Газета «Военно-промышленный курьер». №6 (719) 13-19 февраля 2017 года - page 2

На мероприятиях в честь 39-й годовщины
исламской революции Тегеран представил
новую жидкотопливную баллистическую
ракету «Кадр» дальностью полета две тысячи
километров.
Эта БР, по данным иранских военных, способна
уходить от систем ПРО. Там же, сообщает
агентство Fars, была представлена «Фаджр-5» –
ракета, предназначенная для поражения целей
ближней дальности. Кроме того, к годовщине
революции приурочили демонстрацию ПТУР
«Туфан-2М» и иранской подводной лодки клас-
са «Фатех», проходящей последние испытания
перед постановкой на вооружение.
«КАДРЫ» РЕШАЮТ
НЕ ВСЕ, НО МНОГОЕ
02
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра
анализа геополитики,
войн и военной истории
На примере Индии и Вьетнама
ясно, что ставка только на довери-
тельные отношения с ключевыми
странами региона уже не отвечает
реалиям, если такие связи не до-
полняются взвешенной диплома-
тией, призванной сопровождать
идущие здесь интеграционные
процессы.
Основные особенности АТР: с
одной стороны – многовектор-
ность политики и внешнеэконо-
мических связей региональных
держав, а с другой – их зависи-
мость от тихоокеанской стратегии
США, от транснациональных кор-
пораций, которая, несмотря ни на
что, сохранится. Исходя из этого
России предстоит:
– продолжать интеграцию в
экономики ведущих стран АТР
через выстраивание с ними широ-
комасштабного партнерства. Особо
важным и трудным, но перспектив-
ным представляется «энергетиче-
ское суперкольцо», объединяющее
РФ, Китай и Корейский полу-
остров, а также Японию через еще
один вспомогательный на этом на-
правлении проект транспортного
перехода между Сахалином и Хок-
кайдо;
– работать над созданием ре-
гиональной системы коллектив-
ной безопасности через реструкту-
рирование и модификацию отно-
шений с союзниками, партнерами,
соседями.
С чем идти в логово
«тигров»
После успешных действий Рос-
сии в Сирии у нас хорошие шансы
стать посредником между конф-
ликтующими сторонами и в АТР.
Прежде всего это относится к
«новым индустриальным странам»
(НИС): Южной Корее, Тайваню,
Сингапуру, Гонконгу, а также НИС
«второй волны» (Таиланд, Малай-
зия, Филиппины).
С учетом состояния их эконо-
мик и черт развития следует обра-
тить внимание на совместные с
«азиатскими тиграми» проекты
поставок углеводородов в обмен
на технологии производства нау-
коемкой продукции, а что касается
«драконов», находящихся на отла-
женных веками маршрутах мор-
ского экспорта из Азии в Европу и
Америку, здесь при все еще арха-
ичной, унаследованной от колони-
ального прошлого инфраструкту-
ре для России выгодны общие
долгосрочные капитало- и мате-
риалоемкие программы создания
морского, железнодорожного, ав-
томобильного и авиационного
кластеров (хабов). Большую поль-
зу принесет игра на опережение
Китая в строительстве в этих стра-
нах логистического – в частности
складского, транспортного – хо-
зяйства для нового Шелкового
пути, одна из веток которого
должна пройти через портыЮВА.
Важно обеспечить активное, если
не решающее участие России в
проекте транспортной системы
Пусан (Йокогама) – Мурманск –
Роттердам, транскорейской желез-
ной магистрали, моста Сахалин –
Хоккайдо.
При этом надо отказаться от
вредной задачи привлечения инве-
стиций (нам свои деньги некуда де-
вать). Пора переходить к равноцен-
ному партнерству.
Откуда ждать перезагрузки
Без сомнения, Китай и Япония
останутся для России главными
игроками в АТР. Отношениям с
этими государствами предстоит уде-
лять самое пристальное внимание.
Япония будет по-прежнему рас-
сматривать Россию главным против-
ником, педалируя в угоду Вашингто-
ну, своему куратору, проблему «се-
верных территорий», и это останется
главным препятствием для нор-
мальных отношений. Однако следу-
ет отметить, что в гео- и военно-
политической сферах интересы
наших стран во многом совпадают.
Различие, пожалуй, лишь в том, что
для Японии развитие ситуации на
Корейском полуострове (включая
ядерную сферу) более важно и может
иметь совершенно иные последствия,
чем для РФ. Да и в целом Япония, ве-
роятно, чувствительнее к «ограни-
ченным»
потенциально
конф-
ликтным ситуациям в АТР.
Токио переосмысливает роль
России в регионе: нас уже не вос-
принимают как вооруженного мон-
стра, скорее видят необходимым
балансиром при построении отно-
шений с США, Китаем и корейски-
ми государствами. Можно с уве-
ренностью сказать, что предпосыл-
ки перезагрузки двусторонних от-
ношений имеются. Это преж-
де
всего
планы
развития
экономических связей Токио и
Москвы, имеющиеся в бизнес-
сообществе обеих стран. Отноше-
ния с Японией – важнейший стра-
тегический резерв нашей внешней
политики. Надо лишь грамотно
им распорядиться, выбрав для
этого подходящий момент.
Основной задачей России в свя-
зях с Китаем в 2018 году будет сба-
лансировать его растущее влияние
в традиционных для нас регионах:
ЦАР, Иран, КНДР. На первое
место здесь выдвигается сопряже-
ние проекта «Один пояс – один
путь» со структурами ЕАЭС. Кроме
того, предстоит продолжать от-
крывать сильно защищенный тех-
ническими барьерами китайский
рынок для российских неэнергети-
ческих товаров, прежде всего сель-
хозпродукции и продовольствия, а
в перспективе и питьевой воды.
Следует учесть, что 2018-й
будет временем перезагрузки орга-
нов исполнительной власти в обеих
странах. Очередная сессия Всеки-
тайского собрания народных пред-
ставителей в соответствии с уста-
новками XIX съезда КПК примет
ориентиры развития страны на оче-
редное пятилетие и проведет назна-
чения на государственные должно-
сти. Ключевые экономические ре-
шения по заведенной в КНР прак-
тике будут приняты на третьем
пленуме ЦК КПК XIX созыва осе-
нью этого года. 
Как повернуть
Большое поле деятельности
для России представляет Корей-
ский полуостров, где сохраняется
вероятность случайной эскалации
военного конфликта. Без сомне-
ния, США постараются решать
все разумные начинания Сеула и
Пхеньяна без участия Москвы,
ослабляя ее влияние на полуостро-
ве. Большим успехом для нас ста-
нет убедить руководителей обеих
Корей заменить Соглашение 1953
года о перемирии на полноценный
мирный договор, с помощью ко-
торого КНДР превратилась бы в
полноправного участника между-
народного общения.
Важное событие – прием в
ШОС в качестве полноправных
членов Индии и Пакистана. Хоро-
ший повод для демонстрации
нашей приверженности к улучше-
нию отношений между этими госу-
дарствами.
В интересах России повернуть
Исламабад к научно-технической,
культурной и образовательной па-
радигме и с учетом индийского
фактора сократить военную состав-
ляющую. Вместе с тем сохранить
рост товарооборота, оказать Паки-
стану содействие в модернизации
предприятий, построенных с помо-
щью СССР.
Фундаментом политики России
в АТР должна стать развитая сеть
партнерств в конкретных областях
безопасности, общих для госу-
дарств региона. Их при всем разли-
чии военных и политических инте-
ресов будет объединять забота об
энергетической,
транспортной,
продовольственной, информаци-
онной безопасности, мирном ис-
пользовании атома. Оформление
юридически обязывающих регио-
нальных партнерств или сообществ
по отраслевым направлениям, от-
ладка соответствующих механиз-
мов позволили бы создать условия
для движения к интеграции эконо-
мик и системе всеобъемлющей без-
опасности.
№ 6 (719) 13–19 февраля 2018 года
ГЕОПОЛИТИКА
ПРИОРИТЕТЫ
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института
политического
и военного анализа
Здесь есть свой исламский экстремизм (на Филиппинах и
в Индонезии), но по масштабам он несравним с ближнево-
сточным. Впрочем, по мере вытеснения халифата из Сирии и
Ирака часть уцелевших боевиков отправятся именно сюда.
Как известно, самая большая в мире по численности населе-
ния исламская страна – Индонезия («Неоткрытые острова»,
«ВПК», № 44, 2017). А религиозный экстремизм на филип-
пинском острове Минданао появился задолго до создания
халифата.
Сейчас в регионе возник еще один «исламский сюжет»
– борьба мусульман и буддистов в Мьянме. До 800 тысяч
представителей народности рохинджа, проживающих на за-
паде страны, исповедуют ислам и находятся в крайне слож-
ных отношениях с властями и с буддистским большинством
населения. С 2012 года конфликт фактически перерос в вя-
лотекущую гражданскую войну, значительная часть рохин-
джа вынуждена была бежать в соседнюю Бангладеш («Бен-
гальский тигр – друг китайского дракона», «ВПК», № 4,
2018). Последняя не входит в АСЕАН и относится к регио-
ну Южной Азии, но во многих отношениях тесно связана с
ЮВА. Бангладеш занимает лишь 92-е место в мире по раз-
мерам территории (между Тунисом и Таджикистаном), но
8-е (!) – по численности населения (между Нигерией и Рос-
сией). На 144 тысячах квадратных километров проживают
около 170 миллионов человек. Страна – одна из самых
нищих в мире, не хватало ей только еще беженцев. При
этом до 90 процентов жителей Бангладеш – мусульмане.
Пока что исламский экстремизм остается для региона бом-
бой замедленного действия. Наиболее заметный конфликт в
данный момент чисто геополитический – дележ Южно-
Китайского моря. КНР считает своими всю акваторию
(кроме территориальных вод других стран) и острова, то
есть Парасельские и Спратли. При этом на первые претен-
дует также Вьетнам, на вторые – он же, а еще Филиппины,
Малайзия, Бруней и Тайвань (в роли «альтернативного
Китая»).
Подавляющее большинство спорных островов непригод-
но для жизни из-за слишком малых размеров, однако Пекин
создает на них гражданские поселения (как правило, откро-
венно фиктивные) и разворачивает военные объекты (в пер-
вую очередь ВВС и ПВО), тем самым закрепляя владение.
Вполне очевидно, что Китаю нужны не острова сами по себе.
Предполагается добыча газа и нефти на шельфе, биоресурсов
в акватории. Кроме того, через Южно-Китайское море идут
критически важные для КНР морские коммуникации. По
ним в страну подвозится сырье с Ближнего Востока и из Аф-
рики. Шестьдесят процентов всей внешней торговли КНР
идет Южно-Китайским морем. И именно с этих островов
начинается теперь «Нить жемчуга» – цепь ПМТО и ВМБ
ВМС НОАК, уже дотянувшаяся до восточного побережья
Африки.
Главными оппонентами Пекина в споре за принадлеж-
ность островов и акваторий выступают Ханой и Манила. ВС
Вьетнама («Ханоев ковчег», «ВПК», №23, 2016) весьма силь-
ны, их личный состав обладает традиционно высоким уров-
нем боевой и морально-психологической подготовки. Одна-
ко с точки зрения технического оснащения очень сильно
уступают НОАК как количественно, так и качественно. В по-
следние годы Ханой прилагает значительные усилия по пере-
оснащению ВВС и ВМС (в первую очередь за счет импорта
вооружений из России), но принципиально изменить баланс
сил не может. ВС Филиппин («Собиратель страховок»,
«ВПК», № 3, 2018) вообще неспособны вести классическую
войну и противостоять НОАК. В июне 2016-го Манила выи-
грала у Пекина в Гаагском арбитраже дело о принадлежности
ряда островов и рифов, но ответчик ожидаемо проигнориро-
вал это решение.
Хотя от коммуникаций, проходящих через Южно-
Китайское море, критически зависит отнюдь не только Под-
небесная. Если для нее это 60 процентов внешней торговли,
то для Японии – 80. Вообще через него идет четверть миро-
вой торговли (а сжиженным газом – треть). Это само по себе
делает возможный конфликт в Южно-Китайском море гло-
бальной, а не региональной проблемой.
На данный момент по отношению к Поднебесной
АСЕАН поделился условно пополам, расширенный регион
– тоже. Прокитайскими уже можно считать Таиланд, Мьян-
му, Лаос, Камбоджу, Индонезию и «примкнувшую к ним»
Бангладеш. К антикитайскому лагерю следует относить
Вьетнам, Филиппины, Малайзию, Бруней, Сингапур и вхо-
дящие не в АСЕАН, а в неформальную англосаксонскую
коалицию Австралию и Новую Зеландию. Однако Пекин
тихо и последовательно «перекупает» своих оппонентов.
Это очень заметно на примере Филиппин, которые всегда
были самой проамериканской страной в АСЕАН. Резкая
«смена вех» нынешним президентом страны Дутерте, воз-
можно, является лишь методом шантажа Вашингтона,
чтобы тот гарантировал военную защиту. Но не исключено,
что переориентация Манилы реальна, поскольку, как пока-
зывает опыт других стран и негосударственных субъектов,
союз с США сейчас очень напоминает изощренный способ
самоубийства. А раз надеяться на Вашингтон нельзя, при-
ходится идти на поклон к Пекину, умеряя претензии на
острова. Сингапур («Арсенал на чужбине», «ВПК», № 48,
2017), Малайзия и Бруней («Вооружаются, чтобы сдаться»,
«ВПК», № 45, 2017) чем дальше, тем меньше акцентируют
недовольство политикой Пекина.
Даже Австралия, которая порой оказывается более близ-
ким союзником США, чем Великобритания, начинает по-
немногу уступать китайскому давлению. Страна все сильнее
зависит от торговли с КНР, от инвестиций оттуда. В Австра-
лии быстро растет китайская диаспора. Поэтому Канберра не
хочет ссориться с Пекином независимо от того, что думают
про это в Вашингтоне.
В итоге может получиться так, что в весьма обозримом
будущем противостоять экспансии будет лишь «Пруссия
Юго-Восточной Азии», то есть Вьетнам. Он, победивший во
второй половине ХХ века Францию, США и тот же Китай, не
привык кому-либо покоряться. Однако один в поле не воин.
Ханой в настоящее время почти помирился с Вашингтоном
именно на почве противостояния Китаю, но лишь откровен-
ный безумец может допустить мысль, что американцы будут
умирать за Вьетнам. И в конце концов «расширенная Юго-
Восточная Азия» станет первым регионом мира, который
перейдет под полный контроль Пекина. Причем скорее всего
без войны.
Вьетнаму и вообще странам ЮВА очень нужен противо-
вес как Китаю, так и США. Разумеется, лучше всего на эту
роль подходит Россия. И нам самим был бы крайне полезен
союз с этой группой стран – они обладают сильными эконо-
миками и армиями, не имеют с нами никаких геополитиче-
ских противоречий, занимают выгодное стратегическое по-
ложение. Увы, быть противовесом Пекину Москва не хочет.
Или не может?
ПОСЛЕДСТВИЯ
Союз Китайских
Социалистических
Республик
Юго-
Восточная
Азия
нуждается
в поставках
стабильности
Несмотря на растущую экономическую
взаимозависимость крупнейших стран АТР,
политические отношения между ними
порой обостряются до прямого
конфликта. В такой обстановке едва ли
не у каждого государства региона,
даже Китая, Индии, Японии,
Республики Корея возникает
спрос на содействие России
в урегулировании проблем
с соседями. 
Единственный
посредник
На фоне Ближнего Востока, Украины, Африки,
Корейского полуострова регион Юго-Восточной
Азии и примыкающая к нему часть Океании
кажутся очень спокойным местом.
Страны ЮВА перейдут
под полный контроль Пекина,
причем добровольно
Коллаж Андрея СЕДЫХ
cdni.rt.com
АКЦЕНТ
В основе – геостратегические интересы, а не
групповые или клановые, не бизнес, каким бы вы-
игрышным он ни представлялся. Сирия – да. Это
опорная точка России на Ближнем Востоке. Иран
– да. Трудноватый, но вместе с тем надежный рос-
сийский партнер, а по некоторым вопросам и со-
юзник. Есть Египет, с которым еще предстоит
трудная работа, есть Ирак с его тяжелой судьбой
– они тоже входят в круг наших партнеров. Тогда
как Турция показала себя ненадежным и неустой-
чивым партнером, а Израиль вместе с Соединен-
ными Штатами сегодня занял однозначно враж-
дебную по отношению к России позицию. В по-
следнем случае, я считаю, пора уже как-то показы-
вать нашу оценку происходящего – снижать
уровень дипломатических отношений, не до отзы-
ва посла, конечно, но тем не менее хотя бы перей-
ти на официальный язык. Тем более после того,
как Израиль и США совместно провели операцию
против сирийских и российских подразделений.
Это акт войны, и спускать подобное ни в коем слу-
чае нельзя. Втягиваться в боевые действия не
стоит, но по политико-дипломатической линии не-
обходимо показать, что такая демонстративная
враждебность нами молча принята быть не может.
Да и пора уже
определиться, чего
Россия хочет на
Ближнем Востоке.
Мы туда пришли, а
уходить
всегда
труднее. Мы там
добились опреде-
ленных военных
успехов, но они
просто
обязаны
быть трансформи-
рованы в геополи-
тические приобре-
тения.
Процесс при-
мирения ислам-
ского мира должен
быть связан с Рос-
сией. Треугольник
Москва – Анкара – Тегеран тоже нужно всячески
развивать. Военные действия лишь создают усло-
вия для активной дипломатии, а вот в этом отно-
шении мы почему-то демонстрируем слабость. Со
времен броска наших десантников на Приштину
повторяется одна и та же картина: военные созда-
ли плацдарм, с которого дипломаты могут разви-
вать геополитический успех, но внешнеполитиче-
ское ведомство ведет себя куда более вяло, чем
хотелось бы. В Сирии аналогичная картина. Все
последнее время мы там активно наступали, но
это продвижение не имело подготовленных
тылов. В первую очередь к такой поддержке ока-
зались не готовы наши экономика и оборонно-
промышленный комплекс. А внешнеполитическое
ведомство хуже того – вело себя как-то плаксиво,
просяще и заискивающе. По поводу того, что аме-
риканские и турецкие вооруженные силы незакон-
но вошли на территорию Сирии, мы даже ни разу
не созвали Совет Безопасности ООН, чтобы поста-
вить вопрос о нарушении суверенитета. Чего бо-
имся – непонятно.
Израиль сегодня откровенно действует против
нас, он напрямую ответствен за нападение на си-
рийские правительственные войска и гибель бой-
цов спецподразделения «Вагнер». Так что пора, на
мой взгляд, как-то подморозить безвизовый
режим с Тель-Авивом, прекратить постоянные
консультации с Нетаньяху. Очень некрасиво
смотрится несоответствие наших военных побед
с поведением МИДа, который только скулит и про-
сит нас не обижать. Это воспринимается всеми как
слабость.
Президент Академии
геополитических проблем,
генерал-полковник
Леонид ИВАШОВ
ПОДМОРОЗИТЬ
ИЗРАИЛЬ
С НАШИМИ ПРОТИВНИКАМИ
НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
НАДО ВЕСТИ СЕБЯ
ГОРАЗДОЖЕСТЧЕ
России в первую очередь следует
определиться, кто у нее друзья
и партнеры в большом Ближневосточном
регионе, и уже исходя из этого
выстраивать свою позицию.
«
На Ближнем
Востоке
мы добились
определенных
военных успехов,
но они просто
обязаны быть
трансформированы
в геополитические
приобретения
»
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook