04
№ 3 (667) 25–31 января 2017 года
АРМИЯ
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора
Института политического
и военного анализа
Из-за засекречивания данных о
производстве и закупках новых воо-
ружений и темпах вывода старых ко-
личество техники в ВС Пакистана
известно лишь приблизительно.
Исламабад оказывает очень боль-
шое влияние на ситуацию в соседнем
Афганистане, в значительной степени
контролируя движение «Талибан».
Сухопутные войска
организаци-
онно делятся на девять армейских
корпусов, три командования корпус-
ного уровня и группу ССО.
В настоящее время формируют-
ся стратегические командования по
географическому принципу (Север-
ное, Центральное, Южное, Запад-
ное, Восточное), но их структура не
является устоявшейся.
Именно в сухопутных войсках –
в командовании стратегических сил
находится весь
ракетно-ядерный ар-
сенал Пакистана
. Его состав изве-
стен лишь весьма приблизительно.
На вооружении имеется до 40 БРСД
«Гхори» (создана на базе североко-
рейской «Нодон-1», дальность поле-
та – 1300 км, масса БЧ – 700–1000
кг), до 85 ОТР «Газнави» (на базе ки-
тайской М-11, 290–400 км, 700 кг),
до 16 ОТР «Шахин-1» (750 км, 700
кг), не менее 8 «Шахин-2» (1500 км),
105 ТР «Хатф-1В» (70–100 км, БЧ –
500 кг), не менее 6 «Наср» (60 км,
могут нести до 4 БЧ), не менее 8
КРНБ «Бабур» (350–700 км, до 3
БЧ). Все ракеты способны нести
ядерные БЧ, их количество – 140–
160. Разрабатываются новые ракеты,
баллистические и крылатые.
Наиболее современные танки
– 320
украинских Т-80УД и 358 «Аль-Халид»,
которые строятся вПакистане по китай-
ской лицензии и представляют собой
экспортную версию Туре 96. Имеются
не менее 268 относительно новых ки-
тайскихТуре 85II, 250 более старыхТуре
69, до 1600 совсем старых Туре 59 (из
которых от 500 до 600модер-
низированы в Пакистане под
названием «Аль-Заррар»), а
также 50 легких Туре 63,
32-50 ПТ-76.
На вооружении состоят
129 БРМ (45 итальянских
LMV, 10 английских «Фер-
рет» и 74 «Шорланд»),
3172 американских БТР
М113 и итальянских VCC-
1/2, не менее 500 создан-
ных на их основе в самом
Пакистане БТР «Талха» и
«Саад», 20 американских бронеавто-
мобилей «Кугар» и 22 МахРrо, до
169 советских БТР-70 (используют-
ся в миссиях ООН за пределами
страны), до 100 немецких UR-416 и
10 «Динго-2», 6 чешских ОТ-64.
Имеется 50 старых американских
САУ М7, 267 более новых М109
(152 А2, 115 A5), 90 китайских ко-
лесных САУ SH-1, 40 американских
М110А2. Буксируемые орудия: до
1000 английских QF, 50 итальянских
М-56, до 300 американскихМ101А1,
143 китайских Туре 85 (копия совет-
ских Д-30), до 400 Туре 54-1, до 200
Туре 60, 260 Туре 59-1 и 100 их со-
ветских аналогов М-46, 30 старых
американских М59, 60 М114, 124
М198, от 60 до 72 южнокорейских
«Пантер», 26 американских М115.
Имеются 232 самоходных миномета
М125 (на шасси М113), 2350 фран-
цузских минометов АМ-50 и М-61.
Все РСЗО – китайского производ-
ства. Это 52 «Азар» (Туре 83, собран-
ные в Пакистане), 40 KRL-122, 48
новейших А-100, скопированных с
российского «Смерча».
На вооружении находится более
3000 старых немецких ПТРК
«Кобра» и 1000 американских «Тоу»
(в том числе 24 самоходных М901 и
232 на шасси М113), 200 китайских
ПТО Туре 56.
Войсковая ПВО
имеет на воору-
жении до 2650 местных ПЗРК «Анза»
и 200 китайских HN-5А (оба скопи-
рованы с советской «Стрелы-2»), 50
новейших китайских FN-6, 350 аме-
риканских «Стингер», от 100 до 230
французских «Мистраль», 144 швед-
ских RBS-70.
Армейская авиация
располагает
многочисленными легкими самоле-
тами – до 30 американских О-1Е, 3
«Цессна-208В», 1 «Цессна-421», 1
«Цессна-550», 1 «Цессна-560», 1–2
«Коммандер-690», 4 китайских Y-12.
Боевые вертолеты: 53 американских
АН-1 «Кобра» (33 F, 20 S), 3 новей-
ших китайских Z-10. Многоцелевые
и транспортные вертолеты: 6 евро-
пейских AW139, 19 французских
AS550, 6 AS350, до 27 SA315B, до 33
SA316, 36 SA330 и от 6 до 14 румын-
ских IAR-330, 45 российских Ми-17
и до 11 советских Ми-8, 26 амери-
канских «Белл-412», до 20 UH-1,
6–8 «Белл-205А», от 13 до 18 «Белл-
206В», до 10 «Хьюз-300С».
ВВС
организационно делятся на
пять командований – стратегическое
(Исламабад), Северное (Пешавар),
Центральное (Лахор), Южное (Ка-
рачи), ПВО (Равалпинди).
Наиболее современные боевые
самолеты – 77 американских F-16
(34 А, 25 В, 12 С, 6 D) и не менее 48
китайских JF-17, которые произво-
дятся в Пакистане по лицензии.
Имеется более 300 старых истреби-
телей – до 162 китайских J-7Р (в том
числе до 50 PG, китайский вариант
советского МиГ-21) и до 29 учебно-
боевых JJ-7, до 167 французских
«Мираж-3» и «Мираж-5», 8 самоле-
тов ДРЛО (4 китайских ZDK-03, 4
шведских «Сааб-2000») и 2 РЭР
(американские «Фалкон-20F»), 4 ку-
пленных на Украине советских за-
правщика Ил-78.
Вертолеты: 3 российских Ми-17,
15 французских SA316.
Наземная ПВО включает 1 бата-
рею (6 ПУ) китайского ЗРК HQ-2
(копия советского С-75), 12 батарей
(144 ПУ) французских ЗРК малой
дальности «Кроталь» и 10 батарей
(до 80 ПУ) итальянского ЗРК
«Спада-2000».
ВМС
Пакистана насчитывают 5
французских ПЛ типа «Агоста» (2
более старых «Агоста-70» «Хашмат»,
3 новейших «Агоста-90Б» «Халид») и
3 итальянских диверсионныхСМПЛ
«Космос» MG110. С ПЛ «Халид»
возможен запуск КРМБ «Бабур-3».
Основу надводного флота со-
ставляют 10 фрегатов: «Аламгир»
(американский «Оливер Перри»), 4
«Зульфикара»
(китайский
пр.
053Н3), 5 «Тариков» (английские
«Амазоны»).
Из 9 ракетных катеров 2 новей-
ших типа «Азмат» построены в КНР,
3 «Джалалата» и 2 «Джуррата» – в
Пакистане по китайским проектам,
2 MRTP-33 – в Турции.
С учетом обладания ядерным
оружием и средствами его доставки,
а также достаточно высокого уровня
боевой и морально-психологической
подготовки личного состава ВС Па-
кистана можно считать сильнейши-
ми в исламском мире. Тем не менее
они существенно уступают по свое-
му потенциалу ВС Индии («В здоро-
вом Дели – здоровый дух», «ВПК»,
№ 22, 2016). Сдерживать Дели от
попыток военного разгрома Исла-
мабаду помогают его собственный
ядерный арсенал и тесный союз с
Пекином.
Существует, пусть и достаточно
малая, вероятность прихода к власти
в Пакистане исламских радикалов,
которые в этом случае получат до-
ступ к ракетно-ядерному арсеналу
страны, что создаст угрозу для всего
человечества.
С Россией Пакистан не граничит
и вообще довольно далеко от нее,
тем не менее это наш давний, про-
веренный и испытанный враг как
минимум со времен афганской
войны. Самая очевидная угроза с его
стороны сегодня – поддержка тали-
бов, которые после ухода натовцев
из Афганистана могут создать нам
большие проблемы в Центральной
Азии, а в худшем варианте – и на
нашей собственной территории.
Угроза почти столь же очевидная –
вышеупомянутая вероятность при-
хода к власти в Пакистане исламских
радикалов. Пакистанские ракеты до
России пока не долетают, но новые
образцы с китайской помощью раз-
рабатываются очень активно. Сле-
дующее их поколение уже будет до-
стигать Сибири и Урала. При этом
надо понимать, что в отличие от
нынешних иранских властей сун-
нитские радикалы, получи они до-
ступ к ядерным ракетам, вполне
способны пойти на шаги откровен-
но самоубийственного характера.
Суицидальный терроризм – чисто
суннитское порождение, а если в
массовом порядке самоподрывами
занимаются отдельные индивидуу-
мы, никто не сказал, что на это не
может пойти целое государство.
Впрочем, даже нынешний Паки-
стан, в котором радикалы к власти
еще не пришли, почти не скрывает
готовности продать Саудовской
Аравии ядерные заряды для имею-
щихся у Эр-Рияда китайских ракет
«Дунфэн-3», уже способных достать
до юга России. При этом в
Саудовской Аравии («Ко-
ролевство без царя в голо-
ве», «ВПК», № 48, 2016)
радикалы-ваххабиты
по
сути находятся у власти
уже сейчас.
Необходимо отметить
еще один момент, на кото-
рый у нас принято закры-
вать глаза. Со времен
нашей афганской войны из
тогдашней антисоветской
коалиции сложилась не-
формальная ось Пекин – Исламабад
– Эр-Рияд, к которой сегодня все
сильнее примыкает Анкара. Паки-
стан является здесь важнейшим свя-
зующим звеном, как географиче-
ским, так и политическим. В частно-
сти, ядерное оружие Пакистан соз-
дал в основном на китайских
технологиях и почти исключительно
на саудовские деньги. Несколько де-
сятилетий эта ось была не очень за-
метна. Но для нас она принципиаль-
но враждебна независимо от теку-
щих отношений стран этого «четвер-
ного союза» с США. К сожалению, в
России это понимают далеко не все.
АРСЕНАЛЫ
ДЛЯ РАДИКАЛОВ
Пакистан – наш давний,
проверенный враг
как минимум
со времен афганской войны
ТЕНДЕНЦИИ
Начало на стр. 01
interpolit.ru
Алексей МИХАЙЛОВ
6 января начальник
Генштаба генерал армии
Валерий Герасимов сооб-
щил, что Россия приступа-
ет к сокращению группи-
ровки в Сирии. Первыми
зону конфликта покидают
«Адмирал Кузнецов» с ко-
раблями и судами сопрово-
ждения Северного флота.
15 января, когда авианосец
еще находился в Восточ-
ном
Средиземноморье,
исполнилось три месяца с
начала похода.
О составе авиакрыла
крейсера ничего офици-
ально не сообщалось. Од-
нако сосчитать самолеты и
вертолеты на его борту
оказалось возможным по
видеоматериалам, снятым
как российскими журна-
листами, так и западными
операторами, главным об-
разом военными.
КРЫЛО ОБЛЕГЧЕННОГО
СОСТАВА
Как и предсказывал
«ВПК» («МиГ с гаком»,
№ 38, 2016), «Кузнецов»
вышел в поход с авиакры-
лом очень облегченного
состава. На борт приняли
10 истребителей Су-33 из
«старого» 279-го отдельно-
го корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП)
морской авиации Северного флота (из них восемь были
модернизированы, получив возможность наносить удары
по наземным и надводным целям) и всего четыре машины
из недавно сформированного 100-го ОКИАП: три истре-
бителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, а также 18 вертолетов
различных типов. По неподтвержденным официально дан-
ным, строевых МиГов было всего три, четвертый принад-
лежал корпорации «МиГ» и был испытательным. Таким
образом, подтвердилось, что «сидящий» в Ейске 100-й
ОКИАП фактически оказался неготовым к походу.
Как тут не вспомнить должностных лиц, обещавших
министру обороны, что строящийся в Ейске наземный
испытательно-тренировочный комплекс авиационный
(НИТКА) будет готов к концу 2016 года. Такого доклада
до сих пор не сделано. В то же время незаслуженно оби-
жен вниманием аналогичный комплекс в крымских Саках.
Кто мешал готовить на нем пилотов 100-го ОКИАП даже
в период, когда авианосец шел к берегам Сирии? Ведь они
могли перелететь на борт позднее уже освоенным марш-
рутом над Каспием, Ираном и Ираком.
Самолеты 279-го ОКИАП прибыли на авианосец в
июле после прохождения подготовки на комплексе в
Саках. Там, по официальным данным, отрабатывали не-
обходимые навыки всего семь летчиков на МиГах, в том
числе трое строевых из «сотки». Злые языки говорили, что
это были комполка и два комэска, остальные – граждан-
ские испытатели из корпорации «МиГ» и военные из мор-
ской авиации. Почему в это время 100-й ОКИАП оста-
вался в Ейске – вопрос.
15 октября корабельная ударная группа (КУГ) Се-
верного флота в составе ТАКР «Петр Великий», ТАВКР
«Адмирал Кузнецов», двух больших противолодочных
кораблей и судов обеспечения вышла в море. По логике
ее должны были сопровождать одна-две многоцелевые
АПЛ, но о них никогда не сообщается – «закон жанра».
По данным ВМС Норвегии, уже 18 октября начались
тренировочные полеты истребителей Су-33 с борта авиа-
носца над северо-восточной
частью Атлантики. Россий-
ская сторона в полном соот-
ветствии с международными
правилами уведомила о про-
ведении 19–21 октября лет-
ных учений над междуна-
родными водами Атлантики
близ юго-запада Норвегии.
21 октября КУГ вошла в Ла-
Манш, при этом на палубе
авианосца всегда находилось
дежурное звено из двух ис-
требителей. К 27 октября
корабли Северного флота
преодолели Гибралтар и
вошли в Средиземное море.
С 27 по 29 октября КУГ по-
полнила все запасы с судов
обеспечения.
1 ноября возобновились полеты самолетов Су-33 и
МиГ-29КР с борта авианосца, на сей раз над Средизем-
ным морем. Все действия российской КУГ проходили под
пристальным вниманием базовой патрульной авиации
НАТО, а также кораблей альянса.
Заинтересованные страны были заранее проинформи-
рованы о намерении провести 9 ноября учения наших па-
лубников к юго-востоку от острова Родос. В извещении
говорилось, что полеты авиации ВМФ России будут про-
ходить согласно заявленным координатам в греческой
зоне управления воздушным движением (УВД) над меж-
дународными водами Восточного Средиземноморья и в
связи с этим изменяются шесть авиатрасс для граждан-
ских воздушных судов. Боевые самолеты должны были
находиться в постоянном контакте с греческими диспет-
черами центров УВД и летать с включенными транспон-
дерами, подчеркивалось в документе. Аналогичные
предупреждения выдавались на периоды с 10 по 15 и с
17 по 22 ноября.
9 ноября Минобороны РФ сообщило, что за КУГ по-
пыталась следить голландская дизель-электрическая под-
водная лодка, предположительно «Валрус». 10 ноября, по
заявлению Пентагона, российская палубная авиация нача-
ла совершать ознакомительные полеты над территорией
Сирии, что означало – в дальнейшем она будет использо-
вана для боевого применения по целям террористических
организаций. К этому времени вовсю развернулась битва
за Восточный Алеппо.
ПОТЕРИ НЕ БОЕВЫЕ – ОТ НЕУМЕНИЯ
14 ноября Минобороны РФ признало факт потери ис-
требителя МиГ-29КР. По официальным данным, он при
заходе на посадку упал в море в нескольких километрах от
авианосца. Летчик катапультировался и был подобран
вертолетом поисково-спасательной службы. По одной из
неофициальных версий, у истребителя попросту закончи-
лось топливо, пока решали, куда его посадить, в то время
как была возможность отправить его на авиабазу «Хмей-
мим». В итоге утопили ис-
правный самолет.
15 ноября министр
обороны объявил, что па-
лубные истребители Су-33
начали летать с авианосца
на боевое применение.
Правда, не уточнил, с ка-
кого дня. Тогда же военное
ведомство распространило
видеоролик с кадрами взле-
та самолетов с боевой на-
грузкой с палубы авианос-
ца и их возвращения без
боезапаса. Одновременно
удар крылатыми ракетами
«Калибр-НК» по целям
террористов нанес фрегат
«Адмирал
Григорович»
Черноморского флота. По
данным МО РФ, самолеты
Су-33 уничтожили в про-
винции Идлиб крупное
бандформирование груп-
пировки «Джебхат Фатх
аш-Шам» (бывшая «Джеб-
хат ан-Нусра», запрещен-
ная в РФ).
26 ноября западные
СМИ сообщили, что во-
семь Су-33 и два МиГ-
29КР находятся на авиабазе
«Хмеймим». Присутствие
там только пары МиГов за-
ставило предположить, что
с оставшейся на корабле
машиной не все в порядке.
По версии источника
«ВПК», она, возможно,
была приведена в нелетное
состояние при посадке на палубу еще до авиапроисшествия
14 ноября.
4 декабря показали работу с авианосца новейших
разведывательно-ударных вертолетов Ка-52К «Катран»,
предназначавшихся ранее для «Мистралей». По оценкам
СМИ, их на борту было четыре.
На следующий день Минобороны сообщило о паде-
нии в море при посадке на авианосец истребителя Су-33.
Причиной, по версии ведомства, стал обрыв троса. Из-
вестно, однако, что с некоторых пор на корабле есть свое-
го рода «черный ящик», контролирующий работу тормоз-
ных машинок – система «Топаз-М», записи с которой
должна изучить госкомиссия. Кроме того, ведется видео-
фиксация каждого взлета и посадки. Поскольку есть и
другая версия: летчик просто не попал на нужный курс,
«Топаз-М» и система объективного видеоконтроля долж-
ны рассудить, кто прав.
В любом случае потеря самолетов двух типов по суще-
ствующей практике должна была повлечь приостановку
полетов остальных боевых машин до выяснения причин
происшедшего.
Все точки над i расставят соответствующие комиссии
Минобороны.
НИТКА ПРЕТКНОВЕНИЯ
«Адмирал Кузнецов» не вполне оправдал свою миссию
– 100-й ОКИАП, несмотря на реляции должностных лиц,
и не по вине командования полка оказался не готов к реше-
нию задач по предназначению. Законный вопрос: ответит
ли за это кто-нибудь?
По официальным данным Минобороны, за два месяца
боевой работы в походе «Адмирала Кузнецова» летчики
морской авиации выполнили 420 вылетов, из них 117 –
ночью. Это означает (исходя из примерного состава авиа-
крыла), что на каждый из МиГов и Су (если речь шла толь-
ко о них) пришлось от 30 до 40. При этом не уточнялось,
сколько вылетов совершалось с палубы авианосца, а сколь-
ко с авиабазы «Хмеймим», откуда они также работали.
Неясно, вошли ли в ука-
занную лукавую статистику
вертолеты или речь идет
только о самолетах. Скорее
всего верно последнее, по-
скольку в результате пораже-
ны 1252 объекта террори-
стов, что примерно соответ-
ствует числу поднимаемых
самолетами этих типов авиа-
ционных боеприпасов, спо-
собных работать по земле. А
может, правы американцы,
сообщившие о 152 боевых
эпизодах, когда самолеты ра-
ботали с палубы?
В любом случае от похо-
да авианосца есть положи-
тельный эффект. Палубни-
ки получили боевое крещение. Впервые отработана опе-
рация загрузки авиационного боезапаса в море.
Предполагается, что по возвращении в Североморск
авианосец будет отправлен в ремонт и на модернизацию.
Но куда и когда? Первый претендент на проведение работ
– Объединенная судостроительная корпорация. На ее
35-м судоремонтном заводе (СРЗ – филиал центра судо-
ремонта «Звездочка», входящего в состав ОСК) «Адми-
рал Кузнецов» готовился к дальнему походу. К маю в
Мурманск обещают подогнать и док, способный принять
авианосец. Но у ОСК внезапно появился «рыночный»
конкурент в лице 82-го СРЗ. Его неоспоримое преимуще-
ство – наличие плавучего дока ПД-50, рассчитанного как
раз на корабли класса «Адмирал Кузнецов». Так что борь-
ба за контракт предстоит нешуточная.
Будем надеяться, что условия тендера Минобороны
обеспечат конкуренцию. В любом случае бюрократиче-
ские процедуры требуют времени, притом что на сами
работы отводится два года. А это значит, авианосец не
скоро вновь выйдет в Мировой океан и летчики 100-го
ОКИАП «встанут на крыло». Хотя в небе над Сирией все
они еще могли и должны были быть.
Возникает несколько вопросов. Выполнено ли обеща-
ние ввести в эксплуатацию НИТКА в Ейске? Если нет –
где учить палубников? И как долго будет простаивать
НИТКА в Саках, на котором командование авиации
ВМФ России планирует выполнить модернизацию в
2017–2018 годах? Но 2017-й уже начался, а на объекте так
и не появилась комиссия, которая определила бы объем
работ, не назначены исполнители, не определены источ-
ники финансирования.
А ведь ответственным подрядчиком могла стать Объе-
диненная судостроительная корпорация, эта задача ей
вполне по силам. Да и о чем можно говорить, если почти за
три года, как НИТКА в Крыму стал российским, в содер-
жание полигона, по данным ветерана комплекса Алексан-
дра Санникова, не вложено ни копейки. Пока НИТКА
оставался украинским, такое положение дел было объясни-
мо. А сейчас? Разве такой судьбы для комплекса ждали?
На корабле есть
своего рода
«черный ящик».
Это система «Топаз-М»,
записи с которой должна
изучить госкомиссия
Для подведения итогов первого в истории
российского ВМФ боевого похода тяжелого
авианесущего крейсера «Адмирал Флота
Советского Союза Кузнецов» к берегам Сирии
с применением палубной авиации по целям
террористов есть по меньшей мере два повода.
НЕДОВЫПОЛНЕННАЯ
МИССИЯ
«АДМИРАЛА КУЗНЕЦОВА»
ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ
ПАЛУБНОЙ АВИАЦИИ
ОСТАЕТСЯ ПРОБЛЕМОЙ
НА ПЕРЕДОВОЙ
vl.ru