реклама
зации, куда обычно приглашают государства с процветаю-
щей демократией. Выборы президентом страны Дмитрия
Медведева в 2008 году были восприняты на Западе как
серьезный шаг на пути к сближению, а самого «преемни-
ка» видели предвестником светлого будущего, а не номи-
нальным назначенцем, каковым тот являлся.
Обращаясь к истории взаимоотношений России с за-
падными странами, авторы доклада констатируют: с конца
ХVII века Россия колеблется между двумя полюсами, то
представляет себя в основном западной страной, то вели-
кой имперской силой, у которой есть историческое право
контролировать соседей. Этот вопрос не решен до сих
пор, хотя он и является жизненно важным. По тем же
причинам американским политикам, отмечается в иссле-
довании, стоит учитывать то, что определяет путинский
режим – либо он движим идеологией (сожаление о рас-
паде СССР, ненависть к США и западным странам с их
миропорядком, желание собрать как можно больше об-
ломков прошлого) или более традиционным русским им-
периализмом. Это не новый вопрос, во время холодной
войны США приходилось это учитывать.
По оценкам института, у России нет тех экономиче-
ских преимуществ, какие были у СССР. Слабая ее сторо-
на, считает Heritage Foundation, – отсутствие целостной
экономической стратегии. Режим опирается на внешнюю
«мощь» и репрессии внутри страны. Американцы возвра-
щаются к политике сдерживания. Но в этом нет смысла,
считают специалисты института. Сейчас «сдерживание»
часто используется как заклинание, средство ухода от ре-
альности.
ИСКРЕННОСТЬ САНКЦИЙ
Во втором разделе доклада Heritage Foundation отме-
чается, что ядром проблем в российско-американских от-
ношениях является режим. С утверждением Путина как
«самодержца» отношения Москвы с Западом, безусловно,
ухудшились. По оценкам представителей Республикан-
ской партии, в рейтинге за 2015 год Россия определяется
как «несвободная» страна. Она находится на одном уровне
с Ираном, Ираком и Демократической Республикой
Конго. Убийство Бориса Немцова, лидера оппозиции,
устранило «выдающегося человека, голос демократии в
России». Многие НПО США вывели свои офисы за гра-
ницы РФ, а большинство оппозиционеров находятся в из-
гнании, хотя и там нет никаких гарантий безопасности.
Российские СМИ под контролем, а Кремль ведет тихую,
но хорошо спонсируемую войну в этой сфере.
Рекомендации Heritage Foundation сводятся к тому,
что Соединенные Штаты потеряют многое, если не будут
искренними в вопросах несоблюдения прав человека при
президенте Путине. В России, где нет уважения к незави-
симости гражданского общества, необходимо детально
рассматривать каждое злоупотребление, как во время хо-
лодной войны. В тот период США регулярно приводили
примеры основных, бросающихся в глаза свидетельств на-
рушений прав человека в СССР. При новом президенте
Соединенным Штатам следует поступать так же. По мне-
нию института, путинский режим больше всего опасается
враждебности русских граждан, которые могут восстать в
случае раскрытия преступлений, взяточничества и дезор-
ганизации руководства. В этой связи фонд рекомендует и
общественности страны, и новому президенту обращать
больше внимания на подобные случаи.
Особым образом в докладе выделена тема российской
экономики и санкций. Исследователи рисуют мрачные
перспективы. Россия – «неудачливое, коррумпированное
нефтяное государство со стремительно стареющим насе-
лением». Половина бюджета страны складывается из до-
ходов от продажи углеводородов. Но доля на европейском
рынке дает мощнейший геополитический рычаг воздей-
ствия, потому что заменить экспортируемые Россией про-
дукты за короткие сроки невозможно. Чтобы переместить
стержень бюджета подальше от ЕС, Россия в 2014 году
подписала энергетический контракт с Китаем на 400 мил-
лиардов долларов. Ухудшающиеся экономические усло-
вия делают российскую внешнюю политику менее пред-
сказуемой, отмечается в докладе Фонда. Путин может
стать более агрессивным в связи с продолжающимся в
стране и мире кризисом.
В соответствии с такими оценками Heritage Foundation
рекомендует, чтобы США и избранный новый президент
от Республиканской партии продолжали оказывать сопро-
тивление попыткам европейских стран сократить объем
санкций или вовсе их отменить. Во-вторых, США следует
поддерживать строительство трубопроводов, огибающих
российские территории, таких как транскаспийский. Ре-
комендуется снять все ограничения с поставок нефти и
природного газа США, что даст альтернативные энерго-
ресурсы Европе и Азии. Для ухудшения экономического
состояния России также предлагается исключить ее из
банковской системы SWIFT.
БЕЗЗАЩИТНАЯ АМЕРИКА
В исследовании подчеркивается необходимость гло-
бальной стратегии для защиты интересов США и союзни-
ков от ядерной угрозы и кибератак, уменьшения зависи-
мости США от космического ресурса России, а также
противодействия кремлевской пропаганде. Важно доне-
сти до международного сообщества то, что режим Пути-
на – это антиамериканская автократия.
Отмечается необходимость продолжать контроль над
вооружениями и политику в области использования ядер-
ного потенциала. Российская программа модернизации
ЯО и нарушение ею режима контроля требуют изменить
американский подход. Преимущество РФ в тактических
вооружениях составляет 10:1, также Россия обладает более
продвинутыми ядерными средствами. Новому президен-
ту рекомендуется провести модернизацию ЯО. Предлага-
ется выйти из СНВ-3, поскольку договор ограничивает
возможности США. Для повышения боевых возможно-
стей США и НАТО в Европе следует отказаться от пере-
говоров по поводу запрещения или сокращения тактиче-
ских ядерных вооружений в Европе. Американцы счита-
ют, что у России здесь значительное преимущество. За-
ключение договора вынудит США убрать это оружие из
Европы, в то время как Россия просто отведет свое за
Урал, откуда все равно будет угрожать ЕС.
Что касается ПРО США, американцам следует учи-
тывать: Россия выступает против этой программы и хочет,
чтобы США и союзники были уязвимы для баллистиче-
ских ракет. Рекомендации Фонда сводятся к увеличению
финансирования и разработке многоуровневой всеобъем-
лющей системы ПРО. Предлагается призвать союзников
– членов НАТО улучшить собственную ПРО и ПВО, пу-
блично заявить, что стратегическая стабильность больше
не является основой для отношений между США и Росси-
ей, так как та модернизирует свое ядерное вооружение и
систему ПРО.
В вопросах кибербезопасности рекомендации институ-
та новому президенту США основываются на том, что су-
ществует реальная угроза для военной, экономической, го-
сударственной и социальной инфраструктуры Соединен-
ных Штатов. Поэтому официальная дипломатия должна
быть направлена на публичное осуждение кибератак Рос-
сии. Если агрессия не прекратится, США стоит активизи-
ровать усилия по пропаганде Интернета и свободы в РФ.
В проблемах освоения космического пространства
следует исходить из того, что в настоящее время США
зависимы от России в доступе на МКС и ракетных двига-
телях. Поэтому рекомендуется модернизировать инду-
стриальную базу США.
Особенностью представленного институтом Heritage
Foundation документа является его всеобъемлющий харак-
тер. Охватываются все возможные области взаимодействия
нового президента с правительством, Госдепартаментом,
Пентагоном, основными союзниками США по НАТО, дру-
зьями в Америке и других регионах мира, во всех сферах по-
вседневной деловой и политической деятельности.
Василий ТРУШИН,
эксперт Генерального штаба
ВС РФ
На пленарном заседании 28
марта первый заместитель начальни-
ка Главного оперативного управле-
ния Генерального штаба генерал-
лейтенант Виктор Познихир изло-
жил видение угроз безопасности
России, обусловленных развитием
Соединенными Штатами системы
глобальной ПРО. Напомним исто-
рию вопроса. Используя в качестве
повода так называемые иранскую и
северокорейскую угрозы, США в
2002 году вышли из Договора по
ПРО и приступили к масштабному
развертыванию мобильных и стаци-
онарных противоракетных систем,
которые прежде закономерно подпа-
дали под ограничения, установлен-
ные данным соглашением.
В настоящее время элементы аме-
риканской системы ПРО уже разме-
щены не только на континентальной
частиСША, нои вЕвропе, вАзиатско-
Тихоокеанском регионе, а морские
средства перехвата баллистических
ракет находятся в непосредственной
близости от России и Китая.
По оценкам наших экспертов, к
2022 году количество противоракет
системы ПРО составит более тыся-
чи единиц, а в перспективе превысит
число боевых блоков на российских
МБР. Результаты компьютерного
моделирования функционирования
системы ПРО США при их перехва-
те Виктор Познихир представил на
брифинге. Генерал также привел экс-
пертные оценки технических воз-
можностей пусковых установок про-
тиворакет, развертываемых в Румы-
нии, Польше и на кораблях ПРО.
На основе результатов моделирова-
ния, расчетов и оценок были сдела-
ны следующие технические выводы.
В ближайшей перспективе систе-
ма ПРО США будет способна пере-
хватывать ракеты не только Север-
ной Кореи и Ирана, но и России и
Китая, стартующие в северном и
северо-восточном направлениях.
Из пусковых установок для про-
тиворакет Мk-41, развернутых в Ру-
мынии и Польше, можно осущест-
влять пуски КРБД. Это означает, что
система ПРО США, помимо оборо-
нительных возможностей по перехва-
ту МБР, обладает способностью по-
ражать крылатыми ракетами, в том
числе в ядерном снаряжении, цели на
территории России, включая объек-
ты СЯС: пусковые установки МБР
(«контрсиловой» удар) и пункты
управления («обезглавливающий»).
Выступление российского генера-
ла на конференции было подвергнуто
критике послом США Робертом
Вудом. Он заявил, что система ПРО
США не направлена против России и
Китая, а предназначена «для париро-
вания угроз со стороны Северной
Кореи и Ирана». Но это сегодня воз-
можности ПРО США по перехвату
российских и китайских ракет дей-
ствительно ограниченны. А в пер-
спективе ситуация может кардиналь-
но измениться. Нельзя исключать,
что США под каким-либо предлогом
легко и быстро обновят конфигура-
цию мобильных элементов ПРО и
она станет направлена против России
и Китая. Поэтому заявления амери-
канских представителей не могут вос-
приниматься всерьез ни политиками,
ни тем более военными.
ТРЕТЬИ СТРАНЫ –
ТОЛЬКО ПОВОД
Представитель Госдепа заявил, что
США имели полное право на выход из
Договора поПРО, подчеркнув: любая
страна отвечает за собственную без-
опасность и обязана совершенство-
вать национальную оборону исходя
из оценки угроз. Роберт Вуд отме-
тил, что за период с подписания До-
говора по ПРО (1972) до выхода
США из него (2002) более двадцати
стран обзавелись ядерными и ракет-
ными технологиями. И США по-
считали необходимым выйти из
него. С этим действительно можно
согласиться. Никакого обязатель-
ства США не нарушили. Согласно
статье 15 право выхода изначально
предполагалось.
Но проблема в том, что сняв с
себя какие-либо обязательства и огра-
ничения, американцы ударными тем-
пами создают совершенно новую си-
стему, которая радикальным образом
меняет соотношение в стратегиче-
ских вооружениях и тем самым под-
рывает глобальную стабильность.
Развивая тему, посол США отметил,
что Россия продолжает мыслить ка-
тегориями холодной войны. Это, де-
скать, тогда противоракетная оборо-
на являлась фактором поддержания
стратегического баланса, а сегодня с
учетом угроз от третьих стран с таким
подходом, по мнению дипломата, со-
гласиться нельзя. По сути он отрицал
связь между стратегическими насту-
пательными и оборонительными во-
оружениями.
А ведь доктрина гарантированно-
го взаимного уничтожения была раз-
работана в основном американскими
специалистами. Взаимосвязь между
наступательным и оборонительным
потенциалом являлась ее ключевым
положением, учитывалась при подго-
товке всех соглашений в области
стратегических вооружений.
Аргумент об отсутствии в совре-
менных условиях взаимосвязи между
наступательными и оборонительны-
ми вооружениями абсолютно наду-
ман. Он имел бы смысл и мог быть
принят к сведению лишь в том слу-
чае, если бы США и Россия отказа-
лись от взаимного стратегического
сдерживания как реликта холодной
войны. Но пока оно существует, раз-
рушать важнейшую несущую кон-
струкцию, на которой держится стра-
тегическая стабильность, опасно.
Вызовы со стороны третьих стран
действительно существуют. Но та
система ПРО, которая создается для
противодействия им, по своим
функциональным возможностям аб-
солютно несоразмерна угрозам. Для
борьбы с несколькими ракетами
средней дальности, которые могут
находиться на вооружении КНДР,
создается система, способная осуще-
ствить одновременный перехват не-
сколько сотен МБР.
Поэтому система ПРО США – че-
модан с двойным дном. И самое глав-
ное – несет опасность самимСоединен-
нымШтатам. У военно-политического
руководства США может возникнуть
иллюзия безнаказанности и полной за-
щищенности от ответного удара.
МОСКВА ОТКРЫТА ДЛЯ ДИАЛОГА
В Женеве некоторую нелогич-
ность обсуждению проблемы прида-
вало то, что со стороны России сугубо
технические аспекты разъяснял офи-
цер, имеющий опыт эксплуатации ра-
кетной техники, планирования строи-
тельства и развития СЯС, а его оппо-
нентом был дипломат с весьма по-
верхностным
представлением
о
предмете. Квалифицированных отве-
тов на доводы нашего специалиста не
последовало, но стоит ли упрекать в
этом американского дипломата. Вы-
зывает уважение то, с какой напори-
стостью он защищал интересы своей
страны. Все мы заложники ситуации,
при которой контакты по ПРОмежду
военными и техническими специали-
стами России и США фактически
свернуты. Поэтому обсуждение зача-
стую проходит в форме диалога слепо-
го с глухим: в ответ на факты и доводы
мы получаем голословные утвержде-
ния и безапелляционные заявления.
И все же Россия открыта для об-
суждения проблем стратегической
стабильности.
Генерал-лейтенант
Познихир пригласил всех заинтере-
сованных принять участие в VI Мо-
сковской конференции по междуна-
родной безопасности. Есть надежда,
что у нас разговор по ПРО все же
примет конструктивный характер.
ЧЕМОДАН
НЕСТАБИЛЬНОСТИ
ПОСЛОМ ДОБРОЙ ВОЛИ ВЫСТУПИЛ РОССИЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ,
А НЕ АМЕРИКАНСКИЙ ДИПЛОМАТ
Система стратегического
сдерживания, в течение
многих лет обеспечивавшая
стабильность в мире, по мере
наращивания Соединенными
Штатами системы ПРО
теряет эффективность,
а в перспективе может
быть разрушена.
Эта проблема была поднята
в Женеве на Конференции
по разоружению.
ontargetalignment.com
451-й военный госпиталь в Таджики-
стане сдан и введен в эксплуатацию.
Сергей Шойгу сдержал обещание и
обеспечил 201-ю Гатчинскую дважды
краснознаменную военную базу до-
стойным медицинским учреждением,
оснащенным самым современным обо-
рудованием.
Контингент у нас там серьезный – 2029
человек. Это военнослужащие, их
жены и дети. На начало строительства
бюджет объекта был другим, но МО и
подрядчики справились с поставленной
задачей на отлично. Открывал госпиталь
замминистра генерал-лейтенант Тимур
Иванов. Он провел полный осмотр поме-
щений и территории госпиталя, похвалил
персонал учреждения, отметил значение
качественного медицинского обслужи-
вания. Условия работы здесь непростые
– зной, песок, но нашим специалистам
не привыкать. Внимание к региону со
стороны руководства Вооруженных Сил
повышенное. Присутствие
нашего контингента в
Таджикистане – залог
стабильности. На сегодня
201-я база – самый южный
форпост наших войск за
пределами государства. Во
времена гражданской войны
в Таджикистане, шедшей с
1992 по 1997 год, россий-
ский госпиталь принимал
и наших, и местных. «На операционном
столе все равны», – вспоминают участ-
ники тех событий.
Станислав СТОРОЖЕВ,
специальный корреспондент «ВПК»
Самый южный форпост усилили госпиталем
Коллаж Андрея СЕДЫХ
03
ГЕОПОЛИТИКА
В США не понимают,
насколько страшна Россия,
ужаснулись аналитики
Heritage Foundation
ЛИХА
ЦЕНА ВОПРОСА