05
АРМИЯ
Олег ФАЛИЧЕВ
Военнослужащие, судьи Военной коллегии ВС РФ и во-
енных судов, прокурорские работники (в том числе орга-
нов военной прокуратуры), сотрудники СК РФ на законо-
дательном уровне входят в единую систему федеральной
госслужбы. Это установлено законом. А раз так, то и в
сфере пенсионного обеспечения должны действовать еди-
ные нормы. Ведь государство гарантирует равенство прав и
свобод независимо от пола, расы, национальности, имуще-
ственного и должностного положения, о чем гласит ч. 2 ст.
19 Конституции РФ. Никакие законодательные акты не
должны ей противоречить, органы госвласти, местного са-
моуправления и должностные лица обязаны ее чтить.
БУМАЖНОЕ РАВЕНСТВО
Если говорить о федеральной государственной службе,
то военная – ее особый вид, выдвигающий повышенные тре-
бования для допуска к ней, обусловливающий в связи с этим
законодательные ограничения прав и свобод. Но одновре-
менно с этим государство берет на себя гарантии повышен-
ной социальной защиты, включая соответствующее особому
статусу и характеру службы пенсионное обеспечение (Поста-
новление КС РФ от 18 марта 2004 года № 6-П).
Принцип равенства означает запрет на введение не
имеющих объективного и разумного оправдания разли-
чий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и
той же категории (Постановление КС РФ от 16 июня 2007
года № 12-П). Внося изменения в содержание мер соци-
альной защиты, в том числе ограничивающие, законода-
тель должен исходить из недопустимости установлений,
отменяющих или умаляющих права граждан (ч. 2 ст. 55
Конституции РФ). Требования предсказуемости нормо-
творчества в социальной сфере тоже никто не отменял. На
этот счет есть постановления КС РФ от 24 октября 2000
года № 13-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004
года № 11-П и от 15 июня 2006 года № 6-П, определе-
ния КС РФ от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 27 июня
2005 года № 231-О и от 1 декабря 2005 года № 428-О.
Казалось бы, какие еще нужны подтверждения после
такого количества решений Конституционного суда –
высшей правовой инстанции страны. Более того, все так
прозрачно и конкретно, что и никаких лазеек уже не
должно остаться.
Однако за последние семь – десять лет законодатель-
ные власти, пользуясь своими правами и возможностями,
при разработке актов, регламентирующих служебную и
финансовую деятельность федеральных госслужащих,
прямо нарушили ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и постанов-
ления (определения) КС РФ. Об этом, в частности, пишут
в редакцию военные пенсионеры Г. Завьялов, Л. Гришин,
В. Русаков, А. Ефремов, Е. Винницкий, В. Карабанов и
другие. Тем самым, сообщают ветераны, судьи, прокурор-
ские работники, сотрудники СК РФ, пенсионеры из числа
указанных лиц и членов их семей, федеральные государ-
ственные гражданские служащие поставлены в привиле-
гированное положение по отношению к военным. Хотя
все они относятся к одной категории.
Своими действиями законодатели принизили роль и
особый статус военной службы, установленный Конститу-
цией РФ, и тем самым, поправ принцип единства в отно-
шении однородных профессий, дискриминировали по
признаку социальной принадлежности военнослужащих
(военных пенсионеров).
Если говорить конкретно, то ситуация такова.
В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля
1993 года № 4468-1 денежное довольствие военнослужа-
щих учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012
года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013-го
должно ежегодно увеличиваться на два процента до до-
стижения 100 процентов. С учетом уровня инфляции (по-
требительских цен) Законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год
и плановый период указан-
ная прибавка может быть
установлена в размере, пре-
вышающем два процента.
Но этого не происходит. А в
отношении судей Военной
коллегии ВС РФ и военных
судов, прокурорских работ-
ников, сотрудников СК РФ,
пенсионеров из числа ука-
занных лиц и членов их
семей, а также федеральных
государственных граждан-
ских служащих дискриминационные положения п. 2 ст.
43 не применяются.
ПРОКУРОРСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ
Федеральным законом от 7 октября 2011 года № 306-
ФЗ (п. 13 ст. 2) ежемесячная надбавка за выслугу лет к
окладу денежного содержания военнослужащих установ-
лена в следующих размерах при выслуге:
– от 2 до 5 лет – 10 процентов;
– от 5 до 10 лет – 15 процентов;
– от 10 до 15 лет – 20 процентов;
– от 15 до 20 лет – 25 процентов;
– от 20 до 25 лет – 30 процентов;
– 25 лет и более – 40 процентов.
Но для прокурорских работников Федеральным зако-
ном от 17 января 1992 года № 2202-1 (абзац 18–23 п. 1
ст. 44) доплата или процентная надбавка за выслугу лет
установлена в других размерах при выслуге:
– от 2 до 5 лет – 20 процентов;
– от 5 до 10 лет – 35 процентов;
– от 10 до 15 лет – 45 процентов;
– от 15 до 20 лет – 55 процентов;
– свыше 20 лет – 70 процентов.
Процентная надбавка за выслугу лет в размере 70
процентов распространяется и на военных прокуроров
(п. 3 ст. 12 ФЗ от 8 октября 2011 года № 309-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации…»). Притом что согласно п. 8 ст.
48 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 офицеры орга-
нов военной прокуратуры имеют статус военнослужа-
щих, подпадают под действие ФЗ «О воинской обязан-
ности и военной службе», обладают правами и социаль-
ными гарантиями, установленными ФЗ «О статусе воен-
нослужащих».
Федеральным государственным гражданским служа-
щим ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (пп. 1 п. 5 ст.
50) ежемесячная надбавка к должностному окладу за вы-
слугу лет на гражданской службе определена в размерах
при выслуге:
– от 1 года до 5 лет – 10
процентов;
– от 5 до 10 лет – 15 про-
центов;
– от 10 до 15 лет – 20
процентов;
– свыше 15 лет – 30 про-
центов.
Что из этого следует? То,
что законодатели установи-
ли для прокурорских работ-
ников (военных прокуро-
ров) очевидно большие и
неоправданные чем-либо размеры процентной надбавки
за выслугу лет.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу (до-
плата) для федеральных государственных гражданских
служащих начинает действовать уже после года граждан-
ской службы, а у военнослужащих и прокурорских работ-
ников (военных прокуроров) отсчет ведется от двух лет.
При выслуге от пяти и свыше 20 лет доплата или про-
центная надбавка за выслугу у прокурорских работников
(военных прокуроров) в разы превышает то же самое у
военных и федеральных государственных гражданских
служащих. С увеличением стажа растут и диспропорции.
Понятно значение правосудия в государстве, но введе-
ние подобных различий в социальном обеспечении для
одной категории федеральных госслужащих не имеет ника-
ких юридических, экономических и моральных оснований.
А уж если говорить о морали, то еще свежи в памяти исто-
рии с крышеванием казино прокурорскими работниками.
МАСШТАБНЫЕ «МЕЛОЧИ»
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12 февраля 1993
года № 4468-1 при исчислении пенсии военнослужащим
по выслуге лет учитываются оклад по должности и зва-
нию плюс одна ежемесячная надбавка, другие в расчет не
берутся.
Вместе с тем с 1 января 2017 года в соответствии с п. 2 и
п. 3 постановления правительства РФ от 17 октября 2009
года № 818 (в ред. от 09.08.2016) размер пенсии федераль-
ным государственным гражданским служащим рассчитыва-
ется из их среднемесячного заработка. При его определении
учитывается денежное содержание, состоящее из месячного
оклада в соответствии с присвоенным классным чином;
надбавки к должностному окладу за выслугу лет; надбавки
за особые условия федеральной государственной граждан-
ской службы; процентной надбавки к должностному окла-
ду за работу со сведениями, составляющими гостайну; еже-
месячного денежного поощрения; премии за выполнение
особо важных и сложных заданий и т. д.
Берутся в расчет и другие выплаты. Иными словами, с
1 января 2017 года пенсия за выслугу для федеральных го-
сударственных гражданских служащих исчисляется со
всего их дохода, всех выплат, а военным и приравненным к
ним лицам засчитывается только ежемесячная надбавка.
Кто-то скажет: мелочь. Но речь не о количестве надба-
вок, а о справедливости, соблюдении буквы и духа закона.
Введение разных подходов к исчислению пенсий за выслу-
гу лет для лиц, относящихся к одной категории федераль-
ных госслужащих, является, повторим, прямым наруше-
нием ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Об этом, впрочем, гово-
рит и постановление КС РФ от 16 июня 2007 года№12-П:
«Соблюдение принципа равенства означает, помимо про-
чего, запрет вводить не имеющие объективного и разумно-
го оправдания различия в пенсионных правах лиц, принад-
лежащих к одной и той же категории».
По факту усилиями законодателей повышенные гаран-
тии государства по социальной защите военнослужащих,
чей ратный труд сопряжен с ограничением прав и свобод,
необходимостью выполнения задач со значительным риском
для жизни и здоровья, были изъяты из нормативной базы и
закреплены за вышеназванными категориями, пользующи-
мися сегодня почему-то особыми привилегиями. Законо-
дательные органы госвласти не исполнили надлежащим
образом положения Конституции РФ, отступили от требо-
ваний КС РФ и превысили свои полномочия.
Дальнейшее затягивание принятия соответствующих
мер для разрешения создавшейся правовой коллизии под-
рывает у защитников Отечества, ветеранов и членов их
семей веру к органам госвласти, высшему командованию,
не говоря уже о справедливости законов. Складывается
мнение, что быть «эффективным менеджером» более по-
четно, чем защищать Родину.
Люди в погонах, ветераны не просят для себя особых
привилегий, они призывают соблюдать закон, который
должен быть одинаковым для всех, в том числе и власть
имущих. Думается, эти люди видят дальше некоторых чи-
новников, поскольку берегут тем самым их же благополу-
чие и гражданское согласие. Потому что понимают: соци-
альные протесты не должны выплескиваться на улицы,
проблемы следует решать спокойно, в конституционном
поле – как положено в правовом государстве, каковым, хо-
чется надеяться, была и остается Российская Федерация.
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
•
пьезокерамические элементы,
•
многослойные актюаторы,
•
армированные актюаторы,
•
микродвигатели, микрореле
•
датчики различных типов,
•
пьезокерамические трансформаторы,
•
пьезокерамические фильтры,
•
гидроакустические модули,
•
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
•
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
•
генераторы на ПАВ,
•
линии задержки.
реклама
УНИЖАЮЩИЕ
КОЭФФИЦИЕНТЫ
«Эффективного менеджера» закон ценит больше,
чем защитника Отечества
Дискриминация военных и приравненных к ним лиц по признаку социальной принадлежности
не ограничивается введенным в 2012 году пресловутым коэффициентом и приостановкой
повышения пенсий на величину инфляции («Антиармейские санкции», «ВПК», № 12, 2017).
Ряд чиновников в погонах, госслужащих из различных ведомств имеют особые привилегии.
И это в государстве, где Основной закон наделяет равными правами всех граждан страны.
Все большее число служивых людей обращаются в Генпрокуратуру и Конституционный суд,
к президенту Российской Федерации за справедливостью.
Неисполнение Конституции
или ее исполнение
ненадлежащим образом
признается дискриминацией
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
5 10
15 20 25
от 1 года
от 2 лет
от 2 лет
выслуга лет
Военнослужащим
Прокурорским работникам
Федеральным гражданским служащим
ВВЕРХ ДНОМ
Коллаж Андрея СЕДЫХ
1), около 100 БТР и бронеавтомобилей, 16 колесных САУ
«Зузана», 19 гаубиц Д-30, 6 минометов M-1982 и 93 82-мм
миномета, 26 РСЗО RM-70, 425 ПТРК «Малютка» и
«Штурм», 48 ЗРК «Стрела-10», 200 ПЗРК (136 «Стре-
ла-2», 64 «Игла»).
ВВС
страны имеют на вооружении 12 истребителей
МиГ-29АС (в том числе 2 учебно-боевых МиГ-29УБС),
9 транспортных самолетов L-410, 4 учебных L-39СМ и 4
учебно-боевых L-39ZAM. В строю 14–15 многоцелевых
Ми-17 (в том числе 4 спасательных) и 3 Ми-2. Все 11
боевых вертолетов Ми-24
на хранении, как и 9 много-
целевых Ми-8.
В составе Варшавского
договора ВС
Венгрии
были
самими слабыми. На начало
90-х имелось 1345 танков,
1720 БМП и БТР, 1047 арт-
систем, 110 боевых самоле-
тов, 39 боевых вертолетов.
Естественно, все это было
советского производства. С
1999 года страна входит в
НАТО. При этом на воору-
жении вся та же советская техника, только ее стало гораз-
до меньше. Будапешт в очень непростых отношениях с
соседями, где имеются значительные венгерские мень-
шинства: Сербией, Румынией, Украиной, Словакией. Ин-
тересно, что Румыния и Словакия как бы союзники Вен-
грии по НАТО и ЕС.
Сухопутные войска
включают 5 и 25-ю пехотные брига-
ды, два полка (43-й связи и обеспечения управления, 64-й
тыла), три батальона (34-й спецопераций, 37-й инженер-
ный, 93-й РХБЗ). На вооружении – 32 танка Т-72 (еще 44
на хранении), 584 БТР-80 (в том числе 178 БТР-80А, также
имеется 14 инженерных машин на шасси БТР-80), 31 гау-
бица Д-20, 50 советских минометов 37М и 96 испанских
М-08, 113 ПТРК «Фагот». Есть техника, снятая с баланса
ВС, она предназначена для экспорта либо используется как
источник запчастей. Это, по максимальным оценкам, 5
танков Т-72 и 1009 Т-55, 420 БМП-1, 55 БТР-80, 75 САУ
2С1 и 5 2С3, 186 орудий М-30, 50 Д-1, 94 Д-20, 105 мино-
метов М-120 и 270 2Б11, 43 РСЗО БМ-21.
На вооружении ВВС
всего 14 боевых самолетов
– шведские JAS-39 «Грипен»,
причем формально они, как
и чешские «собратья», в ли-
зинге
(кроме
одного
JAS39D, в состав ВВСШве-
ции эти истребители никог-
да не входили и были изго-
товлены специально для
Венгрии).
Военный потенциал трех
стран – бывших частей ве-
ликой империи – ничтожен
с тенденцией к дальнейшему ослаблению. Остатки совет-
ской техники постепенно утекают в горячие точки Азии и
Африки, замены им нет. По географическим обстоятель-
ствам все указанные страны в гораздо меньшей степени,
чем Польша и Балтия, затронуты антироссийской истери-
ей. Более того, Словакия и Венгрия входят в число «адво-
катов Москвы» внутри ЕС и НАТО.
На сайте vpk-news.ru есть расширенная версия этой статьи
Остатки советской техники
постепенно утекают
в горячие точки Азии
и Африки, замены им нет
Ежемесячная надбавка за выслугу лет