Газета «Военно-промышленный курьер». №15 (679) 19-25 апреля 2017 года - page 10

10
КОНЦЕПЦИИ
№ 15 (679) 19–25 апреля 2017 года
ЗА ИДЕЮ
реклама
Игорь ХОДАКОВ,
кандидат исторических наук
В сущности действия запрещенного в России ИГ на-
правлены на то, чтобы «спровоцировать страх». Безуслов-
но, так. Но это тактическая задача, стратегические же
цели исламистов представляются иными.
Весь мир облетели кадры разгрома, учиненного боеви-
ками в музее Мосула, основанного около 700 года до нашей
эры и некогда бывшего пригородом ассирийской столицы
– Ниневии. Игиловцы демонстративно уничтожили па-
мятники древней Месопотамии, представлявшей колыбель
как ближневосточной, так и западной культуры.
«Во всем этом видеть конфликт цивилизаций не
нужно. Это конфликт между цивилизацией и варвар-
ством», – полагает Исаев.
Позволю себе возразить: простой и архаичный мир
был и остается с нами, он никуда не делся что в исламе,
что в христианстве. Жил, положим, Достоевский, а рядом
с ним существовал мир русской деревни, довольно мрач-
ный, с верой в колдовство, со сказками, от знакомства с
которыми у человека образованного волосы вставали
дыбом. Так было всегда и везде. Мусульмане любят вспо-
минать «Золотой век ислама», но рядом с обсерваториями
и библиотеками обитали кочевники-бедуины, образ
жизни которых с тех далеких пор мало изменился. Замечу,
что перечисляя имена выдающихся ученых-мусульман
той эпохи, нужно помнить: в большинстве своем эти ин-
теллектуалы были персами и, несмотря на исповедание
ислама, носителями иного культурно-цивилизационного
кода, имеющего зороастрийские корни. И не случись му-
сульманского завоевания Персии, возможно, наука толь-
ко выиграла бы. Но суть не в этом – на мой взгляд, перед
нами именно цивилизационный конфликт. И варварство
здесь ни при чем.
Постараемся хотя бы отчасти понять логику игилов-
цев. Ее четко изложил один из ведущих отечественных
шумерологов, профессор Восточного факультета СПбГУ
Владимир Емельянов: «В учении ваххабитов содержится
требование уничтожения изображений, и его привержен-
цы должны освобождаться от всего, что сковывает их пря-
мое общение с Аллахом. Для ваххабита важно, чтобы на
Земле вообще не было никаких образов во избежание ис-
кушения сделать их своими идолами».
МУЗЕЙ САТАНЫ
Но дело не только в неприятии ваххабитами идолов.
Емельянов вскрывает более важный аспект проблемы –
культурологический: «Памятники древних цивилизаций
Ирака – важнейший знак самоидентификации современ-
ной европейской культуры. Западная Европа и США вос-
принимают историю Библии и античной культуры через
месопотамское и египетское наследие. Все институты
библейско-гомеровской цивилизации, равно как и многие
символы авраамических религий, имеют благодаря кли-
нописным текстам надежную историю. Направленное
уничтожение памятников
ближневосточной древности
– это одновременно и по-
пытка вернуться к представ-
лениям о мире, существо-
вавшем до 1845 года, то есть
до первых раскопок Генри
Лэйарда на холме Нимруд,
когда человечество черпало
сведения о своем прошлом
только из священных книг
Ближнего Востока и сочине-
ний античных историков».
Итак, фундаментальная
цель исламистов – переосмыс-
ление истории в целом. Пото-
му перед нами, строго гово-
ря, не варвары, а представи-
тели иной, скажем так, культурно-исторической парадиг-
мы, духовной реальности, враждебной не просто
постхристианской евро-атлантической цивилизации, но и
навязываемому ее интеллектуалами и военно-политической
элитой европоцентристскому взгляду на мир. И как про-
рочество звучат слова того же Емельянова: «Ирак – это
только начало. Британскому музею и Лувру тоже нужно
быть готовыми к возможным атакам на их коллекции, по-
скольку фанатиков сегодня не сдерживают ни границы,
ни культурные традиции».
ЛИБЕРАЛ – ПОСОБНИК ТЕРРОРИСТА?
Виноваты ли в этом лишь исламисты? Не совсем. Ведь
собственные ценности утратили сами европейцы – тем,
что по сути потеряли независимость, де-факто признав
вассалитет со стороны США. Последней надеждой Евро-
пы стал Шарль де Голль. Его усилия спасти умирающий
Старый Свет были поистине героическими – не зря Чер-
чилль называл этого человека честью Франции. Уже с пер-
вых своих шагов на политической арене он выступил по-
следовательным противником США, стремившихся вос-
пользоваться поражением Третьей республики и превра-
тить некогда великую империю в полностью зависимую
от Вашингтона страну.
Может возникнуть резонный вопрос: какое отноше-
ние личность де Голля имеет к современной проблеме
исламского радикализма? Прямое. Краеугольным кам-
нем неолиберализма стала навязчивая идея стирания
границ, ныне воплощаемая в жизнь на просторах Старо-
го Света. Кроме того, после 11 сентября 2001 года аме-
риканцы, заявив о начале охоты за бывшим своим став-
ленником Усамой бен Ладеном, недвусмысленно дали
понять, что для их армии и спецслужб также не суще-
ствует границ.
Таким образом, миру, не признающему неолибераль-
ные ценности, был брошен вызов и именно ИГ его при-
няло, начав борьбу, как бы это пафосно ни звучало, в пла-
нетарном масштабе. Чего же они хотят, помимо смены
исторической памяти и формирования нового цивилиза-
ционного кода?
Недавно ушедший в мир иной Гейдар Джемаль, воз-
главлявший Исламский комитет России, в одном из дав-
них интервью отметил: «Вера – это не частное дело. Чело-
век, который верит, является солдатом Бога, он не при-
надлежит себе, он не имеет права давать волю сомнениям.
Я исхожу из такой главной для меня вещи, что человек не
существует ради самого себя. Он является не самоценно-
стью, не самоцелью, он является инструментом Провиде-
ния». Думается, что под этими словами бойцы ИГ вполне
бы подписались, равно как приведенная цитата хотя бы
отчасти дает ключ к пониманию того, почему игиловцам
не очень-то свойствен страх смерти.
НЕ МЫ ХОТЕЛИ – БОГ ХОТЕЛ
Итак, перед нами бойцы, мыслящие себя орудиями
Провидения, выполняющие не свою волю, а божествен-
ную – как они ее понимают, разумеется. Здесь напрашива-
ется параллель с самыми жестокими завоевателями древ-
ности и Средневековья, начиная от ассирийцев и заканчи-
вая крестоносцами, монголами, воинами Тамерлана и
османами. Все они воспринимали мир так: мы – исполни-
тели воли Провидения, следовательно, сопротивление
нам есть преступление против высших сил, за которое
должны следовать самые суровые кары. Больше того, на-
званные народы и их правители не просто завоевывали
страны и континенты, но и создавали новую геокультур-
ную реальность, некое пространство, подчиненное не
столько им, сколько их божеству. Возьмем, к примеру, Ас-
сирию. Историк Давид Садаев отмечает, что ее цари ни-
когда не говорили «Я победил» – напротив, свои военные
успехи они приписывали богу Ашшуру и твердо верили,
что выполняют его волю. То есть были его солдатами.
В XVIII столетии на смену Провидению пришла вера
в идею, которую породила именно западная цивилизация,
начиная от французских псевдопросветителей и заканчи-
вая Марксом с его «Революции – это локомотивы исто-
рии». Как здесь не вспомнить слова Муамара Каддафи,
брошенные им миру Запада на Генассамблее ООН: «Вы
породили Гитлера, не мы».
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Вернемся к вопросу о том, чего хотят игиловцы. Дже-
маль подчеркивал, что мир несправедлив и единственный
масштабный геополитический проект, способный устра-
нить несправедливость, – это ислам. Здесь один из клю-
чей к пониманию логики игиловцев. Именно несправед-
ливость порождала страшные крестьянские бунты, крова-
вые революции, способствовала приходу к власти фаши-
стов в Италии и национал-социалистов в Германии. Все
эти события сопровождала
инфернальная жестокость,
причем очень часто одобря-
емая народом. Ему нравится
уничтожение господ, под
коими нередко подразуме-
вались и люди отнюдь не бо-
гатые, далекие от власти, но
составлявшие культурную
элиту. Ее уничтожали, по-
скольку она считалась носи-
тельницей старого, как вну-
шали народу, отжившего,
цивилизационного
кода.
Этот код в виде бесценных
археологических реликвий
древней Месопотамии и раз-
рушают игиловцы.
Да и что может противопоставить исламистам Ста-
рый Свет? Конформизм? Толерантность? Проблема в
том, что неолиберализм оказался готов навязывать свои
идеи, но неспособен ради них в отличие от исламистов
идти ни на какие жертвы. А цивилизация, неспособная к
жертвенности, в исторической перспективе обречена. К
подобному выводу пришли не только неолибералы, но и
мыслители, от них далекие: вспомним Шпенглера с его
«Закатом Европы». Отечественный культуролог Борис
Межуев писал: «Из всех существующих цивилизаций
лишь Запад еще только клонится к своему закату, другие
цивилизации свой закат уже пережили, поэтому ничего
творческого в социальном отношении они родить не-
способны. Существует лишь одна цивилизация, которая
несколько запоздала к приближающемуся финалу исто-
рии. Это – Россия». И еще: «Недоволен «новым миро-
вым» и мир ислама. Ему пришлось платить за вмеша-
тельство в свои разборки «мирового полицейского»
большую цену – с 1991 года в Саудовской Аравии, не-
далеко от священных для всех мусульман мест располо-
жились американские войска. Именно с того времени
Бен Ладен переходит из разряда союзников Соединен-
ных Штатов в стан его врагов».
По существу приведенным размышлениям не проти-
воречат слова Джемаля: «Ислам действен тогда, когда это
не секрет личной жизни, не личная вера, которую носишь
с собой в офис или на пятничную молитву, это глобальная
идеология, направленная на реализацию универсального
проекта. Проблема в том, что миром управляют мертвые,
а живые находятся у них под ногами».
Вот только можно ли игиловцев причислить к живым?
Не думаю. Живые – это шиитский Иран, это конфуциан-
ская, с точки зрения культурной матрицы, цивилизация
Китая, отчасти Индия. Это, подчеркиваю, не союзники, а
не враждебные нам силы, способные объединиться ради
противостояния и неолиберализму, и исламистам.
– Как вы, офицер, стали священ-
ником?
– После окончания МИСИ в
1983 году меня пригласили на служ-
бу во внутренние войска МВД
СССР. Оттуда в 1991-м в звании ка-
питана перевелся в Академию МВД.
В этот период моей жизни произо-
шел случай, который и привел меня
к Богу: серьезно заболел тесть, вете-
ран Великой Отечественной войны,
десантник. Врачи не знали, в чем
причина болезни. Мы с супругой по
совету друзей привезли его в наш
храм, где тесть принял таинства со-
борования, исповеди и причастия.
После этого он поправился и про-
жил еще 10 лет. С тех пор я
сделался постоянным прихо-
жанином храма Преображения
Господня в Переделкине, где
тогда служил преставившийся
в этом году архимандрит Ки-
рилл Павлов, духовник патри-
арха Алексия II, фронтовик,
участникСталинградской битвы,
очень светлый человек, который
на долгие годы стал для меня
образцом настоящего священ-
ника. Начал ходить в воскресную
школу для взрослых.
Уже во время службы в академии
в 1996 году стал слушателем вечерне-
го отделения Центра духовного обра-
зования военнослужащих (ЦДОВ)
при Свято-Тихоновском православ-
ном богословском институте (ныне
Православный Свято-Тихоновский
гуманитарный университет), кото-
рый окончил в 2001 году, получив
степень бакалавра религиоведения –
светскую специальность, помогаю-
щую разбираться в окружающих
проблемах с точки зрения духовно-
сти. Но мне, как и нескольким со-
курсникам, захотелось стать священ-
ником, поэтому мы обратились за
советом и благословением к прото-
иерею Дмитрию Смирнову. И вско-
ре состоялось мое рукоположение
во дьякона – это самый младший
чин в церковной иерархии. Мое
служение проходило только по вы-
ходным дням, хотя на душе, призна-
юсь, было неспокойно. Но для себя
я давно решил, что если встанет во-
прос о выборе пути, то уволюсь из
органов.
Вскоре меня даже назначили
смотрителем домового храма акаде-
мии во имя благоверного князя
Александра Невского. Позже мы
открыли духовно-просветительский
центр «Преображение», который
вел определенную работу среди не
только слушателей и сотрудников,
но и членов их семей. Я вполне впи-
сался в академическую структуру.
Мне присвоили звание полковника,
и когда я в 2004 году решил уво-
литься с должности заместителя на-
чальника отдела тылового обеспе-
чения и подал соответствующий
рапорт, начальство даже удивилось:
чего вам, Александр Алексеевич, не
служится?
– Не жалеете, что пришлось
расстаться с органами?
– А я не расставался, поскольку
вскоре после возведения в иерейский
сан стал работать в секторе МВД Си-
нодального отдела. С тех пор не рас-
стаюсь с идей введения в штаты пра-
воохранительных органов священ-
нослужителей по примеру ВС. Одна-
ко приходится сталкиваться с
непониманием. Печально, что идет
война, которую окрестили гибрид-
ной, в нее втянуты буквально все жи-
тели России, задействованы разные
механизмы воздействия на человека,
включая духовный аспект, а такая
мощная государственная структура,
как МВД, чьи сотрудники находятся
на переднем рубеже, оказывается
фактически разоруженной перед пре-
красно мотивированным врагом.
Если оценить опыт Вооруженных
Сил, где решением президента и
Верховного главнокомандующего
еще в 2009 году были введены штат-
ные священнослужители, то там за-
метно
оздоровилась
духовно-
нравственная атмосфера. На очере-
ди, хочется думать, наше родное ве-
домство.
– Кто, по-вашему, и почему
может противиться введению в
штат МВД священнослужителей?
– В том-то и дело, что формаль-
но все выглядит замечательно. По
определенным датам священника
допускают к сотрудникам, он произ-
носит умные слова с трибуны или
кафедры, но, как правило, на этом
все и заканчивается. Вокруг него ис-
кусственно создается некий вакуум.
А я говорю о сотрудничестве на по-
стоянной основе, когда священник
входит в штат ведомственного орга-
на, имеет постоянный круг обязан-
ностей, включен в систему деятель-
ности министерства и подотчетен. К
сожалению, в отличие от МО в МВД
до сих пор нет человека, обобщаю-
щего всю духовно-воспитательную
работу, с которым нам можно было
бы хоть как-то координировать свою
деятельность в интересах именно
министерства.
Препятствуют этому разговоры о
том, что государство-де у нас свет-
ское, к тому же многонациональное и
поликонфессиональное и веру нельзя
навязывать. Во многих известных мне
странах в штат правоохранительных
органов входят священнослужители,
и полицейские там уж точно не стали
от этого хуже работать. И в России,
как мне рассказывали, в некоторых
субъектах, в Ингушетии и Чечне, в
системе МВД давно работают
священнослужители-имамы, кото-
рые вносят достойный вклад в про-
тиводействие преступности, терро-
ризму и экстремизму. Этап сомне-
ний, считаю, уже пройден, дело за
решением.
– Может, дело в финансировании?
– А вы подсчитайте, что
будет дороже – содержание
священника или последствия
бездуховного образа жизни со-
трудников, их аморальных по-
ступков? Одна коррупция
среди полицейских какой на-
несла ведомству урон, причем
не только материальный.
Неоднократно посещая с
миссионерской целью места
лишения свободы, я встречал-
ся там и с бывшими сотрудниками
органов. На исповеди выясняется,
что совершая преступления, люди
просто не задумывались о таких по-
нятиях, как добро, зло, справедли-
вость, совесть, душа, грех. Оказы-
вается, с сотрудниками никто ни-
когда на эти темы не говорил. А
когда отсутствуют законы совести,
удержать человека от преступления
невозможно.
Беседовал
Роман ИЛЮЩЕНКО
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Британскому музею и Лувру
нужно быть готовыми
к атакам на их коллекции.
Фанатиков не сдерживают
ни границы,
ни культурные традиции
КОАЛИЦИЯ ЗА РАЗГРОМ
ПРОШЛОГО
У ИСЛАМИСТОВ
И НЕОЛИБЕРАЛОВ
ОБЩИЙ ВРАГ –
ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ
В Ингушетии и Чечне
в системе МВД
давно работают имамы
БЕС БЕЗЗАКОНИЯ
КОРРУПЦИЮ НЕВОЗМОЖНО ИСКОРЕНИТЬ ЛЕКЦИЯМИ
Штатные должности священников надо ввести и в полиции,
считает заместитель заведующего сектором МВД
Синодального отдела РПЦ по взаимодействию
с ВС и правоохранительными органами протоиерей
Александр ДОБРОДЕЕВ, полковник внутренней службы
в отставке.
Какова цель исламских радикалов –
не сиюминутная, а глобальная? Разжечь
ненависть европейцев по отношению
к мусульманам, чтобы сделать это поводом
к всеобщей войне с неверными,
считает арабист Леонид Исаев.
pojoksatu.id
1,2,3,4,5,6,7,8,9 11,12
Powered by FlippingBook