Интересно было бы ознакомиться с индийско-
российскими Су-30МКИ, модернизированными в Индии
под применение ракет «БраМос». Могла бы продемон-
стрировать продукцию своего авиапрома Бразилия, име-
ющая семейство региональных лайнеров собственной
конструкции Embraer ERJ-145, а также военные самолеты
совместной с Италией (Alenia/Aermacchi/Embraer AMX
А1А и А1В) и самостоятельной (Embraer EMB-110, -111,
-120, -135 и -326) разработки. И хотя это не новые маши-
ны, они, бесспорно, были бы интересны нашим да и за-
рубежным специалистам.
Весьма показателен состав представленных летательных
аппаратов. Их 78, хотя на МАКС-2015 было 133. Инома-
рок на стоянке нашлось всего две – новейший пассажир-
ский лайнер А-350 концерна Airbus Group и модернизиро-
ванный старый (с 1969 года) добрый чешский Л-410.
Техника пилотажных групп из ОАЭ и Латвии особого
интереса не представляет – они летают на широко распро-
страненных машинах МВ-339 без каких-либо примеча-
тельных новшеств.
По сути вся экспозиция – отечественные разработки.
С этой точки зрения салон сложно называть международ-
ным. Что касается боевых машин, признаем: ничего ново-
го МАКС-2017 не явил.
ТОРЖЕСТВО СОВЕТСКОГО ЗАДЕЛА
В экспозиции истребителей Су самым новым заявлен Су-
35. При этом внешне его почти невозможно отличить от
Су-27 – форма, размеры корпуса идентичны. Да, существен-
но изменены двигатели, авионика и подвесное вооружение
– самолет стал многоцелевым. Однако, строго говоря, на-
зывать его новой машиной нельзя – это глубокая модерниза-
ция Су-27 с существенным повышением боевых возможно-
стей, не более. Ведь никому не приходило в голову последние
модификацииМиГ-21 объявлять новым самолетом, хотя из-
менения были чрезвычайно серьезные, внешне он суще-
ственно отличался от первых версий, даже не имевших УР.
То же самое МиГ-35, считающийся новинкой салона.
Отметим, что он уже выставлялся на МАКС-2015. Как и
Су-35, этот «мигарь» – глубокая модернизация. Вместе с
ним на площадке экспонировались и его «собратья» –
МиГ-29СМТ и корабельный МиГ-29К/КУБ. Анализ ТТД
последнего еще раз заставил задуматься о целесообразно-
сти замены им Су-33 в авиагруппе ТАВКР «Адмирал Куз-
нецов». При восьми подвесках без дополнительных то-
пливных баков дальность полета всего 1850 километров
– так указано в описании на стенде. На Су-33 12 узлов
подвески и дальность 3000 километров. МиГ-29К/КУБ
пролетит такое расстояние только с тремя дополнитель-
ными баками, которые займут три пилона и для вооруже-
ния останется всего пять. То есть Су-27 способен выпол-
нить, имея боевой радиус около 1200 километров (круп-
ной группой до 1000), до шести атак воздушных целей, а
МиГ-29К/КУБ при том же радиусе – только две. Разница
весьма ощутимая, если учесть, что габариты МиГ-29К/
КУБ не столь и малы – вместо 24 Су-33 на ТАВКР можно
разместить только 36 МиГ-29К/КУБ.
Если же «мигарь» будет действовать без подвесных
баков, его возможности ограничиваются четырьмя атака-
ми в пределах 740 киломе-
тров одиночными самолета-
ми либо парами и лишь до
600 километров крупной
группой. Для современной
войны на море этого совер-
шенно недостаточно. Нельзя
забывать, что подвесные то-
пливные баки (особенно если
их три) еще и существенно
снижают маневренные харак-
теристики самолета, увели-
чивая его ЭПР. Главное до-
стоинство МиГ-29К/КУБ –
способность применять ВТО
против надводных и назем-
ных целей. Су-33 такими воз-
можностями не обладает.
Так, может, стоит провести модернизацию, подобную той,
что претерпел Су-27, превращаясь в Су-35, и сделать высо-
коэффективный корабельный истребитель, способный вое-
вать с самыми современными самолетами, включая ма-
шины пятого поколения, применять необходимую номен-
клатуру авиационных средств поражения по наземным и
надводным целям. Кстати, в СССР проводились испыта-
тельные пуски ПКР «Москит» с этого самолета.
Стоит поговорить и о стратегической авиации. На
МАКСе представлены стратегические бомбардировщики
Ту-160 и Ту-95МСМ. Странно, что последний представ-
ляют как МС, хотя пилоны для подвески КР Х-101 и
Х-102 его выдают. Фактически этот самолет – российское
глобальное неядерное оружие. Дальность полета ракеты
Х-101, по известным из открытых источников данным,
около 5500 километров. Сам Ту-95МСМ без дозаправ-
ки (!) имеет полетный радиус до 6500 километров. То есть
способен наносить эффективные удары по целям на рас-
стоянии до 11 000 километров. С одной или двумя доза-
правками – до 13 000 и 15 000 соответственно. Ядерный
вариант Х-101 – Х-102 должна иметь дальность стрельбы
не менее чем в полтора раза больше. При таких возмож-
ностях оружия Ту-95 не придется преодолевать ПВО, зна-
чит, высокая скорость, полеты на предельно малых высо-
тах с огибанием рельефа не нужны.
Ту-160, имея примерно сходный боевой радиус, несет
ракеты Х-55 и Х-555. В обычном снаряжении они летят
приблизительно на 1500 километров. Соответственно
зона воздействия ограничивается 7000, 9000 и 11 000 ки-
лометрами. Это существенно меньше, чем у Ту-95МСМ.
Модернизацией Ту-160 проблему не решить – размеры
фюзеляжа не позволят разместить в нем столько же КР
Х-101 и Х-102, сколько несет Ту-95МСМ на внешней
подвеске, а оснащение «Белого лебедя» пилонами сразу
нивелирует все превосходство над Ту-95МСМ.
То есть с точки зрения боевой эффективности Ту-160 как
минимум не имеет преимуществ перед Ту-95МСМ. Ведь на-
носить удары бомбами свободного падения, если до этого
дойдет дело, оба будут в усло-
виях отсутствия ПВО про-
тивника – рисковать такими
машинами никто не станет.
Теперь обратимся к эко-
номическим
показателям.
Взлетный вес Ту-95МСМ –
около 185 тонн, Ту-160 –
более 275. Ту-160 – с изменя-
емой геометрией крыла, а Ту-
95МСМ имеет крыло «про-
стое». Существенно сложнее
и авионика Ту-160. Поэтому
стоимость его производства в
два с лишним раза выше, чем
Ту-95МСМ. Намного доро-
же обходится и работа «Бело-
го лебедя» – только топлива
он берет в полтора раза больше, нежели «Медведь». По оцен-
кам специалистов, стоимость эксплуатации Ту-160 почти в
2,5 раза выше, чем Ту-95МСМ. Возникает вопрос: зачем воз-
обновлять выпуск Ту-160? Может, стоит восстановить про-
изводство Ту-95МСМ? И дешевле, и эффективнее. Бесспор-
но, Ту-160 – более современная и совершенная машина, гор-
дость авиапрома и ВКС. Но в условиях кризиса и сокраще-
ния военного бюджета на первое место, наверное, надо
поставить эффективность и стоимость, а не престиж. На-
помню, что эти самолеты созданы и приняты на вооружение
в СССР, как и основа дальней авиации Ту-22М3.
Новинкой МАКС-2017 считается Су-30СМ. Однако
это модернизация Су-30, совершившего первый полет
еще в 1989-м. Далеко не новой представляется и гордость
российской фронтовой бомбардировочной авиации Су-
34. Эта машина впервые поднялась в небо в 1990-м. Спу-
стя почти 25 лет после оснащения современной аппарату-
рой ее приняли на вооружение ВКС РФ.
В небе демонстрировали чудеса пилотажного искусства
самолеты Т-50. На МАКСе о них говорилось как о почти
состоявшемся истребителе пятого поколения. Однако эти
слова звучат уже без малого десятилетие. Есть проблемы с
двигателями российской разработки, способными обеспе-
чить долговременный крейсерский сверхзвуковой полет,
как и с РЛС, отвечающей требованиям такой машины.
Утверждать, что Россия получила истребитель пятого
поколения, пока рано. Разработка самолета ведется с на-
чала 90-х. В Советском Союзе его сделали бы самое позд-
нее к концу прошлого века. Техническое задание на раз-
работку составлялось еще при СССР. То есть по концеп-
ции этот самолет тоже советский.
Транспортную авиацию представляли хорошо знако-
мый с 70-х Ил-76 и его модификация Ил-76МД-90А. По-
следний – планер Ил-76, на котором установлены новые
двигатели ПС-90А (советской разработки) и модернизи-
рованное БРЭО. Возможности существенно возросли.
Однако это по-прежнему лишь модернизация (пусть и
глубокая) старого доброго Ил-76.
В отличие от прошлого МАКСа из экспозиции исчезли
массовые самолеты предшествующего поколения – Су-24 и
Су-25, а также их модернизированные версии. Между тем
было бы интересно ознакомиться с ними, оснащенными
СВП-24, о которой много говорилось в связи с Сирией.
Стоит вспомнить об А-50 и его версии А-50У. Даже
последняя из модернизаций этого самолета была проведе-
на относительно давно.
Почему-то на МАКСе не появилось реальное достижение
российского авиапрома – глубоко модернизированный Ил-
38Н. Это прорывной дляРоссии самолет. Его новая поисково-
прицельная система вывела машину в число наиболее совер-
шенных, поставив наравне с американским «Орион» Р-3D.
ППС полностью разработана в постсоветское время и может
считаться чисто российским достижением.
В экспозиции была представлена «транспортная плат-
форма» Ил-114. Этот двухмоторный самолет по ТТХ
близок к Ил-38, уступая в дальности полета. Как противо-
лодочный он вполне может стать заменой заслуженному
морскому поисковику Ил-38.
Достижения вертолетостроения представляли Ми-24 и
Ми-8 последних модификаций, а также Ка-52, Ми-17 и Ми-
171 (эти два, как и Су-35, являются глубокой модернизацией
предшественника Ми-8), уже не самые новые машины.
Таким образом, МАКС продемонстрировал: российские
ВВС оснащены советской техникой, в той
или иной мере модернизирован-
ной. Как справедливо отметил
один из ведущих экспертов, в
прошлом крупный военный
руководитель
России,
МАКС – это великолеп-
ная выставка достижений
советского авиапрома.
Боевых самолетов
иностранных произво-
дителей в Жуковском
не было.
ОБИЖЕННАЯ
«ГРАЖДАНКА»
В гражданском сек-
торе ожидаемым гвоздем
МАКС-2017 должен был стать МС-21, но показали его
лишь в виде макета. Этот региональный авиалайнер рос-
сийской разработки отвечает самым высоким мировым
стандартам. Правда, как говорят авиационные специали-
сты, в нем более 60 процентов иностранных комплектую-
щих и технических средств. Это, конечно, достижение,
если сравнивать с SSJ-100, где «иностранщины» свыше 70
процентов. Однако полноценными российскими их счи-
тать никак нельзя. А действительно отечественных машин
«большого класса», таких как Ту-214, Ту-204, Ил-96-400,
на поле аэродрома не было ни одной.
Между тем это впол-
не современные самоле-
ты. Их модернизация
позволила бы стране
иметь свои гражданские
лайнеры, сходные с ми-
ровыми образцами.
Судя по МАКСу, на
них поставили крест. В
подтверждение можно
сказать: символом целе-
направленного погрома
нашей гражданской ави-
ации выглядел стендик,
посвященный разрабо-
танному еще в конце
90-х региональ-
ному лайнеру
Ту-324. А ведь
есть еще и Ту-
334. Пытаясь
оправдать не-
брежение оте-
чественными
разработка-
ми, некото-
рые «специ-
Начало на стр. 01
№ 28 (692) 26 июля–1 августа 2017 года
06
СОБЫТИЕ
В экспозиции ЦАГИ
посетители могли увидеть
модель лайнера,
который будет летать
в стратосфере со скоростью
до 8000 километров в час
ТЕНДЕНЦИИ
Самый искус
Начало на стр. 01
Миг-35 – потомок Миг-29
ПД-14 –надежда российской а
последние приготовления
перед открытием
ТВС-2ТДС –«кукурузник» XXI века
«Сухому» есть чем гордиться
ему тоже летать на советской технике?