Газета «Военно-промышленный курьер». №15 (679) 19-25 апреля 2017 года - page 4

04
№ 15 (679) 19–25 апреля 2017 года
АРМИЯ
ТЕМА
– Татьяна Викторовна, какие направления дея-
тельности финансовой службы Минобороны се-
годня представляются наиболее важными? Как
сократились расходы военного бюджета после
проведенного секвестра?
– Важны, как вы понимаете, абсолютно все на-
правления, но в качестве первостепенных выделю
следующее.
Во-первых, это формирование бюджета, обе-
спечивающего выполнение планов строительства и
развития Вооруженных Сил.
Во-вторых, повышение эффективности бюд-
жетных расходов при реализации программы «Эф-
фективная армия».
В-третьих, контроль целевого использования
бюджетных средств на основе мониторинга госу-
дарственного оборонного заказа.
Это, можно сказать, три кита, на которых
строится вся остальная работа. Что касается сек-
вестра, то мы действительно не могли этого не
учитывать. Формирование федерального бюджета
на 2017 год происходило в условиях трудной эко-
номической ситуации в стране, на фоне неста-
бильной внешнеполитической обстановки. На-
помню, что расходы Минобороны были сокраще-
ны на шесть процентов.
Вместе с тем уменьшение объемов бюджетных
ассигнований произошло не по всем направлени-
ям расходов. В число защищенных статей вошли,
в частности, выплаты социального характера во-
еннослужащим, гражданскому персоналу, пенсио-
нерам Министерства обороны, а также расходы на
реализацию Государственной программы воору-
жения.
При этом объем задач, решаемых Вооруженны-
ми Силами, в том числе и за пределами террито-
рии нашей страны, постоянно увеличивается. В
таких условиях существенно возрастает роль
финансово-экономической службы, которая обяза-
на своевременно обеспечивать эти задачи необхо-
димыми ресурсами и полностью выполнять соци-
альные обязательства.
– Каждый офицер должен четко представлять,
что ждет его после увольнения в запас. Интерес-
но, как после секвестра удалось сформировать
бездефицитный бюджет при возросшем объеме
решаемых ВС РФ задач?
– При подготовке бюджета на 2017-й и на пла-
новый период 2018–2019 годов была проведена
серьезная работа по определению оптимального
баланса расходов Минобороны России. Это по-
зволило в пределах выделяемых ограниченных ре-
сурсов синхронизировать планы строительства и
развития Вооруженных Сил с поставками новых
образцов вооружения, военной и специальной
техники, а также в полном объеме выполнить со-
циальные обязательства перед личным составом и
военными пенсионерами. Кроме того, был сохра-
нен минимально необходимый уровень финанси-
рования расходов на материально-техническое
обеспечение войск и содержание объектов инфра-
структуры.
Более того, в результате проведенной работы нам
впервые удалось сформировать бездефицитный во-
енный бюджет к началу бюджетного года. Этому
способствовало то, что еще в декабре 2015-го
Министерство обороны обратилось к президенту
Российской Федерации с предложением изменить
сам подход к формированию бюджета нашего ве-
домства.
Поясню, о чем речь. Предлагаемый подход за-
ключается в определении базового объема финан-
сирования на основе нормативного метода. То есть
оценки потребности в финансовых средствах, кото-
рая исходит из утвержденных норм и так называе-
мых нормативов положенности при решении по-
ставленных задач.
Предложение Минобороны поддержано Вер-
ховным главнокомандующим.
Проект федерального бюджета Минобороны
России на 2017-й и плановый период 2018–2019
годов формировался с учетом данного подхода.
– Какие преимущества дает этот подход?
– Он обеспечивает качественное и своевремен-
ное выполнение планов Минобороны России, учи-
тывающих изменения геополитической ситуации, а
также синхронизацию мероприятий различных на-
правлений деятельности министерства, в том числе
увязку мероприятий, обеспечивающих эффектив-
ное применение техники и вооружения, поступаю-
щих в войска, с расходами на тыловое обеспечение
и формирование необходимой инфраструктуры.
Это также позволяет ликвидировать дисбалансы в
отдельных направлениях деятельности в связи с не-
достаточным финансированием.
Общий подход к формированию базовых рас-
ходов Минобороны заключается в следующем. На
основе планов строительства и деятельности Воо-
руженных Сил формируются натуральные показа-
тели, характеризующие выполнение поставленных
задач. При этом к ним применяются действующие
нормы, нормативы и тарифы.
Исходя из полученных объемов ресурсов в на-
туральных единицах производится их стоимостная
оценка. Определенные таким образом затраты в
совокупности представляют собой базовые расходы
Министерства на очередной финансовый год.
Что касается реализации второго направления
– повышения отдачи от расходования бюджетных
средств, то оно реализуется в соответствии с про-
граммой «Эффективная армия». Она объединила
приоритетные инвестиционные, социальные,
научно-технические и инновационные проекты в
области тылового обеспечения, строительства, со-
циальной поддержки военнослужащих. И резуль-
тат рассматривается в том числе с точки зрения
эффективности расходования бюджетных средств.
Реализация программы, начиная с оптимизации
материально-технического обеспечения и заканчи-
вая системной перестройкой процесса обучения
военнослужащих, позволяет армии идти в ногу со
временем, внедрять новые технологии. А в пер-
спективе дает экономию бюджетных средств.
Прогноз экономического эффекта программы
составляет порядка 47 миллиардов рублей в год.
Уже в 2016 году Минобороны получило серьезные
результаты от ее реализации.
Так, например, в рамках программы внедряет-
ся автоматизированная система учета персональ-
ных данных военнослужащих с использованием
электронных карт «Паспорт». Ими обеспечены
все 275 тысяч призывников, направленных в Воо-
руженные Силы.
В текущем году электронные карты «Паспорт»
интегрируются в действующую систему контроля
управления доступом на объекты Минобороны и
заказа питания военнослужащих. Это позволит эф-
фективно планировать расходы в звене воинская
часть – армия – округ. Система контроля питания
установлена в 729 столовых и уже сэкономила по-
рядка 700 миллионов рублей.
В ходе реализации проекта «Совершенствование
военно-строительного комплекса, внедрение типо-
вых стандартов проектирования и строительства»
сокращаются и сроки, и затраты. Внедрение типо-
вых стандартов наряду с применением новых техно-
логий и современных материалов при меньших сро-
ках создания объектов и повышении качества строи-
тельства позволило за последние два года ввести в
эксплуатацию более 1700 комплексных объектов.
Одновременно с этим началось строительство более
четырех тысяч объектов инфраструктуры. Ежегод-
ный экономический эффект по итогам реализации
проекта составит 13 миллиар-
дов рублей.
– А как насчет контроля
над использованием бюджет-
ных средств?
– В Минобороны уже вто-
рой год действует созданная
по поручению президента Рос-
сийской Федерации система
контроля использования средств
государственного оборонного
заказа, построенная на работе
с информацией обо всех ис-
полнителях, контрактах, рас-
четах, поступающей от упол-
номоченных банков. Это еди-
ная информационная система
расчетов по ГОЗ (ЕИС ГОЗ).
Ее введение концептуально
изменило
информирован-
ность Минобороны России
как государственного заказчи-
ка, что позволяет нам на по-
стоянной основе осуществлять мониторинг расче-
тов по гособоронзаказу.
Сегодня, получая данные от уполномоченных
банков в режиме онлайн, мы видим, как расходует-
ся каждый бюджетный рубль по всей цепочке коо-
перации. Так, основную их часть (или 57%) в 2016
году головные исполнители по ГОЗ при выполне-
нии госконтрактов направили на расчеты с подряд-
чиками. Значительная доля денежных средств пе-
речислена головными исполнителями и коопера-
цией на выплату заработной платы (14%). Во все
уровни бюджетной системы и внебюджетные
фонды переведено порядка 15 процентов выделен-
ных средств.
Здесь необходимо отметить, что для профилак-
тики злоупотреблений, связанных с выплатами не-
целевого характера физическим лицам, федераль-
ным законом «О государственном оборонном за-
казе» была введена норма одновременной уплаты
налогов и взносов при выплате заработной платы.
Это обеспечило мобилизацию поступлений в бюд-
жетную систему и внебюджетные фонды, мотиви-
ровало предприятия ОПК к выполнению своих
социальных обязательств.
Образно говоря, мы стали «зрячими», что позво-
лило нам проводить авансовую политику более эф-
фективно, перейти на поквартальное авансирование
исполнителей гособоронзаказа в соответствии с
производственно-технологическим циклом изготов-
ления продукции. И как следствие – снизить риски
переавансирования промышленности, сократить
просроченную дебиторскую задолженность.
На сегодня ЕИС ГОЗ позволяет не только гос-
заказчику, но и исполнителям гособоронзаказа ана-
лизировать финансовые потоки, работать с учетом
актуальной и достоверной информации обо всех
участниках расчетов по ГОЗ и всех платежах. Это
способствует повышению финансовой дисципли-
ны предприятий промышленности и как следствие,
конечно же, выполнению ГОЗ.
– Удалось ли, образно говоря, схватить за руку
того, кто пытался использовать государственные
средства в других целях?
– Благодаря введению законом о гособоронза-
казе ряда «запретительных» мер для профилактики
нецелевого использования бюджетных средств
уполномоченными банками предотвращено списа-
ние денежных средств в размере 63 миллиардов по
статьям, не связанным с выполнением ГОЗ. По
итогам более полутора лет работы введенной систе-
мы контроля расчетов по гособоронзаказу можно с
уверенностью констатировать, что она работает
эффективно.
Внедрение финансового мониторинга способ-
ствует равномерному поступлению денежных
средств головным исполнителям гособоронзаказа с
учетом производственного цикла производства
продукции по ГОЗ, что создает условия для своев-
ременного авансирования кооперации. На пред-
приятиях повысилась финансовая и платежная
дисциплина, что выражается в своевременной вы-
плате заработной платы, мобилизации поступле-
ний в бюджетную систему, внебюджетные фонды
от предприятий, выполняющих ГОЗ.
Мониторинг обеспечивает прозрачность дви-
жения бюджетных средств. В конечном же итоге
все это способствует своевременному выявлению
проблем, несущих риски ненадлежащего исполне-
ния государственных контрактов по ГОЗ, опера-
тивному принятию соответствующих управленче-
ских решений.
– Каковы основные задачи, стоящие перед
финансово-экономической службой МО РФ в
2017 году?
– Прежде всего будет продолжено совершен-
ствование структуры и функций территориальных
финансовых органов. Оно
направлено на усиление кон-
солидирующей роли голов-
ных управлений финансового
обеспечения Министерства
обороны по военным окру-
гам для повышения качества
планирования, исполнения
бюджета и формирования от-
четности.
Нам предстоит осуще-
ствить внедрение информаци-
онной системы «Электронный
бюджет» в практическую дея-
тельность всех финансовых
органов Вооруженных Сил, а
также довольствующих орга-
нов военного управления.
В связи с внесением измене-
ний в налоговое законодатель-
ство по инициативе Минобо-
роны необходимо наладить
новый порядок постановки на
учет (через финансовые органы) воинских частей
как налоговых агентов.
Следует завершить формирование норматив-
ной базы по обеспечению деятельности бюджет-
ных и автономных учреждений на основе государ-
ственных заданий по экономически обоснован-
ным затратам.
Кроме того, будет обеспечено поэтапное вне-
дрение нормативного метода при формировании
военного бюджета, а также продолжена работа по
дальнейшему развертыванию и техническому осна-
щению финансово-расчетных пунктов.
Как видите, задачи довольно серьезные и по-
требуют от нашей службы максимального напря-
жения сил и высочайшей ответственности. Их
своевременное решение будет способствовать
полноценному выполнению Государственной про-
граммы вооружения и гособоронзаказа, повыше-
нию боевой готовности Вооруженных Сил Рос-
сийской Федерации.
Беседовал Олег ФАЛИЧЕВ
ВОЙНА
РАСЧЕТОВ
И РАСХОДОВ
МИНОБОРОНЫ
ПРЕДОТВРАТИЛО СПИСАНИЕ
ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
НА 63 МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ
Участие ВКС России в боевых действиях
в Сирии дало пищу для размышлений
не только политикам, разработчикам
ВВСТ, но и финансистам.
Как проведенная операция
отразилась на военных расходах?
Изменилась ли бюджетная
политика Минобороны?
Как секвестр военного
бюджета скажется
на выполнении
гособоронзаказа и ГПВ?
На эти и другие вопросы
в интервью «ВПК»
ответила заместитель
министра обороны РФ
Татьяна ШЕВЦОВА.
Система
контроля питания
установлена
в 729 столовых
и уже сэкономила
порядка
700 миллионов
рублей
Начало на стр. 01
Олег ФАЛИЧЕВ
Представители из 78 стран уже
подтвердили свое участие, среди
них более 20 глав оборонных ве-
домств. Всего ожидается свыше
700 гостей, включая около 500
иностранных.
На конференции планируются
выступления руководителей меж-
дународных организаций. Среди
них – генеральные секретари
ОБСЕ, ШОС, исполнительный се-
кретарь СНГ, заместители Генераль-
ных секретарей ООН и Лиги араб-
ских государств, вице-президент
Международного комитета Крас-
ного Креста.
В 2016 году на форуме работали
более 300 журналистов из 24 стран,
неменьший интерес прессы ожида-
ется и сейчас. Вся актуальная инфор-
мация собрана на специальной стра-
нице официального сайта Минобо-
роны России.
На конференции будет пред-
ставлено российское видение про-
блем. Руководители наших Совбе-
за, Минобороны, МИДа расскажут
зарубежным коллегам о причинах,
по которым безопасность многих
стран стала уязвимой. На открытии
выступит глава российского воен-
ного ведомства генерал армии Сер-
гей Шойгу.
Цель конференции – не обмен
обвинениями, а попытка вместе на-
щупать пути нормализации нынеш-
ней кризисной обстановки, отме-
тил в разговоре с «ВПК» Александр
Фомин: «Уверены, что сделать это
можно сообща, при уважительном
отношении к мнению каждого го-
сударства». В российском военном
ведомстве рассчитывают, что на
пленарных заседаниях зарубежные
гости, в первую очередь министры
обороны, руководители междуна-
родных структур, изложат свою
точку зрения и предложат пути
укрепления международной и ре-
гиональной безопасности.
Первое заседание VI Москов-
ской конференции по международ-
ной безопасности посвящено со-
временным вызовам. В центре вни-
мания – Ближний Восток, Северная
Африка, Афганистан, являющиеся
«передовыми рубежами» проти-
востояния терроризму. Будут об-
суждены роль военной силы в меж-
дународных отношениях, различ-
ные подходы к урегулированию
конфликтов.
На втором заседании – «Евро-
пейская безопасность: перспективы
и тенденции» – предстоит сосредо-
точиться на вопросах трансформа-
ции евро-атлантических институ-
тов, взаимодействия России и
НАТО, повышения открытости и
укрепления мер доверия. На тре-
тьем – «Азиатско-Тихоокеанский
регион: баланс интересов или сило-
вое противостояние?» – планирует-
ся обсудить безопасность на море,
диалог между военными как усло-
вие стабильности в АТР, блоки и
многосторонние форматы партнер-
ства. Четвертое заседание – «Взаи-
модействие военных ведомств: ре-
гиональные аспекты» – будет
посвящено формам и спосо-
бам сотрудничества, выра-
ботке общих подходов к ре-
шению конфликтов, контак-
там с целью предотвращения
опасных инцидентов.
Весьма актуальны темы
секционных дискуссий. Со-
стоится обсуждение проблем,
порожденных терроризмом и
радикализмом на Ближнем
Востоке, мер зашиты инфор-
мационного пространства,
плюсов и минусов ПРО,
угроз стабильности, исходя-
щих из Центральной Азии. К
обмену мнениями вместе с
представителями иностран-
ных военных ведомств при-
глашены эксперты ключевых
научных институтов.
На конференции плани-
руется подписание двух до-
кументов о военном сотруд-
ничестве – с Брунеем и Парагваем,
отметил Александр Фомин. По его
словам, в графике Сергея Шойгу
примерно десять двусторонних
встреч с главами иностранных во-
енных ведомств. Список уточняет-
ся. Мир тянется к нам, военная по-
литика России востребована, кон-
статировал заместитель министра
обороны.
Одна из интриг предстоящего
форума – примут ли участие в нем
представители НАТО. Ныне у Рос-
сии почти нет контактов с Северо-
атлантическим альянсом. Это ре-
зультат западных санкций и отчасти
обострения международной обста-
новки. На сегодня известно, что
натовцы все же примут участие в
конференции, но от докладов и вы-
ступлений воздержатся.
«Несмотря на приостановленное
взаимодействие по военной линии,
приглашения на форум направлены
всем странам – членам Североатлан-
тического альянса и Европейского
союза, а также руководству НАТО»,
– подчеркнул Александр Фомин.
Как и в предыдущие годы, россий-
ская сторона предложила «партне-
рам» выступить с изложением своей
точки зрения на ситуацию в мире и
наши взаимоотношения. В частно-
сти, приглашение было направлено
генералу Петру Павелу, председате-
лю военного комитета НАТО. Но
подтверждение его участия в конфе-
ренции пока не получено.
В любом случае от альянса на
конференции будет представитель
миссии связи НАТО в Москве пол-
ковник Антонио Сандри. Минобо-
роны РФ готово предоставить ему
трибуну.
Россия подпишет соглашения
о военном сотрудничестве
с Брунеем и Парагваем
26–27 апреля в Москве состоится конференция
по международной безопасности. Уже на шестой по счету
форум съедутся представители оборонных ведомств
многих стран, руководители международных организаций.
О повестке и особенностях конференции «Военно-
промышленному курьеру» рассказал заместитель министра
обороны РФ генерал-лейтенант Александр Фомин.
СОБЫТИЕ
НАТО нечего
сказать
mil.ru
Цель конференции –
не обмен
обвинениями,
а попытка вместе
нащупать пути
нормализации
нынешней
кризисной
обстановки
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook