Газета «Военно-промышленный курьер». №47 (662). 7-13 декабря 2016 года - page 11

11
ИСТОРИЯ
В СОРОК ПАМЯТНОМ ГОДУ
Алексей ЧИЧКИН,
кандидат экономических наук
С 1959 года и по сей день многие эксперты га-
дают: что же будет на Кубе и в Латинской Америке
в целом, когда Фиделя Кастро не станет. Ситуацию
в этом обширном регионе продолжают определять
авторитет команданте и пример Кубы. Факторы
эти скорее всего не имеют срока давности.
В Латинской Америке хорошо помнят, как Га-
вана выступала за деколонизацию оккупированных
США территорий даже в тех странах, которые
были настроены, мягко говоря, недружественно в
отношении новой Кубы и лично Фиделя. В этих
вопросах он был выше политико-идеологических
штампов. Поддержка требований соседних стран
возвратить им территории, оккупированные США
еще в XIX веке, резко повысила авторитет Кастро
даже среди проамериканских дикторских режимов,
как их именовали в СССР.
РУКИ ПРОЧЬ ОТ ГУАНО
В августе 1858 года в Соединенных Штатах
был принят закон «О гуано». В США и тогда, и
позже это ценное природное удобрение было в де-
фиците. Закон позволял Вашингтону захватывать
территории с крупными запасами гуано. Суще-
ствовала формальная оговорка, что экспроприи-
руются только ничейные земли. Но про нее в Ва-
шингтоне быстро забыли.
К 1880 году США захватили острова Навасса и
Суон, принадлежавшие Гаити и Гондурасу. Робкие по-
пытки этих стран в конце XIX – первой половине XX
века возвратить свои территории жестко, вплоть до
военных интервенций пресекались Вашингтоном.
Революционное руководство Кубы уже с 1959-го
стало требовать не только эвакуации военной базы
США в Гуантанамо (на
юго-востоке страны), но и
деоккупации названных
островов, в том числе за-
паднокарибских
Маис,
«арендованных» США на
99 лет у Никарагуа. Линия
Гаваны стала весомой под-
держкой таких же требова-
ний Гаити и Гондураса.
Характерно, что Мана-
гуа, Порт-о-Пренс и Тегу-
сигальпа стали активнее
требовать деколонизации
захваченных островов вскоре после кубинской рево-
люции. А голос Гаваны и лично Фиделя звучал все
громче. Это способствовало тому, что в 1970-м Со-
моса добился возвращения Никарагуа островов
Маис, а в 1971-м США вернули Гондурасу Суон.
БЛАГОДАРНЫ И СОЛИДАРНЫ
В период американской военной блокадыОстро-
ва свободы провалились попытки склонить к этому
Великобританию. США в начале 1962 года предла-
гали Лондону отложить предоставление независи-
мости Ямайке, сопредельной с Кубой, а также Три-
нидаду и Тобаго. Намечалось использовать располо-
женные там британские военные базы для ударов по
Кубе. Но как раз в начале Карибского кризиса Ямай-
ка с Тринидадом и Тобаго получила независимость.
И уже в сентябре – ноябре 1962-го британские базы
были эвакуированы. Экономическая блокада Кубы
со стороны США прорывалась активной внешней
торговлей через эти соседние страны.
Майкл Мэнли, премьер-министр Ямайки в
1972–1980 и 1989–1992 годах, так говорил о Фиде-
ле и Кубе: «Наши государственные и общественные
системы несопоставимы. Но если бы не кубинская
революция и не авторитет Фиделя, британцы вряд
ли ушли бы с Ямайки уже
через три года после ку-
бинской революции. Куба
во главе с Кастро поддер-
живала наше стремление
к независимости, за это
мы навсегда им благодар-
ны».
Албания, публично и
резко осуждая антиста-
линскую политику хру-
щевской клики, офици-
ально выразила солидар-
ность с Кубой еще в мае
1959-го. Осенью 1961 года туда были направлены
(через Китай) до 30 военных советников-
добровольцев и стрелковое оружие с боеприпаса-
ми. Тогдашний глава Албании Энвер Ходжа заявил
в августе 1962-го: «США готовы любыми средства-
ми уничтожить новую Кубу и ее руководителей –
Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевару. Независимо
от политики Москвы Албания поможет кубинцам
защитить свою родину и ее вождей».
Перед авторитетом
Кастро склонялись
даже проамериканские
диктаторские режимы
РЕВОЛЮЦИЯ В КУБЕ
ОСТРОВ СВОБОДЫ СТАЛ ПРИМЕРОМ, ЗАСТУПНИКОМ
И ЗАСТРЕЛЬЩИКОМ
4 декабря в Гаване состоялись похороны
Фиделя Кастро. Переоценить влияние
этого политика на Латинскую Америку,
на антиколониальное движение во всем
мире невозможно.
vistanews.ru
ЗА ИДЕЮ
Анатолий ИВАНЬКО,
директор Центра анализа
геополитики, войн
и военной истории
В 6 часов утра 7 декабря 1941 года 183 самолета первой волны, взлетев с авиа-
носцев, взяли курс на Перл-Харбор (Жемчужную бухту) – военно-морскую базу на
острове Оаху, где дислоцировались главные силы Тихоокеанского флота США. Бое-
вые действия в этом районе были составной частью гавайской операции японских
ВМС («Перл-Харбор – Алеутские острова»).
США располагали значительными силами, способными при умелом командова-
нии дать достойный отпор: восемь линейных кораблей, восемь крейсеров, 29 эсмин-
цев, пять подводных лодок, девять минных заградителей, десять тральщиков, а всего
– 93 судна. Здесь же базировались 394 самолета, небо над бухтой охраняли 294 зе-
нитных орудия. Личный состав гарнизона насчитывал 42 959 человек.
Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли кучно, это сильно облегчило
японцам атаку. Расчеты зениток в большинстве своем не были полностью укомплек-
тованы, а снаряды находились под замком, что также сыграло нападавшим на руку.
Ключи от арсеналов найти не смогли, пришлось взламывать сделанные на совесть
двери. В суматохе огонь по самолетам открыли учебными снарядами.
Для атаки на американскую базу японцы выделили солидные силы. Соединение
включало шесть авианосцев, на которых размещался 441 самолет. Эскорт составляли
два линкора, два тяжелых и один легкий крейсер, 11 эсминцев (по другим данным,
девять эсминцев и шесть подводных лодок).
На рассвете 7 декабря авианосцы под командованием вице-адмирала Нагумо на-
ходились в 200 милях от Перл-Харбора. По свидетельству командира авиагруппы
«Акаги» полковника Мицуо Футида, с 6.00 стартовали 183 самолета первой волны –
49 бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую броне-
бойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев, 51 пи-
кирующий бомбардировщик типа «99», имевший каж-
дый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия
состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в
общей сложности 43 машины. Небо над бухтой было
чистым. В 7.55 японцы атаковали крупные корабли и са-
молеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного аме-
риканского истребителя, а зенитки молчали. В результате
часовой атаки были потоплены три линейных корабля,
уничтожено большое количество самолетов. Первым
делом японские летчики должны были вывести из строя
восемь судов, загруженных минами и торпедами. При
взрыве этих плавучих арсеналов погибли другие стояв-
шие в Жемчужной бухте корабли эскадры.
Потери японской стороны были незначительны при
таком успехе атаки: девять истребителей, 15 пикировщи-
ков, пять торпедоносцев, одна подлодка I класса, пять
сверхмалых субмарин, 55 летчиков, 130 подводников.
Самолеты второй волны – 170 машин поднялись с авиа-
носцев в 7.15. В ней было 54 штурмовика-бомбардировщика
типа «97», 80 «девяносто девятых» и 36 истребителей при-
крытия. Второму удару американцы уже оказали серьезное
сопротивление. Один из офицеров вспоминал, что обошлось
без паники. Хотя неразбериха была всеобщей, что дало повод множеству слухов, например об
отравлении японцамиисточника воды. Люди, пившие из него, действительно были госпитали-
зированы. Откуда-то появилась информация о восстании японцев, проживавших на Гавайских
островах, и даже «точные данные», будто Советский Союз атаковал Токио.
Атака на Перл-Харбор – очень яркий эпизод войны на Тихом океане. Президент Руз-
вельт в конгрессе заявил, что 7 декабря войдет в историю страны как символ позора. О
нем написаны мемуары, сняты фильмы. Этому событию посвящены многочисленные
статьи, в которых авторы задают один вопрос: как случилось, что американцы оказались
не готовы к нападению? Почему потери были так велики, но среди погибших кораблей не
оказалось ни одного авианосца? Случайно ли «Энтерпрайз» под флагом адмирала Вилья-
ма Хэлси доставлял боевые самолеты на остров Вейк, «Лексингтон» под командованием
адмирала Ньютона перебрасывал 25 бомбардировщиков на остров Мидуэй, а «Саратога»
вышел в ночь на западное побережье для профилактики и ремонта?
Нападение на Перл-Харбор не было для американцев неожиданностью – к 1940
году японский дипломатический шифр был ими взломан, что позволило разведке
отслеживать все сообщения Генштаба потенциального противника.
Токио вел переговоры с Вашингтоном, пытаясь не допустить или хотя бы макси-
мально отсрочить начало войны. В одном из перехваченных секретных сообщений
глава японского МИДа говорил о необходимости устранить проблемы с США к 29
ноября, в противном случае «события произойдут автоматически». И уже 1 декабря
1941-го, после того как переговоры провалились, военные США перехватили донесе-
ние, в котором японский посол в Берлине информировал Гитлера о войне, «прибли-
жающейся быстрее, чем можно было подумать».
Известие о точном времени нападения на Перл-Харбор американцы получили за
день до налета. На Гавайи отправили шифрованную телеграмму, но передать ее не
смогли – помешали радиопомехи. Сообщение отправили телеграфом, пометку о том,
что она срочная, сделать забыли, и получивший на почте тревожную телеграмму по-
сыльный доставил ее в американский штаб через несколько часов после того, как
японские самолеты, отбомбившись, улетели.
Кстати, за два месяца до атаки, то есть в начале октября, советский разведчик Рихард
Зорге передал из Токио сведения о готовящемся нападении на Перл-Харбор. Американские
источники утверждают, что сведения из Москвы руководству страны были доложены.
Однозначно утверждать, что американцы подставились специально, невозможно.
К разгрому привела цепь непредсказуемых событий, безалаберность и беспечность.
Поражение американцев с нейтрализацией их флота на полгода полностью развязало
японцам руки: они почти без сопротивления установили контроль над Гонконгом,
Бирмой, Голландской Вест-Индией, Малайей, Сингапуром и Филиппинами. Стратеги-
ческая цель – не допустить вмешательства США в операции на Тихоокеанском ТВД –
была частично достигнута.
Но то, что японцы не стали бомбить инфраструктуру базы, нефтехранилища и
доки, оказалось крупным просчетом. Американцы сумели поднять затопленные суда
и восстановить их. Безвозвратно потерянными оказались лишь три корабля – «Аризо-
на», «Оклахома В-37» и «Юта AG-16».
Главный же проигрыш Японии был в том, что разделенные почти поровну в во-
просе об участии в войне Соединенные Штаты объединились и 9 декабря все-таки в
нее вступили.
До этого американцы, верные своей обычной практике, выбирали, чью сторону
взять выгоднее.
ДЕНЬ СБЕЖАВШИХ
АВИАНОСЦЕВ
АМЕРИКА ВСТУПИЛА
ВО ВТОРУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ БЫСТРЕЕ,
ЧЕМ ДУМАЛА
«
Однозначно
утверждать,
что американцы
подставились
специально,
невозможно.
К разгрому
привела цепь
непредсказуемых
событий,
безалаберность
и беспечность
»
ДАТА
Владимир ПЕРСИАНОВ,
доктор экономических наук,
профессор
Потребовалось организовать бес-
прецедентную по масштабу эвакуа-
цию материальных средств и людей,
обеспечивать непрерывный подвоз к
фронту громадного количества войск,
техники, снаряжения, боеприпасов,
продовольствия.
Исключительное
значение приобрели скорость и бес-
перебойность, от этого существенно
зависело выполнение заданий коман-
дования Красной армии.
Об объеме воинских перевозок
можно судить по тому, что уже в
первые дни Великой Отечественной
они составляли около 40 процентов
общей погрузки на всей сети. В
летне-осенний период 1941 года для
развертывания и сосредоточения ча-
стей РККА были доставлены (глав-
ным образом железнодорожным
транспортом) десятки стрелковых
дивизий, свыше двух миллионов че-
ловек маршевых пополнений. Толь-
ко по централизованному плану на
учете органов военных сообщений
одновременно находилось до 1500–
1700 оперативных эшелонов и до
10–12 тысяч транспортов. В октябре
– декабре 1941-го в районы, приле-
гающие к Москве, было перевезено
огромное количество войск и боевой
техники с Урала и из Сибири со ско-
ростью 800 километров в сутки и
более. Объем эвакуационных пере-
возок в первые месяцы войны соста-
вил около 1,5 миллиона вагонов или
30 тысяч поездов.
С началом наступления гитлеров-
цев на Москву для ее защиты срочно
мобилизовали все имевшиеся силы.
Из добровольцев, в основном комму-
нистов, включая и работников транс-
порта, сформировали 19 дивизий на-
родного ополчения. Навстречу врагу
выступили также полки, сформиро-
ванные из курсантов военных училищ
и московской милиции.
Ставка ВГК приняла оперативные
меры для переброски на запад из глу-
бины страны, в том числе с Даль-
него Востока и из Сибири, стра-
тегических резервов. За этим
Верховный главнокомандующий
следил лично. Он умело и опера-
тивно использовал железные до-
роги для маневрирования сила-
ми и средствами, когда возника-
ли критические моменты на от-
дельных участках фронта, лично
давал указания, какие дивизии,
откуда и когда нужно доставить.
Так, например, для освобожде-
ния Калинина, захваченного фа-
шистскими войсками, по указа-
нию Верховного по «зеленой
улице» для одностороннего дви-
жения поездов были срочно пе-
ревезены из Поволжья две танко-
вые бригады. О движении эше-
лонов Сталину докладывалось
каждые два часа. Он требовал,
чтобы ему сообщали, сколько
поездов погружено, сколько в
пути и где находятся головные
составы. Прибыв в назначенное время
на место, эти бригады выбили немцев
из Калинина, ликвидировав угрозу
прорыва танковых колонн на Москву.
Были и другие случаи, когда орга-
низовывалось одностороннее движение
поездов. Так, в ходе стратегических пе-
ревозок войск с востока на Ярослав-
ской железной дороге при подходе к
крупным узлам скопилось до ста воин-
ских составов, а станции были забиты
вагонами с грузами снабжения. При-
шлось прекратить встречное движение
поездов, чтобы пустить эшелоны в сто-
рону фронта. Освобождавшиеся после
выгрузки вагоны «рассовывали» на ма-
лозадействованные ветки и пути про-
мышленных предприятий.
Значительную долю военных гру-
зов из Москвы в сторону Волоколам-
ска, Вязьмы, Гжатска, Калуги и Тулы
перевозили автотранспортом, однако
наибольшее напряжение испытывали
железные дороги. Московский узел –
это пучок стальных магистралей, вее-
ром расходившихся к фронту. По
сравнению с довоенным уровнем гру-
зопоток возрос многократно. Напри-
мер, на Московской окружной желез-
ной дороге – более чем в шесть раз.
Советские
Железнодорожные
войска существенно затруднили не-
мецкому командованию снабжение
войск оружием и горючим. Генерал-
полковник Гудериан в мемуарах
писал: «В сражении под Москвой нам
лошади отказались служить от исто-
щения, танки – от нехватки горюче-
го, а железные дороги – из-за недо-
статка подвижного состава и значи-
тельных повреждений, которые про-
тивник
умел
весьма
искусно
причинять. Все это привело к тому,
что в середине ноября 1941 года для
всей группы армий «Центр» средне-
суточный подвоз составил только 23
поезда, в то время когда потребность
войск составляла 70 поездов».
В то же время в оборонительных
боях на подступах к Москве и для
подготовки контрудара интенсивные
воинские перевозки велись по всем
железнодорожным линиям. Не хвата-
ло вагонов, локомотивов и угля. Про-
пускная способность железнодорож-
ных коммуникаций оказалась явно
недостаточной. Из одиннадцати ма-
гистралей, подходивших к Москве,
семь были захвачены или перерезаны
врагом. Оставшиеся четыре линии
систематически атаковала фашист-
ская авиация, бомбардировщики ко-
торой сбросили на железные дороги
как минимум 2768 фугасов. Кроме
того, самолеты люфтваффе система-
тически обстреливали эшелоны на
перегонах, особенно цистерны с го-
рючим и санитарные поезда. В 1941
году было зарегистрировано 224 на-
падения вражеских самолетов только
на военно-санитарные поезда.
Железнодорожные части и спец-
формирования НКПС, находившие-
ся на фронтовых и прифронтовых
участках, научились быстро ликви-
дировать последствия налетов авиа-
ции противника. Перерывы в движе-
нии редко составляли более двух-
трех часов. Эксплуатационники мак-
симально использовали пропускную
способность стальных магистралей,
часто пускали составы один за дру-
гим на расстоянии видимости поезд-
ных сигналов. Нередко войска и
грузы подвозились по железной до-
роге непосредственно к переднему
краю действующих войск, так как
других средств транспорта было
мало.
15 ноября немецкое командова-
ние, перебросив из Европы значи-
тельное количество свежих дивизий,
вновь организовало крупное насту-
пление. Главные удары наносились по
флангам Западного фронта для
обхода Москвы. С севера врагу
удалось форсировать канал Мо-
сква – Волга у Яхромы, а с юга
выйти в район узла Ожерелье.
Но к этому времени сосредото-
чение стратегических резервов
было в основном закончено и со-
ветские войска перегруппирова-
лись. Перевозки велись настоль-
ко скрытно, что начальник не-
мецкого Генерального штаба су-
хопутных войск генерал Гальдер
в своем служебном дневнике 2
декабря 1941 года записал: «Со-
противление противника достиг-
ло своей кульминационной
точки. В его распоряжении нет
больше никаких новых сил».
В районы, прилегающие к
Москве, было подвезено по же-
лезным дорогам свыше 315
тысяч вагонов с войсками и во-
инскими грузами. Это позволи-
ло Красной армии нанести
мощный контрудар по врагу и раз-
веять миф о непобедимости вермах-
та. 5 декабря наши войска перешли в
контрнаступление, а к концу месяца
враг был отброшен на 100–250 кило-
метров от Москвы.
ПУТИ ПЕРВЫХ ПОБЕД
Проведенная в предвоенные годы реконструкция транспорта,
развитие сети железных дорог позволили успешно работать
в экстремальных условиях. Но война выдвинула новые
сложные задачи и резко изменила подходы к их решению.
75 лет назад японцы атаковали Перл-Харбор. При налете
погибли 3581 военнослужащий и 103 мирных жителя.
Американцы ждали нападения, но единственное,
что сделали, – вывели с базы авианосцы.
Из одиннадцати
магистралей,
подходивших
к Москве, семь
были захвачены
или перерезаны
врагом. Оставшиеся
четыре систематически
бомбило люфтваффе
О ДВИЖЕНИИ ЭШЕЛОНОВ
СТАЛИНУ ДОКЛАДЫВАЛИ КАЖДЫЕ ДВА ЧАСА
usiter.com
1...,2,3,4,5,6,7,8,9,10 12
Powered by FlippingBook