11
ИСТОРИЯ
реклама
АРХИВ
Владимир РОЩУПКИН
Перелетев океан, эта песня
стала своей и в России, но русский
текст не был дословным перево-
дом, хотя и близок к оригиналу. В
нашей версии летчики возвраща-
лись «на честном слове и на одном
крыле». Исполняли ее Леонид и
Эдит Утесовы в сопровождении Го-
сударственного
джаз-оркестра
РСФСР. Песня получилась яркой,
запоминающейся. Успеху способ-
ствовали аранжировка Аркадия
Островского, мастерство испол-
нителей и не в последнюю очередь
русский поэтический текст, близ-
кий и понятный фронтовым лет-
чикам. Песня полюбилась и аме-
риканцам, и русским. Записи на
грампластинках выходили массо-
выми тиражами. Президент Тру-
мэн процитировал строки из этой
песни в одной из речей, посвящен-
ных окончанию войны.
ОТ МОЛИТВЫ
ДО ЧЕСТНОГО СЛОВА
Но о каком бомбардировщике
шла речь – о конкретном? Или это
всего лишь песенный и поэтиче-
ский образ? Мой коллега, профес-
сор Академии военных наук Вла-
димир Васильев, будучи в служеб-
ной командировке в США, задал
вопрос об этой песне офицерам
американских ВВС. Один из них
ответил: «Знаю ее с детских лет,
она звучала в доме моих родите-
лей. А говорится в ней о конкрет-
ном бомбардировщике – В-25
«Митчелл», и было немало случа-
ев, когда они, получив очень серьез-
ные повреждения, все же долетали
до базы».
В годы войны у наших авиато-
ров потребность в средних бом-
бардировщиках В-25 «Митчелл»
была особая. В отличие от некото-
рых других самолетов, поступав-
ших по ленд-лизу, они хорошо вы-
держивали перегон по сверхдаль-
ней воздушной трассе Аляска –
Сибирь, аварийности у них почти
не было. Благодаря высоким аэро-
навигационным характеристикам и морозоустой-
чивости «Митчеллы» применялись в качестве ли-
деров при перегонке американских истребителей
Р-63 «Кингкобра» и других. А главное – В-25 хо-
рошо показали себя в боевых условиях.
После трагедии Перл-Харбора Рузвельт, дабы
вселить уверенность в американскую нацию и ее
вооруженные силы, принял решение нанести от-
ветный удар по Японии. На новейшем авианосце
«Хорнет» была размещена эскадрилья из 16 «двад-
цать пятых». Возглавил авиагруппу подполковник
Джеймс Дулиттл. Позднее, во время высадки со-
юзных войск в Нормандии в июне 1944-го он, уже
генерал-лейтенант, командовал 8-й воздушной
армией.
Миссия подполковника Дулиттла началась 18
апреля 1942 года. С авианосца «Митчеллы» один
за другим взлетели примерно в 400 милях от бере-
гов Японии.
Задание было выполнено успешно: Токио, а
также Кобе, Иокогама и Нагоя впервые подверглись
бомбардировке. Она имела и большой нематериаль-
ный эффект – японцы были деморализованы.
Большинство самолетов после выполнения зада-
ния повернули на Китай, оккупированный япон-
цами. Некоторые «Митчеллы» совершили вынуж-
денную посадку, другие разбились. Этот налет
показан в американском фильме «Перл-Харбор»,
но весьма важный момент остался за кадром –
один «Митчелл» взял курс на север, в сторону со-
ветской территории.
СОЮЗНИКИ-НАРУШИТЕЛИ
Вечером 18 апреля 1942 года бойцы Н-ского
поста службы ВНОС Тихоокеанского флота уви-
дели заходивший со стороны моря неизвестный
самолет. Но ни наблюдатели, ни другие службы
ПВО и ВВС флота особой тревоги не испытыва-
ли – в условиях облачности «Митчелла» приняли
за похожий по очертаниям бомбардировщик
Ил-4. Но самолет продолжал углубляться в наше
воздушное пространство, не реагируя на радио-
запросы.
В 17 часов 22 минуты капитан Йорк наконец
увидел подходящую взлетно-посадочную полосу.
Это был аэродром Унаши в районе нынешнего го-
рода Находка, на котором базировался 39-й от-
дельный полк авиации Тихоокеанского флота.
Можно представить удивление советских морских
летчиков и наземного персонала, когда бомбарди-
ровщик приземлился (на последних каплях горю-
чего), а из люков появились усталые пилоты в ко-
ротких кожаных куртках с меховыми воротника-
ми. С взлета с палубы «Хорнета» до приземления
на советской территории они провели в воздухе
более девяти часов.
Американцев встретили очень тепло. Капитан
Йорк через переводчика попросил офицеров
штаба флотской авиации, прибывших в Унаши,
помочь заправить самолет, чтобы уже утром он
смог взять курс на Китай, где по расчетам могли
совершить посадку другие бомбардировщики,
участвовавшие в миссии подполковника Дулитт-
ла. Такая помощь американцам была обещана.
Однако дальнейшие события стали развивать-
ся совсем не так, как рассчитывали американцы,
командование авиачасти в Унашах и представите-
ли штаба ВВС Тихоокеанского флота. Сутки уже
были на исходе, когда на аэродром прибыл пред-
ставитель пограничных войск, входивших в состав
НКВД. Офицер потребовал выдать ему амери-
канцев для допроса как «иностранных нарушите-
лей государственной границы».
По существу пограничник был прав: налицо
несанкционированное пересечение воздушной
границы СССР, а с нарушителями чуть ли не бра-
тание устроили. Однако летчики не согласились
на выдачу своих американских гостей, сославшись
на то, что это прерогатива вышестоя-
щего командования.
Но пока шли препирательства
между представителем погранвойск
и авиаторами, сообщение о посадке
американского самолета достигло
Москвы. Оттуда поступила команда:
отправить нежданных иностранцев в
Хабаровск, в штаб Дальневосточно-
го фронта. Американцы же никак не
могли уразуметь, что случилось: ведь
им обещали помочь улететь, а тут все
так резко изменилось. Но ничего не
поделаешь. В Хабаровске пилотов до-
просили и потом объявили, что они
интернированы и будут направлены в
глубь России.
СУДЬБА ЭКИПАЖА
Долгие годы в архиве Министер-
ства обороны находился любопытный
документ, который через полвека
после окончания войны обнаружил
военный историк Андрей Почтарев.
Это письмо майора Эдварда Йорка
начальнику Генерального штаба Крас-
ной армии генерал-полковнику Алек-
сандру Василевскому. Американский
офицер предлагал помощь в подго-
товке экипажей для поступивших по
ленд-лизу бомбардировщиков. Автор
письма – командир того самого «Мит-
челла» под номером 02242, который в
апреле 1942 года приземлился на со-
ветском аэродроме.
То, что произошло с экипажем
Эдварда Йорка после пересечения
воздушной границы СССР и призем-
ления на нашей территории, – след-
ствие непростой с международно-
правовой точки зрения ситуации.
Несмотря на то, что Япония совер-
шала постоянные военные провока-
ции против СССР, задерживала и
топила наши суда, Москва стреми-
лась строго соблюдать Пакт о ней-
тралитете, заключенный с Токио 13
апреля 1941 года. Но в то же время
СССР и США были союзниками и
наша страна получала помощь по
ленд-лизу, включая авиационную
технику.
Сталин и Рузвельт были в курсе
произошедшего с «Митчеллом». 23
апреля 1942-го советский руководи-
тель в беседе с американским послом
адмиралом Уильямом Стэндли официально сооб-
щил об инциденте с самолетом. Сталин сказал,
что мы были вынуждены интернировать экипаж.
В настоящее время, подчеркнул Верховный глав-
нокомандующий, летчики находятся на свободе, в
хороших условиях. В заключение беседы посол по-
благодарил Сталина «за большую заботу об амери-
канских летчиках».
В 1943 году экипаж майора Йорка с холодного
Урала перевели на юг – в специальный лагерь под
Ташкентом. Там они некоторое время, как и хоте-
ли, обслуживали американские ленд-лизовские
самолеты.
ТАШКЕНТ – ТЕГЕРАН – ВАШИНГТОН
Только спустя 14 месяцев после начала одиссеи
экипажу «Митчелла» «предоставили возможность»
перейти границу – в соседний Иран, где в ту пору
наряду с советскими частями находились военные
контингенты США и Великобритании. «Освобож-
дение интернированных военнослужащих США,
участвовавших в войне с Японией, было серьезным
делом для советского правительства и всех союзни-
ков, поскольку это могло стать весомым поводом к
преждевременному военному столкновению Япо-
нии с Советским Союзом, – отметил впоследствии
глава американской военной миссии в Москве
генерал-майор Дж. Дин. – Так или иначе маршал
Сталин решил пойти на риск».
Летчиков «Митчелла» как национальных геро-
ев принимал в Белом доме президент и Верхов-
ный главнокомандующий Рузвельт.
В СССР вся эта история долгие послевоенные
десятилетия была под завесой молчания. За океа-
ном же из-за утечек в прессу американское воен-
ное командование в августе 1945-го подготовило
пресс-релиз, который начинался такими словами:
«Теперь, когда СССР объявил войну Японии,
стало возможным рассказать об одной из самых
секретных историй войны».
Какова судьба американского самолета с бор-
товым номером 02242, на котором экипаж Эдвар-
да Йорка участвовал в рейде на Токио? Как рас-
сказал служивший в штабе Тихоокеанского флота
капитан 1-го ранга Владимир Плотников, семь
лет этот сухопутный бомбардировщик находился
в составе авиации ТОФ, использовался как учеб-
ный самолет. В 1950 году его списали.
Но память о самолетах «Митчелл» В-25 оста-
лась не только в хронике Второй мировой, а и в
песне, которая звучит и в наши дни.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
БОМБАРДИРОВЩИКИ
Русский текст С. Болотина
и Т. Сикорской
Был озабочен очень
Воздушный наш народ,
К нам не вернулся ночью
С бомбежки самолет.
Радисты скребли в эфире,
Волну найдя едва,
И вот без пяти четыре
Услышали слова:
Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы идем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит и машина
летит
На честном слове и на одном крыле.
Ну дела! Ночь была!
Их объекты разбомбили мы дотла.
Мы ушли, ковыляя во мгле,
Мы к родной подлетаем земле.
Вся команда цела, и машина пришла
На честном слове и на одном крыле.
«МИТЧЕЛЛ»
ИЗ УНАШЕЙ
ОДНА ИЗ САМЫХ СЕКРЕТНЫХ ИСТОРИЙ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ С ИЗВЕСТНОЙ ПЕСНЕЙ
Песня «Бомбардировщики», впервые прозвучав в СССР
в конце 1943 года, сразу завоевала огромную популярность.
В оригинале это музыкальный рассказ об американских
летчиках, написанный композитором Джимми Макхью,
автором многих известных мелодий,
на слова Гарольда Адамсона. В США песня появилась
в том же 1943-м и называлась Comin' In On a Wing
and a Prayer («Возвращаемся на крыле и молитве»).
airPigz.com
Наталья МЕССОЙЛИДИ
Конец Первой мировой войны в
жизни Миклоша Хорти стал такой же
«брутальной цезурой», как и в истории
Венгрии. И ему, и стране нужно было ре-
шить, навстречу какому будущему дви-
гаться. В произведении много внимания
уделяется событиям, предшествовавшим
приходу во власть 50-летнего старшего
офицера.
Катрин Орель рассказала, что в процес-
се работы наткнулась на неизвестные мате-
риалы, среди них – в бернском посольстве
Португалии – документы на получение
визы для семьи Хорти (последние годы
экс-диктатор прожил в Эшториле). Но осо-
бенно перспективны для изучения вати-
канские архивы периода папства Пия XII.
Исследователь Игнац Ромшич отме-
тил: с тех пор как в 1919-м Хорти вышел
на политическую арену, он являлся
«некой постоянно присутствующей и раз-
деляющей, противоречивой личностью
венгерской истории», чье правление мно-
гие современники расценивали как осво-
бождение от зла, в то время как другие
видели в нем «убийцу, хищника». Выборы
Хорти регентом «для всех были времен-
ным решением», но уже вскоре сама го-
сударственная администрация создала
ему такой имидж, что он между 1938 и
1941 годами «почти воссоздал старую
Венгрию». Во второй половине 40-х он
стал «стариком, от которого исходило все
плохое». Между тем главная забота Хорти
была в обеспечении баланса, поддержа-
нии порядка: он был готов приказать
стрелять как в крайне левых, так и в край-
не правых с той лишь разницей, что в по-
следних – с сожалением.
Новый взгляд на творца
старой Венгрии
«Адмирал без флота»
достиг-таки берегов Атлантики
Доселе неизвестные материалы об «одной из определяющих
фигур венгерской истории ХХ столетия» соотечественники
вице-адмирала нашли в 400-страничном труде
французского историка Катрин Орель. Издание книги
в переводе на родной язык героя представили в Будапеште.
КНИГИ
Алексей ЧИЧКИН
Выпуск нетрадиционных нефтепро-
дуктов был налажен в оккупированном
Японией с 1932 года Северо-Восточном
Китае. Там находятся крупнейшие в зару-
бежнойАзиизапасыэнергетическогоугля
и сланцев. К 1937-му, то есть к началу
широкомасштабной японской агрессии
на континенте, в Маньчжурии ежегодно
производилось 145 тысяч тонн синтети-
ческой нефти. По объемам ее выпуска
Япония до 1943 года занимала первое
место. В период Второй мировой произ-
водство достигало 550 тысяч тонн в год
согласно американским исследованиям.
До 70 процентов топливных потребно-
стей императорских войск обеспечивали
именно сланцевые нефтепродукты.
С 1955-го нефтепродукты из угля
производятся в ЮАР. А в США, где
тщательно изучалась информация о
японском искусственном топливе из
маньчжурских сланцев, компания
«Юнокал» еще в 1940 году создала пи-
лотную установку мощностью 50 тонн в
сутки. Внедренная на нефтеперерабаты-
вающем заводе в Лос-Анджелесе, она в
течение 10 лет производила нефть, ке-
росин, парафины и смазочные масла.
В 1944-м конгресс США принял акт
«Об искусственном жидком топливе», из
госбюджета было выделено около 300
миллионов долларов на реализацию
11-летней программы по добыче горю-
чих сланцев и их переработке в жидкое
топливо. В 1944–1947 годах построены
экспериментальная шахта и опытный
завод вРайфле (штатКолорадо), исследо-
вательский центр в Лорами (Вайоминг).
Однако активное развитие ближнево-
сточной и венесуэльской нефтедобычи,
контролируемой в тот период американ-
ским бизнесом, привело в 1956 году к
консервации программы.
Удивительно, но довоенные опытыпо
синтетическому топливу планируется по-
вторить на базе новых технологий у нас.
Корпорация развития Московской обла-
сти договорилась с американской компа-
нией Fuelcor International реализовать
проект установки по конверсии углекис-
лого газа в искусственнуюнефть. Ее будут
поставлять наНПЗ для выработки бензи-
на, керосина и дизтоплива. Объем произ-
водства синтетического сырьяобозначенв
500 тысяч баррелей в год. Инвестор готов
финансировать проект самостоятельно. В
каком районеПодмосковья будет создано
производство, не уточняется.
АСПЕКТ
Секретные буровые
Синтетическое топливо –
хорошо забытое старое
В годы Второй мировой
Япония не спешила делиться
технологиями с основным
союзником – Германией.
Яркий пример – ноу-хау,
связанные с производством
искусственного топлива, в чем
Страна восходящего солнца
уже в 1937 году стала мировым
лидером. Парадокс, но в наши
дни антироссийские санкции
не мешают США делиться
аналогичными разработками
с Россией.
Сергей БЕЛКОВСКИЙ, корреспондент «ВПК» (Челябинск)
Кажется само собой разумеющимся, что на Урале в годы войны выпущены де-
сятки тысяч танков и миллионы снарядов, так необходимых фронту. Но чтобы все
так и было, требовался металл. Для этого и строили невероятными темпами ЧМЗ.
Объект, заложенный под руководством Александра Комаровского в окрестностях
Челябинска на Першинской площадке, через считаные месяцы стал гигантом тяже-
лой индустрии. Уже в апреле 1943 года на ЧМЗ прошла первая плавка. Большую
часть рабочих, на чьи плечи выпали тяготы строительства, составляли трудармейцы
– в основном советские немцы, перемещенные на Урал из Поволжья и других угол-
ков СССР, а также выходцы из Средней Азии, участвовали и военнопленные.
Посвященная Комаровскому глава в недавно вышедшем сборнике «Они создава-
ли Челябинскую область» начинается так: «Фактически именно ему обязан своим су-
ществованием целый район – Металлургический с его комбинатом мирового значе-
ния. Ему же обязан рождением и один из наших «атомных» городов – Озерск». Счи-
тается, что Комаровский предложил место под строительство химкомбината «Маяк»
и Челябинска-40. Он первым из военных инженеров страны стал генералом армии.
СУДЬБА
google.com
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
ПЛАЦДАРМ
Весной 1942 года Пятая саперная армия во главе с бригадным
инженером Александром Комаровским в полном составе
покинула рубежи Сталинградской битвы и была отправлена
строить Челябинский металлургический завод.
ВКЛАДОМ СТРОИТЕЛЕЙ
В ПОБЕДУ СТАЛ
ГОРОДСКОЙ РАЙОН