РЫЛЬЯ
Выполнен контракт на серийную модернизацию
партии противолодочных самолетов Ил-38
Успешно завершены ремонт и модернизация двух противо-
лодочных самолетов Ил-38 морской авиации ВМФ России до
уровня Ил-38Н. С помощью новой поисково-прицельной си-
стемы модернизированный борт может успешно вести патру-
лирование, поиск и уничтожение субмарин (с применением
расширенной номенклатуры вооружений), радиоэлектронное
наблюдение за надводными и воздушными целями, постанов-
ку минных заграждений, поиск и спасение людей на море, а
также экологический мониторинг акватории. В декабре 2016
года самолеты сданы заказчику.
Начат второй этап заводских испытаний
Ил-76МД-90А
Специалисты ульяновской компании «Авиастар» модернизи-
ровали пилотажно-навигационное оборудование, установили
бортовые комплексы обороны и связи нового поколения.
Начат второй этап заводских испытаний. Их проводит экипаж
ОАО «Ил» под командованием Героя России, заслуженного
летчика-испытателя Николая Куимова. Все системы первого
опытного образца тяжелого военно-транспортного самолета
Ил-76МД-90А отработали в штатном режиме.
Первый этап ГСИ из 38 полетов проводил совместный экипаж
ОАО «Ил» и МО РФ. Было проверено функционирование
пилотажно-навигационного комплекса «Купол-III-76М(А)»,
топливной системы, автопилота, радиосвязи. Проведена
проверка на прочность при предельной скорости и с макси-
мальной перегрузкой. Выполнены полеты с максимальным
взлетным (210 тонн) и посадочным (170 тонн) весом. От-
работана методика ухода самолета на второй круг при отказе
одного и двух двигателей.
Декабрь 2016 года
Ил-76ТД-90ВД сдал
антарктический экзамен
На втором этапе испытаний
самолет был проверен на от-
казобезопасность. Совместный
экипаж ОАО «Ил» и ГосНИИ
ГА под командованием
летчика-испытателя Сергея
Сухаря выполнил прерванный
и продолженный взлеты
со снежно-ледовой ВПП с
имитацией отказа двигателя,
дифференциальное тормо-
жение (торможение только
стойками шасси, расположен-
ными по одному из бортов
самолета), посадку с одним
неработающим двигателем.
Проверена управляемость
самолета на снежно-ледовом
покрытии при асинхронной
тяге, вызванной возможным
отказом двигателя.
Испытания подтвердили
безопасность эксплуатации
самолета Ил-76ТД-90ВД в
Антарктиде. Рубеж принятия
решения о продолжении по-
лета и выполнении посадки
или возврате на аэродром
в условиях отсутствия за-
пасных ВПП и неустойчивой
погоды перенесен к точке
назначения.
Ноябрь
Заключен контракт на серийную модернизацию
первой партии Ил-76МД до уровня Ил-76МД-М
Ил-76МД-М – проект, разработанный ОАО «Ил» согласно
утвержденному тактико-техническому заданию на модер-
низацию парка тяжелых военно-транспортных самолетов
Ил-76МД, а также топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М.
На самолете установлен новый пилотажно-навигационный
комплекс, заменены светотехническое, десантно-
транспортное и бытовое оборудование, средства обо-
роны и связи. В носовой части предусмотрена установка
оптико-электронной визирной системы, работающей как в
инфракрасном, так и в оптическом диапазонах. Срок службы
самолета продлен до 40 лет.
Октябрь
«Ил» развивает систему
послепродажного
обслуживания самолетов
госавиации
По программе развития
системы сервиса авиатехники
госкомпаний на самолете МЧС
России Ил-76ТД впервые по
налету четырех тысяч часов
выполнены регламентные
работы. Продлен назначенный
межремонтный ресурс маши-
ны, проведены дополнительные
работы по защите от коррозии.
Сентябрь
Сейчас рабочие после стыковки всех отсеков (Ф-1, Ф-2 и
Ф-3) фюзеляжа приступили к окончательной сборке и про-
верке основных деталей корпуса, начали монтаж проводки и
гидравлической системы.
Параллельно заканчивается формирование крыла легко-
го транспортника, и об этом следует сказать особо: впервые
в российской практике самолетостроения создается моно-
крыло вместо двух консолей, которые на других типахмашин
крепятся к центроплану.
Цикл сборки планера завершится с установкой оперения
и навеской крыла. Кстати говоря, после того как его произ-
водство было поручено специалистам ВАСО, локализация
на заводе-финалисте превысила 86 процентов. Воронежские
авиастроители делают отсеки фюзеляжа, крыло, оперение,
стыковку агрегатов, окончательную сборку. За ними же за-
креплен весь комплекс испытаний. В кооперации по строи-
тельству Ил-112В ульяновская компания «Авиастар-СП»
изготавливает панели на отсеки фюзеляжа Ф-1, Ф-2, Ф-3,
люки и двери, «КАПО-Композит» – детали из композицион-
ных материалов.
МЕНЯЕМ ЧЕРТЕЖИ НА ЦИФРУ
Воронежские самолетостроители с началом возрождения
серийного производства авиатехники начали вкладывать не-
малые средства в автоматизацию процессов. И здесь огром-
ную роль сыграл и играет до сих пор проект ВАСО и Воро-
нежского государственного технического университета, на-
правленный на укрепление связей науки и производства.
В этом проекте многое получилось впервые. Документа-
ция на транспортник выпускалась в бумажном и цифровом
вариантах. Делалось так потому, что работающие над само-
летом в кооперации с воронежцами ульяновская компания
«Авиастар» и казанская «КАПО-Композит» давно перешли
на «цифру» и чертежи на ватмане там уже не нужны. С 2011
года в ВАСО внедряется PLM-система – методология управ-
ления жизненным циклом изделия.
«По факту чертежей больше нет, изделие проектируется
в электронном формате – здесь налицо визуализации тех-
процессов, все предоставляется в интерактивном виде», – по-
ясняет доцент Воронежского государственного технического
университета Алексей Прядихин.
Мы разговариваем у цехового терминала системы. Здесь,
по словам собеседника, собрана различная информация в
удобном 3D-виде. Тут всего три кнопки, и если у рабочего
есть необходимость получить информацию об узле или дета-
ли, достаточно найти на сенсорном экране номер – на терми-
нал будет выдана полная подборка информации о техпро-
цессе.
Есть ли возможность с помощью терминалов узнать о
том, на какой стадии исполнения находится узел или деталь?
Прядихин уточняет: «Задача такая ставится, чтобы в терми-
нал вводилась отметка о выполнении задания и информация
уходила бы в систему планирования». Поскольку внедрение
разработанной учеными ВГТУ системы идет успешно, реше-
ние будет найдено.
Оснастку для первого опытного образца в цехах ВАСО
изготовили сразу «под серию», хотя раньше для сборки пер-
вого летного образца делалась одноразовая.
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ, ПЕРВАЯ СОТНЯ
Как заявил директор программы Ил-112В ОАО «Ил»
Дмитрий Савельев, планируется, что планер самолета будет
состыкован к концу февраля, затем навеска двигателя, си-
стем и оборудования. По его словам, график производства
легкого транспортника Ил-112 предусматривает подъем са-
молета в воздух не позднее 30 июня 2017 года.
При этом Савельев заметил, что контракт с военным ве-
домством на поставку серийных самолетов, включая первые
два из установочной партии, прорабатывается, его планиру-
ется подписать уже в этом году.
В производстве Ил-112В в кооперации с ВАСО участву-
ет более 50 предприятий-смежников, заключено свыше 80
договоров. Самолет практически полностью сделан из рос-
сийских комплектующих.
На транспортнике будут стоять современные двигатели
ТВ7-117СТ, разработанные специалистами одного из важ-
нейших партнеров ВАСО – компании «Климов». Эта линей-
ка агрегатов создавалась для самолетов и вертолетов. Внача-
ле климовцы приступили к созданию самолетной модифи-
кации, однако вертолетная появилась первой. Но наработан-
ный опыт при создании этой версии был в полной мере
использован при работе над двигателем
для легкого транспортника. Его
мощность – 3,5 тысячи лошади-
ных сил с шестилопастными ма-
лошумными воздушными вин-
тами АВ-112 разработки сту-
пинской фирмы «Аэросила».
Серийно моторы этого семей-
ства начнут производить по
кооперации с АО «ММП им.
В. В. Чернышева» и НПЦ
газотурбостроения «Салют».
Для нового транспортни-
ка корпорация КРЭТ разра-
батывает бортовой ком-
плекс обороны, который,
как заявляет пресс-служба
концерна «Радиоэлектрон-
ные технологии», будет эф-
фективен против всех пер-
спективных угроз как ми-
нимум до 2025 года. Са-
молет сможет действовать
на линии соприкоснове-
ния с противником и уча-
ствовать в контртеррори-
стических операциях бла-
годаря надежной защите от
всех видов ракет класса
«земля-воздух» и «воздух-воздух».
Именно поэтому военная версия са-
молета будет поставляться исключитель-
но в авиасоединения ВКС России. Пока
потребность в легких транспортных само-
летах Ил-112В оценивается в 35 машин.
Есть расчет на создание транспортной
модификации самолета – Ил-112Т, в кото-
рой авионика стандартна – «без секретов»,
поэтому машина, как ожидается, будет по-
ставляться российским и зарубежным авиа-
компаниям. И к ней, по словам Дмитрия
Савельева, уже проявляют серьезный инте-
рес отечественные перевозчики, общий спрос
доходит до ста единиц, включая потребности
ВКС. Однако и тема поставок военной версии
легкого российского транспортника за рубеж
окончательно не закрыта. Во время недавнего
визита на ВАСО курирующий оборонную про-
мышленность вице-премьер Дмитрий Рогозин
заявил, что на Ил-112В обратило внимание во-
енное ведомство Индии.
Ильюшинцы восстанавливают авиационную
технику
Для совершенствования системы послепродажного сервиса
самолетов марки Ил в службе сервисного обслуживания в
шести точках дислокации авиационной техники ВКС России
и в Москве созданы семь мобильных сервисных бригад. Они
обслуживают самолеты Ил-76, Ил-78 и их модификации.
Сервисмены восстанавливают авиационную технику, продля-
ют сроки службы самолетов марки Ил, стоящих на вооруже-
нии ВКС РФ. Проведена переаттестация всех 35 специалистов
– военных авиационных инженеров и техников в отставке,
имеющих профильное образование и колоссальный опыт
работы на данных типах воздушных судов.
В 2015 году сервисные бригады восстановили до норм летной
годности более 70 самолетов. Общая стоимость работ со-
ставила порядка 150 миллионов рублей.
Июль
Июнь
Компания «Ил» пре-
зентовала новейший
транспортный самолет
Ил-76ТД-90А
На ульяновском заводе
«Авиастар-СП» прошла
летно-техническая кон-
ференция по вопросам
создания нового самолета
Ил-76ТД-90А – транспортной
модификации серийного Ил-
76МД-90А. В мероприятии
участвовали представители
Росавиации, ПАО «ОАК»,
ОАО «Ил», ГОСНИИ ГА, АО
«Авиастар-СП», МЧС России,
АК «Волга-Днепр», ОАО
«Авиадвигатель».
Самолет Ил-76ТД-90А
соответствует стандартам
ИКАО по уровню шума на
местности и эмиссии вред-
ных веществ в атмосферу,
что расширяет географию
полетов транспортника как
на внутренних, так и на за-
рубежных авиалиниях.
За счет модернизации крыла
и установки более мощных,
экономичных и малошумных
двигателей ПС-90А-76 новый
Ил-76ТД-90А берет больше
груза (до 60 т) и летит
дальше (до 4000 км с макси-
мальной нагрузкой).
Самолеты Ил-76ТД-90А и
Ил-76МД-90А практически
идентичны при проектиро-
вании и сборке, что снижает
сложность, расходы и риски
на всех этапах производства,
одновременно обеспечивая
эксплуатационные преиму-
щества заказчикам.
Март
Выдающийся
авиаконструктор Генрих
Новожилов награжден
орденом «За заслуги перед
Отечеством» I степени
Президент России Владимир
Путин отметил высокой на-
градой многолетнюю созида-
тельную работу генерального
конструктора ОКБ им. С. В.
Ильюшина с 1970 по 2005 год,
академика АН СССР, дважды
Героя Социалистического
Труда Генриха Новожилова.
За выдающиеся заслуги перед
страной и большой вклад в
развитие авиационной про-
мышленности, говорится в
указе, подписанном главой
государства.
Вручая Генриху Новожилову
высокую награду, Владимир
Путин отметил, что Генрих
Васильевич многие годы воз-
главлял КБ имени Ильюшина,
стоял у истоков разработок
передовых модификаций
легендарного Ила. И сегодня,
несмотря на почтенный воз-
раст, продолжает трудиться.
Заводские наземные и летные испытания первого
модернизированного Ил-76МД-М завершены
Проект разработан ОАО «Ил» в соответствии с тактико-
техническим заданием ВВС РФ на модернизацию парка тяжелых
военно-транспортных самолетов Ил-76М и Ил-76МД. Работы
выполнены на производственных мощностях компании в Жу-
ковском. Устаревшее оборудование заменено на современное.
Назначенный срок службы самолета продлен с 30 до 40 лет.
Апрель
Модернизированный Ил-76МД-М прослужит 40 лет
28 февраля состоялся первый полет модернизированного
военно-транспортного самолета Ил-76МД-М. Проект
модернизации разработали специалисты ОАО «Ил». Были
обновлены пилотажно-навигационное, радиосвязное, све-
тотехническое и бытовое оборудование, средства обороны.
Назначенный срок службы самолета продлен с 30 до 40 лет.
Февраль
avia.novgorod.com
cont.ws
std3.ru
07
«ОБОРОНКА»
На производстве легкого
транспортного самолета
в кооперации с ВАСО
заняты более 50
предприятий-смежников
СОБЫТИЯ