Газета «Военно-промышленный курьер». №15 (679) 19-25 апреля 2017 года - page 8

08
«ОБОРОНКА»
ТЕНДЕНЦИИ
№ 15 (679) 19–25 апреля 2017 года
Современные западные (шланговые) системы практи-
чески не ограничивают маневрирование неатомных под-
лодок при стрельбе с ТУ.
Негативное отношение к нему в нашем флоте сфор-
мировалось потому, что ТУ недостаточно надежно, эки-
пажи субмарин слабо подготовлены к его использованию,
ТТХ отечественных систем (в том числе и на новейших
торпедах) очень низкие. Однако при всех недостатках ко-
мандиры и экипажи субмарин, освоившие его, станови-
лись горячими сторонниками метода.
Более полутора десятков лет назад специалисты кон-
церна «Гидроприбор» сдали заказчику – ВМС КНР торпе-
ду со шланговым телеуправлением (211ТТ1), наголову
превосходящим то, что питерцы поставляют сегодня
ВМФ России и на экспорт. Созданные тогда телеуправляе-
мые торпеды, в просторечии называющиеся «Китайский
физик» (211ТТ1 и их развитие – Yu-6), по характеристи-
кам многократно превосходят то морское подводное ору-
жие, что имеют силы российского подплава. Факт, демон-
стрирующий глубину кризиса МПО и уровень («соответ-
ствие» занимаемым должностям) ответственных военных
чиновников.
Случись в конце 2015 года боевое столкновение но-
вейших ПЛ Черноморского флота с турецкими субмари-
нами, шансы наших моряков были бы невелики… Факти-
чески российские подлодки ждет расстрел. С момента
выхода первой торпеды фактор малошумности перестает
быть определяющим в подводном бою, на первый план
выдвигаются возможности комплекса оружия, средств
освещения обстановки и гидроакустического противодей-
ствия (СГПД).
В отличие от наших ПЛ Турции имели возможность
залповой стрельбы более совершенными торпедами, с
больших эффективных дистанций, несли современные
СГПД (при устаревших «Вистах» у нас).
Стоит заметить, что по некоторым характеристикам
торпеды 211ТТ1 превосходят турецкие, но вопрос: кто-
нибудь озаботился анализом реальных боевых возможно-
стей субмарин и разработкой наиболее эффективных так-
тических приемов боя?
КУДА СТАВИТЬ «ПРОБУ»
«Строящиеся ПЛ проектов «Ясень» и «Борей» пред-
лагается оснастить системами ПТЗ, технические задания
на разработку которых составлялись еще в 80-х годах про-
шлого столетия, результаты исследований эффективности
этих средств против современных торпед свидетельству-
ют об исключительно низкой вероятности непоражения
уклоняющейся ПЛ», – писал контр-адмирал Анатолий
Луцкий в «Морском Сборнике» еще в 2010 году.
Как так случилось, что один из ведущих специалистов
вынужден бить в набат? Очень просто – темы ОКР про-
ходят, ассигнования, отпущенные на их проведение, осва-
иваются даже тогда, когда очевиден тупик. Ряд специали-
стов и их начальников оказываются повязанными (от док­
ладов до денег), мужества признать провал у них нет. И
устаревшее МПО удалось спихнуть флоту. Пути нашлись,
например исключением участия новых образцов торпед в
испытаниях. Доходит до анекдотичных ситуаций, когда
разработчики СГПД требуют на испытания именно ту
торпеду и ни в коем случае не другую. О том, что СГПД
заведомо ставятся в стороне, чтобы не мешать торпедам
наводиться на цель, уже и не говорю.
Очевидно, что ключевой вопрос здесь – комплексная и
объективная совместная отработка, испытания новых СГПД
и систем самонаведения (ССН) торпед. Но именно этого не-
которые «специалисты» и их начальники чураются.
Уместно вспомнить о судьбе бортового комплекса ГПД
«Проба», разработанного, изготовленного и установленно-
го на борту ПЛ С-37 Черноморского флота по инициативе
ее командира Виктора Проскурина. Автор делал заключе-
ние об этом устройстве (единственном бортовом комплек-
се ГПД ПЛ ВМФ СССР) и был поражен глубиной прора-
ботки, адаптивной, очень гиб-
кой и эффективной логикой
постановки различных помех,
причем делалось это во вто-
рой половине 80-х годов. В
самодельный прибор входили
и средства спектрального ана-
лиза, и электронный синтеза-
тор помех.
Безусловно, техническая
часть комплекса «Проба» уже
устарела, но его идеология
остается прорывной и сегод-
ня. Потому что разрабатыва-
лась умным командиром и
одним из лучших торпедных
стрелков ВМФ.
Проскуринская С-37 про-
екта 633 была уже «в возрасте»,
однако ухоженной и модерни-
зированной, с конца 80-х до
1992 года она просто расстреливала в дуэлях с двусторон-
ним применением оружия и СГПД все черноморские ПЛ
(в том числе новейшие – проекта 877). Участвуя в меро-
приятиях боевой подготовки ЧФ, С-37 успешно уклони-
лась от всех противолодочных сил и отвела от себя около
двух десятков торпед, не получив ни одного поражения.
Возникает вопрос: почему этот опыт прочно забыт,
отчего ничего подобного нет, например, на новых суб-
маринах ЧФ?
Ответ прост: это почти никому не было нужно. Капита-
на Проскурина поддерживали адмиралы Игорь Касатонов
и Виктор Кравченко, но «Проба» вызвала резко негативную
реакцию ряда должностных лиц, например тогдашнего на-
чальника УПВ ВМФ Г. Емелина – за «дискредитацию тор-
педного оружия ВМФ». Тут комментарии излишни…
Сегодня важно, чтобы отработка новых ССН и СГПД
шла в совокупности с комплексной научно-исследователь­
ской и экспериментальной работой «ССН-ГПД». Она не-
обходима как для определения и проверки перспективных
направлений развития ССН и СГПД, так и для получе-
ния реальной картины состояния МПО отечественного
подплава.
Переход на Западе на сверхширокополосные ССН
торпед резко снизил результативность средств противо-
действия, что поставило вопрос о принципиальной воз-
можности их эффективного применения. Сегодня разра-
ботка новых СГПД не завершена нигде. Поэтому в под­
водной войне средства нападения (торпеды и их ССН)
явно опережают средства защиты (СГПД ПТЗ).
В этих условиях огромную роль играют антиторпеды.
ЗАЧЕМ БРОСАТЬ «ЛАСТЫ»
А они у нас есть? Как сказать…Все, что происходило по
этой тематике в последнее десятилетие, можно охарактери-
зовать как сознательный саботаж. И тут нет преувеличе-
ния. Первые реальные наведения макетных образцов анти-
торпед на торпеды были выполнены в России в 1998 году.
Причем с высокой точностью и в сложных условиях. Но
повторили это только через полтора десятка лет. «Так рабо-
тали». Хотя с принятием на вооружение в ВМС США тор-
педы Mk48 mod.7 ввиду
снижения эффективности
СГПД (в том числе прибо-
ров ПТЗ «Вист») против
нее фактически до нуля
нужна была экстренная мо-
дернизация МПО. Вместо
этого не просто затягивание
процесса всеми способами,
а даже попытки открытия
тем ОКР, реальным назна-
чением которых было вы-
кинуть антиторпеды с борта
субмарины.
С учетом того, что ра-
боты по ним для наших
ПЛ были начаты суще-
ственно раньше, чем для
надводных кораблей, – во
второй половине 80-х, их
применение с субмарины
много проще, проблему обнаружения и точного целеука-
зания по торпедам успешно решили еще в 70–80-х годах
(ГАС миноискания «Арфа», ГАС «Полином-АТ»), возни-
кают вопросы.
Почему нет ни одного сообщения об успешном при-
менении антиторпед с борта ПЛ, притом что с надводных
кораблей ими стреляют довольно часто?
Почему антиторпед нет в боекомплекте новейших ПЛ
проекта 636.3? Отчего антиторпеда «Ласта» заявлена на
форуме «Армия-2015» частью боекомплекта РПКСН
«Борей», притом что на подлодках этого проекта флот
мог иметь уже более совершенные изделия?
Да, сегодня реактивная М-15 по вероятности решения
задачи превосходит любые другие антиторпеды (в том
числе «Трипвайр» ВМС США), но ее значительные масса
и габариты резко ограничивают боекомплект (на «Борее»
всего лишь 6 ПУ «Ласт»).
Главная причина здесь – должностные лица, повязан-
ные как принятыми ошибочными решениями, так и осво-
ением бюджетных средств.
Отдельно поговорим о докладах руководству. Для
оправдания ОКР и необходимости для ВМФ абсолютно
устаревших торпед ТТХ новейших модификаций запад-
ных Mk48 mod.7 и DM2A4 преднамеренно и значительно
занижались. Скажем, дальность DM2A4, имеющей наи-
более высокие транспортные характеристики, была сокра-
щена в несколько раз.
Особенно анекдотичная ситуация сложилась по ТТХ
систем телеуправления. При обсуждении в начале 2015
года статьи «Современные торпеды подводных лодок» ав-
тору, несмотря на приведенные ссылки, высказали пре-
тензии о якобы заведомой нереальности таких ТТХ: мол,
в торпеду пятого поколения «Ломонос» собирались закла-
дывать меньшие. Но каким образом у наших «специали-
стов» получилось, что ТУ суперторпеды XXI планирова-
лось хуже, чем было в ОКР «Штурвал» десятью годами
раньше. Напомним, что «Штурвал» – разработка начала
2000-х на уровне лучших мировых образцов. ОКР были
успешно выполнены с созданием технологии и производ-
ства спецкабеля, но «Штурвал» оказался не нужен, поло-
жен на полку.
ЧТО-ТО «ФИЗИКИ» В ЗАГОНЕ
На Дне инноваций МО РФ 5 октября 2015 года автор
высказывался о существующих проблемах. Если говорить
о сроках ОКР, в ряде случаев они заведомо нереальны – и
все причастные прекрасно это сознают. Тем не менее
сроки назначаются, и это ведет не только к срыву про-
граммы, но и к принятию неоптимальных технических
решений.
Вторая проблема: без комплексных НИР мы не полу-
чим современного МПО. Сегодня у нас нет полноценно-
го научно-технического задела даже для того, чтобы на-
писать обоснованное ТТЗ ОКР. Пример: проект «Ломо-
нос» должен был стать базовым в принятой «Концепции
развития морского подводного оружия». На форуме
«Армия-2015» прозвучало, что ОКР «Ломонос» закрыты.
Причины были ясны, и их назвали – нереальные сроки и
требования, отсутствие нормального научно-технического
задела. Еще пример: у нас не было ни одного объективно-
го испытания современных ССН торпед против таких же
средств противодействия.
Подходим к следующей проблеме – несовершенной
системе испытаний, по ряду ОКР нужно объективно пе-
ресматривать полученные результаты.
Отдельно следует сказать и об уровне научно-
технического сопровождения работ, выполняемых про-
мышленностью. Здесь три составляющие: научно-
исследовательские организации (НИО МО), Департа-
мент МО РФ по обеспечению государственного заказа
(ДОГОЗ), военная приемка.
В НИО ВМФ, где разрабатывали ТТЗ ОКР «Ломо-
нос», прекрасно знали всю нереальность делаемого, тем
не менее продолжали.
ДОГОЗ фактически отвечает за строчку в плане, за
дело – нет.
Институт заказчиков, существовавший в советские
времена, имел массу недостатков, но в нем ресурсы нахо-
дились в руках начальника, отвечавшего за решение проб­
лемы. Чтобы система, которую мы имеем сегодня, эффек-
тивно заработала, необходимо введение двойного подчи-
нения Управления военных представительств (УВП) и
ДОГОЗа, которые должны замыкаться и на заместителей
главкомов по вооружению видов ВС (с формированием
соответствующего аппарата).
Но самый главный вопрос – формирование научно-
технического задела, для чего нужны комплексные НИР.
Если на них нет денег, значит, придется уменьшать число
кораблей, потому что без научных исследований мы не
сможем в дальнейшем обеспечить их реальную боеспо-
собность.
Те же лица, представлявшие ложные доклады руковод-
ству о мнимом благополучии, под предлогом отсутствия
денег просто придушили все НИР по тематике. Дикость
ситуации в том, что даже в тяжелые 90-е в МО РФ стара-
лись максимально сохранить критические НИР (и сохра-
нили), поскольку было понимание: без них будущего нет.
Характерна дискуссия, развернувшаяся на конферен-
ции по МПО форума «Армия-2015» по одной из «иннова-
ционных систем обнаружения», которую ЦНИИ ВК
(ВМФ РФ) «прописывал» практически во все текущие
ОКР. Руководитель организации-разработчика признал,
что из реального задела имеются только результаты мате-
матического моделирования, причем дальность действия
аппаратуры весьма мала. При этом ее внедрением «обос­
новывали» прекращение перспективных НИР по темати-
ке акустических систем самонаведения (ССН). Как гово-
рится, ошибка стала хуже преступления. Может, дело в
том, что у начальника торпедного отдела ЦНИИ ВК дис-
сертация была как раз по этой «инновационной теме»?
По моему мнению, то, что происходит с серией и пер-
спективой торпеды «Физик-1», требует особого внимания,
ибо граничит с диверсией:
– открытие ОКР «Ломонос» по «суперторпедам XXI
века» без какого-либо научно-технического задела, с фан-
тастическими ТТХ и нереально короткими сроками (пре-
кращены в 2015-м);
– продолжение ОКР по заведомо антикварному изде-
лию с ТТХ много хуже, чем у американской Mk48 mod.1
(1971-й), и попытками навязать его флоту без необходи-
мых испытаний;
– длительное отсутствие (фактически преднамеренное
саботирование) каких-либо серьезных модернизационных
работ по наиболее перспективному отечественному об-
разцу – торпеде «Физик-1».
Несмотря на заявления в СМИ об испытаниях усовер-
шенствованного «Физика» – торпеды «Футляр» в 2017
году, она не будет сдана (при условии полноценных и объ-
ективных испытаний) ни в 2018-м, ни в 2019-м. Это оче-
видно всем специалистам. Нормальный срок торпедных
ОКР – около 6 лет (столько же и на Западе). Если ОКР
предшествовали НИР, возможно 4+2 года (то есть те же 6
лет). Кроме того, есть острые системные проблемы отече-
ственного торпедостроения, ставящего под вопрос и эти
сроки, например недостаточная статистика стрельб и со-
вместной отработки с СГПД.
Подчеркну: проблемы с нашим МПО имеют сугубо
организационные причины. Технически мы еще в 2000-х
имели вполне достойные заделы и шли по новым разра-
боткам на приличном уровне. Резкое отставание произо-
шло в последние годы.
Особо отмечу прорывные предложения по акустиче-
ским ССН торпед бывшего начальника отдела малой аку-
стики АКИН Д. Фролова, способные на порядок повы-
сить эффективность наших подводных сил. Их реализа-
ция позволяет даже на старых ПЛ проекта 667БДР иметь
в бою равные шансы с новейшими ПЛА «Вирджиния». И
это вполне объективно, поскольку решения были прове-
рены в море по реальным целям, вопрос их внедрения в
торпеды «Физик» и «Футляр» ставился специалистами
многократно. Но работы по этой тематике прекращены в
середине 2000-х с передачей функций заказа и контроля
ОКР от Управления противолодочного вооружения сна-
чала в Управление заказов и поставок кораблей и воору-
жения, затем в Департамент по ГОЗ.
Список вопросов можно продолжить. Например:
сколько «Физиков» в боекомплекте имеют новейшие
«Бореи»? Какие из них хоть раз стреляли этими торпеда-
ми? Сколько раз – с ТУ и залпом, с применением при
этом современных СГПД? Ответы могут быть весьма ин-
тересными.
МПО – наиболее критическое и провальное направле-
ние ВВСТ РФ, в том числе крайне важное для обеспече-
ния обороноспособности и стратегического сдерживания.
Главное здесь – не дальность полета и количество боеголо-
вок БРПЛ, а неотвратимость ответного удара, основой
чего является боевая устойчивость МСЯС (важнейшая
часть которой – как раз МПО).
Проблемы МПО необходимо решать, пока не поздно.
Прежде всего необходимо:
1. Проведение объективных испытаний (в том числе
комплексных – ССН-ГПД) и специальных стрельб.
2. Принятие решений о должностных лицах, предна-
меренно дезинформировавших руководство МО РФ о
реальном состоянии дел и ответственных за сложившуюся
ситуацию.
3. Немедленное выделение финансирования для реше-
ния наиболее критических вопросов МПО.
4. Жесткое установление реальных сроков проведения
мероприятий по решению проблем МПО и его проверке
в условиях, максимально приближенных к боевым.
Морское
подводное
бессилие
Советская система
заказчиков
имела массу недостатков,
но в ней ресурсы
находились в руках
начальника, отвечавшего
за решение проблемы
Начало на стр. 01
«Джеральд Форд», головной авиано-
сец нового проекта, заказанный ВМС
США, впервые вышел на ходовые
испытания. В море будут опробо-
ваться некоторые боевые системы,
управление воздушным движением,
комплексы навигации и командова-
ния, управления и разведки.
Контракт на постройку авианосца
ценой 12,9 миллиарда долларов (без
учета авиакрыла) заключен в мае
2004 года. Резка металла началась
в 2005-м. Официальная церемония
закладки состоялась 13 ноября 2009
года, напоминает Navy Time. В октябре
2013-го корабль впервые «всплыл»
в доке. По плану передача авианосца
флоту намечалась в 2014 году, однако
сроки сместили. Вероятно, «Джеральд
Форд» войдет в состав флота в 2018-м
и прослужит не менее 50 лет. Он за-
менит списанный в феврале этого года
первый в мире атомный авианосец
«Энтерпрайз», переданный ВМС США в
ноябре 1961 года. Водоизмещение но-
вого авианосца – более 100 тысяч тонн.
От предшественников он отличается
усовершенствованным аэрофинише-
ром, электромагнитными катапультами,
новыми радарами, энергетической
установкой. Изменены конструкция
надстройки и корпуса, конфигурация
полетной палубы. Численность авиа-
крыла может достигать 90 летательных
аппаратов. Предполагается, что корабль
будет нести как уже имеющиеся истре-
бители F/A-18E/F Super Hornet, самолеты
РЭБ EA-18G Growler, «летающие рада-
ры» E-2 Hawkeye и Advanced Hawkeye,
вертолеты SH-60, так и машины нового
поколения – истребители F-35C и бес-
пилотники Х-47B.
Внимание китайских наблю-
дателей приковано к успехам
специалистов НИИ Национальной
обороны Республики Корея
(РК) в создании собственной
зенитно-ракетной системы
ПРО ближнего рубежа под
обозначением M-SAM. Это пред-
ставляется особенно актуальным
в свете регулярных испытаний
ракет разной дальности в КНДР и
нарастания напряженности из-за
развертывания дополнительных
подразделений ВМС США.
По данным источников в КНР,
проект был начат корейскими
специалистами еще в 2007 году.
Спустя восемь лет проведены
первые контрольные стрельбы зе-
нитных управляемых ракет (ЗУР),
которые созданы на основе ран-
них версий российских ЗУР 9М96
разработки МКБ «Факел». По
оценкам китайских специалистов,
ЗРС M-SAM способны поражать
осколочным снаряжением голов-
ные части баллистических ракет,
летящие со скоростью 8 Махов
на высоте до 30 километров и на
удалении 40 километров. Одна
мобильная пусковая установка
перевозит восемь ЗУР. При
создании РЛС специалисты из РК
использовали техническую инфор-
мацию и документацию по много-
функциональной радиолокаци-
онной станции 50Н6А. Корейская
версия позволяет обнаруживать
баллистическую цель на удалении
150 километров и обстреливать
шесть целей одновременно.
Кроме ЗРС собственной раз-
работки, в состав перспективной
системы ПРО РК будут входить
комплексы MIM-104 D Patriot-2,
MIM-104F Patriot-3. Южнокорей-
ская разработка L-SAM, отмечают
эксперты, предназначается для
замены американских комплексов
типа THAAD.
Максим КАЗАНИН
Корейские оружейники
загорелись новыми идеями от нашего «Факела»
Сменщик «Энтерпрайза»
вышел на ходовые испытания
wikipedia.org
globalsecurity.org
1,2,3,4,5,6,7 9,10,11,12
Powered by FlippingBook