Газета «Военно-промышленный курьер». №28 (692) 26 июля - 1 августа 2017 года - page 5

05
АРМИЯ
ЭКСПЕРТИЗА
реклама
АО «Научно-исследовательский институт «Элпа»
с опытным производством»
124460, Москва,
Зеленоград,
Панфиловский пр-т, д. 10
Тел.: (499) 710-00-31
Факс: (499) 710-13-02
АО «НИИ «Элпа»
Разработка и производство пьезокерамических материалов,
пьезоэлектрических приборов:
пьезокерамические элементы,
многослойные актюаторы,
армированные актюаторы,
микродвигатели, микрореле
датчики различных типов,
пьезокерамические трансформаторы,
пьезокерамические фильтры,
гидроакустические модули,
изделия на основе пьезопленок.
Разработка и производство приборов акустоэлектроники:
фильтры и резонаторы на ПАВ и ОАВ,
генераторы на ПАВ,
линии задержки.
CV90 и 96 вспомогательных машин на ее базе, 110 южно-
африканских бронеавтомобилей RG-32М «Ньяла», 203
БТР финского производства ХА180 и 113 новейших
ХА360 (AMV), 194 БТР Pbv302 и 87 вспомогательных. В
артиллерии имеется 19 новейших колесных САУ «Арчер»
(будет еще 5) и 308 минометов.Наземную ПВО составля-
ют 60 ЗРК RBS-70 и 30 ЗСУ Lvkv90 на базе БМП CV90.
ВВС
Швеции включают 7, 17, 21-ю и вертолетную
флотилии.
В строю 95 истребителей JAS-39C/D «Гриппен». Кроме
того, в лизинге в Чехии находятся 12 JAS-39C и 2 JAS-
39D, юридически входящих
в состав ВВС Швеции.
Такое же число самолетов в
лизинге у Венгрии, но они
специально для этого стро-
ились и в состав ВВС Шве-
ции не входили. Кроме
того, 6 «Гриппенов» остают-
ся в распоряжении фирмы-
производителя «Сааб». В
ближайшие 5 лет все остав-
шиеся на вооружении JAS-
39C/D будут скорее всего
модернизированы в вариан-
ты JAS-39E/F.
На вооружении ВВС
Швеции также состоят 4 самолета РЭБ и ДРЛО (2 S-102B,
2 S-100D), 1 самолет оптической разведки Тр-100А, 10
транспортных и вспомогательных самолетов (6 С-130Н/
Тр84, в том числе 1 заправщик, 1 Tp-100C, 3 Tp-102), 59
учебных SK-60.
Все вертолеты ВС Швеции, в том числе из состава ар-
мейской и морской авиации, объединены в одну флоти-
лию в составе ВВС. Это 12 HKP-14 (NH90), 20 HKP-15
(A-109M), 15 НКР-16 (UH-60).
ВМС
Швеции насчитывают три десятка единиц. В
составе подводного флота – 3 ПЛ «Готланд» и 2 типа
«Вестергетланд» («Седерманланд»). Надводные силы
представлены корветами «Стокгольм» (2, переоборуду-
ются в патрульные корабли без ПКР), «Гетеборг» (2),
«Висбю» (5) и тральщиками «Ландсорт» (2), «Костер» (5)
и «Стирсе» (4). Имеется до 147 катеров С-90 и 5 С-90Е,
которые могут использоваться в качестве патрульных
или десантных.
На вооружении войск береговой обороны находятся бе-
реговые ПКР RBS-15KA (6 ПУ) и RBS-17 «Хеллфайр» (90).
Выполнение отдельных
перспективных программ –
закупка САУ «Арчер», мо-
дернизация
«Гриппенов»,
возможное строительство
ПЛ нового проекта – не
компенсирует дальнейшего
общего сокращения ВС
страны. Тем более что судь-
ба и этих проектов неоче-
видна из-за возможных фи-
нансовых
сокращений.
Ослабление ВС в сочетании
с нарастающим страхом
перед усиливающейся Рос-
сией может еще сильнее тол-
кнуть Стокгольм в сторону НАТО, вплоть до вступления
в альянс. Однако сложение слабостей не дает силы. Со-
вершенно очевидно, что безопасность Швеции в случае
присоединения к НАТО снизится, во-первых, из-за того,
что Россия начнет воспринимать ее в качестве противни-
ка, чего сейчас нет, а во-вторых, из-за принципа коллек-
тивной безответственности, действующего в альянсе. Но
люди далеко не всегда готовы видеть реальность за про-
пагандой и стереотипами.
После окончания
холодной войны Стокгольм
заметно сблизился с НАТО,
приняв участие в афганской
и ливийской операциях
С 29 июля по 12 августа на площадках
пяти стран –Российской Федерации, Азер-
байджана, Белоруссии, Казахстана и Китая
–пройдут Армейские международные игры
(АрМИ-2017). В соревнованиях будет задей-
ствовано около 750 единиц военной и специ-
альной техники, из них 675 –российские.
С каждым годом число участников игр рас-
тет, подчеркнул Сергей Шойгу. Нынче будут
соревноваться команды из 28 стран, еще
семь государств пришлют наблюдателей.
Но ни одного члена НАТО пока не увидим.
Для конкурса «Танковый биатлон», финал
которого пройдет на полигоне в Кубинке,
уже подготовлено 90 машин. 21 самолет
и 15 вертолетов передислоцированы на
территорию Китая, где состоится заклю-
чительный этап «Авиадартс».
Всего военные профессионалы будут
состязаться по 28 дисциплинам, в число
которых входят морской десант, ралли,
снайперская стрельба, разведка.
Участники этапов, которые пройдут в
российской столице, и их техника уже
прибыли в Москву. Гостей встретили
обширной культурной программой: в
Музейном комплексе парка «Патриот»
они осмотрели образцы бронетанковой
техники, принимавшей участие в Великой
Отечественной войне, побывали в «Парти-
занской деревне». Не менее интересным
стал визит на недавно открывшуюся интер-
активную выставку «Помни… Мир спас
советский солдат» в секторе «Юнармия».
По окончании Армейских игр – с 22 по 27
августа – в парке «Патриот» Минобороны
РФ проводит Международный военно-
технический форум «АРМИЯ-2017».
Общая площадь экспозиций в павильонах
и на открытых площадках превысит 300
тысяч квадратных метров. Динамические
показы ходовых, летных и огневых воз-
можностей вооружения, военной и специ-
альной техники состоятся на аэродроме
Кубинка, полигоне Алабино, а также в
военных округах и на Северном флоте.
Станислав СТОРОЖЕВ
Павел ИВАНОВ
Сообщения о «больших» беспи-
лотниках появлялись неоднократно.
О работах над конвертопланами хо-
дили слухи. Конкретного подтверж-
дения создания такой машины от
официальных лиц ОПК и военного
ведомства не поступало. Зачем нашим
ВС конвертопланы, какие задачи они
будут решать?
ПРИКАЗАНО ПОГОДИТЬ
Главы о конвертопланах встреча-
лись в различных научных работах,
выполненных в Минобороны РФ. За-
дачи и возможное боевое применение
этой техники описали еще в начале
80-х. Первыми были специалисты
Военно-морского флота, ответившие
таким образом на програм-
му создания американского
К-плана V-22 Osprey.
Военные моряки раз-
мышляли, как можно при-
менить диковинный лета-
тельный аппарат в интере-
сах морских десантных опе-
раций и перевозки грузов.
Правда, тогда пришли к вы-
воду, что для российских
ДК конвертопланы подхо-
дят мало. Не применимы
они и для противолодочной
борьбы, для снабжения кораблей
грузами. В итоге прозвучало предло-
жение погодить и вернуться к во-
просу после начала работ над новы-
ми десантными кораблями.
Позже конвертопланами заинте-
ресовались и в ВВС. Летчики эти ма-
шины рассматривали как для
поисково-спасательных операций, так
и для доставки грузов и военнослужа-
щих в тыл врага. В этом случае кон-
вертоплан имел ряд неоспоримых
преимуществ перед вертолетом.
Больше скорость и грузоподъем-
ность, богатое бортовое оборудова-
ние. К-планы неплохо смотрелись с
точки зрения опыта войны в Афга-
нистане. Особенно при быстрых пе-
ребросках разведывательных и де-
сантных подразделений, отрядов
спецназа, при эвакуации в условиях
высокогорья.
Впрочем, как и коллеги из ВМФ,
представители ВВС пришли к выводу,
что, несмотря на явные преимущества,
к конвертопланам нужно присмо-
треться и погодить. Рано говорить об
их повсеместном внедрении.
В 90-е при проблемах американ-
цев с созданием Osprey уверенность
российских экспертов в необходимо-
сти таких машин несколько пошат-
нулась. Более того, программу стали
воспринимать некой дорогостоящей
химерой. У заокеанских конструкто-
ров углядывали тенденцию к сокра-
щению ранее заложенных характери-
стик. В первую очередь это касалось
грузоподъемности и возможности
перевозки негабаритных грузов.
Были и серьезные вопросы к безо-
пасности.
ВЫБОР СПЕЦНАЗА
До недавнего времени V-22 оста-
вался самым критикуемым проектом
Пентагона. Правда, сейчас он усту-
пил пальму первенства многофунк-
циональному истребителю F-35.
Изначально
проект
создания
К-планов рассматривался как узкоспе-
циализированный,
разрабатывались
эти машины только в интересах корпу-
са морской пехоты США. Считалось:
при высадке десанта Osprey лучше вза-
имодействует с самолетами вертикаль-
ного взлета и посадки AV-8 Harrier.
При этом замечалось, что они не долж-
ны высаживать технику, их задача – пе-
ревозить боевые подразделе-
ния со стрелковым вооруже-
нием, усиленные миномета-
ми,
крупнокалиберными
пулеметами, ПТУР и станко-
выми гранатометами.
Изначально в Пентагоне
рассчитывали, что вся программа
обойдется в 2,5 миллиарда долларов.
Но неожиданно проект начал разду-
ваться. Согласно планам конца 80-х
Osprey должен был заменить в КМП
все вертолеты. Также планировалось
создать на его базе ударный вариант и
даже несколько специализированных
версий (постановщик помех, развед-
чик и прочие). Однако от уровня
концепта эти работы далеко не ушли.
Внезапно к проекту подключи-
лись ВВС США. Там V-22 рассма-
тривали как машины для поиска и
спасения сбитых пилотов, а также
оснащения эскадрилий командования
сил специальных операций. В резуль-
тате на начало 90-х цена проекта пре-
высила 30 миллиардов долларов.
Позже, уже в 2000-х годах, в ходе
специального расследования амери-
канских парламентариев стало из-
вестно, что такое «расширение» было
не случайным. В корпорации «Боинг»,
столкнувшись с трудноразрешимыми
техническими проблемами при про-
ектировании изделия, чтобы не за-
крывать его, решили привлечь до-
полнительное финансирование.
В 2012 году парк Osprey признали
боеготовым. На тот момент програм-
ма выкачала из американской казны
более 60 миллиардов долларов. А сами
конвертопланы заслужили у летчиков
и морпехов нелестные отзывы. В част-
ности, считалось, что при отказе или
поражении техники спастись экипажу
фактически невозможно.
В этакой предвзятости есть опреде-
ленная доля истины. Так, за время
работ и эксплуатации потеряно девять
конвертопланов, погибли 39 человек.
Правда, в этой статистике только две
боевые потери. Афактически сбит один
Osprey – в январе нынешнего года в
Йемене, в рейде американских спецпо-
дразделений. Другой К-план упал в
Афганистане еще в 2010-м. В Пентаго-
не отнесли его в разряд боевых потерь,
но позже стало известно, что причиной
аварии был технический отказ.
КОНВЕРТОПЛАН
РОССИЙСКОГО ПОЛЕТА
По данным «Военно-промыш-
ленного курьера», российский кон-
вертоплан пока существует только в
проекте. Так что преждевременно го-
ворить о взлете и массовости в бли-
жайшее время. Но работы ведутся.
Логичный вопрос: какие задачи будет
решать эта машина? По сведениям
«ВПК», военные остановились на раз-
работке поисково-спасательного ва-
рианта, но не исключено, они также
займутся конвертопланом для под-
держки операций сил специального
назначения.
Нельзя утверждать, что это будет
массовая машина. На фоне проекта
V-22 и его достаточно скромных экс-
портных успехов решение главкомата
ВКС выглядит волюнтаризмом. Ведь
еще в 90-е и начале 2000-х конверто-
планы достаточно остро критикова-
лись военными специалистами.
Следует обратить внимание, что за
критикой Osprey в США опускается
один важный факт. Главная претензия
– в невыполнении заданных параме-
тров. В частности, у V-22 малые грузо-
подъемность и вместимость. Эти по-
казатели ключевые для главного заказ-
чика, командования корпуса морской
пехоты. Они определяют успех прове-
дения десантной операции.
Сейчас в КМП отбиваются от
критики. Позиция проста. Да, V-22
перевозит меньше личного состава,
чем винтокрылые СН-46, которые
они заменили. Но за время подхода
вертолетов к районам высадки кон-
вертоплан успеет выбросить десант,
вернуться, забрать и доставить на
поле боя новую партию бойцов. При
этом опускается, что слабые подраз-
деления на плацдарме к тому време-
ни уже могут быть уничтожены.
Помимо КМП, К-планы Osprey
стоят на вооружении четырех эска-
дрилий специальных операций ВВС
США. При этом военно-воздушные
V-22 действуют максимально эффек-
тивно, от спецназовцев не было даже
намека на критику.
Причина проста – выполняются
задачи, описанные еще в 80-е совет-
скими специалистами. С помощью
К-планов спецназ забрасывают в тыл
врага и снабжают его необходимым
вооружением, а также эвакуируют
сбитых пилотов.
В отличие от своих собратьев из
КМП в ВВС США Osprey уже реаль-
но и полноценно воюют. В частности,
с их помощью несколько раз забрасы-
вали бойцов DEVGRU и Delta в
рейды по Сирии и Ираку против ра-
дикалов запрещенного в России «Ис-
ламского государства».
В ВКС России существует обшир-
ная программа по созданию авиаци-
онных комплексов, способных под-
держивать силы специальных опера-
ций, части и подразделения спецназа,
и конвертопланы, несомненно, зай-
мут там свою нишу.
90 РОССИЙСКИХ ТАНКОВ – НА НИЗКОМ СТАРТЕ
Станислав СТОРОЖЕВ
КРЫЛЬЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЙ
Ведется разработка конвертопланов и тяжелых БЛА, заявил
главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев.
ЗАЧЕМ РОССИИ КОНВЕРТОПЛАНЫ
К-планы хорошо смотрелись
с точки зрения опыта войны
в Афганистане.
Особенно при эвакуации
в условиях высокогорья
ВВС США полноценно
используют конвертопланы
для заброски спецназовцев
и спасения сбитых пилотов
military.com
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12
Powered by FlippingBook