05
АРМИЯ
Олег ФАЛИЧЕВ
Война с Россией еще не переведе-
на в фазу открытой вооруженной
борьбы и на нашу территорию. Тем
не менее Соединенные Штаты целе-
направленно и планомерно готовятся
– достаточно назвать Украину, Поль-
шу, Прибалтику, внутреннюю «пятую
колонну», которая поддерживается
извне и занимает серьезные позиции в
нашей экономике, образовании, науке,
культуре. О многом говорит новая
Стратегия национальной безопас-
ности США («Отношения устраше-
ния», «ВПК», № 2, 2018).
ВЕРНУТЬ ВСЕВОБУЧ
В России механизмы управления
страной в войне формируются медлен-
но и невнятно, мобилизационная со-
ставляющая детально не разработана,
сферы патриотического воспитания и
подготовки населения к защите Отече-
ства бесхозны и малоэффективны.
Справедливости ради скажем, что
в последние годы на этом направле-
нии хоть что-то делается.
Представляется очевидным, что
один год действительной службы не
позволяет формировать резервы нуж-
ной квалификации и в требуемом ко-
личестве. Сокращение двухлетнего
срока было важным в 90-х – начале
2000-х. Таким образом решались мно-
гие вопросы, в том числе борьбы с де-
довщиной. Но сегодня вызовы време-
ни требуют иметь систему подготовки
военно-обученных резервистов поми-
мо Вооруженных Сил – автономную,
выстроенную под выполнение госу-
дарственного заказа и находящуюся
под контролем высшего руководства.
Другими словами, армия должна по-
лучать подготовленных призывников,
а страна – иметь грамотный и доста-
точный мобрезерв.
90 лет назад в стране был
создан ОСОАВИАХИМ –
общественная организация
для целенаправленного ре-
шения задач патриотическо-
го воспитания, ставшая ком-
петентным лидером. Сегод-
ня эту роль призван выпол-
нять ДОСААФ России. Но
для полноценного возрож-
дения организации необхо-
димы соответствующее мо-
билизационное задание и
государственный заказ.
В первую очередь требу-
ется четко определить цели
«Национальной стратегии
развития и безопасности
России на период до 2050 года» и до
конца XXI века. Они должны найти
официальное выражение не только в
вышеназванном документе, но и в
Военной доктрине, Плане обороны
страны. После чего стать основой
прикладных стратегий всех мини-
стерств и ведомств.
«В сфере подготовки населения
страны работа ведется без напряже-
ния и должного качества, – констати-
рует президент Коллегии военных
экспертов России генерал-майор в от-
ставке Александр Владимиров. – На-
пример, после ликвидации Росвоен-
центра Росмолодежь, головной ис-
полнитель Государственной програм-
мы патриотического воспитания, уже
изъяла из своих функций и сферы от-
ветственности работу с ветеранами,
что ведет к утрате преемственности
поколений». Как считает Владими-
ров, Росмолодежь по определению,
составу и направленности деятельно-
сти не должна руководить патриоти-
ческим воспитанием. Однако предло-
жение Коллегии военных экспертов о
включении в состав правительства
Министерства по делам ветеранов,
которое должно решать эти вопросы,
пока невостребованно. Хотя еще в
2010 году Владимир Путин, указав на
растущие угрозы национальной без-
опасности, определил необходимость
создания Федеральной системы под-
готовки населения к военной службе.
Повторим: более семи лет назад
предложена практическая модель все-
вобуча при ведущей роли ДОСААФ.
Так что мешает?
Во-первых, ДОСААФ выведен из
системы субъектов национальной
обороны и лишен мобилизационного
задания, не определены главный субъ-
ект подготовки граждан к военной
службе и военно-патриотического
воспитания, разработчик и исполни-
тель государственных программ в
этой области, отсутствуют показатели
и критерии эффективности работы
элементов системы. Во-вторых, по-
требность в военно-обученном резер-
ве государства и армии не оформлена
в обязательный к исполнению госза-
каз, не создана правовая и экономи-
ческая база эффективного функцио-
нирования элементов системы. К
тому же ежегодно снижается финан-
сирование.
Добавим, что наша школа исклю-
чает практическую возможность каче-
ственного обучения учащихся по пред-
метам и программам подготовки к за-
щите Отечества и такой задачи перед
собой не ставит. Гражданское образо-
вание не дает навыков даже по таким
массовым военно-учетным специаль-
ностям, как стрелок – старший стре-
лок, гранатометчик, санитар, радист,
войсковой разведчик, оператор дрона
и т. д. Учебная инфраструктура и ма-
териальная база ДОСААФ требуют
серьезного обновления.
ГЛАВНЫЙ ПО МОБИЛИЗАЦИИ
Всеобщая подготовка населения к
защите Отечества должна опираться
на исторические традиции, способ-
ность к национальной мобилизации.
Целесообразно восстановление ин-
ститута военных округов в прежней
стратегической нарезке, в функцио-
нальной связке с территориальной
обороной и ДОСААФ. Надо решить
вопрос предназначения объектов его
инфраструктуры в угрожаемый пери-
од как центров сбора, распределения
и подготовки местных мобресурсов.
В руководстве Вооруженных Сил
РФ потребуется назначить ответ-
ственного за взаимодействие, поста-
новку задач, определение мобилиза-
ционного задания и формирование
госзаказа для ДОСААФ. В советское
время таким человеком являлся глав-
ком Сухопутных войск. Сегодня эти
вопросы могут быть поручены одно-
му из заместителей министра оборо-
ны России.
Следует вменить в обязанность
главкомов видов и родов войск ВС
РФ, национальной гвардии, других
силовых структур разрабатывать пе-
речни необходимых в боевых дей-
ствиях ВУС для овладения ими в си-
стеме ДОСААФ. А через ГОМУ ГШ
ВС РФ оформлять заявку в виде гос-
заказа и мобилизационного задания.
Головным в этой комплексной работе
должен по определению быть Гене-
ральный штаб ВС РФ.
Очень ценен опыт взаимодей-
ствия частей регулярной армии
Сирии и наших военных советников с
местными вооруженными формиро-
ваниями, племенами, командирами и
неформальными вождями. Сегодня
эти вопросы могут и должны учиты-
ваться в практике боевой и оператив-
ной подготовки.
Во всех образовательных учрежде-
ниях госслужбы необходимы штатные
кафедры (потоки, центры, курсы) во-
енной подготовки. А в системе кадет-
ского образования РФ основного типа
(СВУ, НВМУ, ПКУ, КК Миноборо-
ны, Росгвардии, МВД, ФСБ с семи-
летним циклом) – изучать предмет
«Основы военной подготовки» с выда-
чей выпускникам удостоверений уров-
ня младшего командира – сержанта.
Очевидно, что чем серьезнее вни-
мание государства, чем больше воен-
ных кафедр и центров в системе на-
ционального образования, тем мас-
штабнее охват населения подготовкой
к защите Отечества, предметнее патри-
отическая самоидентификация.
По большому счету надо уже сей-
час формировать новую модель моби-
лизационной готовности страны. Это
потребует включения в уставы всех эко-
номических структур (государственных
и негосударственных) обязательного
«мобилизационного» раздела, форми-
рования в их структуре мобподразделе-
ний (департаменты, отделы, группы).
Нужно рассмотреть возможность воз-
вращения института прикомандирова-
ния военнослужащих.
БЕЗ ПРАВА НА РАСКАЧКУ
Не менее важны вопросы объеди-
нения и разделения полномочий в
Вооруженных Силах РФ. Признание
факта ведущейся против России
войны требует перехода к государ-
ственной
практике
планово-
мобилизационных действий, повы-
шает личную ответственность коман-
диров и госслужащих за качество
принимаемых решений.
Стране нужен единый орган по
примеру Ставки Верховного главно-
командования времен Великой Оте-
чественной. Армии – подготовлен-
ный мобилизационный резерв. Об-
ществу – всесторонне обеспеченная
национальная система гражданской
обороны. Все это может совместить
Государственный комитет обороны
(ГКО) – орган, управляющий всей
страной
(Вооруженными
Силами, фронтом и тылом,
народным хозяйством, насе-
лением, территориями).
Особой проработки по-
требуют экономические во-
просы. Как страна будет пе-
реходить к плановому хо-
зяйствованию (расчетный
год войны), к автаркии и са-
мообеспечению (в условиях
вынужденной изоляции и
блокады)? В каких докумен-
тах это определено? Какими
должны быть мобилизаци-
онное право, мобзадания,
планы на расчетные годы
войны?
Коллегия военных экспертов Рос-
сии предлагает:
1. Подготовить обсуждение во-
проса на специальном заседании Со-
вета безопасности РФ.
2. Создать рабочую группу в СБ
РФ с включением в нее представите-
лей министерств, ведомств и обще-
ственных организаций.
3. Сделать аналитическое исследо-
вание и экспертный доклад по право-
вым и ведомственным актам о подго-
товке населения к защите Отечества и
его патриотическому воспитанию.
4. Провести ряд специальных (за-
крытых) слушаний по предлагаемой
тематике в Государственной думе и
Совете Федерации.
5. Подготовить заседание Госсове-
та РФ по данной проблеме.
6. Выработать единые взгляды по
существу поднимаемых вопросов с
закреплением в национальном праве
– законах и других нормативных
актах, в основных документах нацио-
нального стратегического целепола-
гания.
7. Провести стратегические игры
и КШУ по поднимаемым темам.
Воплощение данных предложений
поможет определить новую модель
мобилизационной компоненты наци-
ональной обороны России. Времени
на раскачку может и не быть – его не
дадут нам наши заклятые друзья.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Анализ реальности, в которой мы существуем, позволяет оценить ее как состояние войны.
Она ведется против нас в экономике, образовании, науке, культуре, даже в сфере национальной
кадровой политики при глобальном цивилизационном и вооруженном противостоянии совокупного
Запада (НАТО –США). Готовность страны и населения к защите Отечества становится важнейшим
критерием безопасности.
В советское время
за определение
мобилизационного задания
и формирование госзаказа
для ДОСААФ отвечал
главком Сухопутных войск
НУЛЕВЫЕ РЕЗЕРВЫ
Начало на стр. 01
РИА «НОВОСТИ»
ПОДРОБНОСТИ
Попробуем оценить силы
обеих сторон и определить воз-
можные планы.
ОБУЧЕНЫ БУНДЕСВЕРОМ
Формально в Африне дей-
ствуют несколько курдских воо-
руженных отрядов. Но реальны-
ми силами, вооружением и орга-
низацией располагают только
формирования YPG (отряды на-
родной самообороны), которые
подчиняются Курдскому верхов-
ному комитету.
За последние годы с курд-
скими отрядами активно работа-
ли американские инструкторы –
зеленые береты и рейдеры кор-
пуса морской пехоты. Они осна-
стили YPG стрелковым оружием,
гранатометами, пулеметами, а
также средствами связи и нави-
гации. Спецназ США проводил с
курдами занятия по боевой под-
готовке.
Большой вклад в подготовку
YPG внесли не только США, но и
ФРГ. По некоторым свидетель-
ствам, в Африне с курдами боль-
ше работали как раз военнослу-
жащие бундесвера. Преимуще-
ственно из воздушно-десантных
войск.
Зеленые береты и рейдеры
делали в обучении основной акцент на огневую подготовку, так-
тику малых групп и тактическую медицину. Немцы обучали кур-
дов борьбе с танками. При этом отрабатывались достаточно
изощренные способы охоты за бронетехникой: засады, дей-
ствия малыми мобильными группами, «огневые мешки» в го-
родской застройке.
Берлин передал курдским отрядам большое количество
противотанковых ракетных комплексов Milan. Помимо немец-
ких, курды располагают некоторым количеством более мощных
российских ПТРК «Корнет-Э». Предположительно «Корнеты»
были захвачены отрядами ИГ (запрещенного в РФ) у иракских
военных, а позже отбиты курдами.
ЗАГРАДОТРЯДЫ ПО-ТУРЕЦКИ
Как и в ходе предыдущей операции «Щит Евфрата», Анкара
не намерена вводить в Африн значительный контингент. Ставка
сделана на отряды Сирийской свободной армии (ССА), которые
должны стать турецкими «прокси-силами». Их поддержат тяже-
лая бронетехника, артиллерия и авиация. Скорее всего это будет
два-три танковых батальона, оснащенных Leopard 2 и М60.
Для защиты бронетехники предполагается задействовать во-
еннослужащих армейского спецназа. В ходе «Щита Евфрата»
бойцы ССА показали низкую стойкость – под огнем они бросали
танки и отступали. Поэтому турецкое командование и задействова-
ло спецназ. Не исключено, что Анкара введет в Африн и несколько
мотопехотных батальонов. Скорее всего они будут «подпирать» не-
надежных союзников из ССА. Также в порядках отрядов Сирийской
свободной армии будут действовать бойцы турецкого командова-
ния сил специальных операций. Их задача – координировать дей-
ствия ССА и вооруженных сил Турции, а также быть советниками.
Но главной поддержкой сирийских отрядов станут мощный
артиллерийский кулак и авиация. В настоящее время Анкара уже
развернула около границы артиллерийские дивизионы 155-мм
самоходных гаубиц Fertina и реактивные системы залпового
огня. Это РСЗО Т-122 и более
мощные 302-мм системы Т-300.
По некоторым оценкам, на гра-
нице с курдским анклавом уже
действует не менее десятка ар-
тиллерийских и реактивных ди-
визионов.
Против курдов в Африне
Свободная сирийская армия
сможет выставить несколько
тысяч бойцов. В отличие от YPG
сирийские боевики могут похва-
статься трофейной бронетехни-
кой и даже артиллерией. Но в
целом уровень подготовки и
укомплектованности ССА остав-
ляет желать лучшего. Как следу-
ет оснащены и обучены несколь-
ко отрядов. Именно слабая под-
готовка ССА стала главной при-
чиной затягивания операции
«Щит Евфрата».
ДОСТАНЕТСЯ ВСЕМ
Некоторые эксперты уже
высказали предположения, что
в Африне может повториться
сценарий с Иракским Курдиста-
ном, когда обороняющиеся, все
бросив, сбежали из Киркука. В
Сирии такой сценарий малове-
роятен. По большому счету
главная претензия Багдада к
Эрбилю была в том, что курды
удерживают богатый нефтью
Киркук, а также всю инфра-
структуру, тогда как Африн и Анкару разделяют сильнейшие
идеологические и исторические противоречия.
Идейный вдохновитель YPG – Абдулла Оджалан. Портрет
лидера с призывом его освободить украшает шевроны всех бой-
цов отрядов народной самообороны. Оджалан долгое время воз-
главлял курдские протесты, организовывал диверсии и теракты.
Анкара признала его террористом, а суд приговорил к пожиз-
ненному заключению. Фактически Оджалан – враг номер один
для турецкого руководства.
Анкара прекрасно понимает, что в Африне ей противостоят
ограниченные силы, поэтому «Оливковая ветвь» во многом
будет повторять «Щит Евфрата», когда основная тактика – пла-
номерное продвижение и штурм населенных пунктов. Все это
станет сопровождаться массированным огнем артиллерии и
авиационными ударами.
По всей видимости, турецкое военно-политическое руковод-
ство не имеет целью быстро очистить Африн, главная задача –
уничтожить максимальное количество солдат противника и по-
дорвать военную инфраструктуру. Конечно, курды могут нане-
сти существенный урон сирийским боевикам. Но для военно-
политического руководства Турции это не имеет значения.
Остановить Эрдогана могут лишь сигналы со стороны Ирана
и России, которые согласились на операцию лишь с условием,
что удастся обойтись без кровопролития среди мирных жите-
лей. Анкара выполнила «домашнее задание», тщательно про-
анализировала сильные и слабые стороны курдов. Поэтому на
большое количество ПТРК в руках бойцов YPG турецкие воен-
ные ответили мощным артиллерийским кулаком. А танки
Leopard 2 и М60 прикрывают спецназовцы, которым в случае
необходимости на помощь придут мотопехотинцы.
Надо признать, что для курдов развитие событий выглядит
достаточно пессимистичным, их сил не хватит, чтобы сдержать
турецкое наступление. Но и для турок бои в Африне не станут
легкой прогулкой.
Недобрая «ветвь»
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
На территории Филиппин нахо-
дились две крупнейшие за предела-
ми США американские военные
базы – воздушная «Кларк-Филд» и
морская «Субик-Бэй», но в начале
90-х обе ликвидированы. Страна –
один из наиболее активных участни-
ков спора за острова Спратли и
окружающие акватории.
Находясь в Юго-Восточной Азии,
Филиппины по ряду признаков имеют
значительное сходство со странами
Латинской Америки. Речь идет о без-
оговорочной ориентации на США, о
католицизме как доминирующей ре-
лигии, об очень высоком уровне кор-
рупции и преступности и весьма свое-
образном устройстве вооруженных
сил. Филиппинские ВС велики по
численности, но при этом ориентиро-
ваны исключительно на противопар-
тизанские операции и накопили хоро-
ший опыт в этой области.
При этом к классической войне
армия совершенно не готова, по-
скольку не имеет техники для этого.
У ВС нет основных танков, САУ,
РСЗО, полноценных боевых верто-
летов, средств наземной ПВО, под-
водных лодок, кораблей и катеров с
каким-либо ракетным вооружением.
Имеющаяся техника других классов,
как правило, сильно устарела, ее ко-
личество незначительно.
В июне 2016-го Манила выиграла
у Пекина в Гаагском арбитраже дело
по поводу принадлежности ряда
островов и рифов в Южно-Китайском
море, но оппонент ожидаемо проиг-
норировал это решение. На южном
острове Минданао много лет продол-
жается война против исламских ра-
дикалов, которые в 2014 году присяг-
нули запрещенному у нас в стране
ИГ. В случае полной ликвидации баз
террористов в Ираке и Сирии значи-
тельная часть уцелевших боевиков
переместится в Юго-Восточную
Азию, в первую очередь как раз на
Минданао. Продолжавшиеся с мая
по октябрь 2017-го бои против бое-
виков халифата за город Марави хотя
формально и были выиграны филип-
пинской армией, показали крайнюю
ограниченность ее потенциала.
Сегодня ВМС НОАК без особых
проблем могут организовать круп-
номасштабный десант на Филиппи-
ны. Как ни парадоксально, это было
бы для китайцев гораздо проще, чем
на Тайвань. Но его ВС гораздо силь-
нее филиппинской армии, к тому же
изначально ориентированы на отра-
жение такой агрессии.
Как показывает опыт последнего
десятилетия, надежды на военный
союз с США для целого ряда стран и
негосударственных субъектов (Гру-
зии, Украины, сирийской «оппози-
ции») стали самоубийственными. По-
видимому, в ближайшее время этот
ряд пополнят курды, а затем Тайвань,
поскольку гигантская военная мощь
Вашингтона формальна. Сравнимые
по силам противники ему не по
зубам. В указанных случаях он ока-
зался не готов к войне с Россией,
также заведомо неспособен на воору-
женное противостояние с Китаем.
США могут сознательно подставить
союзников под удар, не оказав им ни-
какой реальной помощи.
По-видимому, новый филиппин-
ский президент Дутерте сделал опре-
деленные выводы из этих фактов и
начал существенную диверсифика-
цию внешней политики.
Невозможность военного проти-
востояния КНР и заинтересован-
ность в экономическом сотрудниче-
стве с этой страной заставляют Ду-
терте идти на существенное сближе-
ние с Пекином. При этом
филиппинский президент не готов и
на полный разрыв с США из-за на-
личия слишком тесных связей в эко-
номической и военной областях, а
также необходимости страховки от
влияния Китая. А чтобы не быть за-
жатым между двумя гигантами, Ду-
терте будет укреплять связи с други-
ми центрами силы. Россия должна
стать дополнительным аргументом
против США, Япония – противове-
сом Китаю.
В целом можно сказать, что Ду-
терте до определенной степени из-
менил геополитическую ситуацию в
ЮВА. Однако влияние Манилы
ограничено из-за ее низкого эконо-
мического, политического и воен-
ного потенциала. Вкупе с внутрен-
ней нестабильностью это автомати-
чески снижает ценность Филиппин
как потенциального союзника для
крупных держав. В частности, для
России страна заведомо останется
на далекой периферии интересов,
хотя на словах Москва будет всяче-
ски приветствовать сближение с
Манилой.
На сайте vpk-news.ru
есть расширенная версия этой статьи
Начало на стр. 01
static.riafan.ru
РЕАЛИИ
СОБИРАТЕЛЬ
СТРАХОВОК
АРМИЯ ФИЛИППИН СПОСОБНА ДАТЬ
ОТПОР РАЗВЕ ЧТО ПАРТИЗАНАМ
Получив официальную независимость от США сразу после
Второй мировой войны, Филиппины сохранили очень тесную
связь с бывшей метрополией, в том числе в военной области.
Большая часть техники ВС американского производства.
armscom.net
ТЕМА