алисты» высказывают мнение, что, к примеру, Ил-96-400,
имея четыре двигателя, концептуально устарел, посколь-
ку будущее за двухмоторными машинами. Пусть они по-
пробуют убедить в этом представителей американского
«Боинга» и французского «Эрбаса», выпускающих четы-
рехмоторные «Боинг-747-8», «Аэробус-340» и -380.
Из самолетов для местных и региональных авиалиний
низкой напряженности на МАКСе представили Ил-114. Соз-
данный в прошлом веке, несмотря на многочисленные показы
и рекламу, он до сего времени так и не допущен на наши
маршруты. Видно, очень мешает тем, кто хочет добить рос-
сийскую авиацию, по
крайней мере граждан-
скую. Вместо этого, как
известно, заключено со-
глашение с Китаем о со-
вместной разработке ши-
рокофюзеляжника, про-
ектирование которого,
как официально заявлено,
должно завершиться к
2025 году. Понятно, что
Россия в этом проекте
может участвовать глав-
ным образом технология-
ми мирового уровня в об-
ласти гражданского са-
молетостроения (у нас
они есть!), Китай –
деньгами. Естествен-
но предположить,
что и производство
этого
лайнера
будет развернуто
в основном в
КНР. И если
российские ин-
женеры и конструкторы имеют вполне достаточную квалифи-
кацию, чтобы создать в кооперации с менее искушенными
иностранными партнерами современный самолет, возникает
вопрос, что или кто мешает им сделать то же в России. Ведь
умеем же создавать боевые машины мирового уровня. Ответ
очевиден: мешает руководство российских воздушных пере-
возчиков, не желающее закупать отечественные самолеты, и
чиновники, отвечающие за развитие авиации.
БЕСПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ
На салоне были достаточно широко представлены БЛА
военного, гражданского и двойного назначения. Спектр
машин этого класса внушителен – от миниатюрных, 20–25
сантиметров в диаметре и весом чуть более килограмма, до
крупных, в несколько десятков килограммов. Некоторые
приняты на вооружение Российской армии. Другие приме-
няются в интересах государственных и муниципальных
структур, а также коммерческих организаций. Большая
часть этой техники была разработана в инициативном по-
рядке малыми творческими коллективами.
Чрезвычайно интересной оказалась экспозиция
ЦАГИ, где посетители могли увидеть концептуальные об-
разцы. Например, модель межконтинентального лайнера,
который будет летать в стратосфере со скоростью до 8000
километров в час с использованием водородного топлива.
Или перспективный транспортник, способный подни-
мать до 500 тонн и со скоростью до 500 километров в час
(вполне достаточно для «грузовика») перевозить на рас-
стояние 6000 километров. Интересна концепция сверх-
звукового пассажирского (делового) самолета, наследника
советского Ту-144 и западного «Конкорда».
Таким образом, МАКС показывает, что в России до-
статочный творческий потенциал, есть специалисты необ-
ходимой квалификации. Там, где им не мешают полити-
ки, ангажированное и корыстное руководство, разрабаты-
ваются самые передовые образцы техники в большом
многообразии. Это видно по новинкам БЛА и малой ави-
ации. Там же, где при принятии ре-
шений преобладают интере-
сы иных держав, корысть
отдельных чиновников и
руководителей, царят за-
стой и разложение. В
целом МАКС-2017 вы-
звал определенную тре-
вогу прежде всего за
нашу авиапромышлен-
ность. Совершенно оче-
видно, что она в углу-
бляющемся кризисе. И
главная «заслуга» в
таком печальном поло-
жении дел принадле-
жит некомпетентному,
порой корыстному ру-
ководству отраслью.
Алексей ПЕСКОВ, Сергей КАРПАЧЕВ
07
СОБЫТИЕ
ый МАКС
Экипаж «Сухого SSJ-100»
удивлял высшим пилотажем
Маленькие перед большими
НПО «Звезда» –сохраняя жизни
Парад бла
На легендарный Ил-2
смотрели с любовью и уважением
Необычный ракурс Як-130
Пушки к бою едут задом...
ВРТ-300 – гражданский
вертолет-беспилотник
Пакистанцы в раздумьях у як-130
иации