Ведущая европейская
военно-промышленная
корпорация MBDA (Matra BAE
Dynamics Alenia) заключила
несколько контрактов с Мин-
обороны Великобритании.
В пакет договоров входят
работы по воздушным, мор-
ским и наземным системам
вооружения.
Общая стоимость контрак-
тов оценивается в 539 мил-
лионов фунтов стерлингов.
Представитель MBDA от-
казался озвучить весь пакет
соглашений. Тем не менее
стало известно, что 41
миллион фунтов выделен
на интеграцию новейшей
ракеты средней дальности
«воздух-воздух» Meteor
в систему вооружения
истребителя F-35. Работы
выполняются в интересах
британских военно-морских
и военно-воздушных сил,
свидетельствует janes.com.
Планируется, что интеграция
Meteor будет завершена
не позднее 2024 года. А в
2018-м новая ракета попол-
нит арсеналы английских
истребителей Eurofighter
Typhoon.
В истребитель F-35
подгрузят «Метеоров»
09
Сергей МАЕВ,
начальник эксплуатации вооружения
и военной техники ВС РФ – начальник ГАБТУ
(1996–2004), генерал-полковник
В БМПТ воплощены новые конструкторские реше-
ния, в основе которых лежат современные научные дости-
жения и технологические возможности. Как свежее на-
правление развития бронетанкового вооружения и техни-
ки (БТВТ) она интересна и специалистам в организации
боевых действий, и разработчикам ВВТ.
БМПТ создавали для повышения эффективности вы-
полнения боевых задач пехотными частями и подразделе-
ниями, значительного снижения потерь личного состава,
БТВТ. В ТТЗ заложили возможности выше, чем у суще-
ствующих тяжелых образцов БТВТ, по плотности огнево-
го воздействия на пехоту противника на дистанциях до
1500 метров, подвижности и защищенности экипажа.
Конструктивные особенности обеспечивают боевую жи-
вучесть лучшую, нежели в
танке и тем более в БМП.
Машина имеет круговую
защиту, мощный комплекс
вооружения, предназначен-
ный для поражения и пода-
вления
противотанковых
средств противника (ПТС) в
режиме «увидел-выстрелил»,
способна на удалении до
пяти километров уничто-
жать танки, другую защи-
щенную технику и низколе-
тящие цели до нанесения
ими удара.
Но до сего дня большин-
ство военных специалистов
рассматривали БМПТ ис-
ключительно как средство
снижения боевых потерь
танков. К этому выводу под-
талкивает название машины.
К сожалению, именно оно и
явилось причиной негатив-
ного отношения к БМПТ.
Критики рассуждали просто: какую поддержку могучему
танку может оказать машина с двумя 30-мм пушками?
КЛИН КЛИНОМ
Опыт использования танков в Первой и особенно во
Второй мировой войне показал, что без сопровождения
пехоты «броня» несет большие потери. В связи с этим по-
явился так называемый танковый десант. Он прикрывал
от вражеской пехоты, вооруженной легкими противотан-
ковыми средствами, и решал задачи по овладению насе-
ленными пунктами, оборонительными рубежами и объ-
ектами, используя прорыв танков в тактической зоне обо-
роны противника и действиях в оперативной глубине.
Необходимость всесторонней организации взаимодей-
ствия танков и пехоты была четко выражена в приказе
наркома обороны СССР № 325 от 16 октября 1942 года
«О боевом применении танковых и механизированных
частей и соединений». В нем указано: практика войны с
немецкими фашистами показала, что в применении тан-
ковых частей мы имели серьезные недостатки. Наши
танки в атаке отрывались от пехоты, теряли с ней взаимо-
действие. А отсеченная пехота не поддерживала бронема-
шины своим огнем и огнем артиллерии. В результате и
танкисты, и пехотинцы несли большие потери.
Сейчас положение много тяжелее, нежели во Вторую
мировую, что обусловлено широчайшим распростране-
нием автоматического стрелкового оружия. Увеличилась
скорострельность автоматов и пулеметов, появились
пушки малого калибра, но с эффективнейшим воздей-
ствием боеприпасов на цели. Автоматические ручные гра-
натометы стали штатным оружием в каждом пехотном
отделении, а реактивные противотанковые гранаты и РПГ
с боеприпасами кумулятивного и осколочно-фугасного
действия – каждого солдата. Наличие такого арсенала
средств поражения на поле боя создает невыносимые
условия для солдата, какими индивидуальными средства-
ми защиты его ни оснащай.
Более глубокий анализ характера современных боев
дает полное основание рассматривать БМПТ главным
средством снижения потерь в первую очередь личного
состава механизированных и мотострелковых соедине-
ний в столкновении с противником. Но тогда почему
так тернист путь БМПТ в серию при ее неоспоримой
нужности?
Для выяснения истины вернемся к истории создания
танков. Их появление на полях Первой мировой не слу-
чайно и связано с появлением полуавтоматического и ав-
томатического стрелкового оружия, в первую очередь
пулеметов и минометов, возросшей мощью инженерных
заграждений, насыщением воюющих армий артиллерией.
Основная задача танков – поддержать пехоту при
прорыве обороны противника. Они двигались впереди
атакующих, разрушая заграждения пушечным и пуле-
метным огнем, устрашающим видом парализовали волю
неприятеля. Эффективность воздействия при прорыве
англичанами обороны немцев на реке Сомме 15 сентяб-
ря 1916-го (32 танка) и битве при Камбре 20 ноября
1917-го (476 танков) была ошеломляющей. Тем не менее
тогда это не дало ожидаемых результатов. Пробив брешь
в обороне на 10–15 километров, танки останавливались,
поскольку без поддержки
пехоты и легкой артиллерии
их наступление захлебыва-
лось. В оперативной паузе
немцы контратаковали и
возвращали утраченные по-
зиции.
В Первую мировую
войну начали создавать
танковые группы. В них
входили тяжелый танк про-
рыва, танки-транспортеры
боеприпасов и топлива,
танки-тягачи артиллерии…
К концу 1917-го появляется
МК-9 – танк-транспортер
пехоты. Во Второй мировой
появились крупные танко-
вые соединения и объедине-
ния, «клинья». Они уже раз-
вивали оперативный успех в
глубине обороны противни-
ка. Этот опыт внес суще-
ственные изменения в си-
стему вооружения Сухопут-
ных войск. Начался интенсивный поиск противодей-
ствия их главной ударной силе. На первый план вышло
создание мощной системы противотанковой обороны. В
ее основу закладывались новые переносные ПТРК типа
«Шмель», «Малютка», ручные гранатометы и реактив-
ные противотанковые гранаты (от РПГ-7 до РПГ-23,
РПГ-26, РПГ-28), другие средства. Подобное вооруже-
ние появилось также у противника, стало применяться
массово.
Родилось понятие «танкоопасная живая сила» – лич-
ный состав, вооруженный современными переносными
ПТРК, РПГ, автоматическим стрелковым оружием обыч-
ного и крупного калибра, способный эффективно его ис-
пользовать на дистанции до 1000 метров и хорошо защи-
щенный. Угроза оказалась фатальной. Обладая мощным,
но по сути одноканальным вооружением, танки не могли
эффективно вести борьбу с таким существенным и массо-
вым фактором, как «танкоопасная живая сила», – сказыва-
лись конструктивные особенности.
Кроме того, в танках, БТР и БМП огонь из основного
вида оружия может вести только один член экипажа, даже
если другими обнаружены более опасные цели. Боеком-
плект танков относительно невелик, его нерационально
использовать для выполнения по существу артиллерий-
ских задач – поражения площадных целей, в том числе
насыщенных плохо наблюдаемой «танкоопасной живой
силой».
Противодействие ей актуально при ведении боевых
действий не только с регулярными армиями, но и с НВФ, о
чем говорит опыт локальных конфликтов в Ираке, Йеме-
не, Сирии. ПТС, способных нанести урон бронетанковой
технике, у инсургентов на четверть больше, чем в регуляр-
ной армии, а их удельный вес порой составлял 95 процен-
тов от всего имеющегося в НВФ вооружения.
В связи с этим для эффективного выполнения боевых
задач в передовом эшелоне и возникла необходимость
иметь машину, идущую в одной линии с танками (или
чуть впереди), с мощным многоканальным автоматиче-
ским оружием, способную взять на себя уничтожение
«танкоопасной» пехоты противника, значительно сокра-
щая этим вероятность поражения личного состава и бро-
нетехники.
МИШЕНИ И ЦЕЛИ
Необходимость решить проблемы взаимодействия пе-
хоты и танков в новых боевых условиях привела к замеча-
тельной идее – создать специальную бронированную ма-
шину. Так появилась БМП, основное назначение которой
– транспортировка мотострелков к месту выполнения
боевых задач, повышение мобильности, огневой мощи и
защищенности механизированных подразделений на поле
боя, а также совместного действия с танками, в том числе
при применении ОМП.
В Советской армии БМП появились в начале 60-х,
затем ими начали оснащать сухопутные войска многих
стран. БМП, БМД и машины на их базе увеличили бое-
вую эффективность как общевойсковых соединений и ча-
стей, так и формирований видов и родов войск ВС в пер-
вую очередь за счет большей мобильности. БМП-1,
БМП-2, БМП-3 стали основой мотострелковых соедине-
ний и частей. В ВС СССР к концу 80-х годов насчитыва-
лось около 20 тысяч боевых машин пехоты. Они стреми-
тельно совершенствовались.
Но одновременно с БМП интенсивно развивались
средства их поражения. Попытка сберечь солдата в лег-
кобронированном корпусе привела к противоположно-
му результату. Попадание даже одного снаряда малока-
либерной пушки, реактивной противотанковой гранаты,
подрыв на мине или СВУ вызывали детонацию боепри-
пасов, пожар и гибель уже не одного солдата, как это
случается на открытой местности, а группы до 10 чело-
век. Как результат – мотострелки боялись передвигаться
внутри машины даже на марше, при отсутствии опасно-
сти обстрела.
При ведении боевых действий в Афганистане, на Север-
ном Кавказе невозможно было добиться того, чтобы де-
сант БМП размещался на штатных местах. Все были на
«броне», так же, как во время Великой Отечественной
войны. Особенно убедительно непригодность БМП как
средства поддержки и защиты пехоты была продемон-
стрирована в Грозном в декабре 1994-го – январе 1995-го.
Не только модернизация, но и попытки создания но-
вого типа тяжелых БМП для повышения защиты экипажа
и десанта делались ранее и достаточно активны сейчас.
Как правило, они оканчиваются значительным увеличе-
нием веса и габаритов БМП, что не только снижает ее
основное достоинство – высокую маневренность, но и со-
храняет прежнюю вероятность гибели отделения мото-
стрелков внутри машины.
Нельзя забывать, что насыщение поля боя перспек-
тивными, более мощными средствами огневого воздей-
ствия возрастет и от них будет «доставаться» личному со-
ставу, находящемуся внутри бронированных машин, до
подхода к рубежу атаки.
В таких условиях пехота будет спешиваться и преодо-
левать большие расстояния маршем, что значительно
снизит эффективность мотострелковых подразделений и
частей. С переходом в атаку вероятность гибели БМП
будет еще выше за счет массового применения противни-
ком РПГ на первой полосе обороны.
Как участник боевых действий в Афганистане знаю,
что ни одна операция, в том числе проводка колонн, бое-
вые действия в горах или «зеленке», обеспечение стороже-
вых застав и постов, охрана пунктов дислокации и марш-
рутов, без участия бронетанковой техники не проводи-
лась. Тогда остро встал вопрос о необходимости иметь в
боевых порядках, кроме штатных танков, БМП и БТР,
специальную высокозащищенную, в первую очередь от
РПГ, машину с мощным стрелковым вооружением.
Проведенная модернизация – усиление защиты Т-62
и использование его как огневого средства для прикры-
тия мотострелковых подразделений проблемы не реши-
ла. Танкисты, действуя на большом расстоянии, особен-
но в горах, среди дувалов и глинобитных построек, не
могли своевременно обнаружить и локализовать огне-
вые средства ближнего боя. Танк стал приоритетной
целью для душманов. Но более всего доставалось БМП
с загруженной в них пехотой. Поражение одной БМП
сразу уносило жизни пяти – семи десантников. Яркий
пример тяжелых потерь личного состава в БМП – опе-
рация 860-го отдельного мотострелкового полка в Афга-
нистане в 1984 году.
Возникла острая потребность в машине с мощными ог-
невыми средствами, способными уничтожать опасную
живую силу противника на расстоянии до двух километров,
прикрывать своим огнем пехоту и десантников. Такой
стала тогда четырехствольная зенитная самоходная уста-
новка ЗСУ-23-4 «Шилка», прозванная душманами
«Шайтан-арба».
Объектами поражения были моджахеды, засевшие с
автоматами, пулеметами, ручными противотанковыми
гранатометами, ПЗРК за дувалами, в горных щелях, кя-
ризах, постройках, «зеленке». Огонь «Шилки» буквально
сметал противника и был лучшей защитой для пехоты, где
бы она ни находилась: в поле, в БМП, БТР, на автомоби-
лях. По возможности ЗСУ-23-4 использовали везде: при
проводке колонн, проведении боевых действий, в пустыне
и «зеленке», на охране коммуникаций и сторожевых гар-
низонов, расположения войск. Недостаток у нее был в
слишком слабом бронировании.
Первый опыт создания машины, обеспечивающей
более надежную защиту экипажа и поддержку пехоты, не-
жели БМП, провели в Омском конструкторском бюро
транспортного машиностроения.
Окончание следует
«ОБОРОНКА»
реклама
ТАНК В ПОМОЩЬ
Наталья МЕССОЙЛИДИ
Очередное подкрепление получит береговая охрана мо-
замбикского военно-морского флота. Три новых тримарана
заказаны в январе 2015 года в дополнение к трем таким же,
законтрактованным в 2013-м. Футуристического вида военные
корабли должны эффективно противостоять террористам, пи-
ратам и контрабандистам. Преимущества тримарана Ocean
Eagle 43 – в быстроходности и надежности.
Аналогичные конструктивные решения есть и у россий-
ских корабелов. На последнем Военно-морском салоне в Пе-
тербурге демонстрировалась модель корвета «Русич-1», вы-
полненного в виде тримарана, или судна с аутригерами («Схема
двойного превосходства», «ВПК», № 25, 2015).
Патрульные корабли для Мозамбика, названные в специа-
лизированном издании Composites World «Темным рыцарем»,
интересны тем, что построены на судостроительном предпри-
ятии H2X в сотрудничестве с венгерской фирмой Pata-
Megayacht Kft. Последняя как субподрядчик изготовила из
композитного материала весь корпус корабля.
Мозамбикское правительство заглянуло в будущее, когда
заказало эти корабли. Такой строительный материал и соот-
ветствующую технологию обычно используют в космических
конструкциях, в авиации, в автомобилях «Формулы-1» или же
в индивидуальных проектах скоростных судов. Еще никогда и
нигде, утверждают разработчики, не строили корпус судна
«одним куском» по вакуум-инфузной технологии из карбон-
эпоксидного композита. Главный корпус Ocean Eagle имеет 43
метра в длину. Ширина тримарана вместе с боковыми балан-
сирами (аутригерами) превышает 11 метров. Готовый состав-
ленный пустой корпус корабля весит 27 тонн. Рождалось это
чудо техники в строительном помещении площадью почти 10
тысяч квадратных метров.
Максимальная скорость корабля – 30 узлов. Без остановки
«Рыцарь» одолевает 3000 морских миль (около 5000 километров)
со скоростью 20 узлов, а при 12 узлах – почти вдвое больше. Три-
маран заправляется 21 кубометром горючего.
За капитанским мостиком размещается площадка 6 на 15
метров, пригодная для приема беспилотного воздушного
транспортного средства, такого как Schiebel Camcopter, что ис-
пользуются для разведки, патрулирования и доставки легких
грузов. Тримаран оснащен семиметровой шлюпкой.
Произведенный на H2X корпус очередного «Океанского
орла» доставили в другой южно-французский город – Шербур
для заключительного оснащения. Там на корабль установили
приводно-механическую систему, электронику и вооружение,
произвели настройку оборудования.
«Темный рыцарь» – самый впечатляющий продукт сотруд-
ничества венгерской судостроительной компании и француз-
ского гиганта CMN. Но кроме тримарана, напоминает hvg.hu,
на счету этого партнерства еще добрых полдюжины судов:
морской исследовательский корабль, портовый лоцманский
катер… Строится малый спортивный катамаран.
В Афганистане
остро встал вопрос
о необходимости иметь
в боевых порядках
специальную
высокозащищенную
машину
с мощным стрелковым
вооружением
Начало на стр. 01
Коллаж Андрея СЕДЫХ
Птица
далекого полета
Береговую охрану
Мозамбика усиливают
«Темными рыцарями»
Революционно новый военный
тримаран строят на французской верфи
венгерские корабелы. Таких в мире всего три,
с гордостью сообщает информационный
ресурс hvg.hu.
КОНКУРЕНЦИЯ
hvg.hu
ТЕМА