09
Максим КАЗАНИН,
кандидат политических наук
На опубликованных снимках
видно: у двигателей соосные винты,
что должно повысить эффективность
при коротком старте с авианосца,
оснащенного трамплином. В салоне
будут места для пяти операторов ра-
диолокационной станции, которая
позволит обнаруживать воздушные
цели на дальности до 600 киломе-
тров. Экипаж включает пилота,
штурмана, бортмеханика. В связи с
наметившимся прогрессом по теме
палубного самолета ДРД целесоо-
бразно рассмотреть некоторые мо-
менты сотрудничества украинских и
китайских предприятий по созданию
современных образцов авиатехники.
Для сокращения технологического
отставания ОПК КНР от западных и
российских самолетостроителей Пекин
санкционировал открытие двух произ-
водственных комплексов в Сиане и
Чэнду, на которых будут работать спе-
циалисты с Украины.
АНТОНОВЦЫ В СИАНЕ
В уезде Пучэн (Вэйнань, провинция
Шэньси) на территории площадью 124
квадратных километра завершается
строительство Современного открыто-
го производственного района Луянху,
где будут жить и работать две тысячи
сотрудников украинского КБ «Анто-
нов» с членами семей.
Возведены цеха для выпуска необ-
ходимых комплектующих, 46 много-
этажных жилых домов для рас-
селения сотрудников, органи-
зован парк культуры и отдыха.
Известно, чтообщая стоимость
комплекса проектных, инже-
нерных и строительных работ,
а также компенсаций местным
жителям за изъятие земель
сельскохозяйственного назна-
чения по состоянию на 2017
год составила 6,3 миллиарда
юаней, в ближайшие пять лет
будет инвестировано еще 2,65
миллиарда.
Все это результат сотрудни-
чества Китайской авиационной
промышленной корпорации
№ 1 и КБ «Антонов». Основ-
ными соисполнителями опыт-
но-конструкторских работ на
территории КНР являются Сианьская
промышленная авиационная группа
компаний и Первый научно-иссле-
довательский институт проектирова-
ния воздушных судов, которые распо-
ложены в районе Яньлян.
Из открытых источников известно,
что на авиастроительном предприятии
КАПК идет работа над самолетами
дальнего радиолокационного обнару-
жения, а также заправщиками на базе
Ил-76. В 2015 году именно специали-
сты с Украины помогли ВВС КНР соз-
дать первые три летающих танкера из
российских транспортников Ил-76 с
использованием комплектов украин-
ского топливозаправочного оборудова-
ния, предназначенного для Ил-78.
Приоритетный проект – производ
ственно-испытательная линия для вы-
пуска сверхтяжелых транспортных
Ан-225 «Мрия», которые позволят осу-
ществлять переброску до 1500 воен-
нослужащих НОАК в любую точку
КНР. Китайских конструкторов инте-
ресуют технологические решения, ис-
пользованные при создании корпуса и
крыльев самолета, а также двигатели
Ан-225.
Вторым по важности определено
формирование производственной ли
нии Ан-124-100, которые считаются
лучшими в своей категории. По за-
мыслу китайских стратегов Ан-124-
100 «Руслан» заполнит пустующую
нишу тяжелых транспортных самоле-
тов, а также может серьезно потеснить
российские Ил-76, которые в основ-
ном поставляются китайской стороне
после ремонта. Единственным серьез-
ным конкурентом для украинских
машин может стать новая модифика-
ция Ил-76МД-90А. По подсчетам
офицеров Управления вооружений
Объединенного оперативного штаба
НОАК, для удовлетворения потреб-
ностей всех родов и видов войск в
транспортировке грузов и личного со-
става необходимо 200 воздушных
судов среднего и тяжелого классов.
Кроме того, для военно-тран
спортной авиации ВВС НОАК опре-
деленный интерес представляет укра-
инский Ан-70, который обладает луч-
шими характеристиками в сравнении
с китайским перспективным транс-
портным самолетом «Юнь-30», нахо-
дящимся только на стадии проекти-
рования. Китайские аналитики по
проблематике ВВС полагают, что для
военно-политического руководства
оптимально принятие на вооруже-
ние именно Ан-70, который спосо-
бен перевозить до 300 человек с лич-
ным вооружением либо около 200
раненых.
Техническая компетенция специа-
листов КБ «Антонов», которое в КНР
считают лучшим в мире по
созданию транспортных
самолетов, позволила по-
строить, проверить и запу-
стить в эксплуатацию пол-
ноценный комплекс ката-
пультного старта для па-
лубных истребителей на
авиабазе ВМС НОАК
«Синчэн», расположенной
в провинции Ляонин.
Кроме вышеуказанных
самолетов, китайские спе-
циалисты планируют в со-
трудничестве с украински-
ми партнерами наладить
производство Ан-70, Ан-74,
Ан-132, Ан-158, Ан-178.
ЗАПОРОЖЦЫ В ЧУНЦИНЕ
Очевидно, что для серийного вы-
пуска указанных типов самолетов необ-
ходимы мощные и надежные авиадви-
гатели, с которыми у специалистов из
КНР проблемы. Для решения этой за-
дачи Chongqing Tianjiao Aviation Power
Company в сотрудничестве с украин-
ской «Мотор Сич» зарегистрировала в
КНР новое предприятие c уставным
капиталом четыре миллиарда юаней.
Известно, что китайская компания
при финансовом содействии админи-
страции Чунцина построит в районе
Лянцзян жилой комплекс и создаст
всю необходимую инфраструктуру для
нового двигателестроительного пред-
приятия. Общая стоимость создания
комплекса оценивается в 20 миллиар-
дов юаней, из которых 1,7 миллиарда
выделяется на переезд от двух тысяч до
трех тысяч сотрудников «Мотор Сич»
и членов их семей в КНР.
По данным китайских источников,
на предприятии планируется организо-
вать производственные линии по выпу-
ску турбовальных, турбореактивных
двухконтурных и турбовентиляторных
двигателей военного назначения, а
также газовых турбин для гражданско-
го сектора.
В первую очередь будет налажен
выпуск Д-18Т, необходимого для
создания в КНР национального тя-
желого транспортного самолета,
способного перемещать 171 тонну
груза на дальность 15 000 киломе-
тров без дозаправки.
Вторыми по важности определе-
ны двигатели АИ-222К-25Ф и АИ-
25ТЛК, поскольку их стабильные по-
ставки необходимы ВВС и ВМС
НОАК для поддержания летной год-
ности учебно-тренировочных и бое-
вых самолетов JL-8, -9, -10, а также
для стабильных поставок легких удар-
ных L-15 на международный рынок
вооружения. Кроме того, китайские
производственники планируют нала-
дить выпуск АИ-9500Ф, который по-
зволит ВМС НОАК реализовать про-
ект легкого палубного УБС.
Третьим пунктом в списке зна-
чится Д-27. Этот турбовентилятор-
ный двигатель жизненно необходим
китайским самолетостроителям для
реализации программы среднего
военно-транспортного «Юнь-30», ко-
торый при максимальном взлетном
весе 80 тонн должен поднимать в воз-
дух 30 тонн полезной нагрузки. Рас-
четная скорость «Юнь-30» – 600–700
километров в час, а дальность полета
с максимальной нагрузкой – от 6000
до 7000 километров. Вполне вероят-
но, что при создании «Юнь-30» ки-
тайские специалисты используют
опыт украинского КБ «Антонов».
Следующим в перечне приорите-
тов идет Д-436, который будет серий-
но устанавливаться на транспортных и
пассажирских Ан-178 или их китай-
ских аналогах. В перспективе этими
двигателями станут комплектовать
более мощные самолеты-амфибии, ко-
торые примут на вооружение в проти-
вопожарных подразделениях народ-
ной вооруженной полиции КНР и
ВМС НОАК для полетов на остров-
ные территории.
В Поднебесной рассчитывают на
то, что украинские специалисты по-
могут наладить и серийный выпуск
таких силовых агрегатов, как Д-136,
АИ-136Т, ТВ3-117ВМА-СБМ1В и
МС-500В. Это позволит полностью
устранить зависимость от поставок
моторов из России, а также разраба-
тывать новые образцы вертолетной
техники. По местным оценкам, пер-
вые партии перечисленных моделей
двигателей будут изготовлены с ис-
пользованием комплектующих, по-
ставленных с Украины, что обеспечит
необходимый уровень качества. Спе-
циалисты «Мотор Сич» скорее всего
окажут содействие китайским кон-
структорам и при создании перспек-
тивных компактных ТРД, необходи-
мых для крылатых и противокора-
бельных ракет.
Вполне вероятно, что в этом же
районе Чунцина будут расположены
производства и жилые кварталы для
сотрудников
украинского
КБ
«Южное», которое уже сделало боль-
шой шаг навстречу китайским раке-
тостроителям, продав им техниче-
скую документацию и образцы дви-
гателей РД-170, РД-120 и РД-9.
«ОБОРОНКА»
АО «Арзамасский
приборостроительный завод
имени П. И. Пландина»
Россия, 607220,
Нижегородская область,
г. Арзамас, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8А
Телефоны: +7(83147) 7-91-21, 7-91-20
Факс: +7 (83147) 7-91-25
E-mail:
ЗАРОБИТЧАНЕ
В ПОДНЕБЕСНОЙ
«АНТОНОВ»,
«МОТОР СИЧ»
И ЮЖМАШ СТАНУТ
КИТАЙСКИМИ
БРЕНДАМИ
На аэродроме Китайской
авиационной промышленной
корпорации № 1 (КАПК),
расположенном в районе
Яньлян города Сиань,
проходит испытания новый
палубный турбовинтовой
самолет дальнего
радиолокационного дозора
«Кунцзин-600». Он,
вероятно, оснащен двумя
силовыми установками Д-27
производства украинской
компании «Мотор Сич»,
которые известны по военно-
транспортному Ан-70.
Турбовентиляторный
двигатель жизненно
необходим китайским
самолетостроителям
для реализации программы
среднего военно-
транспортного «Юнь-30»
Для удовлетворения
потребностей НОАК
в транспортировке грузов
и личного состава
необходимо
200 воздушных судов
среднего и тяжелого
классов
КОНТАКТЫ
реклама
google.com
На параде, посвященном
90-летию создания Народно-
освободительной армии КНР,
который пройдет 1 августа
в Пекине, вероятно, будет
представлена новая межкон-
тинентальная баллистическая
ракета «Восточный ветер
31AG». Как стало известно,
при создании корпусов всех
трех ступеней данной МБР
китайские конструкторы ис-
пользовали углеволоконные
материалы серии Т800, что
позволило серьезно умень-
шить вес ракеты и увеличить
дальность пуска.
По сравнению с ракетами
ранних модификаций –
«Восточный ветер 31» и
«31А» – новая МБР будет
оснащена высокоскоростной
маневрирующей головной
частью типа DFZF, которая
успешно протестирована в
нескольких испытательных
пусках, выполненных брига-
дами ракетных войск НОАК в
2016–2017 годах. Подобная ГЧ
предназначена скорее всего
для поражения подвижных
крупноразмерных целей или
объектов, прикрытых несколь-
кими эшелонами ПРО и РЭБ.
Китайские специалисты гово-
рят о вероятном оснащении
ракеты неядерной боевой ча-
стью, поскольку перемещение
ПУ с ЯБЧ требует разработки
сложного маршрута движения
и затратного комплекса меро-
приятий по маскировке.
Вторая отличительная черта
МБР «Восточный ветер 31AG»
– новая восьмиосная пусковая
установка WS-2900 разработ-
ки компании Sanjiang Wanshan
Special Vehicle Co., Ltd. При
создании ПУ китайские
специалисты заимствовали
конструктивные решения бело-
русских коллег. Скопирована
несущая рама от специального
колесного шасси МЗКТ-79221,
которое применяется для пере-
возки МБР «Тополь-М». Для
сравнения: в настоящее время
для транспортировки МБР
«Восточный ветер 31» и «31А»
подразделения РВ НОАК ис-
пользуют четырехосный тягач
HY4330 и соответствующий
прицеп ZX-TJ-2000.
Максим КАЛИНИН
ПО ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ ТОРЖЕСТВЕННО ПРОЕДЕТ
КИТАЙСКАЯ РЕПЛИКА БЕЛОРУССКОГО ТЯГАЧА
i.wheelsage.org