12
Автор идеи
Игорь Ашурбейли
Издатель
Ассоциация
военно-промышленных
компаний (АВПК)
Генеральный директор
Руслан Ашурбейли
Директор редакции
Зарина Гуриева
И. о. главного редактора
Владимир Лебедев
Арт-директор
Андрей Седых
Обозреватели
Константин Сивков
Олег Фаличев
Редакторы
Сергей Карпачев
Алексей Песков
Верстка и цветокоррекция
Юлий Нежинский
Валентина Никонорова
Корректура
Лариса Зимина
Светлана Литвинова
Дирекция
по распространению и PR
Александр Богуславский
Елена Камнева
Марина Тупий
Интернет-редакция
Татьяна Силаева
Станислав Сторожев
©
«Военно-промышленный курьер», 2017 г. Ссылка на «ВПК» обязательна. Перепечатка за рубежом допускается по соглашениюс редакцией.
Мнение авторов статей может не совпадать с мнением редакции. За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет
Адресиздателя
иредакции:
125190, Москва, Ленинградский пр., д. 80, корп. 16,
подъезд № 3.
Телефон/факс
(495) 780-54-36
E-mail:
А ТАКЖЕ…
Газета зарегистрирована
в Федеральной службе
по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий и массовых
коммуникаций
Учредитель – АО «СОЦИУМ–А»
Издается с 19 августа 2003 года
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС77-60072
от 10 декабря 2014 г.
№ 23 (687) 21–27 июня 2017 года
Подписные индексы
Каталог «Роспечать» – 25933
Каталог Российской
прессы – 60514
Газета отпечатана
в типографии
Московский филиал
ООО «Типографии
«Комсомольская правда»
Адрес типографии:
125438, г. Москва,
Лихачевский переулок, д. 4, стр. 2
Номер подписан в печать
19 июня 2017 г. в 15.00
по графику и фактически
Тираж 50 230 Заказ № 599
Цена свободная
Константин
ЧУПРИН
Подобная уловка была
частью военно-морской
стратегии гитлеровской
Германии. Ее вдохнови-
тель – главнокомандую-
щий кригсмарине гросс-
адмирал Эрих Редер,
сторонник
тотальной
войны на море. Для дей-
ствий против торгового
судоходства на океанских
просторах немцы снаря-
дили целую флотилию
специального назначения
из 11 вспомогательных
крейсеров-рейдеров, обо-
рудованных из обычных
грузовых судов. На них
установили артиллерию
(главный калибр – 150
мм),
замаскированную
специальными кожухами,
и торпедные аппараты.
Большинство рейдеров
имело на борту гидроса-
молеты, а некоторые –
еще и малые торпедные
катера типа LS. При
встрече неприятельского
транспорта кожухи сбрасы-
вались, и тот попадал под
ураганный огонь гитлеров-
ского пирата. Экипажи
судов-«хамелеонов» прибе-
гали ко всяческим ухищре-
ниям: скажем, устанавлива-
ли фальшивые трубы,
чтобы судно нельзя было
опознать. Рейдер «Комет»
и вовсе выступал в роли
мирного
японского
«купца». Это помогло ему
отправить на дно более 40
тысяч брт неприятельско-
го груза. А «Корморан»,
имевший на счету около
70 тысяч брт пиратских
побед, даже вступил в бой
с австралийским легким
крейсером «Сидней», ито-
гом чего стала гибель
обоих.
ОТ «ТУАПСЕ»
ДО «ЛИБЕРТИ»
Морское пиратство
под
государственными
флагами имело место и после войны. Так, 23 июня 1954
года эсминец ВМС Тайваня захватил новехонький,
только-только построенный датской верфью «Бурмей-
стер и Вайн» советский танкер «Туапсе» со всем экипа-
жем. Судно, шедшее в Шанхай с авиакеросином для
ВВС НОАК, было зачислено в гоминдановский воен-
ный флот под названием «Куи Чжи 306» и прослужило
там до 1975 года. В СССР этой драме посвятили худо-
жественный фильм «Ч. П. – Чрезвычайное происше-
ствие», где «Туапсе» выступал под названием «Полтава».
Не повезло разведывательному кораблю AGER-2
«Пуэбло» ВМС США, оказавшемуся примерно в 15
милях от острова Маяндо, где и сегодня расположена се-
верокорейская база подводных лодок. 23 января 1968
года катера ВМФ КНДР при поддержке истребителей
МиГ-21 захватили «Пуэбло» и отвели его в порт Вонсан.
Часть снятого с «Пуэбло» секретного оборудования,
включая шифровальную машину KW-7, потом была пе-
редана СССР. Захваченный корабль как музей антиаме-
риканизма выставлен у набережной реки Тэдонган в
Пхеньяне.
8 июня 1967 года израильские торпедные катера и ис-
требители «Мираж-III» якобы ошибочно атаковали амери-
канский ATGR-5 «Либерти». Находясь в международных
водах к северу от Синая, он вел радиоэлектронную развед-
ку (что было связано с шестидневной войной). Погибли 34 и
были ранены 173 члена экипажа «Либерти», но поврежден-
ный торпедой ATGR-5 под охраной подоспевших кораблей
6-го флота ВМС США своим ходом ушел на Мальту.
ПРАВО НА КНОПКУ
После окончания Второй мировой войны реанимиро-
вать пиратский опыт пытались американцы. Потеряв с
испытанием в 1949 году
советской атомной бомбы
монополию на обладание
ядерным оружием, США
весьма ревниво относи-
лись к соответствующим
программам союзников. А
те проявляли самостоя-
тельность.
Штаты решили схит-
рить, предложив партне-
рам по НАТО пять атом-
ных подводных лодок типа
«Джордж Вашингтон» с 16
баллистическими ракета-
ми средней дальности
UGM-27 «Поларис» на
каждой, которые комплек-
товались бы многонацио-
нальными экипажами под
американским контролем.
Союзники вроде бы допускались к совместному облада-
нию ядерным оружием, на самом же деле последнее слово
перед началом апокалипсиса янки оставляли за собой.
Такого рода общенатовский атомный ракетный под-
водный флот, план создания которого родился в Госдепе в
1960 году, получил название многосторонние ядерные
силы (МЯС). План вызвал энтузиазм у тогдашней ФРГ –
страны в военном отношении безъядерной, но рассчиты-
вавшей на некую особую роль своих офицеров в MЯС.
Но неожиданно против идеи передачи субмарин в
состав MЯС выступили представители ВМС США, в
частности адмирал Хайман Риковер, известный как отец
американского атомного флота. Адмирал, поддержан-
ный рядом конгрессменов, заявил, что негоже переда-
вать даже союзникам подводные ядерные секреты США.
Эта позиция нашла понимание у высшего государствен-
ного руководства, у президента Кеннеди. Взамен была
предложена другая идея – разместить «Поларисы» на ко-
раблях, переделанных из торговых судов и внешне от
них не отличавшихся. Опять-
таки со смешанными экипа-
жами. Это уже выглядело
пиратством в духе гитлеров-
ского адмирала Редера.
Вняв доводам Риковера со
товарищи, американский ис-
теблишмент предложил уком-
плектовать смешанными эки-
пажами MЯС 25 вооружен-
ных ракетами «Поларис» бы-
строходных транспортов-тур-
боходов
типа
C4-S-A1
«Маринер» («Моряк»). На
каждом из таких судов по-
стройки 1943 года, но вполне
добротных предусматрива-
лись шахты для восьми «По-
ларисов». Всего в распоряже-
ние многосторонних ядер-
ных сил должно было посту-
пить две сотни ракет, то есть
в 2,5 раза больше, чем в
«подводной» редакции плана.
А главное – идентифициро-
вать такой «Маринер» среди
сотен торговых судов было
бы крайне сложно.
По расчетам группы ана-
литиков во главе с американ-
ским адмиралом Джорджем
Андерсоном, советский флот
был способен обнаружить и
уничтожить в упреждающем
ударе максимум восемь из 25
таких ракетоносцев, а остав-
шиеся 17 могли бы успешно
отработать по европейской
части Союза. Более того,
американцы предлагали осу-
ществлять патрулирование
«Маринеров» в мелководных
районах Восточной Атланти-
ки и Средиземноморья, не-
доступных для советских
подводных лодок – главной
угрозы флоту НАТО.
Идея приглянулась италь-
янским адмиралам. В 1962
году с американской помо-
щью четырьмя шахтами для
ракет «Поларис» был обору-
дован старенький крейсерок
«Джузеппе Гарибальди», на-
чавший службу еще при
Муссолини, в 1937 году.
Американцы даже запустили
с его борта в опытном поряд-
ке несколько ракет, есте-
ственно, без ядерной начин-
ки. Испытания подтвердили,
что никаких технических препятствий созданию много-
национального ракетно-ядерного флота НАТО нет. Но
британцы отказались поддержать проект.
«ХАМЕЛЕОН» ПО-ПХЕНЬЯНСКИ
Споры о секретных в принципе вещах натовцы вели, не
особо таясь, и разумеется, СССР не оставил без внимания
эти угрожающие его безопасности планы. В апреле 1963
года Москва выразила решительный протест США и их
союзникам, направив Вашингтону обоснованную между-
народным правом ноту: «В случае конфликта... страны,
против которых направлены военные приготовления Севе-
роатлантического блока, были бы вынуждены постоянно
держать в фокусе прицелов своих средств возмездия и наи-
более оживленные морские пути, где под видом мирных
торговых судов могли бы скрываться корабли – носители
ядерных ракет. Кстати говоря, согласно Гаагской конвен-
ции даже во время войны вооружение торгового судна и
превращение его тем самым в военный корабль не может
быть осуществлено тайно. А штабы НАТО хотят ввести в
практику такие вероломные приемы уже в мирное время.
Так, в планах многосторонних сил НАТО мораль средне-
вековых пиратов сплетается с новейшими достижениями
ракетно-ядерной техники. Если бы по морям начали шны-
рять военные корабли НАТО, прикрывающиеся торговым
флагом, то это было бы практически равносильно необъ-
явленному состоянию войны».
Не полагаясь только на дипломатические демарши,
Советский Союз сам приступил (в отличие от болтливого
НАТО в обстановке строгой секретности) к проработке
вопроса о создании кораблей-ракетоносцев, замаскиро-
ванных под гражданские суда. За основу был взят про-
ект 909 «Скорпион», предусматривавший размещение
восьми межконтиненталь-
ных баллистических ракет
Р-29 (более дальнобойных,
чем «Поларисы») на борту
мирных ледокольных дизель-
электроходов типа «Амгуэ-
ма». Техпроект «Скорпиона»
планировался к подписанию
в 1965 году, а сдача ВМФ
первого советского замаски-
рованного «пирата» предпо-
лагалась через три года. Од-
нако крах затеи с натовскими
МЯС положил конец и со-
ветскому проекту. Возможно,
как предполагают некоторые
отечественные историки, на
этот счет был достигнут при-
ватный консенсус между
США и СССР.
Некоторые зарубежные
эксперты считают, что какие-то из судов торгового флота
Северной Кореи могут быть переоборудованы в замаскиро-
ванные ракетоносцы, имеющие на борту размещенные в на-
ходящихся на палубе контейнерах пусковые установки. Речь
идет об ОТР «Хвасон-6» или даже БРСД «Нодон-А» и
«Нодон-Б». Не исключено, что это могут быть не только су-
довые стационарные, но и штатные для данных ракет само-
ходные пусковые установки, закрепленные на палубе и при-
крытые маскировочными щитами. Для переоборудования в
такие ракетоносцы выделены шесть серийных контейнеро-
возов собственной постройки полным водоизмещением по-
рядка восьми тысяч тонн, каждый из которых оснащается
пятью баллистическими ракетами «Нодон-Б» в замаскиро-
ванных под стандартные контейнеры палубных пусковых
установках. Флаг национальной принадлежности экипажи
северокорейских «хамелеонов» могут использовать какой за-
благорассудится командованию.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
КАЛЕНДАРЬ «ВПК»
«Тот самый длинный день
в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре
года», –
напишет позже
Константин Симонов.
За рубежом до сих пор не
затихает кампания по дискре-
дитации нашей Победы в Ве-
ликой Отечественной войне и
Второй мировой в целом.
Фальсификации подвергается
все: и кто развязал агрессию,
и кто внес основной вклад в
Победу над коричневой чумой
ХХ века, не говоря уже о зна-
чимости отдельных операций
советских
войск
против
немецко-фашистских захват-
чиков. К этому мы уже при-
выкли, и никакая прививка от
этих «изысканий» наших за-
падных недоброжелателей не
требуется.
Но когда у нас в стране
под сомнение ставится смысл,
за что и во имя чего воевали
советские люди, когда иска-
жаются цифры потерь, это
вызывает по меньшей мере
удивление. Нельзя мириться с
тем, что фальсификаторами
итогов Великой Отечествен-
ной войны, как ни прискорб-
но, являются наши граждане.
Например, российский «исто-
рик» Борис Соколов в своих
книгах безапелляционно заяв-
ляет о низком уровне военной
подготовки советских воен-
нослужащих, бездарности ко-
мандования, неумении вое-
вать в сравнении с гениаль-
ным фашистским командова-
нием
и
как
следствие
утверждает о 26,4 миллиона
безвозвратных потерь наших
солдат и офицеров.
Небезызвестный Гавриил
Попов доказывает, что Кур-
ской битвы не было, так как
после высадки союзников в
Сицилии 10 июля 1943 года
Гитлер будто бы отказался от
операции «Цитадель» и увел
свои танковые соединения на
запад.
Авторы учебника по исто-
рии России для 11-х классов
В. Островский и А. Уткин, по-
вествуя о разгроме немецко-
фашистских войск под Мо-
сквой, умудрились повторить
точку зрения гитлеровских
стратегов о причинах их раз-
грома: сильные морозы, выво-
дившие из строя моторы, от-
сутствие зимнего обмундиро-
вания и т. п.
В учебниках А. Кредера,
П. Мишина, Л. Жарова, Н. За-
гадина, книгах А. Лебединце-
ва, Ю. Мухина, Б. Красильни-
кова и некоторых других авто-
ров ответственность за развя-
зывание Второй мировой
войны возлагается на СССР.
Он якобы давно готовился к
захвату Европы. Что касается
фашистской агрессии против
Советского Союза, то она пре-
подносится как предупреди-
тельная, превентивная.
В целом искажение фактов
истории Второй мировой – одна
из основных тем в современной
информационной войне против
России, правопреемницы Со-
ветского Союза. Главная цель
фальсификаторов – сохране-
ние существующей гегемонии
Запада, планомерное разруше-
ние основ построения многопо-
лярного мира.
В связи с этим долг экс-
пертного сообщества России
да и зарубежных непредвзя-
тых аналитиков – защита
правды об истории Второй
мировой войны. Лично я ни-
когда не соглашусь с тем, что
мои родители – старший лей-
тенант Винокуров Иван Алек-
сеевич и сержант медицин-
ской службы Танькова Анна
Петровна – дошли до Кениг-
сберга ради достижения
каких-либо других целей, не-
жели разгром фашистской
Германии, посягнувшей на
свободу и независимость Со-
ветского государства.
Владимир
ВИНОКУРОВ
ДЕНЬ ПАМЯТИ
И СКОРБИ
Великие создатели непревзойденных
советских самолетов – Сергей Ильюшин,
Андрей Туполев, Генрих Новожилов рабо-
тали в связке с равным по масштабу
мысли разработчиком двигателей Пав-
лом Соловьевым. В таком сотрудничестве
рождались символы национальной гор-
дости. И новые отечественные самолеты
создаются под двигатели, являющиеся
развитием соловьевских разработок.
Будущий конструктор родился 26 июня
1917 года в Ивановской области и в 17 лет
после 9 классов поступил учиться в Рыбин-
ский авиационный институт им. Орджони-
кидзе. В апреле 1940-го начал работать в
Пермском ОКБ-19. Два года – конструктор,
потом – начальник конструкторской брига-
ды, к 1944-му – уже ведущий конструктор.
В 1948 году назначен заместителем главно-
го конструктора, а пять лет спустя после
ухода из жизни Аркадия Дмитриевича Шве-
цова становится главным.
Павел Соловьев прославился как соз-
датель высокоэкономичных двухконтур-
ных авиадвигателей и основатель перм-
ской конструкторской школы газотурбин-
ного моторостроения.
В 1958 году был создан первый оте-
чественный серийный двухконтурный
двигатель Д-20П, значительно опередив-
ший аналогичные разработки на Западе.
В 1959-м под руководством Соловьева
сконструирована первая в Советском
Союзе силовая установка со свободной
турбиной – Д-25В мощностью 5500 лоша-
диных сил.
Как вспоминают коллеги Павла Алек-
сандровича, во всех его разработках при-
сутствует особенная сторона конструк-
торского таланта – найдены наименее
рискованные, хотя и не самые простые
решения. Поэтому соловьевские двигате-
ли всегда отличались надежностью, эко-
номичностью и долговечностью. Его раз-
работки, воплощенные в серийных кон-
струкциях, на десятилетия вперед опре-
делили
уровень
отечественного
двигателестроения.
В 1966–1967 годах под руководством
Соловьева был завершен выпуск черте-
жей нового двигателя Д-30КП для всего
семейства Ил-76 и начато изготовление
опытной партии. В мае 1971-го Ил-76,
оснащенный четырьмя Д-30КП, был про-
демонстрирован руководству страны во
Внукове, а затем представлен мировой
общественности на авиасалоне в Ле
Бурже. Там же экспонировалась разра-
ботка Миля – вертолет В-12, оснащенный
четырьмя Д-25ВФ с редукторами Р-12. А
лучшим двигателем салона был признан
соловьевский Д-30КУ для Ил-62М.
Генрих Новожилов, тогда главный
конструктор Ил-76, вспоминает, что при
первой встрече Павел Александрович по-
казался ему похожим на актера Яншина,
прежде всего из-за спокойной неторопли-
вой речи. «Боги» советского авиастроения
во многом были такими потому, что на них
лежала огромная ответственность и они не
боялись принимать решения.
Как рассказывал Новожилов, однаж-
ды он спросил Соловьева, как тот отно-
сится к вылету экспериментальной моде-
ли с опытными двигателями с Централь-
ного аэродрома имени М. В. Фрунзе. Под-
нять машину в небо из центра Москвы, с
полосы, со всех сторон окруженной за-
стройкой, казалось весьма проблематич-
ным. Альтернатива – разбирать готовый
Ил-76 на части, которые можно транспор-
тировать в Жуковский на аэродром ЛИИ
им. Громова. Соловьев вопросу Новожи-
лова не удивился, а попросил показать
расчеты взлета с полосы 1800 метров, ко-
торая была на аэродроме. По прикидкам,
имевшаяся у Ил-76 энерговооруженность
позволяла решить задачу даже при отка-
зе одного двигателя. Изучив все доско-
нально, Павел Александрович дал согла-
сие. Следом ответственное решение под-
писали все главные конструкторы. 25
марта 1971 года Ил-76 благополучно
взлетел с Центрального аэродрома.
Лучшие достижения пермской кон-
структорской и производственной школы
двигателестроения были воплощены Пав-
лом Соловьевым в газотурбинных турбо-
реактивных двигателях четвертого поко-
ления. В 1979 году успешно внедрен в
производство принципиально новый
Д-30Ф6 с форсажной камерой и регули-
руемым соплом для дальнего многоцеле-
вого истребителя МиГ-31. Скоростные и
летно-технические характеристики этой
машины уже более 25 лет остаются не-
превзойденными. 27 апреля 1981 года по-
становлением Совета министров СССР
Павел Соловьев был назначен генераль-
ным конструктором Пермского МКБ. В
этой должности он приступает к созданию
двигателя Д-90А, который в 1987-м в честь
конструктора получил наименование ПС.
ПС-90А вышел великолепным, на
уровне лучших западных аналогов PW-
2037 и RB211 и с успехом обеспечил в
1993 году начало эксплуатации дальне-
магистрального Ил-96-300. В 1995-м со-
вершили первые рейсы среднемаги-
стральные пассажирские лайнеры Ту-204,
начались летные испытания нового
военно-транспортного Ил-76МФ.
13 октября 1996 года Павла Алек-
сандровича Соловьева не стало, но Пермь
после его ухода отнюдь не потеряла ста-
туса главного города авиационного дви-
гателестроения. Нынешний генеральный
конструктор Александр Иноземцев, рас-
сказывая о работе над самой ожидаемой
новинкой – ПД-14, отметил: «Соловьев –
наш учитель, и думаю, оттуда, сверху он
нас все время контролирует». Во всяком
случае прославленное соловьевское
предприятие оборотов не снижает.
Всю последнюю неделю июня в
Перми будет широко отмечаться столетие
прославленного конструктора: готовятся
натурные экспозиции кабин самолетов и
двигателей, чтобы все могли потрогать
руками изделия моторостроителей, прой-
дут научные семинары и чтения, а для
горожан 1 июля готовится потрясающий
праздник с участием знаменитых групп
Scooter и Ace of Base, а также российско-
го «Премьер-министра».
Очерк о Павле Соловьеве –
в следующем номере «ВПК»
100 ЛЕТ КОНСТРУКТОРУ
УНИКАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
ПАВЛУ СОЛОВЬЕВУ
В обстановке
строгой секретности
СССР приступил
к проработке вопроса
о создании ракетоносцев,
замаскированных
под гражданские суда
kinopoisk.ru
Avid.perm.ru
22
июня
26
июня
Cheater.ru
АДМИРАЛ
РЕЙДЕР
«В ПЛАНАХ НАТО
МОРАЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ
ПИРАТОВ СПЛЕТАЕТСЯ
С НОВЕЙШИМИ
ДОСТИЖЕНИЯМИ
РАКЕТНО-ЯДЕРНОЙ
ТЕХНИКИ»
Излюбленный пиратский прием –
прикинувшись торговым судном,
внезапно атаковать ни о чем
не подозревающую жертву – известен
с античной поры. Этот опыт
был востребован и в ХХ веке.
Причем последователями
Джона Сильвера, капитана Шарки
и прочих малосимпатичных субъектов
выступали уже не частные лица,
а целые государства.
РЕТРОСПЕКТИВА