширяются деловые про-
граммы,
организуются
специализированные про-
странства. Запланировано
проведение конференций, в частно-
сти посвященных авиационным ма-
териалам нового поколения, разви-
тию транспортной авиации. Пройдет
Евразийский аэрокосмический кон-
гресс. Создаем специальный стенд,
на котором будет представлена про-
грамма «Сделано в Москве», он дол-
жен помочь в налаживании коопера-
ции авиационных предприятий сто-
личного региона. Уже сейчас на офи-
циальном сайте МАКС-2017 открыт
прием заявок на участие в деловых
брифингах, которые будут проведе-
ны 19 и 20 июля.
Отмечу, что без деятельной под-
держки и серьезной помощи со сторо-
ны Минпромторга РФ и ГК «Ростех»
мы вряд ли смогли бы подготовить
такую насыщенную и интересную про-
грамму. Так что заинтересованность
России как государства в проведении
авиасалона растет и это не может не
радовать.
Беседовал Алексей ПЕСКОВ
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
реклама
ВЫСТАВКА УСПЕШНА,
ЕСЛИ ВЫЗЫВАЕТ ГОРДОСТЬ
ЗА СТРАНУ
В 1992-м на базе ЛИИ им. М. М. Громова
прошла первая российская авиационная
выставка – «МосАэроШоу-92».
Год спустя она обрела нынешнее имя:
МАКС – Международный авиационно-
космический салон. В этом году постоянный
устроитель МАКСа – ОАО «Авиасалон»
отмечает 25-летие. О том, что ожидает гостей
и участников МАКС-2017, организаторами
которого являются Минпромторг России
и ГК «Ростех», «Военно-промышленному
курьеру» рассказал Александр ЛЕВИН,
генеральный директор ОАО «Авиасалон».
ВСЕ –
В ЖУКОВСКИЙ
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Александр Левин – выпускник Московского авиационного
института им. Серго Орджоникидзе. С 2011 года работал за-
местителем генерального директора ОАО «Авиасалон», в апре-
ле 2016-го назначен генеральным директором компании.
СПРАВКА «ВПК»
google.com